КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Планирование товарооборота
Экономическая часть Рынок В бизнес-плане обязательно определяют потенциальные рынки поставщиков, покупателей, емкость рынка, т.е. объем реализации товара, который покупатели того или иного региона (района) могут
купить за месяц, за год. Следует проанализировать аналогичные товары, определить сегменты рынка, долю рынка, познакомиться с конкретными покупателями, выявить их потребности. Аптеки приобретают товар у заводов и оптовиков. Однако, в случае закупа товара каждой аптекой у изготовителя, партии товара становятся нерационально малыми с высокими транспортными расходами на доставку. Схематично это выглядит следующим образом:
Поставщиками для оптовиков, как правило, являются заводы-изготовители, адреса и ассортимент которых можно выявить по справочникам (ВИДАЛЬ, ЗДРАВООХРАНЕНИЕ РФ, БИЗНЕС-КАРТА фармацевтической промышленности и др). Заводы и оптовики продают товар крупными партиями по безналичному расчету для дальнейшего профессионального использования, т.е. реализуют оптом. Оптовиков можно классифицировать следующим образом. Брокер - физическое или юридическое лицо, осуществляющее посреднические операции между покупателем и продавцом товара, не имеющий права собственности на товар. Дилер - физическое или юридическое лицо, выступающее как посредник при заключении сделок от своего имени и за свой счет, т.е. является собственником товара. Дистрибьютор - юридическое лицо, выступающее посредником между предприятием-производителем и покупателем от имени производителя. Может являться собственником товара или нет. Торговый дом - торгово-посредническая структура, обеспечивающая сочетание функций купли-продажи товаров от и для производителя с оказанием широкого перечня услуг клиентам. Первоначальной тенденцией при образовании торгового дома в нашей стране была ориентация на одного производителя, но нестабильность производства не способствовала нормальной торгово-финансовой деятельности этого вида оптовика. Поэтому многие из них в России не имеют ориентации на одного производителя, хотя называются подобным образом. Торговый агент - физическое лицо, не имеющее права собственности на товар и представляющее продавца на долгосрочной основе. С заключенной сделки имеет оговоренный процент оплаты. Консигнатор - юридическое лицо, имеющее свой склад и товар на ответственном хранении, т.е. является посредником и не имеет права собственности на товар. Комиссионер - юридическое лицо, за определенное вознаграждение совершающее для комитента (сдатчика) и за его счет сделки от своего имени. Они предоставляют товар аптекам на различных условиях оплаты: 100% или частичной предоплаты, коммерческого кредита и т.д. При проведении анализа рынка покупателей следует определиться: будут это оптовые покупатели (больницы, клиники, медико-санитарные части и другие лечебно-профилактические учреждения) или население. В последнем случае по возрастному признаку, полу, месту проживания и другим характеристикам. При доведении товара до покупателей надо четко знать их запросы и адресовать товар выбранному сегменту рынка. Экономика занимается оптимальным распределением ограниченных ресурсов для извлечения большей выгоды. Поэтому эта часть бизнес-плана является наиболее значимой. Она тесно связана с маркетинговой частью. Без анализа рынка поставщиков, потребителей невозможно запланировать объем сбыта - товарооборот. Общий объем товарооборота аптеки может быть разделен по характеру потребления: • реализация фармацевтических товаров в розничных ценах населению через кассу - розничный товарооборот; • реализация товаров ЛПУ и другим организациям крупными партиями по безналичному расчету - оптовый товарооборот. Хотя в последнее время из-за наличия (преимущественно) ценовой конкуренции с оптовыми предприятиями аптеки активно теряют оптовый товарооборот по ГЛС. Вне конкуренции они остаются в отношении оптовой реализации по стационарной экстемпоральной рецептуре. При планировании розничного товарооборота следует учитывать многие факторы: • численность населения и его плотность; • демографический, социальный и возрастной состав населения; • платежеспособность; • сезонность - по статистике на I квартал приходится 27 % от всего товарооборота, II квартал - 23 %, III квартал - 22 %, IV квартал - 28 %. В дальнейшем каждая аптека должна вывести свои пропорции на основании анализа; • товарную обеспеченность запланированного объема товарооборота (см.-взаимосвязь с планом товарных запасов п.2.3.); • требования Министерства здравоохранения о наличии обязательного минимума жизненноважных лекарственных средств в аптеке; • изменения в ценообразовании; •рекламу, информационную обеспеченность врачей. Для вновь открываемого предприятия можно рекомендовать следующие методические подходы к планированию: 1) по аналогии с другими идентичными предприятиями - практически определяется только порядок цифр; 1) на основании данных о реализации на одного жителя за предшествующие периоды. По статистике в разных регионах средняя стоимость годового потребления медикаментов на душу населения составляет около 25 дол. США (в Москве и Санкт-Петербурге около 40 дол. США). Планируемый товарооборот будет равен произведению численности населения (или сегмента рынка покупателей, на который ориентировано предприятие) на среднегодовое потребление лекарств в год 1 жителем. В связи с тем, что практически невозможно определить влияние многих факторов на объем реализации, наиболее целесообразным является метод динамических рядов. Суть его - перенесение тенденции, сложившейся в изменении объема реализации за отчетные периоды на планируемый период (обычно квартал). При проведении анализа необходимо учесть влияние инфляции, т.е. повышения уровня цен и падения покупательской способности денег. Для анализа товарооборота в динамике в сопоставимых ценах применяют индекс цен. Данные за ряд месяцев (кварталов, лет) записываются в аналитическую таблицу и исчисляются темпы прироста за исследуемый период. План товарооборота равен реализации текущего периода, увеличенной на показатель среднего темпа прироста исследуемого периода: ТО^ТО^хТП, где ТОплан - плановый товарооборот; ТОфакт - фактический товарооборот; ТП - средний темп прироста. Основными факторами, влияющими на оптовый товарооборот, являются: • ассигнования, выделенные ЛПУ на закупку лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения; • коечный фонд; • профиль ЛПУ. При планировании оптового товарооборота надежнее всего ориентироваться на предполагаемый размер ассигнований, выделяемых ЛПУ. При расчете оптового товарооборота может также быть применен метод динамических рядов. Товарооборот розничный и оптовый составляют общую сумму товарооборота. Товарооборот показывает объем реализации в денежном выражении, который аптека (склад) может продать за определенный период времени. Только на часть денежных средств из общего товарооборота может для своей деятельности рассчитывать аптека, т.к. закупаются товары оптом по оптовым (оптово-отпускным) ценам. Поэтому при планировании размера торговых наложений (торговой наценки) необходимо рассмотреть существующий порядок ценообразования на лекарственные средства. 2.2.Вопросы ценообразования на лекарственные средства. План валового дохода Цена - стоимость овеществленного в товаре труда, выраженного в денежном измерении. На разных этапах товарного обращения действуют разные по своему назначению цены: оптовые, оптово-отпускные, расчетные, розничные и др. Порядок формирования свободной оптовой цены для предприятий-изготовителей, производящих лекарственные средства и изделия медицинского назначения, основан на методе "затраты -плюс". На одну и ту же продукцию предприятие-изготовитель может устанавливать разные отпускные цены в зависимости от размера реализуемой партии, производственных и транспортных затрат. Эта цена, по которой предприятие-изготовитель реализует свою продукцию, называется оптовой. Она содержит себестоимость продукции (производственные постоянные и переменные расходы) и планируемую прибыль. Проблемой, относящейся к методу "издержки плюс", является критерий оценки нематериальных факторов. Расходы на научные исследования и разработки не могут быть определены с какой-либо достаточной степенью точности для отдельных наименований. Согласно эмпирическим данным, на них приходится не более 30% общих расходов. В фирмах, занимающихся научными разработками в области фармации, производственные затраты составляют в среднем около 40 % оптовой (отпускной) цены. При существующем в России регулируемом государством ценообразовании сформированная оптовая цена должна быть зафиксирована в протоколе согласования и регистрации отпускных цен на лекарственные средства производителя. По-разному образуется оптовая (отпускная) цена у оптовика. Если оптовыми организациями реализуются отечественные лекарственные препараты, то их расходы, включая стоимость транспорта по доставке товара, покрываются за счет снабженческо-сбытовой надбавки на лекарственные средства. В "Протоколе согласования цен" отражается оптово-отпускная цена. Аналогично формируется цена на импортные фармацевтические товары, закупленные у посредников. Реализация импортных лекарственных средств и других товаров, закупленных за счет валютных средств осуществляется по свободным оптовым (отпускным) ценам, устанавливаемым этими организациями. Первоначально определяется расчетная цена, в которой учитываются: контрактная цена товара, пересчитанная по курсу ЦБ РФ, действовавшему на момент принятия грузовой таможенной декларации к таможенному оформлению; таможенные пошлины; сборы за таможенное оформление(% от таможенной стоимости); транспортные расходы; стоимость погрузочно-разгрузочных работ; страховые платежи; комиссионное вознаграждение посредникам; расходы по хранению; проценты по ссудам банков и другие расходы. Расчетная цена определяет минимальный уровень оптовой (отпускной) цены. В дальнейшем она меняется с учетом конъюнктуры рынка, изменения курса доллара, различий в качестве импортных товаров. Разница между расчетной (закупочной) и оптовой (отпускной) ценой относится на результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Аналогично формируются цены на медикаменты, закупаемые в странах СНГ. В дальнейшем аптека формирует розничную цену, применяя торговую надбавку к цене производителя. Посредники обязаны в приходных документах указывать наименование предприятия-изготовителя, а также установленную им цену. Кроме того должны быть указаны величина торговых надбавок всех предыдущих посредников и полные юридические и фактические данные о последнем оптовике, продавшем медикаменты в аптеку, отношение к Государственному реестру цен на медикаменты. Таким образом, устанавливаемые изготовителем и продавцом цены на любой вид товаров покрывают постоянные и переменные издержки, связанные с производством и сбытом (распределением), а также приносят доход изготовителю и вкладчику. Торговые наложения являются валовым доходом аптеки и могут быть определены в виде разницы между товарооборотом в розничных и оптовых ценах. Производственным аптекам, осуществляющим изготовление лекарственных средств, дано право включать в стоимость лекарственной формы стоимость работы по ее изготовлению (тарифа). Тарифы рассчитываются аптекой самостоятельно и включают фактические издержки производственной деятельности аптеки по изготовлению и расфасовке лекарственных средств на заданный период времени. Корректировка тарифов осуществляется путем умножения последних на коэффициент, рассчитанный:
^.издержек на 01.01.97 = увеличивающий коэффициент. 2 издержек на 01.01.96. При формировании цены на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, которые являются социально значимым товаром, учитывают ряд особенностей. 1. Лекарства предназначены для сохранения здоровья населения, поэтому во всем мире, и в России в том числе, цены на медикаменты находятся под государственным контролем. На производство жизненно важных препаратов в России государством предусмотрены льготы по налогообложению. Спрос на лекарства регулируется не физиологическими нормами потребления, а патологией человека. Спрос формирует посредник - врач. 3, Спрос на медикаменты мало зависит от изменения цены (малоэластичен). Малая эластичность спроса на медикаменты наиболее ярко проявляется на примере лекарственного обслуживания хронически больных и получающих лекарства бесплатно или на льготных условиях. Правительства в разных странах избирают различные пути решения проблем, связанных с регулированием цен на медикаменты: могут ввести непосредственный контроль за ценами или отпустить цены; могут либо осуществлять контроль за возмещением расходов на лекарственные средства (компенсация), либо пропагандировать применение генерических (родовых) препаратов (практика замены родовым препаратом), и способствовать экономичному назначению бесплатных и льготных лекарственных средств врачом. Европейские страны используют различные варианты и комбинации таких мер. Практика регулирования цен на медикаменты в других странах представляет интерес, т.к. в России пока окончательно не решен вопрос о формировании цены на лекарственные средства.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1048; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |