Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Восприятие лекция 24. ки, они не были так уж выражены физически, н




Т

Слуховое восприятие

Лекция 24

КАТЕГОРИАЛЬНОСТЬ И ПРЕДМЕТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ 205

ки, они не были так уж выражены физически, но были, так скажем осторожно, на­мерения суицидальные, то есть прекращения своей жизни.

Пришлось потратить немалый труд, чтобы научить действовать, управлять этой двупалой конечностью, восстановить прежде всего осязательный гнозис, лик­видировать астереогноз. Это удалось сделать с помощью очень хитрых, страшно труд­ных приемов, которые не могли быть распространены в широкую практику, потому что они требовали от самого восстановителя чрезвычайного высокого уровня ква­лификации, большой вдумчивости в каждое мгновение, в каждый шаг, в каждую секунду. И поэтому наши рекомендации были другими — не делать операций по Крукенбергу в случае военной слепоты, то есть у военно-слепых. Не делать. Жертво­вать меньшим, чтоб выигрывать жизнь — большее.

Вот почему я и заканчиваю этот параграф так: глаз — только это и есть связь с миром. И без этой связи это движение вообще невозможно! Оно делается бес­смысленным и не облегчает субъекту его жизнь.


Аоварищи, у нас остается очень мало времени на лекционный курс, и по­этому я сегодня прямо перейду к одному из трех важнейших видов восприятия, к восприятию слуховому.

Осязательное, зрительное, слуховое — важнейшие формы восприятия, в ре­зультате которых складывается картина мира. Не случайно старая философская мысль различала «праксис», «гаптическую сферу» — это осязание, «эйдос», картину, образ — это зрение, наконец, «логос», слово, слово-понятие — это прежде всего слухо­вое восприятие.

Как и восприятие зрительное, слуховое восприятие представляет собою чрез­вычайно сложный процесс. Поэтому представление о слухе в его исходном элемен­тарном виде приходится сейчас оставить и искать какие-то более адекватные, более отвечающие действительному положению вещей представления.

Элементарные представления о слухе хорошо известны. Дело изображается так, что существуют физические агенты, а именно упругие волны, которые в пределах ди­апазона от 10 герц, то есть 10 колебаний в секунду, примерно до 20000 герц — видите, очень широкий диапазон, — воздействуют на слуховые рецепторы, размещенные в кортиевом органе. В этом кортиевом органе и происходит первоначальный анализ, пер­вичный анализ. Далее, возникающее в периферическом отделе нервное возбуждение передается по слуховому нерву и по дальнейшим путям в корковые центры <нрзб> (они локализованы в проекционной слуховой зоне) и подвергается дальнейшей пере­работке. В результате и возникают слуховые ощущения и их комплексы, которые пред­ставляют собою слуховой образ, то есть собственно слуховое восприятие.

Разумеется, при этом возможность слухового рецептора, а соответственно, и восприятия слухового ограничена не только диапазоном, о котором я только что го­ворил. Кроме того, эти возможности ограничены и порогами по громкости, то есть, не только по частоте упругой волны, но и по громкости, то есть амплитуде.

Пороги такие исследовались многократно. Установлены средние характерис­тики. Определены нижние и верхние абсолютные пороги. Определены средние по­роги, в том числе и по отношению к дифференциации, то есть различению по вы­соте или по громкости. И абсолютные, и дифференциальные пороги бесконечно изучались. Исследование порогов было очень важно в практическом отношении, и поэтому в психофизике все данные по слуху, разумеется, живы, действуют и ими пользуются и в наше время. Они вытекают из очень элементарных представлений, но они, тем не менее, рисуют важную вообще картину. Чтобы не быть голослов­ным, я приведу пример с использованием измерения слуха с помощью аудиомет­ра, то есть так называемой «аудиометрии».


слуховой восприятие 207

Это незатейливый прибор, который все же позволяет измерить слуховую чув­ствительность в разных частотах. В медицинской практике это важный тест для того, чтобы представить себе характер поражения, локализации поражения, в условиях, например, разрушения патологическим процессом того же кортиевого органа, пото­му что, когда вы констатируете, что, скажем, вы имеете очень пониженные пороги по громкости в одном диапазоне, в одних частотах, и сохраненные в других — ко­нечно, вы можете судить о том, какая часть улиточного прибора разрушена.

Я не буду приводить других практических применений: они очень ясны и с точ­ки зрения профессионального отбора, и даже с точки зрения такой практики, как, например, размещение учащихся в классе — учащиеся с пониженным слухом, есте­ственно, должны находиться ближе к учителю, к кафедре учителя, ну, словом, тут есть множество практических применений самых элементарных определений.

Правда, уже в изучении порогов возникли довольно сложные вопросы. Среди них я укажу такой вопрос, как различие довольно резкое, в некоторых, особенно па­тологических случаях, чрезвычайно резкое, между порогами, измеренными, с одной стороны, по способу констатации самим испытуемым наличия или отсутствия звука или различия между разными звуками, то есть по абсолютному или по дифференци­альным, или разностным, порогам, в условиях, когда индикатором показаний изби­рается высказывание испытуемого, о котором я только что сказал, — и, с другой стороны, по какой-нибудь объективной реакции, то есть когда речь идет об измере­нии сенсорного порога и порога субсенсорного.

Ну, это условные термины. Повторяю — они играют очень важную практичес­кую роль, потому что, например, Гершуни, одним из наших, я бы сказал, выдаю­щихся исследователей-психофизиологов, была установлена возможность прогнозиро­вания восстановления слуха у больных, вернее, у пострадавших после контузии — имеется в виду воздушная контузия. Так было установлено в годы Великой Отече­ственной войны, что в том случае, если имеется глухота или очень высокая степень тугоухости, приближающаяся к практической глухоте, но обследование больных по­казывает, что субсенсорные пороги, например, реакция зрачка на звук сохраняют­ся, то тогда прогноз состоит в восстановлении слуха. Если нет этого различия, если субсенсорные пороги тоже очень высоки, то есть показывают на очень низкую чув­ствительность, тогда прогноз делается довольно точно, на значительном материале это установлено, что шансов, то есть перспектив на восстановление слуха, практи­чески нет.

Но мы с вами имеем дело с проблемой слухового восприятия, то есть с про­цессами проникновения в объективный мир в его действительных характеристиках. И вот с этой точки зрения исследование порогов в динамике собственно слуховой чув­ствительности, я бы еще сказал ощущений, является недостаточным, а вся картина работы, вся картина механизма слухового восприятия требует гораздо более сложных представлений, развитых гипотез.

Усложнение уже начинается с того, что мы должны отказаться от идеи едино­го источника звука, то есть какого-то вибрирующего, колеблющегося тела, скажем колокола, камертона — прибора, который обычно применяется для исследований, какого-нибудь иного источника звука: тикающих часов, расстояние до которых мо­жет служить способом измерения слуховой чувствительности. Ну, скажем, установить нижний абсолютный порог чувствительности по параметру амплитуды. И если я буду отодвигать от вашего уха тикающие часы, то наступит такой момент, когда вы пере­станете слышать тиканье. Проверяем другим способом (обычный прием): приближа­ем до тех пор, пока не оказывается такое расстояние, при котором вы слышите. Это


можно все перевести в физические меры, и тогда вы получаете объективную физи­ческую характеристику раздражителя, едва или впервые различимого.

О верхнем пороге громкости трудно говорить потому, что он переходит в бо­левой порог и стирается.

Но в действительности речь идет не о том, что мы находимся перед неким вибрирующим телом, то есть источником упругих, звуковых, акустических, иначе говоря, волн. Дело в том, что мы скорее находимся в некоем поле. Любой источник звука, помещенный в некоторое пространство, скажем в этой комнате, не пред­ставляется чем-то вроде слабо светящейся точки. Все обстоит гораздо сложнее. Дело в том, что звук вызывает эффект реверберации, то есть он одновременно воздей­ствует и со стороны источника, и со стороны отражающих поверхностей. Этот же главный источник звука вызывает и со-вибрацию, правда? По разным своим гар­моникам, то есть по разным составляющим эту картину колебаний от других пред­метов. Таким образом, мы находимся в довольно сложной ситуации, которую легче всего описать словом «поле».

Иначе и проще я могу сформулировать это так: практически мы имеем дело со звуком на неизвестном фоне, тоже звуковом, даже в том случае, когда активный источник в данном, скажем, помещении является единственным. На самом деле это не так. Нужны специальные условия, чтобы был единственный источник. В действи­тельности шумят, создают акустические эффекты очень многие предметы окружаю­щего нас мира. Всегда создается известный фон.

Поэтому можно сказать, что мы выделяем звук всегда на фоне. Этот фон может быть высоким или низким, но он вообще-то существует. Я оговариваюсь — в практи­ческих ситуациях; теоретически мы его, конечно, можем избежать. Это делается путем соответствующего оборудования — звукопоглощающими материалами, скажем, заглу­шением посторонних звуков, и т.д., и т.п.

Вы можете мне сказать, что я все время имею в виду какую-то искусственную обстановку. Нет. Это относится в известной степени и к естественной обстановке.

Представьте себе горный ландшафт, горный район. Лес, овраги, равнинные части, ну и масса других вещей, правда? Картина менее яркая, более яркая, менее сложная, более сложная — она остается все-таки принципиально такой, как я вам ее рисовал. Это поле, это фон, и на фоне выделяющиеся звучащие объекты. Или отра­жающие звук объекты.

Я бы сказал, соотношение фона и звука очень ясно обнаруживается в пе­реживании так называемой «тишины», которая сплошь и рядом выступает очень отчетливо в условиях, когда продолжаются звуковые воздействия достаточно боль­шой интенсивности. Если с гор вы перемещаетесь, скажем, в сельскую местность, то очень часто вас охватывает чувство тишины, хотя вы отдаете себе отчет в том, что где-то слышны звуки, передаваемые по радио; если это утром, то вы слышите крик петуха.

Откуда же тишина? Фон пониже, понятно? Тут дело не в отдельных звуках. Кто-то говорит недалеко от вас, и вы слышите, что кто-то говорит, а тишина вас охватывает. Тем не менее фон снят, вот этот ужасный фон, в котором мы с вами живем здесь в Москве. Который, кстати, привлекает к себе очень пристальное вни­мание в последнее время во всех странах именно потому, что этот фон, оказывает­ся, отрицательно действует на нервную систему: он утомляющий, переутомляющий. Именно фон.

Значит, вы всегда себе представляете такую сложную картину — если это <нрзб> шумов, этот фон, правда? Затем выделение звуков. Опускается фон — ме-


слуховой восприятие 209

няется картина. Меняется степень выделенности — меняется картина. Вот это пер­вое объективное усложнение, которое относится к самому воздействию, так ска­зать, к физическому раздражителю. Или, вернее, к физическим воздействиям, сре­ди которых мы живем, в которых мы существуем.

Значит, вот одну проблему мы сразу открыли — это проблема фона, на ко­тором происходит восприятие. Но есть и еще одно обстоятельство, усложняю­щее действительную картину. Дело в том, что мы не слышим звук, который на нас воздействует, просто где-то происходящим, вернее, где-то возникающим. Слухо­вое восприятие локализует звук, то есть мы действуем в роли специального прибо­ра, определяющего направление источника звука. В нормальных случаях — я имею в виду не внешнюю нормальную обстановку, а нормальное сохранное восприятие че­ловека, у которого органы слуха и, в том числе, центральные звенья его корковой, подкорковой систем, действуют нормально. Вы всегда ориентируетесь на направ­ление и локализуете довольно точно. Ваше слуховое восприятие локализует, то есть находит, источник звука вовне, определяя направление. Бинауральный слух по­хож на локатор.

Для того чтобы локализовать звук, мы обыкновенно делаем движение головой, то есть усиливаем или ослабляем воздействие на то или другое ухо. Можно локализо­вать и без движения, но это гораздо труднее. У большинства, да нет, у всех людей, конечно, ушные раковины неподвижны. Мы не делаем, как делает, например, ло­шадь, правда? Но мы все равно движения делаем, только не с помощью ушных ра­ковин. Правда, есть некоторые люди, которые умеют двигать ушами. Но не в этом смысле — они с помощью этих движений не локализуют звук. Они просто умеют дви­гать ушами. Одни — лучше, другие — хуже. Но двигать-то ушами ни к чему.

Интересно, что мы умеем определять и дистанцию! То есть локализовать ис­точник звука не только по направлению, но и по расстоянию. Как это происходит? Мне разумных исследований в этом отношении не известно. Что это связано одним и тем же в одну и ту же систему локализации, в смысле направления и в смысле рас­стояния, — это очевидно. Есть ли эта действительная связь в механизмах? Она, веро­ятно, есть. Но в чем она заключается — мне не ясно. То есть, «мне не ясно» в том смысле, что я не нашел достаточно ясного ответа.

Факт же эмпирический заключается в том, что практически в известных пре­делах — не по отношению к грому, к каким-то очень отдаленным раздражителям, а в некоторых пределах — мы довольно точно определяем расстояние и, соответствен­но, направление. То есть вы видите, что мы еще локализуем объект в пространстве. Причем тут воспроизводится то же, что и при зрительном восприятии. Собственно, звук с самого начала локализован.

Мы не имеем слухового восприятия по типу «звенит в ушах», то есть происхо­дит что-то. Мы имеем такие явления, но мы относим это к чему? К состоянию наше­го собственного тела. Вообще же, простая правда состоит в том, что мы находим эти звучащие предметы с самого начала вне, мы их локализуем, не очень хорошо, не очень точно, но они локализованы, они идут отсюда, и это характеристика мира, а не характеристика состояния органа, рецептора, или проводящих путей, по гипотезе Иоганнеса Мюллера, которая здесь тоже не проходит, как и со зрением.

Но вот еще положение, с которым надо считаться с самого начала исследова­ния слуховой системы. Оно состоит в следующем: реально существует, и мы его выде­ляем, если можно так выразиться, «разное предметное звуковое содержание». Поэто­му приходится при постановке проблемы восприятия держать в уме вопрос о том, что,





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 256; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.