Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Решение ситуационной задачи




Модуль - обсуждение проблемных вопросов по пройденным темам

Модуль - обсуждение участия в выездном образовательном форуме «Меркурий – 2011», организованном Общественной Палатой РФ совместно с Правительством Москвы

Внутрипоколенная мобильность –имеет место там, где один и тот же индивид, вне сравнения с отцом, на протяжении жизни несколько раз меняет социальные позиции. Иначе она называется социальной карьерой.

Вертикальная мобильность -перемещение из одной страты (сословия, класса, касты) в другую. В зависимости от направления перемещения существует восходящая мобильность (социальный подъем, движение в верх – повышение в должности) и нисходящая мобильность (социальный спуск, движение вниз - увольнение).

Горизонтальная мобильность -переход от одной социальной группы к другой, расположенной на одном и том же уровне (переход из одного гражданства в другое, из родительской семьи в свою собственную, из одной профессии в другую). Движения происходят без заметного изменения социального положения в вертикальном направлении.

Разновидностью горизонтальной мобильности служит географическая мобильность (перемещение из одного места в другой без изменения статуса (туризм, переезд из города в деревню или обратно, с одного предприятия на другое).

Если к перемене мест добавляется изменение статуса – географическая мобильность превращается в миграцию. Например, переcелился в город на постоянное место жительства, нашел здесь работу – это уже миграция. Человек поменял свою профессию.

СЛАЙД: ПЯТЬ КАТЕГОРИЙ МИГРАНТОВ

 

 

Литература:

 

1. Кравченко А.И. Социология. Учебник для вузов. – М.: Академический Проспект, 2001г. – С.508.

 

Практическое занятие 2 (4 ч., СРС__ч.)

1.Какой тип общества характеризует указанное мероприятие?

2.Опишите социальный статус, личный статус, социальную роль, реализуемые в данном мероприятии.

3. Какие главные сферы общества воплощены в образовательном форуме «Меркурий – 2011»?

1. Определите элементами чего (страны, государства, общества) выступают следующие явления:

Явление Страна Государство Общество
Суд      
Армия      
Юридические законы      
Население      
Безработица      
Международный договор      
Географическое положение      
Аэрофлот      
Недра      
Леса      
Благосостояние      
Валовый национальный продукт      

 

2. В газетах пишут о том, что в современной Чечне совсем недавно существовало рабство. Приводятся реальные судьбы и условия содержания рабов. Ка Вы думаете, в чем сходство и в чем различие античного и современного рабства?

Сходство Различия
   

 

3. Х – это люди, вынужденно покинувшие свою страну.

Z – это люди, добровольно покинувшие свою страну.

Из перечисленных ниже социально – демографических понятий Вам предстоит выбрать те, которые подходят каждому определению:

Социально – демографические группы Социально – демографический статус  
Х Z
маргиналы    
эмигранты    
мигранты    
туристы    
беженцы    
путешественники    
диссиденты    
иностранцы    
перселенцы    
дипломаты    

4. Познакомьтесь с приведенным ниже фрагментом:

Основными социальными институтами или сферами российского общества выступают семья, производство(экономика), государство, образование, культура, наука и религия. Занятое в этих институтах население делится на три основных класса: высший, средний и низший. Элита, не превышающая 1% населения, стоит наверху социальной пирамиды, концентрирует в своих руках большую часть национального богатства и принимает большинство важных для страны решений.

Высший класс составляет 5% населения, средний - невелик и составляет не более 15%-20% населения. Большинство людей по уровню жизни сегодня находятся у границ бедности. Экономическую основу составляют рыночные отношения. Богатое культурное наследие России позволяет ей считаться одной из самых развитых стран мира, а наличие ядерного оружия и сильной армии – входить в число ведущих держав, определяющих политику в современном мире. По уровню жизни, состоянию здравоохранения продолжительности жизни РОССИЯ в 90-е годы вышла из состава развитых стран и опустилась на уровень развивающихся стран.

Описание какой сферы общества – политической, экономической, социальной, духовной - здесь дается? Или затрагиваются все они вместе?. Какая из сфер общества получила наиболее полное освещение?

3 модуль – решение ситуационной задачи «Как преуспеть в бизнесе»:

Головокружительная карьера Аниты Райдер свидетельствует о том, что за десять лет можно пройти путь от журналиста районной газеты до руководителя крупной корпорации. Еще в середине 60-х годов она вместе с мужем издавала в американской провинции газету тиражом четыре тысячи экземпляров. Сейчас, занимая офис в центре Лондона, Анита определяет тенденции развития, по меньшей мере, европейско­го информационного бизнеса. В ее подчинении находится более 30 ты­сяч человек, работающих в 60 странах мира.

Многие, в том числе сама Анита, считают, что ей просто повезло. Еще в детстве ей привили серьезное отношение к жизни. Родители все­гда настаивали на том, что нужно воплощать в реальность свои идеи. Их трудовая карьера связана с производством кондитерских изделий, овладением рабочих профессий в этой сфере. Родились они, создали семью и трудились в одном небольшом городке, где профессиональный выбор был достаточно ограничен. Они считали, что дочь должна подумать о серьезной карьере за предела­ми своего городка. После окончания университета, где она занималась французским языком и психологией, Анита поступила на работу редак­тором в крупное американское информационное агентство. Именно здесь она познакомилась со своим будущим мужем. Брак принес чете журналистов двоих детей.

Однако Анита не просто создала семью. Пара оказалась слишком предприимчивой для того, чтобы удовлетвориться своим текущим по­ложением и планами поэтапной карьеры в информационном агентст­ве. Они предприняли несколько попыток пробиться в люди: приобре­ли судно для ловли рыбы, снимали документальные фильмы и, нако­нец, заняв деньги у друзей и в банке, они основали в городе новое издание — прогрессивную еженедельную газету. Однако развернуться в маленьком городке было сложно. Годом позже газету пришлось за­крыть, причем накопившиеся долги четы Райдер составили более 300 тыс. долларов.

Но для Аниты неудача оказалась началом большого пути. Один из британских деловых журналов искал квалифицированного менеджера, способного продвинуть на американском рынке мало кому известное тогда издание. Выбор пал на Аниту по нескольким причинам. Работа явно требовала нестандартных решений, поскольку в США традици­онно существовал более живой, прагматичный подход к содержанию бизнес-прессы. Кроме того, возглавлявший в то время издательскую группу Сэм Льюис сам в прошлом был журналистом и проникся ува­жением к Аните.

Его ожидания относительно американского рынка полностью оп­равдались. За семь лет, в течение которых Анита продавала журнал в Америке, местный тираж журнала вырос со 100 до 250 тыс. экземпля­ров. В 1993 г. Анита переехала в Лондон и вскоре сменила Льюиса на посту главы издательства.

Анита считает, что, когда ее пригласили в издательство, там рабо­тали гениальные люди, которые сами знали, как поднять тираж, как сделать отличный продукт для рынка. Ее заслуга состояла в том, что она поддержала их, дала свободу делать то, что они сочтут необходи­мым, воодушевила, а также организовала приток определенных капи­таловложений. Главную роль в успехе сыграл не какой-то гений, а идеи множества квалифицированных специалистов.

Чтобы стать главой корпорации, которая владела 50% акций изда­тельства, где она работала, Райдер потребовалось еще пять лет. В сере­дине 90-х корпорация включала в себя множество не связанных между собой компаний. Эти компании были своего рода памятью о различ­ных эпохах в истории семейной фирмы. Проблема заключалась в том, что все эти компании под одной крышей ничего не могли дать друг другу. Нужна была синергия всех активов, которыми они владели. Из- за отсутствия целостности корпорация невысоко оценивалась рынком и была объектом для поглощения более сильными конкурентами. Ани­та же попыталась связать все активы друг с другом.

Возглавив корпорацию, она решила задать совсем другой темп раз­витию бизнеса. В организации, где рост доходов на 3% в год считался успехом, она поставила цель 15% и более (следует отметить, что в 2003 г. рост доходов составил уже 16%). Кроме того, была распродана часть активов, не приносивших соответствующих доходов и не вписы­вавшихся в стратегию развития организации. Взамен Анита приобре­тала СМИ, издательства, а также компании, связанные с разработкой образовательных компьютерных программ и с системой образования.

Сейчас в корпорации все ориентировано на интеллектуальную собст­венность: издательский бизнес, образование, наука и т.д. Анита значи­тельно укрепила позиции корпорации за счет совместных проектов с крупными медиагруппами.

Вместе с организацией трансформировалась и ее корпоративная культура. Поскольку теперь сотрудники работают в подразделениях, связанных друге другом по роду деятельности, у них появилось намно­го больше возможностей объединять свои усилия, чем это было ранее. Руководство корпорации пытается создать для них возможность встре­титься, поделиться друг с другом идеями о том, как надо развивать биз­нес, чтобы они знали о том, что происходит в организации. Для этого необходимо наладить постоянное взаимодействие почти 30 тыс. чело­век. Например, каждый год собирают самых молодых и самых старых работников корпорации, чтобы они могли выдвинуть и обсудить но­вые идеи развития организации. И что интересно: молодежь всегда оказывается впереди. Второе важное нововведение: почти 96% сотруд­ников владеют акциями компании. Работать, являясь совладельцем, гораздо интереснее. «Если вы работаете на совесть, то не только полу­чаете заработную плату, но и создаете актив на будущее», — говорит Анита. Она считает, что это особым образом мотивирует людей.

«Одна из первых вещей, которые надо знать предпринимателю, — это то, что преуспевают компании, имеющие свою миссию, компании, кирпичик за кирпичиком строящие здание своего бизнеса. Люди рабо­тают потому, что их занятие имеет какое-то значение. Конечно, мы все работаем, чтобы прокормить семью. Но вы становитесь энтузиастом, зная, что делаете что-то важное. Мы стараемся создать именно такую компанию. Если вы спросите сотрудников компании о том, что мы де­лаем в этой жизни, вам наверняка ответят: мы занимаемся образовани­ем, помогаем людям найти свое место в жизни, обрести новые навыки и понимание, развиваем их воображение. В конечном счете, мы под­талкиваем их к новым открытиям» — это слова главы корпорации.

Работе с персоналом корпорация придает большое значение. Ог­ромная роль здесь принадлежит Дану Колмену. Его неформально на­зывают «директор по кадрам». Дан является председателем совета ди­ректоров одной из газет, принадлежащей корпорации, в свое время он был генеральным директором этой газеты, а до этого просто журнали­стом с большим стажем. Возможно, поэтому он обладает потрясающей способностью понимать людей. Он всегда думает о том, как чувствуют себя сотрудники, как они работают, что происходит в их личной жиз­ни, и всегда готов прийти им на помощь, полагая, что это важно для об­щего дела. Колмен ведет всю работу по поиску людей, их найму, обуче­нию, следит за тем, какое вознаграждение они получают. Он постоянно встречается с максимально возможным количеством молодых специалистов, так как в корпорации разработано много программ по найму молодых людей. Он внимательно следит за тем, насколько кон­курентоспособен уровень заработных плат в различных подразделени­ях. Его заслугой является и план передачи акций корпорации ее со­трудникам. Сейчас он работает над тем, чтобы дать возможность лю­дям работать по всему миру, там, где осуществляет свою деятельность корпорация и где им больше нравится. Сотрудники корпорации имеют возможность поехать, например, в Китай или в Россию, чтобы преус­петь там. В корпорации стремятся создать все условия для того, чтобы к ним приходили только лучшие.

В процессе отбора персонала проводятся интервью и разнообраз­ные тесты. Например, для руководства важно знать, щедрый ли чело­век кандидат на определенную должность. Щедрость, великодушие — фундаментальный принцип сотрудников корпорации. В бизнесе эти качества помогают принимать верные решения. Другой любимый во­прос при приеме на работу касается того, терпимы ли претенденты к людям, которые кажутся им глупее, чем они сами. Это важное требова­ние, и Анита считает, что надо быть крайне терпимым. «Для нас крайне важно, какими человеческими качествами обладают люди, которых мы набираем себе в компанию. Это, пожалуй, даже важнее каких-то интеллектуальных задатков, которыми в принципе располагает каж­дый среднестатистический человек», — говорит она.

Полная уверенность в себе, четкое представление о своих планах, понимание человеческого фактора делают Аниту Райдер идеальным менеджером. Если добавить к этому неукротимую, излучаемую каж­дым движением внутреннюю энергию, то вывод очевиден: она на сво­ем месте. По итогам 2003 г. объем продаж корпорации составил более 6 млрд долл. — в два раза больше, чем в 1998 г.

Сама 55-летняя американка, возглавившая крупную британскую корпорацию, полагает, что в ее карьере все только начинается. Пол­ностью перестроив за четыре года организацию, продав ненужные, на ее взгляд, активы и потратив миллиарды долларов на новые, она на­чала наступление на новом фронте, рынке образования, где в 2003 г. компания получила 60% своего оборота. Анита считает, что бизнес и образование могут изменить мир, что очень скоро все начнут усилен­но учиться, подстраиваясь под требования информационной эпохи, потребляя огромное количество новых учебников и программ. Обра­зование будет переживать настоящий бум и может стать одной из наи­более прибыльных отраслей мировой экономики.

С одной стороны, образование финансирует государство, с дру­гой — частные лица все чаще ищут возможность улучшить когда-то полученное образование. Если посмотреть на людей, которые учатся сегодня по всему миру в колледжах или пытаются освоить какую-то профессию, станет ясно, что они гораздо старше тех, кто делал это де­сять—двадцать лет назад. Людям приходится все больше и больше учиться. И они платят за это. Так что быстро появляется и увеличива­ется новая категория клиентов — частные лица. Чтобы преуспеть, люди тратят растушую долю своего личного дохода на собственное об­разование и на образование своих детей.

Анита уверена, что усиление роли образования связано с перехо­дом из индустриальной эпохи в информационную, для которой харак­терно возрастание роли отдельной личности. По ее мнению, сегодня человек, обладающий определенными навыками и знаниями, напри­мер умеющий читать и писать, пользуется гораздо большим спросом, чем тот, кто этого не умеет. Навыки, которые будут востребованы в об­ществе в ближайшие двадцать лет, имеются сегодня менее чем у поло­вины населения. Часть людей понимает это и пытается уже сейчас по­лучить знания, необходимые в будущем. В настоящее время отмечает­ся усиление внимания к сфере услуг, где работа каждого — оказание какой-то особенной услуги, требующей, в свою очередь, развития лич­ности и персональных навыков.

Задача новой стратегии корпорации, разработанной Райдер, — стать лидером этого зарождающегося суперрынка.

Опросный лист по практическому занятию:

« Как преуспеть в бизнесе »

1.Охарактеризуйте виды статусов Аниты Райдер и их содержание:

 

Виды статусов Аниты Райдер Содержание статусов
   
   
   
   
   
   

 

Какие виды статусов не относятся к характеристике Аниты Райдер?

2.Опишите социальную роль, которую играет Анита Райдер

 

 

 

3.Какова социальная роль Дана Колмена?

 

 

4. Постройте стратификационный профиль Аниты Райдер:

Доход Образование Власть Престиж
       

 

5. Как Вы представляете себе профиль стратификации Аниты Райдер?

   

 

 

6. Какие виды мобильности характерны для Аниты Райдер:

Виды мобильности Обоснование ответа
   
   
   
   
   
   

 

7. Используя исторические типы стратификации и типологию классов поясните, в каком обществе реализовывается социальная мобильность Аниты Райдер и к какому классу она относится?

 
 

 

Тема 5: Социальные институты (4ч., СРС 4ч.)

Социальный институт, основные институты, институционализация, типология институтов, функции, характеристика института семьи и брака, характеристика института образования и науки.

Социальный институт – приспособительное устройство общества, созданное для удовлетворения его важнейших потребностей и регулируемое сводом социальных норм.

Пять основных потребностей социальных институтов (основные социальные институты):

- потребности в воспроизводстве рода (институт семьи и брака);

- потребности в безопасности и социальном порядке (политические институты, государство);

- потребности в добывании средств существования (экономические институты, производство);

- потребности в передачи знаний, социализация подрастающего поколения, подготовка кадров (институты образования в широком смысле, т.е. включая науку и культуру);

- потребности в решении духовных проблем, смысла жизни (институт религии).

Институционализация – закрепление практики или области общественных отношений в виде законов или социальной нормы, принятого порядка.

Составные элементы социального института:

- совокупность людей, работающих в конкретной сфере;

- система законов, управленческих решений и практических мероприятий;

- объекты-здания, мосты, заводы, квартиры, оборудование;

- социальная система со статусами и ролями, социальными нормами и санкциями, особые процедуры или практики;

- динамическая, развивающаяся система.

Типология социальных институтов – основные и неосновные институты.

Неосновные институты выполняют специализированную задачу.

Примеры: у политического института есть институт представителей в ООН, НАТО, Европейском союзе, послов и т.д.

Функция социального института – польза, которую институт приносит обществу: совокупность решаемых задач, достигаемых целей, оказываемых услуг.

Функционирование – приносить пользу обществу.

Дисфункция - если институт помимо пользы приносит вред.

Функции и дисфункции бывают явные, если они официально заявлены всеми осознаются и очевидны, и латентные, если они скрыты от глаз, не заявляются.

Латентные отличаются дисфункций тем, что не наносят вреда. Они показывают, что пользу от любого института можно извлечь гораздо большую (и прежде всего для себя лично), нежели об этом официально заявляется.

Функции и роли основных институтов общества

Функции Институты Основные роли
Забота, выхаживание и воспитание детей Семейно – брачные Отец мать ребенок
Добывание пищи, одежды, жилья Экономические Работодатель наемный работник покупатель продавец
Поддержание законов, правил и стандартов Политические Законодатель субъект права
Содействие соборным отношениям и установкам, углубление веры Религиозные Священнослужитель прихожанин
Социализация людей, приобщение к базисным ценностям и практикам Образовательные Учитель ученик

 

Логический квадрат функций социальных институтов

Явные Латентные

Функции    
Дисфункции    

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 682; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.052 сек.