КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 9. Динамика групп в системе менеджмента
1. Группа и стадии ее развития. 2. Формальные и неформальные группы. Типы формальных групп и факторы, оказывающие влияние на эффективность их работы. 3. Развитие неформальных организаций и их характеристики. Управление неформальной группой.
1. Группа и стадии ее развития. Группа – это два человека или более, которые взаимодействуют друг с другом таким образом, что каждый из них оказывает влияние на других и одновременно находится под влиянием других людей. Стадии развития группы: формирование (выработка целей и процедур работы; налаживание отношений; подчиненность; знакомство и отработка ролей; выяснение «стоимости» пребывания в группе); бурление (обострение проблем, конфликты; обострение чувств; борьба за власть; угнетение от эксплуатации группой; требуется управление ситуацией); нормализация (начинают думать о работе; терпимость к другому, компромисс; устанавливаются правила работы; развитие сплоченности, сотрудничества; развивается определенная ответственность); работа (роли приняты и поняты; проявление «группового эффекта»; развиваются нормы работы, культура; взаимозависимость, взаимодействие); расформирование (роспуск; уход лидера; исчезновение цели; бюрократические трудности).
2. Формальные и неформальные группы. Типы формальных групп и факторы, оказывающие влияние на эффективность их работы. Группы бывают двух видов: формальные; неформальные. Формальными группами называются группы, которые созданы по воле руководства для организации производственного процесса. В отличие от них, неформальные группы – спонтанное образовавшиеся группы людей, которые вступают в регулярное взаимодействие для достижения определенной цели. Существует 3 основных типа формальных групп: – командная группа руководителя; – рабочая группа; – комитет. Командная (соподчиненная) группа руководителя состоит из руководителя и его непосредственных подчиненных, которые, в свою очередь, также могут быть руководителями. Рабочая (целевая) группа состоит из лиц, вместе работающих над одним и тем же заданием. Эти группы отличаются от командной группы тем, что у них больше самостоятельности в планировании и осуществлении своего труда. Комитет – группа внутри формальной организации, которой делегированы полномочия для выполнения какого-либо задания или комплекса заданий. Комитеты бывают: специальными (временная группа, сформированная для выполнения определенной задачи); постоянными (постоянно действующая группа внутри организации, имеющая конкретную цель). Управление с помощью комитетов используют в следующих ситуациях: – рассматриваемая проблема требует большого опыта к какой-то определенной области; – предполагаемое решение окажется непопулярным; – коллективное решение повышает мотивацию сотрудников; – возникает необходимость координировать деятельность различных подразделений; – нежелательно сосредотачивать власть в руках одного человека. Ошибки по отношению к комитетам как форме управления: – отсутствие четкого описания прав и обязанностей комитета; – неправильное определение численности комитета; – потери времени и чрезмерные затраты; – замедленное принятие и выполнение решений; – единомыслие; – принятие компромиссного решения. На эффективность работы группы оказывают влияние следующие факторы: – размер (оптимальный размер группы от 5 до 11 человек); – состав (группа должна состоять из непохожих личностей); – групповые нормы (показывают работнику модель желаемого поведения и реакции на различные события); – сплоченность группы (мера тяготения членов группы друг к другу и к группе; отрицательное последствие высокой сплоченности – единомыслие); – конфликтность (обмен мнениями полезен, однако приводит к конфликтам, которые необходимо разрешать); – статус членов группы (не допускать, чтобы мнение членов с более высоким статусом доминировало); – роли членов группы (могут быть целевыми – отбор групповых задач и их выполнение и поддерживающими – активизация жизни и деятельности группы).
3. Развитие неформальных организаций и их характеристики. Управление неформальной группой. Неформальные организации обладают следующими характеристиками: – социальный контроль (группы устанавливают и укрепляют групповые эталоны приемлемого и неприемлемого поведения, соблюдение которых обязательно для участников группы); – сопротивление переменам (неформальная группа сопротивляется всем изменениям, поскольку они могут угрожать ее дальнейшему существованию); – наличие лидеров в неформальных группах (во-первых, помогает группе в достижении ее целей; во-вторых, поддерживает и укрепляет ее существование). Вступление в неформальную группу дает людям психологические выгоды. К психологическим причинам вступления в неформальную группу можно отнести: – чувство принадлежности; – взаимопомощь; – взаимозащиту; – тесное общение; – заинтересованность. Неформальные группы взаимодействуют с формальными и оказывают на них влияние. Они могут приводить к повышению или понижению эффективности деятельности организации. Чтобы получить выгоды от существования неформальных организаций, ими необходимо грамотно управлять. Управление неформальной организацией предполагает: – признание существования неформальной организации и осознание, что ее уничтожение повлечет за собой и уничтожение формальной организации; – выслушивание мнений членов и лидеров неформальной группы; – оценку возможных отрицательных воздействий принимаемых решений на неформальную группу; – привлечение членов неформальных групп к принятию управленческих решений; – передачу точной и оперативной информации, препятствующей возникновению слухов.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 243; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |