Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция №6 Культура новейшего времени

 

XX в. — новейшее время в культуре. Для ХХ в. характерен постоянный прогресс, он наметился во всех областях жизни. Еще один характерный для ХХ в. показатель — постоянное стремление к объединению, интернационализации. Если раньше культура имела более четкие и определенные национальные гра­ницы, выраженные в культурных отличиях между различными государствами, то для новейшего времени эти границы стали все менее и менее строгими и отчетливыми. Главная причина такого межнационального объединения — научно-техническая револю­ция, которая позволила наладить более тесный контакт между странами. Конечно же это взаимопроникновение культур различ­ных государств не всегда было спокойным и мирным. Стоит вспомнить политические конфликты, приводящие к мировым войнам и другим противостояниям. И, если проследить за ходом истории, видно, что наиболее проблемные взаимоотношения меж­ду государствами были характерны для первой половины ХХ в. Вторая же половина оказалась более спокойной и безмятежной, в результате чего и интернационализация шла намного быстрее и прогрессивнее.

Глобальные изменения в жизни людей, связанные с перехо­дом к новому виду общества — капиталистическому, а также огромный скачок в развитии научных знаний и другие факторы не могли не сказаться на культуре. Как реакция на эти изменения — появление новых культурных форм.

Для примера обратимся к живописи. Появился ряд новых, очень часто абсолютно оригинальных форм, таких как:

1) набизм (от французского nabis — «пороки» и от древнеев­рейского наби — «пророк»);

2) фовизм (от французского fauve — «дикий»);

3) кубизм (от французского cubisme, от cube — «куб»).

Набизм возник в Париже около 1890 г. Его создателями были художники Морис Дени (1870—1943), Пьер Боннар (1867—1947) и др.

Набисты, отталкиваясь от модерна, соединили воедино лите­ратурный символизм, музыкальность ритмов и декоративную обобщенность форм. С 1905 по 1907 г. просуществовало другое течение в живописи — фовизм. Оно, как и набизм, появилось во Франции под влиянием таких живописцев, как Анри Матисс (1869—1954), Альберт Марке (1875—1947), Жорж Руо (1871—1958), Рауль Дюфи (1877—1953), Морис де Вламинк (1876—1958). Для фовизма было характерно стремление к эмоциональности в передаче художественного изоб­ражения, динамичность и цветовая интенсивность.

В первой четверти ХХ в во Франции начинается расцвет ку­бизма, который позже появился и в других странах. Наиболее из­вестный его представитель — Пабло Пикассо (1881—1973). В 1907 г. он вместе с французским живописцем Жоржом Браком (1882—1963) создал направление, для которого было свойственно выдвижение на первый план формальных экспериментов, таких как объемные формы на плоскости, геометрические фигуры (шар, куб, цилиндр и др.). Для кубизма характерен некий анализ, т. е. разложение сложных форм на более простые. Пикассо, используя нейтральные тона, разнообразно комбинируя геометрические формы, создает абсолютно радикальные произведения искусства («Королева Изабо», «Дама с веером» (1909 г.); «Портрет А. Воллара» (1910 г.); «Дриада», «Фермерша», «Три женщины» (1909—1910 гг.)

Кубизм имел две стадии развития:

1) аналитическую (1907—1909 гг.);

2) синтетическую (с 1913 г.). Синтетическая стадия кубизма отличается от аналитической большей цветностью форм, плоским изображением объектов.

Но Пикассо не стоял на месте, он постоянно искал новые формы для выражения. Вследствие чего в начале 20-х г. приходит к новому направлению — сюрреализму («Метаморфозы» (1930 г.)

Сюрреализм (от французского surrealisme — «сверхреализм») выбрал в качестве источника художественных образов сферу под­сознательного. Сюрреалисты использовали инстинкты, свои сно­видения и галлюцинации.

На начальном этапе сюрреализм служил как некое отражение той абсурдной реальности, какой представлялся послевоенный мир. И если вытащить подсознательное наружу, то, по мнению художников, таким способом можно улучшить мир. Крупнейшей фигурой в мире сюрреалистической живописи стал испанский живописец Сальвадор Дали (1904—1989). Его произведения («По­эзия Америки» (1943 г.), «Портрет Пикассо» (1947 г.), «Мадонна порта Льигат» (1949 г.), «Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения» (1944 г.), «Атомная Леда» (1947 г.) и др. отличаются смелостью, безграничной фантазией, виртуозностью в исполнении, а также множеством противоречий и сочетанием, казалось бы, несочетаемых вещей и предметов.

Но сюрреализм коснулся и других видов искусства литерату­ры, театра, кино. Если переход в XX в. сказался на живописи, то на литературу заметного влияния он не оказал.

Литературное искусство продол­жало развиваться, но без кардинальных изменений. Начало ХХ века связано с появлением огромного числа талант­ливых писателей. Во Франции стоит выделить Марселя Прус­та (1871—1922), Андре Жида (1869—1951), Жоржа Бернаноса (1888— 1948), Франсуа Мориака (1885—1970) и др. На это время прихо­дится расцвет французского романа, который становится более напряженным, душераздирающим и откровенным.

В английской и немецкой литературе наметилась тенденция следования классическим традициям. Примером могут послу­жить произведения английского писателя-романиста Джон Голсуорси (1867—1933), немецкого писателя Томаса Манна (1875— 1955).

Несмотря на следование классическим традициям, в литера­туре XX в. очень заметно влияние модернизма. Это влияние про­слеживается в романе Марселя Пруста «В поисках утраченного времени», произведениях австрийского писателя Франца Кафки («Процесс», «Америка» и др.), ирландского писателя Джейм­са Джойса (1882—1941) («Дублинцы», «Улисс», «Портрет худож­ника в юности»). Многие писатели в своих произведениях поль­зуются новым творческим принципом, характерным для западно­европейской литературы начала XX в., — «потоком сознания». Впервые этот термин употребил американский философ и психо­лог Уильям Джеймс в своей книге «Научные основы психологии» (1890 г.). Под этим принципом понимается передача процессов душевной жизни, некий «внутренний монолог». Это заставляет при прочтении книги поверить в свое присутствие в условиях, описываемых автором, сильнее сопереживать героям.

Вторая мировая война сказалась не только на жизни людей, но и на культуре. В философии и литературе выделилось новое на­правление — экзистенциализм (от позднелат. exsistentia — «сущест­вование»). Основная тема экзистенциализма — человеческое су­ществование с его проявлениями (страхи, заботы, совесть и др.).

Экзистенциализм имеет две ветви:

1) религиозный экзистенциализм (немецкий философ Карл Ясперс, французский философ и драматург Габриэль Оноре Марсель и др.);

2) атеистический экзистенциализм (французский писатель Жан Поль Сартр, французский писатель и мыслитель Альберт Камю). Наверное, одно из наиболее значимых событий в истории культуры XX в. — появление нового («седьмого») вида искусства, кинематографа. На начальном этапе это было немое кино, но в 1927 г. кино становится звуковым. Киноискусство нельзя рас­сматривать как обособленный вид искусства, ведь оно является синтезом литературы, театра, музыки, изобразительного искус­ства и др. На начальном этапе своего существования кино ассо­циируется с такими именами, как Рене Клер, Жан Ренуар, Жан Кокто и Марсель Карне. Эти выдающиеся французские режиссе­ры сделали кинематограф независимым.

Кино послевоенного периода — это прежде всего фильмы Жан Люка Годара, Франсуа Трюффо, Роберто Росселини, Луиса Бу­нюэля, Фредерико Феллини и др.

Первые два десятилетия после окончания Второй мировой войны лидирует проблемное кино «новой волны». На смену ему приходит расцвет комедии. Появляются фантастические филь­мы, мелодрамы, приключения, боевики и многие другие жанры. Огромную роль в киноискусстве играют США. Особое значение имеет Голливуд. Именно здесь до 50-х гг. находилась основная часть американской кинопромышленности. В американском ки­но появляется новый национальный жанр — вестерн. Постепенно США становятся лидерами в киноискусстве. Здесь появляется наибольшее количество фильмов и кинозвезд. Голливуд стано­вится зачинателем американской эстетики и стандартов массовой культуры в США, влияние которой на весь остальной огромно.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Возрастные и половые особенности черепа | Понятие и значение педагогического общения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1250; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.