Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вместе с тем у метода есть свои недостатки и ограничения





Первичную социологическую информацию можно получить с помощью такого метода, как наблюдение.

Он означает направленное, систематическое, непосредственное отслеживание, фиксацию и регистрацию социально значимых фактов, явлений и процессов.

Особенность этого метода, в отличие от обыденного, повседневного наблюдения, состоит в его планомерности и целеустремленности. Свидетельство тому — четкая фиксация цели, задач и процедуры социологического наблюдения. В его программе должны также содержаться объект, предмет, ситуация наблюдения, выбор способа его регистрации, обработка и интерпретация полученной информации. Для фиксации результатов наблюдения используется специальный дневник.

Достоинства метода социологического наблюдения заключаются в том, что,

во-первых, возникает прямой контакт между исследователем и объектом исследования;

во-вторых, наблюдение ведется в процессе изменения и развития изучаемых событий;

в-третьих, поведение людей (социальных общностей) наблюдается одновременно с развитием событий, процессов, явлений, т.е. в конкретных пространственновременных условиях;

в-четвертых, при широко организованном наблюдении можно описать поведение всех участников процесса взаимодействия социальных общностей.

Так, сложным, а иногда и невозможным становится повторное наблюдение (поскольку наблюдаемый процесс далеко не всегда воспроизводится).

Далее, наблюдение социальных процессов ограничено во времени.

Кроме того, существует опасность адаптации социолога к ситуации, потери способности объективно ее оценивать, особенно в условиях включенного наблюдения. Другими словами, трудно избежать субъективизма в подходе наблюдателя.

 

В соответствии со степенью формализации наблюдения делятся на неструктурированные и структурированные.

Первые применяются при отсутствии четких гипотез и детального плана действий наблюдателя. Исследователь определяет лишь самые общие черты ситуации и примерный состав наблюдаемой группы. Наблюдение ведется, как правило, за объектом в целом, без предварительного определения элементов наблюдаемого процесса. Примером является наблюдение за поведением стихийно возникшей митингующей толпы.



При структурированном наблюдении исследователь располагает достаточной информацией об объекте, поэтому до начала сбора материала он определяет значимые элементы изучаемой ситуации, составляет подробный план, инструкции для фиксации результатов.

Задачей структурированного наблюдения является систематическое наблюдение и описание ситуации, проверка рабочей гипотезы. Способ наблюдения определяется задачами исследования, объектом, ситуацией, характером взаимодействия наблюдателя и наблюдаемого.

Следующая классификация видов наблюдения связана с положением наблюдателя. В зависимости от него наблюдения делятся на включенные и невключенные.

В первом случае социолог непосредственно «включен» в наблюдаемый объект, как бы входит в социальную среду и изнутри анализирует процессы. При этом он находится в контакте с наблюдаемыми, принимает участие в их деятельности. Он может даже работать как член трудового коллектива. Используя этот метод, наблюдатель становится частью наблюдаемой ситуации, влияет на нее и сам подвергается ее воздействию.

При этом характер включенности может быть разным. Исследователь либо полностью соблюдает инкогнито, и наблюдаемые не выделяют его из группы, либо он участвует в деятельности группы, не скрывая своих исследовательских целей. Включенное наблюдение имеет определенные преимущества перед другими методами и видами наблюдения, поскольку позволяет рассматривать исследуемое явление изнутри, что дает возможность лучше понять поведение и поступки людей. Вместе с тем у этого метода есть недостатки. Это субъективизм, опасность утратить объективный подход к процессу.

 

Что касается не включенного наблюдения, то оно предполагает изучение ситуации социологом со стороны, когда он не участвует в жизни исследуемого объекта, не вступает в прямые контакты с участниками ситуации, оказывается вне поля их зрения.

 

В зависимости от регулярности наблюдение бывает систематическим и случайным.

Первое планируется и регулярно осуществляется в течение определенного периода. Это может быть длительное, непрерывное или проводимое в циклическом режиме наблюдение (раз в неделю, раз в месяц, фиксированные в году недели).

Говоря о случайном наблюдении, нужно отметить, что оно, как правило, проводится без плана, по поводу той или иной разовой, конкретной ситуации. Случайным является наблюдение незапланированного явления, неожиданной ситуации (например, несанкционированного митинга). Особенно часто это бывает в разведывательных исследованиях.

 

По условиям организации и месту проведения наблюдения различают такие его виды, как полевое и лабораторное. Первое — наиболее распространенное — проводится в естественных условиях реальных жизненных ситуаций. Привычность обстановки для наблюдаемых — основа правильного понимания их поведения.

 

Лабораторное наблюдение встречается гораздо реже и представляет собой вид наблюдения при котором условия окружающей социальной среды определяются исследователем и являются, таким образом, искусственно сконструированными.

 

Одним из видов наблюдения, с точки зрения его продолжительности, выступает экспресс-наблюдение, объектом которого становятся всевозможные массовые мероприятия и их участники (собрания, вечера, съезды, демонстрации и т.д.). Иногда такое наблюдение применяется в необычных условиях, когда трудно предсказать, в каком русле будут протекать события, как поведут себя их участники, какими окажутся последствия. Экспресс-наблюдение актуально для исследования в условиях чрезвычайных ситуаций.

 

Одним из основных и наиболее популярных в социологии является метод опроса. Социологический опрос — это метод получения первичной социологической информации, основанный на непосредственной или опосредованной связи между исследователем и респондентом с целью получения от последнего необходимых данных в форме ответов на поставленные вопросы. Благодаря опросу можно получить информацию как о социальных фактах, событиях, так и о мнениях и оценках людей.



 

Другими словами, это информация об объективных явлениях и процессах, с одной стороны, и о субъективном состоянии людей — с другой.

 

Опрос — это форма социально-психологического общения между социологом и обследуемым, благодаря которому в короткие сроки можно получить обширную информацию от большого количества людей по широкому кругу интересующих исследователя вопросов.

 

Таково существенное достоинство метода опроса. Притом он требует меньших материальных затрат, чем социологическое наблюдение или эксперимент. У метода опроса есть и другие достоинства. Он является универсальным, поскольку выступает как источник знания о внутренних побуждениях людей и одновременно о событиях прошлого или настоящего.

Это гибкий метод, ибо позволяет моделировать любые ситуации, нужные исследователю. Наконец, это надежный метод, так как при наличии системы контроля он дает не менее достоверную и качественную информацию, чем методы изучения документов или социологическое наблюдение.

Чтобы опрос как метод исследования был эффективным, важно знать, о чем спрашивать, как спрашивать, и при этом быть уверенным в том, что полученным ответам можно доверять.

 

Метод опроса отличается большим разнообразием видов (разновидностей), в частности: анкетирование, интервьюирование, социометрический опрос, почтовый опрос, телефонный опрос, интернет-опрос, прессовый опрос, экспертный опрос, телевизионный экспресс-опрос

 

Остановимся подробнее на некоторых из них.

Среди множества видов опросов основными принято считать письменный (анкетирование) и устный (интервьюирование).

 

Начнем с анкетирования. Анкетирование — это письменный опрос, при котором общение между исследователем и респондентом опосредуется анкетой. Популярность этого метода обусловлена его оперативностью и экономичностью. В короткий срок при небольшом числе анкетеров можно опросить большие совокупности людей.

Социологическая анкета — это объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление мнений и оценок респондентов и получение от них информации о социальных фактах, явлениях, процессах.

 

В свою очередь интервьюирование - это метод получения первичной социологической информации путем непосредственной беседы интервьюера и респондента. Он основан на вербальном социально-психологическом взаимодействии, представляет собой целенаправленный процесс их общения, осуществляемый согласно исследовательской программе.

Интервью обычно применяется, во-первых, на ранней стадии исследования для уточнения проблемы и составления программы; во-вторых, при опросе экспертов, специалистов, глубоко разбирающихся в том или ином вопросе; в-третьих, как наиболее гибкий метод, позволяющий учитывать особенности личности опрашиваемого.

По технике проведения интервью подразделяется на формализованное (стандартизированное) и свободное (нестандартизированное).

Первое предполагает детальную разработку всей процедуры на основе заранее сформулированных вопросов и вариантов ответов. Ответы респондента фиксируются в бланке интервью.

К стандартизированному интервью прибегают, когда нужно получить в виде результата исследования количественные параметры изучаемого явления.

Свободное интервью отличается минимальной стандартизацией поведения интервьюера, здесь царит раскованная беседа по поставленной проблеме, обстановка доверительности. Следует отметить еще один вид интервью — фокусированное. Оно предполагает сбор мнений и оценок по поводу конкретной проблемы, тех или иных явлений и процессов. Перед фокусированным интервью респонденты включаются в определенную ситуацию.

 

Метод социометрического опроса был разработан в 1930-х гг. американским социологом Дж. Морено и получил затем широкое распространение как в социологии, так и в социальной психологии. Он направлен на изучение и измерение межличностных отношений и используется преимущественно для анализа поведенческих ситуаций в малой группе.

Метод состоит в исследовании структуры межличностных отношений в малой группе путем изучения выборов, сделанных ее членами по тому или иному критерию.

Социометрический опрос принципиально отличается от других разновидностей социологического опроса. Суть его состоит в том, что респонденту предлагается по тому или иному критерию выбрать одного или нескольких членов группы. Анализ ответов позволяет социологу выявить структуру социально-психологических отношений в группе.

Обработка данных, обобщение и способ представления материала осуществляются с помощью социометрической матрицы — таблицы, состоящей из нулей и единиц. В результате анализа данных опроса рассчитываются различные социометрические индексы: интегрированности группы, разобщенности группы, взаимных симпатий, взаимных антипатий, взаимной индифферентности, конфликтности группы и др.

Помимо названных методов сбора социологической информации, в социологических исследованиях применяется

Метод изучения бюджетов времени. Бюджет времени — это распределение времени суток, недели, месяца, года (суточный, недельный, месячный, годовой бюджет) по различным видам деятельности.

Его изучение дает богатейший материал для анализа и реального знания многих социальных и индивидуально-личностных проблем, которые могут успешно решаться на базе конкретных представлений о затратах времени и поиска на их основании его резервов. Рационализация социальных процессов и индивидуально-личностного образа жизни немыслима, по большому счету, без выявления бюджета времени.

 

В социологии активно используется и метод экспертных оценок. Метод экспертных оценок — специфический социологический метод получения информации об объекте с помощью специалистов — экспертов в определенной области. Экспертные оценки — это мнения специалистов по какой-либо проблеме, находящейся в сфере их компетенции.

В процессе экспертных опросов реализуется целый ряд методов, которые можно разделить на очные и заочные.

К очным методам относятся в первую очередь свободное интервью и «мозговая атака» («мозговой штурм»).

Используя метод свободного интервью, социолог лично обращается к эксперту, не имея жесткого, заранее составленного плана беседы. Что касается метода «мозговой атаки», то он предполагает коллективную очную деятельность экспертов.

Этот метод очень сложен в организационном плане, поскольку собрать группу специалистов — людей очень занятых — в одно время и в одном месте не так-то просто.

Заочные методы, в отличие от очных, проще и дешевле, но их эффективность и надежность не столь высоки.

К заочным методам относятся: написание материалов в виде докладной записки эксперта; анкетирование с помощью рассылаемых опросных листов, метод Дельфи; метод шкальных оценок.

Остановимся коротко на каждом из них. Экспертная оценка, содержащаяся в докладной записке специалиста, базируется на анализе проблемы (процесса, явления) и тщательно готовится экспертом Она (оценка) может быть использована социологом для определения круга исследовательских задач, требующих своего решения.

Рассылаемый экспертам опросный лист представляет собой перечень вопросов с просьбой дать развернутые письменные ответы на них в свободной форме (по сути, это как открытые вопросы анкеты).

 

Дельфийский метод (разработан в США в 1950-х гг.) представляет собой многократный экспертный опрос одной и той же группы людей. На каждом последующем этапе экспертов знакомят с результатами предыдущего, при этом просят обосновать свою точку зрения, если она сильно отличается от остальных.

Экспертные оценки даются по специально разработанным шкалам. Крайние оценки и их мотивировка обсуждаются всеми участниками опроса.

 

Групповая экспертная оценка считается надежной при условии согласованности ответов опрашиваемых. Этот метод характеризуется анонимностью, регулируемой обратной связью, статистически обоснованными результатами.

 

Метод шкальных оценок подразумевает применение различных специально разработанных шкал для количественной оценки информации, полученной при анкетном опросе экспертов.

Построение шкалы оценок, хотя и представляет собой сложную задачу и требует математической обработки, может дать ценную аналитическую информацию об экспертных оценках.

 

Поможем в написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой




Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 962; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2022) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.