Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 9. Динамика групп в системе менеджмента

1. Группа и стадии ее развития.

2. Формальные и неформальные группы. Типы формальных групп и факторы, оказывающие влияние на эффективность их работы.

3. Развитие неформальных организаций и их характеристики. Управление неформальной группой.

 

1. Группа и стадии ее развития.

Группа – это два человека или более, которые взаимодействуют друг с другом таким образом, что каждый из них оказывает влияние на других и одновременно находится под влиянием других людей.

Стадии развития группы:

­ формирование (выработка целей и процедур работы; налаживание отношений; подчиненность; знакомство и отработка ролей; выяснение «стоимости» пребывания в группе);

­ бурление (обострение проблем, конфликты; обострение чувств; борьба за власть; угнетение от эксплуатации группой; требуется управление ситуацией);

­ нормализация (начинают думать о работе; терпимость к другому, компромисс; устанавливаются правила работы; развитие сплоченности, сотрудничества; развивается определенная ответственность);

­ работа (роли приняты и поняты; проявление «группового эффекта»; развиваются нормы работы, культура; взаимозависимость, взаимодействие);

­ расформирование (роспуск; уход лидера; исчезновение цели; бюрократические трудности).

 

2. Формальные и неформальные группы. Типы формальных групп и факторы, оказывающие влияние на эффективность их работы.

Группы бывают двух видов:

­ формальные;

­ неформальные.

Формальными группами называются группы, которые созданы по воле руководства для организации производственного процесса.

В отличие от них, неформальные группы – спонтанное образовавшиеся группы людей, которые вступают в регулярное взаимодействие для достижения определенной цели.

Существует 3 основных типа формальных групп:

– командная группа руководителя;

– рабочая группа;

– комитет.

Командная (соподчиненная) группа руководителя состоит из руководителя и его непосредственных подчиненных, которые, в свою очередь, также могут быть руководителями.

Рабочая (целевая) группа состоит из лиц, вместе работающих над одним и тем же заданием. Эти группы отличаются от командной группы тем, что у них больше самостоятельности в планировании и осуществлении своего труда.

Комитет – группа внутри формальной организации, которой делегированы полномочия для выполнения какого-либо задания или комплекса заданий.

Комитеты бывают:

­ специальными (временная группа, сформированная для выполнения определенной задачи);

­ постоянными (постоянно действующая группа внутри организации, имеющая конкретную цель).

Управление с помощью комитетов используют в следующих ситуациях:

– рассматриваемая проблема требует большого опыта к какой-то определенной области;

– предполагаемое решение окажется непопулярным;

– коллективное решение повышает мотивацию сотрудников;

– возникает необходимость координировать деятельность различных подразделений;

– нежелательно сосредотачивать власть в руках одного человека.

Ошибки по отношению к комитетам как форме управления:

– отсутствие четкого описания прав и обязанностей комитета;

– неправильное определение численности комитета;

– потери времени и чрезмерные затраты;

– замедленное принятие и выполнение решений;

– единомыслие;

– принятие компромиссного решения.

На эффективность работы группы оказывают влияние следующие факторы:

– размер (оптимальный размер группы от 5 до 11 человек);

– состав (группа должна состоять из непохожих личностей);

– групповые нормы (показывают работнику модель желаемого поведения и реакции на различные события);

– сплоченность группы (мера тяготения членов группы друг к другу и к группе; отрицательное последствие высокой сплоченности – единомыслие);

– конфликтность (обмен мнениями полезен, однако приводит к конфликтам, которые необходимо разрешать);

– статус членов группы (не допускать, чтобы мнение членов с более высоким статусом доминировало);

– роли членов группы (могут быть целевыми – отбор групповых задач и их выполнение и поддерживающими – активизация жизни и деятельности группы).

 

3. Развитие неформальных организаций и их характеристики. Управление неформальной группой.

Неформальные организации обладают следующими характеристиками:

– социальный контроль (группы устанавливают и укрепляют групповые эталоны приемлемого и неприемлемого поведения, соблюдение которых обязательно для участников группы);

– сопротивление переменам (неформальная группа сопротивляется всем изменениям, поскольку они могут угрожать ее дальнейшему существованию);

– наличие лидеров в неформальных группах (во-первых, помогает группе в достижении ее целей; во-вторых, поддерживает и укрепляет ее существование).

Вступление в неформальную группу дает людям психологические выгоды. К психологическим причинам вступления в неформальную группу можно отнести:

– чувство принадлежности;

– взаимопомощь;

– взаимозащиту;

– тесное общение;

– заинтересованность.

Неформальные группы взаимодействуют с формальными и оказывают на них влияние. Они могут приводить к повышению или понижению эффективности деятельности организации. Чтобы получить выгоды от существования неформальных организаций, ими необходимо грамотно управлять.

Управление неформальной организацией предполагает:

– признание существования неформальной организации и осознание, что ее уничтожение повлечет за собой и уничтожение формальной организации;

– выслушивание мнений членов и лидеров неформальной группы;

– оценку возможных отрицательных воздействий принимаемых решений на неформальную группу;

– привлечение членов неформальных групп к принятию управленческих решений;

– передачу точной и оперативной информации, препятствующей возникновению слухов.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 8. Процесс принятия решений | Тема 10. Власть и личное влияние руководства организации
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 221; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.