Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Трудовое воспитание в процессе обучения

 

Обучение, играя главную роль в подготовке молодежи к труду, решает следующие ведущие задачи:

- формирует систему знаний и научное мировоззрение, которые необходимы человеку в его разносторонней практической деятельности для познания и изучения процесса производства, для творческой работы по конкретной специальности;

- вырабатывает трудовые умения и навыки, необходимые для последующей профессиональной подготовки, производственной в том числе;

- учит применению теории на практике, что и придает ценность всем научным знаниям;

- помогает проникать в суть жизненных явлений, производственных процессов, анализировать деятельность с позиции современных идей науки, т.е. вырабатывает во взаимосвязи научное и практическое мышление;

- развивает общие и специальные способности, которые используются в различных видах труда; обеспечивает самопознание, самооценку, самоанализ, самоконтроль, на базе которых происходит наиболее осознанное профессиональное самоопределение;

- воспитывает общественные мотивы деятельности и поведения, формирует идеал гражданина-труженика, что является важным компонентом трудового самовоспитания, профессионального самосовершенствования.

Обучение становится важным фактором трудовой подготовки школьников, если оно организовано с учетом основных идей современной дидактики и определено принципами связи школы с жизнью, обучения с производительным трудом, теории с практикой.

В науке изучены воспитательные возможности каждого учебного предмета для решения многообразных аспектов трудовой подготовкой личности, четко установлено, какие темы курса можно использовать для осмысления современной действительности, познания жизни и самопознания, открытия и развития сил и способностей ребенка, сознательного выбора профессии и подготовки себя к ней (трудовое и профессиональное самовоспитание). Эти задачи являются основными на каждом уроке и по каждому предмету.

Реализация указанных задач обеспечивается при наличии следующих основных условий.

Единство обучения, воспитания и развития.

Качественно обучает и воспитывает то учитель, который имеет глубокую научную подготовку, психологическое видение и высокую нравственную культуру. Он сумеет определить, когда, какой материал и как подать учащимся для воспитания уважения к науке, любви к Родине, ответственного отношения к учению или требовательности к себе. Широкий диапазон нравственных знаний и опыта нужен учителю не меньше, чем эрудиция по своему предмету. Нравственная образованность и личный пример поведения– важный фактор подготовки школьников к труду в процессе обучения, поскольку от этого зависит нравственное богатство подрастающего поколения в целом.

Культура и искусство поведения учителя имеют особый оттенок. Для большинства других профессий они– дополнения к основной работе, для учителя– элементы его мастерства. Ученик знакомится с наукой и практикой благодаря своему учителю. Отношение к жизни у него формируется через отношение учителя к своей работе. Наука, жизнь, школа, учитель слиты для ученика в одно целое. Малейшее нарушение в этом единстве вызывает дисгармонию и потерю радости открытия детьми огромного для них мира. Н.К. Крупская подчеркивала, что в устах нелюбимого учителя даже великие истины звучат кощунственно, не воспринимаются детьми. Вот почему особое значение для трудовой подготовки школьников приобретает весь духовный мир учителя, его жизненный опыт, уровень его педагогического мастерства.

Однако мало быть образованным, опытным, нравственным. Учитель должен уметь проявлять свою нравственность и культуру. Не случайно существует понятие о педагогической этике и педагогическом мастерстве как формах проявления учительского сознания и поведения. Этические и педагогические начала пронизывают всю жизнь учителей, всю деятельность директора школы, его заместителей. Без специальной подготовки учителя к реализации принципа воспитывающего обучения оно окажется стихийным, неуправляемым процессом. Только воспитывающее обучение становится развивающим и оказывает полноценное влияние на все стороны подготовки к труду.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Педагогические закономерности в трудовом воспитании школьников | Психическая регуляция поведения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 247; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.