Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Адаптивные структуры (Гибкие структуры)




Функциональная структура и основывающиеся на ней разновидности дивизиональной структуры относятся к категории так называемых жестких. Их жесткость определяется неизменностью границ, набора входящих в них элементов, закрепленностью связей.

В противоположность им гибкие (адаптивные) структуры могут легко видоизменяться и приспосабливаться к новой ситуации, целям, задачам, обеспечивают необходимые условия для инноваций и коллективного творчества. Это достигается соответствием четкого распределения обязанностей работников, незначительной регламентацией деятельности, хорошо развитыми коммуникациями. Считается, что со временем такие структуры будут преобладать.

Выделяется несколько разновидностей адаптивных структур: матричные, проектные, программно-целевые, фрагментарные, адхократические. Рассмотрим их подробнее.

Наиболее простой является проектная структура, основой которой является проект, т. е. группа видов деятельности, нацеленных на решение какой-то разовой задачи (проведение экспериментов, освоение нового вида продукции, технологии, годов управления). Его реализация бывает связана с риском неудачи и возможности финансовыми потерями.

Организационно он может быть оформлен в качестве самостоятельного звена фирмы, дочерней компании или существовать «под крышей» одного из подразделе­ний. Проект — это временное образование, ликвидируемое после завершения работ.

Наиболее широко распространены так называемые чистые проекты, представ­ляющие собой уменьшенную по масштабам копию функционального подразделе­ния. В этом случае руководителю полностью подчинены все исполнители и выде­ленные ресурсы (хотя иногда он может выступать только консультантом высшего руководства).

Администрация фирмы обычно не вмешивается в его текущую деятельность, определяя лишь сроки решения задач, лимиты материальных и финансовых средств.

Сегодня все большее распространение среди модификаций проектных групп получили на Западе центры по развитию новых сфер бизнеса. Их размеры и структура оп­ределяются в зависимости от специфики хозяйственной деятельности и размера фирмы и могут достигать 400 и более человек. Основная задача центра состоим в разработке и освоении новых продуктов, сбыт которых обеспечил бы фирме устойчивое положение на рынке. В составе центров работают службы поиска прибыльна рынков, состоящие из 10-15 человек.

К достоинствам проектной структуры относится ее высокая специализация, целевая ориентированность, мобильность, позволяющие достичь высокого качества выполнения работы.

В то же время проектная структура обладает некоторыми весьма существенны­ми недостатками, прежде всего связанными с использованием ресурсов. Послед­ние в течение всего срока реализации проекта заморожены в нем, и даже в случаекрайней необходимости ими нельзя воспользоваться, а по завершении работ и вы­свобождении они не всегда могут найти дальнейшее применение.

В результате реализация проектов бывает связана с высокими затратами, а по­этому их использование по карману далеко не всем организациям, несмотря на то что сам проектный принцип весьма плодотворен.

Выход из этой ситуации был найден на пути перехода к организациям, имеющим в основе так называемые матричные структуры (возникшие в 1960-1970-х гг.). РЬ суть состоит в том, что временные проектные группы создаются в рамках постоян­но существующих подразделений.

В матричной организации один и тот же работник (единица оборудования) могут гам переменно выполнять задания, относящиеся к различным проектам, например исхс-дя из поставленных задач происходит перераспределение людских и материальна ресурсов, выделенных подразделению на выполнение общего объема деятельное**

Таким образом, в матричной структуре, в сущности, не появляются дополни­тельные подразделения и должности, а лишь постоянно меняются функции существующих.

Это обеспечивает, с одной стороны, высокую целевую ориентацию производст­венной, инновационной или иной деятельности, а с другой - возможность быстро­го маневра ресурсами, что особенно ценно в условиях их дефицита.

Матричная структура представляет собой одно из средств организационной ин­теграции различных видов деятельности с позиции общей цели. Потребность в этом возникает при высокой сложности объекта, над которым ведется работа, или нестабильности среды.

Именно здесь в наибольшей степени реализуется ее адаптационный потенциал, обусловленный перечисленными выше обстоятельствами.

Чаще всего матричная структура находит место в научно-исследовательских и проектно-конструкторских организациях, где постоянно приходится решать новые, неординарные задачи. Неслучайно, видимо, впервые они появились в небольших аэ­рокосмических фирмах США.

Правда, необходимо отметить, что департаментализация по матричному прин­ципу — процесс весьма сложный, требующий длительной подготовки, высокой ор­ганизационной культуры. Значительные затраты, непригодность для экстремаль­ных ситуаций ограничивают использование такой структуры на практике.

Для многопрофильных организаций, особенно относящихся к инновационной сфере, может применяться департаментализация по крупным стратегическим целям, на которые прежде всего ориентируется их перспективная деятельность. 3 этом случае складывается так называемая программно-целевая структура.

В программно-целевую структуру объединяются отдельные виды деятельности из существующих подразделений или сами эти подразделения на период решения задач, поставленных в комплексной целевой программе.

В сущности она представляет собой разновидность матричной или проектной. В проектной ее роднит целевая ориентированность на решение конкретной разовой проблемы и временный характер существования, а с матричной — отсутствие дополнительных подразделений.

Фрагментарная структура включает самостоятельные целевые группы, координируемыена уровне предприятия специальными управляющими — так называемые к оманды (комитеты, комиссии, бригады и т. п.), «вкрапленные» в существующие подразделения. Такие команды, которых в рамках организации может существо­вать несколько десятков, состоят из узких специалистов и предназначаются для решения уникальных производственных, научных, управленческих и иных проблем.

В производстве, например, команды в наибольшей степени находят место прежде всего на работах по сборке сложных узлов и агрегатов, беря на себя за них полную от­ветственность. Люди получают возможность овладевать различными профессиями и направлениями работы, могутнаглядно видеть результаты своего труда, полнее реализовывать свои возможности. Они сами составляют графики поступления мате­риалов, выпуска, доставки потребителям готовых изделий.

Комитеты или советы (последние создаются на низовом уровне) представляют Зой совещательные консультативные группы, членами которых становятся представители основных (или заинтересованных в решении той или иной задачи) подразделений.

В зависимости от характера стоящих проблем комитеты могут быть временными: принятия уникальных решений) или постоянными (для регулярно повторяющихся задач). К временным комитетам можно отнести, например, структуру, зани­мающуюся подготовкой празднования юбилея организации, к постоянным — свя­занную с формированием планов, совершенствованием управления и проч.

Задача комитетов состоит в выработке на основе обсуждения важных для орга­низации проблем сбалансированных проектов решений и рекомендаций по ним. Хотя формально такие рекомендации не обязательны для исполнения, на практике оказывают значительное влияние на обстановку в ней (поэтому членство в комите­тах считается почетным).

Основными направлениями деятельности комитетов считаются:

• выработка рекомендаций по совершенствованию методов организации и управления;

• координация работы нескольких равноправных подразделений, если руководств:
ими по тем или иным причинам нецелесообразно сосредоточивать в одних руках;

• принятие решений по сложным и непопулярным вопросам, таким, как увольнение
снижение заработной платы, упразднение подразделений и др.;

• привлечение к управлению высококлассных специалистов (в том числе и рядовых
работающих в различных подразделениях;

• объединение так называемых разделенных полномочий, что предполагает возможность принятия решения по определенным вопросам только совместно всем причастными к ним лицами.

В целом работа комитетов способствует повышению гибкости управления, улучшению координации деятельности подразделений, стабилизации внутренние, отношений в коллективе, активизации людей, развитию у них творчества, росту квалификации.

В то же время она связана с рядом сложностей, свойственных любому коллективу: требует больших затрат времени и средств, приводит к компромиссным реше­ниям.

Помимо комитетов, на уровне организации действуют группы по совершенство­ванию технологических процессов и целевые группы.

Группы по совершенствованию технологических процессов нацелены на пойсяпутей улучшения их взаимодействия на стыках между подразделениями, например путем разработки новых маршрутных схем, систем управления производственны­ми запасами по принципу «точно вовремя» и др. Все это значительно повышает эффективность производственной деятельности.

В состав таких групп включают ведущих специалистов заинтересованных под­разделений на период разработки и освоения тех или иных усовершенствований, за успех которых ее участники несут ответственность.

В итоге обеспечиваются повышение эффективности производства, сокращен;'.; потерь ресурсов, укрепляются связи между подразделениями, расширяются лич­ные контакты, работники приобретают дополнительный опыт, кругозор, необходимые для дальнейшего служебного роста. В то же время деятельность групп связа­на с отвлечением людей от их основных обязанностей и не всегда встречает должное понимание у их непосредственного руководства.

Целевые группы формируются на высшем уровне организации для решения серь­езных и неотложных проблем, оказывающих существенное влияние на результата ее деятельности (в связи с этим их часто называют «пожарными командами»).

Члены этих групп разрабатывают и реализуют временные решения, призванные стабилизировать положение, и составляют проект постоянных, однако его внедре­нием сами обычно не занимаются. Возможно, поэтому они не считаются достаточ­но эффективным средством улучшения работы.

Венчурные группы создаются для разработки и внедрения нового продукта.

Независимые рабочие группы решают проблемы в стратегически важных сферах деятельности фирмы.

Группы по реализации бизнес-процессов отвечают за различные их стадии в разных подразделениях.

На низовом уровне создаются группы по совершенствованию деятельности под­разделений. Их члены заняты:

• поиском и устранением факторов, препятствующих нормальной работе;

• выявлением резервов, позволяющих повысить ее эффективность;

• организацией и проведением связанных с этим мероприятий, таких, как прогнозирование, составление технических инструкций, предварительное знакомство с принимаемыми на работу в подразделение.

Прототипом описанных выше структур были группы по решению проблем на рабочих местах, более известные как кружки качества. Впервые они возникли США, но по-настоящему широкое распространение получили в Японии, что в немалой степени было обусловлено национальными традициями этой страны.

Кружки, действующие как на временной, так и на постоянной основе, состоят из 6—12 человек (обычно рабочих) и возглавляются мастером или наиболее опытным рабочим. Их члены регулярно 1 -2 раза в месяц встречаются на 1 -2 часа для обсужде­ния и решения проблемы совершенствования техники, технологии, организации производства, повышения качества непосредственно на своих местах. Как правило, кружки пользуются поддержкой администрации. В Японии даже выпуска­ется специальная газета, освещающая деятельность этих структур, и регулярно про­водятся региональные и общенациональные конференции участников, на которых са­мым активным из них присуждаются медали различного достоинства.

Участие в различных творческих группах, действующих в рамках фрагментарной структуры, существенно повышает удовлетворенность работников своим трудом. Организация, состоящая из относительно слабо связанных между собой групп специалистов высшей квалификации и незначительного количества вспомогательного персонала, представляет собой так называемую адхократическую структуру (лат. ad hoc — специальный).

Она свойственна научным учреждениям, внедренческим фирмам и т. п., где выполняются сложные, нестандартные работы, требующие применения высоких технологий и творческого подхода на основе групповой деятельности. Ее участники в основном выполняют функции экспертов, самостоятельно выбирающих способы своей деятельности. Вознаграждение обычно бывает коллективным и распределя­ет; в соответствии с квалификацией, знаниями, вкладом в конечные результаты. Для адхократической организации характерны преимущественно неформальные отношения. Власть в ней основывается на знаниях и компетентности. По­льку исполнители понимают, что нужно делать, и каждый отвечает за свои действия, им предоставляется максимальная свобода, а менеджеры осуществляю? лишь формальный контроль.

Сегодня элементами гибкой организационной структурой считаются также менеджеры по связям с клиентурой.

Следует обратить внимание, что в «чистом» виде не существует функциональных, ни проектных, ни матричных организаций. В любой организа­ции встречаются все типы элементов, но в разных сочетаниях. Поэтому идеальная организационная структура — понятие весьма относительное. Она должна менять­ся по мере развития фирмы, ее стратегии, постоянно адаптируясь к новым услови­ям.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 940; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.