КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Угрозы со стороны поставщиков
Основные понятия конкурентного анализа Конкурентоспособность ЛС. Формирование ассортиментного портфеля закупок ЛС.(ABC и XYZ-анализ). Лекция №5 Содержание 1. Основные понятия конкурентного анализа 2. Оценка конкурентоспособности ЛС 3. Формирование ассортиментного портфеля закупок ЛС (АВС- и ХУZ-анализ) Цели: • познакомиться с основными концепциями конкурентного • научиться проводить оценку конкурентоспособности ЛС Умение завоевать сильные и устойчивые позиции на рынке во многом зависит от использования конкурентного анализа, по-заоляющего определить конкурентоспособность товаров и аптеки. Здесь мы будем осваивать методические приемы для оценки конкурентоспособности лекарственных средств (ЛС) и формирования ассортиментного портфеля закупок для аптеки. Конкурентный анализ помогает маркетологам лучше понять динамику рынка, предвидеть действия соперников и разработать более эффективные маркетинговые планы. Понятие "конкуренция" известно с давних времен как состязательность на рынке, которая преследует цель увеличения доли рынка и сопровождается постоянной борьбой. Каждая организация стремится добиться конкурентного преимущества на рынке путем предоставления потребителям больших благ за счет реализации более дешевых продуктов или, наоборот, более качественных продуктов по оправданно высоким ценам, реализуя, таким образом, свою эффективную маркетинговую политику. Известный маркетолог М. Портер еще в 1982 г. выделил пять основных слагаемых конкуренции, пять основных угроз деятельности организации в конкурентной среде. Он разделил их на угрозы со стороны: существующих в отрасли организаций; новых организаций-конкурентов; поставщиков; покупателей; товаров-заменителей. Угроза со стороны существующих организаций. В настоящее время на розничном фармацевтическом рынке функционирует значительное количество аптек, аптечных пунктов и киосков, магазинов и фарммаркетов, реализующих товары аптечного ассортимента. Между ними имеется серьезная конкуренция. Фармацевтический бизнес обладает привлекательностью для различных инвестиционных компаний и бизнесменов, часто не имеющих отношения к фармации. Укрепляя свои позиции на рынке, они не всегда соблюдают профессиональные фармацевтические требования, что трактуется как недобросовестная конкуренция (методы конкурентной борьбы, связанные с нарушением принятых на рынке норм и правил конкуренции). Наличие таких организаций - конкурентов на рынке расценивается как угроза и отражается в соответствующем разделе SWOT-анализа. В SWOT-анализе на примере изучаемой ситуации с ЛС Эссливер необходимо в разделе "Угрозы" отметить жесткую конкуренцию со стороны существующих на фармацевтическом рынке различных аптечных организаций. Конкурентоспособность организации - это ее способность выживать и успешно развиваться в условиях конкурентной борьбы. Это ее потенциал, который включает в себя такие составляющие, как финансово-экономическая, производственная, научно-техническая, кадровая, маркетинговая деятельность. В каждой из составляющих можно найти интересные идеи для заимствования. Это положительный аспект конкуренции. Опытные маркетологи считают, что в конкурентном анализе нужно сосредоточиться не только на слабых сторонах конкурентов, но и на их сильных сторонах, что позволит накопить ценные данные относительно новых стратегий и программ для своей организации. В ходе конкурентного анализа нужно стремиться выявить все конкурентные преимущества каждого из соперников с тем, чтобы четко представлять свое конкурентное положение или позиции организации по отношению к конкурентам. Результаты такого анализа позволяют выбрать реальные стратегические направления деятельности аптеки, что можно отразить в SWOT-анализе в разделе "Благоприятные возможности". М. Портером предложены три базовые стратегии, которые может выбрать организация в зависимости от ее конкретной ситуации на рынке, от интенсивности конкуренции и действий конкурентов, а также от позиции, занимаемой самой организацией на рынке (лидер, следующий за лидером, избегающий конкуренции и др.): • стратегия лидера по уровню издержек (минимизации затрат потребителя) подразумевает производство (продажу) ЛС по самым • стратегия дифференциации предусматривает использование уникальных отличительных преимуществ товара, основанных на каком-либо потребительском свойстве, которое высоко ценится потребителями; • стратегия фокусирования - сужение целевых рынков, стремление добиться конкурентных преимуществ в избранных (более узких) сегментах. Выбор базовых стратегий зависит от результатов аудита, отраженных в SWOT-анализе (возможно параллельное использование вышеперечисленных стратегий). Угрозы со стороны новых конкурентов. Приход новых индивидуальных участников розничных продаж на фармацевтический рынок уже затруднителен, поскольку велика конкуренция среди существующих организаций. Новому участнику трудно будет занять свою рыночную нишу. Значительных угроз со стороны индивидуальных аптек уже нет. Серьезными конкурентами сегодня становятся аптечные сети. Финансовые и материальные возможности, мобильность коммуникаций у них гораздо выше, чем у отдельных аптек. Существующие и вновь организуемые аптечные сети - это "угрозы" в SWOT-анализе. возможны в том случае, если товар поставляет один поставщик, который может существенно изменить условия поставки в сторону ужесточения, что отражается в 5\УОТ-анализе в разделе угроз. Если же товар можно закупить у целого ряда поставщиков, то аптека может выбрать среди них партнера с приемлемыми для нее условиями, что отмечается в благоприятных возможностях SWOT-анализа. Угрозы со стороны покупателей (имеется в виду оптовых) возможны при наличии финансовых проблем у ЛПУ и других организаций, закупающих у аптеки товар оптом, по их оплате. Наличие оптовых покупателей рассматривается как благоприятные возможности в SWOТ-анализе, однако недисциплинированность их в финансовых расчетах может стать угрозой для укрепления позиций организации на рынке. Угрозы со стороны товаров-заменителей (субституты - удовлетворяют ту же потребность, но изготовлены по другой технологии). Для отдельных товаров - ЛС этот вид угроз весьма существен, т. к. они оказывают влияние на спрос и продажи. Способность продукта успешно конкурировать на рынке называется конкурентоспособностью товара. Она достигается за счет наделения продукта таким набором атрибутов и обеспечения такого уровня сервиса, которые гарантируют ему более высокую оценку со стороны потребителей по сравнению с аналогичными продуктами конкурентов. Оценка конкурентоспособности производится путем сравнения с продуктами конкурентов или лучшим продуктом-аналогом. Интегральная характеристика конкурентоспособности товара оценивается комплексом следующих потребительских параметров товара: а) нормативные (для ЛС – это фармакопейные статьи, ВФС, ТУ, ФСП и др.); б) "жесткие" (хорошо измеримые в конкретных единицах); в) "мягкие" (оцениваются экспертным путем: дизайн, простота и комфортность применения и др.). Для ЛС нормативные параметры составляют основу "жестких". В наших исследованиях отобраны и систематизированы 15 параметров конкурентоспособности Л С, рекомендуемые нами для ее оценки (рис. 1). В то же время в практическом применении количество параметров можно сократить, оставив наиболее приоритетные. В современных условиях развитого фармацевтического рынка "мягким" параметрам придается большое значение, особенно в случае ЛС- субститутов, позволяющих придать ЛС- аналогам уникальность, на основе которой сформировать приверженность потребителя именно к конкретному ЛС. После выбора параметров конкурентоспособности ЛС устанавливают их "иерархию" с помощью ранжирования в зависимости от их значимости ("веса") для потребителя. Эта процедура выполняется с помощью социологического метода экспертных оценок. В нашем случае можно воспользоваться результатами уже проведенных исследований, например, в табл. 1 представлен рейтинг весовых коэффициентов параметров конкурентоспособности ЛС (Дремова Н.Б. с соавт.). Алгоритм расчета интегрального показателя конкурентоспособности ЛС состоит из трех этапов, в т. ч.: 1) рассчитывается потребительский индекс, который характеризует качественные признаки ЛС (по существу, является коэффициентом качества): Таким образом, интегральный показатель конкурентоспособности отражает различие сравниваемых товаров в потребительском эффекте, приходящемся на единицу затрат потребителя, связанных с приобретением и использованием товара. 2. Оценка конкурентоспособности ЛС Вернемся к примеру - ситуации с ЛС Эссливер. Проведем оценку конкурентоспособности ЛС-аналогов Эссливер - гепатопротекторов Эссен-циале Н, Гептрала, Карсила и Лив 52 по шести параметрам с участием 10 врачей. Для этих целей нужно подготовить специальную анкету, в которой эксперт должен указать свои профессиональные данные и оценить ЛС, указанные вами в анкете, по предлагаемым оценкам от 1 до 5 баллов. Прежде чем рассчитать интегральный показатель конкурентоспособности, проведем подсчет компетентности экспертов (табл. 2). Шкала для перевода профессиональных данных экспертов в баллы компетентности: Стаж работы по специальности: • до 5 лет - 1 балл; • от 5 до 10 лет - 2 балла; • от 10 до 20 лет - 3 балла; • от 20 до 30 лет - 4 балла; • свыше 30 лет - 5 баллов. Врачебная категория, ученая степень: • вторая категория - 1 балл; • первая категория - 2 балла; • высшая категория - 3 балла; • канд. мед. наук - 2 балла; • д-р мед. наук - 3 балла. После перевода данных экспертов в баллы (табл. 2 колонки 4, 6, 8) подсчитывается сумма баллов (колонка 9), которая идентифицируется как профессиональная компетентность экспертов - Кт. В табл. 3 представлен расчет средневзвешенной оценки ЛС Эссливер по одному параметру конкурентоспособности "Фармакотерапевтическая эффективность". Средневзвешенная оценка ЛС Эссливер по параметру "Фармакотерапевтическая эффективность" (по формуле 2): С. = 243/64 = 3,8. Эта оценка и рассчитанные аналогичным образом средневзвешенные оценки других параметров конкурентоспособности выбранных для анализа ЛС-гепатопротекторов приведены в табл. 4.
Далее в табл. 5 показаны расчеты потребительского (In= Ккачi) и экономического (Iэi) индексов и интегральных показателей конкурентоспособности ЛС-гепатопротекторов (К). Итак, проанализируем полученные результаты. По мнению группы экспертов-врачей, потребительский индекс (формула 1) самый высокий получился у ЛС Эссенциале Н (4,67) и Гептрал (4,69). Эссливер имеет федний потребительский индекс или коэффициент качества, равный 3,68. Из пяти анализируемых гепатопротекторов Карсил и Лив 52 имеют низкие К кач Экономический индекс (формула 3), рассчитанный как произведение цены ЛС (табл. 4) на весовой коэффициент этого параметра (0,82), также оказался наибольшим у Гептрала, т. к. он имеет самую большую цену (в примере приведены не стоимость ЛС на курс лечения, а для простоты расчетов цена 1 упаковки средняя в нашем городе в руб.). Остальные ЛС имеют экономические индексы значительно ниже. • После расчета интегрального показателя конкурентоспособности (формула 4) ситуация среди ЛС-гепатопро-текторов оказалась следующая (рейтинг приведен в табл. 5 в скобках): • самым конкурентоспособным (по величине К) оказалось ЛС Эссен-циале Н, у него высокая оценка потребительских свойств и средняя цена из представленных аналогов за упаковкуна втором месте в рейтинге конку
• третье и четвертое места в рейтинге конкурентоспособности занял на последнем месте в рейтинг оказался Гептрал, который бы, очень высоко оценен экспертам] по его параметрам качества, Н(из-за высокой цены он оказаланеконкурентоспособным в этой группе Л С. В SWOT-анализ в раздел угроз заносится наличие серьезных конкурентов ЛС-аналогов, а в благоприятные возможности - высокая конкурентоспособность ЛС Эссливер (табл. 10). Итак, при формировании ассортиментного портфеля закупок гепа-топротекторов ООО "Панацея" должно учесть полученные оценки конкурентоспособности: однозначно следует осуществлять закупки первых четырех ЛС в рейтинге, т. к. они пользуются спросом у потребителей с разными доходами. Что касается Гептрала, то закупки его могут быть в минимальном количестве или же под заказ.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 3174; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |