Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные виды контроля





Табл. 1.4

Цель — это опредмеченный мотив, который побуждает к действию ради чего-то. Целеполагание означает, действие или поведение, направленное на достижение цели, т.е. конечного состояния, при котором объект, поведение которого изучается, достигает определенного соответствия во времени и в пространстве с другим объектом или событием».

Постановка цели (целепостановка, целеполагание) является основополагающей функцией, т.к. в зависимости от выбора основной цели, группировки целей по степени значимости, зависит вся дальнейшая деятельность фирмы и эффективность приложенных усилий.

Вопрос 3. История развития менеджмента.

Вопрос 2. Управление организацией: законы, закономерности и принципы менеджмента.

Рис. 1.1 Объекты и виды менеджмента

Вопрос 1. Сущность и категории менеджмента

МЕНЕДЖМЕНТ

Менеджмент (в пер. с англ.: управление, заведование, организация) – это управле­ние производством; совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством, разработанных с целью повышения эффективно­сти производства и увеличения прибыли, это умение добивать­ся поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения дру­гих людей, работающих в организации.

Содержание менеджментаможно рассматривать:

— как науку и искусство управления;

— как вид деятельности и процесс принятия управленческих решений;

— как аппарат управления деятельностью организации.

Основная цель менеджмента – обеспечение гармонии в развитии организации, т.е. согласованного и эффективного функционирования всех внешних и внутренних элементов организации.

Основные задачи менеджмента:

— организация производства товаров и услуг с учетом спроса потребителей на основе имеющихся ресурсов;

— переход к использованию работников, обладающих высокой квалификацией;

— стимулирование сотрудников организации путем создания для них соответствующих условий труда и системы его оплаты;



— определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения;

— разработка стратегии развития организации и реализация;

— определение целей развития организации;

— выработка системы мероприятий для достижения намеченных целей;

— осуществление контроля за эффективностью деятельности организации, за выполнением поставленных задач.

Категория менеджмента - наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные свойства и устойчивые отношения в процессах управления организацией.

Состав основных категорий менеджмента:

1) объекты и субъекты;

2) виды;

3) функции;

4) методы;

5) принципы.

1) Объектом менеджмента являетсяорганизация – как сообщество людей, сознательно координируемое для достижения установленных целей. Природа, свойства, формальная структура и поведенческие аспекты организации зависят от ее вида, иерархического уровня и функциональной области деятельности.

Субъектом менеджментаявляются менеджеры - руководители различного уровня, специалисты по управлению, имеющие специальную подготовку и наделенные полномочиями в области принятия решений в определенных сферах деятельности организации.

Основные задачи менеджера:

¾ координация,

¾ руководство,

¾ управление,

¾ принятие решений.

2) Виды менеджмента- специальные области управленчес­кой деятельности, связанные с решением определенных задач менеджмента.

По признаку объекта различают общий и функциональный менеджмент.

Общий или генеральный менеджмент заключается в управлении деятельностью организации в целом или ее самостоятельных хозяйственных звеньев (профит-центров).

Функциональный или специальныйменеджмент заключается в управлении определенными сферами деятельности организации или ее звеньев, например управление инновационной деятельностью, персоналом, маркетингом, финансами и т.д.

 


Общий менеджмент Функциональный менеджмент

 

По признаку содержания различают нормативный, стратегический и оперативный менеджмент.

Нормативный менеджмент предусматривает разработку и реализацию философии организации, ее предпринимательской политики, определение позиции организации в конкурентной нише рынка и формирование общих стратегических намерений.

Стратегический менеджмент предполагает выработку набора стратегий, их распределение во времени, формирование потенциала успеха организации и обеспечение стратегического контроля за их реализацией.

Оперативный менеджмент предусматривает разработку тактических и оперативных мер, направленных на практическую реализацию принятых стратегий развития организации.

3) Функции менеджмента – это конкретный вид управленческой деятельности, который осуществляется специальными приемами и способами и характеризуется однородностью целей, действий или объектов их приложения.

Различают общие (формирование целей, планирование, организация и контроль), технологические (решения и коммуникации) и социально-психологические (делегирование и мотивация) функции менеджмента.

4) Методы менеджмента - это система правил и процедур решения различных задач управления с целью обеспечения эффективного развития организации.

Выделяются следующие методы управления:

¾ организационно-административные, основанные на прямых директивных указаниях;

¾ экономические, обусловленные экономическими стимулами;

¾ социально-психологические, применяемые с целью повышения социальной активности сотрудников.

5) Принципы менеджмента – это общие правила, которые формируют требования к системе управления организацией - функциям, методам и организационной структуре управления, при соблюдении которых обеспечивается эффективное развитие организации.

К важнейшим принципам эффективногоменеджмента относятся принципы целостности, иерархической упорядоченности, целевой направленности, научной обоснованности и оптимальности, сочетания централизации и децентрализации, демократизации.

 

Законы управления представляют собой установленные теоретическим способом и логически обоснованные зависимости между целями управленческой деятельности и методами их достижения.

Различают общие и специфические законы управления. К общим законам управления относятся:

¾ закон специализации управления;

¾ закон интеграции управления;

¾ закон экономии времени.

Закон специализации управления. Для управления современным производством, основанным на использовании новейших технологических процессов, технических средств, высокой степени организации производства и труда, информационных систем необходимы узкоспециализированные знания и навыки в различных областях науки и техники. Поэтому менеджеры должны обладать высоким профессионализмом в области каждого из направлений. Присущие рыночной экономике риск и неопределенность требуют от менеджеров самостоятельности и ответственности за принимаемые решения, способствуют поиску оптимальных организационных и научно-технических решений.

Закон интеграции управления. Интеграция или объединение в менеджменте следует из потребности самого производства и управления им. Это объединение специализированных управленческих действий на различных этапах управления в единый управленческий процесс и подразделений в единый производственный организм, т.е. предприятие. Предприятия, в свою очередь, могут объединяться в различные организационно-правовые формы. Интеграция осуществляется с помощью установления временных и постоянных связей на всех уровнях управления и информационного обеспечения.

Закон экономии времени. Эффективность управления зависит от скорости реакции менеджера на потребности рынка и изменений внешних и внутренних факторов предприятия для положительного влияния на конечные результаты ее деятельности.

Закономерности менеджмента выражают наиболее важные и систематически повторяющиеся тенденции, которые отражают взаимосвязи между элементами управления в организации.

К числу важнейших закономерностей менеджмента относятся:

1. Развитие теории и практики менеджмента в соответствии с трансформацией форм и методов организации экономики.

2. Определяющее влияние состояния внешней среды в выборе и формировании системы управления организацией.

3. Соответствие социального содержания управления формам собственности на имущество организации.

4. Соотносительность управляющей и управляемой подсистем (субъекта (органа) и объекта управления).

5. Преимущественность сознательного (планомерного) управления.

6. Концентрация и динамичноеизменение функций управленияв организации.

7. Оптимизация уровней управления организацией.

8. Оптимальное использование в процессах управления функций контроля, учета и анализа.

Закономерности имеют объективный характер, а реализуются в процессе деятельности людей.

Под воздействием проявления закономерностей в организациях формируются принципы менеджмента.

Принципы менеджмента – это общие правила поведения руководителей, которые формируют требования к системе управления организацией, при соблюдении которых обеспечивается эффективное развитие организации.

Существуют несколько подходов к классификации принципов управления.Принципы формулировали такие менеджеры как Г.Кунц и С. О, Донелл, Г. Эмерсон, А.Файоль, а в отечественной теории управления частные принципы управления были сформулированы еще В.И.Лениным.

Важнейшие принципы эффективногоменеджмента – это принципы целостности, иерархической упорядоченности, целевой направленности, научной обоснованности и оптимальности, сочетания централизации и децентрализации, демократизации.

Целостность определяет необходимость рассмотрения организации как целостной социально-экономической системы.

Иерархическая упорядоченность регламентирует уровень дифференциации процессов менеджмента в организации.

Целевая направленность постулирует приоритет целевой стратегической ориентации организации и достижение целей как важнейший критерий эффективности менеджмента.

Научная обоснованность и оптимизация формулирует необходимость использования научного подхода, широкой гаммы методов и инструментов для обоснования управленче­ских решений.

Сочетание централизации и децентрализации устанавливает требование рационального разделения управлен­ческих процедур и решений на основе обоснованного делегирования полномочий и ответственности менеджеров.

Демократизация предполагает использование поведен­ческих инструментов менеджмента для мотивации продуктивного сотрудничества менеджеров.

Одним из основоположников, научной организации труда, кто сформулировал принципы управления, был А. Файоль. Он изложил их в книге «Общее и промышленное управление», опубликованной в 1916 г.

 

 

Табл. 1.1

Принципы менеджмента, сформулированные А. Файолем

Название принципа Содержание принципа
Разделение труда Специализация работ, необходимая для эффективного использования рабочей силы
Полномочия и ответственность   Каждому работнику должны быть делегированы полномочия, достаточные для того, чтобы нести ответственность за порученную работу
Дисциплина   Рабочие должны подчиняться условиям соглашения между ними и руководством, а менеджеры — применять справедливые санкции к нарушителям норм порядка
Единоначалие   Работник получает распоряжения и отчитывается только перед одним непосредственным начальником
Единство действий Все действия, имеющие одинаковую цель, должны объединяться в группы и осуществляться по единому плану
Подчиненность интересов Интересы организации имеют преимущество перед интересами личности
Вознаграждение персонала Получение работниками справедливого вознаграждения за свой качественный труд
Централизация   Организация должна иметь управляющий центр и учитывать пропорции между централизацией и децентрализацией. Полномочия должны делегироваться пропорционально ответственности
Скалярная цепь управления   Неразрывная цепь команд, по которой передаются все распоряжения и осуществляются коммуникации между всеми уровнями иерархии («цепь начальников»)
Порядок   Рабочее место — для каждого работника и каждый работник на своем рабочем месте
Справедливость   Установленные правила и соглашения должны проводиться в жизнь справедливо на всех уровнях скалярной цепи
Стабильность персонала   Установка работающих на лояльность по отношению к организации и долгосрочную работу, поскольку высокая текучесть снижает эффективность
Инициатива   Поощрение работающих к выработке независимых суждений в границах делегированных им полномочий и выполняемых работ
Корпоративный дух Гармония интересов персонала и организации обеспечивает единство усилий, а в единстве — сила

К современным принципам управления относятся:

1. Лояльность к работающим;

2. Ответственность - обязательное условие успешного управления, Коммуникации, пронизывающие организацию сверху вниз, снизу вверх и по горизонтали;

3. Коммуникации, пронизывающие организацию сверху вниз, снизу вверх и по горизонтал;

4. Атмосфера, способствующая раскрытию способностей работающих;

5. Долевое участие каждого работающего в общих результатах;

6. Своевременная реакция на изменения во внешней сред;

7. Методы работы с людьми, направленные на создание удовлетворенности от работы;

8. Непосредственное участие менеджеров в групповой работе - условие достижения согласованности ицелостности;

9. Умение контактировать с поставщиками, покупателями, исполнителями и руководителями;

10. Этика бизнеса;

11. Честное отношение и доверие к людям;

12. Использование в работе фундаментальных основ менеджмента;

13. Четкое представление о месте и роли организации в будущем;

14. Качество личной работы и постоянное самосовершенствование.

Управление как вид деятельности и как наука в таком виде, в котором мы можем видеть его в настоящее время, появилось не сразу. Как только древние люди стали жить организованными группами, появилась необходимость управления как внутри группы, так и вне ее.

На первом этапе, когда группы людей были невелики, управление во всех сферах осуществлялось одним человеком, который был вождем этой группы. В дальнейшем по мере разрастания групп и усложнения выполняемых ими функций появилась необходимость разделения труда и дифференциации функций, но на это потребовались века.

Египетские пирамиды, построенные в 3000—2000 гг. до н. э., являются ярким свидетельством не только культуры древних египтян, но и их управленческого искусства. Строительство огромных пирамид требовало прежде всего четкого планирования и координации деятельности. Древние греки уделяли особое внимание вопросам организации и управления производственными процессами, заботились о четкой специализации рабочих.

Линейная структура управления государством получила выражение в системе управления Римской империей. Ее основной проблемой был сбор налогов со всех ее частей, значительно удаленных друг от друга, так как прямое правление из Рима осуществить было крайне трудно.

В практике управления существуют примеры организаций, возникших в глубокой древности и успешно функционирующих и в настоящее время благодаря созданию рациональной структуры управления. К их числу относится римская католическая церковь, имеющая наиболее простую структуру управления, включающую папу, кардинала, архиепископа, епископа и приходского священника.

Переворот в производственных отношениях был связан с промышленной революцией, начавшейся в середине XVIII в. Промышленная революция выделила три уровня управления: верхний, средний и нижний. На производстве появился мастер, который вскоре стал «ненавистен» для рабочих. На этом этапе развития управления только наметилась тенденция перехода от принципа надзора за работниками к принципу организации труда на научных основах.

Промышленная революция дала толчок развитию теоретических исследований и практики управления. Большой вклад в формирование науки управления внесли английские политэкономы Уильям Петти, Адам Смит и Давид Рикардо.

Таким образом, предпосылками и источниками формирования менеджмента как управления особого рода являются:

— индустриальный способ организации производства;

— развитие рыночных отношений, основными элементами которых являются спрос, предложение и цена.

Эволюция науки об управлении происходила вместе с развитием человечества.

Следовательно, менеджмент является наиболее древним видом человеческой деятельности.

Началом отсчета времени возникновения менеджмента считают появление письменности в Древнем Шумере (5 тыс. лет до н.э.). В этот период образовался слой «жрецов-бизнесменов», связанных с торговлей. Следовательно, история менеджмента насчитывает порядка 7 тыс. лет. За эти годы в мировой цивилизации произошли пять управленческих революций.

Первая управленческая революция, названная выше, характеризуется как «религиозно-коммерческая».

Вторая управленческая революция произошла в Вавилоне (второе тысячелетие до н.э.) и получила название «светско-административной», в ходе которой царем Хаммурапи был издан свод законов по управлению государством.

Третья управленческая революция («производственно-строительная») связана с применением государственных методов управления в сфере производства и строительства и произошла в период царствования Навуходоносора II (605—562 гг. до н.э.) также в Вавилоне.

Четвертая управленческая революция («капиталис-тическая») произошла в XVII—XVIII вв. — в начале индустриального прогресса европейской цивилизации. В ее недрах зародилось профессиональное управление.

Пятая управленческая революция («бюрократическая») произошла в конце XIX — начале XX в. В ходе ее родилась концепция «рациональной бюрократии».

Конечно, термин «революция» принят совершенно условно, поскольку развитие менеджмента происходило и происходит эволюционным путем, обогащая его в соответствии с изменениями, происходящими в экономике, в производственных отношениях.

 

Табл. 1.2.

Вклад в современную науку управления концепций различных школ и научных направлений

Научные направления и ключевые положения концепции   Основные идеи, используемые современным менеджментом  
Научное управление и Классическая (Административная) школа (20-е гг.)  
Научные принципы организации труда Рационализация трудовых операций Разделение труда в управлении Процессный подход к управлению   Научный подход к менеджменту и его принципам Анализ способов выполнения работ Управление как серия непрерывных взаимосвязанных действий  
Школы Человеческих отношений (30-е гг.) и Поведенческих наук (50-е гг.)  
Коллектив как особая социальная группа Межличностные отношения как фактор роста эффективности и потенциала каждого работника   Использование факторов коммуникации, групповой динамики, мотивации и лидерства Отношение к членам организации как к активным человеческим ресурсам  
Теория принятия решений и Количественный подход (50-е — 60-е гг.)
Разделение процесса разработки решений на стадии и серию шагов Применение методов количественных измерений   Субъективный подход к оценке рациональности решений Использование количественных моделей, методов и измерителей при принятии решений
Системный (50-е гг.) и Ситуационный (60-е гг.) подходы
Взаимодействие и взаимосвязь всех частей организации Учет воздействия факторов окружающей среды Анализ ситуационных переменных   Рассмотрение организации как целостной системы Значение анализа внешней среды для организации Принятие решений с учетом сложившейся ситуации  
Теории Стратегии (70-е гг.), Инноваций и Лидерства (80-е - 90-е гг.)  
Непрерывность взаимодействия организации с окружающей средой и разработка стратегии развития организации Инновационность как основа конкурентоспособного развития Лидерство вместо менеджеризма Разработка стратегии организации как фактор ее конкурентоспособности Инновационный подход к изменениям в организации Радикальное изменение взаимоотношений между персоналом и руководством
Вопрос 4. Природа и состав общих функций менеджмента.

Функция (в пер. с лат.) – деятельность.

Функции менеджмента определяют устойчивый состав специфических видов управленческой деятельности, характеризующихся однородностью целей, действий или объектов их приложения.

Функции менеджмента характеризуют общие задачи и направления управленческих работ, состав и содержание которых в наименьшей степени зависит от специфики конкретной организации (ее отраслевой принадлежности, размера, организационно-правовой формы и т.п.).

При системном рассмотрении можно выделять три группы функций менеджмента, наиболее общие для всех видов организаций и любых условий функционирования:

- общие функции менеджмента;

- социально-психологические функции менеджмента;

- технологические функции менеджмента.

Общие функции менеджмента отражают содержание основных стадий процесса управления деятельностью организации на всех иерархических уровнях.

Различают следующие общие функции:

1) постановка целей;

2) планирование;

3) организация;

4) контроль и регулирование.

Цели бывают главные и второстепенные.

Главной целью может быть и выживание, и перспектива, и прибыль – в зависимости от того, какого сегодняшнее состояние фирмы.

Также цели делятся на общие и частные.

Общие – цели, которые преследует фирма в целом.

Частные – цели отдельных работников фирмы.

Однако и частные, и общие цели находятся в тесной взаимосвязи. Поскольку общие цели формируют частные, то свою очередь, частные оказывают влияние на успех достижения общих целей.

Затем цели бывают долгосрочные и краткосрочные.

Долгосрочные – носят стратегический характер.

Краткосрочные – носят сиюминутный характер.

Любая неправильно выбранная краткосрочная цель может полностью разрушить долгосрочную, и наоборот.

Основные требования, предъявляемым к целям: четкость, конкретность, гибкость, реальность, взаимосочетаемость.

При определении стратегических целей целесообразно построить дерево целей на корнях которого располагается цели частные, второстепенные и краткосрочные.

Когда идет речь о целевом начале в управлении организацией, то обычно говорят о двух составляющих: миссии и целях.

Миссиярассматривается как сформулированное утверждение относительно того, для чего или по какой причине существует организация, т.е. миссия понимается как утверждение, раскрывающее смысл существования организации, в котором проявляется отличие данной организации от ей подобных.

Целевое начало в деятельности организации возникает как отражение целей и интересов различных групп людей, так или иначе связанных с деятельностью организации и вовлеченных в процесс ее функционирования. Основными группами людей, чьи интересы оказывают влияние на деятельность организации, следовательно, должны быть учтены при определении ее предназначения, являются: собственники организации, сотрудники организации, покупатели продукта организации, деловые партнеры организации, местное сообщество, общество в целом.

2) Планирование - непрерывный процесс установления или уточнения и конкретизации целей развития всей организации и ее структурных подразделений, определения средств их достижения, сроков и последовательности реализации, распределения (выявления) ресурсов.

Задачи планирования:

1. Обеспечение целенаправленного развития организации в целом и всех ее структурных подразделений.

2. Перспективная ориентация и раннее распознавание проблем развития.

3. Координация деятельности структурных подразделений и работников организации.

4. Создание объективной базы для эффективного контроля, т.к. он позволяет производить объективную оценку деятельности предприятия путем сравнения фактических значений параметров с планируемыми по принципу «факт - план».

5. Стимул (мотивация) трудовой активности работающих.

6. Информационное обеспечение работников организации.

 

Табл. 1.3.

Схема классификации

видов внутрифирменного планирования

Признаки планирования Виды планирования
По периоду планирования Долгосрочное (более 5 лет) Среднесроч­ное (от 1 до 5 лет) Краткосроч­ное (до 1 года)
По уровню планирования Организация в целом Подразде­ление Проект Отдельный исполнитель
По предмету планирования НИОКР Производство Сбыт Снабжение Персонал Финансы Прочие
По содержанию планирования Продуктово-тематическое Ресурсное Объемно-календарное
По цели планирования Стратегическое Оперативное

При организации системы планирования на предприятии решаются три комплекса вопросов: состав и характер специализации органов планирования; формы координации работ по планированию; характер формализации процессов планирования на предприятии.

3) Организациякак функция управления обеспечивает упорядочение технической, экономической, социально-психологической и правовой сторон деятельности любой организации. Функция организация нацелена на процесс структурирования элементов организации, где руководитель подбирает персонал, делегирует им полномочия и права использовать ресурсы предприятия. Функция организация ставит вопросы: кто и как будет реализовывать планы предприятия.

Структура организации включает в себя следующие элементы:

1. функциональные области деятельности организации;

2. элементы производственного процесса;

3. элементы управления.

1. Функциональные области деятельности организации – это основные виды деятельности, объединенные специфической целью и однородностью взаимосвязанных задач, выполнение которых необходимо для достижения всей организацией поставленных целей.

Типичные функциональные области: сбыт (маркетинг), производство, финансы, персонал, НИОКР (инновации).

2. Производственный процесс – это совокупность трудовых и естественных процессов, в результате взаимодействия которых сырье и материалы превращаются в готовую продукцию.

Основные элементы производственного процесса: предметы труда, средства труда, труд.

Предметы труда – это вещество природы, вещь или комплекс вещей, на которые человек воздействует в процессе труда при помощи средств труда с целью приспособления их для удовлетворения личных и производственных потребностей.

Предмет труда в конечной форме выступает в виде готовой продукции или услуги; на промежуточных.стадиях производственного процесса это - сырье, материалы, отдельные детали или сборочные единицы изделия.

Средства труда – это материальные средства, при помощи которых человек воздействует на предмет труда, это орудия и материальные условия труда. К орудиям труда относятся: производственное оборудование, инструменты, оснастка; к материальным условиям труда - производственные помещения, склады, транспортные средства, осветительные установки и др.

Труд – это целенаправленная деятельность рабочих, инженерного персонала и служащих, связанная с превращением исходного сырья и материалов в готовую продукцию или услуги.

3. К основным элементам управления относятся:

- функции управления,

- структура управления.

4) Контроль - постоянный процесс, обеспечивающий достижение организацией принятых целей развития путем своевременного обнаружения возникающих в ходе производственно-хозяйственной деятельности объектов управления проблем (отклонений от плановых заданий, нормативов, стандартов) и изменений внешней среды.

Контроль - комплексная функция, включающая в себя функции учета, оценки, анализа.

Задачи контроля:

- сбор и систематизация информации о фактическом состоянии деятельности и ее результатах (функция - учет);

- оценка состояния и значимости полученных результатов деятельности, выявление отклонений от стандартов - плановых заданий, нормативов (функция - оценка);

- анализ причин отклонений и дестабилизирующих факторов, влияющих на результаты деятельности (функция - анализ);

- прогнозирование последствий сложившейся ситуации и обоснование необходимости принятия корректирующих воздействий.

Регулирование - процесс выработки корректирующих мер и реализации принятых организационно-технологических, экономических и технических решений, обеспечивающих своевременное и безусловное устранение выявленных проблем (отклонений).

Задача регулирования - актуализация (обновление) плановых заданий, нормативов, стандартов с целью обеспечения своевременного и эффективного достижения целей организации.

Цель функций контроля и регулирования - обеспечение эффективного осуществления всех основных функций менеджмента.

Функция«контроль» переходит в функцию«регулирование» в момент принятия и реализации решений по корректированию выявленных отклонений.

По данным контроля производится корректировка ранее принятых решений, плановых заданий, нормативов, показателей или организационных условий их выполнения, т.е. осуществляется обратная связь в управленческом цикле.

 

Вид контроля Содержание
Предварительный   Проводится до принятия решения в целях предупреждения неверных или необоснованных решений. Применяется к трудовым, материальным и финансовым ресурсам.
Текущий   Осуществляется в процессе исполнения принятых решений, плановых заданий для своевременного выявления отклонений, препятствующих исполнению решений. Производится в виде контроля работы подчиненного его непосредственным начальником.
Заключительный   Осуществляется после реализации решения для проверки правильности его исполнения.  
Стратегический     Предусматривает учет, оценку и анализ результатов разработки и реализации перспективной концепции развития организации. Объектами выступают: маркетинг, научно-технические прогнозы, продуктово-тематический портфель.  
Оперативный     Нацелен на текущий учет, анализ осуществляемых процессов и ставит своей задачей обеспечение выполнения принятых плановых заданий. Объектами выступают: тематические и производственные задания, сроки проведения работ, качество работ, предусмотренные планом ресурсы, связанные с деятельностью затраты предприятия.  
Финансовый   Ориентирован на конечные экономические результаты деятельности организации и проводится на разных уровнях управления в соответствии с принятой организационной структурой. Объектами являются такие показатели, как: прибыль, издержки, объемы производства и продаж, инвестиции и эффективность их использования, обеспеченность финансовыми средствами и финансовое состояние организации.  
Административный   Распространяется на процессы деятельности и управления ими, имеет иерархическую структуру. Объекты контроля: производственно-хозяйственный процесс в целом и его отдельные части, плановые задания, сроки поставок, ситуация в коллективах исполнителей, выполнение производственной программы и всех видов планов организации.
Полный   Строится как целостная система, постоянно функционирующая в принятой организационной структуре.
Выборочный   Организуется как разовое мероприятие, имеющее целевой характер: проверка качества продукции, соблюдения нормативных требований, научно-технического уровня продукции и т.п.

Регулирование бывает двух видов:

1. Реактивное регулированиеосуществляется, когда не достигнуты стандарты и направлено на сглаживание отклонений от стандартов.

2. Упреждающее регулированиеосуществляется, когда проблема рассматривается как потенциальная возможность и направлено на улучшение деятельности или извлечение наибольшей выгоды из представившихся возможностей.

В процессе контроля и регулирования выделяются три этапа, на каждом из которых реализуется комплекс различных мер:

• выработка стандартов и критериев;

• сопоставление фактических результатов с ожидаемыми;

• принятие корректирующих мер.





Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 2002; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:

  1. I. Основные подходы к управлению реализаций стратегических изменений.
  2. I.3. Основные принципы психологии.
  3. II. Системы и процесс стратегического контроля.
  4. IV. Основные направления современной социологии.
  5. Microsoft Office 2007. Основные принципы интерфейса
  6. N.B! Основные виды научения.
  7. VI Мартовские статьи. Основные результаты войны.
  8. VII.2. Основные особенности восприятия.
  9. АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ И УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ
  10. Административно-контрольные методы УООС. Виды экологического лицензирования. Экологический контроль. Основные формы государственного экологического контроля.
  11. Акционерные общества (понятие, виды, характеристика, порядок создания, права акционеров, органы управления и контроля).
  12. Александр I добивался ликвидации любой революционности и установления тотального контроля над обществом и стабилизации политической ситуации.

studopedia.su - Студопедия (2013 - 2022) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.119 сек.