Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 5. Мотивация деятельности в менеджменте




1. Сущность мотивации как функции менеджмента. Основные задачи и методы мотивации.

2. Содержательные теории мотивации.

3. Процессуальные теории мотивации.

 

1. Сущность мотивации как функции менеджмента. Основные задачи и методы мотивации.

Мотивация – это процесс побуждения людей к деятельности для достижения целей организации. В процессе мотивации создаются условия, оказывающие воздействие на поведение человека. Мотивация необходима для продуктивного выполнения принятых решений и намеченных работ.

В основе мотивации лежат два понятия: потребности и вознаграждение.

Потребности – это осознанное отсутствие чего-либо, вызывающее побуждение к действию. Первичные потребности заложены генетически, а вторичные вырабатываются в ходе познания и обретения жизненного опыта.

Потребности можно удовлетворять вознаграждением – это все то, что человек считает для себя ценным. Менеджеры используют внешние вознаграждения (денежные выплаты, продвижение по службе) и внутренние вознаграждения (чувство успеха при достижении цели), получаемые посредством самой работы.

Различают экономические и неэкономические методы мотивации.

Экономические методы мотивации подразделяются на прямые (выгоды, выплаты) и косвенные (облегчают получение выгод, выплат).

К прямым методам мотивации относятся: основная и дополнительная заработная плата, неявная заработная плата (льготы), участие в прибылях (бонусы) и премии.

К косвенным методам мотивации относятся: сокращенный рабочий день, увеличенный отпуск, скользящий гибкий график, отгулы.

Неэкономические методы мотивации подразделяются на:

­ моральные;

­ организационные;

­ «синтетические».

Моральные способы мотивации – это признание, которое может быть личным (представление руководству, право постановки подписи и личного клейма (печати), персональные поздравления по случаю семейных праздников) и публичным (информация в многотиражных изданиях и на специальных стендах, внесение имени в книгу почета организации, награждение грамотами, почетными знаками, туристические поездки, стажировки).

Организационные способы мотивации подразумевают соответствие целям предприятия. Они могут выступать в двух основных формах: участие в делах организации (голос при решении социальных проблем, консультирование, делегирование полномочий) и обогащение труда (интересная и содержательная работа).

К «синтетическим» методам мотивации относится продвижение в должности.

 

2. Содержательные теории мотивации.

Содержательные теории мотивации делают основной упор на определении перечня и структуры потребностей людей. К содержательным теориям мотивации относятся теории А.Маслоу, К.Альдерфера, Д.МакКлелланда, Ф.Герцберга и др.

Согласно теории Маслоу пять основных типов потребностей (физиологические, безопасности, социальные, успеха, самовыражения) образуют иерархическую структуру, которая определяет поведение человека. Потребности высших уровней не мотивируют человека, пока не удовлетворены хотя бы частично потребности нижнего уровня.

Теория человеческих потребностей Маслоу дала руководителям весьма полезное описание процесса мотивации. Вместе с тем, последующие экспериментальные исследования подтвердили ее далеко не полностью. Во-первых, четкой пятиступенчатой иерархической структуры потребностей по-видимому просто не существует. Во-вторых, не получила полного подтверждения и концепция наиважнейших потребностей. Удовлетворение какой-либо одной потребности не приводит к автоматическому вовлечению в процесс мотивации потребностей следующего уровня. В-третьих, в теории не учтены индивидуальные отличия людей.

Теория Клейтона Альдерфера делит потребности на три иерархические группы: потребности существования, потребности взаимосвязи, потребности роста. Согласно Альдерферу, если потребность более высокого уровня удовлетворить не удается, то усиливается степень действия потребности более низкого уровня, что переключает внимание человека на этот уровень. Таким образом, движение от потребности к потребности может происходить как снизу вверх, так и сверху вниз.

Теория потребностей Дэвида МакКлелланда (теория приобретенных потребностей) делает основной упор на потребности высших уровней: власти, успеха и причастности. Мотивировать человека нужно в зависимости от развитости той или иной потребности.

Двухфакторная теория Фредерика Герцберга делит все потребности на гигиенические факторы и мотивации. Гигиенические факторы связаны с окружающей средой, в которой осуществляется работы (политика фирмы и администрации, условия работы, заработок, межличностные отношения с начальниками, коллегами и подчиненными, степень непосредственного контроля над выполняемыми функциями). Мотивирующие факторы связаны с самим характером и сущностью работы (успех, продвижение по службе, признание и одобрение результатов работы, высокую степень ответственности, возможности творческого и делового роста). Согласно Герцбергу, при отсутствии или недостаточной степени присутствия гигиенических факторов у человека возникает неудовлетворение работой. Однако, если они достаточны, то сами по себе не вызывают удовлетворения работой и не могут мотивировать человека на что-либо. В отличие от этого отсутствие или неадекватность мотиваций не приводит к неудовлетворенности работой. Но их наличие в полной мере вызывает удовлетворение и мотивирует работников на повышение эффективности деятельности.

 

3. Процессуальные теории мотивации.

Процессуальные теории мотивации не оспаривают существования потребностей, но считают, что поведение людей определяется не только ими. Согласно процессуальным теориям поведение личности является также функцией ее восприятия и ожиданий, связанных с данной ситуацией, а также возможных последствий выбранного личностью типа поведения. К процессуальным теориям мотивации можно отнести теорию ожидания, теорию справедливости, модель Портера-Лоулера и др.

Теория ожидания базируется на положении о том, что наличие активной потребности не является необходимым единственным условием мотивации человека на достижение определенной цели. Человек должен также надеяться на то, что выбранный им тип поведения действительно приведет к удовлетворению или приобретению желаемого.

Теория справедливости считает, что люди субъективно определяют отношение полученного вознаграждения к затраченным усилиям и затем соотносят его с вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную работу. Если сравнение показывает дисбаланс и несправедливость, т.е. человек считает, что его коллега получил за такую же работу большее вознаграждение, то у него возникает психологическое напряжение. В результате необходимо мотивировать этого сотрудника, снять напряжение и для восстановления справедливости исправить дисбаланс. Если же разница в вознаграждениях обусловлена разной эффективностью труда, то необходимо разъяснять сотрудникам, получающим меньше, что когда их результативность достигнет уровня их коллег, они будут получать такое же повышенное вознаграждение.

Модель Портера-Лоулера включает в себя пять переменных: затраченные усилия, восприятие, полученные результаты, вознаграждение, степень удовлетворения. Согласно данной модели достигнутые результаты зависят от приложенных сотрудником усилий, его способностей и характерных особенностей, а также осознания им своей роли. Уровень приложенных усилий будет определяться ценностью вознаграждения и степень уверенности в том, что данный уровень усилий действительно повлечет за собой вполне определенный уровень вознаграждения. Кроме того, в модели Портера-Лоулера устанавливается соотношение между вознаграждением и результатами, т.е. человек удовлетворяет свои потребности посредством вознаграждений за достигнутые результаты. Один из наиболее важных выводов Портера и Лоулера состоит в том, что результативный труд ведет к удовлетворению, а не наоборот. Таким образом, они опровергают мнение сторонников теории человеческих отношений, что довольные люди трудятся лучше.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1086; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.