КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Этапы выработки рационального решенияКлассификация решений Основные причины возникновения управленческих проблем Виды проблем
1. По степени влияния на будущее организации – стратегические и тактические. 2. По продолжительности действия – долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные (соответственно: свыше пяти лет, от одного года до пяти лет, до одного года). 3. По временному горизонту – перспективные и текущие. 4. По уровням руководства – высшего, среднего и низового звеньев управления.
1. Изначально ошибочные цели организации, способы и сроки их достижения; 2. Неверные принципы и методы деятельности работников; 3. Ошибочные критерии оценки возможностей предприятия и сотрудников; 4. Умышленные нарушения в технике, технологии, финансах, поставках и т.д. 5. Изменения в политике и экономике государства; 6. Природные катаклизмы и стихийные бедствия.
Решение – это волевое воздействие человека на объект управления для разрешения проблемы. Виды решений, как правило, совпадают с видами проблем.
1) по степени обязательности исполнения: – директивные (принимаются высшим руководством и обязательны к исполнению для нижестоящих управленческих структур); – рекомендательные (разрабатываются совещательными органами); – ориентирующие (принимаются руководством для координации работы нижестоящих управленческих структур, которые действуют автономно). 2) по функциональному назначению: – организационные (например, решение об учреждении акционерного общества, распределении служебных обязанностей); – регулирующие (предписывают способ осуществления в определённых ситуациях тех или иных действий (правила, распорядки, графики, нормы); – активизирующие (координирующие распределение текущей работы среди исполнителей); – контролирующие (для оценки результата тех или иных действий). 3) по способу принятия: – выборочные (один аспект); – систематические (вся проблема). 4) по сфере реализации: – производственные; – финансовые; – сбытовые; – кадровые и др. 5) по числу участников работы над решениями: а) единоличные; б) коллективные – по способу принятия делятся на следующие типы: – консультативные (предполагается, что лица, которые окончатель-но принимают решения, советуются с окружающими – подчинёнными или экспертами, а затем с учётом рекомендаций делают собственный выбор). – совместные (принимаются в результате взаимного согласия всех участников). – парламентские (принимаются большинством). 6) по широте охвата: – общие (касаются проблем, одинаковых для всех, например, время начала и окончания работы, и вносят в деятельность организации элемент стабильности); – специальные (относятся к узким проблемам, присущим только одному подразделению или группе работающих в нём людей). 7) с точки зрения предопределённости: – запрограммированные (принимаются в стандартных, регулярно повторяющихся ситуациях, когда руководителю остаётся лишь дать сигнал о начале действий, например, отправить поезд в соответствии с расписанием, основываются на правилах, процедурах.); – незапрограммированные (принимаются в новых, неординарных обстоятельствах, когда требуемые шаги трудно заранее точно предусмотреть. Они определяют набор и последовательность действий, что требует творческого подхода, глубоких знаний, опыта, специальных исследований, а порой и искусства). 8) по способам принятия: а) интуитивные – в их основе лежит предположение руководителя, что его выбор правилен. Интуиция – способность предугадывать, предполагать, предвидеть. На решение влияет так называемое «шестое чувство», своего рода озарение, посещающее наиболее опытных менеджеров. Такое решение принимается в условиях, когда управляющий располагает минимальным временем, не позволяющим долго раздумывать над ситуацией. При принятии таких решений весьма велик риск ошибок, поэтому они допустимы лишь в крайнем случае, скорее как исключение, а не правило. б) адаптационные, т.е. основанные на знаниях, здравом смысле, осмысленном опыте жизни, профессиональной деятельности, обострённом чувстве реальности. Данное решение предполагает осуществление тех шагов, которые в аналогичной ситуации в прошлом были успешными, с поправкой, разумеется, на сегодняшний день. Достоинства данного способа – простота и оперативность принятия. Но имеется и ряд существенных недостатков: здравый смысл на практике встречается весьма редко; опыт, на который при этом возлагаются столь большие надежды, может отсутствовать, особенно, если решение принимается впервые, а, действуя по аналогии в известном направлении, легко упустить другие, гораздо более выгодные варианты. Слабой стороной интуитивного и адаптационного решений является их субъективность, связанная, прежде всего, с характером руководителя. В зависимости от него решения могут быть рискованными или взвешенными, инертными или импульсивными. Кроме того, субъективность предопределяется также размерами личной компетентности, опытом, образованием, от которых зависит уровень понимания ситуации и отдельных проблем. в) рациональные; Решение пытается преодолеть недостатки первых двух видов, хотя в полном смысле это невозможно, т.к. люди не могут знать все альтернативы и последствия своих действий. Кроме того, принятие решений представляет собой психологический процесс, где присутствуют чувства, а они не всегда подчиняются логике. Поэтому на практике решения субъективны и одновременно как рациональны, так и иррациональны, причём иногда вынужденно. г) комбинированные (включают первые три решения).
1. Анализ ситуации и симптомов (признаков). Формулирование проблемы. 2. Причинно-следственный анализ проблемы. 3. Определение цели принятия решения. 4. Определение целесообразности принятия или непринятия решения. 5. Разработка критериев отбора альтернатив. 6. Поиск самих решений и их разработка. 7. Выбор окончательного решения (по результатам оценки вариантов в количественном или качественном показателях). 8. Согласование решения с исполнителями и заинтересованными лицами. 9. Утверждение решения высшим руководством, которое и несёт персональную ответственность за результаты.
На практике реализация решения начинается с составления графиков ввода его в действие и контроля за этим процессом.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 395; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |