КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Культура XIX века
Начало XIX в. характеризуется большими изменениями в общественно-политической жизни. Во многих странах вспыхивают буржуазные революции. Люди стремятся избавиться от политического гнета и всякой несправедливости. Помимо изменений в структуре общества, преобразования коснулись и научной стороны жизни. Наблюдаются первые признаки индустриального общества. Это связано прежде всего с промышленной революцией, научными открытиями и т. п. Вот лишь немногие ученые, оказавшие заметное влияние на развитие науки: немецкий естествоиспытатель и врач, сформулировавший закон сохранения энергии, Юлиус Роберт Майер (1814— 1878); экспериментально доказавший закон сохранения энергии английский физик Джеймс Прескотт Джоуль (1814—1878); создатель термодинамической теории химических процессов, теории вихревого движения жидкости и аномальной дисперсии, немецкий ученый Герман Людвиг Фердинанд Гельмгольц (1821— 1894). Огромных результатов достигла биология, благодаря таким немецким ученым, как Теодор Шванн (1810—1882) («Микроскопические исследования о соответствии в структуре и росте животных и растений» (1839 г.) и Маттиас Якоб Шлейден (1804—1881). Вместе они создали клеточную теорию. Грандиозное эволюционное учение внедрил в биологию английский естествоиспытатель Чарльз Роберт Дарвин (1809—1882). Его главный труд — «Происхождение видов путем естественного отбора» (1859 г.) Физика XIX в. смогла преодолеть границы и перейти в область микромира и в мир больших скоростей. В первую очередь это заслуга двух величайших умов XIX столетия: немецкого физика-теоретика, основателя современной физики, создателя теории относительности Альберта Эйнштейна (1879—1955) и немецкого физика, основоположника квантовой теории Макса Планка (1857— 1947). В искусстве XIX в. продолжали развиваться два основных стиля: классицизм и романтизм. Классицизм начал сформировываться еще в XVII в. Для него было характерно возвращение к достижениям античного мира. Основными принципами классицизма были философский рационализм, разумность, закономерность, облагороженная красота. Важная роль отводилась воспитанию. При этом общественное ставилось выше личного. Герои классицизма боролись со своими страстями во благо общества, долга и т. п. В литературе классицизм отразился в произведениях таких мастеров, как немецкий поэт, драматург Иоганн Фридрих Шиллер (1759—1805) («Мария Стюарт», «Орлеанская дева», «Вильгельм Телль» и др.), французский поэт и драматург Мари Жозеф Шенье (1764—1811) («Карл IX, или Урок королям», «Кай Гракх» и др.), поэт и драматург Андре Мари Шенье (1762—1794) (цикл «Ямбы»). Классицизм в живописи связан прежде всего с французским живописцем Жаком Луи Давидом (1748—1825). Переняв античный пример, он создал настоящие шедевры живописи классицизма: «Клятва Горациев» (1784 г.), «Смерть Марата» (1793 г.), «Сабинянки» (1799 г.), «Андромаха у постели Гектора» (1783 г.), портреты «Врач А. Леруа» (1783 г.), «Зеленщица», «Старик в черной шляпе» и др. Учеником Ж.-Л. Давида был прекрасный портретист, французский художник Жан Огютс Энгр (1780—1867) («Портрет художника» (ок. 1800 г.), «Портрет Бертена» (1832 г.), «Мадам Дево-се» (1807 г.)). Музыкальное искусство классицизма в связи с Великой французской революцией приобрело несколько новые формы. Прежде всего, это связано с появлением новых идеалов, стремлением к массовости. Возникновение нового музыкального жанра «опера спасения» было возможно благодаря двум композиторам этой эпохи: Франсуа Жозефу Госсеку (1734—1829) (опера «Триумф Республики, или Лагерь при Гранпре», 1793 г.) и Этьену Мегюлю (песни для революционных празднеств, оперы «Стратоника» (1792 г.), «Иосиф» (1807 г.) и др.). Разочарование в революции, социальные катаклизмы привели к смене идеалов. Отвращение к буржуазному строю с его рационализмом и просвещением привели к тому, что классицизм начал себя изживать. На смену ему пришло новое направление — романтизм. Романтики стали отказываться от объективности в пользу субъективного творческого воображения. Среди писателей романтизма стоит выделить Жана Поля (1763— 1825), основателя романтической этики, автора романов «Геспер», «Зибенкэз» и др., а также романтика, блестящего немецкого писателя Эрнста Теодора Гофмана (1776—1822) («Эликсир дьявола», «Золотой горшок», «Повелитель блох», «Маленький Цахес», «Ундина», «Записки кота Мурра» и др.) Вершиной английского романтизма стал лирик Джордж Ноэль Гордон Байрон (1766—1824). Для его произведений характерен протест. Главный герой, бунтарь и индивидуалист, стремится к свободе, зачастую пессимистичен. Наиболее известные его произведения: поэмы «Паломничество Чайльд Гарольда», «Ман-фред», «Каин», восточные поэмы «Лара», «Корсар», «Гяур» и др. В XIX в. во Франции стал выделяться прогрессивный романтизм. К его последователям относятся писатели Виктор Гюго (1802— 1885) («Собор Парижской Богоматери», «Человек, который смеется», «Отверженные» и др.) и Жорж Санд (1804—1876) («Индиана», «Валентина», «Грех господина Антуана», «Консуэто», «Орас» и др.). Среди композиторов-романтиков особое место занимают Ф. Шуберт, К. М. Вебер, Р. Вагнер, Г. Берлиоз, Н. Паганини, Ф. Шопен, Ф. Лист. Австрийский композитор Франц Шуберт (1797—1828) является создателем романтических песен и баллад, ему принадлежат несколько вокальных циклов, симфоний, ансамблей. Его по праву называют крупнейшим представителем раннего романтизма. Новшества в оперу привнес другой немецкий композитор и дирижер Рихард Вагнер (1813—1883). В своих операх («Риенцы» (1840 г.), «Летучий голландец» (1841 г.), «Тристан и Изольда» (1859 г.), «Парсифаль» (1882 г.) и др.) он к музыкальной основе добавил поэтически-философский смысл. Новатором в музыкальном деле был и французский композитор-романтик, а также и дирижер Гектор Берлиоз (1803—1869) — создатель романтической программной симфонии. Говоря о романтизме в музыке, нельзя не упомянуть о величайшем польском композиторе и пианисте Фредерике Шопене (1810— 1849). Его любовь к родине очень сильно отразилась на его произведениях. Они имеют национальный оттенок, фольклорный отпечаток. Ф. Шопену принадлежат 2 концерта, 3 сонаты, баллады, скерцо, ноктюрны и этюды, а также другие произведения для фортепиано. Романтизм отобразился и на изобразительном искусстве. Во Франции романтизм связан прежде всего с живописцем Теодором Жерико (1791—1824). Его произведения отличаются драматическим напряжением, психологизмом. Главное, что Т. Жерико находит свои сюжеты в обыденной жизни, использует бытовые сцены. Наиболее известные его работы: «Плот Медузы» (1818—1819), «Дерби в Эпсоме» (1821). Но и романтизм не оказался вечным. Настало время, когда он полностью себя исчерпал. Тогда ему на смену пришло новое направление искусства — реализм. Он начал сформировываться в тридцатые годы XIX века. А уже к середине столетия становится главенствующим направлением в искусстве Нового времени. Для него характерна передача правды жизни. В литературе реализм достиг своего пика в творчестве французского писателя Оноре де Бальзака (1799—1850). Основное его произведение — эпопея «Человеческая комедия», состоящая из 90 романов и рассказов. В своих произведениях О. Бальзак рисует реалистические картины, отражая в них общественные нравы и противоречия. Другой писатель-реалист, француз Проспер Мериме (1803— 1870) по праву считается мастером новеллы. Его произведения («Кармен», «Коломба», «Хроника царствования Карла IX» и др.) изящны, лаконичны, обладают отточенной формой. Крупнейшим реалистом в Англии считается писатель Чарльз Диккенс (1812—1870), родоначальником нового направления — критического реализма. Описывая различные слои английского общества, он высмеивает его пороки и недостатки. В музыкальном искусстве для реализма характерно появление нового направления — веризма. Его представителями являются итальянские композиторы, основоположники веризма в опере Руджеро Леонкавалло (1857—1919), Пьеро Масканьи (1863—1945). Заметно расширил рамки оперного веризма другой итальянский композитор Джакомо Пуччини (1858—1924). Ему принадлежат такие оперы, как «Тоска», «Турандот», «Мадам Батерфляй», «Ма-нон Леско», «Богема», «Девушка с Запада», «Чио-Чио-сан». После революции укрепил свое положение реализм в изобразительном искусстве. Одним из гениальнейших художников-реалистов считается Франсиско Хосе де Гойя (1746—1828). Его произведения пронизывает тема свободолюбия. Они отличаются насыщенностью, страстностью, яркой эмоциональностью. Примером тому служат такие его произведения, как «Капричос», «Бой быков», «Сатурн пожирает одного из своих детей», «Паника (Колосс)». Очень часто картины Гойи проникнуты национальным духом, несмотря на свою неповторимость. К концу XIX в. начинают складываться новые направления в искусстве: 1) символизм; 2) натурализм; 3) импрессионизм. Для символизма характерна передача образов с использованием различных символов. В литературе яркими представителями символизма являются французские поэты Артюр Рембо (1854— 1891), Стефан Малларме (1842—1898). Символистом в живописи можно назвать английского рисовальщика Обри Винсента Бердсли (1872—1898) («Пещера сплина», 1895—1896, «Туалет Саломеи», 1893, «Лисистрата», 1896). Для натурализма была характерна объективная передача реальности, причем научному предпочиталось художественное восприятие. Сторонником натурализма в литературе был французский писатель Эмиль Золя (1840—1902). Основное его произведение, посвященное жизни одной семьи, — «Ругон-Маккарты», написанное в период с 1871 по 1893 г., состоящее из двадцати томов. В своей книге «Экспериментальный роман» (1880 г.), выступил как сторонник натурализма в искусстве. В передаче мимолетных впечатлений, изменений в реальном мире больших успехов достигли импрессионисты. Появился импрессионизм во Франции в творениях таких живописцев, как Эдуард Моне (1832—1883) («Завтрак на траве», «Бар Фоли-Бер-жер», «Морской пейзаж», «На скамейке») и Пьер Огюст Ренуар (1841—1919) («Бал в Мулен де ла Галет», «Окрестности Мен-тона», «Девушка, играющая на гитаре»). Проведя анализ культуры Нового времени, мы увидели, насколько она разнообразна по своим стилям и жанрам. Очень часто под влиянием внешних факторов, таких как политические и социальные изменения, формы и методы искусства менялись прямо на глазах. Наибольшее значение для последующих поколений имело сложившееся в XIX в. реалистическое направление в искусстве.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 344; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |