КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Принятия управленческих решений
3.1.1. Основные подходы к принятию решении Руководителем можно назвать человека только тогда, когда он принимает управленческие решения и реализует их через других людей. Эффективные решения - залог существования каждого предприятия. Способность принимать решения развивается с опытом. Решение - это акт выработки окончательного суждения. Применительно к управлению - это выбор определенного курса действий из возможных альтернатив. Поскольку мы говорим о работе менеджера в организации, то, естественно, дадим понятие организационному решению. Организационное решение - это выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью. Цель организационного решения - эффективно справиться с проблемой, возникшей на пути достижения целей организации. Поскольку решений без отрицательных последствий для каких-либо частей организации не бывает, приходится принимать не оптимальные, а компромиссные решения с учетом этих последствий. Процесс принятия решений может быть основан на интуиции, суждениях, рациональных методах. Интуитивное решение - это выбор, сделанный на основе ощущения того, что он правилен. При этом не взвешиваются все «за» и «против» по каждой альтернативе и не стремятся вникнуть в ситуацию. Просто делается выбор с помощью озарения (шестого чувства). Особенно часто такие решения принимают руководители высшего уровня, так как стоящие перед ними проблемы столь сложны, что невозможно все рассчитать. Решение, основанное на суждениях, - это выбор, обусловленный знаниями или накопленным опытом (используются сходные ситуации в прошлом). Оно сходно с интуитивным, так как логика его не очевидна. Оно опирается на здравый смысл. Суждение как основа организационного решения полезно, поскольку многие ситуации в организациях имеют тенденцию к частому повторению, и ранее принятое решение может сработать не хуже, чем прежде. Достоинства таких решений - в бы- строте и дешевизне их принятия. В новых или очень сложных ситуациях одного здравого смысла маловато. Здесь можно упустить новую, более эффективную альтернативу. Руководитель, придерживающийся только своего опыта, может быть противником всего нового. Рациональное решение - это решение, обоснованное с помощью объективного аналитического процесса. Остановимся на нем подробнее. 3.1.2. Рациональное решение Мы уже говорили, что решение - это выбор определенного курса действий из возможных альтернатив. Часто некачественные решения принимаются из-за неправильно поставленной проблемы, неясности ситуации и непродуманности последствий решения. Отсюда в процесс подготовки и принятия решений можно включить следующие семь этапов: постановка проблемы, уяснение исходной ситуации, выявление альтернатив, оценка альтернатив и их возможных последствий, выбор лучшей альтернативы, реализация решения, проверка результатов. Рассмотрим эти этапы (рис. 3.2). Постановка проблемы. Часто плохие решения принимаются потому, что принявший их руководитель не понимал существа проблемы. Он за проблему принимал ее внешнее проявление - симптом и пытался лечить этот симптом, а не причину, т.е. саму проблему. Следовательно, надо прежде всего выявить саму проблему, отделить ее от симптомов. Это не всегда бывает легко. Выявление настоящей проблемы требует навыков, опыта и даже удачи. Однако можно использовать несколько простых приемов, позволяющих выявить действительную проблему среди симптомов. Эти приемы следующие. Во-первых, надо изложить проблему письменно. Если не смог этого сделать, значит, не понял проблемы. Но если ее записал, это еще не означает, что ее понял. Однако сам процесс записи поможет уяснить ее суть. Общей ошибкой при этом является чрезмерная общность, неконкретность формулировки. Например: «Надо что-то предпринять по качеству продукции». Низкое качество продукции - это лишь симптом. Надо выяснить, что приводит к низкому качеству. Может быть, комплектующие изделия низкого качества, может быть, некаче- Рис. 3.2. Этапы рационального решения проблем ственньй монтаж. Какова бы ни была проблема, ее легче уяснить, если постараться сформулировать письменно. Во-вторых, первое пришедшее в голову объяснение надо считать симптомом - чаще всего так оно и бывает. Затем задать себе вопрос; «Чем вызван этот симптом?». Повторять этот вопрос, пока не зайдешь в тупик, т.е. не будешь находить ответа. Если все правильно анализировал, последний (тупиковый) симптом и будет действительной проблемой. Третий прием заключается в том, чтобы обратиться за помощью к своим друзьям и коллегам. Но прежде надо убедиться, что сам честно пытался выявить проблему. Иначе никогда не научишься принимать решения самостоятельно. Если про- блема правильно поставлена, можно переходить ко второму этапу. Уяснение исходной ситуации. Для решения любой проблемы нужно вначале ответить на вопросы: КТО? (должен решать эту проблему), ГДЕ? (она должна решаться), КОГДА? (она должна решаться), КАК? (она должна решаться), ЧТО? (должно быть выполнено, в чем цель решения, зачем оно нужно). Ответы на эти вопросы и позволяют уяснить исходную ситуацию и принять правильное решение. КТО? Может быть не один человек, а группа. ГДЕ?В тресте, в филиале или на стройке. КОГДА? Лучше раньше, но чтобы хватило времени на принятие хорошего решения. КАК? Если нет ясности в вопросе как решать проблему, надо задуматься, достаточно ли информации для принятия решения, достоверна ли она, можно ли осуществить решение в требуемом виде. ЧТО? Это вопрос о цели решения. Ответ на него не только позволяет уяснить исходную ситуацию, но и служит критерием для оценки решения. Решение должно всегда приносить пользу. Для прояснения исходной ситуации необходимо: ♦ точно установить полный эффект решения, лучше количественно; ♦ при косвенной пользе оценить размер вреда, которого можно избежать; ♦ рассмотреть возможность оптимизации решения математическими методами (максимум пользы или минимум потерь). Выявление альтернатив. На этом этапе необходимо выявить возможные альтернативные решения проблемы. Обычно это не вызывает особых трудностей, если глубоко вникнуть в суть проблемы и исходную ситуацию. При выявлении реальной проблемы складывается и представление о возможных путях ее решения. В идеале желательно было бы выявить все возможные действия, которые могли бы решить проблему. Для этого можно использовать «мозговую атаку». Другой подход заключается в том, чтобы графически изобразить все логические возможности. Но это сама по себе очень сложная и не всегда выполнимая задача. На практике для выполнения всех возможных альтернатив нет ни времени, ни полных знаний. Приходится оставлять для рассмотрения небольшое количество наиболее желательных альтернатив, для которых можно собрать наибольшее количество фактического материала. При этом нельзя исключать такую альтернативу как возможность бездействовать. Оценка альтернатив и их возможных последствий. Только после составления списка всех возможных решений следует переходить к их оценке. На первом этапе важно записать все, что известно о возможных решениях. При этом могут выявиться новые варианты, о которых раньше не подозревали. Записывать решения желательно не беспорядочно, а по системе, расположив их по видам, классам, группам. Можно записать в виде таблицы, каталога, т.е. каждое решение - на отдельной каталожной карточке, или в виде простой графической схемы - схемы дихотомии - дерева решений. Дерево решений дает отличный обзор всего поля решений и обеспечивает проверку полноты. Второй шаг - исследование, оценка возможных решений и их последствий. Руководитель определяет достоинства и недостатки каждого решения и, возможно, общие последствия. Почти все важные управленческие решения являются компромиссными. Для сопоставления решений необходимо располагать стандартом (критерием принятия решений), относительно которого можно измерить вероятные последствия реализации каждой возможной альтернативы. Некоторые из них могут быть количественными (цена и пр.), а другие - качественными (удобство в обслуживании, внешняя привлекательность). Для последних необходимо собрать соответствующую информацию или составить собственную шкалу оценок с соответствующими классами и градациями. Все критерии можно выразись в баллах, например, от 1 до 5 или от 1 до 10. Некоторые критерии могут быть более важными. Тогда можно применить соответствующие весовые коэффициенты. Сложив баллы по всем критериям, можно выбрать лучшее решение. При оценке возможных решений руководитель старается спрогнозировать то, что произойдет в будущем. А оно неопределенно. Поэтому важным моментом в оценке является определение вероятности каждого возможного решения. Если последствия какого-то решения благоприятны, но шанс его на S3 реализацию невелик, то оно может быть менее желательным вариантом. Выбор лучшей альтернативы. Если проблема была правильно определена, а альтернативные решения тщательно взвешены и оценены, сделать выбор, т.е. принять решение, нетрудно. Руководитель просто выбирает альтернативу с наиболее благоприятными общими последствиями. Однако если проблема сложна и приходится принимать во внимание множество компромиссов, то главная роль в выборе отводится хорошему суждению и опыту. Обычно принимаются решения приемлемые, а не наилучшие. При этом обязательно проводится анализ соотношения «затраты -выгода». Реализация решения. Как бы хороша ни была выбранная альтернатива, она не приведет к результату, пока не будет реализована. Но не надо торопиться реализовать ее немедленно. Сначала следует обдумать последствия ее внедрения для других. Затем необходимо убедить исполнителей в правильности своего решения. Для этого исполнителей привлекают к процессу принятия решений. Обычно руководителю приходится убеждать людей в правильности своего решения, доказывать, что оно выгодно и всей организации, и каждому работнику. Проверка результатов. После начала реализации решения необходимо наладить обратную связь с целью обеспечения контроля фактических результатов и сравнения их с ожидаемыми при принятии решения. После реализации решения желательно проводить результат с целью обобщения опыта. Если решение плохое - будет знать, что не следует делать в следующий раз. Обычно хорошие руководители составляют несколько запасных планов на случай непредвиденных обстоятельств для повышения надежности решений. 3.1.3. Модели и методы принятия решений Процесс принятия решений - это центральный пункт теории управления. Повысить эффективность организаций можно путем увеличения способности руководства к принятию обоснованных решений с помощью моделей и количественных методов. Математические методы - это количественные методы, основанные на символических (т.е. математических) моделях, в которых для описания свойств или характеристик объекта или события применяются символы. С конца \ 950-х годов выходит много научных трудов, в названиях которых встречаются такие понятия как «наука управления», «наука о принятии решений», «системный анализ», «исследование операций». Все они посвящены практически одному - математическим методам подготовки решений. Наиболее распространенным является термин «исследование операций». Под этим названием выпущены сотни трудов. Методы исследования операций - это математические, количественные методы обоснования решений во всех областях целенаправленной человеческой деятельности. Задачи исследования операций в любой области имеют общие черты, и при их решении применяются сходные методологические приемы. В каждой задаче речь идет о мероприятиях для достижения определенной цели в определенных условиях (исходная ситуация). Требуется принять решение, как сделать это мероприятие эффективным - наименее убыточным. Под операцией понимается любое мероприятие, объединенное единым замыслом и направленное на достижение цели, которая всегда - управляемое мероприятие. Основная задача исследования операций - предварительное количественное обоснование оптимального решения. Само решение принимает человек, руководитель. Эффективность операций - степень ее приспособленности к выполнению задачи. Показатель эффективности (критерий) - целевая функция F. Если операция выполняется в условиях с элементом случайности, то исход случаен (не может быть точно предсказан) и за показатель эффективности берут его среднее значение (математическое ожидание) Fmo или вероятность осуществления события (если задача - осуществление события). Для количественных методов всегда требуется математическая модель явления. При этом явление (операция) упрощается, остаются только важнейшие факторы, характерные черты явления. Кроме математической модели, к базовым относятся также физическая и аналоговая. Физическая модель представляет то, что исследуется, с помощью увеличенного или уменьшенного описания объекта или системы (иногда ее называют «портретной»). Примером физической модели могут служить строительные чертежи. Аналоговая модель представляет исследуемый объект аналогом, который ведет себя как реальный объект, но не выглядит как таковой. Примером аналоговой модели могут служить организационная структура предприятия или графики производственных затрат. Проведем коротко обзор моделей науки управления, чтобы иметь о них представление. Для глубокого изучения отдельных моделей и методов необходимо воспользоваться соответствующей литературой. Теория игр - это метод оценки воздействия принятого решения на конкурентов. Другими словами - способ прогнозирования действий конкурентов в ответ на принятое нами решение. Теория игр была разработана военными, чтобы учесть возможные действия противника в своей стратегии. Эта модель используется не часто, так как реальные ситуации очень сложны и настолько быстро изменяются, что невозможно точно спрогнозировать, как отреагируют конкуренты на изменение тактики фирмы. Теория массового обслуживания (модель теории очередей) используется для определения оптимального числа каналов обслуживания по отношению к потребности в них. Иначе говоря, дает возможность руководству сбалансировать издержки в случаях чрезмерно малого и чрезмерно большого их количества. Теория управления запасами. Она используется для сведения к минимуму отрицательных последствий накопления запасов, что выражается в определенных издержках. Издержки могут быть трех основных видов: а) на размещение заказов (при покупке больших партий - б) на хранение (дополнительные перегрузки, порча, воровство, изъятие лишних средств из оборота); в) на потери при недостатке запасов (могут быть длительные простои, рассогласованность и пр.). Эта теория позволяет установить, когда и сколько материа- лов заказывать в запас, какой уровень незавершенного производства и запаса готовой продукции поддерживать. Имитационное моделирование - это экспериментальное исследование на специально созданной модели реальной системы и изменение ее характеристик в зависимости от изменения ситуации. Имитация используется в ситуациях, слишком сложных для математических методов типа линейного программирования. Это может быть связано с чрезмерно большим числом переменных, трудностью математического анализа определенных зависимостей между переменными или высоким уровнем неопределенности. Имитация - это часто весьма практичный способ постановки модели на место реальной системы или натурного прототипа. Модель линейного программирования (программирование - слово фактически означающее планирование) применяют для определения оптимального способа распределения дефицитных ресурсов при наличии конкурирующих потребностей. Его используют руководители и специалисты штабных подразделений в сложных случаях распределения ресурсов. Это один из методов оптимизации. А оптимизация - это выбор такого варианта решения, при котором достигается минимальное или максимальное значение некоторого критерия, характеризующего качество управления. Выбор критерия зависит от целей, которые стоят перед управлением. В реальных условиях может быть несколько критериев, причем противоречивых. Но математически правильная постановка задачи оптимизации требует наличия лишь одного критерия, поэтому всегда конкретную задачу сводят к одному (может быть, и обобщенному) критерию, а общая задача становится многоступенчатой. Экономический анализ вбирает в себя почти все методы оценки издержек и экономических выгод, а также относительной рентабельности деятельности предприятия. Типичная «экономическая» модель основана на анализе безубыточности, метода принятия решений с определением точки, в которой общий доход уравнивается с суммарными издержками, т.е. точки, в которой предприятие становится прибыльным. Точка безубыточности обозначает ситуацию, при которой общий доход становится равным суммарным издержкам. Для ее определения необходимо учесть три основных фактора: продажную цену единицы продукции, переменные издержки на единицу продукции и общие постоянные издержки на единицу продукции. Цена показывает, какой доход фирма получает от продажи каждой единицы товаров и услуг. Вычисление точки безубыточности, будучи сравнительно простой операцией, дает значительный объем полезной информации. Соотнося величину точки безубыточности и оценку объема продаж, в идеале получаемую методами анализа рынка, руководитель в состоянии сразу увидеть - будет ли проект прибыльным, как запланировано, и каков примерный уровень риска. Платежная матрица. В дополнение к моделированию, описанному выше, имеется ряд методов, способных оказать помощь руководителю в поиске объективно обоснованного решения по выбору из нескольких альтернатив той, которая в наибольшей мере способствует достижению целей. Сюда попадают платежная матрица и дерево решений. Платежная матрица - это один из методов статистической теории решений. Он основан на том, что вычисляется ожидаемое значение результатов каждой альтернативы (с учетом ее вероятности) и результаты располагаются в виде матрицы, по которой руководитель устанавливает наилучший выбор при заданных критериях. Таким образом, здесь учитывается конкретная стратегия (альтернатива) в сочетании с конкретными обстоятельствами. Платежная матрица используется в следующих случаях: а) когда имеется ограниченное количество альтернатив для б) когда-то, что может случиться с полной определенностью неизвестно, но можно определить вероятность событий; в) когда результаты принятого решения зависят от того, какая именно выбрана альтернатива и какие события в действительности имеют место. Ожидаемое значение альтернативы (или варианта стратегии) - сумма возможных значений, умноженных на соответствующие вероятности. Применение этого метода целесообразнее всего, когда можно определить соответствующие вероятности. Дерево решений - это графический способ представления многоэтапной проблемы принятия решения. Оно дает возможность наглядно представить все альтернативные варианты решений и оценить их с экономической и иных точек зрения. Дерево решений строится под сложные, многоэтапные ситуации, когда результаты одного решения влияют на последующие решения.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 464; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |