Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и виды инноваций




Термин «инновация» был введен в научный оборот известным экономистом И. Шумпетером. Сегодня за ним стоит дна понятия:

• новшество - новый продукт, услуга, технология, усовершенствование в произ­водственно-хозяйственной деятельности, на рынке, в общественной жизни;

• нововведение - процесс внедрения новшеств в различных сферах жизни обще­ства и осуществления связанных с этим изменений (в последнем состоит главный смысл инновации).

Инновации способствуют развитию технической или хозяйственной системы, достижению ею оптимального состояния. В то же время неожиданно появившееся новшество может и негативно повлиять и на этот процесс или нарушить нормаль­ный ход теку щей работы.

Потребность в инновациях возникает у фирмы под воздействием внешних (обо­стрение конкурентной борьбы, задачи завоевания новых рынков, появление новых знаний и проч.) и внутренних факторов (неблагоприятные условия труда, рост за­трат, несоответствие между тем, что есть, и тем, что должно быть, и т. п.).

Процесс инноваций становится объектом инновационного менеджмента, кото­рый непосредственно занимается:

• разработкой и оценкой их планов и программ, их финансово-ресурсным обеспечением;

• координацией и контролем хода создании и внедрения новой продукции, технологий;

• формированием и стимулированием работы творческих коллективов и целе­вых групп.

Новшество (инновация) создается в результате интеллектуальной деятельности. Последняя превращает результаты исследований и открытий в качественные об­разцы изделий с более высокими потребительскими, технологическими, техниче­скими, экономическими п иными свойствами.

Рассмотрим классификацию инноваций.

По масштабам распространения они могут быть мировыми, национальными, отраслевыми, локальными. Последние связаны с предприятием или его отдельным подразделением и обычно не приводят к каким-то крупным прорывам, а лишь по­зволяют улучшить использование существующего потенциала.

По сфере применения инновации делятся на производственные, управленческие, рыночные и проч.



По видам инновации бывают научными, техническими, технологическими, эко­логическими, экономическими (например, освоение нового рынка сбыта, метода стимулирования и т. п.).

По разнообразию решаемых задач выделяют спектральные и узконаправленные инновации.

По характеру генерирования и внедрения различают быстрые и замедленные, на­растающие и затухающие, равномерные и скачкообразные инновации.

По степени новизны (новизна - совокупность свойств, характеризующих сте­пень изменения объекта) инновации можно разделить на:

• радикальные (стратегические), делающие прорыв в теории и практике (на­пример, микропроцессор);

• модифицирующие, улучшающие отдельные элементы существующих систем (обеспечивают адаптацию базовых нововведений к изменяющейся среде);

• условные (новое сочетание прежних элементов):

• комбинированные.

По характеру связи с предшествующими образцами инновации могут быть:

• открывающими новые направления в человеческой деятельности (например, космический корабль);

• заменяющими (электровоз и тепловоз вместо паровоза);

• отменяющими (сварка вместо клепки);

• возвратными, обращающимися к исходным идеям (современные парусные суда, управляемые компьютерами);

• имитирующими, в том числе ретроспективно (образцы моды).
По целям выделяют следующие виды инноваций:

• для восстановления и сохранения функций и основных свойств существующей системы;

• для приспособления системы к количественным изменениям среды;

• для коренной перестройки системы и создания ее нового варианта (с измене­нием всех или большинства первоначальных свойств при сохранении прежнего функционального принципа), что позволяет приспособить ее к качест­венным изменениям среды;

• для создания системы нового вида, функционирующей на основе прежних принципов

• для создания системы нового вида путем коренного изменения принципа ее функционирования.

По результативности инновации делятся на завершенные и незавершенные, ус­пешные и неуспешные (нововведение, например, не считается завершенным, если останавливается на какой-либо промежуточной стадии).

По направленности выделяют внутриорганизационные и межорганизационные инновации.

По характеру - эволюционные и революционные.

По комплексности инновации бывают точечными, простыми, системными.

Поскольку новшествами, как правило, нельзя воспользоваться без специальных зна­ний, важную роль в деле их реализации играют ноу-хау (англ, know how - знать как).

Выделяют следующие типы ноу-хау:

1) технологические (результаты НИОКР, опыт производства, монтажа, испытаний и проч.);

2) финансовые (условия получения и размещения денежных средств);

3) коммерческие (способы продвижения товаров, организации рекламы);

4) управленческие (методы руководства, варианты тестов и др.).

Ноу-хау снижают риск при использовании новшества, обеспечивают его более быструю отдачу и рост (до 30 процентов) стоимости фирмы.

Поскольку в описании товара они специально опускаются, ибо в большинстве случаев не охраняются патентами, получение ноу-хау возможно на основе допол­нительных соглашений.

Любая инновация имеет свой жизненный цикл, который состоит из трех основ­ных элементов:

• периода от начала разработки до выхода новшества на рынок (стадия созда­ния), при этом само оно может устареть, а нововведение еще не начаться;

• периода от выхода на рынок до прекращения выпуска;

• периода устаревания (от снятия с производства до завершения эксплуатации у потребителей); здесь происходит исчерпание возможностей прежнего нов­шества и замещение его альтернативным.

Два последних периода вместе образуют стадию его использования, которая, в свою очередь, состоит из двух подстадий - производства, сбыта и послепродаж­ного (сервисного) обслуживания.

Инновации вызывают к жизни некоторые весьма серьезные проблемы (досроч­ное моральное устаревание элементов производственной системы при сохранении их нормального физического состояния; необходимость осуществления нововве­дений в смежных областях, нарушающих общую стабильность в них и вызывающих экономические потери).

Инновациям препятствуют: недостаток средств, патентные ограничения; со­противление персонала, высокие налоги, отбирающие у организации необходимые финансовые средства; требования антимонопольного законодательства.

В то же время инновациям благоприятствуют: поддержка руководством нова­торства; постоянный обмен информацией; стимулирование научной деятельности; высокий творческий потенциал сотрудников; пригодность для осуществления ин­новаций существующих технологий и оборудования; хорошее знание и эффектив­ное использование рыночных возможностей.





Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 222; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2022) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.021 сек.