Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функция государства в рыночной экономике. Экономические регуляторы




«Провалы» - это случаи, когда рынок не в состоянии обеспечить эффективное использование ресурсов.

«Провалы» рынка:

1) Монополия;

2) Несовершенная информация (ассиметричная);

3) Внешние эффекты (экстерналии);

4) Общественные блага.

Государство попытается решить все проблемы рынка при помощи:

Ø Антимонопольного законодательства;

Ø Социально-экономического страхования (ограничении вредного производства с непосредственными отрицательными эффектами);

Ø Стимулирование производства и потребления с положительными эффектами.

 

1) Монополизм проникает на рынки через концентрацию предложения/спроса на товары. Если предложение товара сосредоточено только в одних руках, то он монополист. Монополист представляет одностороннее преимущество, то есть устанавливает выгодные условия для совершения сделок: цены возрастают, а количество продукции уменьшается. Если монополист снизит цены, то придется увеличивать объемы производства, что не выгодно. Их продукция не имеет заменителей. Власть монополистов позволяет получать ренту – сверхприбыль.

2) Ассиметричная информация – необходима для принятия экономических решений и распространяется среди субъектов рыночной экономики неравномерно.

3) Внешние эффекты ( например, эффект «соседства»).Хотя они и не имеют определенной денежной оценки, но оказывают существенное влияние на благосостояние населения. Рынки работают хорошо, когда цена товара = общим издержкам производства. Поэтому внешний эффект – место, когда производство или потребление оказывает непосредственное воздействие на производителей/потребителей не вовлеченных в процесс купли-продажи.

Положительный внешний эффект. Рыночный механизм не способен к такому перераспределению, так как невозможно установить права собственности на внешние эффекты, из-за высоких транссакционных издержек. Для того, чтобы формировать положительный внешний эффект необходимы инвестиции в науку.

Отрицательный внешний эффект (например, алкоголизм, курение).

Рынок 0 это сложная информационная система. Взаимодействие между субъектами экономики опосредуется не только передачей ресурсов, но и передачей информации.

4) Общественные блага – блага, будучи предоставленные хотя бы одному лицу, становятся доступными для других лиц (уличное освещение).

Экономическая политика – это совокупность мер, принимаемых государством, в результате которых достигаются цели и задачи; и проводится при помощи различных инструментов, совокупности рычагов. Эта политика реализуется через законы, президентские указы, нормативные акты, текущие постановления. Например, если появилась необходимость в значительных инвестициях для малых предприятий; нарушение в денежных обращениях; безработица.

Функции государства:

Ø Развитие инфраструктуры;

Ø Анти_икционная политика;

Ø Стимулирование научно-технической деятельности;

Ø Поддержание высоких темпов роста экономики;

Ø Повышение ВВП.

 

 

Рис. 6. Экономические регуляторы.

Меры государственного воздействия, направленные на устранение «провалов» рынка.

Таблица 2.

«Провалы» рынка Вид гос. воздействия Примеры
Общественные блага Финансирование производства и содержание объектов общего пользования Инвестиции в строительство
Внешние эффекты Стимулирование деятельности с положительным внешним эффектом, ограничение отрицательного эффекта Гос. финансирование в образование и науку; высокие налоги на алкоголь, автомобильное топливо
Монополизм Контроль и регулирование монополии власти на рынках Регулирование цен на товары и услуги естественных монополий
Ассиметричная информация Регулирование рынков Сертифицирование, лицензирование, квоты продукции
Бедность и неравенство Перераспределение доходов Социальная поддержка, прогрессивное налогообложение
Макроэкономическая нестабильность Регулирование макроэкономических процессов Бюджетная, монетаристская политика, стимулирование национальных сбережений и инвестиций.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 288; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.