Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тенденции и воззрения эволюции менеджмента




Есть и другие концепции и технологии решения глобальных проблем, в частности одна из них, которая заслуживает пристального внимания, — сокращение военных расходов, передача сэкономленных средств в фонд помощи развивающимся странам, оснащение их современными технологиями, в т.ч. образовательными. Она выдвинута всемирно известным экономистом В. Леонтьевым. Еще в 1972 г. экспертами ООН был разработан прогноз демографического развития человечества до 2000 г., что не только способствовало уточнению демографической картины, но и позволило увеличить численность населения, снизить смертность, уменьшить число разводов с помощью экономических, социальных и правовых мер.

Чего же нет? Нет пока необходимой интеллектуальной и политической воли мирового содружества как коллективного субъекта управления, направленной на снижение надвигающейся опасности.

Если субъекты социального управления — все живущие на Земле народы, их социальные, политические и экономические институты — не будут опережать темпы роста технического и биологического прогресса, адекватно реагировать на открывающиеся возможности, приспосабливать социальное развитие к меняющимся внешним условиям природной и технической среды, то в обозримом будущем весьма вероятна гибель человечества.

Сегодня главным условием выживания мира является ускорение темпов социального прогресса, повышение его социальной зрелости, включение коллективного разума, инновационных ресурсов регулирования социального пространства, достижение социального равновесия в мире. Словом, необходимо более полное использование основного ресурса выживания человечества — управленческого.

Основными субъектами управления в современном мире остаются политические институты, государственная власть, отдельные политические лидеры — от их культуры и политического поведения во многом зависит судьба цивилизации, направления социального прогресса.

Однако, от требований XXI в. серьезно отстают главные субъекты управления — политические институты, органы власти, отдельные политические лидеры, формирование которых, происходит не в едином информационном пространстве требований мировой культуры, норм мирового права, единых коммуникаций и правил достижения компромисса, а в затхлых коридорах вырождающейся бюрократии, далекой в силу целого ряда причин от современных ценностей мировой цивилизации. Совершенно очевидно, что их действия и стиль мышления ныне требуют кардинальных перемен, наполнения новой культурой — технологической, гуманитарной, экологической, нравственной, без чего не может быть цивилизованной политики, политического управления, целесообразного функционирования и развития сложнейшей социальной системы, имя которой — планета Земля.

Анализ показывает, что бюрократическая власть расширяет сферу своего влияния в мире, уровень ее профессиональной компетентности и нравственной ответственности снижается. Она не только не способна поднять активность своих граждан в решении нарастающих глобальных проблем, но, наоборот, отключает их от адекватного реагирования, притупляет бдительность, что грозит миру непредсказуемыми последствиями. Этот особый вид власти должен быть поставлен под контроль мирового сообщества, в т.ч. и средствами информационных технологий, позволяющими уже сегодня разработать всемирную информационную программу, доступ к которой должен быть открыт для любого жителя планеты.

Проблемы информатизации и технологизации мирового пространства должны быть выведены за пределы бюрократической власти, политического давления, за рамки отдельных дисциплин и стать достоянием мира. Значительные усилия в этом отношении прилагают ООН, ЮНЕСКО, созданная в 1991 г. Международная академия информатизации, другие международные органы, однако этого пока явно недостаточно.

В целом можно сделать вывод о том, что наш мир еще далек от решения глобальных проблем, от целесообразного глобального воздействия на усиливающиеся деструктивные процессы. В таких условиях для каждого региона, отдельной страны как сложной социальной системы возрастает необходимость адекватного учета воздействий внешней среды и выработки по возможности упреждающих управленческих мер. Это тем более необходимо потому, что каждая сложная социальная система в условиях информационной революции становится все более открытой для внешних воздействий, которые при определенных условиях могут оказаться деструктивными для целостности, усиливать процессы ее дезорганизации за счет негативного влияния внешних факторов, притока в систему возмущающих воздействий (инородные идеи, чуждая информация, разрушительные технологии, проекты и программы).

Естественно, что внешний приток не только новых, но и инородных элементов в систему требует ее постоянного обновления, смены парадигмы развития, постановки иных задач, нахождения адекватных им методов решения, смены команды управления, повышения профессионализма кадров и т.п. Только в этом случае система способная функционировать и развиваться. Поэтому субъект управления в рамках каждой национально-государственной системы в условиях повышения своего регулирующего воздействия должен одновременно воздействовать как на внутреннюю, так и на внешнюю среду. С этой целью он должен не только совершенствовать меры оперативно-организационного регулирования внутри системы, но и постоянно развивать средства концептуального стратегического реагирования на изменения внешней среды. Сбалансированное воздействие как на внешние условия среды, так и на внутренние, которые теперь во многом представляют диалектическое единство в силу выше перечисленных причин, под силу только главным субъектам управления, располагающим соответствующими методами воздействия — политическими, правовыми, конституционными. Именно они, прежде всего национальные государства, имея широкий спектр методов воздействия как на внутренние, так и на внешние условия, в приоритетном плане обеспечивают сохранение системы и перевод ее в новое качественное состояние.

Для этого главные субъекты управления должны располагать информацией иного качества, гораздо более сложной и разнообразной, чем раньше. Они должны содержать данные не только о возмущающих факторах, но и о внутреннем состоянии системы, происходящих там изменениях под влиянием всех составляющих, внутренних и внешних, о социальных связях, социальных процессах, ресурсной базе, состоянии самой системы управления. Для получения такой информации необходима принципиально иная информационно-аналитическая работа субъекта управления, который не может не использовать самые передовые данные науки в этой области. С этой целью создаются независимые информационно-аналитические центры, экспертные группы, которые профессионально занимаются этой управленческой деятельностью и предлагают субъектам управления проанализированную информацию, «веер» вторичных решений, в т.ч. и программно-целевых. Субъектам управления остается только принимать решения, в т.ч. и политические, добиваться их реализации и нести за них ответственность. Конечно, такое регулирующее воздействие нуждается в значительных материально-финансовых и интеллектуальных затратах, но только при этих условиях возможно эффективное противодействие возмущающим влияниям внешней среды. Это, в свою очередь, требует постоянного обновления самой системы управления, учета геополитических факторов, без чего сегодня не может быть эффективного управления.

Геополитика — наука о методах воздействия политической, экономической и физической географии на внутреннюю и внешнюю политику государства. Она дает возможность анализировать геополитическую ситуацию настоящего и будущего состояния в мире, на различных континентах, моделировать разные варианты поведения стран и их союзников в будущем и вырабатывать рекомендации наиболее целесообразного поведения той или иной страны для сохранения ее устойчивого положения или перехвата инициативы в геополитическом пространстве.

Геополитика и глобалистика (наука о закономерностях и тенденциях развития глобальных процессов) позволяют наиболее полно понять совокупность тех внешних воздействий, которые сегодня испытывают все в большей мере страны мирового сообщества, чьи связи и взаимодействия под влиянием всех революций (научно-технической, информационной, управленческой и др.) стали особенно тесными. Без их анализа трудно понять и те внутренние изменения, которые происходят в каждой стране. «Последнее десятилетие XX в., — пишет известный геополитик З. Бжезинский- было отмечено тектоническим сдвигом в мировых делах. Впервые в истории неевразийская держава стала не только главным арбитром в отношениях с евразийскими государствами, но и самой могущественной державой в мире. Поражение и развал Советского Союза стали финальным аккордом в быстром вознесении на пьедестал державы Западного полушария — Соединенных Штатов — в качестве единственной и действительно первой подлинно глобальной державы». Геополитика на основе анализа исторического опыта наследует причины тех тектонических сдвигов, которые происходили в истории цивилизации.

Каждое государство является геополитическим субъектом, стремится занять оптимальное, наиболее стабильное положение в геополитическом пространстве, которое обеспечивается полнотой его естественных внешних границ. К таким факторам в первую очередь относится цивилизационная общность населения государства, наличие которой позволяет избежать внутренних конфликтов. Важными геополитическими факторами для каждой страны служат естественные рубежи (морские границы, горные хребты, реки), которые, как правило, определяют ее границы. Умелое формирование внешнего окружения страны с учетом динамики положения (вероятность соприкосновения с возможным противником), наличие буферных зон (территорий) на этнических и цивилизационных стыках способны или обезопасить государство, или дать возможность для адекватного реагирования в случае какой-либо агрессии, как военной, так и экономической, идеологической, информационной и т.п.

Компактность территории, соотнесенная с морскими и сухопутными границами наличием внутренних и внешних коммуникаций, также представляется важным обстоятельством при оценке геополитического положения государства. Наличие и географическое распределение геополитических и природных ресурсов, полезных ископаемых и пищевых запасов, характер климатических условий, наличие плодородных земель во многом определяют самодостаточность государства и степень независимости его курса в геополитическом пространстве от воли других государств, что обеспечивается внешней политикой.

Существенным фактором снижения уровня внешних угроз является наличие развитого промышленного, сельскохозяйственного, интеллектуально-информационного потенциала страны, который позволяет обеспечивать достаточный уровень военной безопасности. Очень важно подчеркнуть, что наличие всей совокупности факторов, благоприятных для развития страны, редко встречается в рамках одного государства. Поэтому каждое государство в целях реализации своей главной функции — обеспечения национальной безопасности — стремится ликвидировать тот или иной дефицит за счет других, ближайших или дальних соседей и в соответствии с этим строит свою внешнюю политику, как тактическую, так и стратегическую. Каждое государство стремится занять наиболее удобное, выгодное геополитическое положение. Это одна из важнейших функций государственного управления по обеспечению национальной безопасности своих граждан, которая сегодня крайне плохо реализуется в деятельности Российского государства.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 285; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.