КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные виды контроля
Табл. 1.4 Цель — это опредмеченный мотив, который побуждает к действию ради чего-то. Целеполагание означает, действие или поведение, направленное на достижение цели, т.е. конечного состояния, при котором объект, поведение которого изучается, достигает определенного соответствия во времени и в пространстве с другим объектом или событием». Постановка цели (целепостановка, целеполагание) является основополагающей функцией, т.к. в зависимости от выбора основной цели, группировки целей по степени значимости, зависит вся дальнейшая деятельность фирмы и эффективность приложенных усилий. Вопрос 3. История развития менеджмента. Вопрос 2. Управление организацией: законы, закономерности и принципы менеджмента. Рис. 1.1 Объекты и виды менеджмента Вопрос 1. Сущность и категории менеджмента МЕНЕДЖМЕНТ Менеджмент (в пер. с англ.: управление, заведование, организация) – это управление производством; совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством, разработанных с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли, это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей, работающих в организации. Содержание менеджмента можно рассматривать: — как науку и искусство управления; — как вид деятельности и процесс принятия управленческих решений; — как аппарат управления деятельностью организации. Основная цель менеджмента – обеспечение гармонии в развитии организации, т.е. согласованного и эффективного функционирования всех внешних и внутренних элементов организации. Основные задачи менеджмента: — организация производства товаров и услуг с учетом спроса потребителей на основе имеющихся ресурсов; — переход к использованию работников, обладающих высокой квалификацией; — стимулирование сотрудников организации путем создания для них соответствующих условий труда и системы его оплаты; — определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения; — разработка стратегии развития организации и реализация; — определение целей развития организации; — выработка системы мероприятий для достижения намеченных целей; — осуществление контроля за эффективностью деятельности организации, за выполнением поставленных задач. Категория менеджмента - наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные свойства и устойчивые отношения в процессах управления организацией. Состав основных категорий менеджмента: 1) объекты и субъекты; 2) виды; 3) функции; 4) методы; 5) принципы. 1) Объектом менеджмента являетсяорганизация – как сообщество людей, сознательно координируемое для достижения установленных целей. Природа, свойства, формальная структура и поведенческие аспекты организации зависят от ее вида, иерархического уровня и функциональной области деятельности. Субъектом менеджмента являются менеджеры - руководители различного уровня, специалисты по управлению, имеющие специальную подготовку и наделенные полномочиями в области принятия решений в определенных сферах деятельности организации. Основные задачи менеджера: ¾ координация, ¾ руководство, ¾ управление, ¾ принятие решений. 2) Виды менеджмента - специальные области управленческой деятельности, связанные с решением определенных задач менеджмента. По признаку объекта различают общий и функциональный менеджмент. Общий или генеральный менеджмент заключается в управлении деятельностью организации в целом или ее самостоятельных хозяйственных звеньев (профит-центров). Функциональный или специальный менеджмент заключается в управлении определенными сферами деятельности организации или ее звеньев, например управление инновационной деятельностью, персоналом, маркетингом, финансами и т.д.
Общий менеджмент Функциональный менеджмент
По признаку содержания различают нормативный, стратегический и оперативный менеджмент. Нормативный менеджмент предусматривает разработку и реализацию философии организации, ее предпринимательской политики, определение позиции организации в конкурентной нише рынка и формирование общих стратегических намерений. Стратегический менеджмент предполагает выработку набора стратегий, их распределение во времени, формирование потенциала успеха организации и обеспечение стратегического контроля за их реализацией. Оперативный менеджмент предусматривает разработку тактических и оперативных мер, направленных на практическую реализацию принятых стратегий развития организации. 3) Функции менеджмента – это конкретный вид управленческой деятельности, который осуществляется специальными приемами и способами и характеризуется однородностью целей, действий или объектов их приложения. Различают общие (формирование целей, планирование, организация и контроль), технологические (решения и коммуникации) и социально-психологические (делегирование и мотивация) функции менеджмента. 4) Методы менеджмента - это система правил и процедур решения различных задач управления с целью обеспечения эффективного развития организации. Выделяются следующие методы управления: ¾ организационно-административные, основанные на прямых директивных указаниях; ¾ экономические, обусловленные экономическими стимулами; ¾ социально-психологические, применяемые с целью повышения социальной активности сотрудников. 5) Принципы менеджмента – это общие правила, которые формируют требования к системе управления организацией - функциям, методам и организационной структуре управления, при соблюдении которых обеспечивается эффективное развитие организации. К важнейшим принципам эффективногоменеджмента относятся принципы целостности, иерархической упорядоченности, целевой направленности, научной обоснованности и оптимальности, сочетания централизации и децентрализации, демократизации.
Законы управления представляют собой установленные теоретическим способом и логически обоснованные зависимости между целями управленческой деятельности и методами их достижения. Различают общие и специфические законы управления. К общим законам управления относятся: ¾ закон специализации управления; ¾ закон интеграции управления; ¾ закон экономии времени. Закон специализации управления. Для управления современным производством, основанным на использовании новейших технологических процессов, технических средств, высокой степени организации производства и труда, информационных систем необходимы узкоспециализированные знания и навыки в различных областях науки и техники. Поэтому менеджеры должны обладать высоким профессионализмом в области каждого из направлений. Присущие рыночной экономике риск и неопределенность требуют от менеджеров самостоятельности и ответственности за принимаемые решения, способствуют поиску оптимальных организационных и научно-технических решений. Закон интеграции управления. Интеграция или объединение в менеджменте следует из потребности самого производства и управления им. Это объединение специализированных управленческих действий на различных этапах управления в единый управленческий процесс и подразделений в единый производственный организм, т.е. предприятие. Предприятия, в свою очередь, могут объединяться в различные организационно-правовые формы. Интеграция осуществляется с помощью установления временных и постоянных связей на всех уровнях управления и информационного обеспечения. Закон экономии времени. Эффективность управления зависит от скорости реакции менеджера на потребности рынка и изменений внешних и внутренних факторов предприятия для положительного влияния на конечные результаты ее деятельности. Закономерности менеджмента выражают наиболее важные и систематически повторяющиеся тенденции, которые отражают взаимосвязи между элементами управления в организации. К числу важнейших закономерностей менеджмента относятся: 1. Развитие теории и практики менеджмента в соответствии с трансформацией форм и методов организации экономики. 2. Определяющее влияние состояния внешней среды в выборе и формировании системы управления организацией. 3. Соответствие социального содержания управления формам собственности на имущество организации. 4. Соотносительность управляющей и управляемой подсистем (субъекта (органа) и объекта управления). 5. Преимущественность сознательного (планомерного) управления. 6. Концентрация и динамичноеизменение функций управленияв организации. 7. Оптимизация уровней управления организацией. 8. Оптимальное использование в процессах управления функций контроля, учета и анализа. Закономерности имеют объективный характер, а реализуются в процессе деятельности людей. Под воздействием проявления закономерностей в организациях формируются принципы менеджмента. Принципы менеджмента – это общие правила поведения руководителей, которые формируют требования к системе управления организацией, при соблюдении которых обеспечивается эффективное развитие организации. Существуют несколько подходов к классификации принципов управления.Принципы формулировали такие менеджеры как Г.Кунц и С. О, Донелл, Г. Эмерсон, А.Файоль, а в отечественной теории управления частные принципы управления были сформулированы еще В.И.Лениным. Важнейшие принципы эффективногоменеджмента – это принципы целостности, иерархической упорядоченности, целевой направленности, научной обоснованности и оптимальности, сочетания централизации и децентрализации, демократизации. Целостность определяет необходимость рассмотрения организации как целостной социально-экономической системы. Иерархическая упорядоченность регламентирует уровень дифференциации процессов менеджмента в организации. Целевая направленность постулирует приоритет целевой стратегической ориентации организации и достижение целей как важнейший критерий эффективности менеджмента. Научная обоснованность и оптимизация формулирует необходимость использования научного подхода, широкой гаммы методов и инструментов для обоснования управленческих решений. Сочетание централизации и децентрализации устанавливает требование рационального разделения управленческих процедур и решений на основе обоснованного делегирования полномочий и ответственности менеджеров. Демократизация предполагает использование поведенческих инструментов менеджмента для мотивации продуктивного сотрудничества менеджеров. Одним из основоположников, научной организации труда, кто сформулировал принципы управления, был А. Файоль. Он изложил их в книге «Общее и промышленное управление», опубликованной в 1916 г.
Табл. 1.1 Принципы менеджмента, сформулированные А. Файолем
К современным принципам управления относятся: 1. Лояльность к работающим; 2. Ответственность - обязательное условие успешного управления, Коммуникации, пронизывающие организацию сверху вниз, снизу вверх и по горизонтали; 3. Коммуникации, пронизывающие организацию сверху вниз, снизу вверх и по горизонтал; 4. Атмосфера, способствующая раскрытию способностей работающих; 5. Долевое участие каждого работающего в общих результатах; 6. Своевременная реакция на изменения во внешней сред; 7. Методы работы с людьми, направленные на создание удовлетворенности от работы; 8. Непосредственное участие менеджеров в групповой работе - условие достижения согласованности ицелостности; 9. Умение контактировать с поставщиками, покупателями, исполнителями и руководителями; 10. Этика бизнеса; 11. Честное отношение и доверие к людям; 12. Использование в работе фундаментальных основ менеджмента; 13. Четкое представление о месте и роли организации в будущем; 14. Качество личной работы и постоянное самосовершенствование. Управление как вид деятельности и как наука в таком виде, в котором мы можем видеть его в настоящее время, появилось не сразу. Как только древние люди стали жить организованными группами, появилась необходимость управления как внутри группы, так и вне ее. На первом этапе, когда группы людей были невелики, управление во всех сферах осуществлялось одним человеком, который был вождем этой группы. В дальнейшем по мере разрастания групп и усложнения выполняемых ими функций появилась необходимость разделения труда и дифференциации функций, но на это потребовались века. Египетские пирамиды, построенные в 3000—2000 гг. до н. э., являются ярким свидетельством не только культуры древних египтян, но и их управленческого искусства. Строительство огромных пирамид требовало прежде всего четкого планирования и координации деятельности. Древние греки уделяли особое внимание вопросам организации и управления производственными процессами, заботились о четкой специализации рабочих. Линейная структура управления государством получила выражение в системе управления Римской империей. Ее основной проблемой был сбор налогов со всех ее частей, значительно удаленных друг от друга, так как прямое правление из Рима осуществить было крайне трудно. В практике управления существуют примеры организаций, возникших в глубокой древности и успешно функционирующих и в настоящее время благодаря созданию рациональной структуры управления. К их числу относится римская католическая церковь, имеющая наиболее простую структуру управления, включающую папу, кардинала, архиепископа, епископа и приходского священника. Переворот в производственных отношениях был связан с промышленной революцией, начавшейся в середине XVIII в. Промышленная революция выделила три уровня управления: верхний, средний и нижний. На производстве появился мастер, который вскоре стал «ненавистен» для рабочих. На этом этапе развития управления только наметилась тенденция перехода от принципа надзора за работниками к принципу организации труда на научных основах. Промышленная революция дала толчок развитию теоретических исследований и практики управления. Большой вклад в формирование науки управления внесли английские политэкономы Уильям Петти, Адам Смит и Давид Рикардо. Таким образом, предпосылками и источниками формирования менеджмента как управления особого рода являются: — индустриальный способ организации производства; — развитие рыночных отношений, основными элементами которых являются спрос, предложение и цена. Эволюция науки об управлении происходила вместе с развитием человечества. Следовательно, менеджмент является наиболее древним видом человеческой деятельности. Началом отсчета времени возникновения менеджмента считают появление письменности в Древнем Шумере (5 тыс. лет до н.э.). В этот период образовался слой «жрецов-бизнесменов», связанных с торговлей. Следовательно, история менеджмента насчитывает порядка 7 тыс. лет. За эти годы в мировой цивилизации произошли пять управленческих революций. Первая управленческая революция, названная выше, характеризуется как «религиозно-коммерческая». Вторая управленческая революция произошла в Вавилоне (второе тысячелетие до н.э.) и получила название «светско-административной», в ходе которой царем Хаммурапи был издан свод законов по управлению государством. Третья управленческая революция («производственно-строительная») связана с применением государственных методов управления в сфере производства и строительства и произошла в период царствования Навуходоносора II (605—562 гг. до н.э.) также в Вавилоне. Четвертая управленческая революция («капиталис-тическая») произошла в XVII—XVIII вв. — в начале индустриального прогресса европейской цивилизации. В ее недрах зародилось профессиональное управление. Пятая управленческая революция («бюрократическая») произошла в конце XIX — начале XX в. В ходе ее родилась концепция «рациональной бюрократии». Конечно, термин «революция» принят совершенно условно, поскольку развитие менеджмента происходило и происходит эволюционным путем, обогащая его в соответствии с изменениями, происходящими в экономике, в производственных отношениях.
Табл. 1.2. Вклад в современную науку управления концепций различных школ и научных направлений
Функция (в пер. с лат.) – деятельность. Функции менеджмента определяют устойчивый состав специфических видов управленческой деятельности, характеризующихся однородностью целей, действий или объектов их приложения. Функции менеджмента характеризуют общие задачи и направления управленческих работ, состав и содержание которых в наименьшей степени зависит от специфики конкретной организации (ее отраслевой принадлежности, размера, организационно-правовой формы и т.п.). При системном рассмотрении можно выделять три группы функций менеджмента, наиболее общие для всех видов организаций и любых условий функционирования: - общие функции менеджмента; - социально-психологические функции менеджмента; - технологические функции менеджмента. Общие функции менеджмента отражают содержание основных стадий процесса управления деятельностью организации на всех иерархических уровнях. Различают следующие общие функции: 1) постановка целей; 2) планирование; 3) организация; 4) контроль и регулирование. Цели бывают главные и второстепенные. Главной целью может быть и выживание, и перспектива, и прибыль – в зависимости от того, какого сегодняшнее состояние фирмы. Также цели делятся на общие и частные. Общие – цели, которые преследует фирма в целом. Частные – цели отдельных работников фирмы. Однако и частные, и общие цели находятся в тесной взаимосвязи. Поскольку общие цели формируют частные, то свою очередь, частные оказывают влияние на успех достижения общих целей. Затем цели бывают долгосрочные и краткосрочные. Долгосрочные – носят стратегический характер. Краткосрочные – носят сиюминутный характер. Любая неправильно выбранная краткосрочная цель может полностью разрушить долгосрочную, и наоборот. Основные требования, предъявляемым к целям: четкость, конкретность, гибкость, реальность, взаимосочетаемость. При определении стратегических целей целесообразно построить дерево целей на корнях которого располагается цели частные, второстепенные и краткосрочные. Когда идет речь о целевом начале в управлении организацией, то обычно говорят о двух составляющих: миссии и целях. Миссиярассматривается как сформулированное утверждение относительно того, для чего или по какой причине существует организация, т.е. миссия понимается как утверждение, раскрывающее смысл существования организации, в котором проявляется отличие данной организации от ей подобных. Целевое начало в деятельности организации возникает как отражение целей и интересов различных групп людей, так или иначе связанных с деятельностью организации и вовлеченных в процесс ее функционирования. Основными группами людей, чьи интересы оказывают влияние на деятельность организации, следовательно, должны быть учтены при определении ее предназначения, являются: собственники организации, сотрудники организации, покупатели продукта организации, деловые партнеры организации, местное сообщество, общество в целом. 2) Планирование - непрерывный процесс установления или уточнения и конкретизации целей развития всей организации и ее структурных подразделений, определения средств их достижения, сроков и последовательности реализации, распределения (выявления) ресурсов. Задачи планирования: 1. Обеспечение целенаправленного развития организации в целом и всех ее структурных подразделений. 2. Перспективная ориентация и раннее распознавание проблем развития. 3. Координация деятельности структурных подразделений и работников организации. 4. Создание объективной базы для эффективного контроля, т.к. он позволяет производить объективную оценку деятельности предприятия путем сравнения фактических значений параметров с планируемыми по принципу «факт - план». 5. Стимул (мотивация) трудовой активности работающих. 6. Информационное обеспечение работников организации.
Табл. 1.3. Схема классификации видов внутрифирменного планирования
При организации системы планирования на предприятии решаются три комплекса вопросов: состав и характер специализации органов планирования; формы координации работ по планированию; характер формализации процессов планирования на предприятии. 3) Организация как функция управления обеспечивает упорядочение технической, экономической, социально-психологической и правовой сторон деятельности любой организации. Функция организация нацелена на процесс структурирования элементов организации, где руководитель подбирает персонал, делегирует им полномочия и права использовать ресурсы предприятия. Функция организация ставит вопросы: кто и как будет реализовывать планы предприятия. Структура организации включает в себя следующие элементы: 1. функциональные области деятельности организации; 2. элементы производственного процесса; 3. элементы управления. 1. Функциональные области деятельности организации – это основные виды деятельности, объединенные специфической целью и однородностью взаимосвязанных задач, выполнение которых необходимо для достижения всей организацией поставленных целей. Типичные функциональные области: сбыт (маркетинг), производство, финансы, персонал, НИОКР (инновации). 2. Производственный процесс – это совокупность трудовых и естественных процессов, в результате взаимодействия которых сырье и материалы превращаются в готовую продукцию. Основные элементы производственного процесса: предметы труда, средства труда, труд. Предметы труда – это вещество природы, вещь или комплекс вещей, на которые человек воздействует в процессе труда при помощи средств труда с целью приспособления их для удовлетворения личных и производственных потребностей. Предмет труда в конечной форме выступает в виде готовой продукции или услуги; на промежуточных.стадиях производственного процесса это - сырье, материалы, отдельные детали или сборочные единицы изделия. Средства труда – это материальные средства, при помощи которых человек воздействует на предмет труда, это орудия и материальные условия труда. К орудиям труда относятся: производственное оборудование, инструменты, оснастка; к материальным условиям труда - производственные помещения, склады, транспортные средства, осветительные установки и др. Труд – это целенаправленная деятельность рабочих, инженерного персонала и служащих, связанная с превращением исходного сырья и материалов в готовую продукцию или услуги. 3. К основным элементам управления относятся: - функции управления, - структура управления. 4) Контроль - постоянный процесс, обеспечивающий достижение организацией принятых целей развития путем своевременного обнаружения возникающих в ходе производственно-хозяйственной деятельности объектов управления проблем (отклонений от плановых заданий, нормативов, стандартов) и изменений внешней среды. Контроль - комплексная функция, включающая в себя функции учета, оценки, анализа. Задачи контроля: - сбор и систематизация информации о фактическом состоянии деятельности и ее результатах (функция - учет); - оценка состояния и значимости полученных результатов деятельности, выявление отклонений от стандартов - плановых заданий, нормативов (функция - оценка); - анализ причин отклонений и дестабилизирующих факторов, влияющих на результаты деятельности (функция - анализ); - прогнозирование последствий сложившейся ситуации и обоснование необходимости принятия корректирующих воздействий. Регулирование - процесс выработки корректирующих мер и реализации принятых организационно-технологических, экономических и технических решений, обеспечивающих своевременное и безусловное устранение выявленных проблем (отклонений). Задача регулирования - актуализация (обновление) плановых заданий, нормативов, стандартов с целью обеспечения своевременного и эффективного достижения целей организации. Цель функций контроля и регулирования - обеспечение эффективного осуществления всех основных функций менеджмента. Функция «контроль» переходит в функцию «регулирование» в момент принятия и реализации решений по корректированию выявленных отклонений. По данным контроля производится корректировка ранее принятых решений, плановых заданий, нормативов, показателей или организационных условий их выполнения, т.е. осуществляется обратная связь в управленческом цикле.
Регулирование бывает двух видов: 1. Реактивное регулированиеосуществляется, когда не достигнуты стандарты и направлено на сглаживание отклонений от стандартов. 2. Упреждающее регулированиеосуществляется, когда проблема рассматривается как потенциальная возможность и направлено на улучшение деятельности или извлечение наибольшей выгоды из представившихся возможностей. В процессе контроля и регулирования выделяются три этапа, на каждом из которых реализуется комплекс различных мер: • выработка стандартов и критериев; • сопоставление фактических результатов с ожидаемыми; • принятие корректирующих мер.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 2133; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |