Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Исчисление налога производится налоговыми органами




Налог взимается при условии выдачи нотариусами, должностными лицами, уполномоченными совершать нотариальные действия, свиде­тельств о праве наследования или удостоверения ими договоров дарения.

Оценка жилого дома (квартиры), дачи и садового домика, перехо­дящих в собственность физического лица в порядке наследования или дарения, производится органами коммунального хозяйства или стра­ховыми организациями.

Оценка транспортных средств производится страховыми и други­ми организациями, которым предоставлено право осуществлять эти действия.

Оценка другого имущества производится экспертами.

Нотариусы, а также должностные лица, уполномоченные совершать нотариальные действия, обязаны в 15-дневный срок (с момента выдачи свидетельства или удостоверения договора) направить в налоговый орган по месту их нахождения справку о стоимости имущества, перехо­дящего в собственность граждан, необходимую для исчисления налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения.

В случаях, когда физическому лицу от одного и того же физическо­го лица неоднократно в течение года переходит в собственность иму­щество в порядке дарения, налог исчисляется с общей стоимости иму­щества на основании всех нотариально удостоверенных договоров.

Уплата налога производится плательщиком на основании платеж­ного извещения, вручаемого ему налоговым органом.

Сроки и порядок уплаты налогов. Физические лица, проживающие в Российской Федерации, уплачивают налог не позднее трехмесячно­го срока со дня вручения им платежного извещения. В случае необхо­димости налоговые органы могут предоставлять плательщикам по их письменному заявлению рассрочку или отсрочку уплаты налога, но не более чем на два года, с уплатой процентов в размере 0,5 ставки на срочные вклады, действующей в Сберегательном банке Российской Федерации.

Физические лица, проживающие за пределами Российской Феде­рации, обязаны уплатить налог до получения документа, удостоверяющего право собственности на имущество. Выдача им такого докумен­та без предъявления квитанции об уплате налога не допускается.

Наследственное имущество и имущество, перешедшее в порядке дарения, может быть продано, подарено, обменено собственником только после уплаты им налога, что подтверждается справкой налого­вого органа.

2.12. Налог на игорный бизнес

Налог на игорный бизнес введен в действие законом РФ от 31 июля 1998 г. № 142-ФЗ «О налоге на игорный бизнес», см. Инструк­цию ГНС РФ от 28 августа 1998 г. № 50.

Игорный бизнес — предпринимательская деятельность, связанная с извлечением игорным заведением от участия в азартных играх и пари дохода в виде выигрыша и платы за их проведение. До вступления в силу федерального закона № 142-ФЗ доходы предприятий игорного бизнеса облагались налогами в общем для всех предприятий порядке. Сложность учета таких доходов привела к необходимости ввести фик­сированную оплату объектов игрового бизнеса.

При осуществлении игорным заведением других видов деятельно­сти, не относящихся к игорному бизнесу, указанное заведение обязано вести раздельный учет доходов от этих видов предпринимательской деятельности и уплачивать обязательные платежи по этим видам пред­принимательской деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Суммы данного налога в части, соответствующей минимальному размеру ставки налога, зачисляются в федеральный бюджет. Суммы налога в части, соответствующей превышению над минимальным размером ставки налога, зачисляются в бюджета субъектов Россий­ской Федерации, на территориях которых находятся игорные заведе­ния.

Плательщиками налога на игорный бизнес признаются организа­ции и физические лица, осуществляющие предпринимательскую дея­тельность в области игорного бизнеса.

Объекты налогообложения:

q игровые столы, предназначенные для проведения азартных игр, в которых игорное заведение участвует через своих представи­телей как сторона;

q игровые столы, предназначенные для проведения азартных игр, в которых игорное заведение участвует через своих представителей как организатор и (или) наблюдатель;

q игровые автоматы;

q кассы тотализаторов;

q кассы букмекерских контор.

При установке нового объекта налогообложения до 15-го числа те­кущего месяца сумма налога исчисляется за полный текущий месяц, после 15-го числа — за половину текущего месяца.

При выбытии объекта налогообложения до 15-го числа текущего месяца сумма налога исчисляется за половину текущего месяца, после 15-го числа — за полный текущий месяц, при этом объект налогообло­жения считается выбывшим по истечении 10 дней с даты подачи соот­ветствующего заявления в орган МНС РФ.

Ставки налога. Ставка налога на каждый объект налогообложения устанавливается в размере, кратном установленному федеральным за­коном минимальному размеру оплаты труда.

Минимальный размер ставок налога в год составляет:

q за каждый игровой стол, предназначенный для проведения азар­тных игр, в которых игорное заведение участвует как сторона, — 1200 МРОТ;

q за каждый игровой стол, предназначенный для проведения азарт­ных игр, в которых игорное заведение участвует как организатор и (или) наблюдатель, — 100 МРОТ;

q за каждый игровой автомат — 45 МРОТ;

q за каждую кассу тотализатора — 1200 МРОТ;

q за каждую кассу букмекерской конторы — 600 МРОТ.

Конкретные единые размеры ставок налога для всех игорных заве­дений, находящихся на территориях субъектов Российской Федера­ции, превышающие минимальные размеры ставок налога, определяют­ся законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации.

При отсутствии нормативного акта субъекта Российской Федера­ции, определяющего конкретные размеры ставок налога, для его исчис­ления и уплаты применяются минимальные размеры ставок налога.

Вводить индивидуальные ставки налога для отдельных категорий плательщиков налога запрещается.

Льготы. Ставка налога в год на каждый объект налогообложения сверх указанного количества уменьшается на 20%, если в игорном за­ведении общее количество объектов налогообложения каждого вида объектов игорного бизнеса будет игровых столов — более 30, а игро­вых автоматов — более 40.

Порядок исчисления и уплаты сумм налога

Суммы налога, подлежащие внесению в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, определяются платель­щиком налога самостоятельно.

Расчет сумм налога представляется плательщиком в ГНИ по месту регистрации объектов налогообложения ежемесячно не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным.

Уплата сумм налога производится плательщиком налога в течение 5 рабочих дней со дня представления расчета сумм налога в ГНИ рав­ными долями в размере одной двенадцатой годовой суммы установ­ленного налога с учетом изменения количества и (или) видов объектов налогообложения.

2.13. Налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте

Налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте, введен в действие законом РФ от 21 июля 1997 г. № 120-ФЗ, см. Инструкцию ГНС РФ от 7 августа 1997 г. № 45.

Суммы данного налога распределяются между федеральным бюд­жетом и бюджетами субъектов Российской Федерации в соотношении соответственно 60 и 40%. При этом законодательные органы власти субъектов РФ вправе принимать нормативные акты о передаче мест­ным бюджетам всей суммы или ее части от сумм налога, поступающей в бюджеты субъектов РФ.

Плательщики — физические и юридические лица (резиденты и не­резиденты), их филиалы и представительства. Не являются платель­щиками данного налога Центральный банк России, организации, дея­тельность которых полностью финансируется из бюджетов любых уровней. Не облагаются налогом операции по покупке наличной иностранной валюты кредитными организациями у ЦБР и у других кре­дитных организаций.

Объект налогообложения — операции по покупке иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностран­ной валюте (далее — наличная иностранная валюта).

В целях налогообложения к платежным документам относятся чеки, аккредитивы и другие аналогичные документы, выраженные в иностранной валюте.

Не относятся к операциями по покупке наличной иностранной ва­люты следующие операции:

q расчеты в иностранной валюте, осуществляемые владельцем пластиковых карт с рублевых карточных счетов (за исключени­ем получения наличной иностранной валюты);

q покрытие рублевых перечислений за счет средств в иностран­ной валюте со счетов владельцев пластиковых карт, при осуще­ствлении этими владельцами платежей в рублях с указанных валютных карточных счетов.

Налогооблагаемой базой является сумма в рублях, уплачиваемая при совершении следующих операций:

q покупка наличной иностранной валюты за наличные рубли;

q покупка платежных документов в иностранной валюте за налич­ные рубли;

q выплата с валютных счетов наличной иностранной валюты фи­зическим лицам при условии поступления этих средств на ва­лютные счета с рублевых счетов;

q покупка у физических лиц за наличные рубли иностранных де­нежных знаков, не подлежащих обращению из-за дефектов;

q выдача иностранной валюты владельцам пластиковых карт с рублевых карточных счетов.

В налогооблагаемую базу включаются также суммы возврата бан­ковских вкладов (депозитов), открытых в рублях, и начисленных по ним процентов, если их погашение производится в наличной иностранной валюте.

Не подлежат обложению налогом операции по выдаче наличной иностранной валюты по банковским вкладам (депозитам), открытым в иностранной валюте, включая выдачу наличной иностранной валю­ты с валютных счетов.

Ставка налога устанавливается в размере 1% от налогооблагаемой базы. Первоначально ставка была установлена в размере 0,5%.

Порядок уплаты налога в бюджет

Удержание налога производится кредитными организациями, произ­водящими операции с иностранными денежными знаками и платежны­ми документами, выраженными в иностранной валюте, с поступивших от физических и юридических лиц денежных средств в рублях в момент получения плательщиками налога наличной иностранной валюты.

В аналогичном порядке уплачивает налог кредитная организация при конвертации с выплаченных продавцу сумм по указанным опера­циям в рублевом эквиваленте.

2.14. Сбор за использование наименования «Россия»

Сбор за использование наименования «Россия» введен законом РФ 2 апреля 1993 г. № 4737-1 «О сборе за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний», см. Инструкцию ГНС РФ от 11 мая 1993 г. № 21.

Плательщики сбора. Сбор за использование наименований «Рос­сия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний уплачивают предприятия, учреждения и организации, использующие эти наименования, слова и словосочетания в своих на­званиях.

Не являются плательщиками сбора следующие организации:

q федеральные органы государственной (законодательной, ис­полнительной и судебной) власти;

q Центральный банк Российской Федерации и его учреждения;

q государственные внебюджетные фонды Российской Федерации;

q бюджетные учреждения и организации, полностью финансиру­емые из республиканского бюджета Российской Федерации;

q редакции средств массовой информации (кроме рекламных и эротических изданий);

q общероссийские общественные объединения, а также религиоз­ные объединения;

q сельскохозяйственные товаропроизводители.

Ставки сбора устанавливаются в следующем размере:

q для предприятий, учреждений и организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность (кроме заготовительных, снабженческо-сбытовых и торговых), — в размере 0,5% от сто­имости реализованной продукции (выполненных работ, предо­ставленных услуг);

q для заготовительных, снабженческо-сбытовых и торгующих, в том числе оптовой торговли, предприятий и организаций — в размере 0,05% от оборота;

q для других предприятий, учреждений и организаций — в разме­ре 100 МРОТ.

Для отдельных категорий плательщиков или индивидуальных пла­тельщиков указанные ставки могут быть понижены, но не более чем на 50%. Льгота предоставляется по решению Правительства Российской Федерации.

Порядок и сроки уплаты сбора. Уплата сбора производится в сле­дующем порядке:

q предприятия, учреждения и организации уплачивают сбор ежеквартально из прибыли (дохода), остающейся в их распоря­жении, исходя из фактически полученной выручки от реализо­ванной продукции (выполненных работ, предоставленных ус­луг) в срок до 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем истекшего квартала;

q некоммерческие предприятия, учреждения и организации упла­чивают ежегодный сбор единовременно в двадцатидневный срок с момента их регистрации (перерегистрации) независимо от сроков ее осуществления, а в последующем не позднее 25 мар­та года, следующего за отчетным.

Суммы от уплаты сбора и применяемых финансовых санкций за нарушение порядка его уплаты зачисляются в республиканский бюд­жет Российской Федерации.

2.15. Сбор за пограничное оформление

При осуществлении пограничного контроля при выезде из Россий­ской Федерации взимается сбор за пограничное оформление, который является обязательным платежом на всей территории Российской Федерации.

Введен законами РФ от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 «О государствен­ной границе Российской Федерации» и от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации».

Объект налогообложения — пограничное оформление при выезде из РФ.

Плательщиками сбора за пограничное оформление являются:

q физические лица, пересекающие Государственную границу Рос­сийской Федерации (за исключением физических лиц — владель­цев перемещаемых через Государственную границу Российской Федерации транспортных средств) (далее — физические лица);

q физические и юридические лица — владельцы перемещаемых через Государственную границу Российской Федерации транс­портных средств (далее — владельцы транспортных средств).

Ставки сбора. Сбор за пограничное оформление взимается в следу­ющих размерах:

1) с физических лиц — в размере 0,8 МРОТ;

2) с владельцев:

q легкового автотранспорта — в размере 2 МРОТ;

q грузового автотранспорта и автобусов — в размере 1 МРОТ;

q пассажирских воздушных судов с количеством посадочных мест до 50 — в размере 5 МРОТ;

q пассажирских воздушных судов с количеством посадочных мест от 50 до 100 — в размере 7 МРОТ;

q пассажирских воздушных судов с количеством посадочных мест 100 и более — в размере 10 МРОТ;

q грузовых воздушных судов — в размере 7 МРОТ;

q морских пассажирских судов с количеством посадочных мест до 100 — в размере 7 МРОТ;

q морских пассажирских судов с количеством посадочных мест 100 и более - в размере 10 МРОТ;

q речных пассажирских судов — в размере 2 МРОТ;

q морских грузовых судов дедвейтом до 100 тонн — в размере 3 МРОТ;

q морских грузовых судов дедвейтом от 100 до 1000 тонн — в размере 5 МРОТ;

q морских грузовых судов дедвейтом 1000 и более тонн — в раз­ мере 7 МРОТ;

q речных грузовых судов — в размере 1 МРОТ;

q пассажирских железнодорожных поездов — в размере 10 МРОТ;

q железнодорожных грузовых вагонов — в размере 0,2 МРОТ;

q контейнеров, перевозимых железнодорожным транспортом, — в размере 0,15 МРОТ за каждый контейнер.

Льготы. От уплаты сбора за пограничное оформление освобожда­ются:

q физические лица, следующие в Калининградскую область с ос­тальной части территории Российской Федерации и из Кали­нинградской области на остальную часть территории Россий­ской Федерации;

q владельцы транспортных средств, следующих в Калининград­скую область с остальной части территории Российской Феде­рации и из Калининградской области на остальную часть терри­тории Российской Федерации;

q дети, не достигшие возраста 14 лет;

q инвалиды I и II групп, а также инвалиды с детства всех групп;

q физические лица — владельцы личных легковых автотранспорт­ных средств, являющиеся инвалидами I и II групп, а также инва­лидами с детства всех групп;

q физические лица, следующие в составе специальных групп для оказания помощи в ликвидации последствий чрезвычайных си­туаций природного или техногенного характера, а также владель­цы транспортных средств, следующих в составе указанных групп;

q физические лица из числа военнослужащих и гражданского пер­сонала российских воинских контингентов, следующие для уча­стия в миротворческой деятельности в составе многонациональ­ных сил или коллективных сил по поддержанию мира, а также владельцы транспортных средств, следующих в составе указан­ных сил;

q члены экипажей, бригад, водители российских и иностранных транспортных средств при исполнении служебных обязанностей;

q сотрудники дипломатических представительств, консульских учреждений Российской Федерации и члены их семей, а также сотрудники дипломатических представительств, консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации и члены их семей;

q владельцы транспортных средств — дипломатические предста­вительства и консульские учреждения Российской Федерации, а также дипломатические представительства и консульские уч­реждения иностранных государств в Российской Федерации;

q владельцы личного автотранспорта, в том числе лица, управля­ющие по доверенности, — сотрудники дипломатических пред­ставительств и консульских учреждений Российской Федера­ции, а также сотрудники дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации;

q физические лица — сотрудники Организации Объединенных Наций и ее специализированных учреждений, сотрудники Со­вета Европы и других международных организаций в соответ­ствии с международными договорами Российской Федерации, а также члены официальных делегаций указанных организаций, следующие через Государственную границу Российской Феде­рации по их направлениям;

q физические лица — члены государственных, правительственных и парламентских делегаций Российской Федерации и иностран­ных государств, а также владельцы транспортных средств, обес­печивающих передвижение указанных делегаций;

q физические лица, имеющие дипломатические паспорта, а также владельцы транспортных средств, обеспечивающих передвиже­ние указанных лиц;

q граждане государств-участников Содружества Независимых Государств и владельцы транспортных средств, находящиеся на территориях этих государств (за исключением граждан го­сударств, которыми введен сбор за пограничное оформление в отношении граждан Российской Федерации, и находящихся на территориях этих государств владельцев транспортных средств) при поездках в пределах территорий государств — участников СНГ;

q физические лица, пересекающие Государственную границу Рос­сийской Федерации в соответствии с международными догово­рами Российской Федерации с сопредельными государствами;

q владельцы транспортных средств, пересекающих Государствен­ную границу Российской Федерации в соответствии с междуна­родными договорами Российской Федерации с сопредельными государствами;

q владельцы транспортных средств, осуществляющих рейсовые приграничные перевозки;

q владельцы морских судов, осуществляющих морской промысел, исследовательскую и иную деятельность за пределами террито­риального моря Российской Федерации без захода в иностран­ные порты;

q физические лица, следующие транзитом через территорию Рос­сийской Федерации;

q владельцы транспортных средств, следующих транзитом через территорию Российской Федерации;

q физические лица, в том числе владельцы личных легковых авто­транспортных средств, являющиеся участниками Второй миро­вой войны, воевавшие на стороне государств антигитлеровской коалиции;

q физические лица, в том числе владельцы личных легковых авто­транспортных средств, являющиеся гражданами Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Россий­ской Федерации и имеющие на территориях государств, ранее входивших в состав Союза ССР, недвижимое имущество, следу­ющие к месту нахождения данного имущества с территории Рос­сийской Федерации и обратно.

Порядок взимания сбора за пограничное оформление определяет­ся Правительством Российской Федерации.

2.16. Плата за пользование водными объектами

Плата за пользование водными объектами введена законом РФ от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы Россий­ской Федерации», Федеральным законом от 6 мая 1998 г. № 71-ФЗ «О плате за пользование водными объектами», см. Инструкцию ГНС РФ от 12 августа 1998 г. № 46.

Поступления сумм платы направляются на осуществление меро­приятий по восстановлению и охране водных объектов в объеме не ме­нее 50%. Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации вправе принимать решения о зачислении в мест­ные бюджета всей суммы платы или ее части, поступающей в их бюд­жета.

Плательщики — организации и предприниматели, непосредствен­но осуществляющие пользование водными объектами с применением сооружений, технических средств или устройств, подлежащее лицен­зированию.

Плата за пользование водными объектами в целях осуществления забора воды из подземных источников осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах.

Объектом платы признается пользование водными объектами с применением сооружений, технических средств или устройств в це­лях:

q осуществления забора воды из водных объектов;

q удовлетворения потребности гидроэнергетики в воде;

q использования акватории водных объектов для лесосплава, осу­ществляемого без применения судовой тяги (в плотах и коше­лях), а также для добычи полезных ископаемых, организованной рекреации, размещения плавательных средств, коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования, для проведения буровых, строительных и иных работ;

q осуществления сброса сточных вод в водные объекты.

Не признается объектом платы пользование водными объектами в целях:

q забора воды для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий;

q забора воды сельскохозяйственными предприятиями и (или) крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для орошения зе­мель сельскохозяйственного назначения, централизованного водоснабжения животноводческих ферм и животноводческих комплексов, включая птицефермы и птицефабрики, а также са­доводческих и огороднических объединений граждан;

q забора воды для рыбоводства и воспроизводства водных биоло­гических ресурсов;

q размещения плавательных средств, коммуникаций, зданий, со­оружений, установок и оборудования для осуществления дея­тельности, связанной с охраной вод и водных биологических ре­сурсов, защитой окружающей природной среды от вредного воз­действия вод;

q проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов, а также государственных научных исследований, геодезических, топографических, гидрографи­ческих и поисково-съемочных работ;

q осуществления рекреации без применения сооружений, спортив­ной охоты и любительского рыболовства;

q осуществления организованной рекреации лечебными и оздоро­вительными учреждениями;

q забора воды для санитарных, экологических и судоходных по­пусков;

q проведения дноуглубительных и других работ, связанных с экс­плуатацией судоходных водных путей и гидротехнических со­оружений;

q использования водных объектов для размещения и строительства отдельно стоящих гидротехнических сооружений гидроэнерге­тического, мелиоративного, рыбохозяйственного, воднотранс­портного, водопроводного и канализационного назначения;

q строительства (реконструкции) осушительных систем на участ­ках низовых болот;

q сброса дренажных, шахтных и карьерных вод, если концентра­ция вредных веществ в них не превышает концентрацию таких веществ в водоприемнике.

Платежная база в зависимости от вида пользования водными объектами определяется как:

1. объем воды, забранной из водного объекта;

2. объем продукции (работ, услуг), произведенной (выполнен­ных, оказанных) при пользовании водным объектом без забора воды;

3. площадь акватории используемых водных объектов;

4. объем сточных вод, сбрасываемых в водные объекты.

Ставки платы. Законодательно устанавливаются максимальные и минимальные ставки платы за пользование водными объектами. Став­ки устанавливаются в рублях за одну тысячу кубических метров воды, за одну тысячу киловатт-часов, за одну тысячу кубических метров сплавляемой древесины.

Ставки платы по категориям плательщиков в зависимости от вида пользования водными объектами, состояния водных объектов и с уче­том местных условий водообеспечения населения и хозяйственных объектов устанавливаются законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации.

До утверждения законодательными (представительными) органа­ми субъектов Российской Федерации ставок платы по категориям пла­тельщиков применяются минимальные ставки платы, установленные Правительством Российской Федерации.

Минимальные и максимальные ставки платы в указанных преде­лах по бассейнам рек, озерам, морям и экономическим районам уста­новлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 1998 г. №818.

Ставки платы за пользование водными объектами в целях забора воды для технологических нужд и сброса сточных вод в пределах установленных лимитов плательщикам, осуществляющим эксплуатацию объектов теплоэнергетики и атомной энергетики с использованием прямоточной схемы водоснабжения и добычу драгоценных металлов, устанавливаются в размере 30% ставок платы.

При заборе или сбросе воды сверх установленных лимитов (месяч­ных или годовых) ставки платы для плательщика в части такого пре­вышения увеличиваются в пять раз по сравнению со ставками платы, установленными законом 71-ФЗ.

При пользовании водными объектами без соответствующей лицен­зии (разрешения) ставки платы увеличиваются в пять раз по сравне­нию со ставками платы, обычно устанавливаемыми в отношении тако­го пользования на основании лицензии (разрешения).

Льготы по плате. Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации вправе устанавливать льготы по плате для отдельных категорий плательщиков в пределах суммы пла­ты, поступающей в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации.

Порядок и сроки уплаты

Плательщик определяет сумму платы самостоятельно.

Внесение плательщиком платы по итогам каждого отчетного пери­ода производится не позднее 20 календарных дней после истечения этого периода. При этом в те же сроки плательщик обязан представить в налоговый орган по месту регистрации налоговую декларацию.

Отчетный период устанавливается:

V для предпринимателей, малых предприятий и плательщиков, использующих акваторию водного объекта, — каждый календар­ный квартал;

У для остальных плательщиков — каждый календарный месяц.

Суммы платы зачисляются в федеральный бюджет и бюджета субъектов Российской Федерации в следующем соотношении: 40% — в федеральный бюджет, 60% — в бюджета субъектов Российской Фе­дерации.

При пользовании водными объектами, расположенными на терри­ториях двух и более субъектов Российской Федерации, указанные суммы платы вносятся в бюджет субъекта Российской Федерации по месту регистрации плательщика с последующим их распределением между бюджетами тех субъектов Российской Федерации, на террито­риях которых находятся такие водные объекты.

 

3. Региональные налоги

3.1. Налог на имущество предприятий

Налог на имущество предприятии введен в действие законом РФ от 13 декабря 1991 г. № 2030-1 «О налоге на имущество предприятий», см. Инструкцию ГНС РФ от 8 июня 1995 г. № 33.

Плательщики:

V предприятия, учреждения и организации, в том числе с иност­ранными инвестициями, считающиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации;

V филиалы и другие аналогичные подразделения указанных пред­приятий, учреждений и организаций, имеющие отдельный ба­ланс и расчетный (текущий) счет;

V компании, фирмы, любые другие организации (включая полные товарищества), образованные в соответствии с законодатель­ством иностранных государств, международные организации и объединения, а также их обособленные подразделения, имею­щие имущество на территории Российской Федерации.

Плательщики налога на имущество в законе именуются «предпри­ятиями».

Не являются плательщиками налога на имущество предприятий Центральный банк России и его учреждения.

Объектом налогообложения является имущество предприятий, находящееся на балансе предприятия:

V основные средства;

V нематериальные активы;

V малоценные и быстроизнашивающиеся предметы;

V материалы;

V готовая продукция;

V товары отгруженные;

V расходы будущих периодов;

V другие элементы актива баланса.

Основные средства, нематериальные активы, малоценные и быст­роизнашивающиеся предметы учитываются по остаточной стоимости.

Базой налогообложения является среднегодовая стоимость иму­щества предприятия.

Стоимость имущества, объединенного предприятиями в целях осу­ществления совместной деятельности без образования юридического лица, для целей налогообложения принимается в расчет участниками договоров о совместной деятельности, внесшими это имущество, а со­зданного (приобретенного) в результате этой деятельности участни­ками договоров о совместной деятельности — в соответствии с уста­новленной долей собственности по договору.

Ставка налога. Поскольку налог на имущество предприятий отно­сится к региональным налогам, то федеральным законодательством устанавливается предельная ставка налога. В настоящее время ставка налога на имущество предприятий не может превышать 2% стоимости налогооблагаемого имущества. Конкретные ставки налога определяют­ся законодательными (представительными) органами власти субъек­тов Федерации. При этом может производиться конкретизация ставок по отдельным видам деятельности. Не разрешается устанавливать ставку налога для отдельных предприятий. В случае отсутствия регио­нального закона по налогу на имущество применяется для налогооб­ложения предельная установленная законом РФ ставка налога.

Льготы. Льготы по налогу на имущество представлены в законе в виде перечня организаций, имущество которых освобождено от на­лога на имущество. Перечень довольно большой. Перечисляем наи­более существенные из организаций, освобожденные от налога на имущество:

V бюджетные учреждения и организации, органы законодатель­ной (представительной) и исполнительной власти, органов ме­стного самоуправления, органы социальных внебюджетных фондов, коллегии адвокатов;

V предприятия по производству, переработке и хранению сель­скохозяйственной продукции, выращиванию, лову и переработ­ке рыбы и морепродуктов при условии, что выручка от указан­ных видов деятельности составляет не менее 70% общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг);

V специализированные протезно-ортопедические предприятия;

V учреждения образования и культуры;

V религиозные объединения и организации, национально-куль­турные общества;

V предприятия народных художественных промыслов;

V жилищно-строительные, дачно-строительные и гаражные ко­оперативы, садоводческие товарищества;

V общественные объединения, осуществляющие свою деятель­ность за счет целевых взносов граждан и отчислений предприя­тий и организаций из оставшейся в их распоряжении после уп­латы налогов и других обязательных платежей прибыли на содержание указанных общественных объединений, если они не осуществляют предпринимательскую деятельность;

V общественные организации инвалидов, а также другие предпри­ятия, в которых инвалиды составляют не менее 50% от общего числа работников;

V научно-исследовательские учреждения, предприятия и органи­зации академий наук;

V иные НИИ независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, в объеме работ которых научно-исследова­тельские, опытно-конструкторские и экспериментальные рабо­ты составляют не менее 70%;

V предприятия учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы;

V специализированные предприятия (по перечню, утверждаемо­му Правительством Российской Федерации), производящие ме­дицинские и ветеринарные препараты.

Помимо этого, у предприятий, имущество которых подлежит нало­гообложению, установлено уменьшение его стоимости на балансовую стоимость некоторых видов имущества, а именно:

а) объектов жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы, полностью или частично находящихся на балансе нало­гоплательщика;

б) объектов, используемых исключительно для охраны природы, пожарной безопасности или гражданской обороны;

в) имущества, используемого для производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, выращивания, лова и переработки рыбы;

г) ледоколов, судов с ядерными энергетическими установками и судов атомно-технологического обслуживания; магистральных трубопроводов, железнодорожных путей сообщения, автомо­бильных дорог общего пользования, линий связи и энергопере­дачи, а также сооружений, предназначенных для поддержания в эксплуатационном состоянии указанных объектов;

д) спутников связи;

е) земли;

ж) специализированных судов, механизмов и оборудования, необ­ходимых для использования не более трех месяцев в году для обеспечения нормального функционирования различных видов транспорта, а также автомобильных дорог общего пользования.

Кроме того, имеется специфическое имущество, на стоимость кото­рого согласно действующему законодательству происходит уменьше­ние налогооблагаемой базы.

Законодательные (представительные) органы субъектов Россий­ской Федерации, органы местного самоуправления могут устанавли­вать для отдельных категорий плательщиков дополнительные льготы по налогу в пределах сумм, зачисляемых в бюджета субъектов Рос­сийской Федерации.

Сроки уплаты

Сумма налога исчисляется и вносится в бюджет поквартально на­растающим итогом, а в конце года производится перерасчет. Уплата налога производится по квартальным расчетам в пятидневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета за квар­тал, а по годовым расчетам — в десятидневный срок со дня, установ­ленного для бухгалтерского отчета за год.

Исчисленная сумма налога вносится в виде обязательного платежа в бюджет в первоочередном порядке с отнесением затрат на финансо­вые результаты деятельности предприятия, а по банкам и другим кредитным организациям — на операционные и разные расходы.

3.2. Лесной доход (платежи за пользование лесным фондом)

Лесной доход (платежи за пользование лесным фондом) вве­ден в действие Лесным кодексом РФ, Федеральным законом от 22 февраля 1999 г. № 36-ФЗ, см. Инструкцию ГНС РФ от 19 апреля 1994 г. № 25.

Платежи за пользование лесным фондом взимаются в виде лесных по­датей (плата за древесину, отпускаемую на корню) или арендной платы.

3.2.1. Плата за древесину, отпускаемую на корню

Плательщики — лесопользователи, осуществляющие заготовку древесины в лесном фонде Российской Федерации, а также в лесных насаждениях, не входящих в лесной фонд.

Лесопользователями в Российской Федерации согласно ст. 27 Ос­нов могут быть юридические лица, обладающие правом на осуществ­ление пользования лесным фондом в соответствии с законодатель­ством Российской Федерации.

Не являются плательщиками лесных податей за древесину, отпу­скаемую на корню, осуществляющие заготовку древесины субъекты малого предпринимательства — индивидуальные предприниматели и организации с предельной численностью работающих (включая рабо­тающих по договорам подряда и иным договорам гражданско-правового характера) до 15 человек.

Объект налогообложения — объем древесины на корню, отпускае­мый лесопользователям.

Ставки. Минимальные ставки платы применяются в соответству­ющем финансовом году с повышающим коэффициентом относитель­но минимальных ставок.

Минимальные ставки утверждены постановлением Правительства РФ от 19 сентября 1997 г. № 1199.

Сроки уплаты.

15 февраля — 15%; 15 марта — 10%; 15 апреля — 10%; 15 июня --10%; 15 июля - 10%; 15 сентября — 15%; 15 ноября — 15%; 15 декабря — 15%.

3.2.2. Арендная плата

Плательщики — арендаторы участков лесного фонда. Объект налогообложения — пользование участком лесного фонда. Ставки. Размер арендной платы устанавливается по соглашению сторон договора аренды с учетом вида лесопользования, размера уча­стка, годового размера лесопользования на арендуемом участке лесно­го фонда и действующих ставок лесных податей за данный вид лесо­пользования.

Сроки уплаты определяются договором аренды.

 

3.3. Сбор на нужды общеобразовательных учреждений

Сбор на нужды общеобразовательных учреждений введен в дей­ствие законом РФ от 27 декабря 1991 г. №2118-1 «Об основах налого­вой системы Российской Федерации», Письмами Комиссии Совета республик, ВС РФ по бюджету, планам, налогам и ценам, МФ РФ, ГНС РФ от 4 июня 1992 г. № 5-1/693; 4-5-20; ИЛ-6-04/176.

Суммы сбора носят целевой характер и используются на дополни­тельное финансирование образовательных учреждений.

Плательщиками данного сбора являются предприятия, учрежде­ния и организации всех организационно-правовых форм, включая предприятия с иностранными инвестициями, зарегистрировавшие свою деятельность в установленном порядке на территории соответ­ствующего региона.

Объект налогообложения — фонд заработной платы предприятий, учреждений, организаций.

Ставка сбора не может превышать размера одного процента от го­дового фонда заработной платы предприятий, учреждений и орга­низаций. Конкретная ставка устанавливается законодательными акта­ми субъектов РФ.

Расходы предприятий и организаций по уплате этого сбора отно­сятся на финансовые результаты деятельности предприятий.

Сроки уплаты устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Федерации по согласованию с налоговыми органами.

Льготы. Не привлекаются к уплате этого сбора учреждения, состо­ящие на бюджетном финансировании, если они не занимаются пред­принимательской деятельностью.

3.4. Единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности

Единый налог на вмененный доход для определенных видов дея­тельности введен в действие законами РФ от 27 декабря 1991 г. № 2118-1, от 31 июля 1998 г. № 148-ФЗ «О едином налоге для опреде­ленных видов деятельности».

Со дня введения единого налога на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации с плательщиков этого налога не взимаются платежи в государственные внебюджетные фонды, а также на­логи, за исключением:

1) государственной пошлины;

2) таможенных пошлин и иных таможенных платежей;

3) лицензионных и регистрационных сборов;

4) налога на приобретение транспортных средств;

5) налога на владельцев транспортных средств;

6) земельного налога;

7) налога на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте;

8) подоходного налога, уплачиваемого физическими лицами, осу­ществляющими предпринимательскую деятельность без обра­зования юридического лица, с любых доходов, за исключением доходов, получаемых при осуществлении предпринимательской деятельности в сферах, отнесенных в субъекте РФ к налогооб­ложению вмененного дохода;

9) удержанных сумм подоходного налога, а также налога на добав­ленную стоимость и налога на доходы от источника в Россий­ской Федерации в случаях, когда законодательными актами Российской Федерации о налогах установлена обязанность по удержанию налога у источника выплат.

Введение данного налога вызвано необходимостью привлечь к на­логообложению такие виды деятельности, по которым довольно слож­но уследить и выявить базу налогообложения. Сферы предпринима­тельской деятельности, на которые распространяется действие закона «О едином налоге на вмененный доход с определенных видов деятель­ности», являются наиболее массовыми и характеризуются наиболь­шим числом злоупотреблений в финансово-хозяйственной деятельно­сти. С другой стороны, эти хозяйствующие субъекты неоправданно сильно загружены бухгалтерской и налоговой работой (учет и отчет­ность). Сведение к минимуму видов уплачиваемых налогов и введение этих хозяйств в правовое поле — основная задача введения на террито­рии субъектов Федерации налога на вмененный доход.

На территории конкретных субъектов РФ налог устанавливается и вводится в действие их законодательными органами. При введении данного налога на территории субъекта Федерации, все предприятия и предприниматели указанных сфер деятельности в обязательном порядке переводятся на оплату единого налога на вмененный доход.

Право добровольного перехода на уплату единого налога или сохра­нения существующего порядка уплаты налогов предоставляется об­щественным организациям инвалидов, уставный капитал которых полностью состоит из вклада общественных организаций инвалидов, а также предприятиям и учреждениям, единственным собственни­ком имущества которых являются общественные организации инва­лидов.

Для целей обложения вмененного дохода используются следующие основные понятия:

V вмененный доход — потенциально возможный валовой доход плательщика единого налога за вычетом потенциально необхо­димых затрат, рассчитываемый с учетом совокупности факто­ров, непосредственно влияющих на получение такого дохода, на основе данных, полученных путем статистических исследова­ний, в ходе проверок налоговых и иных государственных орга­нов, а также оценки независимых организаций;

V базовая доходность — условная доходность в стоимостном выра­жении на единицу физического показателя (единица площади, численность работающих, единица производственной мощности и другие), характеризующего определенный вид деятельности в различных сопоставимых условиях;

V повышающие или понижающие коэффициенты базовой до­ходности — коэффициенты, показывающие степень влияния того или иного фактора (место деятельности, вид деятельности) на результат предпринимательской деятельности, осуществляе­мой на основе свидетельства об уплате единого налога.

Плательщики налога — юридические лица (организации) и физи­ческие лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (предприниматели), осуществля­ющие предпринимательскую деятельность в следующих сферах:

V оказание предпринимателями ремонтно-строительных услуг;

V оказание бытовых услуг физическим лицам (за исключением

проката кинофильмов);

V оказание физическим лицам парикмахерских, медицинских,

косметологических, ветеринарных и зооуслуг;

V оказание предпринимателями услуг по краткосрочному прожи­ванию;

V оказание предпринимателями консультаций, а также бухгалтер­ских, аудиторских и юридических услуг, обучение, репетитор­ство, преподавание и иная деятельность в области образования;

V общественное питание (деятельность ресторанов, кафе, баров, столовых, нестационарных и других точек общественного пита­ния с численностью работающих до 50 человек);

V розничная торговля, осуществляемая через магазины с числен­ностью работающих до 30 человек, палатки, рынки, лотки, ларь­ки, торговые павильоны и другие места организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади;

V розничная торговля горюче-смазочными материалами;

V оказание автотранспортных услуг предпринимателями и орга­низациями с численностью работающих до 100 человек;

V оказание услуг по предоставлению автомобильных стоянок и гаражей;

V деятельность организаций по сбору металлолома.

К продаже за наличный расчет закон приравнивает продажу с про­ведением расчетов посредством кредитных и иных карточек, по рас­четным чекам банков, по перечислению со счетов в банках и иных кре­дитных организациях по поручениям физических лиц, а также передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) в обмен на дру­гие товары (работы, услуги).

Объект налогообложения

Объектом налогообложения при применении единого налога явля­ется вмененный доход на очередной календарный месяц. Налоговый период по единому налогу устанавливается в один квартал.

При осуществлении нескольких видов деятельности на основе сви­детельства учет доходов и расходов ведется раздельно по каждому виду деятельности.

Ставка и порядок расчета единого налога

Ставка единого налога устанавливается в размере 20% вмененного дохода.

Сумма единого налога рассчитывается с учетом ставки, значения базовой доходности, числа физических показателей, влияющих на ре­зультаты предпринимательской деятельности, а также повышающих (понижающих) коэффициентов базовой доходности, которые опреде­ляются в зависимости от типа населенного пункта, места осуществле­ния предпринимательской деятельности внутри населенного пункта, характера местности, удаленности места осуществления предприни­мательской деятельности от остановок пассажирского транспорта, ас­сортимента реализуемой продукции и других факторов.

Размер вмененного дохода и значения иных составляющих формул расчета единого налога устанавливаются нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государствен­ной власти субъектов Российской Федерации.

Сроки уплаты. Уплата единого налога производится ежемесячно путем осуществления авансового платежа в размере 100% суммы еди­ного налога за календарный месяц. Сроки уплаты авансового платежа устанавливаются нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Рос­сийской Федерации.

При внесении плательщиком авансовых платежей предусмотрено уменьшение подлежащей уплате суммы единого налога.

Суммы единого налога вносятся в установленных пропорциях в бюджета различного уровня и государственные внебюджетные фонды.

На каждый вид деятельности выдается отдельное свидетельство. Налогоплательщикам, имеющим два и более отдельно расположенных места осуществления деятельности на основе свидетельства (палатки, ларьки, кафе и другие), свидетельство выдается на каждое из таких мест. Свидетельство выдается на период, за который налогоплатель­щик произвел уплату единого налога.

Льготы по единому налогу на вмененный доход устанавливаются актами законодательных органов субъектов РФ.

3.5. Налог с продаж

Налог с продаж введен в действие законом РФ от 31 июля 1998 г. № 150-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона Российской федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"».

С августа 1998 г. в России повторно введен налог с продаж. Суммы платежей по налогу с продаж зачисляются в бюджета субъектов Рос­сийской Федерации и в местные бюджета в размере соответственно 40 и 60% и направляются на социальные нужды малообеспеченных групп населения. В связи с этим данный налог отвечает признакам целевых налогов.

Плательщиками налога с продаж являются самостоятельно реали­зующие товары (работы, услуги) на территории Российской Федера­ции:

V российские юридические лица, их филиалы, представительства и другие обособленные подразделения;

V иностранные юридические лица, компании и другие корпора­тивные образования, обладающие гражданской правоспособно­стью, созданные в соответствии с законодательством иностран­ных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Феде­рации;

V индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою дея­тельность без образования юридического лица.

Объект налогообложения

Объектом налогообложения по налогу с продаж признается сто­имость товаров (работ, услуг), реализуемых в розницу или оптом за наличный расчет.

При этом закон, с одной стороны, ограничивает перечень товаров, работ, услуг вполне конкретным перечнем, а именно:

V подакцизные товары, дорогостоящая мебель, радиотехника, одежда, деликатесные продукты питания, автомобили, меха, ювелирные изделия, видеопродукция и компакт-диски;

V услуги туристических фирм, связанных с поездками за пределы Российской Федерации (за исключением стран СНГ);

V услуги по рекламе, услуги трех-, четырех- и пятизвездочных го­стиниц, услуги по пассажирским авиаперевозкам в салонах пер­вого и бизнес-классов и пассажирским железнодорожным пере­возкам в вагонах классов «люкс» и «СВ»,

V а также другие товары и услуги не первой необходимости по ре­шению законодательных (представительных) органов субъек­тов Российской Федерации.

В то же время закон устанавливает перечень товаров (работ, услуг) первой необходимости, стоимость которых не является объектом на­логообложения по налогу с продаж. К ним относится стоимость:

V хлеба и хлебобулочных изделий, молока и молокопродуктов, масла растительного, маргарина, круп, сахара, соли, картофеля, продуктов детского и диабетического питания;

V детской одежды и обуви;

V лекарств, протезно-ортопедических изделий;

V жилищно-коммунальных услуг, а также услуг по сдаче внаем населению государственных или муниципальных жилых поме­щений, а также по предоставлению жилья в общежитиях;

V услуг в сфере культуры и искусства, оказываемых государствен­ными и муниципальными учреждениями и организациями куль­туры и искусства;

V зданий, сооружений, земельных участков и иных объектов, от­носящихся к недвижимому имуществу, и ценных бумаг;

V услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях и уходу за больными и престарелыми;

V услуг по перевозке пассажиров транспортом общего пользова­ния муниципального образования (за исключением такси), а также услуг по перевозкам пассажиров в пригородном сообще­нии морским, речным, железнодорожным и автомобильным транспортом;

V услуг, предоставляемых кредитными организациями, страхов­щиками, негосударственными пенсионными фондами, профес­сиональными участниками рынка ценных бумаг, оказываемых в рамках их деятельности, подлежащей лицензированию, а также услуг, предоставляемых коллегией адвокатов;

V ритуальных услуг похоронных бюро, кладбищ и крематориев, проведения обрядов и церемоний религиозными организация­ми;

V услуг, оказываемых уполномоченными органами государствен­ной власти и органами местного самоуправления, за которые взимаются соответствующие виды пошлин и сборов;

V товаров (работ, услуг), связанных с учебным, учебно-производ­ственным, научным или воспитательным процессом и произво­димых государственными и муниципальными образовательны­ми учреждениями;

V путевок (курсовок) в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, учреждения отдыха, реализуемых для инвалидов; V других товаров первой необходимости по перечню, устанавли­ваемому законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации с целью недопущения сниже­ния уровня жизни малообеспеченных групп населения.

К продаже за наличный расчет приравнивается продажа с проведе­нием расчетов посредством кредитных и иных платежных карточек, по расчетным чекам банков, по перечислениям со счетов в банках по пору­чениям физических лиц, а также передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) населению в обмен на другие товары (работы, услуги).

При определении налоговой базы стоимость товаров (работ, услуг) включает налог на добавленную стоимость и акцизы для подакцизных товаров.

Ставка налога с продаж устанавливается в размере до 5 %.

Сумма налога определяется как соответствующая налоговой став­ке процентная доля цены товара без учета налога с продаж и включает­ся налогоплательщиком в цену товара, предъявляемую к оплате поку­пателю (заказчику).

Налог с продаж устанавливается и вводится в действие законами субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на террито­рии соответствующих субъектов Российской Федерации.

Устанавливая налог с продаж, законодательные (представитель­ные) органы субъектов Российской Федерации определяют ставку на­лога, порядок и сроки уплаты налога, льготы и форму отчетности по данному налогу, а также могут устанавливать дополнительный пере­чень товаров (работ, услуг), реализация которых освобождается от на­лога с продаж.

С введением в действие представительными органами власти субъектов Российской Федерации налога с продаж на территориях со­ответствующих субъектов Российской Федерации не взимаются сле­дующие налоги:

V сбор на нужды образовательных учреждений;

V налог на строительство объектов производственного назначе­ния в курортной зоне;

V лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изде­лиями;

V налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники;

V сбор с владельцев собак;

V сбор за право проведения лотерей;

V сбор за выдачу ордера на квартиру;

V сбор за парковку автотранспорта;

V сбор за пользование местной символикой;

V сбор за участие в бегах на ипподроме.

 

4. Местные налоги

4.1. Налог на имущество физических лиц

Налог на имущество физических лиц введен в действие законом РФ от 9 декабря 1991 г. № 2003-1 «О налогах на имущество физиче­ских лиц», см. Инструкцию ГНС РФ от 2 ноября 1999 г. № 54.

Плательщики — граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие на территории РФ в собственности движимое и недвижимое имущество.

Объекты налогообложения — находящиеся в собственности физи­ческих лиц:

V жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения и соору­жения (недвижимое имущество);

V самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, катера, мотосани, мотор­ные лодки и другие водно-воздушные транспортные средства, за исключением весельных лодок.

Налоговой базой для исчисления налога на недвижимое имущество является суммарная инвентаризационная стоимость объекта, определя­емая органами технической инвентаризации. Налоговой базой для ис­числения налога на водно-воздушные транспортные средства является мощность двигателя, валовая вместимость, пассажиро-место.

Инвентаризационная стоимость — это восстановительная сто­имость объекта с учетом износа и динамики роста цен на строитель­ную продукцию, работы и услуги.

Ставки налогов. Ставки налогов устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправле­ния в пределах ставок, установленных законом.

Ставки налога на недвижимое имущество устанавливаются в за­висимости от стоимости имущества. При стоимости имущества до 300 тыс. руб. ставка налога составляет до 0,1 %, от 300 до 500 тыс. руб. ставка устанавливается в пределах от 0,1% до 0,3%, а при стоимости имущества, превышающей 500 тыс. руб., ставка может устанавливать­ся в пределах от 0,3 до 2%.

Размеры налога на водно-воздушные транспортные средства уста­навливаются в процентах минимального размера оплаты труда, дей­ствующего на 1 января года, за который начисляется налог, с каждой лошадиной силы или с каждого киловатта мощности (по вертолетам, самолетам, теплоходам, яхтам, катерам, мотосаням, моторным лод­кам), с каждой регистровой тонны валовой вместимости (по несамо­ходным судам), с каждого пассажиро-места (парусные суда).

Льготы

Льготы установлены как для всех объектов налогообложения, так и по некоторым видам имущества.

Так, по всем объектам освобождаются от уплаты налога Герои Со­ветского Союза и Герои Российской Федерации, лица, награжденные орденом Славы трех степеней, инвалиды I и II групп, инвалиды с дет­ства, участники гражданской и Великой Отечественной войн, других боевых операций по защите СССР, большая группа лиц, подвергших­ся радиации при ядерных катастрофах и при испытаниях ядерного оружия.

Кроме того, от уплаты налога освобождаются военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении пре­дельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоро­вья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имею­щие общую продолжительность военной службы 20 лет и более, члены семей военнослужащих, потерявших кормильца.

Налог на строения, помещения и сооружения не уплачивается пен­сионерами, гражданами, выполнявшими интернациональный долг в Афганистане и других странах, в которых велись боевые действия, ро­дителями и супругами военнослужащих и государственных служа­щих, погибших при исполнении служебных обязанностей.

Не уплачивается налог со специально оборудованных сооружений, строений, помещений (включая жилье), принадлежащих деятелям культуры, искусства и народным мастерам на праве собственности и используемых исключительно в качестве творческих мастерских, ате­лье, студий, а также с жилой площади, используемой для организации открытых для посещения негосударственных музеев, галерей, библио­тек и других организаций культуры, — на период такого их использо­вания.

В соответствии с федеральным законом налог не уплачивается так­же с расположенных на участках в садоводческих и дачных некоммер­ческих объединениях граждан жилых строений жилой площадью до 50 кв. м и хозяйственных строений и сооружений общей площадью до 50 кв. м.

От уплаты налога освобождаются владельцы моторных лодок с мо­тором мощностью не более 10 л. с.

Поскольку данный налог является местным и зачисляется в мест­ный бюджет, то органы местного самоуправления вправе предоставить дополнительные, помимо указанных в федеральном законе, льготы.

Сроки и порядок уплаты. Исчисление налогов на имущество физи­ческих лиц возложено на налоговые органы, которые вручают налого­плательщикам платежные извещения не позднее 1 августа. Уплата на­лога производится владельцами равными долями в два срока — не позднее 15 сентября и 15 ноября.

Налог на транспортные средства исчисляется по состоянию на 1 января того года, за который исчисляются платежи. По новым транс­портным средствам налог исчисляется с начала года, следующего за их приобретением. Налог взимается с того лица, на имя которого зареги­стрировано транспортное средство.

4.2. Земельный налог

Земельный налог введен в действие законами РФ от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 «О едином налоге для определенных видов деятель­ности», от 11 октября 1991 г. № 1738-1 «О плате за землю», см. Инст­рукцию ГНС РФ от 17 апреля 1995 г. № 29.

Использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы являются: земельный налог, арендная плата, норма­тивная цена земли.

Целью введения платы за землю является стимулирование рацио­нального использования охраны и освоения земель, повышения пло­дородия почв, выравнивание социально-экономических условий хо­зяйствования на землях разного качества, обеспечение развития инфраструктуры в населенных пунктах, формирование специальных фондов финансирования этих мероприятий. Для покупки и выкупа земельных участков в случаях, предусмотренных Земельным кодек­сом РФ, а также для получения под залог земли банковского кредита устанавливается нормативная цена земли.

Итак, средства, полученные от этого налога, имеют целевое назна­чение. Не использованные в течение года остатки средств не изымают­ся и направляются по целевому назначению в следующем году.

Плательщики

Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Объект налогообложения — земля. Закон проводит разграничение между землями сельскохозяйственного назначения и землями несель­скохозяйственного назначения.

Плата за земли сельскохозяйственного назначения

При взимании налога на земли сельскохозяйственного назначения законодательство разделяет плательщиков на две группы.

Первая группа — колхозы, совхозы, крестьянские (фермерские) хо­зяйства, межхозяйственные предприятия и организации, кооперативы и другие сельскохозяйственные предприятия. Предприятия этой груп­пы, если имеют доходы только от сельскохозяйственной деятельности, уплачивают земельный налог. Все остальные налоги по отношению к ним не применяются.

Вторая группа — сельскохозяйственные предприятия индустриаль­ного типа. Отнесение предприятий к категории индустриального типа производится по перечню, утвержденному органами законодательной власти субъектов РФ. Предприятия данной группы должны уплачи­вать все установленные действующим законодательством налоги, и в том числе налог на землю.

Ставки налога устанавливаются в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год.

Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.

За земельные участки, неиспользуемые или используемые не по целевому назначению, ставка земельного налога устанавливается в двукратном размере.

Земельный налог на сельскохозяйственные угодья устанавливает­ся с учетом состава угодий, их качества, площади и местоположения.

В приложении к закону даются средние размеры земельного налога с одного гектара пашни по субъектам Российской Федерации.

Органами законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации, исходя из средних размеров налога с одного гектара пашни и кадастровой оценки угодий, устанавливаются и ут­верждаются ставки земельного налога по группам почв пашни, а также многолетних насаждений, сенокосов и пастбищ.

Минимальные ставки земельного налога за один гектар пашни и других сельскохозяйственных угодий устанавливаются органами за­конодательной (представительной) власти субъектов Российской Фе­дерации.

Органам местного самоуправления предоставляется право с учетом благоприятных условий размещения земельных участков, указанных в настоящей статье, повышать ставки земельного налога, но не более чем в два раза.

Плата за земли несельскохозяйственного назначения

Налог за земли городов, рабочих, курортных и дачных поселков взимается со всех предприятий, организаций, учреждений и граждан, имеющих в собственности, владении или пользовании земельные уча­стки по ставкам, устанавливаемым для городских земель.

Налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок согласно приложению 2 к закону.

Земли несельскохозяйственного назначения облагаются налогом по различным ставкам, как правило, значительно превышающим став­ки налога на землю сельхозназначения. По городским землям закон утверждает средние ставки налога на один квадратный метр. Средние ставки дифференцируются органами местного самоуправления по ме­стоположению и зонам различной градостроительной ценности.

Специальные размеры ставок установлены для расположенных вне населенных пунктов земель, занятых промышленными предприятия­ми и др. объектами.

Особые ставки введены для земель водного и лесного фонда.

Льготы. От уплаты земельного налога полностью освобождаются:

1) заповедники, национальные и дендрологические парки, ботани­ческие сады;

2) предприятия, а также граждане, занимающиеся традиционными промыслами в местах проживания и хозяйственной деятельно­сти малочисленных народов и этнических групп, а также народ­ными художественными промыслами и народными ремеслами в местах их традиционного бытования;

3) научные организации, опытные, экспериментальные и учебно-опытные хозяйства научно-исследовательских учреждений и учебных заведений сельскохозяйственного и лесохозяйственного профиля, а также научные учреждения и организации друго­го профиля за земельные участки, непосредственно используе­мые для научных, научно-экспериментальных, учебных целей и для испытаний сортов сельскохозяйственных и лесохозяйственных культур;

4) учреждения искусства, кинематографии, образования, здраво­охранения, государственные и муниципальные учреждения со­циального обслуживания, фина




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 453; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.37 сек.