КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Коммуникации
Способность к коммуникациям - умение говорить, слушать, читать и писать - одна из важнейших способностей менеджера. Коммуникативная деятельность заполняет его рабочий день. Анализ времени, истраченного на коммуникацию, показывает: примерно 10% уходит на письмо, 15% - на чтение, 35% -на разговор и 40% --на слушание. Коммуникации - устные и письменные, формальные и неформальные - идут по многим каналам и в разных направлениях. Администрации необходимо так осуществлять передачу общего курса директив, целей и задач, чтобы все служащие их поняли и приняли. В общем случае, полный объём циркулирующей информации мешает сосредоточиться на тех вопросах, которые уместны и необходимы для данной цели. Правило, применяемое в деловой обстановке, заключается в том, что руководитель должен передавать только ту информацию, которая необходима подчинённым для выполнения их работы. Так что же такое коммуникация? Коммуникация - это процесс двустороннего обмена мыслями и информацией, ведущий к достижению взаимопонимания. Коммуникация - это акт общения, основанный на взаимопонимании. Обмен информацией как бы встроен во все виды управленческой деятельности, поэтому как и принятие решений коммуникации называют связующим процессом. Менеджеры осуществляют четыре основные функции, и чтобы сформулировать цели организации и достичь их, необходим качественный обмен информацией. Иначе говоря, для успеха организации и индивидов необходимы эффективные коммуникации. Мы уже знаем, что на деятельность организации оказывают влияние факторы внешней среды. От этих факторов зависят коммуникационные потребности предприятия. Удовлетворение их происходит разнообразными средствами - от реклам и других программ продвижения товаров на рынок до пухлых отчетов в адреса государственных регулирующих служб. Информация перемещается внутри организации с уровня на уровень в рамках вертикальных коммуникаций. Она может передаваться по нисходящей, т.е. с высших уровней на низшие. Так подчиненным сообщается о текущих задачах, конкретных заданиях, рекомендуемых процедурах и т.п. Помимо обмена по нисходящей, организация нуждается в коммуникациях по восходящей, т.е. оповещение верха о том, что делается на низших уровнях. Таким путем руководство узнает о текущих или назревающих проблемах и предлагает возможные варианты исправления положения дел. В дополнение к межуровневой коммуникации, организации нуждаются в горизонтальном обмене информацией. Так как предприятие состоит из множества подразделений, обмен информацией между ними нужен для координации задач и действий. Наиболее очевидным компонентом коммуникации в организации являются отношения между руководителем и подчиненным. Хотя они служат примером обмена информацией по вертикали, этот вид обмена информацией можно рассматривать отдельно, так как он составляет основную часть коммуникативной деятельности руководителя. Как разновидность вышесказанной коммуникации, имеет место обмен информацией между руководителем и его рабочей группой. Поскольку организации состоят из формальных и неформальных компонентов, то канал распространения слухов можно классифицировать как канал неформальных коммуникаций. 3.2.1. Коммуникационный процессов Основная цель коммуникационного процесса - обеспечение понимания информации, являющейся предметом обмена. В процессе обмена информацией можно выделить четыре базовых элемента (рис. 3.3). При обмене информацией отправитель и получатель проходят несколько взаимосвязанных этапов. Их задача - составить сообщение и использовать канал для его передачи таким образом, чтобы обе стороны поняли и разделили исходную идею. Указанные взаимосвязанные этапы представлены на рис. 3.4. Обмен информацией начинается с формулирования идеи. Рис. 3.4. Этапы процесса коммуникации Чтобы осуществить обмен эффективно, отправитель должен принять в расчет множество факторов и сообщать подчиненным конкретную информацию. Прежде чем передать идею, менеджер должен с помощью символов закодировать ее, использовать для этого слова, интонации и жесты. Такое кодирование превращает идею в сообщение. Отправитель должен также выбрать канал, совместимый с типом символов, использованных для кодирования. К общеизвестным каналам относятся передача речи и письменных материалов, а также электронные средства связи, включая компьютерные сети и т.п. Выбор средства сообщения не должен ограничиваться единственным каналом. Часто жела- тельно использовать два или большее число средств коммуникаций в сочетании. На третьем этапе отправитель использует канал для доставки сообщения (закодированной идеи) получателю. Речь идет о физической передаче сообщения, которую по ошибке принимают за сам процесс коммуникаций. После передачи сообщения получатель декодирует его. Декодирование - это перевод символов отправителя в мысли получателя. Если символы, выбранные отправителем, имеют точно такое же значение, для получателя, последний будет знать, что именно имел в виду отправитель, когда формулировалась его идея. Если реакции на идею не требуется, процесс обмена информацией на этом должен завершиться. С точки зрения руководителя, обмен информацией следует считать эффективным, если получатель продемонстрировал понимание идеи, производя действия, которых ждал от него отправитель. Процесс коммуникации не будет полностью раскрыт, если не усвоить две важные концепции - обратной связи и помех. При наличии обратной связи отправитель и получатель меняются коммуникационными ролями. Под обратной связью в данном случае понимается сигнал, направленный получателем информации ее отправителю, подтверждающий факт получения сообщения и характеризующий степень понимания или непонимания содержащейся в нем информации. Без обратной связи отправитель сообщения не может знать, состоялся ли процесс коммуникации. Обратная связь может принимать форму не только слова, но и улыбки, рукопожатия, взгляда и т.д. Руководители должны помнить о двух условиях эффективной обратной связи. Первое условие - каждый раз, вступая в коммуникацию с подчиненными, необходимо предусматривать конкретный способ обратной связи. Она не обязательно должна иметь ту же форму, что и исходное сообщение. Например, полученное письменное распоряжение можно рассмотреть на собрании и доложить устно. Второе условие хорошей обратной связи - внимание к людям. Наиболее важные сигналы обратной связи часто поступают в слабовыраженной форме. Руководителю необходимо постоянно и внимательно наблюдать за поведением тех, с кем он контактирует. Необходимо научиться замечать и понимать выражение глаз, интонации голоса, изменение положения тела. Внимательно прислушиваться ко всему, что сказано, и думать о том, что осталось невысказанным. На рис. 3.5 представлена схема процесса коммуникации, из которой видно, что большой проблемой при коммуникациях являются различного рода шумы и помехи, затрудняющие этот процесс. Здесь под шумом и помехами понимается то, что искажает смысл сообщения. Смешение коммуникативного акта с действительной передачей - распространённое заблуждение. Поэтому весьма полезно" задавать простые вопросы по поводу имеющейся конкретной коммуникативной ситуации. Эти вопросы касаются основных моментов данных ситуаций: в чём заключается идея? Кому она предназначена? Какие каналы яснее всего доставят сообщение этому человеку? Какие факторы, скорее всего, исказят сообщение в пути? Как я могу избежать этих искажений? Как я пойму, что идея воспринята верно? Рис. 3.5. Процесс обмена информацией как система с обратной связью Один из самых полезных контрольных перечней для совершенствования устной или письменной коммуникации называется «Пять «С» коммуникаций». Если сообщение высоко оценивается по каждой из следующих категорий, оно успешно справится с перенесением своей идеи от одного сознания к другому. 1. Ясность. (Clarity). Если применить к коммуникативному процессу сформированный Мерфи закон управления, то это будет звучать примерно так: «Если в вашем сообщении что-то может быть неверно понято, оно будет неверно понято». Сообщение должно быть настолько однозначным и логически выраженным, насколько это возможно. Очень часто недостаточная ясность вызвана попыткой выразить одним предложением слишком много мыслей. 2. Полнота. (Completeness). В наших попытках упростить и прояснить можно попасть в ловушку неполноты. Поэтому надо стараться повысить свою способность представлять себя реципиентом сообщения и прочитывать или прослушивать его через установку восприятия. Часть сообщения иногда оказывается вреднее, чем полное его отсутствие. 3. Краткость. (Conciseness). Большинство коммуникаций улучшается, когда несколько хорошо подобранных слов заменяют многословное сообщение с небрежно выбранными словами. 4. Конкретность. (Concreteness). Обычно коммуникаторы прибегают к абстракции и обобщениям, когда они не совсем уверены в реальных, конкретных фактах. Абстракция представляет ценность, когда мы имеем дело с абстрактными понятиями. Однако мы впустую тратим драгоценное время и способности, когда втискиваем реальные вещи в абстрактную или идиоматическую терминологию, чтобы произвести впечатление. Выбор конкретной терминологии приобретает всё большее значение по мере того, как растёт взаимодействие наций. Термин, приемлемый в одной культуре, в другой культуре может иметь неприемлемый смысл. 5. Корректность. (Correctness). Безупречное использование методов коммуникации совершенно бесполезно, если сообщение некорректно. Неправильная или преувеличенная коммуникация может ответить нашим сиюминутным целям, но в отдельной перспективе за это можно поплатиться. Некорректные со- общения не всегда вызваны намеренным искажением истины. Незначительные преувеличения, а также необоснованные обобщения и предположения способны перерасти в большие коммуникационные барьеры. Эффективные коммуникаторы вырабатывают у себя привычку задавать себе вопрос о каждом сообщении. Ясно ли оно? Полно ли оно? Конкретно ли оно? Корректно ли оно? Обмен информацией в организации можно улучшить, создав системы обратной связи, регулируя информационные потоки, предпринимая управленческие действия, способствующие формированию восходящих и боковых ветвей информационного обмена, развертывая системы сбора предложений, печатая материалы информационного характера для использования внутри организации и применяя достижения современной информационной технологии. Глубокое изучение вопросов коммуникации требует рассмотрения многочисленной специальной литературы.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 683; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |