Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Леонтьев А.Н

Содержание

Примечания 509

Примечания

Примечания 507

Примечания

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ 505

вещественные отношения. Оно совершается поэтому в плане, который можно спра­ведливо назвать планом идеаторным, или идеальным, как иногда его называют.

Надо сказать, что эта проблема становления первых иерархий изучалась неод­нократно, очень разными подходами. Но всякий раз такие исследования давали од­нозначные, совершенно сопоставимые результаты. Коротко эти результаты сводятся к тому, что в относительно раннем возрасте появляется поведение или такие связи, отношения, такие явления возникают, которые представляют собой не что иное, как начало образования иерархичности побуждений.

Я очень люблю и неустанно повторяю наблюдение, которое было сделано по­чти случайно в экспериментальной лаборатории, занимавшейся вообще практичес­ким интеллектом у детей преддошкольного и дошкольного возраста. Вот в чем его суть. Ребенок должен достичь цели, соблюдая известные условия. Эти условия зада­ны человеком, экспериментатором, взрослым мужчиной, который пригласил этого мальчика. Я сам наблюдал это, поэтому помню, что мальчик, не было ему и пяти лет, был приглашен, ему было сказано: ты должен сделать то-то и то-то, но только не вставая с места. В этом заключалось условие. И мальчик оставался один, а экспе­риментатор и другие присутствовали при этом в «шапках-невидимках». То есть они видели и слышали, что происходит, но их не было ни видно, ни слышно. Есть та­кие приспособления, очень нехитрые. И вот драма, которая разыгралась первый раз у меня на глазах. Первый раз я ее увидел воочию. Этот мальчик старается как-то решить задачу, соблюдая правило. Это не получается. Тогда он нарушает правило — поднимается со своего стула, идет, а потом возвращается. В этот момент шапка-не­видимка с одного из экспериментаторов снимается. Он появляется в комнате. И, видя результат, говорит — ну вот, великолепно! Успех! Вот тебе награда! Прекрас­ное решение! И вот тогда-то мы увидели неожиданную реакцию. Ужасно человечес­кую. Вовсе не крысиную, а наоборот. Я про крысу упоминаю потому, что это один из излюбленных объектов бихевиористов-психологов, изучающих поведение. Маль­чик от этой награды постарался отделаться. Больше того, огорчился до слез в бук­вальном смысле слова. Посмотрите, когда наступила предметная ситуация, никако­го конфликта, сшибки, по Павлову, не было. А теперь лицом к лицу столкнулись обретенный вещественный результат и человек с его требованием. Столкнулись по­буждения, идущие от двух разных полюсов. И что же победило? Оказывается, побе­дил полюс человека. Мы с вами описываем такие случаи так: у взрослых, да и у детишек тоже — «заговорила совесть». Хотя мне это выгодно, не буду делать. Обе­щал, что не буду делать. Не буду делать потому, что будут нарушения в системе моих отношений, они нарушатся. А они важнее, главнее.

Вот так, товарищи, идут первые шаги формирования этих особенных связей, и я очень рад, что мне удалось всунуть в последнюю минуту моей речи слово «со­весть». Потому что если вы дадите мне учение о личности без этого слова, я, на­верное, скажу, что это учение о чем-нибудь, только не о личности. В лучшем случае о личности, потерявшей совесть.


Для данного издания мы использовали и машинописные стенограммы, и маг­нитофонные записи, комбинируя их при необходимости. Авторская рукописная правка была во всех случаях учтена. Все шрифтовые выделения, сделанные в тексте, принадлежат А.Н.Леонтьеву. Все подстраничные сноски, за исключением специаль­но оговоренных случаев, сделаны редакторами настоящего издания.

Лекции 1—14 читались в первом семестре 1973/74 учебного года и посвящены перво­му разделу курса общей психологии — «Введение в психологию».

Лекция 1. Прочитана 1 сентября 1973 года. Печатается по тексту отредактированной машинописной стенограммы. Магнитофонная запись отсутствует.

Лекция 2. Печатается по машинописному тексту с авторской (А.Н.Леонтьева) прав­кой. Магнитофонная запись отсутствует. Дата неизвестна.

Лекция 3. Представленный текст подготовлен на основе синтеза машинописного ва­рианта текста и магнитофонной записи лекции, которые частично не сов­падают друг с другом. Дата неизвестна.

Лекция 4. Основа — машинописный текст с авторской правкой, сверенный с маг­нитофонной записью очень плохого качества. Дата неизвестна.

Лекция 5. Основа лекции — машинописный текст с авторской правкой. Магнито­фонная запись есть, но голос едва слышен. Дата неизвестна.

Лекция 6. Представленный текст — синтез машинописного текста и соответствую­щей магнитофонной записи, которые отличаются друг от друга. Дата неизвестна.

Лекция 7. Основа — машинописный текст, сверенный с магнитофонной записью. Дата неизвестна.

Лекция 8. Текст печатается по машинописному варианту. Дата неизвестна.

Лекция 9. Текст печатается по машинописному варианту с авторской правкой. Ука­зана дата — 22.11.1973

Лекция 10. Текст представляет собой синтез машинописного варианта текста и маг­нитофонной записи лекции.

Лекция 11. Печатается по машинописному тексту. Указана дата — лекция была прочитана 6.12.1973. Магнитофонная запись отсутствует. Несколько стра­ниц машинописного текста утеряно (в тексте настоящего издания это по­мечено).


Лекция 12. Печатается по машинописному тексту с авторской правкой. Указана дата — 13.12.1973. Магнитофонная запись отсутствует.

Лекция 13. Печатается по машинописному тексту с авторской правкой. Магнитофон­ная запись не сохранилась. Лекция прочитана 20.12.1973.

Лекция 14. Печатается по машинописному тексту (имеется авторская правка) с су­щественной корректировкой по очень плохой магнитофонной записи. Лекция прочитана 27.12.1973.

Лекция 15 открывает новый цикл лекций по следующему разделу программы курса «Общая психология» — «Психология познавательных процессов». Лекции 15— 25 посвя­щены психологии восприятия и прочитаны во втором семестре 1973/74 учебного года.

Лекция 15. Печатается по магнитофонной записи. Машинописный вариант отсутст­вует. Дата неизвестна.

Лекция 16. Печатается по магнитофонной записи. Машинописный вариант отсутст­вует. Дата неизвестна.

Лекция 17. Печатается по магнитофонной записи. Машинописный вариант отсутст­вует. Дата неизвестна.

Лекция 18. Печатается по магнитофонной записи. Имеется машинописный вариант лекции с пропусками. Прочитана 28.02.1974.

Лекция 19. Печатается по магнитофонной записи. Машинописный вариант отсутст­вует. По тексту лекции можно судить, что она была прочитана в начале марта 1974 года (вероятнее всего, 7 марта).

Лекция 20. Печатается по плохой машинописной копии с пропусками. Магнитофон­ная запись отсутствует. Прочитана 23.03.1974.

Лекция 21. Печатается по магнитофонной записи. Машинописный вариант отсутству­ет. Вероятно, прочитана 30.03.1974.

Лекция 22. Печатается по магнитофонной записи. Имеется машинописный вариант лекции с некоторыми пропусками. Прочитана, как это явствует из указа­ний в машинописном тексте, 11.04.1974.

Лекция 23. Печатается по магнитофонной записи. Имеется машинописный вари­ант лекции с пропусками. В машинописном варианте указано число — 25.04.1974.

Лекция 24. Печатается по плохой машинописной копии лекции с пропусками. Маг­нитофонная запись отсутствует. Указано число, когда лекция была прочи­тана - 16.05.1974.

Лекция 25. Печатается по машинописному варианту. Магнитофонная запись отсут­ствует. В тексте указано число — 23.05.1974.

Лекции 26—42 продолжают раздел «Психология познавательных процессов» курса «Общая психология» и прочитаны А.Н.Леонтьевым в первом и втором семестрах 1974/75 учебного года. Лекции 26—29 посвящены психологии внимания, лекции 30—34 проблемам психологии памяти. Лекции 35—42 посвящены проблемам пси­хологии мышления и речи и прочитаны во втором семестре 1974/75 учебного года.


Лекция 26. Печатается по магнитофонной записи. Имеется машинописный вариант текста с некоторыми пропусками. Прочитана 3.09.1974.

Лекция 27. Печатается по магнитофонной записи. Имеется машинописный вариант текста с некоторыми пропусками. Прочитана 12.09.1974.

Лекция 28. Печатается по магнитофонной записи. Машинописный вариант текста от­сутствует. Вероятно, прочитана 19.09.1974 или 26.09.1974

Лекция 29. Печатается по машинописному варианту текста. Магнитофонная запись отсутствует. Прочитана 3.10.1974.

Лекция 30. Печатается по машинописному варианту текста. Магнитофонная запись отсутствует. Прочитана 10.10.1974.

Лекция 31. Печатается по магнитофонной записи. Имеется машинописный вариант текста. Прочитана 17.10.1974.

Лекция 32. Печатается по машинописному варианту текста. Магнитофонная запись отсутствует. Прочитана 24.10.1974.

Лекция 33. Печатается по магнитофонной записи. Имеется машинописный вариант текста с некоторыми пропусками. Дата лекции неизвестна.

Лекция 34. Печатается по магнитофонной записи. Имеется машинописный вариант текста. Прочитана 14.11.1974.

Лекция 35. Лекция печатается по машинописному варианту текста. Магнитофонная запись отсутствует. Прочитана 5.03.1975.

Лекция 36. Печатается по магнитофонной записи. Имеется машинописный вариант текста с некоторыми пропусками. Прочитана 12.03.1975.

Лекция 37. Печатается по машинописной копии. Магнитофонная запись отсутствует. Прочитана 19.03.1975.

Лекция 38. Печатается по магнитофонной записи. Имеется машинописный вариант текста с пропусками. Дата неизвестна.

Лекция 39. Данная лекция имеет отношение к проблемам мышления, однако она несколько выпадает из логики курса и, может быть, является даже ино­родным телом (то есть прочитана не в 1974/75 учебном году или не дан­ному курсу и т.д.). Это видно из того, что приводимые в данной лекции примеры повторяются почти буквально в следующей лекции, текст лек­ции имеется лишь на магнитофонной пленке без начала. Тем не менее мы сочли возможным опубликовать данную лекцию вместе с остальны­ми потому, что в ней проблема мышления поворачивается еще одной стороной, а также чтобы компенсировать некоторые явно отсутствующие в основном курсе лекции (то, что одна или две лекции А.Н.Леонтьева на данном курсе отсутствуют как в машинописном варианте, так и в форме магнитофонной записи и поэтому не могут быть воспроизведены, видно из датировки соседних лекций и еще из того, что А.Н.Леонтьев в 41 лекции ссылается на постановку в предыдущей лекции проблемы це-леобразования, между тем как в 40 лекции об этом не говорится явно).

Лекция 40. Печатается по магнитофонной записи. Имеется машинописный вариант текста с некоторыми незначительными пропусками. Даты нет, из текста лекции следует, что она была прочитана в начале мая 1975 года.


Лекция 41. Печатается по магнитофонной записи. Имеется машинописный вариант текста. Прочитана в конце мая 1975 г., вероятнее всего — 20 мая.

Лекция 42. Печатается по магнитофонной записи. Имеется машинописный вариант текста. Наиболее вероятная дата лекции — 27 мая 1975 г.

Лекции 43—52 прочитаны А.Н.Леонтьевым в начале 1975/76 учебного года и пос­вящены проблемам «внутренней регуляции деятельности» (проблемам психологии потребностей, мотивов, воли, личности). Все данные лекции печатаются по магни­тофонным записям. 51 лекция, к сожалению, не могла быть воспроизведена полнос­тью, т.к. магнитофонная запись примерно с середины лекции настолько плоха, что можно лишь догадываться о тех проблемах, о которых в данный момент говорит лек­тор. Этим объясняются весьма большие купюры в тексте данной лекции.


ОТ РЕДАКТОРОВ............................................................................................................................... 3

ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ

ЛЕКЦИЯ 1. ПСИХИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ И ЖИЗНЕННЫЕ ПРОЦЕССЫ............................ 7

ЛЕКЦИЯ 2. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ВЗГЛЯДОВ НА ПСИХИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ........ 16

ЛЕКЦИЯ 3. СТАНОВЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИИ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ НАУКИ. 22

ЛЕКЦИЯ 4. КРИЗИС В ПСИХОЛОГИИ. ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ

ОБЪЕКТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ.............................................................................. 30

ЛЕКЦИЯ 5. ПРОЕКТЫ СОЗДАНИЯ МАРКСИСТСКИ ОРИЕНТИРОВАННОЙ

ПСИХОЛОГИИ: К.Н.КОРНИЛОВ И Л.С.ВЫГОТСКИЙ...................................... 36

ЛЕКЦИЯ 6.ПРОБЛЕМА ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПСИХИКИ, РАЗДРАЖИМОСТЬ И ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ 42

ЛЕКЦИЯ 7. ПРЕДМЕТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОСНОВАНИЕ ПСИХИКИ............ 49

ЛЕКЦИЯ 8. ВОЗМОЖНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХИКИ ЖИВОТНЫХ............................... 54

ЛЕКЦИЯ 9. ВИДОВОЕ И ИНДИВИДУАЛЬНО ПРИОБРЕТЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ.

СТАДИЯ СЕНСОРНОЙ ПСИХИКИ......................................................................... 59

ЛЕКЦИЯ 10. РАЗВИТИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖИВОТНЫХ. ПЕРЦЕПТИВНАЯ ПСИХИКА И ИНТЕЛЛЕКТ 66

ЛЕКЦИЯ 11. ФОРМЫ ПСИХИЧЕСКОГО ОТРАЖЕНИЯ У ЧЕЛОВЕКА........................... 78

ЛЕКЦИЯ 12. ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ........ 82

ЛЕКЦИЯ 13. ЯЗЫК И СОЗНАНИЕ............................................................................................... 91

ЛЕКЦИЯ 14. СТРУКТУРА СОЗНАНИЯ: ЧУВСТВЕННАЯ ТКАНЬ, ЗНАЧЕНИЕ, ЛИЧНОСТНЫЙ СМЫСЛ 97

ВОСПРИЯТИЕ

ЛЕКЦИЯ 15. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ВОСПРИЯТИИ............................................. 107

ЛЕКЦИЯ 16. ОЩУЩЕНИЯ И РЕАЛЬНОСТЬ, ОРГАНЫ ЧУВСТВ.................................. 117

ЛЕКЦИЯ 17. РАЗВИТИЕ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ........ 128

ЛЕКЦИЯ 18. ОБРАЗ МИРА.......................................................................................................... 139

ЛЕКЦИЯ 19. ВОСПРИЯТИЕ КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ......................................................... 150

ЛЕКЦИЯ 20. ТАКТИЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ......................................................................... 161

ЛЕКЦИЯ 21. ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ........................................................................... 174

ЛЕКЦИЯ 22. ДВИЖЕНИЯ ГЛАЗ И ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ................................ 183

ЛЕКЦИЯ 23. КАТЕГОРИАЛЬНОСТЬ И ПРЕДМЕТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ............... 194

ЛЕКЦИЯ 24. СЛУХОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ............................................................................... 206

ЛЕКЦИЯ 25. ЗВУКОВЫСОТНЫЙ СЛУХ................................................................................ 218


ВНИМАНИЕ И ПАМЯТЬ

ЛЕКЦИЯ 26. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ВНИМАНИЯ................................................................. 231

ЛЕКЦИЯ 27. НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ И ПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ......................... 242

ЛЕКЦИЯ 28. МЕХАНИЗМЫ ВНИМАНИЯ............................................................................. 255

ЛЕКЦИЯ 29. ТЕОРИЯ ВНИМАНИЯ Н.Н.ЛАНГЕ................................................................ 267

ЛЕКЦИЯ 30. ВИДЫ И ЯВЛЕНИЯ ПАМЯТИ.......................................................................... 276

ЛЕКЦИЯ 31. ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ..................................................................................... 286

ЛЕКЦИЯ 32. ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ЗАПОМИНАНИЯ...................... 297

ЛЕКЦИЯ 33. ОПОСРЕДСТВОВАННОЕ ЗАПОМИНАНИЕ................................................ 306

ЛЕКЦИЯ 34. ПАМЯТЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ......................................................................... 316

МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ

ЛЕКЦИЯ 35. ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ, МЫШЛЕНИЕ И ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ. 327

ЛЕКЦИЯ 36. МЫШЛЕНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.................................................................. 338

ЛЕКЦИЯ 37. ГЕНЕЗИС ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ............................................... 347

ЛЕКЦИЯ 38. МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ......................................................................................... 356

ЛЕКЦИЯ 39. ВИДЫ И ТРАНСФОРМАЦИИ РЕЧИ............................................................... 368

ЛЕКЦИЯ 40. ПОНЯТИЕ. РАЗВИТИЕ ОБОБЩЕНИЙ В ОНТОГЕНЕЗЕ......................... 378

ЛЕКЦИЯ 41. ПРОБЛЕМА ЦЕЛЕОБРАЗОВАНИЯ................................................................. 389

ЛЕКЦИЯ 42. ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ............................................................................. 399

МОТИВАЦИЯ И ЛИЧНОСТЬ

ЛЕКЦИЯ 43. ПОТРЕБНОСТИ: БИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ........................................... 409

ЛЕКЦИЯ 44. ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ. ПРОИЗВОДСТВО ПОТРЕБНОСТЕЙ 419

ЛЕКЦИЯ 45. ПРОБЛЕМА КЛАССИФИКАЦИИ ПОТРЕБНОСТЕЙ. МОТИВЫ............ 428

ЛЕКЦИЯ 46. МОТИВАЦИЯ И ЦЕЛЕОБРАЗОВАНИЕ........................................................ 439

ЛЕКЦИЯ 47. СМЫСЛООБРАЗУЮЩАЯ ФУНКЦИЯ МОТИВА....................................... 449

ЛЕКЦИЯ 48. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ЯВЛЕНИЯ. АФФЕКТЫ............................................. 461

ЛЕКЦИЯ 49. ВЫРАЖЕНИЕ ЭМОЦИЙ, ЭМОЦИИ, НАСТРОЕНИЯ, ЧУВСТВА.......... 470

ЛЕКЦИЯ 50. ПРОБЛЕМА ВОЛИ.............................................................................................. 479

ЛЕКЦИЯ 51. ИНДИВИД И ЛИЧЧОСТЬ................................................................................... 490

ЛЕКЦИЯ 52. НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ..................... 496

ПРИМЕЧАНИЯ............................................................................................................................... 506


Научное издание

Алексей Николаевич Леонтьев

ЛЕКЦИИ ПО ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ

Редактор Н.В.Крылова Корректоры Н.А.Степина, Т.П.Толстова

Художник Э.А.Марков Компьютерная верстка О.В.Кокоревой

Издательство «Смысл» (ООО НПФ Смысл),

103050, Москва, 50, а/я 158. Тел. (095) 195-9328, факс (095) 203-3593,

е-таП: прГ_$ту$1@таП.ги Лицензия ЛР № 064656 от 24.06.1996.

Подписано в печать 07.04.2000. Формат 70x100/16. Бумага офсетная. Гарнитура ТлтезЕТ.Печать офсетная.Усл.печ.л.41,5.Тираж 4000.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Мотивация и личность лекция 52. Вании человека. Человек, конечно, его не может потерять | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 479; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.