Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 2. Системный подход к управлению

1. О понятии «система»

Понятия «система», «системный поход» неразрывно связаны с общей теорией систем и относятся к числу фундаментальных ее категорий. Системный подход к исследованию анализируемых явлений отражает методологию познания и базируется на основных положениях диалектического материализма.

В общем виде систему можно определить как часть материального мира, выделенную исследователем для достижения поставленной цели.

Одним из основных положений диалектического материализма является закон о всеобщей связи и взаимодействии явлений в природе и обществе. Единство материального мира означает, что все происходящие явления и процессы взаимосвязаны. Однако материальный мир – это бесконечное разнообразие предметов, тел, явлений и процессов. Многообразие материального мира – объективная предпосылка для выделения в нем отдельных совокупностей взаимосвязанных элементов, процессов, явлений или их характеристик, объединенных единым признаком. Такие совокупности можно рассматривать как самостоятельные автономные системы. Выделение любой системы основано на проведении границы между теми элементами и процессами материального мира, которые вошли в нее, и внешней средой, которая включает в себя весь остальной материальный мир.

Выделение системы всегда базируется на объективно существующем многообразии материального мира. Однако проведение ее границы зависит от целей и задач, которые ставит перед собой исследователь. В этом выражается роль субъективного фактора, предопределяющего некоторую условность любых выделений системы.

Таким образом, важнейшей особенностью понятия «система» является единство ее объективной природы с точки зрения содержания и субъективной формы проведения границы, выбираемой по усмотрению исследователя на основе объективно существующего многообразия материального мира.

Согласно методологии системного подхода любой процесс исследования должен начинаться с определения его целей. Поэтому всякая система представляет целостное единство элементов, реализующих замкнутый процесс, адекватный поставленным целям исследования.

На практике обычно цель исследования не бывает единой. Поэтому исследователь вынужден для достижения совокупности поставленных целей многократно переопределять систему. Этот процесс часто носит подсознательный характер, когда исследователь считает, что имеет дело с той же системой, хотя фактически он уже ее переопределил.

Рассмотрим практическое воплощение изложенных положений на конкретном примере: что такое система культурно-просветительных организаций района с позиции районной администрации? Ответ на этот вопрос будет зависеть от той цели, которую в данный момент ставит исследователь. В одном случае, например при распределении бюджетных средств, он отнесет к данной системе только те учреждения, которые ему подчинены непосредственно. В другом случае, например при определении обеспеченности населения услугами культурно-просветительных учреждений, он станет рассматривать в качестве данной системы совокупность всех учреждений, расположенных на территории района, независимо от их ведомственной принадлежности.

Элемент системы – это такая ее часть, которая в данном конкретном исследовании рассматривается как неделимая. Структура и размеры элементов системы являются так же, как и ее границы, зависящими от целей исследования. При этом одно и то же структурное образование в зависимости от поставленной цели может рассматриваться как элемент системы или как самостоятельная система. Например, конкретное учреждение может рассматриваться как элемент системы культурного обслуживания населения района. При автономном рассмотрении это же учреждение может рассматриваться уже как система.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Конфликтность в менеджменте | Социально-экономическими объектами
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 252; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.