КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социально-психолгические методы управления
ОРГАНИЗАЦИОННО-РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫЕ (АДМИНИСТРАТИВНЫЕ) МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ -------------------------- 1 ------------------------- Методы управления — это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения определенных целей. С их помощью орган управления воздействует на каждого работника и предприятие в целом. Все методы отличаются друг от друга своей мотивационной характеристикой, т.е. тем, какие мотивы поведения людей они призваны активизировать. По содержанию методы управления идентифицируются с функциями управления: планированием, организацией, мотивацией, контролем. Соответственно выделяются следующие группы методов управления: — экономические; — организационно-распорядительные (административные); — социально-психологические. Все методы управления органически взаимосвязаны, находятся в постоянном динамическом равновесии и воздействуют одновременно на весь коллектив и отдельно на каждого человека. Экономическим методам управления отводится центральное место. Это обусловлено тем, что отношения управления определяются в первую очередь экономическими отношениями и лежащими в их основе объективными потребностями и интересами людей. В основу выбора и реализации методов управления положены следующие принципы: o Целенаправленность, т.е. применение методов управления должно побуждать работников действовать для достижения поставленной цели. o Реализуемость, т.е. должна быть возможность реализовать выбранный метод управления в соответствии с правовыми и социальными нормами, имеющимися ресурсами и техническими средствами. o Системность, т.е. применяемые методы управления должны представлять собой единую систему. o Динамичность, т.е. используемые методы управления должны осуществляться в форме, позволяющей их изменить в соответствии с ситуацией. o Эффективность, т.е. применение избранного метода должно обеспечить максимальную эффективность при минимальных затратах на разработку и реализацию мероприятий. -------------------------- 2 ------------------------- Экономические методы управления – совокупность средств и инструментов, целенаправленно воздействующих на создание благоприятных условий для функционирования и развития организации. Сущность экономических методов заключается в возможности реализации экономических интересов государства через реализацию экономических интересов предприятия и его работников с помощью использования экономических рычагов. Они основаны на действиях экономических факторов рыночной экономики и занимают ведущее место в системе методов управления. Система экономических методов управления схематично представлена на рис. 1. Рис. 1 Система экономических методов управления Госзаказ как метод управления подразумевает выделение предприятию финансовых и материальных ресурсов для производства необходимой государству продукции. Выгодность для предприятия состоит в гарантированном сбыте произведенного. Сущность налоговой политики как метода управления заключается в том, что государство, меняя ставки налогов, может стимулировать развитие отдельных отраслей и предприятий либо снижать их активность. Кредитно-финансовая политика подразумевает финансовую поддержку государством тех предприятий, в развитии которых оно заинтересовано. Планирование — это основной метод и функция управления экономическими процессами в организациях. Оно позволяет заглянуть в будущее организации, предусмотреть цели, сферу, масштабы и результаты деятельности в соизмерении с источниками и затратами. Планирование определяет рамки, границы, в которых предстоит работать сотрудникам; позволяет взаимно увязать все стороны деятельности предприятия, соотнести выполнение поставленных задач с интересами коллектива посредством системы материального и других видов стимулирования труда. Планы позволяют определить направления поиска новых сфер и методов деятельности в условиях конкуренции на рынке. Результатом планирования является разработка бизнес-плана (сводного плана развития), а также оперативных планов по отдельным направлениям деятельности. Коммерческий расчет способствует повышению рентабельности, оптимальному использованию капитала, развитию технологий, эффективной кадровой политике. Он использует такие экономические рычаги и инструменты, как ценообразование, финансирование, кредитование, направляя их на достижение своей конечной цели – получение устойчивой прибыли. В настоящее время главными инструментами поощрения более производительного труда являются: заработная плата и различного рода льготы. Заработная плата устанавливается обычно с учетом профессионального уровня, образования, стажа работы и т.д. Инструментом поощрения труда работников является премия. Здесь все зависит от политики, проводимой руководством по отношению к оплате труда. Премии вообще могут не выплачиваться. В этом случае премия рассматривается в качестве дополнительного инструмента, с помощью которого можно стимулировать более производительный труд. Премия выплачивается за инициативу, аккуратность в работе, поданную идею и т.д. Иными словами, зарплата любого работника может быть разбита на три составляющие. Первая часть выплачивается за исполнение должностных обязанностей, и все, кто занимается аналогичными обязанностями, получают одинаковое вознаграждение. Вторая часть определяется выслугой лет и факторами стоимости жизни. Все сотрудники получают эту часть компоненты, но ее величина ежегодно автоматически регулируется. Третья часть варьируется для каждого работника, и ее величина определяется достигнутыми им результатами за предшествующий период. Однако эта часть не будет автоматически возрастать. Из года в год она будет меняться в зависимости от результатов деятельности каждого работника. Ее увеличение может происходить только при изменении масштабов ответственности, возлагаемой на работника. В системе оплаты труда особое место занимают льготы, предоставляемые сотрудникам и увеличивающие их общий доход. Такими льготами могут быть оплата проезда, путевок, лечения, предоставление ссуд с заниженной процентной ставкой, материальная помощь сотрудникам при семейных затруднениях, оплата за обучение в учебных заведениях и т.д. -------------------------- 3 ------------------------- Организационно-распорядительные (административные) методы управления – система мер и способов воздействия на управляемый объект, которые обеспечивают планомерную и слаженную деятельность управляющей и управляемой подсистем. Эти методы тесно связаны с функцией организации. Организационно-распорядительные методы управления в основном поддерживаются властью и правами руководителя, а также дисциплиной и ответственностью. Они оказывают прямое воздействие на управляемый объект через директивы, приказы, распоряжения, оперативные указания, инструкции, систему контроля над их выполнением и соблюдением трудовой дисциплины. Они опираются на: 1) систему законодательных актов страны и региона; 2) систему нормативно-директивных и методических (обязательных к применению) документов предприятия и вышестоящей организации; 3) систему планов, программ, заданий; 4) права, обязанности и ответственность руководителя и подчиненного, регламентированные положениями о структурных подразделениях и должностными инструкциями. Организационно-распорядительные методы имеют следующие особенности: v оказывают прямое воздействие на волю подчиненных, что проявляется в однозначности отдаваемых распоряжений и в обязательности их выполнения; v носят безвозмездный характер, не предусматривающий стимулирования; v требуют наличия и использования действенной системы контроля за их выполнением; v требуют не наилучшего способа решения проблемы, а выполнения строго определенных действий. Главные преимущества организационно-распорядительных методов: 1. Эффективность в простых ситуациях. 2. Строгая дисциплина персонала. 3. Обеспечение выбранной технологии производства и управления. Главные недостатки организационно-распорядительных методов: 1. Не способствуют развитию творческого потенциала личности. 2. Приводят к концентрации власти. 3. Требуют обязательного оформления всех принимаемых решений, что отрицательно влияет на их реализацию. 4. Зачастую негативно оцениваются подчиненными.
Рис. 2. Организационно-распорядительные методы управления Организационные методы ориентированы на использование в типовых ситуациях. Организационное регламентирование определяет то, чем должен заниматься руководитель. Основной формой его воздействия выступают положения, устанавливающие задачи, функции, права, обязанности и ответственность подразделений и служб предприятия и их руководителей (положение о цехе, положение о производственном мастере). На основе положения составляется штатное расписание и организуется повседневная деятельность подразделений. Организационное нормирование как метод включает в себя: - нормы, которые имеют конкретное числовое выражение (нормы численности, обслуживания, выработки; норма расхода ресурсов и др.); - нормативы, которые носят общий, типовой характер и являются основой для разработки норм (технические условия, стандарты качества, шкала премирования и т.д.); - правила – нормативные документы организационно-управленческого характера (правила внутреннего распорядка, правила приема на работу и др.). Организационно-методическое инструктирование знакомит с условиями и особенностями выполнения работ, выступая в форме инструкций и указаний (должностные инструкции, устанавливающие права и должностные обязанности персонала предприятия; методические указания (рекомендации), описывающие порядок, методы и формы выполнения работ и др.). Распорядительное воздействие совершается путем отдачи приказов и распоряжений, постановки задач, установления ответственности инструктажа подчиненных, координации работ и контроля за их исполнением. Они осуществляются в форме: - приказа – документа, в котором сформулированы цели, содержание, объем и сроки выполнения заданий, указаны исполнители и условия выполнения заданий, а также определено должностное лицо, осуществляющее контроль за выполнением задания; - постановления, принимаемые на уровне организации совместно с администрацией; - распоряжение – устное или письменное требование к подчиненным выполнить определенные виды работ, выдаваемое, как правило, функциональными руководителями; - указание, осуществляемое в устной форме, используемое на низовом уровне управления. -------------------------- 4 ------------------------- Социально-психологические методы представляют собой совокупность специфических способов воздействия на личностные отношения и связи, возникающие в трудовых коллективах, а также на социальные процессы, протекающие в них. Они основаны на использовании моральных стимулов к труду, воздействуют на личность с помощью психологических приемов. Главная цель применения этих методов — формирование в коллективе положительного социально-психологического климата, благодаря чему в значительной мере будут решаться воспитательные, организационные и экономические задачи. Как никакие другие, эти методы должны учитывать личностные характеристики работников, такие как пол, возраст, особенности национального характера, общий уровень культуры и др. Социально-психологическое воздействие на персонал осуществляется с помощью социальных и психологических методов. Социальные методы применяют в период формирования и развития коллектива. К ним относятся: - Метод социальных норм, позволяющий упорядочить социальные отношения между коллективами и внутри них на основе таких социальных норм, выработанных обществом, как гуманность, соучастие, сопереживание, критическое отношение к своим недостаткам, честность и т. д. - Воспитательные методы, включающие пропаганду и агитацию, убеждение и воспитание, контроль за деятельностью администрации, участие исполнителей в управлении. - Методы социального регулирования, предназначающиеся для упорядочения и гармонизации социальных отношений в коллективе. К ним относятся договоры и взаимные обязательства администрации и коллектива, уставы общественных организаций, порядок учета и очередность удовлетворения социальных потребностей и интересов. - Методы социального почина и новаторства, предназначенные для формирования и поддержания в коллективе наиболее прогрессивных социальных норм. К ним относятся обмен опытом, почин и новаторство. - Методы социальной преемственности – посвящение в рабочие, чествование ветеранов, торжественные собрания, смотры, конкурсы на лучших в профессии. Психологические методы направлены на регулирование отношений между людьми, создание оптимального психологического климата в коллективе. Методы комплектования групп и коллективов позволяют определить оптимальные соотношения между работниками в группах. С помощью специального изучения можно выявить симпатии и антипатии внутри группы, степень психологической совместимости или несовместимости. - Гуманизации труда способствует использование во время работы цвета и музыки, проектирование и оснащение рабочих мест с учетом психологических особенностей личности, расширение творческих процессов, исключение монотонности труда. - Методы психологического побуждения (мотивации) работников к труду – создание условий, повышающих привлекательность труда, поощрение творчества, инициативы и самостоятельности. - Целью методов профессионального отбора и обучения является соответствие психологических особенностей личности выполняемой работе и комплектование коллективов с учетом психологической совместимости сотрудников. - Метод комплектования групп и коллективов направлен на учет при отборе работников результатов психологического тестирования и развитие у них необходимых психологических качеств. - Метод морального стимулирования (поощрения) – поощрение лучших сотрудников и коллективов. - Моральное порицание, которое может использоваться только при условии убеждения руководителя, что оно даст желаемый результат. Обязательное требование к нему – индивидуальный подход. Основное средство воздействия на коллектив – убеждение. Эффективность применения приемов и способов социально-психологического воздействия зависит от подготовленности руководителя, его компетентности, организаторских способностей, знаний в области социальной психологии. Социально-психологический климат коллектива — это устойчивая система внутренних связей, которая проявляется в эмоциональном настрое коллектива, его общественном мнении, результатах деятельности. Он зависит от следующих факторов: социально-производственной среды, социально-экономической среды; социально-общеобразовательной среды; социально-культурной среды; социально-нравственной среды; социально-психологической среды; социально-бытовой сферы; характера сложившихся отношений между членами коллектива; исторических факторов; стиля управления, применяемого руководителем. Тема: СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 723; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |