Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Несовершенный рынок труда




Формы рынка труда

 

В реальном мире либо фирмы, либо работники, либо те и другие обладают достаточной рыночной властью, чтобы влиять ставки зарплаты. В этом разделе последовательно рассматриваются возможные варианты несовершенства рынка труда.

Рыночная власть фирмы на товарном рынке и рынок труда. Очень часто крупные фирмы имеют значительную рыночную власть на товарном рынке, но, в то же время, действуют на совершенном рынке труда. Согласно установленному нами выше принципу, фирма на совершенном рынке труда будет максимизировать прибыль, осуществляя найм до тех пор, пока не установится равенство W = MRР L (напомним, что это справедливо тогда и только тогда, когда W = MRC L). Если фирма работает на товарном рынке с совершенной конкуренцией, то, как известно, P = MR. Отсюда, как мы видели, MRР L = MP L ´ MR = VMP L = MP L ´ P. Поэтому, если здесь у нас W = MRР L, то это означает, что одновременно W = VMP L. Иначе говоря, работники будут получать зарплату, равную стоимости продукции, произведенной последним работником, т.е. VMP L.

Однако, если фирма обладает рыночной властью на товарном рынке, то MR будет меньше, чем P, а следовательно, MRР L будет меньше, чем VMP L. Но это тем самым означает, что оплата работников меньше стоимости продукции, произведенной последним работником (W < VMP L). Иногда в этом и подобном случаях говорят о «монополистической эксплуатации» труда.

На рис. 7.9 фирма с рыночной властью на товарном рынке, в отличии от фирмы без таковой, нанимает труд не в количестве L е1 (где W е= VMP L), а в количестве L е2 (где W е= MRР L). Подчеркнем, что при найме труда в количестве L е2, W е< VMP L.

Рис. 7.9 Рыночная власть фирмы на товарном рынке и рынок труда.

 

При прочих равных условиях, фирма с рыночной властью на товарном рынке произведет меньше продукции, чем фирма при совершенной конкуренции. Спрос первой на труд будет ниже, чем у второй. Если достаточно много фирм, нанимающих работников определенных категорий, имеют рыночную власть на своих товарных рынках, то общий уровень спроса на таких работников будет ниже, а следовательно, и их зарплата тоже. Отношение прибылей к зарплатам в таких отраслях будет выше, а значит и неравенство между собственниками труда и прочих ресурсов – больше.

Тем не менее, наличие значительной экономии от масштаба в таких отраслях может выразиться в большем выпуске и, возможно, даже большей занятости и более высоких заработках. Также более высокие прибыли могут вести к большим инвестициям, более быстрому росту, а значит и более высоким заработкам в длительном периоде.

Рыночная власть фирмы на рынке труда. Когда только одна фирма или лишь несколько фирм выступают нанимателями на рынке труда, то они получают возможность влиять на заработную плату. В первом случае речь идет о монопсонии, во втором – об олигопсонии.

Монопсония – рынок, на котором единственная фирма является покупателем продукции или нанимателем.

Олигопсония – рынок, на котором несколько фирм являются покупателями продукции или нанимателями.

Стоит заметить, что в России монопсония является довольно типичной ситуацией. В небольшом городе часто единственное крупное предприятие (обычно принадлежащее к ВПК) является доминирующим нанимателем местной рабочей силы (так называемый “город-завод”).

Такие фирмы сталкиваются с восходящей кривой предложения. Это показано на рис. 7.10. Если фирма желает нанять больше труда, то она вынуждена платить более высокие ставки зарплаты с тем, чтобы привлекать новых работников из других отраслей. Если же фирма, напротив, будет сокращать занятость, то она может снижать ставки зарплаты.

Кривая предложения труда показывает ставку зарплаты, которая должна выплачиваться для привлечения определенного количества работников. Эта выплата представляет средние издержки фирмы на найм труда (АRС L). Эти издержки есть частный случай средних издержек на ресурс (не обязательно труд).

Средние издержки на ресурс есть затраты фирмы на каждую единицу услуг используемого ресурса.

Что же касается рынка труда, то кривая предложения труда есть, таким образом, кривая АRС L. Она показывает, какую ставку зарплаты надо установить фирме, чтобы нанять то или иное количество работников.

Предельные издержки найма дополнительного работника (МRС L) будут выше АRС L. Это объясняется тем, что для привлечения каждого дополнительного работника ставка зарплаты должна каждый раз повышаться. Отсюда МRС L должна включать в себя новую, более высокую ставку зарплаты, выплачиваемую новому работнику, плюс суммарный прирост зарплаты всех ранее нанятых работников.[3] Предполагается, что фирма не может осуществлять ценовую дискриминацию при найме работников и должна выплачивать всем работникам одинаковую ставку зарплаты.

Какое количество труда наймет фирма? Если бы она действовала на совершенном рынке труда (не имела бы рыночной власти на этом рынке), то она нанимала бы труд в количестве L е1, т.е. там, где W = MRР L.

Если бы фирма с рыночной властью пошла таким же путем, то ее прибыль не достигла бы максимума, так как здесь MRР L < MRC L. Она выбирает максимизирующий прибыль объем найма труда (L е2), при котором MRC L = MRР L. В этом случае рыночная ставка будет W 2, которая, как мы видим на рис. 7.10, ниже ставки W 1, отвечающей поведению фирмы на совершенном рынке труда.

Рис. 7.10 Фирма с рыночной властью на рынке труда (монопсония или олигопсония).

 

Именно ограничение занятости создает условия для снижения ставки зарплаты до W 2, так как снижая занятость с L е1 до L е2 фирма продвигается влево - вниз по кривой АRС L, любая точка на которой представляет ставку зарплаты. Выбрав точку, где соблюдается условие максимизации прибыли (MRC L = MRР L), фирма как бы “отталкиваясь” от нее определяет ставку зарплаты на кривой АRС L (на пересечении последней с перпендикуляром к оси абсцисс, опущенным из этой точки).

Если предположить, что фирма обладает рыночной властью как на рынке труда, так и на товарном рынке, то тогда, как видно из рис. 7.11, ставка зарплаты W е будет значительно ниже, чем в предыдущем случае (при этом VMP L и MRР L расходятся и VMP L > MRР L вследствие рыночной власти фирмы на товарном рынке). Этот случай иногда характеризуют как крайний случай “монополистической эксплуатации” труда.

Рис. 7.11 Фирма с рыночной властью на товарном рынке (монополия или олигополия) и на рынке труда.

 

Попытаемся теперь представить свести различные рассмотренные нами ситуации на рынке труда в обобщенном виде в таблице 7.1.

Анализируя таблицу 7.1, следует обратить внимание на то, что общим непременным условием максимизации прибыли фирмы на рынке ресурсов (на рынке труда, в частности) является равенство между MRC и MRP.

Однако, как мы увидим далее, в зависимости от рыночной ситуации и конкретных обстоятельств, не только фирма может “эксплуатировать” труд, но и труд диктовать свои условия фирме, если та не обладает достаточной рыночной властью.

 

Таблица 7.1

Максимизирующий прибыль найм труда фирмой

 

  Рыночная власть фирмы* Условие максимизации прибыли фирмы
  на рынке труда на рынке товаров  
  нет нет W = ARC L = MRC L = MRP L =VMP L
  нет есть W = ARC L = MRC L = MRP L< VMP L
  есть нет W = ARC L < MRC L = MRP L = VMP L
  есть есть W = ARC L < MRC L = MRP L< VMP L

* Монополия или олигополия на рынке товаров; монопсония или олигопсония на рынке труда.

 

Труд с рыночной властью. На рынке труда можно встретить не только фирмы, обладающие рыночной властью, но и труд. В последнем случае речь идет о профсоюзах, которые могут выступать в качестве монополиста (когда имеет место одно профсоюзное объединение) или олигополиста (когда их несколько), продавая фирме услуги труда. Рыночная власть профсоюзов находится, в частности, в обратной зависимости от рыночной власти фирмы на товарном рынке.

Если фирмы работают на товарный рынок с совершенной конкуренцией, то профсоюз может поднять зарплату для своих членов только за счет сокращения занятости. Как нам известно, фирмы на таком рынке не получают экономических прибылей. В результате, когда профсоюз повышает цену труда, то тем самым он как бы «выдавливает» некоторое количество фирм из отрасли. Снижение выпуска в отрасли открывает простор для повышения цен на свою продукцию для оставшихся фирм и за счет этого профсоюз сможет поддерживать более высокую ставку зарплаты для оставшихся в отрасли работников.

Рис. 7.12 иллюстрирует такое положение дел. Если профсоюз добивается повышения зарплаты с W сдо W u, то занятость сократится с L с до L u. Из отрасли будет вытеснен труд (количество работников), равный разности между L s и L u.

Рис. 7.12 Профсоюз против фирмы, действующей на совершенном товарном рынке.

 

Однако рыночная власть профсоюза не очень устойчива. Всегда существует опасность того, что возросшая безработица снизит ставку зарплаты, если профсоюз окажется не в состоянии полностью исключить найм не состоящей в нем рабочей силы.

Ставки зарплаты могут быть повышены профсоюзом без сокращения занятости, если он заключит с нанимателем договор о производительности. Наниматель отказывается от увольнения, а профсоюз берется гарантировать повышение производительности труда. На рис. 7.12 это может быть показано сдвигом вправо кривой D L вплоть до D ¢L, который произойдет за счет увеличения предельной производительности (MP L).

Если профсоюз желает увеличить общий фонд зарплаты работников, то он будет оказывать давление в сторону повышения ставки зарплаты до тех пор, пока спрос на труд остается неэластичным. Как только эластичность спроса на труд достигнет единицы, то дальнейшее повышение ставки зарплаты начнет снижать общий фонд зарплаты. Здесь действуют те же закономерности, которые связывают ценовую эластичность спроса на продукции и общую выручку (см. глава 2, раздел 2.4).

Если профсоюз желает максимизировать зарплату в расчете на одного члена профсоюза, то он может настаивать на повышении ставки зарплаты и на эластичном участке кривой спроса на труд. Однако в этом случае ему придется соглашаться на увольнение значительной части своих членов, если только не будет достигнут соответствующий договор о производительности.

Фирма и труд с рыночной властью (двусторонняя монополия). Представим себе, что профсоюз-монополист противостоит фирме, являющейся монопсонистом на рынке труда. Ставка зарплаты здесь определяется на основе переговорной силы противоборствующих сторон. В этом случае равновесная ставка зарплаты отсутствует в том смысле, что она строго не определена: можно лишь показать интервал, в котором может устанавливаться ставка зарплаты. Нижняя граница этого интервала находится на том уровне оплаты труда, который установился бы при отсутствии профсоюза. Верхняя граница оплаты труда находится на уровне, при превышении которого фирма разоряется (не получает не только экономической, но и бухгалтерской прибыли).

На первый взгляд это может показаться странным, но профсоюз оказывается в выигрышной позиции, если он сталкивается с фирмой, обладающей рыночной властью. В этом случае у него имеется определенный простор для повышения зарплаты не только без сокращения занятости, но и при ее расширении. На рис. 7.13 показаны такие ситуации.

Рис. 7.13 Двусторонняя монополия на рынке труда.

 

Для начала, предположим, что на рынке труда фирма-монопсонист сталкивается с неорганизованными в профсоюз работниками. Монопсонист максимизирует прибыль, нанимая L ms работников при ставке оплаты их труда равной W ms. Иначе говоря, он в своем максимизирующем прибыль поведении руководствуется равенством между MRC L и MRP L.

Теперь дополним картину появлением профсоюза-монополиста. В таком случае ставка оплаты труда определится в результате переговоров между ним и нанимателем. Как только соглашение о зарплате достигнуто, то наниматель не может более снижать ее, сокращая занятость. Однако, если наниматель решит нанять дополнительных работников, то теперь ему уже нет необходимости повышать ставку зарплаты при найме каждого следующего работника, что имело бы место при отсутствии профсоюза.

В результате формируется новая кривая предложения труда, которая является горизонтальной (параллельной оси абсцисс) вплоть до точки пересечения с исходной кривой предложения труда (ARC L = S L). Предположим, профсоюз и наниматель договорились о ставке зарплаты, равной W U (рис. 7.13). Новая кривая предложения труда (линия S LU)пойдет на уровне, отвечающим W U вплоть до пересечения с S L (исходной кривой предложения труда) в точке z. Правее этой точки она совпадет с исходной кривой. Если наниматель вдруг решит использовать труд в количестве большем чем L Z, то тогда ему придется поднять зарплату выше уровня W U.

Раз кривая предложения труда левее точки z горизонтальна, то такой же является и кривая MRC L. Попросту говоря, левее этой точки они совпадают. Понятно, что добавочные затраты на найм дополнительного работника на горизонтальном участке (на кривой S LU) в точности равны W U. Если теперь MRC L = W U, то максимизирующий прибыль уровень занятости будет там, где W U = MRP L. Так что при договорном уровне зарплаты W U фирма наймет то же количество работников, что и раньше (при отсутствии профсоюза), т.е. L ms. Иначе говоря, фирма сама, руководствуясь собственным интересом максимизации прибыли, сохранит занятость на прежнем уровне.

Заметим два обстоятельства. Во-первых, если в результате переговоров ставка зарплаты растет по сравнению с W ms, то в таком случае этот процесс будет сопровождаться ростом занятости вплоть до L max при соответствующей ей ставке зарплаты W 0U. Однако рост ставки зарплаты выше W 0U станет сопровождаться сокращением занятости, которая будет снижаться по направлению к L ms. Во-вторых, в случае явного преобладания силы профсоюза над силой фирмы-монопсониста он в состоянии в принципе потребовать увеличение ставки зарплаты даже выше W U с одновременным сохранением прежнего уровня занятости. Фирма может предпочесть потерять часть экономической прибыли, чем нести потери от забастовки. Верхний предел повышения ставки зарплаты, как уже было сказано, достигается тогда, когда экономическая прибыль становится нулевой.

Что еще делает рынок труда несовершенным? Рынок труда отличается множеством черт, которые делают его несовершенным. Кроме рыночной власти действующих на рынке субъектов в его несовершенства вносят свой вклад:

а) Несовершенная информация;

б) Устойчивое неравновесие;

в) Немаксимизирующее поведение;

г) Дискриминация.

Говоря о несовершенной информации, обратим внимание на то, что в реальном мире работники не имеют представления о всех доступных им рабочих местах. Если бы они обладали всей полнотой информации, то они их бы заняли, а без таковой они остаются на своих прежних рабочих местах. Это делает предложение труда неэластичным. Отсюда фирмы, желающие нанять новых работников, вынуждены предлагать завышенные ставки зарплаты по сравнению с теми, которые имели бы место в условиях совершенной информации.

Фирмы также не обладают полной информацией. Они могут не достоверно знать, какое количество труда доступно и какого он качества. Иначе говоря, они не осведомлены о положении кривой предложения труда. Это вызывает определенные трудности при принятии решений о назначении ставки зарплаты.

Устойчивое неравновесие может существовать там, где ставки зарплаты фиксируются на длительное время договорами. Другой вариант – это когда зарплата устанавливается централизованно. Например, ставки зарплаты учителей средних школ в России практически никак не зависят от того, какой предмет они преподают. Поэтому, когда в стране возник большой спрос на людей со знанием английского языка, многие школы не могли повысить зарплаты преподавателям английского, и лишились их вовсе. Также централизованные ставки зарплаты не учитывают региональных условий на рынке труда, что особо сказывается в условиях большой страны с существенно различающимися друг от друга регионами.

Устойчивое неравновесие может поддерживаться фирмами сознательно через установление зарплаты выше рыночно-равновесного уровня. Фирмы желают часто прочнее “закрепить” за собой работников (особенно высококвалифицированных), предотвратить их переход на другую фирму, сформировать у них сильную мотивацию. В этом случае говорят об эффективных ставках зарплаты.

Эффективная ставка зарплаты – ставка зарплаты, превышающая рыночно-равновесную в целях усиления мотивации работников, предотвращения их ухода с фирмы, найма высококвалифицированного персонала (см. вставку 7.5).

Далеко не всегда работники являются рациональными максимизаторами, всегда сопоставляющими предельные выгоды с предельными издержками и принимающими соответствующие решения на рынке труда.

Во многом люди по инерции держатся за имеющиеся рабочие места. Это приводит к низкой эластичности предложения труда. Более того, если безынициативные люди согласны занимать низкооплачиваемые места, то их зарплата не возрастет, а относительно других работников – сократится. Это очень характерно для России, где люди не привыкли к мобильности на рынке труда и держатся за самые низкооплачиваемые работы, не предпринимая серьезные попытки найти новые.

Наиболее оплачиваемые должности в средних российских компаниях (май 2000 г.) Наиболее оплачиваемые должности в западных компаниях Петербурга (декабрь 1999 г.)
Должность Оплата, долл. США Должность Оплата, долл. США
Генеральный директор   Менеджер по производству  
Коммерческий директор   Главный бухгалтер  
Финансовый директор   Менеджер по персоналу  
Директор производства   Региональный менеджер по продажам  
Главный бухгалтер   Главный инженер  
Менеджер по маркетингу   Администратор локальной сети  
Менеджер по информационным технологиям   Оффис-менеджер  
Менеджер по персоналу   Бухгалтер  
    Торговый представитель (непрямые продажи)  
    Торговый представитель (прямые продажи)  

Источник: Эксперт «Северо-Запад», 2000, № 9. – С.16-17.

На рынке труда можно столкнуться с экономической дискриминацией.

Экономическая дискриминация означает ситуацию, когда работники с одинаковыми способностями получают различные зарплаты в зависимости от национальных, половых и возрастных различий.

Для простоты можно описать это явление следующим образом. Работники дискриминируемых групп получают зарплату ниже VMP или MRP, тогда как другие (недискриминируемые) – зарплату равную VMP или MRP.

Таким образом, можно сделать заключение о том, что к рассмотренным ранее факторам, обусловливающим дифференциацию доходов в рыночной экономике, на несовершенном рынке труда добавляются:

1. Отсутствие рыночной власти или слабая рыночная власть у одной из сторон на рынке труда при наличии таковой у другой стороны;

2. Незнание лучших возможностей трудоустройства;

3. Нежелание искать лучшую работу;

4. Экономическая дискриминация.

 

Лекция 12. Рынок ресурсов. Рынок капитала

Вопросы лекции

1. Особенности рынков вещественных ресурсов

2. Спрос на услугу капитала и ее предложение

3. Оценка целесообразности инвестиционных проектов. Дисконтирование. Ставка Дисконта.

 

Особенности рынков вещественных ресурсов. Рынок вещественных ресурсов можно разделить на две группы:

1. Рынок капитала. Капитал включает в себя все прошедшие обработку продукты, которые используются в производстве товаров и услуг. Примерами капитала могут служить токарный станок, компьютер, фабричное здание, нефтепровод. Однако, вопреки широко распространенному мнению, капитал не включает в себя такие активы, как деньги, акции и другие ценные бумаги. Они представляют собой лишь требования на физические активы.

Спрос на вещественные ресурсы. Со стороны спроса к капиталу и земле применимы те же правила, что и для труда. Если фирма максимизирует прибыль, то она должна предъявлять спрос на ресурсы вплоть до того момента, пока предельные издержки на ресурс не сравняются с предельной выручкой от предельного продукта ресурса (MRC = MRP). Фирма должна следовать этому правилу независимо от того, приобретает ли она ресурс в собственность или берет его в аренду.

На рис. 7.14 показана ситуация на рынках ресурсов при совершенной конкуренции (график А) и монопсонии (график Б). На обоих график кривая MRP имеет отрицательный наклон. Он иллюстрирует закон убывающей отдачи, но на этот раз применительно к капиталу и земле.

Рис. 7.14 Спрос на вещественные ресурсы.

А. Фирма-ценополучатель. Б. Фирма-монопсонист.

 

На графике А представлена фирма-ценополучатель. Цена ресурса для нее задана рынком и равна Р R. Прибыль максимизируется при использовании ресурса в количестве Q R, где MRP = Р R (так как Р R = MRС).

На графике Б представлена фирма-монопсонист. Цены ресурса здесь будут меняться в зависимости от объема его применения. Фирма снова будет расширять применение ресурса до тех пор, пока MRP не сравняется с MRС. Объем использования ресурса будет равен Q ¢R и его цена установится на уровне равном Р ¢R.

Есть ли разница между покупкой ресурса и его арендой? Хотя правило MRP = MRС остается в силе всегда, различие все же существует. В случае покупки ресурса MRС есть дополнительная затрата со стороны фирмы на приобретение в собственность еще одной единицы ресурса (допустим, еще одного токарного станка или компьютера), а MRP есть вся выручка от предельного продукта ресурса за весь период существования этого ресурса (измеренная, как мы увидим далее, в форме сегодняшней стоимости этой выручки). Если же ресурс арендуется, то MRС есть дополнительные затраты фирмы на арендную плату за этот ресурс за срок аренды, которые сопоставляются с MRP за тот же срок.

Спрос на услугу капитала и ее предложение. Предположим, что берется в аренду на определенный период времени какое-то капитальное оборудование. Ситуация со спросом на его услуги фактически ничем не отличается от ситуации, которая рассматривалась при анализе рынка труда. Также как и в случае с трудом, проводится различие между спросом со стороны отдельной фирмы и рыночным спросом.

Допустим, что бюро переводов берет в аренду копировальную машину, которая позволяет скопировать многостраничную книгу и раздать ее по частям разным переводчикам. В этом случае, скажем, период работы над ее переводом сокращается на 2 месяца. За эти “сэкономленные” 2 месяца фирма сможет взять еще заказы на перевод и получить добавочную выручку. Эта выручка и будет в данном случае MRP копировальной машины.

Пусть бюро переводов работает в условиях совершенной конкуренции и не имеет возможности повлиять на арендную плату за оборудование. Копировальная машина имеет убывающую отдачу (чем дольше она используется, тем чаще ломается и тем меньше экономит времени). В таком случае ситуация соответствует рис. 7.14 (график А). Бюро переводов максимизирует прибыль, когда арендует копировальную машину на период в Q R (количество услуг капитала измеряется временем их оказания, например, числом месяцев аренды).

Если бы бюро переводов было бы монопсонистом на рынке арендуемого оборудования (что, в реальной жизни, вряд ли возможно), то ситуация в точности соответствовала бы описанной на рис. 7.14, график Б.

Рыночный спрос на услуги арендуемого капитала можно представить в принципе тем же графиком, что использовался для определения рыночного спроса на труд (рис. 7.7). Это горизонтальная сумма кривых MRP отдельных фирм (только в случае капитала нижний индекс меняется с L на K, т.е. теперь речь идет о предельной выручке от предельного продукта капитала – MRP K), скорректированная с учетом того, что увеличивающееся использование капитала увеличит выпуск, а значит снизит цену продукции и, следовательно, MRP K. Таким образом, как и в случае с трудом, рыночная кривая спроса на капитал имеет более крутой наклон (менее эластична), чем кривая, которую можно получить простым горизонтальным суммированием кривых спроса (MRP K) всех представленных на этом рынке фирм.

Переходя к предложению услуг капитала, целесообразно выделить: (а) предложение отдельной фирме; (б) предложение со стороны отдельной фирмы (специализирующейся в сфере проката капитальных услуг); (в) рыночное предложение.

Если арендующая оборудование фирма является ценополучателем, то она сталкивается с горизонтальной кривой предложения при заданной арендной плате R K (рис. 7.15). Если же она монопсонист на рынке услуг капитала, то она сталкивается с возрастающей кривой предложения (ARC K = S K), изображенной на рис. 7.14, график Б.

Что касается поставок со стороны отдельной фирмы, то реалистично предположить, что она является ценополучателем и принимает сложившуюся на рынке арендную плату. В теории здесь много общего с совершенной конкуренцией на товарных рынках. Кривая предложения есть кривая МС фирмы, только здесь она представляет предельные издержки поставки еще одной единицы капитала, сдаваемого в аренду на определенный период времени.

Проблема с расчетом предельных издержек сдаваемого в аренду капитального оборудования заключается в том, что приобретение единицы оборудования стоит дорого, но служит оно длительное время. Как эти единовременные большие затраты прокатной фирмы на приобретение оборудования в собственность могут быть сопоставлены с каждой новой порцией получаемого ею рентного дохода? Ответ на этот вопрос зависит от того, какой период времени рассматривается.

В коротком периоде прокатная фирма не покупает никакого нового оборудования; она просто сдает в аренду имеющийся у нее запас оборудования. В случае сдачи в аренду, например, копировальной машины, предельные издержки прокатной фирмы будут включать:

а) Обесценение. Копировальная машина имеет остаточную стоимость, т.е. цену, за которую ее можно продать после какого-то периода использования. Каждый раз, когда копировальную машину берут в аренду, она изнашивается, и, таким образом, ее остаточная стоимость снижается. Потеря ее первоначальной стоимости и составляет обесценение.

б) Расходы на поддержание оборудования в рабочем состоянии. Когда оборудование сдается в аренду, оно может быть повреждено и, таким образом, потребует расходов на ремонт. Оборудование может нуждаться и в постоянном обслуживании прокатной фирмой.

в) Затраты труда и прочие издержки. Сдача оборудования в аренду требует затрат труда (например, работа сотрудников офиса фирмы, ее рекламных агентов) и, возможно, транспортных расходов.

Перечисленные затраты входят в предельные издержки, которые относительно постоянны, т.е. каждый дополнительный день, на который прокатная фирма сдает единицу оборудования, принесет ей одинаковые дополнительные издержки. Этот факт и обусловливает кривую предложения, изображенную на рис. 7.15.

7.15 Предложение услуг капитала.

 

Максимальное количество оборудования, которое доступно для сдачи в аренду за данный короткий период времени, обозначено как K max. MC K – предельные издержки сдачи оборудования в аренду за этот временной период.Вплоть до K max кривая предложения абсолютно эластична. В то же время при K max она становится абсолютно неэластичной, так как не остается больше оборудования для сдачи в аренду. Если рыночная арендная ставка выше МС, то фирме выгодно сдать в аренду все оборудование. Если же, однако, эта ставка ниже, то тогда выгодно продать имеющееся оборудование по остаточной стоимости.

В длительном периоде прокатная фирма рассмотрит возможность покупки дополнительного оборудования. Каковы предельные издержки такого решения? Во-первых, альтернативные издержки покупки оборудования. Они представлены процентом, который фирма могла получить, положив эти деньги в банк или вложив их куда-либо еще. Во-вторых, обесценение оборудования. Здесь оно выступает как потеря ценности оборудования за весь период его эксплуатации: разность между покупной ценой и ценой металлолома. В-третьих, расходы на поддержание оборудования.

Затем эти три элемента затрат должны быть рассчитаны на соответствующий временной период, так, чтобы сравнивать МС прокатной фирмы с взимаемой с арендатора платой (MR). Проиллюстрируем это на условном числовом примере.

Пусть покупка новой копировальной машины обходится в 6000 д.е. Максимум, который могла получить фирма, вложив эти средства куда-либо еще, составляет 10% в год (т.е. 600 д.е.). Таким образом, альтернативные издержки покупки новой единицы оборудования равны 600 д.е. Далее, допустим, что срок службы этой машины равен 6 годам. Оно обесценивается постоянными темпами, теряя по 1000 д.е. в год. И, наконец, издержки содержания составляют ежегодно 400 д.е.

В нашем примере предельные издержки на единицу оборудования составят 2000 д.е. в год (600 + 1000 + 400). Если эта единица оборудования приносит годовой рентный доход, превышающий 2000 д.е., то тогда покупка оборудования приносит прибыль и есть смысл совершить такую покупку.

Обычно годовые МС выражаются как процент от цены покупки. В нашем случае он составит 20%. Если оборудование приносит рентный доход, который составляет более 20% в год от цены его покупки, то тогда покупка оправдана.

Как будет выглядеть кривая предложения фирмы в длительном периоде? Если фирма является ценополучателем на рынке, где она покупает оборудование, то кривая предложения будет горизонтальна. Но она пройдет выше кривой предложения короткого периода (например, на уровне МС ¢ на рис. 7.15), поскольку включает теперь альтернативные издержки покупки нового оборудования. Также у такой кривой предложения не будет вертикального участка, так как фирма может увеличивать предлагаемое в аренду оборудование просто за счет увеличения его закупок. Начиная с определенного объема предложения арендуемого оборудования, эта кривая может возрастать вследствие потерь от масштаба.

Рыночная кривая предложения услуг капитала есть сумма количеств этих услуг, предлагаемых отдельными фирмами. Ее форма зависит от того, какой период мы рассматриваем. Если речь идет об услугах специфического капитала (например, узкоспециализированного оборудования) в коротком периоде, то кривая их предложения будет абсолютно неэластична. Когда капитал имеет универсальный характер, то его предложение его услуг в коротком периоде может быть несколько расширено за счет отвлечения его из других отраслей. Однако предложение все равно остается весьма неэластичным.

В длительном периоде предложение услуг капитала может быть расширено за счет производства нового оборудования. Кривая предложения, конечно, не будет горизонтальной, она будет иметь положительный наклон. Объясняется это тем, что расширение предложения услуг капитала повышает спрос на оборудование со стороны прокатных фирм, что повышает его цену, а, следовательно, и МС прокатных фирм. Эластичность предложения услуг капитала будет определяться эластичностью предложения оборудования, покупаемого прокатными фирмами.

Равновесная цена услуг капитала (R e) определяется пересечением рыночной кривых спроса на эту услугу и рыночной кривой предложения (рис. 7.16, график Б). В условиях совершенного рынка услуг капитала эта цена выступает как заданная как для отдельного потребителя услуг капитала (рис. 7.16, график А), так и для отдельного поставщика услуг капитала (рис. 7.16, график В). Потребитель услуг капитала при такой цене предъявляет спрос на аренду K 1 единиц капитала, а поставщик готов предложить в аренду K 2 единиц капитала. Рис. 7.16 фактически аналогичен рис. 7.1, на котором представлен совершенный рынок труда.

Рис. 7.16 Совершенный рынок услуг капитала.

А. Фирма-потребитель услуг капитала. Б. Рынок услуг капитала в целом. В. Фирма-поставщик услуг капитала.

 

Спрос на услуги капитала и их предложение было рассмотрено нами на условных примерах, связанных с арендой (лизингом) оборудования. Лизинг оборудования получил очень широкое распространение за рубежом. В России он используется гораздо реже (см. вставку 7.6).

Вставка 7.6. Плохо с лизингом у нас…

На первый взгляд цифры свидетельствуют о бурном росте лизинга в России. Если в 1994 г. в России было лишь двадцать лизинговых компаний, то сегодня их число перевалило за тысячу. Объем инвестиций по лизингу превысил на 1998 г. 500 млн долларов. Среди клиентов лизинговых компаний около 49% составляют промышленные компании и более 20% - сельскохозяйственные предприятия. Чаще всего российские предприниматели берут в лизинг пищевое, печатное и деревообрабатывающее оборудование, автомобили, компьютеры и оргтехнику. Около 7% всех лизинговых сделок приходится на аренду самолетов и железнодорожных вагонов.

Тем не менее, по оценкам Международной финансовой корпорации (IFC), доля лизинга в общем объеме инвестиций в России составляет сегодня лишь около 1,5% (для сравнения: в странах ЕС – 20-30%). А из 1026 компаний, получивших лицензии на лизинговую деятельность, реально работает только треть.

Эксперт, 2000, № 26. – С.10)

 

По различным оценкам, в 1999 году оборот лизинга в России составил 700-800 млн.долларов. Для сравнения можно отметить, что ежегодный оборот мирового рынка услуг по лизингу составляет порядка 500 млрд. долларов. Таким образом, доля российского рынка составляет менее одной пятисотой. При этом, как отмечают эксперты компании «Дельта-лизинг», порядка 60% - это «серый лизинг», то есть фиктивные лизинговые сделки с целью уменьшения налоговых платежей предприятий. По расчетам генерального директора компании «Гарантинвест» В.Гамзина, удельный вес лизинга в общем объеме инвестиций 1997 г. составил 1,5%, в 1998 г. – 2,3-2,4%, в 1999 г. – 5%. Однако этот скачок он объясняет не улучшением положения дел с лизингом, а только сокращением общего объема инвестиций.

(Эксперт, 2000, № 39. – С.14-15)

 

Спрос на капитал как актив и его предложение. Альтернативой аренде капитала является его покупка как актива. Например, бюро переводов решает не арендовать копировальную машину, а купить ее.

Если бюро переводов покупает эту машину, то оно осуществляет инвестиции.

Инвестиции есть покупка фирмой оборудования или материалов, которые пополняют запас ее капитала.

При покупке капитала возникает проблема учета времени. Дело в том, что он служит в течение длительного периода времени и весь этот период приносит фирме доход. Таким образом, предельные издержки на ресурс и предельная выручка от предельного продукта оказываются разведенными во времени. Инвестиции (затраты на приобретение капитала) делаются единовременно (в текущий момент времени), а выручка поступает в будущие периоды.

Есть два подхода к обеспечению сопоставимости затрат и выгод.

Первый основан на расчете современной ценности будущих поступлений или приведенной стоимости. [4]

Приведенная стоимость есть оценка современной ценности потока будущих доходов.

Смысл этого понятия легче всего разобрать на условном примере. Представим себе, что бюро переводов принимает решение о покупке копировальной машины. Предположим, что эта машина будет приносить ежегодно по 1000 д.е. (за вычетом издержек эксплуатации) в течение 6 лет, а затем станет изношенной и будет продана за 1000 д.е. Какую сумму оправдано заплатить бюро за ее приобретение? На первый взгляд не более 7000 д.е. Однако это не так.

Вся проблема здесь заключается в том, что деньги, полученные в будущем, имеют меньшую ценность, чем полученные в таком же количестве в настоящий момент времени. Если бы бюро переводов имело эти деньги сейчас, то оно могло бы заработать проценты, положив их в банк или же вложив их в какой-либо другой проект.

Предположим, что некто имеет сегодня 100 д.е. и может получать по 10% в год от этой суммы, положив деньги в банк. Через год его 100 д.е. превратятся в 110, через 2 года – в 121, через 3 года – в 133,3 д.е. и т.д. Этот процесс известен как начисление сложных процентов. Иначе говоря, полученную на конец каждого года сумму мы каждый раз увеличивает на 10%.

Теперь допустим, что кто-либо оказался перед выбором: получить 121 д.е. через 2 года или 100 д.е. в настоящий момент. Если процентная ставка остается равной 10%, то можно сказать, что это одна и та же сумма, так как через 2 года 100 д.е. превратятся в 121 д.е. Таким образом, эти 121 д.е. имеют приведенную стоимость равную 100 д.е. Такой процесс перерасчета будущей денежной суммы в то, что она есть сегодня, в настоящий момент времени, называется дисконтированием.

Дисконтирование есть приведение ценности будущих денежных потоков к их стоимости в настоящий момент времени.

В процессе дисконтирования мы используем какой-то норматив (в нашем примере он равен 10%). Это – норма дисконтирования.

 

Ставка дисконтирования (коэффициент дисконтирования) — это процентная ставка, используемая для перерасчета будущих потоков доходов, вложений в единую величину текущей стоимости в настоящий момент времени. Ставка дисконтирования применяется при расчёте дисконтированной стоимости будущих денежных потоков PV.

PV = , (7.1)

где PV– приведенная стоимость;

Vt - поступления от инвестиций в год t;

i – норма дисконтирования (выраженная в виде десятичной дроби, т.е. 10% = 0,1);

å - сумма дисконтированных ежегодных денежных поступлений или капиталовложений.

Ставка дисконтирования - переменная величина, зависящая от ряда факторов i = (i 1,..., in),

где (i 1,..., in) - факторы, влияющие на будущие денежные потоки, которые определяются индивидуально для каждого инвестиционного проекта.

i 1 - стоимость альтернативного вложения средств на данный период, как то: ставка банковского процента по депозитам, ставка рефинансирования, средняя доходность уже имеющегося бизнеса и т.д.;

i 2 - оценка уровня инфляции на выбранный период, как оценка стоимости риска обесценивания средств за период;

Примечание: включение рисков банкротства искажает результаты применения ставки дисконтирования...

 

 

Теперь возвратимся к примеру с бюро переводов. Для принятия инвестиционного решения ему необходимо знать, какова приведенная стоимость поступлений от инвестиций? Если копировальная машина приносит 1000 д.е. каждый год и в конце последнего года службы (в нашем примере – в конце 6 года) может быть продана по остаточной стоимости за 1000 д.е., то, в соответствии с выражением 7.1, мы получим:

 

PV =

=909 + 826 + 751 + 683 + 621 + 1130 =4920 д.е.

 

Таким образом, приведенная ценность будущих поступлений от копировальной машины равна не 7000, а только 4920 д.е. Это означает, что при неизменной норме дисконтирования бюро переводов имеет смысл приобрести копировальную машину, цена которой в настоящий момент времени меньше 4920 д.е. Если ее цена выше, то для бюро переводов будет выгоднее положить эти деньги в банк и получать доход, равный 10% годовых.

Разность между приведенной стоимостью будущих поступлений от инвестиций (PV) и стоимостью инвестиций в настоящий момент времени (С) есть чистая приведенная стоимость (NPV).

Чистая приведенная стоимость есть дисконтированные выгоды от инвестиций за вычетом стоимости инвестиций. Иначе говоря, для потока платежей Vt (Cash Flow), где Vt — платёж через t лет (t = 1,..., N) и начальной инвестиции IC (Invested Capital) чистый дисконтированный доход NPV рассчитывается по формуле:

 

NPV = PV - I C

Чистая приведённая стоимость ( чистая текущая стоимость, чистый дисконтированный доход, англ. Net present value, принятое в международной практике анализа инвестиционных проектов сокращение — NPV или ЧДД ) — это сумма дисконтированных значений потока платежей, приведённых к сегодняшнему дню. Показатель NPV представляет собой разницу между всеми денежными притоками и оттоками, приведенными к текущему моменту времени (моменту оценки инвестиционного проекта). Он показывает величину денежных средств, которую инвестор ожидает получить от проекта, после того, как денежные притоки окупят его первоначальные инвестиционные затраты и периодические денежные оттоки, связанные с осуществлением проекта. Поскольку денежные платежи оцениваются с учетом их временной стоимости и рисков, NPV можно интерпретировать, как стоимость, добавляемую проектом. Ее также можно интерпретировать как общую прибыль инвестора. В пользу такой интерпретации говорит то, что отношение NPV к совокупной величине дисконтированных инвестиционных затрат называется Индекс прибыльности (англ. Profitability Index или сокращенно PI).

В обобщенном варианте, инвестиции также должны дисконтироваться, так как в реальных проектах они осуществляются не одномоментно (в нулевом периоде), а растягиваются на несколько периодов. Расчёт ЧДД — стандартный метод оценки эффективности инвестиционного проекта и показывает оценку эффекта от инвестиции, приведённую к настоящему моменту времени с учётом разной временно́й стоимости денег. Если ЧДД больше 0, то инвестиция экономически эффективна, а если ЧДД меньше 0, то инвестиция экономически невыгодна (то есть альтернативный проект, доходность которого принята в качестве ставки дисконтирования требует меньших инвестиций для получения аналогичного потока доходов).

Если NPV являются положительной величиной, то инвестиции оправданы.[5]

Достоинства и недостатки NPV (ЧДД)

Положительные признаки ЧДД:

  1. Чёткие критерии принятия решений.
  2. Показатель учитывает стоимость денег во времени (используется коэффициент дисконтирования в формулах).

Отрицательные признаки ЧДД:

  1. Показатель не учитывает риски. Хотя для более рискованных проектов ставка дисконтирования выше, для менее рискованных — ниже, из двух проектов с одинаковыми NPV выбирают менее рисковый.
  2. Хотя все денежные потоки (коэффициент дисконтирования может включать в себя инфляцию, однако зачастую это всего лишь норма прибыли, которая закладывается в расчетный проект) являются прогнозными значениями, формула не учитывает вероятность исхода события.

Для того чтобы оценить проект с учетом вероятности исхода событий поступают следующим образом:

1. Выделяют ключевые исходные параметры. Каждому параметру устанавливают ряд значений с указанием вероятности наступления события. Для каждой совокупности параметров рассчитывается вероятность наступления и NPV.

2. Дальше идет расчет математического ожидания. В итоге получаем наиболее вероятностное NPV.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 479; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.