Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие управленческого решения

 

Решение - выбор альтернативы.

 

Организационное решение - выбор руководителя, чтобы выполнить обязанности обусловленные занимаемой должностью.

 

Принятие решений - часть каждодневной работы управляющих(менеджеров).

 

Организационные решения могут быть: запрограммированными и незапрограммированные.

 

Запрограммированные решения есть результат реализации определенных шагов или действий.

 

Незапрограммированные решения требуются в ситуациях которые в определенной мере новые, внутренне не структуированны и сопряженны с неизвестными факторами.

 

Свойства качественных управленческих решений:

Качественное управленческое решение - это решение в процессе выполнения которого требуется минимальное количество корректировок.

 

Качественное управленческое решение должно выполнять условия:

1. Сбалансированность обязанностей и прав - это означает, что руководитель высшего уровня должен предоставить руководителю низшего уровня при возложении на них ответственности за выполнение определенных обязательств, необходимые полномочия в рамках данной ответственности.

2. Решение в системе управления должно как правило приниматься на том уровне, где возникла ситуация, и тем лицом которое располагает наибольшей информацией по данному вопросу.

3. Каждый руководитель которому передается ответственность за принятие управленческого решения должен четко знать перед кем и за что он отвечает, т.е должен выполняться(работать) принцип единства распорядительства.

4. Непротиворечивость и строгая согласованность.

5. Управленческое решение будет обоснованным, если оно принято на основе достоверной информации, и если для его реализации имеются реальные возможности.

6. Конкретность, какое принято конкретно управленческое решение

7. Управленческое решение должно быть полномочным, т.е приниматься органом или лицом имеющем право принимать решения. Полномочия делают это решение обязательным.

8. Решение должно быть своевременным.

9. Управленческое решение должно быть гибким и подвижным, т.е принимать их следует тогда, когда в этом есть необходимость, и вместе с тем их отменять, если они не соответствуют обстановки.

 

Классификация управленческих решений:

Управленческие решения классифицируются по:

1). по функциональному содержанию: плановые, организационные, контролирующие и прогнозирующие.

2.) по характеру решаемых задач: экономические, экологические, технологические, организационные.

3). по уровням иерархии систем управления выделяют: управленческие решения на уровне предприятия, на уровне подсистем управления, на уровне отдельных элементов системы.

4). в зависимости от организации управленческие решения могут быть: единоличные, коллегиальные, коллективные.

5). по характеру целей: оперативные или текущие, тактические(на ближайшее время) и стратегические(на дальнейшее будущее).

6). по причинам возникновения: ситуационные, по предписанию выше стоящих органов, программные связанные с включением данного объекта направления в определенную структуру программно целевых отношений или мероприятий, инициативные, эпизодические и периодические.

7). по исходным методам разработки: графические, математические, эвристические

8). по организационному оформлению: жесткие(однозначно задающие путь их выполнения), ориентирующие(определяющие направление развития системы), гибкие, нормативные(задающие параметры протекания процессов в системе).

 

Итог:

Так как решения принимаются людьми, то их характер во многом зависит от личности менеджера. Поэтому в этом случае управленческие решения могут быть:

- уравновешенные

- импульсивные

- инертные (результат осторожного пользования)

- рискованные

- осторожные

- рациональные (основанные на методах экономического анализа)

 

Факторы влияющие на принятие решений:

1. Личностные оценки руководителей

2. Среда принятия решений

3. Время и внешнее окружение

4. Информационные ограничения (нет доступной информации, или она очень дорога)

5. Поведенческие ограничения

6. Негативные последствия принимаемых решений (сопоставление плюсов и минусов принятых решений)

7. Взаимозависимость решений

 

Методология принятия решений - это организация деятельности по разработке управленческого решения, включающая в себя формулирование целей, выбор метода разработки решения, критериев оценки вариантов, а так же составление схем выполнения управленческих решений.

 

Стадии процесса принятия рациональных решений:

1. Диагностика проблемы

Определяются следующие параметры:

- Является ли решение стратегическим, тактическим или оперативным.

- Каков уровень неопределенности и риска принятия управленческого решения

- Определение количества целей

Ошибки при диагностике проблемы:

А) проблема чрезвычайно обобщена без учета особенностей

Б) предполагаемые условия, которые должно быть в задаче, оно там не содержится первоначально

2. Сбор информации - информация должна быть релевантной, т.е должна содержать данные существенно касающиеся этого вопроса, ее надо отличать от неуместной информации.

Ошибки:

А) использование удобной информации, вместо правдивой

Б) предпочтение одного упрошенного объяснения, нескольким частным

В) сопротивление необходимости изменить решения, под влиянием новой информации

Г) технические и вычислительные ошибки

3. Выявление ограничений

4. Поиск альтернатив (связан с творческим процессом)

5. Оценка альтернатив, т.е определение отрицательных и положительных сторон рассматриваемых альтернатив и установления между ними некого уровня компромисса. На данной стадии важно выявить "ловушки" неэффективных решений:

А) окружение руководителя демонстрирует положительную оценку любому его предложению

Б) иллюзия не конфликтных изменений, чаще всего возникает тогда, когда реальные изменения отсутствуют, а решения являются пустыми, неэффективными

В) руководитель не принимает решение, перекладывает эту процедуру на других, либо на подчиненных, либо на непосредственного руководителя

Г) чрезмерная тревожность или высокий уровень мотивации, вынуждает руководителя многократно возвращаться к уже принятым решениям, иногда их пересматривать или затягивать решение

6. Установление обратной связи.

 

Методы моделирования и оптимизации решений:

С целью усиления способностей менеджеров к принятию обоснованных и объективных управленческих решений могут применяться различные научные методы их разработки и оптимизации.

Модели принятия управленческих решений:

1). Модели теории игр: дают возможность прогнозировать действия конкурентов

2). Модели управления запасами: применяются для определения такого уровня запасов, который минимизирует издержки на его создание и поддержание при заданном ритме производства.

3). Модели линейного программирования: применяются для нахождения наиболее приемлемого решения в ситуации распределения дефицитных ресурсов, при наличии конкурирующих потребностей.

4). Модель теории очередей: применяются для определения наиболее приемлемого числа каналов обслуживания, при выявлении уровня потребностей в них.

 

Наиболее распространенными методами коллективного принятия решений (экспертных оценок) являются:

1. "Метод мозгового штурма" - процедура группового креативного мышления, позволяющего выявить большое количество идей по поставленному вопросу.

2. Метод дельфы - применяется при невозможности сбора группы, участники обсуждения, письменно отвечают на детально сформулированнай перечень вопросов по исследуемой проблеме. Результаты опроса собираются в центре и на их основе создается документ, включающий все предложенные варианты решений, а члены группы знакомятся с этим документом и снова отвечают на предложенные вопросы. Предыдущие шаги повторяютая до тех пор пока будет полученно согласованное решение.

3. Метод номинальной групповой техники: построен на принципе органичении межличностных коммуникаций.

4. Причинно-следственная диаграмма: средства позволяющие отразить зависимость наиболее важных показателей качества(следствий) от различных факторов(причин).

5. Карта мнений: это не структуированная причино-следственная диаграмма. Формируется проблема и записывается в центре листа. Используя метод мозгового штурма члены группы высказывают свое мнение о возможных причинах появления проблемы и составляетая карта мнений. Методом ранговых оценок из полученного перченая причин выбирается самая существенная причина, которая формулируется в виде проблемы и строится новая карта. Процесс продолжается до тех пор пока несколько из предложенных причин не окажется на таком уровне, что из можно исправить.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Внешняя и внутренняя среда организации | Планирование
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 764; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.