Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Внутренняя среда организации. К внутренней среде организации относятся: цели, задачи, структура, люди, технология (рис

 

К внутренней среде организации относятся: цели, задачи, структура, люди, технология (рис. 2.2).

 

Рис. 2.2. Внутренняя среда организации

Организация, по определению, это – группа людей с осознанными общими целями.

Постановка целей начинается с высшего менеджмента организации. На вершине иерархии корпоративных целей находится миссия, или обоснование деятельности организации, т.е. описание ее ценностей, устремлении и причин «появлении на свет». Четко сформулированная миссия является фундаментом вытекающих из нее целей и планов.

Заявлением о миссии называется общее определение основных направлений бизнеса и операций организации, отличающих ее от других компаний. В изложении миссии обычно описываются потенциальные рынки и потребители компании, указываются основные точки приложения её усилий. Из заявлений о миссии общественность имеет возможность почерпнуть информацию о корпоративных ценностях, отношении организации к сотрудникам, политике повышения качества продукции и уровня обслуживания, расположении подразделений компании. Как правило, в заявлении о миссии раскрываются и приоритетные цели, и философия компании.

Пример миссии СТО. Миссия станции сводится к предоставлению автосервисных услуг высокого качества, как индивидуальным клиентам, так и организациям, в форме, которая отвечает их требованиям, исходя из нормального технологического уровня, высокой квалификации работников и такого отношения к клиентам, которое формирует исключительно высокую репутацию станции, при условии справедливого отношения к сотрудникам.

Основную цель станции должен знать каждый её работник и исходить из нее в своей деятельности. Отклонение или противодействие миссии должны санкционироваться, как приносящие вред станции.

Далее необходимо сформировать цели, которые детализируют миссию. Цель – те конечные рубежи, достижению которых через выполнение конкретных задач, функций направлена деятельность коллектива, подразделения.

Они могут быть следующими:

Клиентура (рынки). Каких клиентов обслуживает. Каковы их требования. Что необходимо делать для удовлетворения их потребностей;

Услуги. Какая номенклатура услуг, формы предоставления и режим работы отвечает спросу клиентуры.

Прибыль. Какой объем прибыли планируется получить – на одного работника или в целом. Какой прирост прибыли станция предлагает в год;

Производительность труда. Какой объем услуг должны достичь на одного работника;

Производственные мощности. Какой коэффициент использования мощностей может достичь станция. Как следует развивать мощности. Какой технологический уровень необходимо обеспечить;

Кадры. Отвечает ли уровень кадров требованиям клиентуры. Что необходимо сделать для привлечения высококвалифицированных кадров. Отвечает ли культура кадров требованиям миссии, и что необходимо сделать для приведения уровня культуры к уровню требований.

У организации могут быть разнообразные цели, особенно это касается организаций различных типов. Организации, которые занимаются бизнесом, сосредоточены, главным образом, на создании определенных товаров или услуг в рамках специфических ограничений – по затратам и получаемой прибыли. Эта задача отражена в таких целях, как рентабельность (прибыльность) и производительность. Государственные органы, учебные институты и некоммерческие предприятия (больницы) не стремятся получить прибыль. Но их волнуют затраты. И это находит отражение в наборе целей, сформулированных как предоставление конкретных услуг в рамках определенных бюджетных ограничений.

Крупные организации имеют много целей. Для того чтобы получить, например, прибыль, бизнес должен сформулировать цели в таких областях, как доля рынка, разработка новой продукции, качество услуг, подготовка и отбор руководителей и даже социальная ответственность. Некоммерческие организации также имеют разнообразные цели, но, вероятно, будут больше уделять внимания социальной ответственности. Организация, определяемая целями, пронизывает все последующие решения руководства.

Задача – это предписанная работа или часть работы (операции, процедуры), которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки.

С технологической точки зрения задачи предписываются не работнику, а должности. В соответствии со структурой организации каждой должности предписан ряд задач, которые рассматриваются как необходимый вклад в достижение целей организации.

Задачи организации традиционно делятся на три категории. Это работа с людьми, предметами (машинами, сырьем, инструментами), информацией. Например, на обычном заводском конвейере работа состоит из работы с предметами. Задача же мастера – это, в основном, работа с людьми. В тоже время, задачи бухгалтера предприятия, в основном, связаны с информацией.

Управленческая работа носит менее монотонный, повторяющийся характер, и время выполнения каждого вида работы увеличивается по мере перехода управленческой работы от низового уровня к высшему.

Специализация задач повышает прибыль, потому что увеличение производительности снижает затраты на производство.

Технология – это сочетание квалификационных навыков, оборудования, инфраструктуры, инструментов и соответствующих технических знаний, необходимых для осуществления желаемых преобразований в материалах, информации или людях.

Социолог Чарльз Перроу описывает технологию как средство преобразования сырья – будь то люди, информация или физические материалы – в искомые продукты и услуги.

Влияние этой переменной на управление в значительной мере определялась тремя крупными переворотами в технологии: промышленной революцией, стандартизацией и механизацией, применением конвейерных сборочных линий. Концепция стандартизации стимулировала дальнейшее повышение специализации, открыв одновременно новые широкие возможности для применения неквалифицированного и малоквалифицированного труда. Именно на этом основано массовое производство товаров и услуг. Из всех существующих систем классификации типов технологий наибольшей известностью пользуется система Джоан Вудворд - британской исследовательницы управления, которая все технологии производственных фирм разделила на три категории:

1 Единичное, мелкосерийное или индивидуальное производство, где одновременно изготавливается только одно или малая серия одинаковых изделий.

2 Массовое или крупносерийное производство применяется при изготовлении большого количества изделий, которые идентичны друг другу или очень похожи. Такой вид производства характеризуется механизацией, использованием стандартных деталей и конвейерным способом сборки.

3 Непрерывное производство использует автоматизированное оборудование, которое работает круглые сутки для непрерывного изготовления одинакового по характеристикам продукта в больших объемах.

Задачи и технология тесно связаны между собой. Выполнение задачи включает использование конкретной технологии как средства преобразования материала, поступающего на входе, в форму, получаемую на выходе.

По словам Виланда и Ульриха, «машины, оборудование и сырье, конечно, можно рассматривать как компоненты технологии, но наиболее значимым компонентом, несомненно, является процесс, с помощью которого исходные материалы (сырье) преобразуется в желаемый на выходе продукт. По сути своей технология представляет способ, который позволяет осуществить такое преобразование».

Вследствие тесных связей между задачей и технологией, существует тенденция со времен промышленной революции делать все задачи как можно более специализированными.

Люди являются центральным фактором в любой модели управления. Внутри организации люди являются важным решающим фактором при определении соответствия конкретной задачи и содержания операций избранным технологиям. Как ведет себя человек в обществе и на работе, является следствием сложного сочетания индивидуальных характеристик личности и внешней среды.

Областью, в которой люди различаются, являются индивидуальные способности, присущие человеку качества. Организации пытаются воспользоваться различиями в способностях при решении вопроса, какую должность, и какую работу будет выполнять конкретный работник. Отбор человека - это логическое средство увеличения выгоды от специализации. Предрасположенность, одаренность тесно связаны со способностью. Предрасположенность - это имеющийся потенциал человека в отношении выполнения какой-либо работы. Предрасположенность в определенной области облегчает приобретение способности эффективно выполнять конкретную деятельность. Предрасположенность к управлению очень важна при определении кандидатов на обучение менеджменту.

Руководство, достигает целей организации через других людей. Люди являются центральным фактором в любой модели управления.

Руководители занимаются вопросами поведения людей как отдельных личностей, как групп и как людей, выступающих в качестве лидеров. Аспектами индивидуального поведения, которые имеют наибольшее значение для руководителя, являются способности, одаренность, отношения, потребности, ценности, ожидания и восприятие. Среда, которую создает руководство, часто имеет большое значение и влияние на поведение работника. Следовательно, руководители должны стараться сделать эту среду способствующей достижению целей организации.

Структура организации – это логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенные в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации.

Функциональная структура производственных систем, обусловлена характером и объемом задач, возложенных на нее, и зависит от многих факторов:

1) масштаба производства;

2) объема и номенклатуры выпускаемой продукции;

3) условий производства;

4) организации производства;

5) квалификации персонала т.д.

Структура сложных производственных систем строится преимущественно эмпирическим путем и поэтому ее нельзя назвать научно обоснованной.

Специфика производственных систем состоит в их высоком внутреннем и внешнем динамизме.

В этой связи возникает необходимость рассмотреть производственную организацию, прежде всего как массив всевозможных структур, влияющих на результаты работы всей организации. Из ряда структурных элементов организации выделим наиболее существенные:

1. организационная структура;

2. информационная структура;

3. ресурсно-технологическая структура;

4. структура трудовых ресурсов.

1. Организационная структура формируется исходя из функциональных особенностей организации. Систематизируются функции, которые должна выполнять организация, исходя из этого, определяется кадровый состав с соответствующей должностной структурой, откуда вытекают требования к квалификации персонала и к установленным нормам производственного персонала.

2. Информационная структура не является иерархической. Ее формирует не руководитель или специалисты по обеспечению информацией, а пользователи. Таким образом, информационные потоки на предприятии децентрализованы и определяются только тем, кто запрашивает ту или иную информацию. Поэтому информационная структура является в основе своей самопроизвольной.

3. Ресурсно-технологическая структура определяется применяемой на предприятии технологией. С изменением технологии в определенной степени меняется и структура предприятия, равно как и структура предприятия обусловливает применяемую на ее производстве технологию. Эти два взаимодействующих явления определяют ресурсно-технологическую структуру предприятия.

4. Структура трудовых ресурсов, как правило, проектируется после (или параллельно) трех предыдущих структур и является конкретной организационной и обоснованной.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Внешняя среда организации | Фазы жизни организации
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 2031; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.