КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Виды менеджмента. Школы управления
Цель, содержание, категории менеджмента
Основная цель менеджмента - обеспечение гармонии в развитии организации, т.е. согласованного и эффективного функционирования всех внешних и внутренних элементов организации. На содержание менеджмента оказывают влияние две группы факторов: - тенденция развития организации; - специфические факторы развития экономики Основные факторы, влияющие на становление и развитие менеджмента в российской экономике: - формирование рыночного механизма и сочетание его с государственным регулированием; - изменения в структуре потребностей общества в продукции и услугах, ориентация менеджмента преимущественно на удовлетворение потребностей в предметах потребления; - обострение внутренней конкуренции вследствие ограниченности ресурсов и снижения спроса на традиционные отечественные продукты и услуги; - интернационализация конкуренции и связанная с этим принудительная адаптация к международным стандартам; - усиление социальных и экологических требований к деятельности организаций и учреждений, ориентация менеджмента на внешние факторы эффективности организаций; - возрастающая степень комплексности реализуемой продукции и услуг, диверсификация и кооперация организаций; - профессионализация менеджмента, повышение общественной значимости и оценки менеджмента, стремление к обучению и повышению профессиональной квалификации. Содержание менеджмента можно рассматривать в трёх аспектах: - как науку и искусство управления; - как вид деятельности и процесс принятия управленческих решений; - как аппарат управления деятельностью организации.
Категория менеджмента - наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные свойства и устойчивые отношения в процессах управления организацией. Состав основных категорий менеджмента: - объекты и субъекты; - функции; - виды; - методы; - принципы. В управлении всегда есть: субъект – тот, кто осуществляет управление, и объект – тот, кем управляют действия субъекта управления. Таким образом, основная задача управления – организовать работу других людей, при этом высшей формой искусства управления является такая организация, при которой у объекта управления создается ощущение, что ни кто им не управляет. Если субъект управления управляет собственными действиями, т.е. субъект и объект объединяются в едином лице, то в этом случае имеют место частные случаи управления, называемые самоуправлением. Управление является реальным, если имеются с одной стороны потребность и возможность субъекта управления, а с другой – потребность и возможность объекта управления выполнять управленческие команды. Управление может осуществляться только в том случае, если существует реально действующая система, которая является органичной частью любой организации (называется системой управления).
1.1.3. Понятия: предприниматель, бизнесмен, менеджер
К субъектам управления можно отнести предпринимателей, бизнесменов и менеджеров. Предприниматель – это организатор чего-то нового (идеи, товара и т.п.). Бизнесмен – это человек, имеющий своё дело. Бизнесмен может один вложить деньги в какое-либо мероприятие, ценные бумаги, инвестировать проект и т.д., не занимаясь рутинной работой в этом деле. Последнее замечание отличает его от менеджера. Менеджер – это человек, работающий в организации и занимающийся организацией работ с комплексом ресурсов. Из опыта управления западные менеджеры выделяют десять наиболее важных качеств удачливых предпринимателей (табл. 1.1).
Таблица 1.1
1.1.4. Определения понятия «организация»
Понятие организации с течением времени претерпело ряд существенных изменений. На начальном этапе организация представлялась как структура любой системы. Когда "менеджмент" как наука выделился в самостоятельную область знаний, слово "организация" стало ассоциироваться с сознательно определенной, заданной структурой ролей, функций, прав и обязанностей, принятых на предприятии (в фирме). Т.е. под "организацией" следует понимать предприятие, фирму, учреждение, ведомство, трудовое формирование.
Из всего многообразия определений понятия "организация" можно выделить следующие. 1. Организация как процесс, посредством которого создается и сохраняется структура управляемой либо управляющей системы. 2. Организация как совокупность (система) взаимоотношений, прав, обязанностей, целей, ролей, видов деятельности, которые имеют место в процессе совместного труда. 3. Организация как группа людей с общими целями. Чтобы считаться организацией, трудовое формирование должно отвечать следующим обязательным требованиям: 1) наличие не менее двух людей, которые считают себя частью этой группы; 2) наличие, по крайней мере, одной общественно полезной цели (т.е. желаемого конечного состояния или результата), которую принимают как общую все члены данной группы; 3) наличие членов группы, которые намеренно работают вместе, чтобы достичь значимой для всех цели. Организация — это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей. Природа и свойства, формальная структура и поведенческие аспекты организации как объекта управления зависят от ее вида, иерархического уровня и функциональной области деятельности. Общий или генеральный менеджмент заключается в управлении деятельностью организации в целом или её самостоятельных хозяйственных звеньев. Функциональный или специальный менеджмент заключается в управлении определенными сферами деятельности организации или её звеньев. По сферам деятельности различают следующие виды менеджмента: инновационный, персональный, снабжения, производственный, маркетинга, качества, финансовый, международный, экологический, а также социальный, в ходе которого регулируются различные отношения между людьми и т.п. В теории менеджмента существуют следующие школы управления: 1) Классическая (традиционная) школа управления: Рабочий представлялся как орудие труда в целях максимизации прибыли;
2) “Доктрина человеческих отношений” (30-40гг.): Учитываются психологические факторы работника, его чувства, эмоции, взаимоотношения с коллективом. В этом стали видеть резервы производительности труда; 3) “Эмпирическая школа управления”: Основывается на практике управления. Представители – крупные бизнесмены, менеджеры, получившие определённый результат в своей деятельности; 4) “Школа социальных систем”: Внимание акцентируется на взаимоотношении человека в коллективе. Исследуется процесс формирования рабочих групп оптимальной численности. Исследуется корреляция – статистическая связь между этническими, психологическими, возрастными, половыми факторами и производительностью труда; 5) “Новая школа управления”: Основывается на математических методах экономики. Реализация управления на базе вычислительной техники, компьютерных сетей и т.д.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1526; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |