Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Единый налог при упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности

Единый налог при упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности введен законом РФ от 29 декабря 1995 г. 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства». Применяется в части, не противоречащей Закону РФ «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности».

Применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчет­ности предусматривает замену уплаты совокупности установленных законодательством Российской Федерации федеральных, региональ­ных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемо­го по результатам хозяйственной деятельности организаций за отчет­ный период.

Право выбора системы налогообложения, учета и отчетности, включая переход к упрощенной системе или возврат к принятой ранее системе, предоставляется субъектам малого предпринимательства (пе­речень их см. в п. 1.3.1 настоящего издания) на добровольной основе.

Под действие упрощенной системы налогообложения, учета и от­четности не подпадают:

V организации, занятые производством подакцизной продукции;

V организации, созданные на базе ликвидированных структурных подразделений действующих предприятий;

V кредитные организации, страховщики, инвестиционные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг;

V предприятия игорного и развлекательного бизнеса.

Плательщики. Юридические и физические лица — субъекты мало­го предпринимательства с предельной численностью работающих (включая работающих по договорам подряда и иным договорам гражданско-правового характера) до 15 человек независимо от вида осуществляемой ими деятельности. Годовой совокупный размер валовой выручки претендента на переход к упрощенной системе не должен превышать 100 000 МРОТ.

Объект налогообложения — совокупный доход, полученный за от­четный период, или валовая выручка, полученная за отчетный период. Выбор объекта налогообложения осуществляется органом государ­ственной власти субъекта РФ.

Совокупный доход исчисляется как разница между валовой выруч­кой и стоимостью использованных в процессе производства товаров (работ, услуг) сырья, материалов, иных затрат, указанных в законе, а также сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных постав­щикам, налога на приобретение автотранспортных средств, отчисле­ний в государственные социальные внебюджетные фонды, уплачен­ных таможенных платежей, государственных пошлин и лицензионных сборов.

Валовая выручка исчисляется как сумма выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), продажной цены имущества, реа­лизованного за отчетный период, и внереализационных доходов.

Годовая стоимость патента, уплаченная индивидуальными пред­принимателями, направляется полностью в бюджет субъекта Россий­ской Федерации.

Конкретные ставки единого налога в зависимости от вида осуществляемой деятельности субъектов малого предприниматель­ства, а также пропорции распределения зачисляемых налоговых пла­тежей между бюджетом субъекта Российской Федерации и местным бюджетом устанавливаются решением органа государственной влас­ти субъекта Российской Федерации.

Сроки уплаты и отчетности. Выплата годовой стоимости патента осуществляется ежеквартально.

Оплата стоимости патента засчитывается в счет обязательства по уплате единого налога организации.

Для индивидуальных предпринимателей уплачиваемая годовая стоимость патента является фиксированным платежом, заменяющим уплату единого налога на доход за отчетный период.

Организация представляет в налоговый орган в срок до 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, расчет подлежащего упла­те единого налога с зачетом оплаченной стоимости патента, а также выписку из книги доходов и расходов (по состоянию на последний ра­бочий день отчетного периода) с указанием совокупного дохода (вало­вой выручки), полученного за отчетный период.

Льготы и льготный порядок по уплате единого налога для отдель­ных категорий плательщиков в пределах объема налоговых поступле­ний, подлежащих зачислению в бюджет субъекта Российской Федера­ции и местный бюджет, устанавливаются актами законодательной власти субъекта Федерации.

 

6. Единый социальный налог

Единый социальный налог введен Федеральным законом Россий­ской Федерации «О введении в действие второй части Налогового ко­декса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые за­конодательные акты Российской Федерации о налогах» от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ, см. ст. 234-245 Главы 24.

Единый социальный налог (ЕСН) с 1 января 2001 г. заменил стра­ховые взносы во внебюджетные социальные фонды.

Налоговым кодексом определено, что суммы ЕСН зачисляются в пенсионный фонд, фонд социального страхования и фонд обязатель­ного медицинского страхования. Государственный фонд занятости России с 1 января 2001 г. упразднен.

Контроль за правильностью исчисления и уплаты ЕСН осуществ­ляют налоговые органы.

Плательщики

1-я категория налогоплательщиков — работодатели, производящие выплаты наемным работникам (работодатели), в том числе:

V организации;

V индивидуальные предприниматели;

V родовые и семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования;

V крестьянские (фермерские) хозяйства;

V физические лица.

2-я категория налогоплательщиков — индивидуальные предприни­матели, родовые и семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования, крестьян­ские (фермерские) хозяйства, адвокаты (не работодатели).

Если налогоплательщик одновременно относится к обеим категори­ям, он должен уплачивать ЕСН по каждому отдельно взятому основа­нию.

Не относятся к налогоплательщикам организации и индивидуаль­ные предприниматели, которые переведены на уплату единого налога на вмененный доход (по соответствующим видам деятельности).

Объект налогообложения

Для налогоплательщиков-работодателей объектом налогообложе­ния ЕСН являются:

V выплаты, вознаграждения и иные доходы, начисляемые их ра­ботникам по всем основаниям, в том числе вознаграждения по договорам гражданско-правового характера;

V выплаты в виде материальной помощи и иные безвозмездные выплаты физическим лицам, не связанным с ними трудовым до­говором или другими вышеназванными договорами (т. е. сто­ронним лицам).

Указанные выплаты не являются объектом налогообложения, если они производятся из прибыли, остающейся в распоряжении организа­ции. Выплаты в виде материальной помощи, иные безвозмездные вы­платы, выплаты в натуральной форме, производимые сельскохозяй­ственной продукцией или товарами для детей, признаются объектом налогообложения в части сумм, превышающих 1000 руб. в расчете на календарный месяц (в данном случае речь идет о выплатах, произво­димых не из прибыли, остающейся в распоряжении организации, а из других источников).

Для налогоплательнщков-неработодателей объектом налогообложе­ния являются доходы от предпринимательской или иной профессио­нальной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечени­ем. Индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, уплачивают ЕСН со стоимости патента.

Налоговая база

Налоговая база для налогоплательщиков-работодателей определя­ется как сумма:

V выплат, вознаграждений и иных доходов, начисленных ими в течение года своим работникам по всем основаниям, в том числе вознаграждений по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание ус­луг), а также по авторским и лицензионным договорам;

V выплат в виде материальной помощи и иных безвозмездных выплат, произведенных ими в течение года сторонним лицам.

Налоговая база рассчитывается отдельно по каждому работнику по истечении каждого месяца нарастающим итогом с начала года. При этом не учитываются следующие виды доходов:

V доходы, полученные работниками от других работодателей;

V дополнительная выгода от оплаты работодателем приобретае­мых для работника или членов его семьи товаров (работ, услуг) или прав (в т. ч. коммунальных услуг, питания, отдыха, обуче­ния в интересах работника);

V дополнительная выгода от приобретения работником или чле­нами его семьи у работодателя товаров (работ, услугу на усло­виях, более выгодных по сравнению с предоставляемыми в обычных условиях их продавцами, не являющимися взаимоза­висимыми с покупателями (клиентами));

V материальная выгода в виде экономии на процентах при получе­нии работником от работодателя заемных средств на льготных условиях;

V материальная выгода, получаемая работником в виде суммы страховых взносов, вносимых за работника работодателем по договорам добровольного страхования;

V доходы по акциям и другие доходы, получаемые работниками от участия в управлении организацией (дивиденды, проценты, выплаты по долевым паям и т. д.).

Выплаты, которые выводятся из-под налогообложения:

V суммы, выплачиваемые за счет членских взносов садоводческих, садово-огородных, гаражно-строительных и жилищно-строительных кооперативов (товариществ) лицам, выполняющим ра­боты (услуги) для указанных организаций;

V суммы (в пределах 2000 руб. в год) материальной помощи, ока­зываемой работодателями своим работникам, а также бывшим своим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту;

V суммы (в пределах 2000 руб. в год) возмещения работодателями своим бывшим работникам (пенсионерам по возрасту или инва­лидам) либо членам их семей стоимости приобретенных ими (для них) медикаментов, назначенных лечащим врачом.

Льготы по уплате налога

От уплаты налога освобождаются:

1) организации любых организационно-правовых форм — с сумм доходов, не превышающих 100 000 руб. в год, начисленных ра­ботникам, являющимся инвалидами I, II и III групп;

2) следующие категории работодателей — с сумм доходов, не пре­вышающих 100 000 руб. в год на каждого отдельного работника:

V общественные организации инвалидов (в т. ч. созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, а также их структурные подразделения;

V организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50%, а доля их заработной платы в фонде оплаты труда — не менее 25%;

V учреждения, созданные для достижения образовательных, куль­турных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям, единственными собственниками имущества которых являются вышеназванные обществен­ные организации инвалидов (Данная льгота не распространяется на организации, занимающиеся произ­водством или реализацией подакцизных товаров, минерального сырья, дру­гих полезных ископаемых, а также иных товаров в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ по представлению общероссийских об­щественных организаций инвалидов);

3) налогоплательщики-неработодатели, являющиеся инвалидами I, II и III групп, — в части доходов от их предпринимательской и иной профессиональной деятельности в размере, не превышаю­щем 100 000 руб. в год;

4) налогоплательщики-неработодатели — в части сумм налога, за­числяемого в ФСС России.

Ставки налога

Налоговым кодексом РФ установлены четыре шкалы ставок ЕСН:

V для налогоплательщиков-работодателей (за исключением орга­низаций, занятых в производстве сельскохозяйственной про­дукции, родовых и семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйство­вания, а также крестьянских (фермерских) хозяйств);

V для налогоплательщиков-работодателей из числа организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, ро­довых и семейных общин малочисленных народов Севера, зани­мающихся традиционными отраслями хозяйствования, — а так­же крестьянских (фермерских) хозяйств;

V для налогоплательщиков-неработодателей (за исключением ад­вокатов, оказывающих в соответствии с действующим законо­дательством бесплатные услуги физическим лицам);

V для адвокатов, оказывающих в соответствии с действующим за­конодательством бесплатные услуги физическим лицам.

Все эти шкалы объединяет то, что они являются регрессивными:

чем выше доход, тем меньше ставка и, соответственно, сумма ЕСН.

Но не все налогоплательщики-работодатели могут применять рег­рессивную шкалу ставок ЕСН. Применять в 2001 г. регрессивную шка­лу ставок ЕСН могут те налогоплательщики-работодатели, выплаты которых, начисленные за второе полугодие 2000 г. в среднем на одного работника, превысят 25 000 руб. При этом учитываться должны будут только выплаты, на которые начислялись страховые взносы. Кроме того, при расчете фактического размера выплат, начисленных в сред­нем на одного работника и принимавшихся за базу при расчете страхо­вых взносов, в организациях с численностью работников:

V свыше 30 человек — не учитываются 100% работников, имею­щих наибольшие по размеру выплаты;

У до 30 человек (включительно) — не учитываются 30% работни­ков, имеющих наибольшие по размеру выплаты. Налогоплательщики-работодатели, получившие право применять регрессивную шкалу налогообложения, должны будут осуществлять ежемесячный контроль величины налоговой базы.

Порядок исчисления и уплаты налога

Налогоплательщики-работодатели должны исчислять суммы ЕСН отдельно в отношении каждого фонда. Сумма налога, зачисляемая в ФСС России, подлежит уменьшению на произведенные налогопла­тельщиками-работодателями расходы на цели социального страхова­ния, предусмотренные законодательством (на выплату пособий по временной нетрудоспособности, оплату путевок и т. д.).

Налогоплательщики-работодатели уплачивают ЕСН в виде ежеме­сячных авансовых платежей в срок, установленный для получения средств в банке на оплату труда за истекший месяц, но не позднее 15-го числа следующего месяца.

В тот же срок налогоплательщики-работодатели обязаны предста­вить:

V в ПФР — сведения в соответствии с действующим законода­тельством об индивидуальном персонифицированном учете;

V в ФСС России — сведения о суммах ЕСН, начисленных и упла­ченных в этот фонд, а также о расходах, самостоятельно произ­веденных налогоплательщиком на цели государственного соци­ального страхования. Налогоплательщики-неработодатели (кроме адвокатов) также должны будут уплачивать авансовые платежи по ЕСН.

Для уплаты налогоплательщики-неработодатели авансовых плате­жей по ЕСН установлены те же сроки, что и для уплаты вышеназван­ного налога.

Окончательный расчет ЕСН должен производиться налогопла­тельщиками-неработодателями (кроме адвокатов) самостоятельно. Излишне уплаченные суммы налога будут засчитываться в счет буду­щих налоговых платежей или возвращаться налогоплательщикам в порядке, предусмотренном статьей 78 НК РФ.

ЕСН уплачивается четырьмя отдельными платежными поручения­ми на счета ПФР, ФСС России и фондов ОМС.

 


[1] Несмотря на то, что к моменту выхода уже принята частично часть 2 НК РФ, система налогов пока не изменилась. Это связано с постепенным принятием отдельных статей части 2 НК РФ, а не всей второй части полностью.

 

[2] Грачева Е. Ю., Куфакова Н. А., Пепеляев С. Г. Финансовое право России: Учебник. М.: ТЕИС, 1995. С. 50.

[3] Налоговые оговорки — оговорки, в соответствии с которыми обязанность по уплате налога перекладывается на другое лицо (налоговые оговорки запрещены законодательством).

 

[4] Грачева Е. Ю., Куфакова Н. А., Пепеляев С. Г. Финансовое право России: Учебник. М.: ТЕИС, 1995. С. 55.

[5] Грачева Е. Ю., Куфакова Н. А., Пепеляев С. Г. Финансовое право России: Учебник. М.: ТЕИС, 1995. С. 60.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Исчисление налога производится налоговыми органами | Предмет НП
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 467; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.