Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность и задачи трудового воспитания




В самом общем значении содержание трудового воспитания заключается в практическом усвоении подрастающим поколением социальных ценностей общества, позволяющем всесторонне участвовать в его жизни на основе общественно полезного и производительного труда. отсюда и цель трудового воспитания — развитие сил и способностей подрастающего поколения для активной творческой деятельности, осуществления профессионального и жизненного самоопределения с максимальной пользой для общества, с полной самореализацией возможностей, особенностей, дарований.

Трудовое воспитание — это процесс формирования у личности готовности к труду на основе взаимосвязи знаний, умений и навыков, создание опыта применения, развития сил и способностей, самореализации духовного мира в различных видах деятельности. Трудовое воспитание включает в себя следующие компоненты.

1. Психофизиологическая подготовка к труду, означающая развитие физических возможностей и способностей при выполнении определённых видов практической деятельности. Это обеспечивает приспособление организма и психики к конкретной трудовой деятельности на основе сенсомоторного развития.

2. Социально-психологическая подготовка направлена на адаптацию личности к совместной деятельности в коллективе. Основы такой подготовки закладываются уже у дошкольников и младших школьников: формируется способность к согласованию совместных действий, адекватная оценка и самооценка деятельности, накапливается опыт работы на основе совместного труда. Для подростков и в старшем школьном возрасте существенное значение приобретает взаимосвязь формирующихся качеств личности, социально ценного жизненного опыта, умений, навыков, коллективной трудовой деятельности с учётом здоровья, пола, возраста.

3. Нравственная подготовка к труду (иногда трактуется как морально-психологическая) предполагает: формирование стремления трудиться сообща, готовности прийти на помощь товарищу, дисциплинированности; социальной мотивации труда, отношения к людям, к трудовому коллективу, бережного отношения к природе, народному достоянию; потребности в физическом труде. Сюда же относится и воспитание бережливости, щедрости, трудолюбия, формирования качеств личности, от которых зависит эффективность её труда, отношение к труду, его результатам, трудовому коллективу.

4. Волевая подготовка означает формирование качеств личности, умений и навыков управления собой в процессе трудовой деятельности: организованности, самостоятельности, уверенности в себе, требовательности к результатам своего и чужого труда, ответственности за порученное дело, самодисциплины и самоконтроля в трудовом процессе. Это даёт возможность поддерживать высокую работоспособность за счёт рационального использования своего трудового опыта, способностей, возможностей, знаний, умений и навыков, чередования труда и отдыха, умения преодолевать трудности в производственной деятельности и трудовых отношениях.

5. Эстетическая подготовка к труду включает в себя воспитание потребности в качественном и красивом выполнении своей работы, так, чтобы результат труда доставлял эстетическое удовлетворение людям.

6. Практическая подготовка к труду — повышение общей работоспособности, вооружение учащихся знаниями, умениями и навыками конкретной деятельности, обеспечивающими высокую производительность и культуру труда, желание трудиться качественно, применять в новых ситуациях имеющийся опыт, осведомлённость в мире науки и техники.

7. Трудовое самовоспитание учащихся — активное участие самих школьников в их собственном трудовом становлении и развитии, самосовершенствовании.

Практическая подготовка к труду, взаимодействуя с другими видами подготовки и трудовым самовоспитанием, формирует трудовой опыт и качества личности гражданина-труженника, его сознание и самосознание. Все виды подготовки к труду связаны в единое понятие — «общетрудовая подготовка школьников». Она рассматривается как общее звено будущей профессиональной подготовки, которое предполагает развитие и применение учащимися своих индивидуальных возможностей, дарований, способностей, умений и навыков применительно к конкретной профессии.

Трудовое воспитание осуществляется в ходе теоретической, практической, психологической подготовки к труду и одновременно в ходе общей учебно-воспитательной работы школы. Поэтому трудовое воспитание шире, чем подготовка к труду. В педагогической литературе в понятие трудового воспитания включает все виды подготовки к труду и одновременно профориентационную работу, социализацию личности школьника с учётом тенденций развития производства, развития дарований и способностей, общей культуры человека, без которых невозможно воспитать творческое и ответственное отношение к любой деятельности. Трудовое воспитание включает в себя формирование качеств личности, практических умений и навыков, развитие сил и способностей, укрепление здоровья человека в целом, по отношению к любой деятельности — эстетической, педагогической, культурно-просветительной и т.д., а не только к физическому труду. А трудовая подготовка — это преимущественно подготовка к труду в сфере материального производства (Ю.К. Васильев, С.Я. Батышев и др.)

Трудовое воспитание во взаимосвязи с умственным, идейно-нравственным, физическим, эстетическим служит единой цели — всестороннему развитию личности — и выполняет свою специфическую функцию — развитие творческих сил и способностей, социально ценного жизненного опыта, практических умений и навыков, полезных привычек и потребностей, практического мышления, деловых качеств личности. В связи с этим трудовое воспитание выполняет следующие задачи.

1. Реализация социальных требований по воспитанию гражданина-труженника. Эта задача является ведущей в процессе трудового воспитания, и её решение предполагает:

а) связь школы с жизнью, включающую: активное участие подрастающего поколения в строительстве коммунизма, борьбе за коммунистические идеалы; воспитание на трудовых и революционных традициях чувства ответственности за судьбу социализма, свободу и социальный прогресс; связь теории с практикой в процессе обучения; формирование личности на основе её всестороннего участия в жизни общества; социальную мотивацию поведения и деятельности школьников; непрерывное совершенствование себя с учётом времени обстоятельств;

б) единство всех видов подготовки к труду, о чём выше шла речь;

в) взаимосвязь трудового воспитания и самовоспитания.

2. Связь трудового воспитания с экономическим. Перед системой народного образования встают определённые требования по воспитанию деловитости, предприимчивости, уверенности в себе, определённого мужества, которое важно в борьбе за новое, в преодолении косности и бюрократизма.

Подрастающее поколение важно учить экономике, культуре труда и общения на производстве и их взаимосвязи.

3. Подготовка к творческому труду, основанная на достижениях науки и передового опыта, инициативе, научном творчестве, высокой взыскательности к себе и другим.

Сам процесс творчества предполагает высокое развитие интеллекта, отражённое в умении применять теорию на практике, сообразительность, пытливость, вдумчивость. Эти качества личности и умения формируются в процессе обучения в школе, в трудовой подготовке учащихся. Творческое отношение к труду воспитывается целостным учебно-воспитательным процессом, поскольку предполагает максимально полное общее развитие сил и способностей школьников. При этом взаимосвязь интеллектуального труда со всеми видами деятельности создаёт предпосылки для их общего перехода в творческую деятельность. Это и определяет основные направления воспитания творческого отношения к труду: повышает качества научной подготовки школьников на базе применения теории в различных областях практической деятельности, межпредметные связи в процессе обучения и труда школьников, связи общенаучной и профессиональной подготовки, развитие детского технического творчества, расширение сети кружков, факультативных занятий, их использование для самопознания школьниками своих возможностей.

4. Воспитание ответственного отношения к труду. В основе формирования ответственного отношения к труду заложено трудолюбие.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1126; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.