КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Исчисление налога производится налоговыми органами
Налог взимается при условии выдачи нотариусами, должностными лицами, уполномоченными совершать нотариальные действия, свидетельств о праве наследования или удостоверения ими договоров дарения. Оценка жилого дома (квартиры), дачи и садового домика, переходящих в собственность физического лица в порядке наследования или дарения, производится органами коммунального хозяйства или страховыми организациями. Оценка транспортных средств производится страховыми и другими организациями, которым предоставлено право осуществлять эти действия. Оценка другого имущества производится экспертами. Нотариусы, а также должностные лица, уполномоченные совершать нотариальные действия, обязаны в 15-дневный срок (с момента выдачи свидетельства или удостоверения договора) направить в налоговый орган по месту их нахождения справку о стоимости имущества, переходящего в собственность граждан, необходимую для исчисления налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения. В случаях, когда физическому лицу от одного и того же физического лица неоднократно в течение года переходит в собственность имущество в порядке дарения, налог исчисляется с общей стоимости имущества на основании всех нотариально удостоверенных договоров. Уплата налога производится плательщиком на основании платежного извещения, вручаемого ему налоговым органом. Сроки и порядок уплаты налогов. Физические лица, проживающие в Российской Федерации, уплачивают налог не позднее трехмесячного срока со дня вручения им платежного извещения. В случае необходимости налоговые органы могут предоставлять плательщикам по их письменному заявлению рассрочку или отсрочку уплаты налога, но не более чем на два года, с уплатой процентов в размере 0,5 ставки на срочные вклады, действующей в Сберегательном банке Российской Федерации. Физические лица, проживающие за пределами Российской Федерации, обязаны уплатить налог до получения документа, удостоверяющего право собственности на имущество. Выдача им такого документа без предъявления квитанции об уплате налога не допускается. Наследственное имущество и имущество, перешедшее в порядке дарения, может быть продано, подарено, обменено собственником только после уплаты им налога, что подтверждается справкой налогового органа. 2.12. Налог на игорный бизнес Налог на игорный бизнес введен в действие законом РФ от 31 июля 1998 г. № 142-ФЗ «О налоге на игорный бизнес», см. Инструкцию ГНС РФ от 28 августа 1998 г. № 50. Игорный бизнес — предпринимательская деятельность, связанная с извлечением игорным заведением от участия в азартных играх и пари дохода в виде выигрыша и платы за их проведение. До вступления в силу федерального закона № 142-ФЗ доходы предприятий игорного бизнеса облагались налогами в общем для всех предприятий порядке. Сложность учета таких доходов привела к необходимости ввести фиксированную оплату объектов игрового бизнеса. При осуществлении игорным заведением других видов деятельности, не относящихся к игорному бизнесу, указанное заведение обязано вести раздельный учет доходов от этих видов предпринимательской деятельности и уплачивать обязательные платежи по этим видам предпринимательской деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Суммы данного налога в части, соответствующей минимальному размеру ставки налога, зачисляются в федеральный бюджет. Суммы налога в части, соответствующей превышению над минимальным размером ставки налога, зачисляются в бюджета субъектов Российской Федерации, на территориях которых находятся игорные заведения. Плательщиками налога на игорный бизнес признаются организации и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в области игорного бизнеса. Объекты налогообложения: q игровые столы, предназначенные для проведения азартных игр, в которых игорное заведение участвует через своих представителей как сторона; q игровые столы, предназначенные для проведения азартных игр, в которых игорное заведение участвует через своих представителей как организатор и (или) наблюдатель; q игровые автоматы; q кассы тотализаторов; q кассы букмекерских контор. При установке нового объекта налогообложения до 15-го числа текущего месяца сумма налога исчисляется за полный текущий месяц, после 15-го числа — за половину текущего месяца. При выбытии объекта налогообложения до 15-го числа текущего месяца сумма налога исчисляется за половину текущего месяца, после 15-го числа — за полный текущий месяц, при этом объект налогообложения считается выбывшим по истечении 10 дней с даты подачи соответствующего заявления в орган МНС РФ. Ставки налога. Ставка налога на каждый объект налогообложения устанавливается в размере, кратном установленному федеральным законом минимальному размеру оплаты труда. Минимальный размер ставок налога в год составляет: q за каждый игровой стол, предназначенный для проведения азартных игр, в которых игорное заведение участвует как сторона, — 1200 МРОТ; q за каждый игровой стол, предназначенный для проведения азартных игр, в которых игорное заведение участвует как организатор и (или) наблюдатель, — 100 МРОТ; q за каждый игровой автомат — 45 МРОТ; q за каждую кассу тотализатора — 1200 МРОТ; q за каждую кассу букмекерской конторы — 600 МРОТ. Конкретные единые размеры ставок налога для всех игорных заведений, находящихся на территориях субъектов Российской Федерации, превышающие минимальные размеры ставок налога, определяются законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации. При отсутствии нормативного акта субъекта Российской Федерации, определяющего конкретные размеры ставок налога, для его исчисления и уплаты применяются минимальные размеры ставок налога. Вводить индивидуальные ставки налога для отдельных категорий плательщиков налога запрещается. Льготы. Ставка налога в год на каждый объект налогообложения сверх указанного количества уменьшается на 20%, если в игорном заведении общее количество объектов налогообложения каждого вида объектов игорного бизнеса будет игровых столов — более 30, а игровых автоматов — более 40. Порядок исчисления и уплаты сумм налога Суммы налога, подлежащие внесению в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, определяются плательщиком налога самостоятельно. Расчет сумм налога представляется плательщиком в ГНИ по месту регистрации объектов налогообложения ежемесячно не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным. Уплата сумм налога производится плательщиком налога в течение 5 рабочих дней со дня представления расчета сумм налога в ГНИ равными долями в размере одной двенадцатой годовой суммы установленного налога с учетом изменения количества и (или) видов объектов налогообложения. 2.13. Налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте Налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте, введен в действие законом РФ от 21 июля 1997 г. № 120-ФЗ, см. Инструкцию ГНС РФ от 7 августа 1997 г. № 45. Суммы данного налога распределяются между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации в соотношении соответственно 60 и 40%. При этом законодательные органы власти субъектов РФ вправе принимать нормативные акты о передаче местным бюджетам всей суммы или ее части от сумм налога, поступающей в бюджеты субъектов РФ. Плательщики — физические и юридические лица (резиденты и нерезиденты), их филиалы и представительства. Не являются плательщиками данного налога Центральный банк России, организации, деятельность которых полностью финансируется из бюджетов любых уровней. Не облагаются налогом операции по покупке наличной иностранной валюты кредитными организациями у ЦБР и у других кредитных организаций. Объект налогообложения — операции по покупке иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте (далее — наличная иностранная валюта). В целях налогообложения к платежным документам относятся чеки, аккредитивы и другие аналогичные документы, выраженные в иностранной валюте. Не относятся к операциями по покупке наличной иностранной валюты следующие операции: q расчеты в иностранной валюте, осуществляемые владельцем пластиковых карт с рублевых карточных счетов (за исключением получения наличной иностранной валюты); q покрытие рублевых перечислений за счет средств в иностранной валюте со счетов владельцев пластиковых карт, при осуществлении этими владельцами платежей в рублях с указанных валютных карточных счетов. Налогооблагаемой базой является сумма в рублях, уплачиваемая при совершении следующих операций: q покупка наличной иностранной валюты за наличные рубли; q покупка платежных документов в иностранной валюте за наличные рубли; q выплата с валютных счетов наличной иностранной валюты физическим лицам при условии поступления этих средств на валютные счета с рублевых счетов; q покупка у физических лиц за наличные рубли иностранных денежных знаков, не подлежащих обращению из-за дефектов; q выдача иностранной валюты владельцам пластиковых карт с рублевых карточных счетов. В налогооблагаемую базу включаются также суммы возврата банковских вкладов (депозитов), открытых в рублях, и начисленных по ним процентов, если их погашение производится в наличной иностранной валюте. Не подлежат обложению налогом операции по выдаче наличной иностранной валюты по банковским вкладам (депозитам), открытым в иностранной валюте, включая выдачу наличной иностранной валюты с валютных счетов. Ставка налога устанавливается в размере 1% от налогооблагаемой базы. Первоначально ставка была установлена в размере 0,5%. Порядок уплаты налога в бюджет Удержание налога производится кредитными организациями, производящими операции с иностранными денежными знаками и платежными документами, выраженными в иностранной валюте, с поступивших от физических и юридических лиц денежных средств в рублях в момент получения плательщиками налога наличной иностранной валюты. В аналогичном порядке уплачивает налог кредитная организация при конвертации с выплаченных продавцу сумм по указанным операциям в рублевом эквиваленте. 2.14. Сбор за использование наименования «Россия» Сбор за использование наименования «Россия» введен законом РФ 2 апреля 1993 г. № 4737-1 «О сборе за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний», см. Инструкцию ГНС РФ от 11 мая 1993 г. № 21. Плательщики сбора. Сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний уплачивают предприятия, учреждения и организации, использующие эти наименования, слова и словосочетания в своих названиях. Не являются плательщиками сбора следующие организации: q федеральные органы государственной (законодательной, исполнительной и судебной) власти; q Центральный банк Российской Федерации и его учреждения; q государственные внебюджетные фонды Российской Федерации; q бюджетные учреждения и организации, полностью финансируемые из республиканского бюджета Российской Федерации; q редакции средств массовой информации (кроме рекламных и эротических изданий); q общероссийские общественные объединения, а также религиозные объединения; q сельскохозяйственные товаропроизводители. Ставки сбора устанавливаются в следующем размере: q для предприятий, учреждений и организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность (кроме заготовительных, снабженческо-сбытовых и торговых), — в размере 0,5% от стоимости реализованной продукции (выполненных работ, предоставленных услуг); q для заготовительных, снабженческо-сбытовых и торгующих, в том числе оптовой торговли, предприятий и организаций — в размере 0,05% от оборота; q для других предприятий, учреждений и организаций — в размере 100 МРОТ. Для отдельных категорий плательщиков или индивидуальных плательщиков указанные ставки могут быть понижены, но не более чем на 50%. Льгота предоставляется по решению Правительства Российской Федерации. Порядок и сроки уплаты сбора. Уплата сбора производится в следующем порядке: q предприятия, учреждения и организации уплачивают сбор ежеквартально из прибыли (дохода), остающейся в их распоряжении, исходя из фактически полученной выручки от реализованной продукции (выполненных работ, предоставленных услуг) в срок до 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем истекшего квартала; q некоммерческие предприятия, учреждения и организации уплачивают ежегодный сбор единовременно в двадцатидневный срок с момента их регистрации (перерегистрации) независимо от сроков ее осуществления, а в последующем не позднее 25 марта года, следующего за отчетным. Суммы от уплаты сбора и применяемых финансовых санкций за нарушение порядка его уплаты зачисляются в республиканский бюджет Российской Федерации. 2.15. Сбор за пограничное оформление При осуществлении пограничного контроля при выезде из Российской Федерации взимается сбор за пограничное оформление, который является обязательным платежом на всей территории Российской Федерации. Введен законами РФ от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 «О государственной границе Российской Федерации» и от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». Объект налогообложения — пограничное оформление при выезде из РФ. Плательщиками сбора за пограничное оформление являются: q физические лица, пересекающие Государственную границу Российской Федерации (за исключением физических лиц — владельцев перемещаемых через Государственную границу Российской Федерации транспортных средств) (далее — физические лица); q физические и юридические лица — владельцы перемещаемых через Государственную границу Российской Федерации транспортных средств (далее — владельцы транспортных средств). Ставки сбора. Сбор за пограничное оформление взимается в следующих размерах: 1) с физических лиц — в размере 0,8 МРОТ; 2) с владельцев: q легкового автотранспорта — в размере 2 МРОТ; q грузового автотранспорта и автобусов — в размере 1 МРОТ; q пассажирских воздушных судов с количеством посадочных мест до 50 — в размере 5 МРОТ; q пассажирских воздушных судов с количеством посадочных мест от 50 до 100 — в размере 7 МРОТ; q пассажирских воздушных судов с количеством посадочных мест 100 и более — в размере 10 МРОТ; q грузовых воздушных судов — в размере 7 МРОТ; q морских пассажирских судов с количеством посадочных мест до 100 — в размере 7 МРОТ; q морских пассажирских судов с количеством посадочных мест 100 и более - в размере 10 МРОТ; q речных пассажирских судов — в размере 2 МРОТ; q морских грузовых судов дедвейтом до 100 тонн — в размере 3 МРОТ; q морских грузовых судов дедвейтом от 100 до 1000 тонн — в размере 5 МРОТ; q морских грузовых судов дедвейтом 1000 и более тонн — в раз мере 7 МРОТ; q речных грузовых судов — в размере 1 МРОТ; q пассажирских железнодорожных поездов — в размере 10 МРОТ; q железнодорожных грузовых вагонов — в размере 0,2 МРОТ; q контейнеров, перевозимых железнодорожным транспортом, — в размере 0,15 МРОТ за каждый контейнер. Льготы. От уплаты сбора за пограничное оформление освобождаются: q физические лица, следующие в Калининградскую область с остальной части территории Российской Федерации и из Калининградской области на остальную часть территории Российской Федерации; q владельцы транспортных средств, следующих в Калининградскую область с остальной части территории Российской Федерации и из Калининградской области на остальную часть территории Российской Федерации; q дети, не достигшие возраста 14 лет; q инвалиды I и II групп, а также инвалиды с детства всех групп; q физические лица — владельцы личных легковых автотранспортных средств, являющиеся инвалидами I и II групп, а также инвалидами с детства всех групп; q физические лица, следующие в составе специальных групп для оказания помощи в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а также владельцы транспортных средств, следующих в составе указанных групп; q физические лица из числа военнослужащих и гражданского персонала российских воинских контингентов, следующие для участия в миротворческой деятельности в составе многонациональных сил или коллективных сил по поддержанию мира, а также владельцы транспортных средств, следующих в составе указанных сил; q члены экипажей, бригад, водители российских и иностранных транспортных средств при исполнении служебных обязанностей; q сотрудники дипломатических представительств, консульских учреждений Российской Федерации и члены их семей, а также сотрудники дипломатических представительств, консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации и члены их семей; q владельцы транспортных средств — дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, а также дипломатические представительства и консульские учреждения иностранных государств в Российской Федерации; q владельцы личного автотранспорта, в том числе лица, управляющие по доверенности, — сотрудники дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, а также сотрудники дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации; q физические лица — сотрудники Организации Объединенных Наций и ее специализированных учреждений, сотрудники Совета Европы и других международных организаций в соответствии с международными договорами Российской Федерации, а также члены официальных делегаций указанных организаций, следующие через Государственную границу Российской Федерации по их направлениям; q физические лица — члены государственных, правительственных и парламентских делегаций Российской Федерации и иностранных государств, а также владельцы транспортных средств, обеспечивающих передвижение указанных делегаций; q физические лица, имеющие дипломатические паспорта, а также владельцы транспортных средств, обеспечивающих передвижение указанных лиц; q граждане государств-участников Содружества Независимых Государств и владельцы транспортных средств, находящиеся на территориях этих государств (за исключением граждан государств, которыми введен сбор за пограничное оформление в отношении граждан Российской Федерации, и находящихся на территориях этих государств владельцев транспортных средств) при поездках в пределах территорий государств — участников СНГ; q физические лица, пересекающие Государственную границу Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации с сопредельными государствами; q владельцы транспортных средств, пересекающих Государственную границу Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации с сопредельными государствами; q владельцы транспортных средств, осуществляющих рейсовые приграничные перевозки; q владельцы морских судов, осуществляющих морской промысел, исследовательскую и иную деятельность за пределами территориального моря Российской Федерации без захода в иностранные порты; q физические лица, следующие транзитом через территорию Российской Федерации; q владельцы транспортных средств, следующих транзитом через территорию Российской Федерации; q физические лица, в том числе владельцы личных легковых автотранспортных средств, являющиеся участниками Второй мировой войны, воевавшие на стороне государств антигитлеровской коалиции; q физические лица, в том числе владельцы личных легковых автотранспортных средств, являющиеся гражданами Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Российской Федерации и имеющие на территориях государств, ранее входивших в состав Союза ССР, недвижимое имущество, следующие к месту нахождения данного имущества с территории Российской Федерации и обратно. Порядок взимания сбора за пограничное оформление определяется Правительством Российской Федерации. 2.16. Плата за пользование водными объектами Плата за пользование водными объектами введена законом РФ от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы Российской Федерации», Федеральным законом от 6 мая 1998 г. № 71-ФЗ «О плате за пользование водными объектами», см. Инструкцию ГНС РФ от 12 августа 1998 г. № 46. Поступления сумм платы направляются на осуществление мероприятий по восстановлению и охране водных объектов в объеме не менее 50%. Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации вправе принимать решения о зачислении в местные бюджета всей суммы платы или ее части, поступающей в их бюджета. Плательщики — организации и предприниматели, непосредственно осуществляющие пользование водными объектами с применением сооружений, технических средств или устройств, подлежащее лицензированию. Плата за пользование водными объектами в целях осуществления забора воды из подземных источников осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах. Объектом платы признается пользование водными объектами с применением сооружений, технических средств или устройств в целях: q осуществления забора воды из водных объектов; q удовлетворения потребности гидроэнергетики в воде; q использования акватории водных объектов для лесосплава, осуществляемого без применения судовой тяги (в плотах и кошелях), а также для добычи полезных ископаемых, организованной рекреации, размещения плавательных средств, коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования, для проведения буровых, строительных и иных работ; q осуществления сброса сточных вод в водные объекты. Не признается объектом платы пользование водными объектами в целях: q забора воды для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий; q забора воды сельскохозяйственными предприятиями и (или) крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для орошения земель сельскохозяйственного назначения, централизованного водоснабжения животноводческих ферм и животноводческих комплексов, включая птицефермы и птицефабрики, а также садоводческих и огороднических объединений граждан; q забора воды для рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов; q размещения плавательных средств, коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования для осуществления деятельности, связанной с охраной вод и водных биологических ресурсов, защитой окружающей природной среды от вредного воздействия вод; q проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов, а также государственных научных исследований, геодезических, топографических, гидрографических и поисково-съемочных работ; q осуществления рекреации без применения сооружений, спортивной охоты и любительского рыболовства; q осуществления организованной рекреации лечебными и оздоровительными учреждениями; q забора воды для санитарных, экологических и судоходных попусков; q проведения дноуглубительных и других работ, связанных с эксплуатацией судоходных водных путей и гидротехнических сооружений; q использования водных объектов для размещения и строительства отдельно стоящих гидротехнических сооружений гидроэнергетического, мелиоративного, рыбохозяйственного, воднотранспортного, водопроводного и канализационного назначения; q строительства (реконструкции) осушительных систем на участках низовых болот; q сброса дренажных, шахтных и карьерных вод, если концентрация вредных веществ в них не превышает концентрацию таких веществ в водоприемнике. Платежная база в зависимости от вида пользования водными объектами определяется как: 1. объем воды, забранной из водного объекта; 2. объем продукции (работ, услуг), произведенной (выполненных, оказанных) при пользовании водным объектом без забора воды; 3. площадь акватории используемых водных объектов; 4. объем сточных вод, сбрасываемых в водные объекты. Ставки платы. Законодательно устанавливаются максимальные и минимальные ставки платы за пользование водными объектами. Ставки устанавливаются в рублях за одну тысячу кубических метров воды, за одну тысячу киловатт-часов, за одну тысячу кубических метров сплавляемой древесины. Ставки платы по категориям плательщиков в зависимости от вида пользования водными объектами, состояния водных объектов и с учетом местных условий водообеспечения населения и хозяйственных объектов устанавливаются законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации. До утверждения законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации ставок платы по категориям плательщиков применяются минимальные ставки платы, установленные Правительством Российской Федерации. Минимальные и максимальные ставки платы в указанных пределах по бассейнам рек, озерам, морям и экономическим районам установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 1998 г. №818. Ставки платы за пользование водными объектами в целях забора воды для технологических нужд и сброса сточных вод в пределах установленных лимитов плательщикам, осуществляющим эксплуатацию объектов теплоэнергетики и атомной энергетики с использованием прямоточной схемы водоснабжения и добычу драгоценных металлов, устанавливаются в размере 30% ставок платы. При заборе или сбросе воды сверх установленных лимитов (месячных или годовых) ставки платы для плательщика в части такого превышения увеличиваются в пять раз по сравнению со ставками платы, установленными законом 71-ФЗ. При пользовании водными объектами без соответствующей лицензии (разрешения) ставки платы увеличиваются в пять раз по сравнению со ставками платы, обычно устанавливаемыми в отношении такого пользования на основании лицензии (разрешения). Льготы по плате. Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации вправе устанавливать льготы по плате для отдельных категорий плательщиков в пределах суммы платы, поступающей в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации. Порядок и сроки уплаты Плательщик определяет сумму платы самостоятельно. Внесение плательщиком платы по итогам каждого отчетного периода производится не позднее 20 календарных дней после истечения этого периода. При этом в те же сроки плательщик обязан представить в налоговый орган по месту регистрации налоговую декларацию. Отчетный период устанавливается: V для предпринимателей, малых предприятий и плательщиков, использующих акваторию водного объекта, — каждый календарный квартал; У для остальных плательщиков — каждый календарный месяц. Суммы платы зачисляются в федеральный бюджет и бюджета субъектов Российской Федерации в следующем соотношении: 40% — в федеральный бюджет, 60% — в бюджета субъектов Российской Федерации. При пользовании водными объектами, расположенными на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, указанные суммы платы вносятся в бюджет субъекта Российской Федерации по месту регистрации плательщика с последующим их распределением между бюджетами тех субъектов Российской Федерации, на территориях которых находятся такие водные объекты.
3. Региональные налоги 3.1. Налог на имущество предприятий Налог на имущество предприятии введен в действие законом РФ от 13 декабря 1991 г. № 2030-1 «О налоге на имущество предприятий», см. Инструкцию ГНС РФ от 8 июня 1995 г. № 33. Плательщики: V предприятия, учреждения и организации, в том числе с иностранными инвестициями, считающиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации; V филиалы и другие аналогичные подразделения указанных предприятий, учреждений и организаций, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий) счет; V компании, фирмы, любые другие организации (включая полные товарищества), образованные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации и объединения, а также их обособленные подразделения, имеющие имущество на территории Российской Федерации. Плательщики налога на имущество в законе именуются «предприятиями». Не являются плательщиками налога на имущество предприятий Центральный банк России и его учреждения. Объектом налогообложения является имущество предприятий, находящееся на балансе предприятия: V основные средства; V нематериальные активы; V малоценные и быстроизнашивающиеся предметы; V материалы; V готовая продукция; V товары отгруженные; V расходы будущих периодов; V другие элементы актива баланса. Основные средства, нематериальные активы, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы учитываются по остаточной стоимости. Базой налогообложения является среднегодовая стоимость имущества предприятия. Стоимость имущества, объединенного предприятиями в целях осуществления совместной деятельности без образования юридического лица, для целей налогообложения принимается в расчет участниками договоров о совместной деятельности, внесшими это имущество, а созданного (приобретенного) в результате этой деятельности участниками договоров о совместной деятельности — в соответствии с установленной долей собственности по договору. Ставка налога. Поскольку налог на имущество предприятий относится к региональным налогам, то федеральным законодательством устанавливается предельная ставка налога. В настоящее время ставка налога на имущество предприятий не может превышать 2% стоимости налогооблагаемого имущества. Конкретные ставки налога определяются законодательными (представительными) органами власти субъектов Федерации. При этом может производиться конкретизация ставок по отдельным видам деятельности. Не разрешается устанавливать ставку налога для отдельных предприятий. В случае отсутствия регионального закона по налогу на имущество применяется для налогообложения предельная установленная законом РФ ставка налога. Льготы. Льготы по налогу на имущество представлены в законе в виде перечня организаций, имущество которых освобождено от налога на имущество. Перечень довольно большой. Перечисляем наиболее существенные из организаций, освобожденные от налога на имущество: V бюджетные учреждения и организации, органы законодательной (представительной) и исполнительной власти, органов местного самоуправления, органы социальных внебюджетных фондов, коллегии адвокатов; V предприятия по производству, переработке и хранению сельскохозяйственной продукции, выращиванию, лову и переработке рыбы и морепродуктов при условии, что выручка от указанных видов деятельности составляет не менее 70% общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг); V специализированные протезно-ортопедические предприятия; V учреждения образования и культуры; V религиозные объединения и организации, национально-культурные общества; V предприятия народных художественных промыслов; V жилищно-строительные, дачно-строительные и гаражные кооперативы, садоводческие товарищества; V общественные объединения, осуществляющие свою деятельность за счет целевых взносов граждан и отчислений предприятий и организаций из оставшейся в их распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей прибыли на содержание указанных общественных объединений, если они не осуществляют предпринимательскую деятельность; V общественные организации инвалидов, а также другие предприятия, в которых инвалиды составляют не менее 50% от общего числа работников; V научно-исследовательские учреждения, предприятия и организации академий наук; V иные НИИ независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, в объеме работ которых научно-исследовательские, опытно-конструкторские и экспериментальные работы составляют не менее 70%; V предприятия учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы; V специализированные предприятия (по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации), производящие медицинские и ветеринарные препараты. Помимо этого, у предприятий, имущество которых подлежит налогообложению, установлено уменьшение его стоимости на балансовую стоимость некоторых видов имущества, а именно: а) объектов жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы, полностью или частично находящихся на балансе налогоплательщика; б) объектов, используемых исключительно для охраны природы, пожарной безопасности или гражданской обороны; в) имущества, используемого для производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, выращивания, лова и переработки рыбы; г) ледоколов, судов с ядерными энергетическими установками и судов атомно-технологического обслуживания; магистральных трубопроводов, железнодорожных путей сообщения, автомобильных дорог общего пользования, линий связи и энергопередачи, а также сооружений, предназначенных для поддержания в эксплуатационном состоянии указанных объектов; д) спутников связи; е) земли; ж) специализированных судов, механизмов и оборудования, необходимых для использования не более трех месяцев в году для обеспечения нормального функционирования различных видов транспорта, а также автомобильных дорог общего пользования. Кроме того, имеется специфическое имущество, на стоимость которого согласно действующему законодательству происходит уменьшение налогооблагаемой базы. Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления могут устанавливать для отдельных категорий плательщиков дополнительные льготы по налогу в пределах сумм, зачисляемых в бюджета субъектов Российской Федерации. Сроки уплаты Сумма налога исчисляется и вносится в бюджет поквартально нарастающим итогом, а в конце года производится перерасчет. Уплата налога производится по квартальным расчетам в пятидневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета за квартал, а по годовым расчетам — в десятидневный срок со дня, установленного для бухгалтерского отчета за год. Исчисленная сумма налога вносится в виде обязательного платежа в бюджет в первоочередном порядке с отнесением затрат на финансовые результаты деятельности предприятия, а по банкам и другим кредитным организациям — на операционные и разные расходы. 3.2. Лесной доход (платежи за пользование лесным фондом) Лесной доход (платежи за пользование лесным фондом) введен в действие Лесным кодексом РФ, Федеральным законом от 22 февраля 1999 г. № 36-ФЗ, см. Инструкцию ГНС РФ от 19 апреля 1994 г. № 25. Платежи за пользование лесным фондом взимаются в виде лесных податей (плата за древесину, отпускаемую на корню) или арендной платы. 3.2.1. Плата за древесину, отпускаемую на корню Плательщики — лесопользователи, осуществляющие заготовку древесины в лесном фонде Российской Федерации, а также в лесных насаждениях, не входящих в лесной фонд. Лесопользователями в Российской Федерации согласно ст. 27 Основ могут быть юридические лица, обладающие правом на осуществление пользования лесным фондом в соответствии с законодательством Российской Федерации. Не являются плательщиками лесных податей за древесину, отпускаемую на корню, осуществляющие заготовку древесины субъекты малого предпринимательства — индивидуальные предприниматели и организации с предельной численностью работающих (включая работающих по договорам подряда и иным договорам гражданско-правового характера) до 15 человек. Объект налогообложения — объем древесины на корню, отпускаемый лесопользователям. Ставки. Минимальные ставки платы применяются в соответствующем финансовом году с повышающим коэффициентом относительно минимальных ставок. Минимальные ставки утверждены постановлением Правительства РФ от 19 сентября 1997 г. № 1199. Сроки уплаты. 15 февраля — 15%; 15 марта — 10%; 15 апреля — 10%; 15 июня --10%; 15 июля - 10%; 15 сентября — 15%; 15 ноября — 15%; 15 декабря — 15%. 3.2.2. Арендная плата Плательщики — арендаторы участков лесного фонда. Объект налогообложения — пользование участком лесного фонда. Ставки. Размер арендной платы устанавливается по соглашению сторон договора аренды с учетом вида лесопользования, размера участка, годового размера лесопользования на арендуемом участке лесного фонда и действующих ставок лесных податей за данный вид лесопользования. Сроки уплаты определяются договором аренды.
3.3. Сбор на нужды общеобразовательных учреждений Сбор на нужды общеобразовательных учреждений введен в действие законом РФ от 27 декабря 1991 г. №2118-1 «Об основах налоговой системы Российской Федерации», Письмами Комиссии Совета республик, ВС РФ по бюджету, планам, налогам и ценам, МФ РФ, ГНС РФ от 4 июня 1992 г. № 5-1/693; 4-5-20; ИЛ-6-04/176. Суммы сбора носят целевой характер и используются на дополнительное финансирование образовательных учреждений. Плательщиками данного сбора являются предприятия, учреждения и организации всех организационно-правовых форм, включая предприятия с иностранными инвестициями, зарегистрировавшие свою деятельность в установленном порядке на территории соответствующего региона. Объект налогообложения — фонд заработной платы предприятий, учреждений, организаций. Ставка сбора не может превышать размера одного процента от годового фонда заработной платы предприятий, учреждений и организаций. Конкретная ставка устанавливается законодательными актами субъектов РФ. Расходы предприятий и организаций по уплате этого сбора относятся на финансовые результаты деятельности предприятий. Сроки уплаты устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Федерации по согласованию с налоговыми органами. Льготы. Не привлекаются к уплате этого сбора учреждения, состоящие на бюджетном финансировании, если они не занимаются предпринимательской деятельностью. 3.4. Единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности Единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности введен в действие законами РФ от 27 декабря 1991 г. № 2118-1, от 31 июля 1998 г. № 148-ФЗ «О едином налоге для определенных видов деятельности». Со дня введения единого налога на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации с плательщиков этого налога не взимаются платежи в государственные внебюджетные фонды, а также налоги, за исключением: 1) государственной пошлины; 2) таможенных пошлин и иных таможенных платежей; 3) лицензионных и регистрационных сборов; 4) налога на приобретение транспортных средств; 5) налога на владельцев транспортных средств; 6) земельного налога; 7) налога на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте; 8) подоходного налога, уплачиваемого физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, с любых доходов, за исключением доходов, получаемых при осуществлении предпринимательской деятельности в сферах, отнесенных в субъекте РФ к налогообложению вмененного дохода; 9) удержанных сумм подоходного налога, а также налога на добавленную стоимость и налога на доходы от источника в Российской Федерации в случаях, когда законодательными актами Российской Федерации о налогах установлена обязанность по удержанию налога у источника выплат. Введение данного налога вызвано необходимостью привлечь к налогообложению такие виды деятельности, по которым довольно сложно уследить и выявить базу налогообложения. Сферы предпринимательской деятельности, на которые распространяется действие закона «О едином налоге на вмененный доход с определенных видов деятельности», являются наиболее массовыми и характеризуются наибольшим числом злоупотреблений в финансово-хозяйственной деятельности. С другой стороны, эти хозяйствующие субъекты неоправданно сильно загружены бухгалтерской и налоговой работой (учет и отчетность). Сведение к минимуму видов уплачиваемых налогов и введение этих хозяйств в правовое поле — основная задача введения на территории субъектов Федерации налога на вмененный доход. На территории конкретных субъектов РФ налог устанавливается и вводится в действие их законодательными органами. При введении данного налога на территории субъекта Федерации, все предприятия и предприниматели указанных сфер деятельности в обязательном порядке переводятся на оплату единого налога на вмененный доход. Право добровольного перехода на уплату единого налога или сохранения существующего порядка уплаты налогов предоставляется общественным организациям инвалидов, уставный капитал которых полностью состоит из вклада общественных организаций инвалидов, а также предприятиям и учреждениям, единственным собственником имущества которых являются общественные организации инвалидов. Для целей обложения вмененного дохода используются следующие основные понятия: V вмененный доход — потенциально возможный валовой доход плательщика единого налога за вычетом потенциально необходимых затрат, рассчитываемый с учетом совокупности факторов, непосредственно влияющих на получение такого дохода, на основе данных, полученных путем статистических исследований, в ходе проверок налоговых и иных государственных органов, а также оценки независимых организаций; V базовая доходность — условная доходность в стоимостном выражении на единицу физического показателя (единица площади, численность работающих, единица производственной мощности и другие), характеризующего определенный вид деятельности в различных сопоставимых условиях; V повышающие или понижающие коэффициенты базовой доходности — коэффициенты, показывающие степень влияния того или иного фактора (место деятельности, вид деятельности) на результат предпринимательской деятельности, осуществляемой на основе свидетельства об уплате единого налога. Плательщики налога — юридические лица (организации) и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (предприниматели), осуществляющие предпринимательскую деятельность в следующих сферах: V оказание предпринимателями ремонтно-строительных услуг; V оказание бытовых услуг физическим лицам (за исключением проката кинофильмов); V оказание физическим лицам парикмахерских, медицинских, косметологических, ветеринарных и зооуслуг; V оказание предпринимателями услуг по краткосрочному проживанию; V оказание предпринимателями консультаций, а также бухгалтерских, аудиторских и юридических услуг, обучение, репетиторство, преподавание и иная деятельность в области образования; V общественное питание (деятельность ресторанов, кафе, баров, столовых, нестационарных и других точек общественного питания с численностью работающих до 50 человек); V розничная торговля, осуществляемая через магазины с численностью работающих до 30 человек, палатки, рынки, лотки, ларьки, торговые павильоны и другие места организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади; V розничная торговля горюче-смазочными материалами; V оказание автотранспортных услуг предпринимателями и организациями с численностью работающих до 100 человек; V оказание услуг по предоставлению автомобильных стоянок и гаражей; V деятельность организаций по сбору металлолома. К продаже за наличный расчет закон приравнивает продажу с проведением расчетов посредством кредитных и иных карточек, по расчетным чекам банков, по перечислению со счетов в банках и иных кредитных организациях по поручениям физических лиц, а также передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) в обмен на другие товары (работы, услуги). Объект налогообложения Объектом налогообложения при применении единого налога является вмененный доход на очередной календарный месяц. Налоговый период по единому налогу устанавливается в один квартал. При осуществлении нескольких видов деятельности на основе свидетельства учет доходов и расходов ведется раздельно по каждому виду деятельности. Ставка и порядок расчета единого налога Ставка единого налога устанавливается в размере 20% вмененного дохода. Сумма единого налога рассчитывается с учетом ставки, значения базовой доходности, числа физических показателей, влияющих на результаты предпринимательской деятельности, а также повышающих (понижающих) коэффициентов базовой доходности, которые определяются в зависимости от типа населенного пункта, места осуществления предпринимательской деятельности внутри населенного пункта, характера местности, удаленности места осуществления предпринимательской деятельности от остановок пассажирского транспорта, ассортимента реализуемой продукции и других факторов. Размер вмененного дохода и значения иных составляющих формул расчета единого налога устанавливаются нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Сроки уплаты. Уплата единого налога производится ежемесячно путем осуществления авансового платежа в размере 100% суммы единого налога за календарный месяц. Сроки уплаты авансового платежа устанавливаются нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации. При внесении плательщиком авансовых платежей предусмотрено уменьшение подлежащей уплате суммы единого налога. Суммы единого налога вносятся в установленных пропорциях в бюджета различного уровня и государственные внебюджетные фонды. На каждый вид деятельности выдается отдельное свидетельство. Налогоплательщикам, имеющим два и более отдельно расположенных места осуществления деятельности на основе свидетельства (палатки, ларьки, кафе и другие), свидетельство выдается на каждое из таких мест. Свидетельство выдается на период, за который налогоплательщик произвел уплату единого налога. Льготы по единому налогу на вмененный доход устанавливаются актами законодательных органов субъектов РФ. 3.5. Налог с продаж Налог с продаж введен в действие законом РФ от 31 июля 1998 г. № 150-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона Российской федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"». С августа 1998 г. в России повторно введен налог с продаж. Суммы платежей по налогу с продаж зачисляются в бюджета субъектов Российской Федерации и в местные бюджета в размере соответственно 40 и 60% и направляются на социальные нужды малообеспеченных групп населения. В связи с этим данный налог отвечает признакам целевых налогов. Плательщиками налога с продаж являются самостоятельно реализующие товары (работы, услуги) на территории Российской Федерации: V российские юридические лица, их филиалы, представительства и другие обособленные подразделения; V иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации; V индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица. Объект налогообложения Объектом налогообложения по налогу с продаж признается стоимость товаров (работ, услуг), реализуемых в розницу или оптом за наличный расчет. При этом закон, с одной стороны, ограничивает перечень товаров, работ, услуг вполне конкретным перечнем, а именно: V подакцизные товары, дорогостоящая мебель, радиотехника, одежда, деликатесные продукты питания, автомобили, меха, ювелирные изделия, видеопродукция и компакт-диски; V услуги туристических фирм, связанных с поездками за пределы Российской Федерации (за исключением стран СНГ); V услуги по рекламе, услуги трех-, четырех- и пятизвездочных гостиниц, услуги по пассажирским авиаперевозкам в салонах первого и бизнес-классов и пассажирским железнодорожным перевозкам в вагонах классов «люкс» и «СВ», V а также другие товары и услуги не первой необходимости по решению законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации. В то же время закон устанавливает перечень товаров (работ, услуг) первой необходимости, стоимость которых не является объектом налогообложения по налогу с продаж. К ним относится стоимость: V хлеба и хлебобулочных изделий, молока и молокопродуктов, масла растительного, маргарина, круп, сахара, соли, картофеля, продуктов детского и диабетического питания; V детской одежды и обуви; V лекарств, протезно-ортопедических изделий; V жилищно-коммунальных услуг, а также услуг по сдаче внаем населению государственных или муниципальных жилых помещений, а также по предоставлению жилья в общежитиях; V услуг в сфере культуры и искусства, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями и организациями культуры и искусства; V зданий, сооружений, земельных участков и иных объектов, относящихся к недвижимому имуществу, и ценных бумаг; V услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях и уходу за больными и престарелыми; V услуг по перевозке пассажиров транспортом общего пользования муниципального образования (за исключением такси), а также услуг по перевозкам пассажиров в пригородном сообщении морским, речным, железнодорожным и автомобильным транспортом; V услуг, предоставляемых кредитными организациями, страховщиками, негосударственными пенсионными фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, оказываемых в рамках их деятельности, подлежащей лицензированию, а также услуг, предоставляемых коллегией адвокатов; V ритуальных услуг похоронных бюро, кладбищ и крематориев, проведения обрядов и церемоний религиозными организациями; V услуг, оказываемых уполномоченными органами государственной власти и органами местного самоуправления, за которые взимаются соответствующие виды пошлин и сборов; V товаров (работ, услуг), связанных с учебным, учебно-производственным, научным или воспитательным процессом и производимых государственными и муниципальными образовательными учреждениями; V путевок (курсовок) в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, учреждения отдыха, реализуемых для инвалидов; V других товаров первой необходимости по перечню, устанавливаемому законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации с целью недопущения снижения уровня жизни малообеспеченных групп населения. К продаже за наличный расчет приравнивается продажа с проведением расчетов посредством кредитных и иных платежных карточек, по расчетным чекам банков, по перечислениям со счетов в банках по поручениям физических лиц, а также передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) населению в обмен на другие товары (работы, услуги). При определении налоговой базы стоимость товаров (работ, услуг) включает налог на добавленную стоимость и акцизы для подакцизных товаров. Ставка налога с продаж устанавливается в размере до 5 %. Сумма налога определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля цены товара без учета налога с продаж и включается налогоплательщиком в цену товара, предъявляемую к оплате покупателю (заказчику). Налог с продаж устанавливается и вводится в действие законами субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территории соответствующих субъектов Российской Федерации. Устанавливая налог с продаж, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют ставку налога, порядок и сроки уплаты налога, льготы и форму отчетности по данному налогу, а также могут устанавливать дополнительный перечень товаров (работ, услуг), реализация которых освобождается от налога с продаж. С введением в действие представительными органами власти субъектов Российской Федерации налога с продаж на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации не взимаются следующие налоги: V сбор на нужды образовательных учреждений; V налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне; V лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями; V налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники; V сбор с владельцев собак; V сбор за право проведения лотерей; V сбор за выдачу ордера на квартиру; V сбор за парковку автотранспорта; V сбор за пользование местной символикой; V сбор за участие в бегах на ипподроме.
4. Местные налоги 4.1. Налог на имущество физических лиц Налог на имущество физических лиц введен в действие законом РФ от 9 декабря 1991 г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц», см. Инструкцию ГНС РФ от 2 ноября 1999 г. № 54. Плательщики — граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие на территории РФ в собственности движимое и недвижимое имущество. Объекты налогообложения — находящиеся в собственности физических лиц: V жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения и сооружения (недвижимое имущество); V самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, катера, мотосани, моторные лодки и другие водно-воздушные транспортные средства, за исключением весельных лодок. Налоговой базой для исчисления налога на недвижимое имущество является суммарная инвентаризационная стоимость объекта, определяемая органами технической инвентаризации. Налоговой базой для исчисления налога на водно-воздушные транспортные средства является мощность двигателя, валовая вместимость, пассажиро-место. Инвентаризационная стоимость — это восстановительная стоимость объекта с учетом износа и динамики роста цен на строительную продукцию, работы и услуги. Ставки налогов. Ставки налогов устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в пределах ставок, установленных законом. Ставки налога на недвижимое имущество устанавливаются в зависимости от стоимости имущества. При стоимости имущества до 300 тыс. руб. ставка налога составляет до 0,1 %, от 300 до 500 тыс. руб. ставка устанавливается в пределах от 0,1% до 0,3%, а при стоимости имущества, превышающей 500 тыс. руб., ставка может устанавливаться в пределах от 0,3 до 2%. Размеры налога на водно-воздушные транспортные средства устанавливаются в процентах минимального размера оплаты труда, действующего на 1 января года, за который начисляется налог, с каждой лошадиной силы или с каждого киловатта мощности (по вертолетам, самолетам, теплоходам, яхтам, катерам, мотосаням, моторным лодкам), с каждой регистровой тонны валовой вместимости (по несамоходным судам), с каждого пассажиро-места (парусные суда). Льготы Льготы установлены как для всех объектов налогообложения, так и по некоторым видам имущества. Так, по всем объектам освобождаются от уплаты налога Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, лица, награжденные орденом Славы трех степеней, инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, участники гражданской и Великой Отечественной войн, других боевых операций по защите СССР, большая группа лиц, подвергшихся радиации при ядерных катастрофах и при испытаниях ядерного оружия. Кроме того, от уплаты налога освобождаются военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более, члены семей военнослужащих, потерявших кормильца. Налог на строения, помещения и сооружения не уплачивается пенсионерами, гражданами, выполнявшими интернациональный долг в Афганистане и других странах, в которых велись боевые действия, родителями и супругами военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей. Не уплачивается налог со специально оборудованных сооружений, строений, помещений (включая жилье), принадлежащих деятелям культуры, искусства и народным мастерам на праве собственности и используемых исключительно в качестве творческих мастерских, ателье, студий, а также с жилой площади, используемой для организации открытых для посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек и других организаций культуры, — на период такого их использования. В соответствии с федеральным законом налог не уплачивается также с расположенных на участках в садоводческих и дачных некоммерческих объединениях граждан жилых строений жилой площадью до 50 кв. м и хозяйственных строений и сооружений общей площадью до 50 кв. м. От уплаты налога освобождаются владельцы моторных лодок с мотором мощностью не более 10 л. с. Поскольку данный налог является местным и зачисляется в местный бюджет, то органы местного самоуправления вправе предоставить дополнительные, помимо указанных в федеральном законе, льготы. Сроки и порядок уплаты. Исчисление налогов на имущество физических лиц возложено на налоговые органы, которые вручают налогоплательщикам платежные извещения не позднее 1 августа. Уплата налога производится владельцами равными долями в два срока — не позднее 15 сентября и 15 ноября. Налог на транспортные средства исчисляется по состоянию на 1 января того года, за который исчисляются платежи. По новым транспортным средствам налог исчисляется с начала года, следующего за их приобретением. Налог взимается с того лица, на имя которого зарегистрировано транспортное средство. 4.2. Земельный налог Земельный налог введен в действие законами РФ от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 «О едином налоге для определенных видов деятельности», от 11 октября 1991 г. № 1738-1 «О плате за землю», см. Инструкцию ГНС РФ от 17 апреля 1995 г. № 29. Использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы являются: земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли. Целью введения платы за землю является стимулирование рационального использования охраны и освоения земель, повышения плодородия почв, выравнивание социально-экономических условий хозяйствования на землях разного качества, обеспечение развития инфраструктуры в населенных пунктах, формирование специальных фондов финансирования этих мероприятий. Для покупки и выкупа земельных участков в случаях, предусмотренных Земельным кодексом РФ, а также для получения под залог земли банковского кредита устанавливается нормативная цена земли. Итак, средства, полученные от этого налога, имеют целевое назначение. Не использованные в течение года остатки средств не изымаются и направляются по целевому назначению в следующем году. Плательщики Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Объект налогообложения — земля. Закон проводит разграничение между землями сельскохозяйственного назначения и землями несельскохозяйственного назначения. Плата за земли сельскохозяйственного назначения При взимании налога на земли сельскохозяйственного назначения законодательство разделяет плательщиков на две группы. Первая группа — колхозы, совхозы, крестьянские (фермерские) хозяйства, межхозяйственные предприятия и организации, кооперативы и другие сельскохозяйственные предприятия. Предприятия этой группы, если имеют доходы только от сельскохозяйственной деятельности, уплачивают земельный налог. Все остальные налоги по отношению к ним не применяются. Вторая группа — сельскохозяйственные предприятия индустриального типа. Отнесение предприятий к категории индустриального типа производится по перечню, утвержденному органами законодательной власти субъектов РФ. Предприятия данной группы должны уплачивать все установленные действующим законодательством налоги, и в том числе налог на землю. Ставки налога устанавливаются в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования. За земельные участки, неиспользуемые или используемые не по целевому назначению, ставка земельного налога устанавливается в двукратном размере. Земельный налог на сельскохозяйственные угодья устанавливается с учетом состава угодий, их качества, площади и местоположения. В приложении к закону даются средние размеры земельного налога с одного гектара пашни по субъектам Российской Федерации. Органами законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации, исходя из средних размеров налога с одного гектара пашни и кадастровой оценки угодий, устанавливаются и утверждаются ставки земельного налога по группам почв пашни, а также многолетних насаждений, сенокосов и пастбищ. Минимальные ставки земельного налога за один гектар пашни и других сельскохозяйственных угодий устанавливаются органами законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации. Органам местного самоуправления предоставляется право с учетом благоприятных условий размещения земельных участков, указанных в настоящей статье, повышать ставки земельного налога, но не более чем в два раза. Плата за земли несельскохозяйственного назначения Налог за земли городов, рабочих, курортных и дачных поселков взимается со всех предприятий, организаций, учреждений и граждан, имеющих в собственности, владении или пользовании земельные участки по ставкам, устанавливаемым для городских земель. Налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок согласно приложению 2 к закону. Земли несельскохозяйственного назначения облагаются налогом по различным ставкам, как правило, значительно превышающим ставки налога на землю сельхозназначения. По городским землям закон утверждает средние ставки налога на один квадратный метр. Средние ставки дифференцируются органами местного самоуправления по местоположению и зонам различной градостроительной ценности. Специальные размеры ставок установлены для расположенных вне населенных пунктов земель, занятых промышленными предприятиями и др. объектами. Особые ставки введены для земель водного и лесного фонда. Льготы. От уплаты земельного налога полностью освобождаются: 1) заповедники, национальные и дендрологические парки, ботанические сады; 2) предприятия, а также граждане, занимающиеся традиционными промыслами в местах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов и этнических групп, а также народными художественными промыслами и народными ремеслами в местах их традиционного бытования; 3) научные организации, опытные, экспериментальные и учебно-опытные хозяйства научно-исследовательских учреждений и учебных заведений сельскохозяйственного и лесохозяйственного профиля, а также научные учреждения и организации другого профиля за земельные участки, непосредственно используемые для научных, научно-экспериментальных, учебных целей и для испытаний сортов сельскохозяйственных и лесохозяйственных культур; 4) учреждения искусства, кинематографии, образования, здравоохранения, государственные и муниципальные учреждения социального обслуживания, фина
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 471; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |