Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Геодинамические процессы в геологической среде и их последствия

Библиография Правовые акты

Вопросы и задания для самоконтроля.

Е

(?

Пятый вопрос. Взаимодействие налоговых органов с судом.

Четвертый вопрос. Актуальные аспекты взаимодействия налоговых органов и МВД России.

Третий вопрос. Современные аспекты взаимодействия налоговых органов и Федеральной таможенной службой.

Второй вопрос. Современные аспекты взаимодействия налоговых органов и ор­ганов местного самоуправления.

Взаимодействие налоговых органов и органов местного самоуправления регулируются Федеральным законом от 25 сентября 1997 г. № 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Закон). В соответствии с этим Законом взаимодействие органов местного са­моуправления с налоговыми органами основано:

1) на координации и объединении усилий по контролю над свое­временным и полным поступлением в соответствующие бюджеты налоговых платежей всех видов, в том числе местных налогов и сборов;

2)взаимном предоставлении необходимой информации.

Во исполнение Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» Правительством Российской Федерации было принято постановление от 12 августа 2004 г. № 410 «О порядке взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и

надзору в области налогов и сборов». Указанным постановлением утверждены Правила взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, которые определяют порядок и условия взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области налогов и сборов (далее — Правила).

Налоговые органы представляют в финансовые органы субъектов Российской Федерации и в финансовые органы местных администраций (по каждому муниципальному образованию) следующую информацию:

■ о начислениях в целом по соответствующим видам налогов, сборов и иных обязательных платежей, контролируемых налоговыми органами в соответствии с законодательством Российской Федерации;

■об уплаченных суммах в целом по соответствующим видам налогов, сборов и иных обязательных платежей, контролируемых налоговыми органами в соответствии с законодательством Российской Федерации;

■о суммах задолженности, недоимки, отсроченных (рассроченных), реструктурированных и приостановленных ко взысканию налогов, сборов, пеней и штрафов в целом по соответствующим видам налогов, сборов и иных обязательных платежей, контролируемых налоговыми органами в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В свою очередь финансовые органы субъектов Российской Федерации и финансовые органы местных администраций представляют в налоговые органы следующую информацию:

■о предоставленных в соответствии с законодательством Российской Федерации налоговых льготах;

■о предоставленных в соответствии с законодательством Российской Федерации отсрочках, рассрочках, налоговых кредитах и инвестиционных налоговых кредитах;

■об административно-территориальном составе субъектов Российской Федерации с указанием конкретных муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации, и поселений, входящих в состав этих

муниципальных образований, их адресов и кодов по Общероссийскому классификатору объектов административно-территориального деления;

■о проведенных по решению налогового органа зачетах и возвратах излишне уплаченных или взысканных сумм налогов, сборов, а также пеней (если в субъекте Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации органами Федерального казначейства не осуществляется кассовое обслуживание бюджета субъекта Российской Федерации и местных бюджетов);

■о зачисленных напрямую на счет по учету доходов бюджета субъекта Российской Федерации суммах налогов, сборов и иных обязательных платежей, контролируемых налоговыми органами в соответствии с законодательством Российской Федерации (если в субъекте Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации органами Федерального казначейства не осуществляется кассовое обслуживание бюджета субъекта Российской Федерации и местных бюджетов).

Налоговые органы, финансовые органы субъектов Российской Федерации и финансовые органы местных администраций обеспечивают передачу и прием информации в электронном виде.

Федеральная налоговая служба Российской Федерации активно взаимодействует с Федеральной таможенной службой (ФТС России) и органами Министерства внутренних дел Российской Федерации (МВД России). Цель сотрудничества — повысить налоговую дисциплину в сфере экономики и обеспечить своевременное поступление налоговых платежей в бюджетную систему Российской Федерации. Правовую основу взаимодействия налоговых органов с органами МВД России и таможенными органами представляет Закон о налоговых органах РФ, ст. 4 которого непосредственно определяет, что налого­вые органы решают поставленные перед ними задачи, сотрудничая с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления.

Необходимость взаимодействия определяется тем, что налоговые органы не являются правоохранительными и не могут силовыми методами принудить

налогоплательщиков действовать в соответствии с нормами законодательства о налогах и сборах. В то время как таможенные органы и органы МВД России, будучи правоохранительными, обладают полномочиями правоохранительных ведомств. Осуществляя контроль, они руководствуются таможенным и налоговым законодательством Российской Федерации, НК РФ и иными федеральными законами.

Правовой аспект взаимодействия налоговых органов с таможенными органами нашел отражение в п. 3 ст. 82 НК РФ. В нем сказано: «Налоговые органы, таможенные органы, органы государственных внебюджетных фондов и органы внутренних дел в порядке, определяемом по соглашению между ними, информируют друг друга об имеющихся у них материалах о нарушениях законодательства о налогах и сборах и налоговых преступлениях, о принятых мерах по их пресечению, о проводимых ими налоговых проверках, а также осуществляют обмен другой необходимой ими информацией в целях исполнения возложенных на них задач».

Федеральная таможенная служба Российской Федерации — федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять контроль и надзор за соблюдением таможенного законодательства Российской Федерации, а также выполнять функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой и иными правонарушениями и преступлениями.

Таможенные органы, будучи правоохранительными, образуют единую систему таможенного контроля, в которую входят: ФТС России, территориальные таможенные управления, таможни, посты. Выполняя функции в области таможенного дела, таможенные органы участвуют в разработке таможенной политики Российской Федерации и реализуют эту политику; обеспечивают в пределах своей компетенции экономическую безопасность России; применяют средства таможенного регулирования торгово-экономических отношений; участвуют в разработке мер экономической политики в отношении товаров, если они перемещаются через таможенную границу Российской Федерации, и реализуют эти меры; обеспечивают соблюдение законодательства, контроль исполнения которого возложен на таможенные органы; ведут борьбу с нарушениями таможенных правил и налогового законодательства, относящегося к товарам, перемещаемым через таможенную границу; осуществляют валютный контроль в пределах своей

компетенции; обеспечивают выполнение международных договоров и обязательств Российской Федерации; осуществляют другие функции в соответствии с законом.

Таможенный контроль проводится должностными лицами таможенных органов путем:

■проверок документов и сведений, необходимых для таможенных целей, и таможенного досмотра;

■учета товаров и транспортных средств, личного досмотра как исключительной формы таможенного контроля;

■проверки системы учета и отчетности;

■осмотра территорий и помещений, складов временного хранения, таможенных складов, свободных складов, свободных таможенных зон и магазинов беспошлинной торговли, а также других мест, где могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю.

Федеральная таможенная служба к налоговым органам не относится. Однако ФТС России (центральный аппарат) и ее территориальные органы наделены полномочиями налоговых органов при осуществлении контроля над соблюдением налогового и таможенного законодательства при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации, в том числе над правильным исчислением и уплатой налогов (сборов) в связи с указанным перемещением товаров.

Федеральная таможенная служба, осуществляя налоговый контроль, проводит проверки правильности исчисления и своевременности уплаты налогов (НДС и акцизов при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации), а также полноты исчисления и своевременности уплаты таможенных пошлин (антидемпинговых, специальных и компенсационных), таможенных сборов. При этом она вправе осуществлять меры по их принудительному взысканию. Кроме того, таможенные органы ведут реестр лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела; выдают лицензии на учреждение свободного склада (т.е. предоставляют правоприменения таможенного режима, при котором иностранные товары размещаются и используются в соответствующих помещениях без взимания таможенных пошлин и налогов, а российские товары размещаются и ис­пользуются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с режимом экспорта). Как правоохранительный орган Федеральная таможенная служба вправе осуществлять оперативно-розыскную деятельность в отношении участников внешнеэкономической деятельности.

Несмотря на то, что ФТС России и ФНС России находятся в ведении разных ведомств, они обязаны обеспечивать тесное взаимодействие. Оно осуществляется на основе двусторонних соглашений. Двустороннее соглашение о сотрудничестве ФНС России и ФТС России от 14 июня 2005 г. предусматривает совместные мероприятия налогового и таможенного контроля в отношении участников внешнеэкономической деятельности.

Доминирующая форма сотрудничества — информационное взаи­модействие таможенных и налоговых органов, осуществляемое на без­возмездной основе. Обмен информацией проводится в плановом и оперативном порядке. Обмен оперативной информацией осуществляется по мотивированным запросам налоговых и таможенных органов. Идет обмен сведениями об осуществлении экспортно-импортных операций юридическими и физическими лицами, о налогоплательщиках, сдающих «нулевую» налоговую и бухгалтерскую отчетность или не представляющих ее в налоговый орган. Данные сведения важны при осуществлении контроля над соблюдением налогового, таможенного и валютного законодательства.

Таможенные и налоговые органы могут проводить совместные проверки участников внешнеэкономической деятельности. Для этих целей ФТС России и ФНС России разрабатывают совместные инструктивные и методологические документы по проведению проверок лиц, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, а также лиц, занимающихся оптовой и розничной торговлей ввезенными товарами на территории России.

Важная форма взаимодействия — издание совместных приказов, соглашений; организация совместных рабочих групп для выработки совместных аналитических материалов, предложений по совершенствованию законодательных и нормативных правовых актов; согласование и утверждение планов совместной работы и т.д. Таможенные и налоговые органы сотрудничают при разработке и реализации предложений по совершенствованию системы мер, направленных на обеспечение соблюдения таможенного, налогового и валютного законодательства, предупреждению, выявлению и пресечению преступлений и правонарушений в этих сферах, а также при разработке новых информационных технологий, направленных на интеграцию информационных ресурсов ФНС России и ФТС России.

 

Важнейшая цель деятельности МВД России и ФТС России как правоохранительных органов — обеспечение экономической безопасности в-стране, выявление, предупреждение и пресечение преступлений и правонарушений в области налогов (сборов), обеспечение безопасности сотрудников налоговых органов. Взаимодействие с МВД России направлено на предупреждение, выявление и пресечение нарушений законодательства о налогах и сборах, а также законодательства, регулирующего финансовую, предпринимательскую и торговую деятельность.

Под взаимодействием органов МВД России и налоговых органов понимается основанное на законе (нормативных правовых актах) эффективное сочетание их полномочий, методов работы и средств, присущих каждому из этих органов, в целях предупреждения, выявления и пресечения правонарушений и преступлений в налоговой сфере.

Важная форма сотрудничества — информационное взаимодействие налоговых органов и органов внутренних дел. Это взаимодействие осуществляется при государственной регистрации организаций и индивидуальных предпринимателей. Органы МВД России, осуществляющие выдачу и замену паспортов, удостоверяющих личность гражданина, обязаны сообщать об этом в налоговые органы в течение пяти дней со дня выдачи. При регистрации физических лиц по месту жительства или регистрации их постоянного или временного проживания на территории России органы внутренних дел должны сообщать об этом в налоговые органы в течение десяти дней после регистрации. Органы МВД России ведут реестры утерянных и недействительных паспортов физических лиц. Налоговые органы, располагая такой информацией, принимают обоснованное решение о регистрации или об отказе в регистрации организаций, если в составе учредителей юридического лица заявлены лица, включенные в базу данных вышеуказанного реестра.

Важный аспект взаимодействия налоговых органов и органов МВД России — взаимная обязанность этих органов направлять информацию при выявлении

обстоятельств и материалов дела другой стороне в десятидневный срок со дня выявления этих обстоятельств. Так, налоговые органы в случае, если налогоплательщик (плательщик сбора) в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога (сбора) полностью не погасил указанную в данном требовании недоимку, размеры которой позволяют предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, обязаны в течение десяти дней со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в органы внутренних дел для принятия решения о возбуждении уголовного дела.

Одно из основных направлений взаимодействия — разработка и реализация мер, направленных на предупреждение, выявление и пресечение правонарушений и преступлений в налоговой сфере; участие сотрудников МВД России при проведении выездных налоговых проверок; совместные проверки, например, соблюдения установленных правил производства, хранения и реализации этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции, соблюдения законодательства по применению ККМ, полноты уплаты налогов (сборов) лицами в местах массовой торговли и т.д.

Совместный приказ МВД России и МНС России от 22 января 2004 г. № 76/ АС-3-06/37 «Об утверждении нормативных правовых актов о порядке взаимодействия органов внутренних дел по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений» определил порядок организации и проведения налоговыми органами с участием сотрудников МВД России выездных налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов. Сотрудники МВД России принимают участие в выездных проверках на основании мотивированного запроса налогового органа, который может быть направлен в органы внутренних дел как перед началом налоговой проверки, так и в процессе ее проведения.

Получив мотивированный запрос, органы внутренних дел не позднее пяти дней со дня его получения направляют налоговому органу информацию о сотрудниках, назначенных для участия в проверке, или мотивированный отказ от участия в проверке. Основанием для отказа может быть:

а) отсутствие в запросе налогового органа фактов, свидетельствующих о возможных нарушениях проверяемыми лицами законодательства о налогах и сборах;

б) несоответствие изложенной в запросе цели привлечения к проверке
сотрудников МВД России компетенции органов внутренних дел;

в) отсутствие обоснования необходимости привлечения сотрудников
МВД России в качестве специалистов и (или) для обеспечения мер безопасности
в целях защиты жизни и здоровья проверяющих.

Запрос налогового органа об участии органов МВД России в выездной налоговой проверке может быть мотивирован тем, что необходимо действительно оказать содействие должностным лицам налогового органа, проводящим проверку, поскольку существуют препятствия для их законной деятельности, а также угрозы их безопасности. Поэтому привлечение сотрудников органов внутренних дел (ОВД) необходимо для обеспечения физической защиты должностных лиц налоговых органов, проводящих проверку. Кроме того, может возникнуть необходимость привлечения сотрудников ОВД в качестве специалистов для проведения конкретных действий по осуществлению налогового контроля. При проведении совместных проверок должностные лица налоговых органов совершают действия по осуществлению налогового контроля в соответствии с НК РФ и Законом о налоговых органах Российской Федерации. Сотрудники МВД России, участвуя в выездных налоговых проверках, действуют в соответствии с полномочиями, предоставленными им Законом РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции», Федеральным законом от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» и иными нормативными правовыми актами, регламентирующими их полномочия. Поэтому такие проверки, как правило, эффективны.

Поверка налогоплательщика (плательщика сборов и налогового агента) может быть проведена органами внутренних дел самостоятельно. Она может назначаться на основании материалов о налоговых правонарушениях, направленных налоговым органом в органы МВД России согласно п. 2 ст. 36 НК РФ, т.е. если налоговым органом выявлены обстоятельства, свидетельствующие о возможных нарушениях законодательства о налогах, содержащих признаки преступления. А это отнесено к компетенции органов МВД России.

Признаки преступлений в области налогов (сборов), согласно ст. 198, 199, 199, 199 УК РФ, следующие:

а) для физического лица — уклонение от уплаты налога (или сбора) за

период в пределах трех финансовых лет подряд на сумму более 100 тыс. руб. при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов либо превышает 300 тыс. руб.;

б) для юридического лица — уклонение от уплаты налога в составляющей за период в пределах трех финансовых лет подряд сумме более 500 тыс. руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов либо превышает 1,5 млн руб.

Причем если речь идет о налогоплателыцике-физическом лице или налогоплательщике-организации, то преступление может быть совершено путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством о налогах и сборах обязательно, либо включения в налоговую декларацию или иные документы заведомо ложных сведений, если они повлекли за собой неуплату налогов и (или) сборов в крупном или в особо крупном размере.

Налоговый агент за неисполнение в личных (корыстных) интересах обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд), также может быть привлечен к уголовной ответственности, если в его действиях содержатся признаки уклонения от уплаты налогов в крупном или в особо крупном размере.

Уголовно наказуемым деянием является также сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно было производиться взыскание недоимки по налогам и (или) сборам, совершенное собственником или руководителем организации либо иным лицом, выполняющим управленческие функции в этой организации, или индивидуальным предпринимателем.

В соответствии с Законом о милиции органы внутренних дел не только вправе участвовать в налоговых проверках по запросу налоговых органов, но и проводить проверки организаций и физических лиц самостоятельно при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства Российской Федерации о налогах и

сборах.

В случае, если проверкой будут установлены факты нарушения законодательства о налогах и сборах, проверяющими должны быть приняты меры по сбору доказательств. При выявлении проверкой фактов неуплаты (неполной уплаты) сумм налогов (сборов) производится исчисление сумм неуплаченных налогов (сборов). Если в дальнейшем материалы проверки могут быть направлены в органы МВД России для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по признакам налоговых преступлений, то производится расчет сумм неуплаченных налогов (сборов) по их видам, налоговым периодам и годам, а также формируются предложения о привлечении виновных лиц к ответственности (налоговой, уголовной, административной) за нарушение налогового законодательства.

По результатам проверки этих материалов органы внутренних дел принимают процессуальное решение о возбуждении уголовного дела или отказе в возбуждении либо его прекращении. О принятом постановлении налоговый орган уведомляется в трехдневный срок.

Проводимые органами внутренних дел проверки следует отличать от налоговых проверок, осуществляемых налоговыми органами. Субъектами преступления всегда выступают физические лица (должностные лица организации, индивидуальные предприниматели и др.), так что для сбора доказательств наличия или отсутствия в действиях указанных лиц состава преступления органы МВД России в соответствии с Законом об оперативно-розыскной деятельности вправе проводить оперативно-розыскные мероприятия: опрос, наведение справок; сбор образцов для сравнительного исследования, проверочную закупку, контрольную поставку, исследование предметов и документов, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; контроль сообщений, прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи; производить изъятие предметов, материалов и сообщений. Кроме того, сотрудники органов внутренних дел могут использовать в ходе оперативно-розыскных мероприятий по договору или устному соглашению служебные помещения, имущество организации, жилые и нежилые помещения, транспортные средства и иное имущество частных лиц. В своих Действиях органы МВД России вправе прибегать к негласным методам сбора доказательств.

Цель проверок, осуществляемых органами внутренних дел, — выявление, пресечение и документирование фактов преступного неисполнения обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах; цель налоговой проверки — проверка исполнительности налогоплательщиков и налоговых агентов. Поэтому если органом внутренних дел проверка произведена, но факт преступления не доказан, хотя допущенные налоговые правонарушения отнесены к полномочиям налоговых органов и требуют совершения действий налогового контроля, то материалы направляются в соответствующий налоговый орган. Получив такие материалы, налоговый орган в срок не позднее десяти дней уведомляет об этом орган МВД России, а также о принятом решении: о назначении соответствующего мероприятия налогового контроля или об отказе в проведении такого мероприятия. Если и в дальнейшем эти мероприятия налогового контроля осуществляются без участия сотрудников МВД России, то налоговый орган в десятидневный срок со дня принятия решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки уведомляет орган внутренних дел, направивший материалы, о результатах проверки.

Налоговый орган при взаимоотношениях с судом может выступать как истцом, так и ответчиком. Налоговые споры с организациями и индивидуальными предпринимателями рассматриваются в арбитражном суде.

В соответствии с п. 2 ст. 45 НК РФ в судебном порядке производится взыскание налога (сбора), пеней и штрафов:

а) с организаций, которым открыт лицевой счет;

б) с организаций, если недоимки числятся за ними более трех месяцев и
при этом данные организации, в соответствии с гражданским законодательством
Российской Федерации, — зависимые (дочерние) общества (предприятия), а
также с соответствующих основных (преобладающих, участвующих) обществ
(предприятий) в случаях, когда на счета последних в банках поступает выручка
за реализуемые товары (работы, услуги) зависимых (дочерних) обществ
(предприятий).

В судебном порядке взыскивается недоимка, числящаяся более трех месяцев за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации основными (преобладающими,

участвующими) обществами (предприятиями), с зависимых (дочерних) обществ (предприятий), когда на их счета в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) основных (преобладающих, участвующих) обществ (предприятий).

Подача иска в суд к организации или индивидуальному предпринимателю обязательна, если обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом юридической квалификации сделки, совершенной таким налогоплательщиком, либо его статуса, либо характера деятельности. Кроме того, налоговые органы вправе подать иск в суд о взыскании с организации-налогоплательщика (плательщика сбора и налогового агента) или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога, если истек срок принятия решения о взыскании налога (два месяца после истечения срока уплаты, установленного в требовании об уплате налога) и соответственно утрачено право на внесудебный порядок взыскания налога (сбора, а также пени). Заявление подается в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Однако пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть судом восстановлен.

Налоговый орган вправе обратиться в суд и с иском о взыскании штрафов (налоговых санкций) за налоговые правонарушения, если истек срок их внесудебного взыскания. При этом налоговый орган должен приложить к исковому заявлению решение налогового органа по акту налоговой проверки, решение о привлечении налогоплательщика к ответственности, акт налоговой проверки, в котором зафиксирован факт правонарушения, а также первичные документы, изъятые им в ходе налоговой проверки и подтверждающие совершение противоправных действий. Кроме того, должны быть предъявлены документы, свидетельствующие о внесудебной процедуре урегулирования спора.

Исковое заявление о взыскании штрафа с организации и индивидуального предпринимателя -может быть подано в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате штрафа, однако если срок пропущен по уважительной причине, то он может быть восстановлен судом. Дела о взыскании налоговых санкций по иску налоговых органов к организациям и индивидуальным предпринимателям рассматриваются арбитражными судами в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации.

Налоговые споры с физическими лицам, не являющимися инди­видуальными предпринимателями, рассматриваются судами общей юрисдикции в соответствии с гражданским процессуальным законодательством.

Если физические лица не являются индивидуальными предпри­нимателями, то недоимки с них по налогам и задолженность по пеням и штрафам взыскиваются только в судебном порядке. Иск может быть подан в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об их уплате. В случае, если данные физические лица не выполнили в установленный срок обязанности по уплате налога, налоговый (таможенный) орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств данного налогоплателыцика-физического лица, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.

Исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплателыцика-физического лица может быть подано в суд общей юрис­дикции налоговым (таможенным) органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом. К исковому заявлению о взыскании налога за счет имущества налогоплателыцика-физического лица может прилагаться ходатайство налогового (таможенного) органа о наложении ареста на имущество ответчика в порядке обеспечения искового требования. Взыскание налога за счет имущества налогоплателыцика-физического лица на основании вступившего в законную силу решения суда производится в соответствии с Законом об исполнительном производстве.

После вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, налоговый орган обращается с исковым заявлением в суд о взыскании с этого лица налоговой санкции за совершение налогового правонарушения. Факты правонарушений устанавливаются в результате налоговых проверок и фиксируются в актах проверки. По этим актам руководитель налогового органа принимает решение не позднее десяти дней со дня согласования акта проверки с налогоплательщиком. В случае выявления налогового правонарушения в принятом решении должна быть резолюция о

привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершенное налоговое правонарушение. До обращения в суд налоговый орган обязан предложить лицу, привлекаемому к ответственности за совершение налогового правонарушения, добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции. В случае, если лицо, привлекаемое к ответственности за совершение налогового правонарушения, отказалось добровольно уплатить сумму налоговой санкции или пропустил срок уплаты, указанный в требовании, налоговый орган обращается в суд с исковым заявлением о взыскании с данного физического лица налоговой санкции за совершение налогового пра­вонарушения.

Исковое заявление о взыскании налоговой санкции с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, подается в суд общей юрисдикции. К исковому заявлению прилагаются решения налогового органа и другие материалы, полученные в процессе налоговой проверки.

Поскольку налогоплательщик в соответствии с НК РФ пользуется презумпцией невиновности, при рассмотрении исковых заявлений в суде налоговый орган должен доказать факт налогового правонарушения и вину лица, совершившего его. Решение суда по иску обязательно как для налогового органа, так и для налогоплательщика.

Субъектами налоговой ответственности выступают налогоплательщики-организации, а не их должностные лица, действия которых привели к налоговому правонарушению. Поэтому привлечение организаций к ответственности (уплате налоговой санкции) не исключает привлечение их должностных лиц к административной ответственности — административным штрафам, установленным КоАП. В области налогов и сборов правонарушение — это нарушение сроков подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе, срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке, сроков представления налоговой декларации; грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета; непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, и др.

По выявленным налоговым органом нарушениям законодательства о налогах и сборах, за которые лица подлежат привлечению к административной ответственности, уполномоченное должностное лицо налогового органа составляет протокол об административном правонарушении. Данный протокол

привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершенное налоговое правонарушение. До обращения в суд налоговый орган обязан предложить лицу, привлекаемому к ответственности за совершение налогового правонарушения, добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции. В случае, если лицо, привлекаемое к ответственности за совершение налогового правонарушения, отказалось добровольно уплатить сумму налоговой санкции или пропустил срок уплаты, указанный в требовании, налоговый орган обращается в суд с исковым заявлением о взыскании с данного физического лица налоговой санкции за совершение налогового пра­вонарушения.

Исковое заявление о взыскании налоговой санкции с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, подается в суд общей юрисдикции. К исковому заявлению прилагаются решения налогового органа и другие материалы, полученные в процессе налоговой проверки.

Поскольку налогоплательщик в соответствии с НК РФ пользуется презумпцией невиновности, при рассмотрении исковых заявлений в суде налоговый орган должен доказать факт налогового правонарушения и вину лица, совершившего его. Решение суда по иску обязательно как для налогового органа, так и для налогоплательщика.

Субъектами налоговой ответственности выступают налогоплательщики-организации, а не их должностные лица, действия которых привели к налоговому правонарушению. Поэтому привлечение организаций к ответственности (уплате налоговой санкции) не исключает привлечение их должностных лиц к административной ответственности — административным штрафам, установленным КоАП. В области налогов и сборов правонарушение — это нарушение сроков подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе, срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке, сроков представления налоговой декларации; грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета; непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, и др.

По выявленным налоговым органом нарушениям законодательства о налогах и сборах, за которые лица подлежат привлечению к административной ответственности, уполномоченное должностное лицо налогового органа составляет протокол об административном правонарушении. Данный протокол

и арбитражном суде иски, непосредственно не связанные с налоговым администрированием: о ликвидации организации любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации; о признании недействительной государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя; о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам. Примером недействительной сделки, свершенной юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, может быть занятие игорным бизнесом без соответствующей лицензии и любая иная деятельность, требующая обязательного лицензирования.

Налоговым органам предоставлено также право обращаться в суд с исками о возмещении ущерба. Речь идет об ущербе, который нанесен государству или муниципальному образованию из-за неправомерных действий банка по списанию денежных средств со счета налогоплательщика уже после получения указанного решения налогового органа, в результате чего взыскание задолженности стало невозможным. То есть если в конкретной ситуации окажется, что банк после получения решения налогового органа все же списал денежные средства по распоряжению налогоплательщика, суд может обязать эту кредитную организацию возместить ущерб государству. Иски предъявляются к банку как организации, а не его должностным лицам. Но должностные лица банка могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности.

Как к ответчику к налоговым органам могут быть предъявлены следующие иски: о возврате сумм, незаконно или неправильно удержанных налогов (сборов), пеней и штрафов; о возмещении вреда, причиненного незаконными или неправомерными действиями налогового органа или его должностного лица.

Налогоплательщик, плательщик сборов и налоговый агент вправе требовать в судебном порядке возмещения убытков, причиненных действиями налоговых органов.

В соответствии со ст. 138 НК РФ акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы не только в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу), но и в

судебный орган. Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд, если иное не предусмотрено ст. 101.2 НК РФ. Постановлением Президиума ВАС РФ от 4 октября 2005 г. № 7445/05 разъяснено, что налогоплательщик вправе оспорить нормативный правовой акт, принятый налоговым органом, несмотря на то что у него есть возможность оспорить в судебном порядке конкретные действия налоговых органов, основанных на положениях такого акта.

В случае обжалования актов налоговых органов, действий их дол­жностных лиц в суд по заявлению налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) исполнение обжалуемых актов, совершение обжалуемых действий могут быть приостановлены судом в порядке, установленном соответствующим процессуальным законодательством. Жалобы (исковые заявления) на акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц, поданные в суд, рассматриваются и разрешаются в порядке, установленном гражданским процессуальным, арбитражным процессуальным законодательством и иными федеральными законами. Несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных НК РФ, также может стать основанием для отмены решения налогового органа как вышестоящим налоговым органом, так и судом. Основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом может явиться нарушение существенных условий процедуры рассмотрения акта или иных материалов мероприятий налогового контроля. К таким существенным условиям относятся обеспечение возможности лица, в отношении которого был составлен акт, участвовать в процессе рассмотрения материалов лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности этого лица представить объяснения. Основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом могут выступить также иные нарушения процедуры рассмотрения материалов, если только такие нарушения привели или могли привести к принятию неправильного решения.

1. В чем сущность взаимодействия налоговых органов с органами внебюджетных фондов?

2. В чем особенность взаимодействия налоговых органов и органов местного самоуправления на современном этапе развития налоговых отношений?

3. Каков порядок взаимодействия налоговых и таможенных органов в Российской Федерации?

4. Каков порядок взаимодействия налоговых органов и органов МВД России?

5. Каков порядок привлечения к административным штрафам
должностных лиц организаций?

6. В каких случаях налоговый орган может выступать в суде как ответчик?

 

 

1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 января 1993 года).

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации.

4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

5. Налоговый кодекс Российской Федерации.

 

6. Федеральный закон от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов».

7. Федеральный закон от 25 сентября 1997 г. № 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации».

8. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

9. Федеральный закон от 5 августа 2001 г. № 118-ФЗ.

10. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

11. Указ Президента Российской Федерации от 11 марта 2003 г. № 306 «Вопросы совершенствования государственного управления в Российской Федерации».

12. Постановление Правительства РФ от 12 августа 2004 г. №410 «О порядке взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов».

13. Постановление Правительства Российской Федерации от 19 января 2005 г. № 30.

14. Приказ МНС России № ВГ-3-10/265, Минюста РФ №215 от 25 июля 2000 г.

15. Приказ Минюста России №289, МНС России № БГ-3-29/619 от 13 ноября 2003 г.

16. Приказ МПР России №202, МНС России №АП-3-04/345 от 4 ноября 1999 г. «О взаимодействии территориальных органов Министерства природных ресурсов Российской Федерации и органов Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по вопросам, связанным с отчислениями на воспроизводство минерально-сырьевой базы».

17. Приказ Госкомстата России, Госналогслужбы России от 22 августа 1996 г. №ВА-3-09/71 «Об информационном взаимодействии органов государственной статистики и налоговых органов».

18. Приказ ФТС России № 656, ФНС России № САЭ-3-19/333 от 19 июля 2005 г. «О порядке взаимодействия Федеральной таможенной службы и Федеральной налоговой службы по обеспечению интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства».

19. Приказ Генпрокуратуры России № 16, ФСБ России № 226, МВД России № 219, МНС России № БГ-3-06/166, ГТК России № 370 от 4 апреля 2003г. «Об утверждении Порядка взаимодействия налоговых и правоохранительных органов по противодействию неправомерному возмещению налога на добавленную стоимость из федерального бюджета в отношении товаров, вывозимых за пределы таможенной территории Российской Федерации».

20. Письмо ФТС России от 26 августа 2005 г. №01-06/ 29487 «О введении в действие Соглашения о сотрудничестве ФНС России и ФТС России».

21. Письмо Федерального фонда медицинского страхования № 2469/23-и и Государственной налоговой службы Российской Федерации №ВГ-6-07/411

ш

от 13 июня 1996 г. «О взаимодействии территориальных фондов обязательного
медицинского страхования и органов Госналогслужбы России».
22. Письмо Пенсионного фонда РФ № ВБ-01-27/3628 и

Государственной налоговой службы Российской Федерации № ВГ-6-15/342 от 21 июня 1995 г.

 

Литература основная

1. Корнева Е.А., Ткачев В.Н. Правовое регулирование полномочий налоговых органов: комментарий законодательства для налоговика и налогоплательщика: Учебное пособие. - М.: Издательский дом «Городец», 2007.

2. Постатейный комментарий к Закону РФ «О налоговых органах Российской Федерации» / Под общей редакцией проф. A.A. Ялбулганова. М.: ОАО «Издательский Дом «Городец», 2007.

 

 

Литература дополнительная

1. Аронов A.B., Кашин В.А. Налоговая политика и налоговое
администрирование: учеб. пособие. - М.: Экономист, 2006.

2. Вопросы теории и практики налогообложения: сборник научных статей
преподавателей и аспирантов кафедры «Налоги и налогообложение»
Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации / Под науч.
ред. Мельниковой Н.П. - М.: Финансовая академия при Правительстве РФ, 2006.

3. Мокрецов М.П. Повышение эффективности налогового
администрирования - главная задача текущего года. // Налоговая политика и
практика №4, 2007.

4. Налоговое администрирование: учеб. пособие для студентов,
обучающихся по специальности 351200 «Налоги и налогообложение»/ O.A.
Миронова, Ф.Ф. Ханафеев. - М.: Изд-во Омега-Л, 2008.

5. Налоговое администрирование: учебное пособие / колл. авторов;
под ред. Л.И. Гончаренко. - М.: КНОРУС, 2009.

 

 

Под геологической средой обычно понимают верхнюю часть литосферы, находящуюся под воздействием инженерно-хозяйственной деятельности человека. Таким образом, толщина, или мощность, геологической среды определяется глубиной проникновения в толщу горных пород глубоких и сверхглубоких буровых скважин. Таким образом, геологическая среда – это область наиболее активного тектогенеза, оказывающая существенное воздействие на наземные и подземные сооружения, агротехнические и другие условия хозяйственной деятельности.

Наибольшие видоизменения геологическая среда претерпевает в литосфере, особенно самой её верхней части. Здесь геологическая среда находится в зоне воздействия современных тектонических движений, которые проявляются в форме разнообразных дислокаций. *Наиболее универсальным и повсеместно распространённым типом современных дислокаций, имеющих первостепенное геоэкологическое значение, являются активно действующие разрывные нарушения, приводящие к трещиноватости.

Геологическая среда создаёт аномальные геофизические (магнитные, гравитационные, электромагнитные, геотермические и др.) и геохимические поля и аномалии, которые влияют не только на хозяйственную деятельность людей, но и на здоровье и состояние органического мира. На состояние геологической среды негативное влияние оказывают эндогенные и экзогенные процессы (рассмотрим их с точки зрения связи с антропогенными процессами в геол. среде по степени последствий.

I. Экзогенные геодинамические процессы:

1) Денудация суши и эрозия почв. Наиболее важным и универсальным процессом внешней геодинамики является выветривание горных пород, в результате чего сначала происходит дезинтеграция горных пород под воздействием внешних сил (температура, вода, растения и животные, хим. вещества и прочее) и последующий вынос обломков и продуктов разрушения с речным стоком, стоком покровных ледников, ветром, подземным стоком в моря и океаны.

Таким образом, земная поверхность при взаимодействии с а/с, г/с и б/с (?) денудирует как снаружи, так и изнутри.

Материал денудации не теряется для суши безвозвратно – он аккумулируется в понижениях и впадинах рельефа (речные русла, долины, впадины, балки и овраги, террасы, пологие склоны и их подножия).

2) Гравитационные процессы. Это перемещение массы горных пород под действием силы тяжести из возвышенных участков рельефа в понижения; называются также склоновыми процессами. Скорость и масштабы перемещения материала зависят от крутизны склона и объёма «подготовленного» материала. Эти процессы проявляются на склонах гор и возвышенностей, бортах речных долин и крутых берегах озёр и морей. Причиной вывода массы горных пород могут быть землетрясения, абразия, деятельность подземных вод и человека.

Относятся: обвалы, осыпи, камнепады, оползни. Эти процессы наносят значительный материальный ущерб: разрушение зданий, сооружений, транспортных и прочих коммуникаций, нарушается структура с/х земель; вызывают рост косвенных материальных издержек и требуют создания специальных защитных сооружений.

3) Карстовые формы: поверхностные (поля, воронки, котловины, колодцы и пр.) образуются при растворении залегающих у поверхности растворимых горных пород (известняк, доломит, мел, мергель, гипс, соль) видоизменяется ландшафт, территории непригодны для строительства дорог и механизированных с/х работ, изменение гидрологического режима территории.

подземный карст (пещеры)

суффозионные формы – вынос твёрдых частиц из рыхлых лёссовых отложений подземными водами (провалы, суффозионные цирки в местах выхода подземных вод на склонах).

Следовательно, катастрофические процессы на поверхности: просадки и провалы жилых домов, промышленных построек, деформация ж/д и шоссе, утечка воды из водохранилищ, притоки воды в горные выработки, нарушение устойчивости мостов.

4) Криогенные процессы – мерзлотно-геологические процессы в зоне многолетней мерзлоты (термокарст, бугры пучения, наледи, солифлюкация). Следовательно, деформация, разрушение зданий и дорожного полотна.

II. Эндогенные процессы:

Основными эндогенными геодинамическими процессами, влияющими на хоз. деятельность человека и изменяющими ОС являются:

1) Вулканизм – совокупность процессов извержения продуктов магматической деятельности. Сопровождаются: образованием форм рельефа, экологическими воздействиями на ОС (вымирание видов животных и растений, цикличность эпох оледенений, стихийные бедствия и пр.). Основные факторы вулканической деятельности с разрушительными и сильным экологическим воздействиями: взрывная волна, лавовые потоки, тефра и вулканические аэрозоли, пирокластические потоки, пепел и лахары. Степень воздействия на ОС зависит от форм извержения, объёма продуктов извержения, его скорости и продолжительности. Выделяют 3 области воздействия:

1. в r = 20 км от жерла уничтожение компонентов природной среды, хоз.построек и коммуникаций

2. в r = 30 км от жерла уничтожение растительности (тефра, пепел)

3. в r = несколько тыс.км хим. воздействие пепла на водоёмы.

Побочные процессы – обвалы, лавины, лахары (гряз.потоки), геотермальная энергия.

2) Землетрясения – продольные и поперечные волны, вызванные высвобождением энергии недр. Сила зависит от количества выделившейся в очаге энергии, глубины очага. Интенсивность – качественный показатель ущерба, жертв и последствий. Ущерб прямой и косвенный (лавины, сели, оползни, цунами, пожары). Последствия: изменение рельефа, разрушение построек и объектов.

3) Тектонические движения – небольшая скорость, без последствий.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Анализ чувствительности | Активизация процессов экзогенной геодинамики в результате антропогенной деятельности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 555; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.