КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Культура… диалектически реализующийся процесс в единстве его объективных и субъективных моментов, предпосылок и результатов»
Задача культурологии – построить «генетику» культуры. Данная генетика должна не только объяснять историко-культурный процесс (в мировом и национальном масштабах), но и оказывать регулирующую роль на перспективу в качестве управляющего начала.
В отечественной культурологии получили распространение два подхода исследовательских направлений. · С середины 60-х годов XX века культура рассматривалась как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком. (Именно такая трактовка нашла отражение во втором издании БСЭ, в Философской энциклопедии). Обладая большой широтой, этот подход отличается неопределенностью, т. к. отсутствуют точные критерии того, что же считать ценностями культуры. · Аксиологическая интерпретация культуры заключается в вычислении той сферы бытия человека, которую можно назвать миром ценностей. Именно к нему, этому миру, с точки зрения сторонников данной концепции, и применимо понятие культуры. Оно предстает как величественный итог предшествующей деятельности человека, являющий собой сложную иерархию значимых для конкретного общественного организма духовных и материальных образований.
Сторонники деятельностной концепции усматривают в такой трактовке понятия культуры известную ограниченность. По их мнению, аксиологическая интерпретация замыкает культурные явления в относительно узкой сфере, тогда как Деятельностный подход к культуре конкретизируется по двум направлениям: · Одно рассматривает культуру в контексте личностного становления (Баллер, Коган и др.) · Другое – характеризует ее как универсальное свойство общественной жизни (М. С. Каган, Э. Маркарян и др.) Поиски содержательного определения культуры приводят к пониманию родового способа бытия человека в мире, а именно – к человеческой деятельности как подлинной субстанции человеческой истории. Реализующееся в деятельности единство субъективного и объективного позволяет понимать культуру как «систему внебиологически выработанных механизмов, благодаря которым стимулируется, программируется и реализуется активность людей в обществе » (Э. Маркарян). Другими словами, культура выступает как «способ деятельности» (В. Е. Давидович, Ю. А. Жданов), «технологический контекст деятельности» (З. Файнбург), придающий человеческой активности внутреннюю целостность и особого рода направленность, и выступает как способ регуляции, сохранения, воспроизведения и развития всей общественной жизни. Следует отметить, что деятельностный и аксиологический подходы не исчерпывают собой всего многообразия взглядов на понятие культуры в современной философской литературе. В работах значительного числа авторов нашли отражение основные концепции западной культурологии: · структурно-функциональная, · семиотическая, · концепция культурной антропологии др. В последнее время значительное распространение получает «диалоговый» подход, в рамках которого культура рассматривается как «встреча» культур (Библер). Как же лучше изучать такое сложное и многоплановое явление, как культура. С учетом профиля подготовки студентов и их конкретизирующих их квалификационных характеристик и профессиограмм, Специалисту естественнонаучного и инженерно-технического профиля всоответствии со Стандартом следует знать: · исходные понятия и термины культурологии, · важнейшие школы и концепции мировой и отечественной культурологии, · характеристики основных этапов развития культуры в истории общества. · Он должен уметь: · ориентироваться в культурологической, художественно-эстетической и нравственной проблематике, · вести себя в жизни в соответствии с требованиями, предъявляемыми к культурной, интеллигентной и профессионально грамотной личности. Специалисту социально-гуманитарного профиля в дополнение к уже изложенному необходимо не только иметь сведения по указанным направлениям, но и · понимать логику основных концепций культуры, характеристики и противоречия в развитии цивилизации и культуры XX века, · знать основные закономерности становления и развития европейской цивилизации, ее выдающейся роли в мировом процессе, · владеть навыками эстетического и этического анализа художественных произведений и жизненных ситуаций, · основами профессиональной этики.
1.2 Историческое развитие представлений о культуре Происхождение понятия «культура»
Слово культура в русском, а также в большинстве европейских языков произошло от латинского colere – возделывать, обрабатывать почву. В описании даже относительно простого агротехнического процесса культивации зафиксированы: · факт изменения человеком природы; · по определенным правилам; · с использованием соответствующей техники; · изобретенной не им, а предшественниками, но им усовершенствованной; · усвоенной в процессе обучения; · происходившего в значительной мере с помощью слов; · с конечной целью улучшения продукта труда, повышения урожайности. В последующем причастие прошедшего времени от глагола colere – cultus стало означать также «почитание» - культ и послужило началом целого смыслового ряда понятий, тем не менее внутренне связанным с исходным значением, ибо культ почитания изначально сформировался как магическое средство влияния на окружающий мир с помощью предков, сознательное и неосознанное символическое средство влияния человека на себя и окружающих, средство воспитания (того же культивирования) грядущих поколений. В современных обзорах истории понятия «культура» отмечается, что в России еще в 1853 г. слово «культура» было причислено к ошибочно употребляемым, ненужным. В конце прошлого века В. Даль включает его в словарь. Слово культура имеет такое определение: «обработка и уход, возделывание, возделка; образование, умственное и нравственное; говорят даже культивировать в место обрабатывать, возделывать, образовывать». Культура – сокровищница созданных человеком объектов. Но как стал возможен этот необыкновенный переход от природного к «надприродному»? «Мы ничего не знаем ни о созидающих моментах истории, ни о ходе духовного становления, нам известны только результаты. И на основании этих результатов нам приходится делать выводы. Мы задаем вопрос о том, · что явилось существенным в превращении человека в человека в мире, который он создает; · о том, какие открытия он сделал в опасных ситуациях, в своей борьбе, руководимый страхом и мужеством; · как сложились взаимоотношения полов, отношение к смерти, к матери и отцу». В этом грандиозном переходе к культуре наиболее существенным является, по-видимому, следующее: 1. Использование огня и орудий. Животное существо, не имеющее ни того, ни другого, мы никогда не примем за человека. 2. Появление речи. Взаимопонимание животных достигается посредством спонтанного выражения ими каких-то их ощущений, и только человек способен выражать в речи и передавать при ее помощи смысл предметного мира, который является объектом его мышления и речи. 3. Способы насилия над самим собой, которые формируют человека, например, табу (запреты). В самой природе человека заложено то, что он не может быть только частью природы, напротив, он формирует себя посредством искусства. В известном смысле можно сказать, что природа человека – это его искусственность. 4. Образование групп и сообществ. Человеческое сообщество коренным образом отличается от инстинктивно-автоматически созданных государств у насекомых. Основное отличие человеческого сообщества от групп и отношений господства и подчинения, образуемых приматами, состоит в том, что люди осознают их смысл. 5. Жизнь, формируемая мифами, с помощью образов, подчинение всего существования – семейного уклада, общественного устройства, характера труда и борьбы – этим образам, которые в нашем бесконечном толковании и углублении их являются просто носителями самосознания и осознания своего бытия и дают ощущение укрытости и уверенности, - все это в своих истоках неразличимо.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 474; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |