Вопрос 4. Современная сетка экономического районирования
Современный экономический район представляет собой целостную территориальную часть народного хозяйства страны, имеющую свою производственную специализацию, прочные внутренние экономические связи. Основные принципы районирования: 1. Экономический принцип, рассматривающий район как специализированную часть единого народно-хозяйственного комплекса страны с определенным составом вспомогательных и обслуживающих производств. Экономическая эффективность специализации района должна оцениваться с точки зрения как установления наиболее целесообразного территориального разделения труда в масштабе всей страны, так и наиболее производительного использования имеющихся ресурсов района. 2. Национальный принцип, учитывающий национальный состав населения района, его исторически сложившиеся особенности труда и быта. 3. Административный принцип, определяющий единство экономического районирования и территориального политико- административного устройства страны. Этот принцип создает условия для эффективного самостоятельного развития районов и укрепления их роли в территориальном разделении труда России. Эти принципы являются основополагающими для современной теории и практики экономического районирования России. Современное экономическое районирование России включает три основных звена (таксономические единицы): высшее звено —федеральные округа; среднее звено — края, области, республики; низшее звено — административно-хозяйственные районы, городские и сельские районы. Каждый вид экономического районирования отвечает определенным задачам территориального развития.
Высшее звено районирования: используется центральными республиканскими органами власти для общегосударственного управления экономикой в территориальном разрезе.
Среднее звено районирования: используется для руководства отраслями хозяйства и социальной сферой в пределах области, края, республики.
Низшее звено районирования: представляет собой первичные звенья. На их основе образуются начальные специализированные территориальные производственные комплексы.
Главные принципы выделения экономических зон — уровень хозяйственного освоения территории, соотношение между важнейшими ресурсами и степенью их использования. Территория Российской Федерации разделена на две экономические зоны — Западную (Европейская часть России) и Восточную (Урал, Сибирь и Дальний Восток). Сегодня в условиях развития рынка можно выделить три типа регионов среднего звена России: 1. Трудоизбыточные — республики Северного Кавказа, Ставропольский и Краснодарский края, Ростовская область. 2. Оборонно-промышленные — Санкт-Петербург, Москва, Нижегородская область, Урал, промышленные узлы юга Сибири. 3. Многоотраслевые и депрессивные — регионы, расположенные в значительной части зоны Севера. Для улучшения финансирования регионов создаются рыночные инфраструктуры — фонды жилья, пенсионные фонды, страховые фонды, биржи, ассоциации. При структурной перестройке для регионов особенно реальна угроза резкого спада производства, массовой безработицы и обострения социальной напряженности. В будущем с развитием рыночных отношений можно будет выделить пять сельскохозяйственных районов России: 1. Фермерские регионы со значительной долей частной собственности — основная часть Нечерноземной зоны, земледельческие районы южной части Восточной Сибири и ДальнегоВостока.
2. Регионы, где сочетаются крупные коллективные хозяйства с фермерскими — Центральное Черноземье, Поволжье, предгорье Северного Кавказа, Южный Урал, юг Западной Сибири. 3. Горные регионы — республики Северного Кавказа, Алтай. 4. Регионы отгонно-пастбищного животноводства — республики Калмыкия, Тува, Бурятия, Читинская область. 5. Слабо освоенные территории с очаговым развитием земледелия и особым режимом землепользования — это основная часть зоны Севера. Особенно уязвимы регионы нового освоения с суровыми, экстремальными условиями — зоны Севера, а также регионы со структурной безработицей, аграрным перенаселением (например, Северный Кавказ) и территории со слабой финансово- экономической базой — Забайкалье, республики Тува, Калмыкия, Дагестан. Эти регионы должны поддерживаться из республиканских федеральных фондов. В настоящее время формируются свободные экономические зоны, которые получат все преимущества для промышленного, сельскохозяйственного развития, с высоким уровнем инфраструктуры. Это Санкт-Петербург, на Дальнем Востоке — Находка, Магадан, Сахалин; в Сибири — Кузбасс; в Московской области — Зеленоград, в Калининградской области — «Янтарь» и т.д. Из-за огромных различий природно-географических, социально-демографических, экономических и других условий определяются подходы к особому развитию экономики каждого отдельного региона России. В экономических реформах большое внимание уделяется пространственной интеграции экономики России. Для этого создается механизм вертикальных и горизонтальных взаимодействий субъектов хозяйствования и органов управления. Главная цель региональной политики в социальной сфере — обеспечение достойного жизненного уровня в каждом регионе. Региональная политика направлена на ослабление внутреннего социального напряжения, сохранение целостности и единства страны. Главная цель региональной политики в экономической сфере — это рациональное использование природно- экономических возможностей регионов, преимуществ территориального разделения труда и экономических связей регионов, укрепление вертикали власти. Стратегические задачи регионального развития сводятся к следующим:
1. Реконструкция экономики старопромышленных регионов и крупных городских агломерации путем конверсии оборонных и гражданских отраслей, модернизации инфраструктуры, оздоровление экологической обстановки, приватизация. 2. Преодоление кризисного состояния агропромышленных регионов Нечерноземья, Южного Урала, Сибири, Дальнего Востока, возрождение малых городов и российского села, ускорение восстановления утраченной жизненной среды в сельской местности, развитие местной производственной и социальной инфраструктуры, освоение заброшенных сельскохозяйственных земель. 3. Стабилизация социально-экономического положения в регионах с экстремальными природными условиями и преимущественно сырьевой специализацией, создание условий для возрождения малочисленных народов (прежде всего это районы Крайнего Севера, горные районы). 4. Продолжение формирования территориально-производственных комплексов и промышленных узлов в северных и восточных регионах России за счет нецентрализованных инвестиций и с приоритетным развитием производств по комплексному использованию добываемого сырья с соблюдением строгих экологических стандартов. 5. Стимулирование развития экспортных и импортозаменяющих производств в регионах, имеющих для этого наиболее благоприятные условия; формирование свободных экономических зон, а также технополисов как региональных центров внедрения достижений отечественной и мировой науки, ускорение экономического и социального прогресса. 6. Переспециализация новых приграничных регионов, создание в них рабочих мест и ускоренное развитие социальной инфраструктуры с учетом потенциальных переселенцев и передислоцированных военных частей из стран Восточной Европы и бывших республик СССР. 7. Развитие межрегиональных и региональных инфраструктурных систем — транспорта, связи, информатики, обеспечивающих и стимулирующих региональные структурные сдвиги и эффективность региональной экономики.
Экономический район представляет собой целостную территориальную часть народного хозяйства страны, имеющую свою производственную специализацию, прочные внутренние экономические связи. Федеральный округ — это экономический район высшего звена, представляющий собой крупный территориально-производственный комплекс, в котором сочетаются отрасли рыночной специализации с отраслями, дополняющими территориальный комплекс, и инфраструктурой. Федеральные округа: Центральный, Северо-Западный, Южный, Приволжский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный. В составе России существуют следующие республики: Республика Адыгея, Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия — Хальмг-Тангч, Карачаево- Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия — Алания, Республика Татарстан, Республика Тува (Тыва), Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика. Административное устройство Российской Федерации включает также 6 краев, 49 областей, 1 автономную область — Еврейскую — в составе Хабаровского края и 10 автономных округов: Агинский Бурятский, Усть-Ордынский Бурятский, Коми-Пермяцкий, Корякский, Ненецкий, Таймырский (Долгано-Ненецкий), Ханты- Мансийский, Чукотский, Эвенкийский, Ямало-Ненецкий.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление