Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Менеджмент, менеджер




Основные понятия менеджмента

УДК

Тюмень 2005


Инасаридзе Е.Г. Менеджмент в сервисе: Учебное пособие. – Тюмень: ТюмГНГУ, 2005. – 157 с.

 

Рассмотрены вопросы управления организацией в сфере сервиса. Изложены основные положения в управлении.

 

Предназначено для студентов специальности «Сервис транспортных и технологических машин и оборудования (нефтегазодобыча)».


1. Организация как объект управления. 6

1.1. Основные понятия менеджмента. 6

1.1.1. Менеджмент, менеджер. 6

1.1.2. Цель, содержание, категории менеджмента. 7

1.1.3. Понятия: предприниматель, бизнесмен, менеджер. 8

1.1.4. Определения понятия «организация». 9

1.1.5. Виды менеджмента. Школы управления. 10

1.2. Сущность управленческой деятельности. 11

1.3. Научные подходы менеджмента. 12

1.4. Классификация организаций. 15

2. Характеристики организации как объекта управления. 18

2.1. Общие характеристики организации. 18

2.2. Внешняя среда организации. 18

2.3. Внутренняя среда организации. 19

2.4. Разделение труда. 24

2.4.1. Вертикальное разделение труда. 24

2.4.2. Горизонтальное разделение труда. 28

2.5. Фазы жизни организации. 30

3. Методы управления. 32

3.1. Методы управления функциональными подсистемами. 32

3.2. Методы выполнения функций менеджмента. 33

3.2.1. Функция планирования. 34

3.2.2. Функция управления - организация. 35

3.2.3. Функция мотивация. 35

3.2.4. Контроль как функция менеджмента. 37

3.2.5. Использование методов управления при реализации функций управления. 37

3.3. Методы подготовки и принятия управленческих решений. 38

3.3.1. Системный подход в управленческих решениях. 39

3.3.2. Комплексный подход в управленческих решениях. 39

3.3.3. Моделирование в процессах управления. 40

3.3.4. Принятие управленческих решений с применением экспериментирования. 41

3.3.5. Конкретно-исторический подход в принятии управленческих решений. 42

3.3.6. Методы социологических исследований. 42

3.4. Законы организации. 43

4. Функция управления - планирование. 44

4.1. Понятие планирования. 44

4.2. Задачи и принципы планирования. 45

4.3. Виды и способы планирования. 46

4.4. Стратегическое планирование. 47

4.5. Тактическое планирование. 50

4.6. Оперативное планирование. 51

4.7. Техника планирования. 52

5. Функция управления - организация. 54

5.1. Понятие функции управления – организация. 54

5.2. Ответственность. Делегирование. 55

5.3. Полномочия. Формы полномочий. 56

5.3.1. Линейные полномочия. 57

5.3.2. Штабные полномочия. 57

5.4. Делегирование полномочий. 58

5.5. Масштабы управления. 59

5.6. Этапы построения организации. 60

5.7. Структуры организаций. 61

5.7.1. Бюрократическая структура. 62

5.7.2. Дивизионные структуры. 62

5.7.3. Адаптивные структуры. 63

5.8. Централизация и децентрализация управления. 64

6. Коммуникации в менеджменте. 66

6.1. Понятие коммуникации. 66

6.2. Классификация информации. 67

6.3. Процесс коммуникации. 69

6.4. Возможные трудности в развитии и пути улучшения системы коммуникаций 71

6.5. Основы успешной коммуникации. 72

6.6. Характеристики информационных систем. 73

6.7. Возможные структуры коммутационных систем. 75

7. Управленческие решения. 77

7.1. Классификация управленческих решений. 77

7.2. Процесс принятия решений. 79

7.3. Методы принятия решений. 80

7.4. Организация исполнения и результаты управленческих решений. 83

7.5. Информационные технологии в интересах принятия управленческих решений 84

8. Мотивация как функция управления. 89

8.1. Сущность мотивации. 89

8.2. Механизм мотивации. 91

8.3. Теория иерархии потребностей А. Маслоу. 92

8.4. Современные теории мотивации. 94

8.5. Эффективность мотивации. 96

9. Контроль и эффективность управления. 98

9.1. Функция управления - контроль. 98

9.2. Технология контроля. 99

9.3. Функции контроля. 100

9.4. Виды контроля. 101

9.4.1. Предварительный контроль. 102

9.4.2. Текущий контроль. 103

9.4.3. Заключительный контроль. 104

9.5. Процедура контроля. 104

9.6. Эффективность контроля. 107

10. Управление персоналом. 109

10. 1. Общие понятия управления персоналом. 109

10. 2. Планирование ресурсов. 110

10. 3. Набор персонала. 112

10. 4. Оценка и отбор кандидатов. 113

10. 5. Определение заработной платы и льгот. 115

10. 6. Обучение. 115

10. 7. Оценка трудовой деятельности. 117

10. 8. Перемещение работников. 117

10. 9. Подготовка руководящих кадров. 118

11. Лидерство. Авторитет. Власть. 119

Стили руководства. 119

11.1. Понятие «руководитель» в управлении предприятием. 119

11.2. Лидерство. 120

11.3. Понятие - власть. 122

11.4. Формы власти. 124

11.5. Стили руководства. 125

11.6. Авторитет. 127

12 Управление конфликтами, изменениями и стрессами. 128

12.1. Типы конфликтов. 128

12.2. Причины конфликтов. 129

12.3. Последствия конфликтов. 130

12.4. Управление конфликтами. 131

12.5. Причины стресса и способы его предотвращения. 133

12.6. Способы предупреждения конфликтов. 134

13. Эффективность менеджмента организации. 135

13. Эффективность менеджмента организации. 135

13.1. Критерии оценки эффективности менеджмента организации. 135

13.2. Признаки эффективного менеджмента. 136

13.3. Пути повышения эффективности менеджмента в организации. 138

13.4. Показатели эффективности управления. 139

13.5. Эффективность предприятий сервиса. 141

13.6. Имитационное моделирование в менеджменте. 141

13.6.1. Имитационное моделирование при составлении бизнес планов. 142

13.6.2. Имитационное моделирование в управлении производством. 142

13.6.3. Интенсивное и экстенсивное развитие организации. 143

14. Риск в менеджменте. 145

14.1. Понятие риска. 145

14.2. Классификация рисков. 146

14.3. Функции риска. 150

14.4. Источники риска. 150

14.5. Анализ риска. 151

14.6. Измерение величины риска (степени риска) 154


1. Организация как объект управления

 

Управлять можно только тем, что измеримо.

Д. Менделеев

Кто работает отдельно – суммирует, вмести – умножает.

А. Богданов

 

 

Менеджмент (по-русски «управление») - вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях.

Не следует в полной мере отождествлять понятия "менеджмент" и "управление". Они идентичны, но понятие “управление” шире, т.к. управлять человек может и биологической системой, и физическими процессами, химическими реакциями и пр. Понятие же "менеджмент" и сфера его влияния распространяется только на управление производством, т.е. на управление социально-экономическими системами

Менеджмент как собирательное от менеджеров, - это определенная категория людей, социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению. Менеджер – это специалист, которого нанимают для организации и управления каким – либо участком, для осуществления управленческой деятельности. В упрощенном понимании, менеджмент — это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей.

Управление – это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформировать и достичь цели организации.

Когда люди объединяют свои усилия ради получения каких-то результатов, сразу возникает потребность в управлении, и в первую очередь, в организации и координации их совместной деятельности. Поэтому организацию рассматривают с позиций уп­равления, то есть в качестве объекта, которым надо управлять.

Многообразие назначения, целей и задач организаций означает их своеобразие и «непохожесть», поэтому для управления ими требуются специальные знания и искусство, методы и приемы, учитывающие особенности организации совместной деятельности работников. Отсюда логично вытекает вывод о том, что управление организациями должно строиться с учетом их специфических черт, которые не остаются неизменными во времени, а меняются как под влиянием внешних обстоятельств, так и в результате роста и развития самой организации. В соответствии с этим меняются и важнейшие показатели, по которым оцениваются значимость и достижения компаний, например, объем реализации продукции, рыночная стоимость компании, рентабельность, производительность и др.

Значимость менеджмента была особенно ясно осознана в 30-е годы ХХв., когда стало ясно, что эта деятельность превратилась в профессию, область знаний - в самостоятельную дисциплину, а социальный слой - в весьма влиятельную общественную силу. Растущая роль этой общественной силы заставила заговорить о «революции менеджеров», когда оказалось, что существуют корпорации – гиганты, обладающие огромным экономическим, производственным, научно – техническим потенциалом, сопоставимым по мощи с целыми государствами. Крупнейшие корпорации, банки составляют стержень экономической и политической силы многих государств. От них зависят правительства, многие из них имеют транснациональный характер, простирая свои производственные, сервисные, распределительные, информационные сети по всему миру. А значит, решения менеджеров, подобно решениям государственных деятелей, могут определять судьбы миллионов людей, государств и целых регионов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 282; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.