Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Матрица стратегических альтернатив

Классификация стратегий развития организаций.

Стратегия организации – это генеральный план действий (план войны с конкурентами), определяющий приоритеты стратегических задач, ресурсы и последовательность действий по их достижению.

Термин «стратегия» произошел от греческого слова «strategos» - искусство генерала.

Миссия и стратегия организаций

Выдающийся античный философ Аристотель определил миссию как «то, ради чего нечто существует», то есть предназначение.

Не все организации работают ради обогащения:

1. не все организации являются коммерческими, то есть большое число организаций, например: оздоровительные, образовательные, религиозные, профсоюзные, культурные и т.д, не стремятся к получению прибыли и обогащению;

2. получение прибыли хозяйственной организацией часто зависит:

· а) от умения продать изготовленную продукцию и услугу;

· б) от способности производить то, что имеет спрос, то есть удовлетворять общественные потребности. Значит тот, кто наилучшим образом служит обществу, выгадывает больше всех.

Миссия организации – это набор концептуальных положений, в обобщенной форме раскрывающих то, чему решила посвятить себя организация. Это ее своеобразная философия и социальная установка, ее ведущее направление деятельности.

Генри Форд, американский король автомобилестроения, в свое время так определил миссию своей организации: «Я хочу производить для людей самые надежные и дешевые автомобили».

Официально провозглашенная миссия обосновывает необходимость и законность существования данной организации, ее необходимость и полезность для разных групп граждан.

Миссия является ведущим ориентиром и отправной установкой в разработке стратегии организации.

Приведем упрощенную взаимозависимость трех составляющих: миссии, стратегии и специфических целей.

Рис. Взаимосвязь миссии, стратегии и специфических целей.

Стратегия призвана обеспечить осуществление миссии организации. Различают следующие виды стратегий:

1. корпоративную (стратегию организации в целом)

2. стратегию подсистем организации

3. функциональную стратегию

4. базовые стратегии

5. портфельные стратегии и другие.

Стратегия определяет цели и основные пути их достижения.

Главная задача стратегииэто обеспечение выживания организации и ее развитие. Стратегия, как правило, формируется и разрабатывается высшим руководством организации, но ее реализация предусматривает участие всех уровней управления.

Процесс стратегического планирования выглядит следующим образом

Рис. Процесс стратегического планирования



На отечественных предприятиях выделяют следующие базовые стратегии:

1. стратегия выживания или сокращения (С). Она используется в условиях экономического кризиса, нестабильности и инфляции. Это попытка приспособиться к рыночным условиям хозяйствования. К этой стратегии прибегают, когда финансово–экономические показатели деятельности предприятия приобретают устойчивую тенденцию к ухудшению.

2. стратегия стабилизации или ограниченного роста (ОР). Она используется в условиях стабильности объемов продаж и получаемой прибыли. Ее применяют предприятия в отраслях со стабильной технологией, когда руководство в целом удовлетворено положением своего предприятия.

3. стратегия развития или роста (Р). Она выражает стремление предприятия к росту объемов продаж, прибыли, повышению рентабельности и других показателей эффективности производства. Эта стратегия применяется в динамично развивающихся отраслях с быстро меняющейся технологией.

В рамках рассматриваемых базовых стратегий могут быть реализованы различные стратегические альтернативы.

Они рассмотрены в следующей матрице.

Матрица стратегических альтернатив.

Базовые стратегии Стратегические альтернативы
1. стратегия выживания (С) 1. организационная санация 2. экономическая и финансовая санация 3. маркетинговая санация 4. социальная санация
2. стратегия стабилизации (ОР) 1. экономия издержек 2. постоянная адаптация хозяйственной деятельности к внешней среде 3. сохранение научно – технического и кадрового потенциала
3. стратегия развития (Р) 1. диверсификация 2. интенсификация с учетом рыночных условий 3. технико – технологическое развитие 4. интеграция.

Нельзя принимать наборы стратегических альтернатив как принадлежащие только одной базовой стратегии, они могут перекрещиваться.

Стратегические альтернативы реализуются через набор мероприятий, при этом по каждому мероприятию и по каждому направлению в целом необходимо определить затраты и ожидаемый экономический эффект.

Организационная санация включает набор мероприятий:

1. Совершенствование структуры управления предприятием, оптимизацию численности управленческого персонала за счет устранения дублирования управленческих функций и снижения затрат на управление предприятием.

2. Изменение организационно – правовой формы предприятия.

3. Участие в финансово – промышленных группах и в других формах укрупнения производства.

Экономическая и финансовая санация предусматривает:

1. Нормализацию дебиторской и кредиторской задолженностей.

2. Продажу излишнего имущества и прежде всего «неликвидов» и «залежалых запасов».

3. Другие мероприятия по восстановлению собственных оборотных средств и повышению эффективности их использования.

Маркетинговая санация включает в себя:

1. Проведение рыночных исследований с целью увеличения доли продаж на действующих рынках, поиск новых «ниш», новых рынков сбыта.

2. Реорганизацию службы маркетинга и активизацию ее деятельности для выработки маркетинговой стратегии предприятия и плана первоочередных действий для выживания предприятия в условиях кризисной экономики и возобновления его производственно-финансовой деятельности.

Социальная санация предполагает:

1. Передачу социально – коммунальной сферы на бюджет муниципалитета.

2. Коммерциализацию социально – коммунальной сферы.

3. Мероприятия по обеспечению социальной защиты и социальных льгот для работников предприятия.

Стратегическая альтернатива «экономия издержек» предусматривает:

1. Анализ текущих издержек и эксплуатационных затрат с целью выявления резервов их снижения.

2. Организацию системы управления затратами на предприятии и другие мероприятия.

Постоянная адаптация хозяйственной деятельности к внешней среде как стратегическая альтернатива предполагает выработку действий стратегического характера, повышающих эффективность взаимодействия предприятия с окружающей средой, благодаря рассмотрению предприятия как «открытой системы».

Сохранение научно – технического и кадрового потенциала направлено на:

1. Поддержание имиджа предприятия и сохранение прежних позиций на рынке.

2. Снижение социальной напряженности во внутренней среде предприятия.

Диверсификация заключается в:

1. Выходе предприятия в своей деятельности за рамки основного бизнеса.

2. Расширении номенклатуры выпускаемой продукции благодаря освоению её новых модификаций.

Интенсификация предполагает реализацию мероприятий по расширению производства и повышению его эффективности за счет лучшего использования имеющихся ресурсов, а не за счет их дополнительного привлечения, что свойственно экстенсивному типу развития производства.

Технико – технологическое развитие предполагает инновационную деятельность по разработке и внедрению новых видов продукции, работ, услуг, технологий, организационных форм.

Интеграция предусматривает расширение деятельности предприятия в сторону поставщиков, маркетинговых посредников и конкурентов.

На практике применяются следующие виды интеграционных стратегий:

1. «интеграция вперед» - используется для обеспечения контроля за выходными каналами, то есть за сбытом;

2. «интеграция назад» - заключается в контроле за входными каналами, то есть за снабжением ресурсами;

3. горизонтальная интеграция - позволяет устанавливать контроль над конкурентами.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Система управления организацией | Проведение маркетинговых исследований в целях выявления возможных стратегических зон хозяйствования (СЗХ)
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 2173; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.