Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Налоговый статус юридических лиц

Налоговый статус физических лиц

 

Резидентство физических лиц в России устанавливается ежегодно. Лица, имеющие постоянное местожительство в РФ, — это лица, включая иностранцев и лиц без гражданства, проживающие на ее территории не менее 183 дней в календарном году в течение одного или нескольких периодов.

Лица, не имеющие постоянного местожительства в РФ,— это лица, проживающие на ее территории менее 183 дней в календарном году (тест физического присутствия).

Национальными законодательствами и международными соглашениями устанавливается строгая последовательность применения следующих критериев для определения местожительства в случаях, когда временного критерия недостаточно:

- место расположения привычного (постоянного) жилища;

- центр жизненных интересов (личные и экономические связи);

- место обычного проживания;

- гражданство.

 

 

Деление юридических лиц на группы принципу резидентства для России не является столь важным, кал в отношении налогоплательщиков — физических лиц. Для определения резидентства юридических лиц в РФ используется тест юридического лица: лицо признается резидентом в стране, если оно зарегистрировало в этой стране свой юридический адрес.

В мировом финансовом праве применяются, кроме указанного выше, и другие тесты:

- тест инкорпорации;

- тест места осуществления центрального управления и контроля;

- тест места осуществления текущего управления компанией;

- тест деловой цели.

Иногда юридические лица в целях налогообложения подразделяют на подгруппы не по признаку резидентства, а по другим признакам, например по численности работающих на предприятии.

В России существенными льготами по налогообложению пользуются предприятия с небольшой численностью. Государство законодательно установило критерии отнесения предприятий к этой группе (закон РФ 88-ФЗ от 12 мая 1995 г. «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»).

Закон 88-ФЗ к субъектам малого предпринимательства относит такие коммерческие организации:

- в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%;

- доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%.

При этом при соблюдении первых двух критериев средняя численность работников за отчетный период не должна превышать следующих предельных уровней (малые предприятия):

- в промышленности — 100 человек;

- в строительстве — 100 человек;

- на транспорте — 100 человек;

- в сельском хозяйстве — 60 человек;

- в научно-технической сфере — 60 человек;

- в оптовой торговле—50 человек;

- в розничной торговле и бытовом обслуживании населения — 30 человек;

- в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности — 50 человек.

Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Критерии отнесения предприятий к группе малых, действовавшие ранее (которые давались законом «О предприятиях и предпринимательской деятельности»), с принятием закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 12 мая 1995 г. № 88-ФЗ перестали действовать.

Деление юридических лиц по видам хозяйственной деятельности возможно для стимулирования отдельных отраслей производства, признанных приоритетными. Группе предприятий приоритетной отрасли могут предоставляться определенные льготы (сельскохозяйственным предприятиям, например).

Права налогоплательщиков (плательщиков сборов)

 

Налогоплательщики имеют право:

- получать от налоговых органов по месту учета бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, а также о правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц;

- получать от налоговых органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах;

- использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;

- получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных настоящим Кодексом;

- на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных - либо излишне взысканных налогов;

- представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя;

- представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;

- присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;

- получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также требования об уплате налога;

- требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;

- не выполнять неправомерные акты и требования залоговых органов и их должностных лиц, не соответствующие настоящему Кодексу или иным федеральным законам;

- обжаловать в установленном порядке решения налоговых органов и действия (бездействия) их должностных лиц;

- требовать соблюдения налоговой тайны;

- требовать в установленном порядке возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц.

Здесь выделены пункты, являющиеся новыми для налогового законодательства России.

 

Налоговая тайна (ст. 102 НК РФ)

 

Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений:

1) разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия;

2) об идентификационном номере налогоплательщика;

3) о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения;

4) предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми или правоохранительными органами (в части предоставления этим органам сведений).

К разглашению налоговой тайны относится, в частности, использование или передача другому лицу производственной или коммерческой тайны налогоплательщика, ставшей известной должностному лицу налогового органа, привлеченному специалисту или эксперту при исполнении ими своих обязанностей.

Поступившие в налоговые органы сведения, составляющие налоговую тайну, имеют специальный режим хранения и доступа.

Сведения о налогоплательщике с момента постановки на учет являются налоговой тайной, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Статья 23 НК РФ регулирует обязанности налогоплательщиков и плательщиков сбора. Налогоплательщики обязаны: 1) уплачивать законно установленные налоги;

2) встать на учет в органах Государственной налоговой службы Российской Федерации, если такая обязанность предусмотрена настоящим Кодексом (юридические лица, предприниматели без образования юридического лица)',

3) вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах;

4) представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;

5) предоставлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов (перечень этих документов должен быть установлен в Особенной части НК РФ);

6) выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;

7) предоставлять налоговому органу необходимую информацию и документы в случаях и порядке, предусмотренном настоящим Кодексом;

8) в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций — также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги.

Кроме того, налогоплательщики — организации и индивидуальные предприниматели — обязаны сообщать в налоговый орган по месту учета:

- об открытии или закрытии счетов—в десятидневный срок;

- обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях — в срок не позднее одного месяцу со дня начала такого участия;

- обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации, — в срок не позднее одного месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации;

- о прекращении своей деятельности, объявлении несостоятельности (банкротстве), ликвидации или реорганизации — в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения;

- об изменении своего местонахождения — в срок не позднее десяти дней со дня принятия такого решения.

Впервые НК РФ легализовал понятие «налоговый агент», хотя институт налоговых агентов сложился уже давно. Налоговыми агентами признаются лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.

Права налоговых агентов совпадают с правами налогоплательщиков. У налоговых агентов двойственное положение — с одной стороны, они выступают по отношению к налогоплательщику как некие фискальные органы, исчисляющие и удерживающие налоги, с другой стороны — по отношению к налоговому органу они выступают как обязанные лица, обладающие функциями налогоплательщика.

Институт сборщиков налогов (ст. 25 НК РФ) является в какой-то мере отмирающим институтом в налоговом законодательстве. Функции сборщиков налогов возложены в основном на государственные органы, органы местного самоуправления, суды, органы по записи актов гражданского состояния, нотариальные конторы и др. Сборщики налогов не имеют полномочий по удержанию налогов, их функции ограничены приемом платежей и осуществлением контроля за своевременностью их уплаты. Права, обязанности и ответственность сборщиков налогов определяются соответствующими федеральными законами, законодательными актами субъектов Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления о налогах и сборах.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Субъект налогообложения | Объект и предмет налогообложения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1479; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.