Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные виды контроля




Табл. 1.4

Цель — это опредмеченный мотив, который побуждает к действию ради чего-то. Целеполагание означает, действие или поведение, направленное на достижение цели, т.е. конечного состояния, при котором объект, поведение которого изучается, достигает определенного соответствия во времени и в пространстве с другим объектом или событием».

Постановка цели (целепостановка, целеполагание) является основополагающей функцией, т.к. в зависимости от выбора основной цели, группировки целей по степени значимости, зависит вся дальнейшая деятельность фирмы и эффективность приложенных усилий.

Вопрос 3. История развития менеджмента.

Вопрос 2. Управление организацией: законы, закономерности и принципы менеджмента.

Рис. 1.1 Объекты и виды менеджмента

Вопрос 1. Сущность и категории менеджмента

МЕНЕДЖМЕНТ

Менеджмент (в пер. с англ.: управление, заведование, организация) – это управле­ние производством; совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством, разработанных с целью повышения эффективно­сти производства и увеличения прибыли, это умение добивать­ся поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения дру­гих людей, работающих в организации.

Содержание менеджмента можно рассматривать:

— как науку и искусство управления;

— как вид деятельности и процесс принятия управленческих решений;

— как аппарат управления деятельностью организации.

Основная цель менеджмента – обеспечение гармонии в развитии организации, т.е. согласованного и эффективного функционирования всех внешних и внутренних элементов организации.

Основные задачи менеджмента:

— организация производства товаров и услуг с учетом спроса потребителей на основе имеющихся ресурсов;

— переход к использованию работников, обладающих высокой квалификацией;

— стимулирование сотрудников организации путем создания для них соответствующих условий труда и системы его оплаты;

— определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения;

— разработка стратегии развития организации и реализация;

— определение целей развития организации;

— выработка системы мероприятий для достижения намеченных целей;

— осуществление контроля за эффективностью деятельности организации, за выполнением поставленных задач.

Категория менеджмента - наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные свойства и устойчивые отношения в процессах управления организацией.

Состав основных категорий менеджмента:

1) объекты и субъекты;

2) виды;

3) функции;

4) методы;

5) принципы.

1) Объектом менеджмента являетсяорганизация – как сообщество людей, сознательно координируемое для достижения установленных целей. Природа, свойства, формальная структура и поведенческие аспекты организации зависят от ее вида, иерархического уровня и функциональной области деятельности.

Субъектом менеджмента являются менеджеры - руководители различного уровня, специалисты по управлению, имеющие специальную подготовку и наделенные полномочиями в области принятия решений в определенных сферах деятельности организации.

Основные задачи менеджера:

¾ координация,

¾ руководство,

¾ управление,

¾ принятие решений.

2) Виды менеджмента - специальные области управленчес­кой деятельности, связанные с решением определенных задач менеджмента.

По признаку объекта различают общий и функциональный менеджмент.

Общий или генеральный менеджмент заключается в управлении деятельностью организации в целом или ее самостоятельных хозяйственных звеньев (профит-центров).

Функциональный или специальный менеджмент заключается в управлении определенными сферами деятельности организации или ее звеньев, например управление инновационной деятельностью, персоналом, маркетингом, финансами и т.д.

 


Общий менеджмент Функциональный менеджмент

 

По признаку содержания различают нормативный, стратегический и оперативный менеджмент.

Нормативный менеджмент предусматривает разработку и реализацию философии организации, ее предпринимательской политики, определение позиции организации в конкурентной нише рынка и формирование общих стратегических намерений.

Стратегический менеджмент предполагает выработку набора стратегий, их распределение во времени, формирование потенциала успеха организации и обеспечение стратегического контроля за их реализацией.

Оперативный менеджмент предусматривает разработку тактических и оперативных мер, направленных на практическую реализацию принятых стратегий развития организации.

3) Функции менеджмента – это конкретный вид управленческой деятельности, который осуществляется специальными приемами и способами и характеризуется однородностью целей, действий или объектов их приложения.

Различают общие (формирование целей, планирование, организация и контроль), технологические (решения и коммуникации) и социально-психологические (делегирование и мотивация) функции менеджмента.

4) Методы менеджмента - это система правил и процедур решения различных задач управления с целью обеспечения эффективного развития организации.

Выделяются следующие методы управления:

¾ организационно-административные, основанные на прямых директивных указаниях;

¾ экономические, обусловленные экономическими стимулами;

¾ социально-психологические, применяемые с целью повышения социальной активности сотрудников.

5) Принципы менеджмента – это общие правила, которые формируют требования к системе управления организацией - функциям, методам и организационной структуре управления, при соблюдении которых обеспечивается эффективное развитие организации.

К важнейшим принципам эффективногоменеджмента относятся принципы целостности, иерархической упорядоченности, целевой направленности, научной обоснованности и оптимальности, сочетания централизации и децентрализации, демократизации.

 

Законы управления представляют собой установленные теоретическим способом и логически обоснованные зависимости между целями управленческой деятельности и методами их достижения.

Различают общие и специфические законы управления. К общим законам управления относятся:

¾ закон специализации управления;

¾ закон интеграции управления;

¾ закон экономии времени.

Закон специализации управления. Для управления современным производством, основанным на использовании новейших технологических процессов, технических средств, высокой степени организации производства и труда, информационных систем необходимы узкоспециализированные знания и навыки в различных областях науки и техники. Поэтому менеджеры должны обладать высоким профессионализмом в области каждого из направлений. Присущие рыночной экономике риск и неопределенность требуют от менеджеров самостоятельности и ответственности за принимаемые решения, способствуют поиску оптимальных организационных и научно-технических решений.

Закон интеграции управления. Интеграция или объединение в менеджменте следует из потребности самого производства и управления им. Это объединение специализированных управленческих действий на различных этапах управления в единый управленческий процесс и подразделений в единый производственный организм, т.е. предприятие. Предприятия, в свою очередь, могут объединяться в различные организационно-правовые формы. Интеграция осуществляется с помощью установления временных и постоянных связей на всех уровнях управления и информационного обеспечения.

Закон экономии времени. Эффективность управления зависит от скорости реакции менеджера на потребности рынка и изменений внешних и внутренних факторов предприятия для положительного влияния на конечные результаты ее деятельности.

Закономерности менеджмента выражают наиболее важные и систематически повторяющиеся тенденции, которые отражают взаимосвязи между элементами управления в организации.

К числу важнейших закономерностей менеджмента относятся:

1. Развитие теории и практики менеджмента в соответствии с трансформацией форм и методов организации экономики.

2. Определяющее влияние состояния внешней среды в выборе и формировании системы управления организацией.

3. Соответствие социального содержания управления формам собственности на имущество организации.

4. Соотносительность управляющей и управляемой подсистем (субъекта (органа) и объекта управления).

5. Преимущественность сознательного (планомерного) управления.

6. Концентрация и динамичноеизменение функций управленияв организации.

7. Оптимизация уровней управления организацией.

8. Оптимальное использование в процессах управления функций контроля, учета и анализа.

Закономерности имеют объективный характер, а реализуются в процессе деятельности людей.

Под воздействием проявления закономерностей в организациях формируются принципы менеджмента.

Принципы менеджмента – это общие правила поведения руководителей, которые формируют требования к системе управления организацией, при соблюдении которых обеспечивается эффективное развитие организации.

Существуют несколько подходов к классификации принципов управления.Принципы формулировали такие менеджеры как Г.Кунц и С. О, Донелл, Г. Эмерсон, А.Файоль, а в отечественной теории управления частные принципы управления были сформулированы еще В.И.Лениным.

Важнейшие принципы эффективногоменеджмента – это принципы целостности, иерархической упорядоченности, целевой направленности, научной обоснованности и оптимальности, сочетания централизации и децентрализации, демократизации.

Целостность определяет необходимость рассмотрения организации как целостной социально-экономической системы.

Иерархическая упорядоченность регламентирует уровень дифференциации процессов менеджмента в организации.

Целевая направленность постулирует приоритет целевой стратегической ориентации организации и достижение целей как важнейший критерий эффективности менеджмента.

Научная обоснованность и оптимизация формулирует необходимость использования научного подхода, широкой гаммы методов и инструментов для обоснования управленче­ских решений.

Сочетание централизации и децентрализации устанавливает требование рационального разделения управлен­ческих процедур и решений на основе обоснованного делегирования полномочий и ответственности менеджеров.

Демократизация предполагает использование поведен­ческих инструментов менеджмента для мотивации продуктивного сотрудничества менеджеров.

Одним из основоположников, научной организации труда, кто сформулировал принципы управления, был А. Файоль. Он изложил их в книге «Общее и промышленное управление», опубликованной в 1916 г.

 

 

Табл. 1.1

Принципы менеджмента, сформулированные А. Файолем

Название принципа Содержание принципа
Разделение труда Специализация работ, необходимая для эффективного использования рабочей силы
Полномочия и ответственность   Каждому работнику должны быть делегированы полномочия, достаточные для того, чтобы нести ответственность за порученную работу
Дисциплина   Рабочие должны подчиняться условиям соглашения между ними и руководством, а менеджеры — применять справедливые санкции к нарушителям норм порядка
Единоначалие   Работник получает распоряжения и отчитывается только перед одним непосредственным начальником
Единство действий Все действия, имеющие одинаковую цель, должны объединяться в группы и осуществляться по единому плану
Подчиненность интересов Интересы организации имеют преимущество перед интересами личности
Вознаграждение персонала Получение работниками справедливого вознаграждения за свой качественный труд
Централизация   Организация должна иметь управляющий центр и учитывать пропорции между централизацией и децентрализацией. Полномочия должны делегироваться пропорционально ответственности
Скалярная цепь управления   Неразрывная цепь команд, по которой передаются все распоряжения и осуществляются коммуникации между всеми уровнями иерархии («цепь начальников»)
Порядок   Рабочее место — для каждого работника и каждый работник на своем рабочем месте
Справедливость   Установленные правила и соглашения должны проводиться в жизнь справедливо на всех уровнях скалярной цепи
Стабильность персонала   Установка работающих на лояльность по отношению к организации и долгосрочную работу, поскольку высокая текучесть снижает эффективность
Инициатива   Поощрение работающих к выработке независимых суждений в границах делегированных им полномочий и выполняемых работ
Корпоративный дух Гармония интересов персонала и организации обеспечивает единство усилий, а в единстве — сила

К современным принципам управления относятся:

1. Лояльность к работающим;

2. Ответственность - обязательное условие успешного управления, Коммуникации, пронизывающие организацию сверху вниз, снизу вверх и по горизонтали;

3. Коммуникации, пронизывающие организацию сверху вниз, снизу вверх и по горизонтал;

4. Атмосфера, способствующая раскрытию способностей работающих;

5. Долевое участие каждого работающего в общих результатах;

6. Своевременная реакция на изменения во внешней сред;

7. Методы работы с людьми, направленные на создание удовлетворенности от работы;

8. Непосредственное участие менеджеров в групповой работе - условие достижения согласованности ицелостности;

9. Умение контактировать с поставщиками, покупателями, исполнителями и руководителями;

10. Этика бизнеса;

11. Честное отношение и доверие к людям;

12. Использование в работе фундаментальных основ менеджмента;

13. Четкое представление о месте и роли организации в будущем;

14. Качество личной работы и постоянное самосовершенствование.

Управление как вид деятельности и как наука в таком виде, в котором мы можем видеть его в настоящее время, появилось не сразу. Как только древние люди стали жить организованными группами, появилась необходимость управления как внутри группы, так и вне ее.

На первом этапе, когда группы людей были невелики, управление во всех сферах осуществлялось одним человеком, который был вождем этой группы. В дальнейшем по мере разрастания групп и усложнения выполняемых ими функций появилась необходимость разделения труда и дифференциации функций, но на это потребовались века.

Египетские пирамиды, построенные в 3000—2000 гг. до н. э., являются ярким свидетельством не только культуры древних египтян, но и их управленческого искусства. Строительство огромных пирамид требовало прежде всего четкого планирования и координации деятельности. Древние греки уделяли особое внимание вопросам организации и управления производственными процессами, заботились о четкой специализации рабочих.

Линейная структура управления государством получила выражение в системе управления Римской империей. Ее основной проблемой был сбор налогов со всех ее частей, значительно удаленных друг от друга, так как прямое правление из Рима осуществить было крайне трудно.

В практике управления существуют примеры организаций, возникших в глубокой древности и успешно функционирующих и в настоящее время благодаря созданию рациональной структуры управления. К их числу относится римская католическая церковь, имеющая наиболее простую структуру управления, включающую папу, кардинала, архиепископа, епископа и приходского священника.

Переворот в производственных отношениях был связан с промышленной революцией, начавшейся в середине XVIII в. Промышленная революция выделила три уровня управления: верхний, средний и нижний. На производстве появился мастер, который вскоре стал «ненавистен» для рабочих. На этом этапе развития управления только наметилась тенденция перехода от принципа надзора за работниками к принципу организации труда на научных основах.

Промышленная революция дала толчок развитию теоретических исследований и практики управления. Большой вклад в формирование науки управления внесли английские политэкономы Уильям Петти, Адам Смит и Давид Рикардо.

Таким образом, предпосылками и источниками формирования менеджмента как управления особого рода являются:

— индустриальный способ организации производства;

— развитие рыночных отношений, основными элементами которых являются спрос, предложение и цена.

Эволюция науки об управлении происходила вместе с развитием человечества.

Следовательно, менеджмент является наиболее древним видом человеческой деятельности.

Началом отсчета времени возникновения менеджмента считают появление письменности в Древнем Шумере (5 тыс. лет до н.э.). В этот период образовался слой «жрецов-бизнесменов», связанных с торговлей. Следовательно, история менеджмента насчитывает порядка 7 тыс. лет. За эти годы в мировой цивилизации произошли пять управленческих революций.

Первая управленческая революция, названная выше, характеризуется как «религиозно-коммерческая».

Вторая управленческая революция произошла в Вавилоне (второе тысячелетие до н.э.) и получила название «светско-административной», в ходе которой царем Хаммурапи был издан свод законов по управлению государством.

Третья управленческая революция («производственно-строительная») связана с применением государственных методов управления в сфере производства и строительства и произошла в период царствования Навуходоносора II (605—562 гг. до н.э.) также в Вавилоне.

Четвертая управленческая революция («капиталис-тическая») произошла в XVII—XVIII вв. — в начале индустриального прогресса европейской цивилизации. В ее недрах зародилось профессиональное управление.

Пятая управленческая революция («бюрократическая») произошла в конце XIX — начале XX в. В ходе ее родилась концепция «рациональной бюрократии».

Конечно, термин «революция» принят совершенно условно, поскольку развитие менеджмента происходило и происходит эволюционным путем, обогащая его в соответствии с изменениями, происходящими в экономике, в производственных отношениях.

 

Табл. 1.2.

Вклад в современную науку управления концепций различных школ и научных направлений

Научные направления и ключевые положения концепции   Основные идеи, используемые современным менеджментом  
Научное управление и Классическая (Административная) школа (20-е гг.)  
Научные принципы организации труда Рационализация трудовых операций Разделение труда в управлении Процессный подход к управлению   Научный подход к менеджменту и его принципам Анализ способов выполнения работ Управление как серия непрерывных взаимосвязанных действий  
Школы Человеческих отношений (30-е гг.) и Поведенческих наук (50-е гг.)  
Коллектив как особая социальная группа Межличностные отношения как фактор роста эффективности и потенциала каждого работника   Использование факторов коммуникации, групповой динамики, мотивации и лидерства Отношение к членам организации как к активным человеческим ресурсам  
Теория принятия решений и Количественный подход (50-е — 60-е гг.)
Разделение процесса разработки решений на стадии и серию шагов Применение методов количественных измерений   Субъективный подход к оценке рациональности решений Использование количественных моделей, методов и измерителей при принятии решений
Системный (50-е гг.) и Ситуационный (60-е гг.) подходы
Взаимодействие и взаимосвязь всех частей организации Учет воздействия факторов окружающей среды Анализ ситуационных переменных   Рассмотрение организации как целостной системы Значение анализа внешней среды для организации Принятие решений с учетом сложившейся ситуации  
Теории Стратегии (70-е гг.), Инноваций и Лидерства (80-е - 90-е гг.)  
Непрерывность взаимодействия организации с окружающей средой и разработка стратегии развития организации Инновационность как основа конкурентоспособного развития Лидерство вместо менеджеризма Разработка стратегии организации как фактор ее конкурентоспособности Инновационный подход к изменениям в организации Радикальное изменение взаимоотношений между персоналом и руководством
Вопрос 4. Природа и состав общих функций менеджмента.

Функция (в пер. с лат.) – деятельность.

Функции менеджмента определяют устойчивый состав специфических видов управленческой деятельности, характеризующихся однородностью целей, действий или объектов их приложения.

Функции менеджмента характеризуют общие задачи и направления управленческих работ, состав и содержание которых в наименьшей степени зависит от специфики конкретной организации (ее отраслевой принадлежности, размера, организационно-правовой формы и т.п.).

При системном рассмотрении можно выделять три группы функций менеджмента, наиболее общие для всех видов организаций и любых условий функционирования:

- общие функции менеджмента;

- социально-психологические функции менеджмента;

- технологические функции менеджмента.

Общие функции менеджмента отражают содержание основных стадий процесса управления деятельностью организации на всех иерархических уровнях.

Различают следующие общие функции:

1) постановка целей;

2) планирование;

3) организация;

4) контроль и регулирование.

Цели бывают главные и второстепенные.

Главной целью может быть и выживание, и перспектива, и прибыль – в зависимости от того, какого сегодняшнее состояние фирмы.

Также цели делятся на общие и частные.

Общие – цели, которые преследует фирма в целом.

Частные – цели отдельных работников фирмы.

Однако и частные, и общие цели находятся в тесной взаимосвязи. Поскольку общие цели формируют частные, то свою очередь, частные оказывают влияние на успех достижения общих целей.

Затем цели бывают долгосрочные и краткосрочные.

Долгосрочные – носят стратегический характер.

Краткосрочные – носят сиюминутный характер.

Любая неправильно выбранная краткосрочная цель может полностью разрушить долгосрочную, и наоборот.

Основные требования, предъявляемым к целям: четкость, конкретность, гибкость, реальность, взаимосочетаемость.

При определении стратегических целей целесообразно построить дерево целей на корнях которого располагается цели частные, второстепенные и краткосрочные.

Когда идет речь о целевом начале в управлении организацией, то обычно говорят о двух составляющих: миссии и целях.

Миссиярассматривается как сформулированное утверждение относительно того, для чего или по какой причине существует организация, т.е. миссия понимается как утверждение, раскрывающее смысл существования организации, в котором проявляется отличие данной организации от ей подобных.

Целевое начало в деятельности организации возникает как отражение целей и интересов различных групп людей, так или иначе связанных с деятельностью организации и вовлеченных в процесс ее функционирования. Основными группами людей, чьи интересы оказывают влияние на деятельность организации, следовательно, должны быть учтены при определении ее предназначения, являются: собственники организации, сотрудники организации, покупатели продукта организации, деловые партнеры организации, местное сообщество, общество в целом.

2) Планирование - непрерывный процесс установления или уточнения и конкретизации целей развития всей организации и ее структурных подразделений, определения средств их достижения, сроков и последовательности реализации, распределения (выявления) ресурсов.

Задачи планирования:

1. Обеспечение целенаправленного развития организации в целом и всех ее структурных подразделений.

2. Перспективная ориентация и раннее распознавание проблем развития.

3. Координация деятельности структурных подразделений и работников организации.

4. Создание объективной базы для эффективного контроля, т.к. он позволяет производить объективную оценку деятельности предприятия путем сравнения фактических значений параметров с планируемыми по принципу «факт - план».

5. Стимул (мотивация) трудовой активности работающих.

6. Информационное обеспечение работников организации.

 

Табл. 1.3.

Схема классификации

видов внутрифирменного планирования

Признаки планирования Виды планирования
По периоду планирования Долгосрочное (более 5 лет) Среднесроч­ное (от 1 до 5 лет) Краткосроч­ное (до 1 года)
По уровню планирования Организация в целом Подразде­ление Проект Отдельный исполнитель
По предмету планирования НИОКР Производство Сбыт Снабжение Персонал Финансы Прочие
По содержанию планирования Продуктово-тематическое Ресурсное Объемно-календарное
По цели планирования Стратегическое Оперативное

При организации системы планирования на предприятии решаются три комплекса вопросов: состав и характер специализации органов планирования; формы координации работ по планированию; характер формализации процессов планирования на предприятии.

3) Организация как функция управления обеспечивает упорядочение технической, экономической, социально-психологической и правовой сторон деятельности любой организации. Функция организация нацелена на процесс структурирования элементов организации, где руководитель подбирает персонал, делегирует им полномочия и права использовать ресурсы предприятия. Функция организация ставит вопросы: кто и как будет реализовывать планы предприятия.

Структура организации включает в себя следующие элементы:

1. функциональные области деятельности организации;

2. элементы производственного процесса;

3. элементы управления.

1. Функциональные области деятельности организации – это основные виды деятельности, объединенные специфической целью и однородностью взаимосвязанных задач, выполнение которых необходимо для достижения всей организацией поставленных целей.

Типичные функциональные области: сбыт (маркетинг), производство, финансы, персонал, НИОКР (инновации).

2. Производственный процесс – это совокупность трудовых и естественных процессов, в результате взаимодействия которых сырье и материалы превращаются в готовую продукцию.

Основные элементы производственного процесса: предметы труда, средства труда, труд.

Предметы труда – это вещество природы, вещь или комплекс вещей, на которые человек воздействует в процессе труда при помощи средств труда с целью приспособления их для удовлетворения личных и производственных потребностей.

Предмет труда в конечной форме выступает в виде готовой продукции или услуги; на промежуточных.стадиях производственного процесса это - сырье, материалы, отдельные детали или сборочные единицы изделия.

Средства труда – это материальные средства, при помощи которых человек воздействует на предмет труда, это орудия и материальные условия труда. К орудиям труда относятся: производственное оборудование, инструменты, оснастка; к материальным условиям труда - производственные помещения, склады, транспортные средства, осветительные установки и др.

Труд – это целенаправленная деятельность рабочих, инженерного персонала и служащих, связанная с превращением исходного сырья и материалов в готовую продукцию или услуги.

3. К основным элементам управления относятся:

- функции управления,

- структура управления.

4) Контроль - постоянный процесс, обеспечивающий достижение организацией принятых целей развития путем своевременного обнаружения возникающих в ходе производственно-хозяйственной деятельности объектов управления проблем (отклонений от плановых заданий, нормативов, стандартов) и изменений внешней среды.

Контроль - комплексная функция, включающая в себя функции учета, оценки, анализа.

Задачи контроля:

- сбор и систематизация информации о фактическом состоянии деятельности и ее результатах (функция - учет);

- оценка состояния и значимости полученных результатов деятельности, выявление отклонений от стандартов - плановых заданий, нормативов (функция - оценка);

- анализ причин отклонений и дестабилизирующих факторов, влияющих на результаты деятельности (функция - анализ);

- прогнозирование последствий сложившейся ситуации и обоснование необходимости принятия корректирующих воздействий.

Регулирование - процесс выработки корректирующих мер и реализации принятых организационно-технологических, экономических и технических решений, обеспечивающих своевременное и безусловное устранение выявленных проблем (отклонений).

Задача регулирования - актуализация (обновление) плановых заданий, нормативов, стандартов с целью обеспечения своевременного и эффективного достижения целей организации.

Цель функций контроля и регулирования - обеспечение эффективного осуществления всех основных функций менеджмента.

Функция «контроль» переходит в функцию «регулирование» в момент принятия и реализации решений по корректированию выявленных отклонений.

По данным контроля производится корректировка ранее принятых решений, плановых заданий, нормативов, показателей или организационных условий их выполнения, т.е. осуществляется обратная связь в управленческом цикле.

 

Вид контроля Содержание
Предварительный   Проводится до принятия решения в целях предупреждения неверных или необоснованных решений. Применяется к трудовым, материальным и финансовым ресурсам.
Текущий   Осуществляется в процессе исполнения принятых решений, плановых заданий для своевременного выявления отклонений, препятствующих исполнению решений. Производится в виде контроля работы подчиненного его непосредственным начальником.
Заключительный   Осуществляется после реализации решения для проверки правильности его исполнения.  
Стратегический     Предусматривает учет, оценку и анализ результатов разработки и реализации перспективной концепции развития организации. Объектами выступают: маркетинг, научно-технические прогнозы, продуктово-тематический портфель.  
Оперативный     Нацелен на текущий учет, анализ осуществляемых процессов и ставит своей задачей обеспечение выполнения принятых плановых заданий. Объектами выступают: тематические и производственные задания, сроки проведения работ, качество работ, предусмотренные планом ресурсы, связанные с деятельностью затраты предприятия.  
Финансовый   Ориентирован на конечные экономические результаты деятельности организации и проводится на разных уровнях управления в соответствии с принятой организационной структурой. Объектами являются такие показатели, как: прибыль, издержки, объемы производства и продаж, инвестиции и эффективность их использования, обеспеченность финансовыми средствами и финансовое состояние организации.  
Административный   Распространяется на процессы деятельности и управления ими, имеет иерархическую структуру. Объекты контроля: производственно-хозяйственный процесс в целом и его отдельные части, плановые задания, сроки поставок, ситуация в коллективах исполнителей, выполнение производственной программы и всех видов планов организации.
Полный   Строится как целостная система, постоянно функционирующая в принятой организационной структуре.
Выборочный   Организуется как разовое мероприятие, имеющее целевой характер: проверка качества продукции, соблюдения нормативных требований, научно-технического уровня продукции и т.п.

Регулирование бывает двух видов:

1. Реактивное регулированиеосуществляется, когда не достигнуты стандарты и направлено на сглаживание отклонений от стандартов.

2. Упреждающее регулированиеосуществляется, когда проблема рассматривается как потенциальная возможность и направлено на улучшение деятельности или извлечение наибольшей выгоды из представившихся возможностей.

В процессе контроля и регулирования выделяются три этапа, на каждом из которых реализуется комплекс различных мер:

• выработка стандартов и критериев;

• сопоставление фактических результатов с ожидаемыми;

• принятие корректирующих мер.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 2092; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.142 сек.