КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Нервная система у детей
ХРОМ. 1) Хром (по-латински – Chromium, от греческого crvma – цвет) – элемент 4 периода, побочной подгруппы 6 группы. Электронная формула – 3s23p63d54s1. На внешнем уровне у него всего 1 электрон, поэтому хром – металл. Валентными являются также 5 электронов предвнешего 3d-подуровня, поэтому максимальная возможная степень окисления – +6.
2) Хром – средний по распространённости элемент. В земной коре он содержится в основном в степени окисления +3, основной минерал – хромистый железняк Fe+2Cr+32O4, хром(+3) также замещает в минералах железо и алюминий – так, примесь оксида хрома в корунде придаёт окраску рубину. Обычно хромистый железняк восстанавливают углем в феррохром – сплав хрома с железом, который затем применяют для получения нержавеющей стали. Отделить хром от железа можно сплавлением хромистого железняка с содой при окислительном действии кислорода воздуха: 4FeCr2O4 + 8Na2СO3 + 7O2 = 2Fe+32O3 + 8Na2Сr+6O4 + 8CO2. Хорошо растворимый Na2СrO4 отделяют от нерастворимого оксида железа водой и используют для получения других соединений хрома. Металлический хром восстанавливают из Cr2O3 алюминием (алюмотермия): 2Al + Cr2O3 = 2Cr + Al2O3. Реакция идёт самопроизвольно за счёт выделяющегося тепла, но реакционную смесь сначала поджигают магнием.
3) Хром – серебристый тугоплавкий металл, твёрдый и царапает стекло. Металлическая связь обусловлена 4s-электронами, прочность – ковалентной связью за счёт 3d-электронов. С водой не реагирует, на воздухе устойчив за счёт образования прочной плёнки оксида Cr2O3. Образование этой плёнки является причиной устойчивости нержавеющей стали, в состав которой входит хром. Хром растворяется в кислотах с выделением водорода: Cr + 2HCl = Cr+2Cl2 + H2. Получаются голубые соли хрома(+2), которые на воздухе быстро окисляются в зелёные соли хрома(+3): 4Cr+2Cl2 + O2 + 4HCl =4Cr+3Cl3 + 2H2O. При диссоциации этих солей хром получается в виде катионов, что типично для металла. В щелочах на воздухе хром растворяется с образованием лимонно-жёлтых хроматов – солей хрома(+6): 2Cr + 4NaOH + 2O2 = 2Na2Сr+6O4 + 2H2O. При этом хром попадает в состав аниона СrO42–, то есть в высшей степени окисления он выступает в функции, аналогичной неметаллам.
4) Хрому отвечает множество оксидов, в том числе соединений переменного состава, содержащие несколько степеней окисления сразу. Наиболее простые и типичные – чёрный Cr+2O, зелёный Cr+32O3, красный Cr+6O3. Первые два имеют полимерную структуру с D=3 и КЧ хрома =6, что типично для ионных оксидов. Они очень прочные и тугоплавкие, не растворяются в воде и медленно реагируют с кислотами и щелочами. Наиболее активен CrO3 – это цепной полимер (D=1 и КЧ хрома =4), сходный по строению с типичным ковалентным и кислотным оксидом SO3. При взаимодействии с водой растворяется, давая хромовые кислоты. При достаточном разбавлении получается наиболее простая из них – H2CrO4, аналогичная серной. Ей отвечают соли – хроматы. Распространены также соли дихромовой кислоты H2Cr2O7 – бихроматы. Хромовые кислоты – сильные, так как ион Cr+6 имеет высокий заряд и малый размер, то есть обладает высоким поляризующим действием. Все соединения хрома(+6) – сильные окислители, бихромат калия для этой цели часто применяют в лаборатории. Низким степеням окисления отвечают гидроксиды – жёлтый Cr(OH)2 (основный, растворяется только в кислотах) и зелёный “Cr(OH)3“ (амфотерный – растворяется и в кислотах, и в щелочах). Их получают действием недостатка щёлочи на растворы солей. При нагревании гидроксидов получаются оксиды. CrO3 получают действием концентрированной серной кислоты на хромат натрия: Na2CrO4 + 2H2SO4 = CrO3 + Na2SO4 + H2SO4×H2O. При изменении степени окисления хрома от +2 до +6 радиус иона уменьшается, заряд увеличивается, поляризующее действие увеличивается, основные свойства соединений ослабевают, кислотные усиливаются. В низких степенях окисления – сильные восстановительные свойства (+2 переходит в +3), в высшей – окислительные (+6 переходит в +3).
5) В целом хром похож на соседние d-элементы (титан, ванадий, марганец, железо) – горизонтальная аналогия в Периодической системе. Соединения хрома (+6) по кислотным и окислительным свойствам превосходят соединения ванадия (+5) и молибдена (+6), но уступают соединениям марганца (+7). Это можно объяснить изменением степени окисления, снижением радиуса по периоду и увеличением его по подгруппе. Приложение 22. Дробные реакции катионов
23. Дробные реакции аНионов
Нервная система объединяет и регулирует жизнедеятельность всего организма. Высший её отдел - головной мозг является органом сознания, мышления. Она состоит из центральной и периферической. Центральная: головной и спинной мозг. Периферическая: нервы. Мозговая кора – материальная основа психики. В ЦНС в течение жизни происходит установление новых нервных связей, процесс образования условных рефлексов. Деятельность человека во многом зависит от степени развития, состояния и особенностей нервной системы. Развитие речи и трудовой деятельности человека связано с усложнением и совершенствованием ЦНС, в первую очередь – коры БП. Нервная ткань обладает свойствами возбуждения и торможения. Они всегда сопутствуют одно другому, постоянно сменяются и переходят одно в другое, представляя собой различные фазы единого нервного процесса. Возбуждение и торможение находятся в постоянном взаимодействии и являются основой всей деятельности центральной нервной системы. Возникновение возбуждения и торможения зависит от воздействия на центральную нервную систему и прежде всего на головной мозг окружающей человека среды и внутренних процессов, происходящих в его организме. Изменения внешней среды вызывают возникновение в ЦНС новых связей на основе уже имеющихся, торможение других условных связей, которые при новой ситуации не полезны. При возникновении в какой-либо части коры больших полушарий значительного возбуждения происходит торможение в других её частях (отрицательная индукция). Возбуждение или торможение, возникнув в той или иной части коры больших полушарий, передаётся далее, как бы разливается с тем, чтобы снова сосредоточиться в каком-либо одном месте (иррадиация и концентрация). Процессы возбуждения и торможения имеют существенное значение в деле обучения и воспитания, поскольку понимание и использование их даёт возможность развивать и совершенствовать новые нервные связи, новые ассоциации, навыки, умения, знания. Но сущность воспитания и обучения не сводится лишь к взаимодействию этих процессов. Кора больших полушарий человека обладает свойствами разностороннего восприятия явлений окружающей жизни, образования понятий, закрепления их в сознании (усвоение, память и др.) и сложных психических функций (мышление). Развитие нервной системы, и в первую очередь головного мозга, у детей представляет большой интерес, поскольку НС интегрирует работу всех органов и систем организма, служит материальной основой психической деятельности. К моменту рождения у ребёнка нервная система обладаем огромным потенциалом развития. Вес головного мозга новорождённого относительно велик, он составляет 1/9 веса всего тела, а у взрослого это отношение составляет всего лишь 1/40. Поверхность коры больших полушарий у детей в первые месяцы жизни сравнительно гладкая. Главные борозды, лишь намечены, но неглубоки, а борозды второй и третьей категории ещё не сформированы. Извилины слабо выражены. Нервные клети (нейроны) в больших полушариях новорождённого не дифференцированы, имеют веретенообразную форму с очень небольшим количеством нервных разветвлений, клетки имеют аксоны, а дендриты только начинают оформляться. В созревании коры выделяют два процесса. Первый — рост коры за счет увеличения расстояния между нейронами и их миграции к месту конечной локализации от места «рождения», то есть за счет образования волокнистого компонента - дендритов и аксонов. Второй — дифференцировка нервных элементов, созревание разных типов нейронов. Выработка нейронов происходит в эмбриональном периоде и практически завершается к концу второго триместра беременности: сформированные нейроны передвигаются к месту своей постоянной локализации. После занятия нейронами соответствующего места начинается дифференциация по функциям, которые они будут выполнять. Скорость роста коры определяется развитием отростков нейронов и синаптических контактов с другими клетками. Она во всех областях мозга наиболее высока в первые два года жизни ребенка, но в разных зонах наблюдаются собственные темпы роста. К 3 годам происходит замедление и прекращение роста коры в проекционных, к 7 годам — в ассоциативных отделах. Максимальные темпы диффреренцировки роста клетоккоры головного мозга наблюдаются в конце эмбрионального и в начале постнатального периода. У трехлетних детей клетки уже значительно дифференцированы, а у восьмилетних — мало отличаются от клеток взрослого человека. В более взрослом возрасте усложнение строения нервных клеток с их отростками протекает медленно но не заканчивается одновременно с завершением развития других органов и систем организма. Он продолжается вплоть до 40 лет и даже позднее. Степень развития и дифференцировки нейронов, образования синаптических связей играет определенную роль в последующем проявлении способностей индивидуума. Для выживания нейронов при формировании синапсов важную роль играет их стимуляция. У нейронов, которые подвергаются активной стимуляции, появляются новые синапсы, и они вступают во все более сложные системы коммуникаций в коре головного мозга. Нейроны, лишенные активной стимуляции, погибают. Созревание любой области мозга сопровождается гибелью большого числа нейронов (апоптоз), которые не оказались задействованными. Переизбыток синапсов связан с тем, что многие из них выполняют сходные функции, и это гарантирует приобретение необходимых для выживания навыков. Сокращение синапсов переводит «лишние» нейроны в «резерв», который может быть использован на более поздних этапах развития. К семи годам их число уменьшается до уровня, свойственного взрослому. Более высокая синаптическая плотность в раннем возрасте рассматривается как основа для усвоения опыта. Избыточность синапсов создает основу для формирования любых видов связей, которые имели место в видовом опыте. Однако сохранятся только необходимые для развития в конкретных условиях.
Большая часть нервных волокон у новорожденных не покрыта белой миелиновой оболочкой, вследствие чего большие полушария, мозжечок и продолговатый мозг не делятся резко на серое и белое вещество. В функциональном отношении из всех частей головного мозга у новорождённого наименее развита кора больших полушарий, вследствие чего все жизненные процессы у маленьких детей регулируются главным образом подкорковыми центрами. По мере развития коры больших полушарий у ребёнка совершенствуются как восприятия, так и движения, которые постепенно становятся более дифференцированными и сложными. Вместе с тем всё более и более уточняются, а также усложняются и корковые связи между восприятиями и движениями, всё больше начинает сказываться приобретаемый в течение развития жизненный опыт (знания, умения, двигательные навыки и т. п.). Наиболее интенсивно происходит созревание коры больших полушарий у детей в течение первых 3 лет жизни. У 2-летнего ребёнка уже имеются все основные черты развития внутрикорковых систем, и общая картина строения головного мозга относительно мало отличается от головного мозга взрослого. Дальнейшее его развитие выражается в совершенствовании отдельных корковых полей и различных слоев мозговой коры и увеличении общего числа миелиновых и внутрикорковых волокон. Во второй половине первого года жизни развитие условных связей у детей происходит со всех воспринимающих органов (глаза, уши, кожа и др.) однако медленнее, чем в последующие годы. С развитием коры больших полушарий увеличивается продолжительность периодов бодрствования, что благоприятствует образованию новых условных связей. В этот же период закладывается основа будущих речевых звуков, которые связываются с определённой стимуляцией и являются их внешним выражением. В течение 2-го года жизни у детей одновременно с развитием коры больших полушарий и усилением их деятельности образуются всё новые и новые условно-рефлекторные системы и отчасти различные формы торможения. Особенно интенсивно в функциональном отношении развивается кора больших полушарий в течение 3-го года жизни. В этот период у детей значительно развивается речь, и к концу этого года у ребёнка запас слов в среднем достигает 500. В последующие годы дошкольного возраста до 6 лет включительно у детей наблюдается дальнейшее развитие функций коры больших полушарий. В этом возрасте у детей значительно усложняется как аналитическая, так и синтетическая деятельность коры больших полушарий. Одновременно происходит дифференциация эмоций. В силу свойственных детям этого возраста подражания и повторения, содействующих образованию новых корковых связей, у них быстро развивается речь, которая постепенно усложняется и совершенствуется. К концу этого периода у детей появляются единичные абстрактные понятия. Продолговатый мозг к моменту рождения вполне развит и созрел в функциональном отношении. Мозжечок, наоборот, у новорождённых развит слабо, борозды его неглубоки и размеры полушарий малы. Начиная с первого года жизни мозжечок растёт очень быстро. К 3 годам мозжечок у ребёнка по своим размерам приближается к мозжечку взрослого человека, в связи с чем развивается способность сохранения равновесия тела и координации движений. Что касается спинного мозга, то он растёт не столь быстро, как головной мозг. Однако к моменту рождения у ребёнка достаточно развиты проводящие пути спинного мозга. Миелинизация внутричерепных и спинномозговых нервов у детей заканчивается к 3 месяцам, а периферических - только к 3 годам. Рост миелиновых влагалищ продолжается и в последующие годы. Развитие функций вегетативной нервной системы у детей происходит одновременно с развитием центральной нервной системы, хотя уже с первого года жизни она в основном оформилась в функциональном отношении. Высшими центрами, объединяющими вегетативную нервную систему и управляющими её деятельностью, являются подкорковые узлы. Когда по тем или иным причинам у детей расстраивается или ослабевает контролирующая деятельность коры больших полушарий, деятельность подкорковых узлов, в том числе, вегетативной нервной системы становится более ярко выражена.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 513; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |