Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 15. Инновационная программа менеджера




Вопросы:

1. Характер и основные методы изменений в организации. Управление процессом изменений.

2. Реинжиниринг. Понятие и свойства, области применения.

Литература:

1. М. Х. Мескон и др. Основы менеджмента. - М., Дело, с. 527-538.

2. Управление организацией. / Под ред. Поршнева А.Г. и др. - М., с. 270-360

 

1. Характер и основные методы изменений в организации. Управление процессом изменений

В любой организации постоянно происходят различные изменения, перемены.

Понятие изменения означает, что между двумя последовательными моментами времени имеются заметные различия в ситуации, организации, группе или человеке.

Изменения всегда были присущи самому существованию человечества. Но в современных условиях изменения имеют новые характеристики - они отличаются большей глубиной, сложностью, высокими темпами технологических, социальных и других перемен.

Изменения можно классифицировать по двум параметрам:

1. Изменения, происходящие внутри организации и изменения, идущие от внешней среды;

2. Изменения, которыми можно управлять, и изменения, не поддающиеся непосредственному влиянию.

Внутри организации некоторые перемены происходят естественным образом и не поддаются управлению. Например, стареет оборудование, здания, люди и с этим ничего не поделаешь.

На некоторые изменения можно повлиять определенным образом. Например, на уровень травматизма, частоту смены оборудования.

Внутри организации могут происходить и другие изменения, они могут касаться любой внутренней переменной организации:

- изменение целей деятельности;

- изменение в применяемой технологии;

- изменение в организационной структуре и др.

Но самым главным в организационных изменениях является человеческий аспект, так как организация прежде всего представляет собой человеческую систему.

Отдельный человек в организации может изменятся на нескольких уровнях:

- в области знаний;

- в отношениях;

- в индивидуальном поведении

- в групповом или организационном поведении.

На изменение отдельных людей в организации воздействуют изменения во внешней среде.

Можно выделить 4 вида изменений внешней среды:

- неактуальные изменения - те, которые вряд ли окажут влияние на организацию. Например, события в Югославии могли не оказывать влияние на работу данного магазина;

- изменения в результате принятия решения об участии в них. Например, организация принимает решение об использовании новейшей технологии;

- изменения, которые можно остановить, - это изменения, которые повлияют на организацию в том случае, если она не принимает мер противодействия. Например, появление конкурирующего товара;

- непреодолимые изменения - это те, которые организация не может избежать. Например, изменения в законодательстве, в социальной сфере.

Люди могут по-разному реагировать на перемены в организации. Они могут:

- их принимать;

- мириться с ними;

- игнорировать перемены;

- сопротивляться им.

Сопротивление переменам может быть активным или пассивным. Пассивно обычно сопротивляются те, кто избегает новизны. Например, внедрение компьютерной техники и соответствующих технологий в работу бухгалтерии в организациях вызвало у пожилых работников пассивное сопротивление.

При проведении перемен может быть и активное сопротивление.

Отношение человека к изменениям определяется многими факторами, поэтому руководитель, проводя их в своем подразделении или в организации, должен знать о них.

Это такие, как:

- позиция человека в отношении перемен вообще. Этот фактор связан с личностными качествами человека, он заставляет либо принимать изменения, либо отвергать их;

- культурные ценности и убеждения. Люди или группы создают свои собственные системы ценностей, кодексы поведения, поэтому любое изменение, которое им противоречит, может встретить сопротивление;

- чувство неуверенности и незащищенности - это также определяется личностными качествами. Часто этот фактор может приводить к сопротивлению переменам.

Причиной сопротивления изменениям может быть отсутствие убежденности в необходимости изменений, - когда цель изменений не объяснена, а существующую ситуацию сотрудники оценивают как удовлетворительную. Люди сопротивляются не самим переменам, а последствиям перемен, считая, что им станет хуже в результате этих изменений.

Вред, который наносится людям переменами, может заключаться в одном из следующих факторов или сочетании нескольких из них:

- экономические факторы - изменения воспринимаются как влияющие на заработную плату и ведущие к ее понижению или заставляющие трудиться больше за те же деньги;

- неудобство - сопротивление изменениям возникает в тех случаях, когда они усложняют работу в организации. Например, представительство фирмы выводится из центра, где живет большинство служащих;

- безопасность - если предлагаемое изменение покажется работникам угрожающим для безопасности труда;

- свобода - если работники чувствуют, что их свободу собираются ограничить. Например, в случае ожесточения контроля деятельности сотрудников.

При планировании изменений в организации необходимо, прежде всего, попытаться оценить степень сопротивления, которое может быть оказано этому изменению.

Для этой цели может быть использована методика под названием “анализ силового поля”, разработанная Куртом Левиным (рис.1.).

 

Текущее положение дел Желаемая позиция

 

 

Движущие силы Силы сопротивления
 
 
 
 

Рисунок 1 - Силовое поле и осуществление перемен

 

Данная методика использует схему, на которой показаны как движущие силы, так и силы сопротивления. Относительные величины тех и других сил обозначаются длиной стрелок. Анализ силового поля дает информацию в отношении вероятной степени сопротивления. Для достижения результата - осуществления перемен - нужно либо укрепить движущие силы, либо уменьшить или совсем устранить сопротивление.

Изменениями необходимо руководить, причем это одна из важных функций управления в любой организации.

Для осуществления изменений в ряде случаев приходится пересматривать организационную структуру, так как существующая структура может быть полностью ориентирована на текущие задачи и не рассчитана на дополнительные нагрузки.

Основными методами внесения изменений в деятельность организации служат следующие:

а) специальные проекты и задания - когда отдельному сотруднику или подразделению в пределах существующей структуры дается дополнительное специальное задание временного характера. Ему могут выделить для этого какие-либо дополнительные ресурсы, но в основном он должен пользоваться тем, что есть;

б) целевые и рабочие группы - временные образования, которые могут использовать на одном каком-то этапе преобразований;

в) эксперимент - для проверки в ограниченном масштабе мероприятий по перестройке. Например, в одном или двух отделах апробируется новая система премий или гибкий график работы;

г) показательные проекты - используют, чтобы проверить в ограниченном масштабе, возможна ли новая организация производственной деятельности, включающая технологические, организационные и социальные изменения и требующая значительных финансовых затрат;

д) создание новых организационных подразделений для проведения изменений. Например, для разработки и осуществления маркетинга новой услуги, и другие.

Управление процессом изменений, направленное на уменьшение или устранение сопротивления, может быть осуществлено в следующих формах:

1. Открытое обсуждение идей и мероприятий по изменениям - это поможет сотрудникам убедиться в необходимости перемен. Для этого используются индивидуальные беседы, выступления перед группой, доклады на общем собрании сотрудников и др.

2. Привлечение - сотрудники, которые могут оказать сопротивление переменам, должны привлекаться к принятию решений, связанных с переменами.

3. Кооптация - сотрудник, который может оказать влияние на внедрение новшеств, привлекается к руководству введением перемен.

4. Принуждение - угроза уволить, понизить зарплату, лишить продвижения по службе и др. с целью добиться участия в переменах. Конечно, не все будут, даже и дав согласие, искренне работать на необходимый результат.

5. Маневрирование - действия, связанные с необходимостью уменьшить сопротивление переменам. Например, вы получаете согласие на перемены у заместителей высшего руководителя, а они затем заявляют ему, что они все согласны на перемены, после этого высший руководитель не сможет противостоять.

Процесс управления изменениями в настоящих условиях выделился в качестве отдельного вида менеджмента под названием инновационного менеджмента - процесса управления кардинальными изменениями в продуктах труда, средствах производства, сфере услуг или другой новаторской деятельности.

В инновационном менеджменте используют такие понятия:

- новшества (новации) - это новый порядок, новый метод, новое явление (открытие);

- нововведения (инновации) - это практическое использование новшества.

2 Реинжиниринг, понятие и свойства, области применения

В последние годы одной из наиболее эффективных инноваций в управленческом деле стал реинжиниринг.

Как отмечалось, в процессе бизнес-планирования осуществляется проектирование развития организации. В последующем организация также нуждается в непрерывном проектировании.

Необходимость постоянного совершенствования предполагает подход к бизнесу как к процессу.

Процесс бизнеса - это множество шагов, которые совершает фирма от одного состояния к другому.

Общее управление деловыми действиями или бизнес-процессами называют инжинирингом бизнеса - под ним понимают постоянное улучшение процессов. Чрезвычайно популярным в настоящее время в западных странах в проектировании деловых процессов стал реинжиниринг бизнеса.

Реинжиниринг - это перестройка (перепроектирование) деловых процессов для достижения радикального, скачкообразного улучшения деятельности фирмы.

Реинжиниринг обладает следующими свойствами:

- отказ от устаревших правил и подходов и начало делового процесса как бы с “чистого листа”. Это позволяет преодолеть негативное воздействие сложившихся хозяйственных догм;

- пренебрежение действующими системами, структурами и процедурами организации и радикальное изменение способов хозяйственной деятельности;

- приведение к значительным изменениям показателей деятельности, по крайней мере на порядок отличающихся от предыдущих.

Реинжиниринг необходим, когда возникает потребность в существенных улучшениях, что характерно для сегодняшней России.

Реинжиниринг применяется в 3-х основных ситуациях.

Во-первых, когда фирма находится в состоянии глубокого кризиса. Этот кризис может выражаться в очень высоком уровне издержек, массовом отказе потребителей от продукта фирмы и др. В современной российской экономике такая ситуация характерна для государственных и приватизированных предприятий традиционных отраслей - машиностроительной, текстильной, аграрной.

Во-вторых, в условиях, когда текущее положение фирмы может быть признано удовлетворительным, но прогнозы ее деятельности являются неблагоприятными. Такая ситуация характерна для многих российских банков, финансовых компаний, коммерческих организаций.

В-третьих, реализацией возможностей реинжиниринга занимаются быстро растущие и агрессивные организации. Их задача состоит в ускоренном отрыве от ближайших конкурентов.

Процесс реинжиниринга базируется на двух основных понятиях: “будущий образ фирмы” и “модель фирмы”. Модель - это образ какого-либо объекта. Модель фирмы - это представление основных хозяйственных процессов фирмы, взятых в их взаимодействии с деловой средой фирмы.

Основные этапы реинжиниринга:

1. Формируется желаемый образ фирмы. Это формирование осуществляется с учетом стратегии фирмы, ее основных целей и способов их достижения.

2. Создается модель реального или существующего бизнеса фирмы. Этот этап называют обратным реинжинирингом. Здесь воссоздается система действий, работ, при помощи которых фирма реализует свои цели. Производится детальное описание и документация основных операций фирмы, оценивается их эффективность.

3. Разрабатывается модель нового бизнеса. Происходит перепроектирование текущего бизнеса - т.е. осуществляется прямой реинжиниринг.

Для этого осуществляются следующие действия:

- перепроектируются основные хозяйственные процессы, создаются более эффективные рабочие процедуры, определяются технологии (в том числе и информационные) и способы их применения;

- формируются новые функции персонала - перерабатываются должностные инструкции, определяется оптимальная система мотивации, разрабатываются программы подготовки и переподготовки специалистов;

- создаются информационные системы, необходимые для осуществления реинжиниринга;

- производится предварительное применение новой модели в ограниченном масштабе.

4. Внедрение модели нового бизнеса в хозяйственную деятельность фирмы. Все элементы новой модели бизнеса воплощаются на практике.

В реинжиниринге обычно выделяют два отличающихся вида деятельности:

- кризисный реинжиниринг - применяется для решения крайне сложных проблем организации, когда дела фирмы идут очень плохо;

- реинжиниринг развития, который применим тогда, когда дела идут неплохо, но ухудшилась динамика развития и стали опережать конкуренты.

Для большинства российских фирм наиболее актуален сегодня кризисный реинжиниринг.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 551; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.