КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Стиль управления. Виды стилей управления
КОНФЛИКТЫ И СПОСОБЫ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ -------------------------- 1 ------------------------- Слово конфликт происходит от латинского «conflictus» и означает «столкновение противоположных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия». Конфликт также часто определяют как отсутствие согласия между двумя или более сторонами. Основные типы конфликтов: Внутриличностный конфликт. Возникает, когда к одному человеку предъявляются противоречивые требования по поводу результатов его работы, что может происходить, в частности, из-за нарушения принципа единоначалия; когда производственные требования не согласуются с личными потребностями или ценностями. Конфликт может являться ответом па рабочую перегрузку или недогрузку. Межличностный конфликт. В организациях чаще всего проявляется в виде борьбы людей за ограниченные ресурсы, статусы, место в управленческой иерархии, капитал, рабочую силу. Может проявляться как столкновение между личностями с различными чертами характера, взглядами и ценностями. Конфликт между личностью и группой. Производственные группы устанавливают нормы поведения. Каждый должен их соблюдать, чтобы быть принятым неформальной группой и тем самым удовлетворить свои социальные и материальные потребности. Конфликт может возникнуть, если отдельная личность займет позицию, отличающуюся от позиции группы. Межгрупповой конфликт. Возникает между группами (формальными и неформальными). Часто происходят между линейным и штабным персоналом, между функциональными группами (например, между отделом сбыта и производства по поводу количества производимой продукции). Во многих ситуациях конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения, большее число альтернатив иди проблем. Современная точка зрения на конфликт заключается в том, что в организациях, даже с эффективным управлением, некоторые конфликты не только возможны, но и желательны.С этой точки зрения конфликты бывают функциональные, полезные для членов трудового коллектива, и дисфункциональные, снижающие производительность труда, личную заинтересованность и ликвидирующие сотрудничество между членами коллектива. По степени проявления конфликты делятся скрытые и открытые; по частоте проявления – случайные, стихийно возникающие и хронические. Как разновидность конфликта выделяют интриги – намеренные нечестные действия, выгодные инициатору, вынуждающие коллектив или личность к определенным поступкам, что наносит коллективу или личности ущерб. Интриги, как правило, тщательно продумываются и планируются, имеют свою сюжетную линию. Причины возникновения конфликтов в коллективах: ü Недостаточная согласованность и противоречивость целей. Для избежания конфликта необходимо уточнить цели и задачи каждого подразделения и работника. ü Нечеткое разграничение прав и обязанностей. Достаточно надлежащим образом разделить и кооперировать труд, улучшить порядок делегирования полномочий. ü Ограниченность ресурсов. Максимально справедливое распределение ресурсов между подразделениями и работниками может сгладить конфликт. ü Недостаточный уровень профессиональной подготовки, в результате одни работники недогружены работой, а другие – перегружены. ü Необоснованное публичное порицание одних и незаслуженная похвала других. ü Различия в манере поведения и жизненном опыте. ü Неблагоприятные условия работы. ü Недостаточность благожелательного внимания со стороны руководства. ü Психологический феномен (зависть, чувство обиды и др.). Пути решения конфликтов Долгое время конфликты рассматривались как исключительно негативное явление. Не случайно поэтому устранение условий, при которых возможно возникновение конфликтов, считалось одной из важных целей управления. Современная наука управления, по мнению западных авторов, исходит из того, что полное устранение конфликтов из жизни организаций не только невозможно, но и нежелательно. Там, где нет столкновения мнений, взглядов, позиций, там нет и движения вперед, перемен, обеспечивающих прогресс в деятельности организаций. Перемены необходимы: благодаря им организация приспосабливается к внешней среде, меняет свои цели, структуру, планы, поведение работающих в ней людей. Выделяется пять способов разрешения конфликтов.
Уклонение (У) — это, по сути, уход от конфликта с помощью такого поведения, когда человек старается не попадать в ситуации, чреватые конфликтами. Например, не участвует в спорах и дискуссиях, старается придерживаться точки зрения большинства при обсуждении на совещаниях каких-либо вопросов, не вдаваясь в их содержание, и т. п. Сглаживание (С) – этот путь принято выбирать его приверженцами при отсутствии желания признавать наличие конфликта. Они стараются обычно не только не показать внешних признаков конфликта, но и обойти или вовсе забыть об его истоках. Такое поведение не имеет ничего общего с решением проблем, лежащих в основе противоречий, вызывающих конфликт. Ведь проблемы, как и эмоции людей, загоняются вглубь и в таком виде могут разрастаться и даже накапливаться, т.е. становиться источником конфликта в будущем, притом даже более разрушительного. Принуждение (П) представляет собой способ ликвидации конфликта при помощи применения власти. Противоположная конфликтующая сторона в этом случае подавляется силой власти. Обычно такая форма принуждения используется руководителями по отношению к подчиненным. Нередко принуждение сопровождается агрессивным доведением, игнорированием мнений других, возмущением противоположной стороны. Компромисс (К) представляет собой путь разрешения конфликтной ситуации, при котором прилагаются усилия для того, чтобы разобраться в позиции противоположной стороны, найти в ней то, что можно и нужно принять, пусть не полностью, с оговорками. Компромисс предполагает движение конфликтующих сторон навстречу друг другу, добровольное и доброжелательное. Если конфликтующие стороны начинают взаимодействие друг с другом, продемонстрировав намерение добиться компромисса, это хорошее начало разрешения конфликта, сведения до минимума отрицательных эмоций и других нежелательных форм проявления конфликта. Умение принимать компромиссные решения считается ценным качеством менеджеров, однако компромисс не во всех конфликтных ситуациях является лучшим выходом из них. Решение проблемы (Р) – путь разрешения конфликта, предполагающий готовность конфликтующих сторон признать наличие разных точек зрения на проблему, ознакомиться с ними и найти пути ее решения, устраивающие обе стороны. Данный путь разрешения конфликта принято считать оптимальным. Он не предполагает достижение чьих-либо целей за счет других, он направлен на то, чтобы найти способы решения проблемы, устраивающие обе стороны. Не замечать конфликта опасно и лучше конфликтовать активно, но не забывать следующее: в конфликтах не бывает победителей. А потому степень вины сторон не стоит сравнивать. -------------------------- 2 ------------------------- Стиль руководства (управления) – это совокупность методов, приемов и действий, наиболее характерных для руководителя в отношениях с подчиненными, наиболее привычная для него манера общения с ними. Каждый руководитель имеет свой, только ему присущий стиль руководства. Однако, выделяя общие черты в стилях разных руководителей, можно проводить классификацию стилей. Авторитарным руководителем считают такого работника, который непреклонно, при всех обстоятельствах настаивает на выполнении своих решений и приказов, действует вопреки мнениям и взглядам социальной среды своего коллектива и, особенно, вопреки мнению своих подчиненных. Такой руководитель не ожидает никакой помощи в своей работе от сотрудников и решает все по принципу «сверху», таким образом, он придерживается иерархии функций и строгого соблюдения организационного процесса. Кроме того, авторитарный стиль характеризуется: - ограниченными контактами руководителя с подчиненными; - моральным давлением на подчиненных путем прямых угроз в их адрес; - напряженной обстановкой в коллективе, увольнением «неугодных»; - отсутствием удовлетворенности своим трудом. Руководитель становится автократом тогда, когда он по своим качествам стоит ниже людей, которыми руководит, или если его подчиненные имеют слишком низкую общую и профессиональную культуру. Демократический руководитель в максимальной мере соединяет свою деятельность с работой коллектива, советуется с ними, предоставляет своим сотрудникам достаточную возможность реализации их собственных взглядов и инициативы, не навязывает собственную волю подчиненным, прислушивается к мнению других, особенно своих подчиненных, исходит скорее от сотрудничества и добровольного подчинения, чем из атрибутов власти. Для демократического стиля также характерно: - применение преимущественно методов поощрения, а не наказания; - наличие контроля за деятельностью руководителя со стороны подчиненных; - нормальная реакция руководителя на критику; - систематическое информирование подчиненных о положении дел в коллективе; - предельная вежливость и доброжелательность в общении с подчиненными; - делегирование части управленческих функций другим специалистам; - требовательность, но справедливость; - непринужденная обстановка при обсуждении проблем развития организации. Стиль руководства либерального начальника характеризуется: - предоставлением подчиненным полной свободы в определении собственных целей деятельности, в выборе средств достижения этих целей, в осуществлении самоконтроля; - минимальным участием руководителя в управлении коллективом; - вежливостью руководителя по отношению к подчиненным, готовностью отменить ранее принятое им решение, особенно если это угрожает его популярности; - безынициативностью руководителя, неосмысленным исполнением распоряжений вышестоящего начальника; - излишней мягкостью в общении с людьми, что мешает руководителю приобрести авторитет; - «панибратским» отношением подчиненных по отношению к руководителю. Либеральный руководитель в своей деятельности оказывает предпочтение нуждам и интересам работников, ему подчиненных, но никак не нуждам и интересам организации. Он иногда отличается чрезмерной терпимостью по отношению к недостаткам своих подчиненных. Руководитель-либерал боится конфликтов, в основном соглашается с мнением подчиненных, из имеющегося арсенала средств воздействия на подчиненных основное место занимают просьбы и уговоры. Этот стиль не эффективен в тех случаях, когда необходимо вмешательство, критика, давление, вынесение взыскания за нежелательные в общественном отношении действия членов руководимого коллектива. В таких случаях либеральный руководитель, как правило, избегает делать выводы, причем иногда старается не только уклониться от несения ответственности за свое возможное вмешательство, но также передать такие решения вышестоящим руководящим работникам. Стиль управления прямо влияет на эффективность деятельности подчиненных. Так, например, жестко-авторитарный стиль, скорее всего, вызовет реакцию сопротивления, пассивности. Ни о какой творческой активности, инициативности в данном случае не может быть и речи. Но этот стиль в разумных пределах необходим в критических ситуациях, форс-мажорных обстоятельствах, в периоды экономических спадов, в несформировавшихся и недисциплинированных коллективах. Слишком «податливый» руководитель также не сможет эффективно руководить, поскольку у него не будет авторитета среди сотрудников. Но либеральный стиль руководства можно применять по отношению к ответственным, работоспособным работникам. В идеале руководитель должен использовать стиль руководства соответствующий конкретной ситуации, т.е. адаптивный стиль. Понятно, что каждому человеку присущи определенные личные качества, которые влияют на его поведение, манеру, стиль. Факторы, формирующие стиль руководства, можно разделить на: 1. Объективные, не зависящие или мало зависящие от руководителя. Они, в свою очередь, подразделяются на 2 группы: а) общие факторы – социально-политические отношения в обществе, вид деятельности организации или предприятия, стиль управления вышестоящего руководителя, особенности управляемого коллектива; б) индивидуальные факторы – социальное происхождение руководителя, полученное им воспитание, его темперамент и здоровье. 2. Субъективные, т.е. зависящие от руководителя: потребности, которые удовлетворяет человек, становясь руководителем, его знания, навыки управленческой деятельности, ценностные ориентации, характер.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 789; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |