Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этапы выработки рационального решения




Классификация решений

Основные причины возникновения управленческих проблем

Виды проблем

 

1. По степени влияния на будущее организации – стратегические и тактические.

2. По продолжительности действия – долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные (соответственно: свыше пяти лет, от одного года до пяти лет, до одного года).

3. По временному горизонту – перспективные и текущие.

4. По уровням руководства – высшего, среднего и низового звеньев управления.

 

 

1. Изначально ошибочные цели организации, способы и сроки их достижения;

2. Неверные принципы и методы деятельности работников;

3. Ошибочные критерии оценки возможностей предприятия и сотрудников;

4. Умышленные нарушения в технике, технологии, финансах, поставках и т.д.

5. Изменения в политике и экономике государства;

6. Природные катаклизмы и стихийные бедствия.

 

Решение – это волевое воздействие человека на объект управления для разрешения проблемы.

Виды решений, как правило, совпадают с видами проблем.

 

 

1) по степени обязательности исполнения:

директивные (принимаются высшим руководством и обязательны к исполнению для нижестоящих управленческих структур);

рекомендательные (разрабатываются совещательными органами);

ориентирующие (принимаются руководством для координации работы нижестоящих управленческих структур, которые действуют автономно).

2) по функциональному назначению:

организационные (например, решение об учреждении акционерного общества, распределении служебных обязанностей);

регулирующие (предписывают способ осуществления в определённых ситуациях тех или иных действий (правила, распорядки, графики, нормы);

активизирующие (координирующие распределение текущей работы среди исполнителей);

контролирующие (для оценки результата тех или иных действий).

3) по способу принятия:

выборочные (один аспект);

систематические (вся проблема).

4) по сфере реализации:

производственные;

финансовые;

сбытовые;

кадровые и др.

5) по числу участников работы над решениями:

а) единоличные;

б) коллективные – по способу принятия делятся на следующие типы:

– консультативные (предполагается, что лица, которые окончатель-но принимают решения, советуются с окружающими – подчинёнными или экспертами, а затем с учётом рекомендаций делают собственный выбор).

– совместные (принимаются в результате взаимного согласия всех участников).

– парламентские (принимаются большинством).

6) по широте охвата:

общие (касаются проблем, одинаковых для всех, например, время начала и окончания работы, и вносят в деятельность организации элемент стабильности);

специальные (относятся к узким проблемам, присущим только одному подразделению или группе работающих в нём людей).

7) с точки зрения предопределённости:

запрограммированные (принимаются в стандартных, регулярно повторяющихся ситуациях, когда руководителю остаётся лишь дать сигнал о начале действий, например, отправить поезд в соответствии с расписанием, основываются на правилах, процедурах.);

незапрограммированные (принимаются в новых, неординарных обстоятельствах, когда требуемые шаги трудно заранее точно предусмотреть. Они определяют набор и последовательность действий, что требует творческого подхода, глубоких знаний, опыта, специальных исследований, а порой и искусства).

8) по способам принятия:

а) интуитивные – в их основе лежит предположение руководителя, что его выбор правилен. Интуиция – способность предугадывать, предполагать, предвидеть. На решение влияет так называемое «шестое чувство», своего рода озарение, посещающее наиболее опытных менеджеров. Такое решение принимается в условиях, когда управляющий располагает минимальным временем, не позволяющим долго раздумывать над ситуацией. При принятии таких решений весьма велик риск ошибок, поэтому они допустимы лишь в крайнем случае, скорее как исключение, а не правило.

б) адаптационные, т.е. основанные на знаниях, здравом смысле, осмысленном опыте жизни, профессиональной деятельности, обострённом чувстве реальности. Данное решение предполагает осуществление тех шагов, которые в аналогичной ситуации в прошлом были успешными, с поправкой, разумеется, на сегодняшний день.

Достоинства данного способа – простота и оперативность принятия. Но имеется и ряд существенных недостатков: здравый смысл на практике встречается весьма редко; опыт, на который при этом возлагаются столь большие надежды, может отсутствовать, особенно, если решение принимается впервые, а, действуя по аналогии в известном направлении, легко упустить другие, гораздо более выгодные варианты.

Слабой стороной интуитивного и адаптационного решений является их субъективность, связанная, прежде всего, с характером руководителя. В зависимости от него решения могут быть рискованными или взвешенными, инертными или импульсивными. Кроме того, субъективность предопределяется также размерами личной компетентности, опытом, образованием, от которых зависит уровень понимания ситуации и отдельных проблем.

в) рациональные;

Решение пытается преодолеть недостатки первых двух видов, хотя в полном смысле это невозможно, т.к. люди не могут знать все альтернативы и последствия своих действий. Кроме того, принятие решений представляет собой психологический процесс, где присутствуют чувства, а они не всегда подчиняются логике. Поэтому на практике решения субъективны и одновременно как рациональны, так и иррациональны, причём иногда вынужденно.

г) комбинированные (включают первые три решения).

 

 

1. Анализ ситуации и симптомов (признаков). Формулирование проблемы.

2. Причинно-следственный анализ проблемы.

3. Определение цели принятия решения.

4. Определение целесообразности принятия или непринятия решения.

5. Разработка критериев отбора альтернатив.

6. Поиск самих решений и их разработка.

7. Выбор окончательного решения (по результатам оценки вариантов в количественном или качественном показателях).

8. Согласование решения с исполнителями и заинтересованными лицами.

9. Утверждение решения высшим руководством, которое и несёт персональную ответственность за результаты.

 

На практике реализация решения начинается с составления графиков ввода его в действие и контроля за этим процессом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 366; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.