КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Леонтьев А.НСодержание Примечания 509 Примечания Примечания 507 Примечания НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ 505 вещественные отношения. Оно совершается поэтому в плане, который можно справедливо назвать планом идеаторным, или идеальным, как иногда его называют. Надо сказать, что эта проблема становления первых иерархий изучалась неоднократно, очень разными подходами. Но всякий раз такие исследования давали однозначные, совершенно сопоставимые результаты. Коротко эти результаты сводятся к тому, что в относительно раннем возрасте появляется поведение или такие связи, отношения, такие явления возникают, которые представляют собой не что иное, как начало образования иерархичности побуждений. Я очень люблю и неустанно повторяю наблюдение, которое было сделано почти случайно в экспериментальной лаборатории, занимавшейся вообще практическим интеллектом у детей преддошкольного и дошкольного возраста. Вот в чем его суть. Ребенок должен достичь цели, соблюдая известные условия. Эти условия заданы человеком, экспериментатором, взрослым мужчиной, который пригласил этого мальчика. Я сам наблюдал это, поэтому помню, что мальчик, не было ему и пяти лет, был приглашен, ему было сказано: ты должен сделать то-то и то-то, но только не вставая с места. В этом заключалось условие. И мальчик оставался один, а экспериментатор и другие присутствовали при этом в «шапках-невидимках». То есть они видели и слышали, что происходит, но их не было ни видно, ни слышно. Есть такие приспособления, очень нехитрые. И вот драма, которая разыгралась первый раз у меня на глазах. Первый раз я ее увидел воочию. Этот мальчик старается как-то решить задачу, соблюдая правило. Это не получается. Тогда он нарушает правило — поднимается со своего стула, идет, а потом возвращается. В этот момент шапка-невидимка с одного из экспериментаторов снимается. Он появляется в комнате. И, видя результат, говорит — ну вот, великолепно! Успех! Вот тебе награда! Прекрасное решение! И вот тогда-то мы увидели неожиданную реакцию. Ужасно человеческую. Вовсе не крысиную, а наоборот. Я про крысу упоминаю потому, что это один из излюбленных объектов бихевиористов-психологов, изучающих поведение. Мальчик от этой награды постарался отделаться. Больше того, огорчился до слез в буквальном смысле слова. Посмотрите, когда наступила предметная ситуация, никакого конфликта, сшибки, по Павлову, не было. А теперь лицом к лицу столкнулись обретенный вещественный результат и человек с его требованием. Столкнулись побуждения, идущие от двух разных полюсов. И что же победило? Оказывается, победил полюс человека. Мы с вами описываем такие случаи так: у взрослых, да и у детишек тоже — «заговорила совесть». Хотя мне это выгодно, не буду делать. Обещал, что не буду делать. Не буду делать потому, что будут нарушения в системе моих отношений, они нарушатся. А они важнее, главнее. Вот так, товарищи, идут первые шаги формирования этих особенных связей, и я очень рад, что мне удалось всунуть в последнюю минуту моей речи слово «совесть». Потому что если вы дадите мне учение о личности без этого слова, я, наверное, скажу, что это учение о чем-нибудь, только не о личности. В лучшем случае о личности, потерявшей совесть. Для данного издания мы использовали и машинописные стенограммы, и магнитофонные записи, комбинируя их при необходимости. Авторская рукописная правка была во всех случаях учтена. Все шрифтовые выделения, сделанные в тексте, принадлежат А.Н.Леонтьеву. Все подстраничные сноски, за исключением специально оговоренных случаев, сделаны редакторами настоящего издания. Лекции 1—14 читались в первом семестре 1973/74 учебного года и посвящены первому разделу курса общей психологии — «Введение в психологию». Лекция 1. Прочитана 1 сентября 1973 года. Печатается по тексту отредактированной машинописной стенограммы. Магнитофонная запись отсутствует. Лекция 2. Печатается по машинописному тексту с авторской (А.Н.Леонтьева) правкой. Магнитофонная запись отсутствует. Дата неизвестна. Лекция 3. Представленный текст подготовлен на основе синтеза машинописного варианта текста и магнитофонной записи лекции, которые частично не совпадают друг с другом. Дата неизвестна. Лекция 4. Основа — машинописный текст с авторской правкой, сверенный с магнитофонной записью очень плохого качества. Дата неизвестна. Лекция 5. Основа лекции — машинописный текст с авторской правкой. Магнитофонная запись есть, но голос едва слышен. Дата неизвестна. Лекция 6. Представленный текст — синтез машинописного текста и соответствующей магнитофонной записи, которые отличаются друг от друга. Дата неизвестна. Лекция 7. Основа — машинописный текст, сверенный с магнитофонной записью. Дата неизвестна. Лекция 8. Текст печатается по машинописному варианту. Дата неизвестна. Лекция 9. Текст печатается по машинописному варианту с авторской правкой. Указана дата — 22.11.1973 Лекция 10. Текст представляет собой синтез машинописного варианта текста и магнитофонной записи лекции. Лекция 11. Печатается по машинописному тексту. Указана дата — лекция была прочитана 6.12.1973. Магнитофонная запись отсутствует. Несколько страниц машинописного текста утеряно (в тексте настоящего издания это помечено). Лекция 12. Печатается по машинописному тексту с авторской правкой. Указана дата — 13.12.1973. Магнитофонная запись отсутствует. Лекция 13. Печатается по машинописному тексту с авторской правкой. Магнитофонная запись не сохранилась. Лекция прочитана 20.12.1973. Лекция 14. Печатается по машинописному тексту (имеется авторская правка) с существенной корректировкой по очень плохой магнитофонной записи. Лекция прочитана 27.12.1973. Лекция 15 открывает новый цикл лекций по следующему разделу программы курса «Общая психология» — «Психология познавательных процессов». Лекции 15— 25 посвящены психологии восприятия и прочитаны во втором семестре 1973/74 учебного года. Лекция 15. Печатается по магнитофонной записи. Машинописный вариант отсутствует. Дата неизвестна. Лекция 16. Печатается по магнитофонной записи. Машинописный вариант отсутствует. Дата неизвестна. Лекция 17. Печатается по магнитофонной записи. Машинописный вариант отсутствует. Дата неизвестна. Лекция 18. Печатается по магнитофонной записи. Имеется машинописный вариант лекции с пропусками. Прочитана 28.02.1974. Лекция 19. Печатается по магнитофонной записи. Машинописный вариант отсутствует. По тексту лекции можно судить, что она была прочитана в начале марта 1974 года (вероятнее всего, 7 марта). Лекция 20. Печатается по плохой машинописной копии с пропусками. Магнитофонная запись отсутствует. Прочитана 23.03.1974. Лекция 21. Печатается по магнитофонной записи. Машинописный вариант отсутствует. Вероятно, прочитана 30.03.1974. Лекция 22. Печатается по магнитофонной записи. Имеется машинописный вариант лекции с некоторыми пропусками. Прочитана, как это явствует из указаний в машинописном тексте, 11.04.1974. Лекция 23. Печатается по магнитофонной записи. Имеется машинописный вариант лекции с пропусками. В машинописном варианте указано число — 25.04.1974. Лекция 24. Печатается по плохой машинописной копии лекции с пропусками. Магнитофонная запись отсутствует. Указано число, когда лекция была прочитана - 16.05.1974. Лекция 25. Печатается по машинописному варианту. Магнитофонная запись отсутствует. В тексте указано число — 23.05.1974. Лекции 26—42 продолжают раздел «Психология познавательных процессов» курса «Общая психология» и прочитаны А.Н.Леонтьевым в первом и втором семестрах 1974/75 учебного года. Лекции 26—29 посвящены психологии внимания, лекции 30—34 — проблемам психологии памяти. Лекции 35—42 посвящены проблемам психологии мышления и речи и прочитаны во втором семестре 1974/75 учебного года. Лекция 26. Печатается по магнитофонной записи. Имеется машинописный вариант текста с некоторыми пропусками. Прочитана 3.09.1974. Лекция 27. Печатается по магнитофонной записи. Имеется машинописный вариант текста с некоторыми пропусками. Прочитана 12.09.1974. Лекция 28. Печатается по магнитофонной записи. Машинописный вариант текста отсутствует. Вероятно, прочитана 19.09.1974 или 26.09.1974 Лекция 29. Печатается по машинописному варианту текста. Магнитофонная запись отсутствует. Прочитана 3.10.1974. Лекция 30. Печатается по машинописному варианту текста. Магнитофонная запись отсутствует. Прочитана 10.10.1974. Лекция 31. Печатается по магнитофонной записи. Имеется машинописный вариант текста. Прочитана 17.10.1974. Лекция 32. Печатается по машинописному варианту текста. Магнитофонная запись отсутствует. Прочитана 24.10.1974. Лекция 33. Печатается по магнитофонной записи. Имеется машинописный вариант текста с некоторыми пропусками. Дата лекции неизвестна. Лекция 34. Печатается по магнитофонной записи. Имеется машинописный вариант текста. Прочитана 14.11.1974. Лекция 35. Лекция печатается по машинописному варианту текста. Магнитофонная запись отсутствует. Прочитана 5.03.1975. Лекция 36. Печатается по магнитофонной записи. Имеется машинописный вариант текста с некоторыми пропусками. Прочитана 12.03.1975. Лекция 37. Печатается по машинописной копии. Магнитофонная запись отсутствует. Прочитана 19.03.1975. Лекция 38. Печатается по магнитофонной записи. Имеется машинописный вариант текста с пропусками. Дата неизвестна. Лекция 39. Данная лекция имеет отношение к проблемам мышления, однако она несколько выпадает из логики курса и, может быть, является даже инородным телом (то есть прочитана не в 1974/75 учебном году или не данному курсу и т.д.). Это видно из того, что приводимые в данной лекции примеры повторяются почти буквально в следующей лекции, текст лекции имеется лишь на магнитофонной пленке без начала. Тем не менее мы сочли возможным опубликовать данную лекцию вместе с остальными потому, что в ней проблема мышления поворачивается еще одной стороной, а также чтобы компенсировать некоторые явно отсутствующие в основном курсе лекции (то, что одна или две лекции А.Н.Леонтьева на данном курсе отсутствуют как в машинописном варианте, так и в форме магнитофонной записи и поэтому не могут быть воспроизведены, видно из датировки соседних лекций и еще из того, что А.Н.Леонтьев в 41 лекции ссылается на постановку в предыдущей лекции проблемы це-леобразования, между тем как в 40 лекции об этом не говорится явно). Лекция 40. Печатается по магнитофонной записи. Имеется машинописный вариант текста с некоторыми незначительными пропусками. Даты нет, из текста лекции следует, что она была прочитана в начале мая 1975 года. Лекция 41. Печатается по магнитофонной записи. Имеется машинописный вариант текста. Прочитана в конце мая 1975 г., вероятнее всего — 20 мая. Лекция 42. Печатается по магнитофонной записи. Имеется машинописный вариант текста. Наиболее вероятная дата лекции — 27 мая 1975 г. Лекции 43—52 прочитаны А.Н.Леонтьевым в начале 1975/76 учебного года и посвящены проблемам «внутренней регуляции деятельности» (проблемам психологии потребностей, мотивов, воли, личности). Все данные лекции печатаются по магнитофонным записям. 51 лекция, к сожалению, не могла быть воспроизведена полностью, т.к. магнитофонная запись примерно с середины лекции настолько плоха, что можно лишь догадываться о тех проблемах, о которых в данный момент говорит лектор. Этим объясняются весьма большие купюры в тексте данной лекции. ОТ РЕДАКТОРОВ............................................................................................................................... 3 ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ ЛЕКЦИЯ 1. ПСИХИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ И ЖИЗНЕННЫЕ ПРОЦЕССЫ............................ 7 ЛЕКЦИЯ 2. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ВЗГЛЯДОВ НА ПСИХИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ........ 16 ЛЕКЦИЯ 3. СТАНОВЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИИ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ НАУКИ. 22 ЛЕКЦИЯ 4. КРИЗИС В ПСИХОЛОГИИ. ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОБЪЕКТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ.............................................................................. 30 ЛЕКЦИЯ 5. ПРОЕКТЫ СОЗДАНИЯ МАРКСИСТСКИ ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПСИХОЛОГИИ: К.Н.КОРНИЛОВ И Л.С.ВЫГОТСКИЙ...................................... 36 ЛЕКЦИЯ 6.ПРОБЛЕМА ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПСИХИКИ, РАЗДРАЖИМОСТЬ И ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ 42 ЛЕКЦИЯ 7. ПРЕДМЕТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОСНОВАНИЕ ПСИХИКИ............ 49 ЛЕКЦИЯ 8. ВОЗМОЖНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХИКИ ЖИВОТНЫХ............................... 54 ЛЕКЦИЯ 9. ВИДОВОЕ И ИНДИВИДУАЛЬНО ПРИОБРЕТЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ. СТАДИЯ СЕНСОРНОЙ ПСИХИКИ......................................................................... 59 ЛЕКЦИЯ 10. РАЗВИТИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖИВОТНЫХ. ПЕРЦЕПТИВНАЯ ПСИХИКА И ИНТЕЛЛЕКТ 66 ЛЕКЦИЯ 11. ФОРМЫ ПСИХИЧЕСКОГО ОТРАЖЕНИЯ У ЧЕЛОВЕКА........................... 78 ЛЕКЦИЯ 12. ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ........ 82 ЛЕКЦИЯ 13. ЯЗЫК И СОЗНАНИЕ............................................................................................... 91 ЛЕКЦИЯ 14. СТРУКТУРА СОЗНАНИЯ: ЧУВСТВЕННАЯ ТКАНЬ, ЗНАЧЕНИЕ, ЛИЧНОСТНЫЙ СМЫСЛ 97 ВОСПРИЯТИЕ ЛЕКЦИЯ 15. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ВОСПРИЯТИИ............................................. 107 ЛЕКЦИЯ 16. ОЩУЩЕНИЯ И РЕАЛЬНОСТЬ, ОРГАНЫ ЧУВСТВ.................................. 117 ЛЕКЦИЯ 17. РАЗВИТИЕ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ........ 128 ЛЕКЦИЯ 18. ОБРАЗ МИРА.......................................................................................................... 139 ЛЕКЦИЯ 19. ВОСПРИЯТИЕ КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ......................................................... 150 ЛЕКЦИЯ 20. ТАКТИЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ......................................................................... 161 ЛЕКЦИЯ 21. ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ........................................................................... 174 ЛЕКЦИЯ 22. ДВИЖЕНИЯ ГЛАЗ И ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ................................ 183 ЛЕКЦИЯ 23. КАТЕГОРИАЛЬНОСТЬ И ПРЕДМЕТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ............... 194 ЛЕКЦИЯ 24. СЛУХОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ............................................................................... 206 ЛЕКЦИЯ 25. ЗВУКОВЫСОТНЫЙ СЛУХ................................................................................ 218 ВНИМАНИЕ И ПАМЯТЬ ЛЕКЦИЯ 26. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ВНИМАНИЯ................................................................. 231 ЛЕКЦИЯ 27. НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ И ПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ......................... 242 ЛЕКЦИЯ 28. МЕХАНИЗМЫ ВНИМАНИЯ............................................................................. 255 ЛЕКЦИЯ 29. ТЕОРИЯ ВНИМАНИЯ Н.Н.ЛАНГЕ................................................................ 267 ЛЕКЦИЯ 30. ВИДЫ И ЯВЛЕНИЯ ПАМЯТИ.......................................................................... 276 ЛЕКЦИЯ 31. ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ..................................................................................... 286 ЛЕКЦИЯ 32. ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ЗАПОМИНАНИЯ...................... 297 ЛЕКЦИЯ 33. ОПОСРЕДСТВОВАННОЕ ЗАПОМИНАНИЕ................................................ 306 ЛЕКЦИЯ 34. ПАМЯТЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ......................................................................... 316 МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ ЛЕКЦИЯ 35. ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ, МЫШЛЕНИЕ И ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ. 327 ЛЕКЦИЯ 36. МЫШЛЕНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.................................................................. 338 ЛЕКЦИЯ 37. ГЕНЕЗИС ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ............................................... 347 ЛЕКЦИЯ 38. МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ......................................................................................... 356 ЛЕКЦИЯ 39. ВИДЫ И ТРАНСФОРМАЦИИ РЕЧИ............................................................... 368 ЛЕКЦИЯ 40. ПОНЯТИЕ. РАЗВИТИЕ ОБОБЩЕНИЙ В ОНТОГЕНЕЗЕ......................... 378 ЛЕКЦИЯ 41. ПРОБЛЕМА ЦЕЛЕОБРАЗОВАНИЯ................................................................. 389 ЛЕКЦИЯ 42. ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ............................................................................. 399 МОТИВАЦИЯ И ЛИЧНОСТЬ ЛЕКЦИЯ 43. ПОТРЕБНОСТИ: БИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ........................................... 409 ЛЕКЦИЯ 44. ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ. ПРОИЗВОДСТВО ПОТРЕБНОСТЕЙ 419 ЛЕКЦИЯ 45. ПРОБЛЕМА КЛАССИФИКАЦИИ ПОТРЕБНОСТЕЙ. МОТИВЫ............ 428 ЛЕКЦИЯ 46. МОТИВАЦИЯ И ЦЕЛЕОБРАЗОВАНИЕ........................................................ 439 ЛЕКЦИЯ 47. СМЫСЛООБРАЗУЮЩАЯ ФУНКЦИЯ МОТИВА....................................... 449 ЛЕКЦИЯ 48. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ЯВЛЕНИЯ. АФФЕКТЫ............................................. 461 ЛЕКЦИЯ 49. ВЫРАЖЕНИЕ ЭМОЦИЙ, ЭМОЦИИ, НАСТРОЕНИЯ, ЧУВСТВА.......... 470 ЛЕКЦИЯ 50. ПРОБЛЕМА ВОЛИ.............................................................................................. 479 ЛЕКЦИЯ 51. ИНДИВИД И ЛИЧЧОСТЬ................................................................................... 490 ЛЕКЦИЯ 52. НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ..................... 496 ПРИМЕЧАНИЯ............................................................................................................................... 506 Научное издание Алексей Николаевич Леонтьев ЛЕКЦИИ ПО ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ Редактор Н.В.Крылова Корректоры Н.А.Степина, Т.П.Толстова Художник Э.А.Марков Компьютерная верстка О.В.Кокоревой Издательство «Смысл» (ООО НПФ Смысл), 103050, Москва, 50, а/я 158. Тел. (095) 195-9328, факс (095) 203-3593, е-таП: прГ_$ту$1@таП.ги Лицензия ЛР № 064656 от 24.06.1996. Подписано в печать 07.04.2000. Формат 70x100/16. Бумага офсетная. Гарнитура ТлтезЕТ.Печать офсетная.Усл.печ.л.41,5.Тираж 4000.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 479; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |