Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предмет НП

Общая характеристика налогового права.

1) предмет НП

2) метод НП

3) система НП

4) место НП в системе российского права, то есть соотношение с другими отраслями права

Налоговые отношения – разновидность финансовых отношений. А финансовые отношения отличают следующие признаки: имущественные, распределительные (не равноценные, не эквивалентные (не отношения которые возникают в рамках гражданского оборота, где равные товаровладельцы меняются товарами, удовлетворяя свои взаимные интересы, а безэквивалентные, в т.ч. налоговые это отношения, которые призваны без встречного равноценного предоставления перераспределить собственность, богатство.)) Обоснованность существования таких распределительных отношений – вопрос восходящий к проблеме обоснованности гос-ва и целям деятельности гос-ва, т.к. распределительные отношения без гос-ва невозможны, потому что именно гос-во организует эти отношения с целью удовлетворения общественных потребностей, который частный субъект в отдельности индивидуально удовлетворить не может. Наряду с первозданными функциями (защита правопорядка, охрана границ) гос-ва добавляются новые, в т.ч. социальное обеспечение, образование, здравоохранение, экологические. И для удовлетворения таких потребностей, которые в индивидуальном, частном порядке не м.б. удовлетворены, требуется мобилизация финансовых ресурсов.

1 признак налоговых отношений – их распределительный безэквивалентный характер. Хотя удовлетворяться общественные потребности могут в разных формах. И гос-во имеет возможность аккумулировать финансовые ресурсы, используя инструменты частного права, и гос-во выступает как собственник, как хоз. субъект участвующий в имущественных отношения на равных с другими субъектами, т.е. как обычный частный субъект гос-во извлекает неналоговые доходы (не все но в основном). Исторически доля таких доходов от частно-правовой деятельности гос-ва была весьма высокой. В средние века налоги не являлись основным источником казны. Взимание налога рассматривалось как признак рабства. И свободные граждане были освобождены от налогов (в древнем Риме). Взимание налогов было обусловлено только чрезвычайными обстоятельствами. Только покоренные налоги уплачивали дань, которая являлась прородительницей современных налогов. По мере формирования современного гос-ва с множеством функций, по мере развития рыночных отношений, налоги выступают на первый план и становятся основным доходом казны начиная с 18 столетия. Это связано с развитием рыночных отношений, основанных на частной собственности, потому что с одной стороны может показаться, что формирование доходов казны за счет продажи гос. имущества, аренды, оказания платных услуг гос-вом, вроде бы предпочтительный не столь обременительный путь. Но такой способ мобилизации доходов в казну приводит к тому, что искажается природа рыночных отношений, потому что гос-во злоупотребляет своими властными прерогативами, становится монополистом и вытесняет частных субъектов, которые не могут с ним конкурировать в рамках гражданского оборота. Поэтому в последние столетия гос-во выходит из рыночных отношений, оставаясь их регулятором, но не субъектом рыночных экономических отношений. Отсюда и приватизация и делегирование государственных функций. И налоги являются предпочтительными для нормального развития экономических рыночных отношений, поскольку позволяют гос-ву взимать в казну только ту часть доходов налогоплательщиков, которая возникла в результате предпринимательской, экономической активности. И сегодня налоги составляют более 90% доходов Консолидированного Бюджета РФ.

2 признак Налоговых Отношений – имущественный характер, но не имущественно-стоимостной. Последний подчеркивает эквивалентность обмена, встречного предоставления, который присущ отношениям частно-правового свойства. Имущественные налоговые отношения связаны с перемещением части собственности налогоплательщика в публичную собственность. Потому налоговые отношения являются имущественными, что в рамках этих отношений происходит изъятие части имущества налогоплательщика и переход этого имущества в публичную собственность. В этом смысле НО имеют имущественный характер и вещно-правовой эффект, потому что происходит прекращение права собственности одного субъекта и возникновения права собственности публичного субъекта. Наряду с собственно имущественным отношением, которое является сердцевиной НП (отношение по уплате налога), и чтобы это основное отношение нормально развивалось, необходимо создать вокруг него целый инструментарий, инфраструктуру, а именно необходимо чтобы налог был установлен, т.е. определены все условия налогообложения, существуют организационные отношения по установлению налога; организационные отношения по осуществлению налогового контроля; по привлечению к ответственности за налоговое правонарушения; отношения по обжалованию действий и бездействий налоговых органов. Обжалование осуществляется сегодня в основном не в судах, а в вышестоящих налоговых органах, т.е. в рамках административных процедур обжалования и эти процедуры защищающие права плательщика тоже д.б. урегулированы правом, иначе без них права участников НО не м.б. признаны гарантированными. Все эти отношения не являются имущественными. И НП в этом смысле является синтезом, потому что оно регулирует не только имущественные отношения по взиманию налога, но также целый комплекс вспомогательных, обеспечивающих, организационных отношений, которые будучи лишены непосредственно имущественного содержания, являются необходимым условием нормального исполнения налогового обязательства.

3 признак – публичный характер. Это публичные правоотношения. Во всех публичных отношениях на одной из сторон этих отношений всегда присутствует публичный субъект (непосредственно либо в лице своих органов). Это очень важно для налоговых отношений. Действительно, налоговые отношений функционируют, развиваются с участием публичного субъекта. Публичный субъект выполняет в налоговых отношениях тройственную функцию. Во-первых, гос-во организует эти отношения в своем интересе, упорядочивает, устанавливает обязанность платить налоги, правила, условия исполнения этой обязанности в одностороннем порядке. Если имущественные обязанности частно-правового свойства как правило вытекают из договора или из волеизъявления участников ГО, то в НП обязанность имущественная вытекает из односторонней воли гос-ва. О налогах не договариваются! Во-вторых, гос-во непосредственно является субъектом этих отношений, без гос-ва как субъекта НО лишены смысла, ведь они направлены на передачу средств публичному субъекту, т.е. гос-ва выступает как кредитор, выгодоприобретатель. А в ГП кредитор сам не может устанавливать правила обязательства исполняемого в его интересе. В – третьих, именно гос-во является арбитром в этих отношениях, потому что споры, конфликты возникающие в налоговой сфере являются достаточно частыми. Налоговые отношения это та самая сфера, которая требует особого балансирования публичных и частных интересов. Именно потому что гос-во здесь является и участником, и одновременно тем субъектом, который устанавливает правила, по которым протекают эти отношения. Публичными налоговыми являются и потому, что в рамках этих отношений удовлетворяется публичный интерес и приводным ремнем налоговых отношений является принуждение. Налоговые отношения основаны на гос. принуждении, и связано это с самым первым признаком – распределительным. В безэквивалентные, распределительные отношения добровольно как правило не вступают. Как правило здесь всегда за рамками этого отношения стоит возможность государственного принуждения.

Налоговые Отношения – отношения по организации и осуществлению налоговых изъятий. И организационные и отношения собственно по осуществлению налоговых изъятий равным образом образуют предмет НП.

Разновидности отношений, которые именуются налоговыми

(Ст. 2 НК содержит перечень этих отношений и он м.б. признан достаточно удачным):

- отношения по установлению и введению налогов. Это отношения, в рамках которых гос-во определяет условия взимания налогов. В форме НПА. Что касается налогов необходимо вспомнить принцип баланса публичных и частных интересов и необходимости сдерживания гос-ва в налоговой сфере. КС – условия налогообложения д.б. определены только законом. Поэтому установление и введение налога осуществляется законом. А почему установление налога, т.е. принятие закона является налоговым отношением, когда оно всегда было конституционным. Надо отметить, что учитывая особенности НП, законодатель именно в НК установил целый ряд специальных требований к процедуре и содержанию законотворческого процесса по принятию налоговых законов. Есть целый ряд специальных требования к процедуре и содержанию законотворческого процесса, то есть требования, которые действуют только применительно к законам о налогах, которые определяют как должен вводиться налог. Например, закон о налогах должен иметь определенную структуру, законодателю вменяется обязанность установить существенные элементы (ст. 17 НК – налогоплательщики, объекты налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка). Только установив эти элементы налогообложения, законодатель может рассчитывать на уплату налогов. Если хоть 1 из них не установлен, то налоговая обязанность не считается законно установленной. Из этого вытекает необходимость принимать закон о налоге по определенной структуре. Главы имеют структуру одинаковую в НК. Это является производным от требований НК и КС в налоговой сфере. Процесс принятия закона о налоге и его содержание регламентировано специальными нормами НК. Например, введение в действие НЗ. Конечно, есть общие правила, есть закон о порядке опубликования ФЗ И ФКЗ. Но, исходя из особой гармонии отношений между публичным и частным субъектом в налоговой сфере, из противоположности интересов этих субъектов, необходимо предостеречь законодателя от быстрого введения налоговых изменений. Но с т.з. интересов налогоплательщика такой порядок немедленного введения в действие НЗ, наличие обратной силы, означает известную непредсказуемость НЗ, а значит подрывало бы стабильность хозяйственной деятельности. Это бы не способствовало развитию экономической деятельности и развитию доверия к гос-ву. И Конституция РФ в ст. 57 устанавливает, что законы, ухудшающие положения налогоплательщика, обратной силы не имеют. Иначе это бы означало скрытую конфискацию имущества. И в НК также развернута обширная сеть норм, которая дает гарантии налогоплательщикам от слишком быстрого введения в действие налоговых норм. Эти ограничители, которые установлены для введения в действие новых НЗ, являются специальными по отношению к общим нормам о порядке введения в действие федеральных законов (ст. 5 НК), то есть законы налоговые вступают в силу по иным правилам, чем обычные ФЗ. Сам порядок введения закон урегулированы не только К РФ, но и специальными налоговыми нормами.

- отношения по взиманию налога. В этих отношениях состоит суть налоговой обязанности. Взимание налога это не просто уплата налога, а совершение действий как властной стороной налоговых отношений, т.е. налоговым органом, так и налогоплательщиком по уплате налога. В ряде случаев уплата налогов налогоплательщиком является ответом на действие налогового органа. Т.о., это не всегда действие только налогоплательщика или только налогового органа. Если мы говорим о ФЗ и о налогах на имущество ФЛ, то эта уплата осуществляется на основании налогового уведомления, т.е. документа, который направляется Налоговым Органом налогоплательщику и является результатом исчисления налога. Т.е. это тот случай, когда налог исчисляется не налогоплательщиком самостоятельно, а налоговым органом. Этим термином законодатель пытался подчеркнуть, что уплата налога все-таки основана на принуждении вследствие действий налогового органа, может быть и добровольная уплата, но она все равно основана на обязанности. Некоторые отношения по взиманию налога не входят в орбиту НП, так как сегодня таких границ между отраслями законодательства, которые бы носили кристальный характер не существует. Всегда есть пограничные области. И в силу того, что сталкиваются различные интересы, иногда сходные отношения регулируются по – разному, в силу того что законодатель принимает во внимание особые интересы. Получается, что например, организация находится в состоянии банкротства. Уплата налогов такой организацией регулируется специальным законом о несостоятельности. Специальный закон вытесняет общие для этого случаи нормы НК, рассчитанные на уплату налогов всеми субъектами. Для банкротов действуют специальные правила. Гос-во это сделало для того, чтобы учесть интересы и других кредиторов, третьих лиц. То есть бывает так, что какой-то отношений не урегулировать одной отраслью права и надо регулировать другой.

- Отношения по осуществлению налогового контроля. Налоговый контроль это деятельность Налоговых органов. Только НО осуществляют такой контроль. Хотя существуют проблемы связанные с взаимодействием налоговых органов и следственных органов, т.к. уклонение от уплаты налогов является также уголовно наказуемым деянием. Проблемы связаны с обнаружением таких деяний и компетенцией следственных органов, органов дознания по проверке соблюдения налогоплательщиком налогового законодательства, возбуждением уголовного дела, в тех случаях, когда налоговый контроль Налоговыми Органами не осуществлялся. Т.е. конкуренция между этими органами и их компетенцией. Этот вопрос окончательно не решен в законе. Следственные Органы вели д-ть по обнаружению признаков нарушений НЗ в тех случаях, когда НО данный факт не обнаруживали, и начинались противоречия. Или НО принимал решение, которое отменялось арбитражным судом, а следственный орган несмотря на решение суда возбуждал уголовное дело. Т.е. уголовно-правовой механизм использовался как своего рода суррогат налогового контроля. Налоговый контроль возложен только на Налоговые Органы! Говоря об отраслевой чистоте этих отношений, отношения по осуществлению гос., в т.ч. налогового контроля это административные отношения. Но т.к. контрольная д-ть связана с исчислением налога, и зачастую налоговый контроль осуществляется непосредственно в процессе исчисления налога, то законодатель не счел возможным эти отношения разорвать. Поэтому отношения по осуществлению налогового контроля это налоговые отношения и административное законодательство не применяется в отношениях по налоговому контролю. И закон о гос. защите прав ЮЛ и ИП при осуществлении гос. надзора не применяется к налоговому контроля, потому что здесь специальные правила.

- Отношения по привлечению к ответственности за нарушение НЗ. Если по результатам мероприятия налогового контроля нарушения выявляются, то начинается процедура привлечения к ответственности. И процедура, и нормы устанавливающие условия ответственности и санкции полностью включены в НК, и процессуальные нормы и материальные об ответственности. Т.о., к этим отношениям НЕ применяется КОАП. Данный вид отношений регулируется только налоговым кодексом. в БК тоже есть нормы об ответственности, но собственно бюджетной ответственности нет, все штрафы и т.д. отнесены в КОАП и УК. А в НК есть 2 главы, которые устанавливают составы налоговых правонарушений. О природе этой ответственности можно долго дискутировать, т.к. по природе она тяготеет к административной (штраф – единственное наказание), но законодатель в целях удобства взаимодействия НО и налогоплательщика, в целях автономного регулирования этих отношений, урегулировал все эти вопросы в НК. Раньше законодатель не устанавливал сроки в НК, и применялся КОАП по аналогии. Но аналогию мы применяем тем, где есть сходство отношений. И, конечно, отношения по привлечению к налоговой и административной ответственности имеют много общего. Общее в том, что в КОАПе есть составы административных правонарушений в финансовой сфере, в т.ч. в налоговой сфере (глава 15), и эти составы (КОАП и НК) текстуально совпадают. Но исходя из принципа не дважды за одно и то же, в КОАПе за эти противоправные деяния, описанные по модели НК, к ответственности привлекается спец. субъект – ДЛ (руководитель организации несет ответственность за непредоставлении декларации, различных документов НО, не постановке на учет в НО), а сама организация как участник налогового правоотношения, налогоплательщик несет ответственность по НК. Это подчеркивает родство этих отношений.

- отношения по обжалованию актов, действий и бездействий НО и их ДЛ. Эти отношения могли бы претендовать на статус административно-правовых или отношений судебно-процессуальных. НК устанавливает 2 способа защиты прав налогоплательщика: 1) внесудебный – жалобы в вышестоящий НО или вышестоящему ДЛ и 2) судебный. Сам процесс обжалования и рассмотрение жалобы вышестоящим НО или его ДЛ полностью урегулирован НК, нет места для применения норм АП. НК устанавливает несколько форм жалоб. В некоторых случаях нельзя обратиться в суд до тех пор, пока не подана жалоба в вышестоящий НО, то есть обязательная процедура урегулирования спора с НО. Что касается судебного обжалования, законодатель ограничился общей отсылкой к АПК и ГПК. Изначально НК содержал нормы, которые позволяли налогоплательщику обжаловать как ненормативные акты, так и нормативные акты НО в АС. Если первоначально такое право было дано только ИП и Юрлицам. Сегодня все споры связанные с обжалованием НПА в сфере налогообложения отнесены к исключительной подведомственности АС, даже если ФЛ, а не ИП захочет обжаловать НПА, скажем акт министерства финансов, то его надо обжаловать в АС, а не в СОЮ, а в остальном действуют правила процессуальных кодексов.

Эти отношения весьма самобытны и их отличает сочетание имущественных и организационных элементов. И за счет такого синтеза эти отношения не м.б. отнесены ни к АП, ни к ГП, они весьма своеобразны.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Единый налог при упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности | Метод НП
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 330; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.