Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 8. Международное движение капитала и международное кредитование




Вопрос 3. Экспортные субсидии. Демпинг. Экономические санкции.

Вопрос 2. Добровольные экспортные ограничения

Вопрос 1. Квотирование

Наиболее распространенной формой нетарифного ограниче­ния внешней торговли является квота, или контингент.

Квоти­ рование (контингентирование) представляет собой ограничение в количественном или стоимостном выражении объема продук­ции, разрешенной к ввозу в страну (импортная квота) или выво­зу из страны (экспортная квота) за определенный период. Как правило, квотирование внешней торговли осуществляется путем ее лицензирования, когда государство выдает лицензии на им­порт или экспорт ограниченного объема продукции и одновре­менно запрещает нелицензированную торговлю.

С начала 70-х гг. широкое распространение получила особая форма количественного ограничения импорта — добровольные эк­спортные ограничения (ДЭО), когда не страна-импортер устанав­ливает квоту, а страны-экспортеры сами берут на себя обязатель­ства по ограничению экспорта в данную страну. В настоящее вре­мя заключено несколько десятков подобных соглашений, огра­ничивающих экспорт автомобилей, стали, телевизоров, текстильных изделий и т.д. главным образом из Японии и новых индустри­альных стран в США и страны ЕС. Конечно, на деле такие экс­портные ограничения являются не добровольными, а вынужденными: они вводятся либо в результате политического давления страны-импортера, либо под влиянием угроз применить более жесткие протекционистские меры (например, возбудить антидем­пинговое расследование).

В принципе ДЭО представляют собой ту же квоту, но вводи­мую не страной-импортером, а страной-экспортером. Однако по­следствия такой меры по ограничению внешней торговли для эко­номики страны-импортера носит еще более негативный харак­тер, чем при использовании тарифа или импортной квоты. Если импорт в данную страну в результате соглашения с торговыми партнерами о ДЭО составляет величину Q, то внутрен­няя цена растет, спрос сокращается, предложение со стороны отечественных производителей увеличивается и т.д. Однако вмес­то того, чтобы получить доход от таможенных пошлин или от продажи импортных лицензий на аукционе, государство теперь как бы отдает эту часть выигрыша зарубежным экспортерам. Кроме того, даже после введения ДЭО обычно сохра­няется тариф, которым раньше облагался импорт данного товара

Почему, несмотря на дополнительные потери, государства-им­портеры часто настаивают, чтобы их торговые партнеры вводили ДЭО? Основная причина, очевидно, состоит в том, что, будучи достаточно действенным инструментом количественного ограни­чения импорта и защиты внутреннего рынка, ДЭО раньше фор­мально не запрещались положениями ГАТТ. В настоящее время в рамках ГАТТ/ВТО поставлена задача отмены ДЭО к 2000 г.

Для защиты национальных производителей государство может не только ограничивать импорт, но и поощрять экспорт. Одной из форм стимулирования отечественных экспортных отраслей явля­ются экспортные субсидии, т.е. льготы финансового характера, предоставляемые государством экспортерам для расширения вы­воза товаров за границу. В результате таких субсидий экспортеры получают возможность продавать товар на внешнем рынке по бо­лее низкой цене, чем на внутреннем. Экспортные субсидии могут быть прямыми (выплата дотаций производителю при его выходе на внешний рынок) и косвенными (путем льготного налогообло­жения, кредитования, страхования и т.п.)

Распространенной формой конкурентной борьбы на мировом рынке является демпинг, когда экспортер продает свой товар на зарубежном рынке по цене, ниже нормальной. Обычно речь идет о продаже по цене ниже цены аналогичного товара на внутрен­нем рынке страны-экспортера. Демпинг может являться, во-пер­вых, следствием государственной внешнеторговой политики, когда экспортер получает субсидию (этот случай рассмотрен выше). Во-вторых, демпинг может стать результатом типично монополисти­ческой практики дискриминации в ценах, когда фирма-экспор­тер, которая занимает монопольное положение на внутреннем рынке, при неэластичном спросе максимизирует доход, повы­шая цены, тогда как на конкурентном зарубежном рынке при достаточно эластичном спросе она добивается максимизации до­хода путем снижения цены и расширения объема продаж. Такого рода дискриминация в ценах возможна, если рынок сегментиро­ван, т.е. затруднено выравнивание цен внутреннего и внешнего рынка путем перепродажи товара из-за высоких транспортных расходов или установленных государством ограничений тор­говли.

Крайней формой государственного ограничения внешней тор­говли являются экономические санкции, например торговое эм­барго — запрещение государством ввоза в какую-либо страну или вывоза из какой-либо страны товаров. Страна вводит эмбарго на торговлю с другой страной, как правило, по политическим мо­тивам. Экономические санкции по отношению к какой-либо стране могут также носить коллективный характер, например, когда они вводятся по решению ООН. Целью введения эмбарго, однако, является не получение эко­номических выгод, а оказание давления на страну для достиже­ния определенных политических целей. С этой точки зрения успех эмбарго более вероятен в том случае, если: во-первых, страна, вводящая эмбарго, имеет высокую Вопрос 4. Аргументы за и против протекционизма

Нами были рассмотрены экономические последствия приме­нения лишь некоторых основных инструментов внешнеторговой политики. На практике их используется гораздо больше. В частно­сти, за последнее время широкое распространение получили так называемые технические барьеры, представляющие собой адми­нистративное регулирование, при котором происходит дискри­минация импортных товаров в пользу отечественных при помощи специфических стандартов качества, норм безопасности, сани­тарных ограничений и др.

Несмотря на то что как тарифные, так и нетарифные методы государственного воздействия на внешнюю торговлю в абсолют­ном большинстве случаев приводят к чистым потерям благосос­тояния, они широко используются практически всеми странами мира. Это объясняется, с одной стороны, наличием эффекта перераспределения дохода и, следовательно, значительных (и влия­тельных) групп населения, для которых политика протекциониз­ма выгодна. Эти группы населения могут оказывать давление на государство в пользу ограничения торговли, и такое давление ча­сто приносит свои пдоды, тем более что и самому государству таможенный тариф и некоторые нетарифные меры протекцио­низма приносят немалый доход.

С другой стороны, проведенный выше анализ базировался лишь на количественной оценке изменения благосостояния в отдель­ной отрасли и только в краткосрочном периоде. Однако как сто­ронники, так и противники протекционизма используют целый ряд дополнительных аргументов, которые не всегда поддаются простой количественной проверке и поэтому требуют особого рассмотрения.

Аргументы в пользу протекционизма

Стимулирование производства и увеличение занятости. Сторон­ники протекционизма утверждают, что ограничение импорта не­обходимо, во-первых, для того, чтобы поддержать отечественных производителей, сохранить рабочие места и тем самым обеспе­чить социальную стабильность. Во-вторых, сокращение импорта увеличивает совокупный спрос в стране и тем самым стимулиру­ет рост производства и занятости.

Однако существо проблемы заключается в том, что отечествен­ное производство нуждается в защите в силу своей недостаточной эффективности, и политика протекционизма, ограничивая кон­куренцию, создает условия для сохранения такого положения. Кроме того, хотя импорт сокращает занятость в импортозамеща­ющих отраслях, но одновременно он создает и новую занятость (связанную, например, с закупкой, продажей, послепродажным обслуживанием импортной продукции). Наконец, государство может обеспечить поддержку отечественных производителей и более эффективным, чем протекционизм, методом, с меньшими потерями для благосостояния общества. На рисунке 4.6 показаны в сравнении последствия установления таможенного тарифа и пре­доставления эквивалентной субсидии производителям. Если со­храняется режим свободной внешней торговли и производители полу­чают субсидию, то увеличение отечественного производства достига­ется без повышения цен и. следовательно, потребители потерь не не­сут. Выигрыш производителей составляет область (с + d), а затратыгосударства на субсидию — область (а + Ь) = (Ь + с + d). Таким образом, общие потери от предоставления субсидии составят об­ласть 6, тогда как потери от введения тарифа больше и составля­ют область (Ь + е).

Защита молодых отраслей. Часто приводится аргумент, что про­текционизм необходим как временная мера для того, чтобы на­рождающиеся перспективные отрасли промышленности, в кото­рых пока высок уровень издержек, смогли сформироваться и ук­репить свои позиции. По мере становления этих отраслей и повы­шения их эффективности уровень протекционистской защиты может снижаться. Особенно часто этот аргумент приводится при­менительно к развивающимся странам.

Однако, во-первых, достаточно трудно точно определить, ка­кая именно отрасль является действительно перспективной с точки зрения формирования новых сравнительных преимуществ страны. Во-вторых, протекционизм в отношении молодых отраслей в зна­чительной степени снижает стимулы к повышению их эффектив­ности, и в результате период становления может затянуться на неопределенно долгое время. Наконец, в-третьих, и в случае с молодыми отраслями предоставление субсидий или других льгот оказывается более эффективным средством поддержки, чем внеш­неторговый протекционизм.

Увеличение доходов государственного бюджета. Во многих случаях государство проводит протекционистскую политику, что нуждается в дополнительных доходах для покрытия дефицита государственного бюджета. Особенно популярным этот аргумент является в тех странах, где нормальная налоговая система нахо­дится в стадии становления и существуют значительные трудно­сти со сбором внутренних налогов.

Конечно, таможенную пошлину организационно собрать го­раздо легче, чем, например, налог на прибыль. Однако поступле­ния в бюджет в этом случае сильно зависят от степени эластично­сти спроса на импорт по цене, и при достаточно высокой элас­тичности доходы государства возрастут не при усилении, а при ослаблении протекционизма.

Обеспечение экономической безопасности и обороноспособности страны. Аргумент в пользу протекционизма в отношении отрас­лей, выпускающих стратегическую и военную продукцию, носит не экономический, а скорее военно-политический характер. Ут­верждается, что чрезмерная зависимость страны от импорта мо­жет поставить страну в уязвимое положение в случае возникнове­ния чрезвычайных обстоятельств.

Однако и этот на первый взгляд справедливый аргумент требу­ет тщательного конкретного анализа. В частности, серьезные зат­руднения может вызвать само определение отраслей, необходи­мых для обеспечения национальной безопасности: к ним может быть отнесено производство вооружений, продуктов питания, компьютеров, одежды, автомобилей, энергоносителей и многого другого. Трудно назвать такую отрасль, которая бы не вносила свой вклад в обеспечение безопасности страны. Кроме того, сти­мулирование с помощью протекционизма производства страте­гических невозобновляемых ресурсов (например, нефти и газа) может создать зависимость от импортных поставок в будущем. Це­лесообразнее создавать стратегические запасы этой продукции по дешевым ценам мирового рынка, а не делать ее более дорогой, вводя ограничения на внешнюю торговлю. Наконец, и стратеги­ческие отрасли можно защищать более эффективным, чем внеш-I неторговый протекционизм, способом (например, субсидиями).

Дополнительные аргументы против протекционизма

Обострение межгосударственных противоречий. Вряд ли можно ожидать, что политика протекционизма, проводимая одной стра­ной, не вызовет ответных мер со стороны ее торговых партнеров. Другими словами, следствием сокращения импорта в результате введения страной тарифных или нетарифных ограничений внеш­ней торговли скорее всего станет сокращение и ее экспорта, а значит, снижение занятости, уменьшение совокупного спроса и т.д. Экономические противоречия между странами могут обострить­ся до такой степени, что начнутся настоящие торговые войны, которые будут иметь очень серьезные отрицательные последствия для всех вовлеченных в них сторон. Такой сценарий развития со­бытий в реальной действительности далеко не редок.

Сокращение экспорта и ухудшение платежного баланса. Протек­ционистская внешнеторговая политика, сокращая импорт и уве­личивая чистый экспорт страны, неизбежно оказывает влияние на уровень обменного курса национальной валюты, способствуя его повышению. В свою очередь, повышение обменного курса сти­мулирует импорт и сдерживает экспорт. В результате происходит ухудшение состояния платежного баланса страны, что имеет се­рьезные отрицательные макроэкономическое последствия.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 258; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.