Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этапы инновационного процесса




Под инновационным процессом понимается единая цепь последовательных действий - от исследований и разработок новой технической идеи до практическо­го внедрения созданного на ее основе новшества (его коммерциализации). Поэто­му необходима и целостная система управления инновациями.

Для того чтобы лучше понять суть этого процесса и его отличие от обычной теку­щей деятельности, можно воспользоваться табл. 32.1.

Таблица 32.1

Отличие инновационной от текущей производственно-хозяйственной деятельности

Параметры Инновационный процесс Текущая деятельность

Цель Удовлетворение новой Удовлетворение

потребности сложившейся потребности

Риск Высокий Низкий

Тип процесса Дискретный Непрерывный

Управляемость Низкая Высокая

как единого

целого

Результат для системы Переход на новый уровень Сохранение на прежнем уровне

Отношение к текущим Противоречит Соответствует

интересам участников

 

Инновационный процесс выполняет следующие основные функции:

1) познавательную (приращение общих знаний);

2) информационную (их распространение);

3) исследовательскую (целевое приобретение знаний в определенной области);

4) преобразовательную (улучшение существующих и создание принципиально новых объектов и процессов);

5) экономическую (сокращение затрат труда);

6) мотивационную (стимулирование творчества);

7) социально-потребительскую (обеспечение людей все более совершенными благами и услугами);

8) ресурсо- и природосберегающую (создание технологий, обеспечивающих
охрану окружающей среды и экономию естественных ресурсов).

Первым этапом инновационного процесса являются фундаментальные исследо­вания, сбор и систематизация информации по соответствующей проблеме (в РФ за­траты на них составляют от 2/з до 3/4 общих расходов на науку, а на Западе - 1/3)

Целью этого этапа являются оценка необходимости и возможности изменений, изучение возникших проблем, генерирование, отбор, определение возможности реализации перспективных идей.

Фундаментальные исследования, в свою очередь, делятся на теоретические и поисковые; первые формируют концептуальные подходы к проблеме; вторые - новые принципы создания изделий и технологий.

В рамках этапа происходят изучение информационных источников, разработка теоре­тических положений, их первичный анализ, отсев технически и экономически беспер­спективных идей (он продолжается и в дальнейшем), создание и выбор окончательно­го варианта концепции нового продукта с учетом потребностей рынка.

Следующим этапом являются прикладные исследования, направленные на опре­деление и уточнение способов применения результатов предыдущего этапа. Эти исследования могут быть теоретическими и экспериментальными (в том числе свя­занными с созданием моделей).

Здесь происходят разработка лабораторных технологий, изготовление и испытание макетов и образцов новых изделий, нестандартного оборудования, производятся специальные расчеты для оценки и последующей корректировки направлений ис­следований, второй отсев неперспективных идей.

Конечным результатом этого этапа являются техническое задание, рекомендация, опытный образец.

В процессе фундаментальных и прикладных исследований приобретаются новые науч­ные знания, необходимые для проведения опытно-конструкторских разработок. В то же время уже на этих этапах возможны тупиковые результаты и экономические потери.

Стадия опытно-конструкторских разработок, связанная с созданием новых об­разцов, пригодных для производственного и коммерческого использования, вклю­чает следующие этапы:

1. Подготовка заказчиком технического задания, определяющего основные
требования к изделию (принципы работы, конструктивные особенности, габариты, вес, КПД, цену).

2. Техническое и технико-экономическое обоснование целесообразности его создания, включая укрупненный расчет себестоимости и ожидаемой экономической эффективности.

3. Экономическое обоснование основных эксплуатационных характеристик, позволяющее решать вопрос о целесообразности дальнейшей работы над новшеством.

4. Изготовление эскизного проекта, содержащего чертежи общего вида, принципиальные схемы.

5. Подготовка на его основе пояснительной записки с технико-экономическим
обоснованием и расчет эксплуатационных издержек.

6. Создание рабочего проекта, содержащего полное описание конструкции объекта и документации, необходимой для его изготовления, монтажа и эксплуатации.

7. Изготовление, испытание и доводка опытного образца.

Опытно-конструкторские разработки, завершающие научный цикл инноваци­онной деятельности, представляют собой первичную материализацию инноваций. Они менее капиталоемки, рискованны и более перспективны, чем НИР, однако и здесь в среднем лишь 8 процентов результатов воплощается в действительно кон­курентоспособные изделия.

На завершающей стадии инновационного процесса происходят освоение про­изводства нового изделия и его распространение среди потребителей.

Ему предшествует оценка его рыночных перспектив, соответствия стандартам, па­тентной защиты, еще один отсев неперспективных вариантов. Затем осуществляет­ся проектирование технологических и организационных процессов, подготовка про­изводственных мощностей, сбытовой сети и, наконец, освоение, массовый выпуск и сбыт новшества.

Таким образом, инновационный процесс охватывает цикл от разработки идеи до ее коммерческой реализации.

Основу этого процесса составляет инновационная деятельность, связанная с трансформацией идей, результатов научных исследований и разработок в новый (усовершенствованный) продукт.

Помимо научных исследований и разработок, проектирования, подготовки и органи­зации производства нового продукта; его освоения выделяют следующие конкрет­ные направления инновационной деятельности: маркетинг и реклама; приобретение патентов, лицензий, торговых марок, ноу-хау; оказание научно-технических услуг (обеспечение информацией, консультирование, сертификация, контроль качества), техническое, экономическое образование и повышение квалификации кадров.

Такая деятельность осуществляется в научных организациях и учебных заведе­ниях. Она формирует инновационный потенциал общества, т. е. готовность и спо­собность осуществлять, воспринимать, воспроизводить нововведения.

Непосредственным результатом инновационной деятельности на этапах иссле­дований и разработок является интеллектуальный продукт, становящийся объек­том интеллектуальной собственности и товаром.

На этапе фундаментальных исследований это научные знания, теории и открытия. На этапе прикладных исследований - результаты НИР.

На этапах проектных, конструкторских, технологических работ - научно-технические проекты; опытные образцы и партии новой техники и материалов; мелкосерийная и малотоннажная продукция, изготовленная на базе вузов и НИИ; программная про­дукция; научно-производственные услуги; услуги в области информатики, информа­ционного, метрологического, патентно-лицензионного обеспечения НИОКР и произ­водства; консалтинговые услуги; ноу-хау; патенты.

Инновационный процесс может быть организован тремя способами.

1. Последовательно, когда по завершении каждого этапа работ принимается решение об их продолжении или приостановке. Это снижает финансовый риски упрощает контроль, но не позволяет полностью использовать потенциал органи­зации, резко повышает затраты.

2. Параллельно, когда начало одного этапа не связано с завершением предыдущего. Это сокращает время, но увеличивает риск, так как окончательное решениепринимается, когда работы на следующем этапе уже в разгаре.

3. Интегративно, т. е. на основе совместной работы группы специалистов различного профиля, что позволяет концентрировать и решать все вопросы во взаимо­связи.

Инновационный процесс характеризуется значительной неопределенностью результата, отсутствием однозначной связи его с затратами времени и средств. Иными словами, здесь присутствует риск, который включает техническую (отри­цательные результаты НИР, недостижение или опережение запланированных па­раметров новшеств в ходе их разработки и проч.) и социально-экономическую (экономические потери, ущерб здоровью людей) составляющие.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1021; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.