КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Мотивация
Руководители всегда осознавали, что необходимо побуждать людей работать на организацию. Однако они полагали, что для этого достаточно простого материального вознаграждения. Это обычно оказывалось успешным, хотя, по существу, и неверно. В этом отношении примером может служить теория удовлетворенности Фредерика У.Тейлора. Его имя и его теория мотивации - это классика. В классической теории мотивации делается предположение, что деньги - лучший мотиватор. Она допускает, что люди осознанно выбирают тот курс, который в материальном плане наиболее выгоден. Философия Тейлора гласит: «Не оставляйте рабочим ничего, кроме пустой, незамысловатой команды на одно задание». Большинство же исследований, проведённых по денежной мотивации, показывает, что финансовые возможности могут принести некоторое улучшение, особенно в профессиях низкого социоэко-номического уровня. Деньги являются мотиватором - одним из наиболее значимых мотиваторов, но классической теории не удалось выявить другие важные соображения, которые влияют на индивидуальную мотивацию к работе. Теории мотивации, разработанные в последние 30 лет, рассеивают стойкое заблуждение, что деньги всегда побуждают трудиться усерднее. Истинные побуждения, которые заставляют отдавать работе максимум усилий, трудно определить и они чрезвычайно сложны. Элтон Мэйо, отец «человеческих отношений», открыл то, что позже было названо эффектом Хоторна: «Особое обращение - даже плохое - может из-за человеческого фактора дать положительные результаты». Так что же такое мотивация? Мотив - это побудительная причина к какому-либо действию. А мотивация - это процесс ориентации побудительных стимулов работника на достижение целей организации. Руководители воплощают свои решения в дела, применяя на практике основные принципы мотивации. Не всегда они были правильными, хотя, может быть, и эффективными. Поэтому, овладев современными моделями мотивации, руководитель сможет значительно расширить свои возможности в привлечении образованного, обеспеченного работника к выполнению задач, направленных на достижение целей организации. Различные теории мотивации традиционно разделяют на две категории: содержательные и процессуальные. Содержательные теории мотивации основываются на идентификации тех внутренних побуждений (называемых потребностями), которые заставляют людей действовать так, а не I иначе. В связи с этим будут рассмотрены работы Абрахама Маслоу, Девида МакКлелланда и Фредерика Герцберга. Более современные процессуальные теории мотивации основываются на том, как ведут себя люди с учётом их восприятия и познания. Основные процессуальные теории - это ] теория ожидания, теория справедливости и модель мотивации Портера-Лоулера. Данные теории, если и расходятся по ряду вопросов, не являются взаимоисключающими. Чтобы понять смысл этих теорий, нужно усвоить основополагающие понятия: потребности и вознаграждения. Психологи говорят, что человек испытывает потребности, когда он ощущает физиологический или психологический недостаток чего-либо. Потребности они классифицируют как первичные и вторичные. Первичные потребности являются по своей природе физиологическими и, как правило, врождёнными. Вторичные потребности по природе своей психоло- гические. Первичные потребности заложены генетически, а I вторичные осознаются с опытом. Поскольку люди имеют раз- I личный приобретённый опыт, вторичные потребности различаются в большей степени, чем первичные. Потребности невозможно непосредственно наблюдать или измерить. Об их существовании можно судить лишь по поведению людей. Психологи, наблюдая за людьми, определили, что потребности служат мотивом к действию. Побуждение - это ощущение недостатка в чём-либо, имеющее определённую направленность. Оно является поведенческим проявлением потребности и сконцентрировано на достижении цели. Цели в этом смысле - это нечто, что осознаётся как средство удовлетворения потребностей. Степень удовлетворения, полученная при достижении поставленной цели, влияет на поведение человека в сходных обстоятельствах в будущем. В общем случае люди стремятся по- вторить то поведение, которое ассоциируется у них с удовлетворением потребности, и избегать такого, которое ассоциируется с недостаточным удовлетворением. Этот факт известен как Закон результата. Поскольку потребности вызывают у человека стремление к их удовлетворению, то менеджеры должны создавать такие ситуации, которые позволяли бы людям чувствовать, что они могут удовлетворять свои потребности посредством типа поведения, приводящего к достижению цели организации. Сложность мотивации через потребности в том, что характеры людей - это соединение самых различных черт. Отсюда следует, что существует огромное количество разнообразных конкретных человеческих потребностей тех целей, которые, по разумению каждого человека, приводят к удовлетворению его потребностей, а также типов поведения при достижении целей. Для мотивации нет какого-то одного лучшего способа. Менеджер должен всегда иметь в виду элемент случайности. Взаимозависимость работ, недостаток информации о результатах работ отдельных людей, частые перемены в служебных обязанностях из-за совершенствования технологии - все это усугубляет сложность мотивации. В разговоре о мотивации часто употребляется слово «вознаграждение», которое имеет более широкий смысл, чем просто деньги или удовольствие. Вознаграждение - это всё, что человек считает для себя ценным. Но понятия ценности у людей специфичны, а следовательно, и различны оценки вознаграждения и его относительной ценности. Менеджер имеет дело с двумя главными типами вознаграждения: внутренним и внешним. Внутреннее вознаграждение даёт сама работа. Например, это чувство достижения результата, содержательности и значимости выполняемой работы, самоуважения. Внешнее вознаграждение возникает не от самой работы, а дается организацией. Примеры внешних вознаграждений -зарплата, продвижение по службе, символы служебного статуса и престижа, похвалы и признание и т.п. Чтобы определить как и в каких пропорциях нужно применять вознаграждения в целях мотивации, администрация должна установить каковы потребности её работников. 2.4.1. Обзор теорий мотивации Система Тейлора. Ф.У.Тейлора занимался научной организацией труда с 90-х годов XIX века. В 1911 году он выпустил книгу по научному управлению, которая называлась «Scientific Management». Он показал, что «высокая заработная плата и низкие затраты составляют основу хорошего управления». Для достижения этих двух целей (повышения зарплаты и снижения затрат) он предлагал: а) каждому рабочему по возможности поручать выполнение наиболее сложной работы, которую он способен выполнить, т.е полностью использовать его способности и умение; б) каждого рабочего следует поощрять так, чтобы его выработка достигла уровня лучшего рабочего того же разряда; в) каждому рабочему, достигшему наивысших показателей Основной упор Тейлор делал на пункт «в», т.е. на большую надбавку, и рекомендовал вводить сдельную систему оплаты труда, которая лучше и для большинства рабочих, и для фирмы. Чтобы преодолеть «естественное» стремление рабочих уклониться от труда (стремление, обусловленное природным инстинктом к возможно меньшей нагрузке)', Тейлор предложил ввести нормы выработки двух видов: ♦ нормативы движений и операций, определяющие наиболее рациональные процедуры выполнения заданий; ♦ нормы времени на выполнение конкретного задания. гласны только 30% рабочих. Так, знаменитые опыты в Хоторне показали, что нельзя выделять какой-то один фактор и считать, что именно он оказывает определенное мотивирующее воздействие на рабочих независимо от наличия или величины других факторов. Оказывается, мотивы трудового поведения людей в значительной мере определяются такими социальными факторами как мнение о них товарищей по работе, отношение к ним непосредственных начальников и тем, что работники думают о фирме, а не только действующей в ней системой материального поощрения за рост производительности труда. Содержательные теории мотиваций в первую очередь стараются определить потребности, побуждающие людей к действию, особенно при определении объема и содержания работы. Первым бихевиористом, из работ которого менеджеры узнали о сложности человеческих потребностей и их влиянии на мотивацию, был Абрахам Маслоу. Маслоу признавал, что люди имеют множество потребностей, и полагал, что эти потребности можно разделить на пять основных категорий. Эта мысль была детально разработана психологом из Гарварда Мурреем. Иерархия потребностей Маслоу. В 1954 году в США вышла книга Маслоу (Маслова) «Motivation and Personality» (Мотивация и личность), в которой он предложил классификацию потребностей человека и ранжирование их по степени важности. Потребности - это осознание отсутствия чего-либо, вызывающее побуждение к действию. С помощью упорядоченных потребностей можно попытаться объяснить характер влияния внутренних и внешних факторов, воздействующих на поведение человека. Маслоу выделил 5 видов потребностей и расположил их в виде пирамиды (рис. 2.9). Первичные потребности заложены генетически. Это: 1. Физиологические потребности - потребности организма человека в пище, воде, тепле, сне и т.д. 2. Потребности в безопасности. Они включают в себя как физиологические, так и психологические факторы. Для сохранения здоровья и работоспособности человек старается избежать болезней и травм - физиологические факторы. Заключение договоров о страховании и хранении денег в банках - пси- Рис. 2.9. Иерархия потребностей по Маслоу хологические потребности человека в безопасности и сохранении накопленного. Вторичные потребности (потребности высших уровней) вырабатываются в ходе познания и приобретения жизненного опыта. Сюда относятся: 1. Потребность в принадлежности к социальной группе -потребность человека в дружеском отношении со стороны других и стремление принадлежать к отдельной социальной группе. 2. Потребность в уважении (успехе) - потребность в чувстве собственной ценности, уважении и признании со стороны других. Мотивом поведения многих руководителей является стремление удовлетворить именно эту потребность. 3. Потребность в самоутверждении (самовыражении) - желание полностью проявить свои возможности, стремление человека быть самим собой, невзирая на то, что о нем подумают. Все эти потребности могут проявляться одновременно. Однако потребности низших уровней (первичные), в основном физиологические, являются наиболее сильными, доминирую- щими, определяющими поведение до того момента, пока человек их не удовлетворит хотя бы частично. После удовлетворения первичных потребностей определяющими становятся следующие потребности, расположенные по треугольнику иерархии непосредственно выше, до их удовлетворения и т.д. Отсюда определяющие мотивы поведения не только у разных людей, но и у одного человека меняются в зависимости от удовлетворения тех или иных потребностей. Следовательно, для воздействия на поведение человека, побуждения его на выполнение задач организации руководителю следует вначале выяснить, какая потребность для него в данный момент главная, доминирующая, а затем показать, что организация имеет возможности в удовлетворении этой потребности при соответствующем старании с его стороны. Но и здесь сложность в том, что главная потребность может измениться в течение дня. Например, прошел слух о сокращении в организации, и уже главная потребность - безопасность, т.е. стремление не потерять работу. Теория потребностей МакКлелланда. Другой моделью мотивации, делавшей основной упор на потребности высших уровней, была теория Девида МакКлелланда. Он считал, что людям присущи три потребности: власти, успеха и причастности. Люди с потребностью власти - это не обязательно рвущиеся к власти карьеристы. Анализируя различные возможные способы удовлетворения потребности власти, МакКлелланд отмечает: «Тех людей, у которых наивысшей является потребность к проявлению своего влияния, надо заблаговременно готовить к занятию высших руководящих должностей. Личное воздействие может быть основой лидерства только в очень небольших группах. Если же человек хочет стать лидером большого коллектива, он должен использовать гораздо более тонкие и социализированные формы для проявления своего воздействия...». Потребность успеха удовлетворяется не провозглашением успеха этого человека, что лишь подтверждает его статус, а процессом доведения работы до успешного завершения. Люди с высокоразвитой потребностью успеха рискуют умеренно, любят ситуации, в которых они могут взять на себя личную ответственность за поиск решения проблемы, и хотят, чтобы достигнутые ими результаты поощрялись вполне конкретно. Мотивация на основании потребности в причастности по МакКлелланду схожа с мотивацией по Маслоу. Такие люди заинтересованы в компании знакомых, налаживании дружеских отношений, оказании помощи другим. Люди с развитой потребностью в причастности будут привлечены такой работой, которая будет давать им обширные возможности социального общения. Двухфакторная теория Гериберга. В 60-70-х годах видный психолог Герцберг выполнил серию исследований, в которых усмотрел, что труд, приносящий удовлетворение, способствует психологическому здоровью человека. Его теория получила название мотивационной гигиены. Гигиена - это наука о поддержании здоровья, в данном случае - здоровой психики. Все факторы среды, сказывающиеся на мотивах трудового поведения, Герцберг разбил на две группы - способствующие и препятствующие удовлетворенности трудом. К первой группе (способствующих удовлетворенности трудом) он отнес факторы, непосредственно связанные с процессом труда. Сюда вошли: трудовые успехи, признание заслуг, ] собственно процесс труда, степень ответственности, служебный рост, профессиональный рост. Наличие любого из этих шести факторов или их всех усиливает положительные мотивы трудового поведения, поскольку повышает степень удовлетворенности человека работой. Удовлетворенность трудом лучше всего достигается обогащением его содержания, т.е. превращением скучной работы в более интересное дело. Это значит, что работнику следует предоставить возможность принимать самостоятельные решения, специализироваться в удовлетворяющей его деятельности, иметь перспективы служебного роста и т.д. Другими словами, руководители всех уровней должны стремиться к тому, чтобы на работника достаточно активно воздействовали все шесть факторов, способствующих удовлетворенности трудом. Ко второй группе (препятствующих удовлетворенности трудом) Герцберг отнес факторы, связанные с трудовым окружением, т.е. с социально-психологическим климатом в коллективе. Сюда относятся следующие факторы: гарантии сохранения работы, социальный статус, трудовая политика фирмы, условия труда,- отношение непосредственного начальника, личные склонности, межличностные отношения, заработная плата. Согласно Герцбергу, адекватный, т.е. полностью соответствующий, уровень каждого из этих восьми факторов не усиливает положительных мотивов трудового поведения работников. Однако если работник недоволен появлением некоторых из этих факторов, то мотивы его трудового поведения ослабляются. Высокая зарплата не заставит работника трудиться напряженнее, однако недостаточная оплата труда вызовет у него желание уклониться от работы или перейти в другую фирму. Усиление, воздействия факторов трудового окружения, их улучшение не усиливают положительных мотивов трудового поведения работников. Однако они создают благоприятные условия для формирования положительных мотивов за счет воздействия на факторы, способствующие удовлетворенности работников трудом, т.е. на факторы первой группы Отсюда можно сделать следующие выводы: 1. Каждому руководителю необходимо обращать серьезное внимание на факторы недовольства работником трудовым окружением. Когда они устранены, руководитель может работать с человеком, ориентируясь на его потребности высших уровней, формировать мотивы его поведения, используя действие факторов удовлетворенности трудом. 2. Руководитель может развивать положительные мотивы трудового поведения людей, воздействуя на такие факторы, способствующие удовлетворенности трудом, как трудовые успехи, признание заслуг, стимулирование труда, степень ответственности, возможности продвижения и профессиональный рост. Процессуальные теории мотивации. В процессуальных теориях также предполагается мотивирующая роль потребностей, но сама мотивация рассматривается с точки зрения процессов, которые побуждают человека действовать в нужном направлении, т.е. в достижении целей организации. Отметим коротко только основные моменты этих теорий. Имеются три основные процессуальные теории мотивации: теория ожидания, теория справедливости и модель Портера-Лоулера. Теория ожидания (модель мотивации Виктора Врума). Теория ожиданий основывается на том, что человек направляет свои усилия на достижение целей только тогда, когда уверен в большой вероятности удовлетворения своих потребностей при достижении этих целей. Здесь мотивация является функцией фактора ожидания «затраты труда - результаты», «результаты-вознаграждение» и валентности, т.е. относительной степени удовлетворенности. Наиболее эффективная мотивация получается тогда, когда люди верят, что их усилия обязательно позволят им достичь цели и приведут к получению особо ценного вознаграждения, удовлетворяющего какие-то их потребности. Мотивация ослабевает, если вероятность успеха (задача слишком сложна или кажется невыполнимой) или ценность вознаграждения оцениваются людьми невысоко. Теория справедливости постулирует, что люди субъективно определяют отношение полученного вознаграждения к затраченным усилиям и затем соотносят его с вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную работу. Если сравнение показывает дисбаланс и несправедливость, то у него возникает психологическое напряжение. В результате необходимо мотивировать этого сотрудника, снять напряжение и для восстановления справедливости исправить дисбаланс. Люди могут восстановить чувство справедливости, либо изменить уровень затрачиваемых усилий, либо пытаться изменить уровень получаемого вознаграждения. Исследования показывают, что обычно, когда люди считают, что им недоплачивают, они начинают работать менее интенсивно. Основной вывод теории справедливости для практики управления состоит в том, что до тех пор, пока люди не начнут; считать, что они получают справедливое вознаграждение, они будут стремиться уменьшить интенсивность труда. Однако восприятие и оценка справедливости носят относительный, а не абсолютный характер. Модель Портера-Лоулера. Лайман Портер и Эдвард Лоулер разработали комплексную процессуальную теорию мотивации, включающую в себя элементы теории ожиданий и теории справедливости. В их модели фигурирует пять переменных: затраченные усилия, восприятие, полученные результаты, вознаграждение, степень удовлетворения. Согласно этой модели достигнутые ре- 68
зультаты зависят от приложенных сотрудником усилий, его способностей и характерных особенностей, а также осознания своей роли. Уровень приложенных усилий будет определяться ценностью вознаграждения и степенью уверенности в том, что данный уровень усилий действительно повлечет за собой вполне определенный уровень вознаграждения. Более того, в теории Портера-Лоулера устанавливается соотношение между вознаграждением и результатами, т.е. человек удовлетворяет свои потребности посредством вознаграждений за достигнутые результаты. Один из важных выводов Портера и Лоулера состоит в том, что результативный труд ведет к удовлетворению. Эта модель показывает, насколько важно объединить такие понятия как усилия, способности, результаты, вознаграждения, удовлетворение и восприятие в рамках единой взаимосвязанной системы. 2.5. Контроль Мы рассмотрели три функции управления: планирование, организацию, мотивацию. Каждая из них необходима и важна в работе руководителя. Но не менее важна и функция контроля. Ее можно было бы поставить на второе место после планирования. Функция контроля включает в себя все работы руководителя, необходимые для создания уверенности в том, что работы выполняются (или выполнены) по плану и обеспечивается достижение целей организации. Контроль - это процесс обеспечения достижения организацией своих целей. Цель контроля в том, чтобы обнаружить на более раннем этапе и разрешить возникающие проблемы раньше, чем они станут слишком серьезными, чтобы руководитель мог своевременно принять все необходимые меры для исправления возникших отклонений от плана. Процесс контроля состоит из установки стандартов, измерения фактически достигнутых результатов и проведения корректировок в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов. Руководители начинают осуществлять функцию контроля с того момента, когда они сформулировали Цели и задачи и создали организацию. Контроль необходим, если администрация хочет, чтобы организация функционировала успешно. Контроль является неотъемлемым элементом самой сущности всякой организации. Контроль - фундаментальнейший элемент процесса управления, состоит из трех основных видов: предварительного, текущего и заключительного. Предварительный вид контроля называется так потому, что осуществляется до фактического начала работ. Основными средствами осуществления предварительного контроля является реализация определенных правил, процедур и линии поведения. В организациях предварительный контроль используется в трех ключевых областях - по отношению к человеческим, материальным и финансовым ресурсам. Предварительный контроль в области человеческих ресурсов проводится в организациях за счет тщательного анализа тех деловых и профессиональных знаний и навыков, которые ] необходимы для выполнения должностных обязанностей и от- I бора наиболее подготовленных и квалифицированных людей. С этой целью к принимаемым работникам устанавливают минимально допустимый уровень образования или стаж работы в данной области и проверяют документы и рекомендации. Во многих организациях предварительный контроль человеческих ресурсов продолжается и после их найма в ходе курса обучения. Курс предварительного обучения повышает вероятность того, что нанятые работники будут трудиться эффективно. Контроль материальных ресурсов производится путем вы работки стандартов минимально допустимых уровней качества и проведения физических проверок соответствия поступающих материалов. Один из способов предварительного контроля состоит в выборе такого поставщика, который утвердительно доказал свои возможности поставлять материалы, соответствующие техническим условиям. К методам предварительного контроля материальных ресурсов относится также обеспечение их запасов в организации на уровне, достаточном для того, чтобы избежать дефицита. Важнейшим средством предварительного контроля финансовых ресурсов является бюджет, который позволяет так- же осуществить функцию планирования. Бюджет является механизмом предварительного контроля, так как дает уверенность: когда организации потребуются на- личные средства, эти средства у нее будут. Бюджеты устанав- ливают предельные значения затрат и не позволяют тем самым какому-либо отделу или организации в целом исчерпать свои наличные средства до конца. Текущий контроль. Как следует из названия, текущий контроль осуществляется непосредственно в ходе проведения работ. Чаще всего его объектом бывают исполнители, а сам он традиционно является прерогативой их непосредственного начальника. Текущий контроль не проводится буквально одновременно с выполнением работы. Он базируется на измерении фактических результатов, полученных после проведения работы. Чтобы осуществлять текущий контроль, аппарату управления необходима обратная связь. Системы обратной связи позволяют руководству выявить множество непредвиденных проблем и скорректировать свою линию поведения так, чтобы избежать отклонения организации от наиболее эффективного пути к поставленным перед нею задачам. «Входом» для организационных систем с обратной связью служат все виды ресурсов. «Выходом» таких систем являются товары и услуги. Поскольку организационные системы контроля с обратной связью относятся к открытым, или незамкнутым, системам, то внешний для таких систем элемент - руководитель-менеджер регулярно воздействует на эту систему, внося изменения в ее цели и функционирование. Отклонения, на которые система должна реагировать, чтобы достичь своих целей, могут вызываться как внешними, так и внутренними факторами. К числу внутренних факторов следует отнести проблемы, связанные с переменными величинами - это цели, структура, задачи, технология, люди. Внешние факторы - это все то, что воздействует на организацию из окружающей ее среды: конкуренция, принятие новых законов, изменение технологии, ухудшение общей экономической ситуации и т.п. Заключительный контроль использует обратную связь после того, как работа выполнена. Сразу после завершения контролируемой деятельности либо по истечении определенного периода времени фактически полученные результаты сравниваются с требуемыми. Заключительный контроль имеет две важные функции: одна из них состоит в том, что заключительный контроль дает руководству организации информацию, необходимую для планирования аналогичных работ в бу- дущем, и руководство имеет возможность лучше оценить, насколько реалистичны были составленные им планы. Вторая -состоит в том, чтобы способствовать мотивации. Если руководство организации связывает мотивационные вознаграждения с достижением определенного уровня результативности, то фактически достигнутую результативность надо измерять точно и объективно. 2.4.1. Процесс контроля В процедуре контроля есть три четко различимых этапа: выработка стандартов и критериев, сопоставление с ними реальных результатов и принятие необходимых корректирующих действий (рис. 2.10). Первый этап процедуры контроля демонстрирует, насколько близко слиты функции контроля и планирования. Стандарты - это конкретные цели, процесс в отношении которых поддается измерению. Эти цели вырастают из процесса планирования. Все стандарты, используемые для контроля, выбираются из многочисленных целей и стратегий организации. Цели эти характеризуются наличием временных рамок, в которых должна быть выполнена работа, и конкретного критерия, по отношению к которому можно оценить степень выполнения работы. Конкретный критерий и определенный период времени называются показателями результативности. Показатель результативности точно определяет то, что должно быть получено для того, чтобы достичь поставленных целей. Подобные показатели позволяют руководству сопоставить реально сделанную работу с запланированной и ответить на следующие важные вопросы: «Что мы должны сделать, чтобы достичь запланированных целей?» и «Что осталось не сделанным?». Второй этап процесса контроля состоит в сопоставлении реально достигнутых результатов с установленными стандартами. На этой стадии дается оценка, которая служит основой для решения о начале действий. Деятельность, осуществляемая на этой стадии контроля, является наиболее заметной частью всей системы контроля. Эта деятельность заключается в определении масштаба отклонений, измерении результатов, передач е информации и ее оценке. Рис. 2.10. Модель процесса контроля [10] Одна из характерных черт хорошего стандарта системы контроля состоит в том, что в нем содержатся реалистичные допуски параметров цели. В связи с этим руководство высшего звена устанавливает масштаб допустимых отклонений, в пределах которого отклонение полученных результатов от намеченных не должно вызывать тревоги. Для того чтобы быть эффективным, контроль должен быть экономным. Преимущества системы контроля должны превышать затраты на ее функционирование. Затраты на систему контроля состоят из затрат времени, расходуемого менеджерами и другими работниками на сбор, передачу, анализ информации, а также из затрат на все виды оборудования, используемого для осуществления контроля. Один из способов возможного увеличения экономической эффективности контроля состоит в использовании Метода Управления по Принципу Исключения. Часто этот метод называется Принципом Исключения и состоит в том, что система контроля должна срабатывать только при наличии заметных отклонений от стандартов. Основная проблема состоит в том, чтобы определить по-настоящему важные отклонения. Перевод их непосредственно в денежный эквивалент хотя и достаточно очевиден, но не всегда оправдан. Измерение результатов, позволяющих установить, насколько удалось соблюсти установленные стандарты, - это самый трудный и самый дорогостоящий элемент контроля. В качестве общего правила можно отметить, что стандарт в специфической форме предопределяет те величины, которые впоследствии должны быть измерены. Также важно, чтобы скорость, частота и точность измерений были согласованы с деятельностью, подлежащей контролю. Однако любая система сбора и обработки информации относительно дорога. Стоимость проведения измерений является наиболее крупным элементом затрат во всем процессе контроля. Часто именно этот фактор определяет, а стоит ли вообще осуществлять контроль. Распространение информации играет ключевую роль в обеспечении эффективности контроля. Чтобы система контроля действовала эффективно, необходимо обязательно довести до сведения соответствующих работников организации как установленные стандарты, так и достигнутые результаты. Подобная информация должна быть точной, поступать вовремя и доводиться до сведения ответственных за соответствующий участок работников в виде, легко позволяющем принять необходимые решения и действия. Должна быть обеспечена эффективная связь между теми, кто устанавливает стандарты, и теми, кто должен их выполнять. Основные трудности, возникающие на пути сбора и распространения контрольной информации, связаны с различными коммуникационными проблемами. Заключительная стадия этапа сопоставления заключается в оценке информации о полученных результатах. Менеджер должен решить, та ли информация получена и важна ли она. Важная информация - та, которая адекватно описывает исследуемое явление и существенно необходима для принятия правильного решения. Иногда оценка информации определяется политикой организации. Зачастую, однако, менеджеры должны давать личные оценки и интерпретировать значимость полученной информации и устанавливать корреляцию запланированных и фактически достигнутых результатов. При этом менеджер должен принимать в расчет риск и другие факторы, определяющие выбор того или иного решения. Цель этой оценки состоит в том, чтобы принять решение - необходимо ли действовать, и если да, то так. Действия. После вынесения оценки процесс контроля переходит на третий этап. Менеджер должен выбрать одну из трех линий поведения: ничего не предпринимать, устранить отклонения или пересмотреть стандарт. Основная цель контроля состоит в том, чтобы добиться такого положения, при котором процесс управления организацией действительно заставлял бы ее функционировать в соответствии с планом. Если сопоставление фактических результатов со стандартами говорит о том, что установленные цели достигаются, лучше всего ничего не предпринимать. В управлении нельзя, однако, рассчитывать на то, что случившееся один раз повторится снова. Даже наиболее совершенные методы должны подвергаться измерениям. Если система контроля показала, что в каком-то элементе организации все идет хорошо, необходимо продолжать измерять результаты, повторяя цикл контроля. Система контроля, которая не позволяет устранить серьезные отклонения, прежде чем они перерастут в крупные про- блемы, бессмысленна. Естественно, что проводимая корректировка должна концентрироваться на устранении настоящей причины отклонения. В идеале стадия измерений должна показывать масштаб отклонения от стандарта и точно указывать причину. Однако абсолютно точно определить корни той или иной проблемы не всегда представляется возможным. Смысл корректировки во всех случаях в том, чтобы понять причины отклонения и добиться возвращения организации к правильному образу действий. Осуществление корректировки может быть достигнуто путем улучшения значения каких-либо внутренних переменных факторов данной организации, усовершенствования функций управления или технологических процессов. Важно подчеркнуть, что причиной возникающих проблем может быть любая переменная величина и что вклад в отклонение полученных результатов от желаемых может давать сочетание различных факторов. Поэтому менеджер должен вначале убедиться, что предпринимаемое им корректирующее действие не создаст дополнительных трудностей, но поможет их разрешить. Не все заметные отклонения от стандартов следует устранять. Иногда сами стандарты могут оказываться нереальными, потому что они основываются на планах, а планы - это лишь прогнозы будущего. При пересмотре планов должны пересматриваться и стандарты. Часто случается так, что система контроля указывает на необходимость пересмотра плана. Стандарты, требования которых очень трудны, фактически, делают тщетными стремления рабочих и менеджеров достичь сформулированных целей и сводят на нет всю мотивацию. Как и в случае с корректирующими действиями различного типа, необходимость радикального пересмотра стандартов (в сторону повышения или понижения) может служить симптомом проблем, возникающих либо в процессе собственно контроля, либо в процессе планирования. 2.4.2.Экономическиефакторы контроля Каждый руководитель должен всегда помнить, что контроль -вещь дорогая. Эта функция непроизводительная - она не вносит прямого вклада в конечный результат. Отсюда эффективен только такой контроль, который обеспечивает необходимую и своеременную оценку состояния и перспектив развития работ при минимальных затратах времени и усилий. Здесь самые важные слова: «необходимую», «своевременную» и «при минимальных затратах». «Необходимую» - значит, минимальную по объему исходных данных оценку работ. «Своевременную» - значит, что эту оценку надо получить с упреждением по времени, достаточным для выполнения необходимых корректирующих мероприятий. «При минимальных затратах» означает, что данные контроля должны быть получены с привлечением минимальных сил и средств. Поскольку контроль - непроизводительный элемент затрат, руководитель должен сам решать, какие методы и их объем будут соответствовать экономическим требованиям эффективности контроля. Следовательно, и здесь надо проводить анализ отношения затрат и выгод. 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ МЕНЕДЖМЕНТА: СВЯЗУЮЩИЕ ПРОЦЕССЫ Проанализировав функции управления, которые дают возможность руководству эффективно формулировать цели и достичь их, мы приступаем к рассмотрению так называемых связующих процессов. Четыре вышеперечисленные функции -планирование, организация, мотивация и контроль - имеют две общие характеристики: все они требуют принятия решений, и для всех необходимы коммуникация, обмен информацией. В некотором смысле, менеджер в процессе управления занимается тем, что планирует решения, мотивирует выполнение решений и т.д. Эти два процесса тесно взаимозависимы. Коммуникации - это обмен информацией, на основе которого менеджер получает информацию, необходимую для принятия эффективных решений, и доводит принятые решения до работников организации. Эффективностью коммуникаций часто oопределяют качество решений и то, как они в действительности будут реализованы (рис. 3.1). Рис. 3.1. Связующие процессы
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 852; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |