КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Принуждением;
Р е Т и О к А и О е Р и Ы о П с Относительная доля рынка Анализ хозяйственного и продуктового портфелей. Стратегическая зона хозяйствования – направление деятельности предприятия, являющееся приоритетным в соответствии с корпоративной стратегией развития предприятия. Например, в турфирме, выбравшей стратегию развития «Италия», СЗХ может быть направление экскурсионного обслуживания. Наиболее распространённый метод анализа СЗХ основан на применении матрицы «скорость роста рынка – рыночная доля» (матрица Бостонской консультационной группы – БКГ). Она предназначена для классификации СЗХ организации с помощью двух параметров: 1) Относительной рыночной доли, характеризующей силу позиции СЗХ на рынке и 2) Темпов роста рынка, характеризующие его привлекательность. Суть данной матрицы: чем больше скорость роста, тем больше возможности развития, чем больше доля рынка, тем сильнее позиции организации в конкурентной борьбе.
Схема матрицы: Y Т Высокая Низкая е В м ы «Звёзды» «Трудные дети» к с т Н «Дойные коровы» «Неудачники (собаки)» з а с X л и Если турпродукты характеризуются высокими значениями обоих показателей, т.е. у них высокие темпы роста и высокая доля рынка, то они называются «Звёздами» - их следует поддерживать и укреплять, они требуют значительных инвестиций. Если турпродукты характеризуются высокими долями рынка и низкими темпами роста, то они называются «Дойными коровами», т.к. они являются генераторами денежных средств организации, поскольку в данном случае не требуется вкладывать средства в развитие турпродукта и рынка, поскольку за ним нет будущего. При низкой доле рынка и высоких темпах роста турпродукты называются «Трудными детьми», их надо специально изучать, чтобы установить, не смогут ли они при дополнительных инвестициях превратиться в «звёзды». При низкой доле рынка и низких темпах роста турпродукты называются «Неудачниками»(«Собаками»), приносящими или малую прибыль, или малые убытки, от них надо по возможности избавляться. Удачные продукты, как правило, начинают свою жизнь на рынке как «Трудные дети», затем они переходят в «Звёзды», по мере насыщения спроса переходят в «Дойные коровы» и заканчивают свою рыночную жизнь как «Неудачники – собаки». С помощью подобных матриц руководители решают вопросы определения направлений предпочтительного инвестирования с целью завоевания большей рыночной доли, а может быть, снятия с производства какого – то продукта
Основные недостатки матрицы БКГ:
Ситуационный анализ В ситуационном анализе обычно используют метод «SWOT – анализ»: Strength – сильные стороны; Weakness – слабые стороны; Opportunities – возможности; Threats – опасности, угрозы. Анализ сильных и слабых сторон характеризует исследование внутренней и внешней среды организации. Далее о внутренней и внешней среде организации самостоятельно. Основные этапы применения метода SWOT – анализа:
Матрица SWOT – анализа
Если комбинация попала на поле СИВ, то для неё следует применять стратегию по использованию сильных сторон организации, для того чтобы получить отдачу от возможностей, которые появились во внешней среде. Для комбинаций, которые оказались на поле СЛВ, стратегия должна быть построена таким образом, чтобы за счёт появившихся возможностей попытаться преодолеть имеющиеся в организации слабости. Если пара находится на поле СИУ, то стратегия должна предполагать использование силы организации для устранения угроз. Для комбинаций, находящихся на поле СЛУ, организация должна выработать такую стратегию, которая позволила бы ей избавиться от слабостей и попытаться предотвратить нависшие над ней угрозы.
Далее по учебнику, стр. 104 – 105 примеры. Лекция № 12 Организационные структуры управления в турфирмах и гостиницах В рамках организационной структуры управления протекает управленческий процесс, между участниками которого распределены функции и задачи управления. Элементами структуры управления являются: звенья управления, уровни управления, связи управления (горизонтальные и вертикальные). К звеньям управления относятся структурные подразделения, а также отдельные специалисты, выполняющие определённые производственные и управленческие функции. Под уровнем управления понимают совокупность звеньев управления, занимающих определённую ступень в системе управления предприятием. Различают три уровня управления:
Горизонтальные связи являются одноуровневыми и носят характер согласования, координации. Вертикальные связи – это связи подчинения в условиях иерархичности управления. Вертикальная структура состоит из уровней управления, чем больше ступеней существует высшим уровнем и оперативными работниками, тем сложнее данная организация. Вертикальные связи в структуре управления могут быть:
Существует иерархическая и органическая структуры управления. Суть иерархической структуры управления: Нижестоящий уровень подчиняется вышестоящему и контролируется им; действуют формальные правила и нормы при выполнении менеджерами их обязанностей, господствует дух формальной обезличенности, с которым официальные лица выполняют свои обязанности; найм на работу осуществляется в соответствии с квалификационными требованиями к данной должности.
Пример иерархической структуры управления: Общество с ограниченной ответственностью «Туристическое агентство «Де Визу»» было учреждено в 1995 году на основании решения участников (5 учредителей, которые внесли в уставный капитал предприятия по 20 % от общего числа средств, что составило всего 1680 руб. Штат сотрудников насчитывает 23 человека.
Д/з: по учебнику стр. 140 – 144
Органическая структура управления характеризуется индивидуальной ответственностью каждого работника за общий результат. Данные структуры легко меняют форму при решении сложных вопросов и приспосабливаются к новым условиям. В большинстве случаев органические структуры формируются на временной основе для реализации конкретных проектов и программ. Сравнение типа структур управления:
Лекция № 13 Линейная, функциональная и линейно – функциональная организационные структуры управления Линейная организационная структура управления. Линейные связи отражают движение управленческих решений и информации, исходящих от так называемого линейного менеджера, т.е. лица, полностью отвечающего за деятельность фирмы (как правило, небольшой). Это одна из простейших структур, которая характеризуется тем, что во главе каждого структурного подразделения находится руководитель, наделённый большими полномочиями и осуществляющий все функции управления. Основные особенности линейной организационной структуры управления:
Функциональная организационная структура управления осуществляется некоторой совокупностью подразделений, специализированных на выполнении конкретных видов работ, необходимых для принятия решений в системе линейного управления.
Смысл данной структуры состоит в том, что выполнение отдельных функций возлагается на специалистов. В организации, как правило, специалисты одного профиля объединяются в структурные подразделения (отделы), например отделы маркетинга, кадров, плановый отдел и т.д. Таким образом, общая задача управления организацией делится, начиная со среднего уровня, по функциональному критерию. Отсюда и название – функциональная структура управления. Такая функциональная специализация аппарата управления значительно повышает результативность предприятия. Но и эта структура имеет свои недостатки
Линейно – функциональная структура управления. При такой структуре всю полноту власти берёт на себя линейный руководитель, возглавляющий определённый коллектив. В разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов ему помогает специальный аппарат, состоящий из функциональных подсистем туристской организации (маркетинг, производство, финансы, персонал). По каждой из них формируется иерархия служб. Линейно – функциональные структуры наиболее эффективны там, где аппарат управления выполняет рутинные, часто повторяющиеся и редко меняющиеся функции.
Данная структура тоже имеет свои преимущества и недостатки:
Лекция № 14 Дивизиональная структура управления. Адаптивные типы организационных структур. Данная структура стала завоёвывать популярность в 50 – ых гг. XX в. Эта структура характеризуется сочетанием централизованной координации с децентрализованным управлением: главную роль в управлении играют не руководители функциональных подразделений, а руководители отделений, производящих продукт или оказывающих услугу. Фирма структурируется таким образом:
Это позволяет обеспечить более тесную связь производителя с потребителем и быстрое реагирование фирмы на изменения во внешней среде, однако приводит к росту иерархичности управления, необходимости создания промежуточных уровней управления для координации работы отделений, групп и других единиц, дублированию функций управления на разных уровнях, росту затрат на содержание менеджмента.
Адаптивные (органические) типы организационных структур, к ним относят: 1. Проектная структура необходима, если фирма занимается новым проектом, например, разрабатывает новый продукт, новое направление деятельности. Главная идея такой структуры – создание на временной основе специального подразделения – проектной группы. В состав этой группы обычно включают специалистов, в том числе управленцев. Руководитель проектной группы несёт ответственность за планирование, выполнение программы и графика работ, материальное поощрение сотрудников. По завершении проекта проектная группа расформировывается, а сотрудники либо переходят в новую проектную группу, либо возвращаются на свою постоянную работу. Данная структура обеспечивает подвижность разработки и реализации стратегии, но при наличии нескольких проектов приводит к рассредоточению персонала по разным направлениям, что усложняет деятельность фирмы как единого целого. Для координации деятельности разных проектных групп в фирме создаются штабные органы, в которые входят менеджеры проектов, в них могут использоваться матричные структуры. 2. Матричная структура управления основана на принципе двойного подчинения исполнителя: непосредственному руководителю функциональной службы фирмы, которая представляет персонал и другую помощь менеджеру проекта, и руководителю проекта, который наделён необходимыми полномочиями для осуществления процесса управления. Поэтому менеджер проектной группы имеет в своём распоряжении две группы сотрудников: постоянных членов группы и сотрудников функциональных отделов, которые подчиняются ему временно и по ограниченному кругу вопросов:
Поскольку создание матричной структуры целесообразно в тех случаях, когда требуется организовать процесс производства новых видов продукции или оказания новых услуг в сжатые сроки, матричная структура получила наибольшее распространение в наукоёмких отраслях. Структуры управления, относящиеся к органическому типу, неэффективны там, где не совершенствуется система контроля, планирования, стимулирования, не поддерживается стремление персонала к самовыражению и развитию. 3. Бригадная (командная структура) – при такой структуре нарушается традиционное деление производственных, экономических, управленческих и других служб на изолированные системы со своими целевыми установками и интересами. Бригада (команда) состоит из специалистов и исполнителей разного профиля, знающих методы достижения целей фирмы и не нуждающихся во вспомогательных аналитических службах. Бригадная структура создаёт необходимые условия для более полного использования творческого потенциала сотрудников туристской компании В целом, безусловный приоритет в России сейчас принадлежит линейно – функциональной структуре, тогда как в целом на Западе предпочтение отдаётся дивизиональной модели. Наиболее распространённые типы виртуальных команд и их характеристики
Д\з по учебнику, стр. 147 – 151 Лекция № 15 Принципы построения организационной структуры управления и этапы её совершенствования Принципы построения организационных структур управления:
Наиболее распространённые ошибки в построении организационных структур управления:
На эффективность организационной структуры управления влияют:
Этапы совершенствования организационных структур управления: 1. Организационная диагностика (анализ закрепления функций управления за сотрудниками предприятия, выявление недостатков в организационной структуре); 2. Закрепление функций за конкретными подразделениями и сотрудниками; 3. Построение новой (проектируемой) схемы организационной структуры управления предприятием, внесение изменений в должностные инструкции сотрудников. Оргдиагностика – комплекс мер по исследованию сложившейся на предприятии организационной структуры управления и выявлению её достоинств и недостатков. Первым этапом оргдиагностики является самодиагностика. Она даёт первую информацию об основных проблемах в организации.
В процессе создания или последующего совершенствования организационной структуры управления разрабатываются положения о службах (структурном подразделении) и должностные инструкции сотрудников. Положение о структурном подразделении является организационно – правовым документом (внутренним), определяющим:
Должностная инструкция – это организационно – правовой документ, в котором определяются основные функции, обязанности, права и ответственность сотрудника организации при осуществлении им должностных полномочий. Д/з: по учебнику, стр. 152 – 154. Лекция № 16 Организационная структура управления туроператора Организационная структура компании – туроператора представлена в учебнике на стр. 161 Функциональные обязанности сотрудников такого предприятия: 1. Генеральный директор принимает все решения по обеспечению непрерывного бизнес – цикла компании, реализует утверждённую стратегию и организует достижение целевых установок; 2. Главный бухгалтер ответственен за следующие задачи: · Осуществление организации бухгалтерского учёта финансово – хозяйственной деятельности и контроля за экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сохранность собственности предприятия; · Формирование учётной политики в соответствии с законодательством о бухучёте; · Участие в проведении экономического анализа хозяйственно – финансовой деятельности предприятия; · Обеспечение составления баланса и оперативных сводных отчётов о доходах и расходах средств и другой бухгалтерской и статистической отчётности; · Руководство работниками бухслужбы предприятия; 3. Начальник финансового отдела отвечает за управление движением денежных средств и решает следующие задачи:
4. Заместитель генерального директора по въездному туризму отвечает за организацию приёма и обслуживания иностранных туристов на территории РФ. Отдел въездного туризма ответственен:
5. Целью деятельности отдела управления качеством является контроль качества турпродукта в целях поддержания его конкурентоспособности. Отдел обеспечивает следующие задачи:
6. Заместитель генерального директора по PR и рекламе несёт ответственность за следующие задачи:
7. Заместитель генерального директора по работе с клиентами решает следующие задачи:
8. Руководитель Call – center (колл – центра) руководит обеспечением:
9. Руководитель отдела внешних связей отвечает за следующие задачи: 1. Работа с иностранными партнёрами: · Обмен информации с партнёром на предмет подтверждения отелей и услуг; · Оптимизация загрузки ресурсов; · Получение информации от партнёров о предоставлении квоты мест в отелях на гарантийных условиях и свободной продажи; · Решение проблемных ситуаций с партнёром (перепродажа, неподтверждение). 2. Отчётно – информационная работа:
· Мониторинг баз данных с точки зрения корректности внесения информации по гарантийным отелям; · Передача смежным отделам информации от партнёров; · Ведение общей переписки и хранение архива 10. Руководитель отдела автоматизации, тарифов и БД (баз данных) отвечает за:
11. Основной функцией деятельности службы бронирования заявок является обработка заявок, полученных по факсу и электронной почте, уточнение недостающих параметров заявки у клиентов, возможных альтернатив при невозможности удовлетворения заявки, внесение изменений по заявке, а также проставление формальных штрафов по аннулированным заявкам. 12. Основными функциями визовой службы являются:
13. Транспортная служба выполняет следующие функции:
14. За отделом управления персоналом закреплены следующие функции:
15. Целью административно – хозяйственного отдела является административное, хозяйственное, материально – техническое и социально – бытовое обслуживание компании и её подразделений. Задачи отдела следующие:
Д/з: по учебнику стр. 160 – 165, стр. 166 – 167 самостоятельно разобрать. Лекция № 17 Мотивация и стимулирование Мотивация – это внутренний процесс сознательного выбора человеком того или иного типа поведения, определяемого комплексным воздействием внешних (стимулы) и внутренних (мотивы) факторов. Взаимосвязь понятий «мотив» и стимул»:
Мотивация заключается в том, чтобы стимулировать членов организации выполнять работу в соответствии с возложенными на них обязанностями и планом. Основополагающую роль в теории и практике мотивации играют потребности, в основе которых лежат нужды людей. В соответствии с культурным укладом нужда может приобрести характер конкретной потребности. Первичные потребности являются по своей природе врождёнными, они заложены генетически. Это потребности в пище, воде, потребности дышать, спать, потребности в общении, в продолжении рода и т.д. Вторичные потребности по своей природе связаны с культурным укладом и осознаются с опытом. Среди них заметное место занимают социально – психологические, например потребности в успехе, уважении, привязанности, власти и потребность в принадлежности кому – или чему – либо. Люди имеют различный жизненный опыт, поэтому вторичные потребности значительно различаются. Особая роль в мотивации принадлежит закону результата, который заключается в том, что степень удовлетворения, полученная при достижении поставленной цели, влияет на поведение человека в сходных обстоятельствах в будущем. В соответствии с этим законом люди стремятся повторить то поведение, которое ассоциируется у них с удовлетворением потребности, и избегать такого поведения, которое ассоциируется у них с недостаточным удовлетворением. Если конкретные типы поведения оказываются каким то образом вознаграждёнными, то люди запоминают, каким образом им удалось добиться этого. В следующий раз человек, встретившись с проблемой, пытается разрешить её уже опробованным способом. Вознаграждение – материальная или нематериальная оценка действий человека. Оно бывает: Внутреннее вознаграждение – это то удовлетворение, которое получает сотрудник от достижения результата, содержательности и значимости выполняемой работы. Наиболее простой способ получения сотрудником внутреннего вознаграждения – создание соответствующих условий работы и чёткая постановка задачи (что именно нужно сделать, в какие сроки, какие ожидаются от сотрудника результаты). Внешнее вознаграждение – обеспечивает только организация. Примеры внешних вознаграждений – различные виды материальных и моральных стимулов. Наиболее распространённой является следующая классификация стимулов:
В зависимости от того, какие виды стимулов являются актуальными для сотрудника, разрабатываются конкретные мероприятия:
В целях максимизации воздействия стимулов необходимо соблюдать определённые принципы:
Лекция № 18 Понятие и виды контроля. Классификация видов контроля. Контроль представляет собой процесс установления отклонений от предусмотренных величин и действий людей в хозяйственной деятельности. Объектами контроля выступают предприятия и организации. Внутри организаций контролю подвергаются происходящие в них бизнес – процессы или отдельные элементы системы. Субъектом контроля выступает контролирующее звено. Контроль осуществляют как государственные органы, так и вневедомственные и частные. Требования, предъявляемые к контролю:
Классификация видов контроля: I. Предварительный контроль осуществляется до фактического начала работы. Данный контроль имеет особенно высокую эффективность при составлении смет, заключении договоров. Благодаря этому контролю устраняются диспропорции в финансировании. Данный контроль осуществляется с сфере человеческих (подбор наиболее квалифицированных и подготовленных людей), материальных (пример – контроль продуктов питания, поступающих на кухню службы питания гостиницы), финансовых ресурсов (составление бюджета – текущего финансового плана). II. Текущий контроль осуществляется непосредственно в ходе проведения работ. Объектом контроля являются подчинённые. Текущий контроль основывается на измерении фактических результатов работы, направленной на достижение желаемых целей. Задачи текущего контроля – оперативное выявление и своевременное пресечение нарушений и отклонений, возникающих в процессе выполнения хозяйственных операций и производственных заданий. III. Заключительный, или последующий контроль осуществляется после того, как работа выполнена. Фактически полученные результаты сравниваются с предусмотренными. Целями этого вида контроля являются установление правильности и экономической целесообразности производимых работ и хозяйственных операций, вскрытие недостатков и упущений в работе. IV. Оценка информации о результатах контроля – это заключительная стадия этапа сопоставления результатов и стандартов. Менеджер решает, нужна ли информация и важна ли она. Действия, проводимые после сопоставления результатов с установленными стандартами, можно подразделить на три вида: 1. «Ничего не предпринимать» следует, если сопоставление фактических результатов со стандартами говорит о том, что установленные цели достигнуты. 2. Устранить отклонения необходимо, если оценки свидетельствуют о том, что масштаб отклонения от стандарта превысил установленный уровень, при этом система контроля должна точно указывать причину столь больших отклонений. 3. Пересмотр стандартов необходим, когда сами стандарты и планы оказываются нереальными, недостаточно обоснованными. При всех положительных чертах рационально организованного контроля имеются и его отрицательные последствия, часто являющимися побочными результатами влияния контроля на поведение людей: · Поведение, ориентированное на контроль, формируется в связи с тем, что сотрудники организации обычно знают, что их ошибки и успехи в тех областях, где руководство установило стандарты и последовательно выполняет процедуру контроля, служат основанием для распределения вознаграждений и наказаний. Поэтому подчинённые обычно делают то, что руководство хочет видеть при проверке. Они всячески подчёркивают работу в тех областях, где проводится контроль, и пренебрегают теми, где измерения не проводятся. Поэтому при разработке системы контроля необходимо учитывать рассматриваемый эффект, чтобы направлять сотрудников на достижение целей организации; · Получение непригодной, или ложной информации является следствием того, что контроль может побуждать людей выдавать руководству организации ложную информацию. Например, предлагая новый проект, менеджеры переоценивают объём необходимых ресурсов. Эффективность контроля. Принципы эффективности контроля:
Лекция № 19 Организация контроля качества услуг и обслуживания в индустрии туризма. Система контроллинга. Контроллинг – комплексная система внутреннего контроля предприятия. Разработана в 80 – ые годы XX века как средство предотвращения кризисных ситуаций. Основной принцип контроллинга – управление по отклонениям. Контроллинг представляет собой контролирующую систему, обеспечивающую концентрацию контрольных функций на наиболее приоритетных направлениях деятельности предприятия, своевременное выявление отклонений фактических её результатов от предусмотренных и принятие оперативных управленческих решений, обеспечивающих её нормализацию. Основные этапы построения системы контроллинга:
В туризме и гостиничном сервисе каждая компания разрабатывает свою систему контроля. Например, в каждой гостинице Mariott имеется сбалансированный протокол результатов. Данный протокол – это не просто финансовая отчётность. В нём отражаются: · Исследование удовлетворённости гостей – каким наше предприятие видят гости; · Текучесть рабочей силы – стремится ли руководство предприятия сохранить своих работников; · Дополнительная доходность, достижение максимального дохода от номеров – выше конкурентного или ниже чем у конкурентов; · Показатели финансовой деятельности, если предприятие достигает своих целей.
В большинстве отелей 4 – 5 звёзд имеются корпоративные стандарты, в которых чётко прописаны действия сотрудников службы приёма и размещения в случае жалоб гостей:
Возможные направления деятельности по оценке и контролю качества услуг и обслуживания в гостиницах: 1. Текущие ежедневные проверки. Критериями для оценки качества сервиса являются: быстрота и качество обслуживания, приветливость и внешний вид обслуживающего персонала, уровень владения иностранным языком, качество выкладки и сервировки в ресторанах, широта ассортимента блюд и его соответствие реальному, состояние интерьера и оснащение помещений, чёткое взаимодействие между сотрудниками различных подразделений и т.д.; 2. Комиссионная проверка. Как правило она проходит инкогнито. Сотрудники службы проверки прибывают в гостиницу под видом постояльцев и в течение нескольких дней проверяют работу служб гостиницы (обычно проверке подвергаются службы приёма и размещения, поэтажно – хозяйственные службы, службы консьержей, комбината питания). 3. Исследование мнений гостей. Наиболее распространённым приёмом является использование анкеты (для сотрудников и постояльцев). Анализируются эти анкеты не на местах, а в головном офисе компании. 4. Книги отзывов. В большинстве западных гостиничных компаний книги отзывов выставлены на видном месте во всех структурных подразделениях, имеющих регулярные контакты с гостями: на стойке службы приёма и размещения, в ресторанах и барах, на стойке информации, в спортивно – оздоровительном центре и т.д. 5. Телефонные опросы гостей и арендаторов. В процессе общения целенаправленно задаются вопросы по проблемным зонам обслуживания. Они касаются удобства размещения, качества уборки помещений, уровня цен в ресторанах. Сводный отчёт передаётся руководству. Лекция № 20 Методы управления Метод управления представляет собой систему способов воздействия на управляемый объект, которые обеспечивают планомерную и скоординированную деятельность управляющей и управляемой систем для более эффективного использования имеющихся возможностей в целях решения стоящих перед организацией задач. На коллектив можно воздействовать двумя основными способами:
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 720; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |