КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Культура как способ социализации личности
Разного типа культуры – разные системы трансляции знаний.
Культура и общество, последнее гораздо шире, так как наряду с самой культурой включает производство, политику и т. д. Но если культура – это система, обеспечивающая способ перенесения духовности человека на весь уклад его жизнедеятельности, то культура определенного типа проявляется и в политике, ив экономике, и в искусстве. Это не значит, что культура и общество могут быть отождествлены друг с другом: содержанием культурного процесса выступает, по сути, развитие самого человека в качестве общественного субъекта деятельности. Общество – это система отношений и институтов, т. е. способов и средств социального воздействия на человека. Прежде всего, необходимо указать на: · законы и правовую систему в целом, · систему образования и воспитания и т. д. · достигаемые реальные результаты человеческой деятельности по принятой в обществе шкале ценностей – слава, почести, богатство и т. д. Если же мы обращаемся не к социальному, а к индивидуальному миру человека, то обнаруживаем, что эти результаты обретают ценность не сами по себе, а как собственные внутренние качества и условия дальнейшего развития индивида. И личные свойства человека, и достигнутое им материальное положение – это внутренние физические и духовные его качества, характеризующие способ отношения к миру, т. е. его культуру.
О понятии «цивилизация»
Понятие «цивилизация» многозначно, что единодушно признается как в российской науке, так и за рубежом. Слово «цивилизация» появилось во французском языке в середине XVIII в.; лавры его создания отдают Буланже и Гольбаху. Первоначально оно возникло в русле теории прогресса и употреблялось только в единственном числе как противоположная «варварству» стадия всемирно-исторического процесса и как его идеал в европоцентристской интерпретации. В частности, французские просветители называли цивилизацией общество, основанное на разуме и справедливости. В начале XIX в. начался переход от монистической интерпретации истории человечества к плюралистической, что было обусловлено двумя факторами: · во-первых, последствиями Великой фр. рев-ции, которая установила новый порядок на развалинах старого, тем самым, обнаружив несостоятельность эволюционистских воззрений на прогресс общества. · во-вторых, тем обширным этноисторическим материалом, полученных в эпоху путешествий, который обнаружил огромное разнообразие нравов и человеческих установлений вне Европы и то, что цивилизации, оказывается, могут умирать. В связи с этим стала складываться «этнографическая» концепция цивилизации, основу которой составляло представление о том, что у каждого народа – своя цивилизация. (Т. Жуффруа). В начале XIX в. Ф. Гизо, предпринимая попытку разрешить противоречие между идеей прогресса единого рода человеческого и многообразием обнаруженного историко-этнографического материала, заложил основы «этно-исторической концепции цивилизации», предполагавшей, что, · с одной стороны, существуют локальные цивилизации, · с другой, - есть еще и Цивилизация как прогресс человеческого общества в целом. В марксизме термин «цивилизация» применялся для характеристики определенной стадии развития общества, следующей за дикостью и варварством. Утвердившиеся во второй пол. XVIII – начале XIX в. три подхода к пониманию слова «цивилизация» продолжают существовать и в настоящее время. Это: · унитарный подход (цивилизация как идеал прогрессивного развития человечества, представляющего собой единое целое); · стадиальный подход (цивилизации, являющиеся этапом прогрессивного развития человечества как единого целого); · локально-исторический подход (цивилизации как качественно различные уникальные этнические или исторические общественные образования). · Цивилизация, считал Гизо, состоит из двух элементов: · социального, внешнего по отношению к человеку и всеобщего; · интеллектуального, внутреннего, определяющего его личную природу. Взаимное воздействие этих двух явлений, социальных и интеллектуальных, является основой развития цивилизации. А. Тойнби рассматривал цивилизацию как особый социокультурный феномен, ограниченный определенными пространственно-временными рамками, основу которого составляют § религия, § четко выраженные параметры технологического развития. § М. Вебер также считал религию основой цивилизации. Л. Уайт подвергает изучению цивилизацию с точки зрения внутренней организованности, обусловленности общества тремя основными компонентами: § техникой, причем техника определяет остальные компоненты; § социальной организацией, § философией.
Лекция №10.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1369; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |