Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В иных случаях, установленных федеральными законами




Если организация (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения) представляет и (или) публикует сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;

Если организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, товарной, валютной или фондовой биржей, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);

Если ценные бумаги организации допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг;

Если организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;

4) если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей;

 

В отличие от государственного финансового контроля аудитор­ский контроль осуществляется на договорных началах, аудируемый субъект имеет право выбора аудиторской организации или аудитора, выявление в ходе проверки финансовых нарушений непосредственно не влечет за собой применения финансовых санкций.

 

Конечные цели всех видов финансового контроля едины и заключаются в обеспечении соблюдения финансовой дисциплины, повышении эффективности распределения и использования финансовых ресурсов. В то же время задачи и, соответственно, функции государственного и негосударственного финансового контроля различны.

Если главной задачей государственного контроля является содействие успешной реализации финансовой политики государства посредством обеспечения соблюдения финансового законодательства, финансовой дисциплины, недопущения нецелевого использования бюджетных и внебюджетных средств, то основной задачей негосударственного контроля выступает повышение эффективности использования финансовых ресурсов экономических субъектов, обеспечения достоверности показателей финансовой отчетности.

Государственный контроль проводится органами государственной власти (Администрацией Президента РФ, законодательными и исполнительными органами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации). Цель данного контроля состоит в соблюдении интересов государства и общества в целом при реализации финансовой политики государства.

Контроль органов местного самоуправления осуществляется соответствующими органами финансового контроля и направлен, прежде всего, на контроль и анализ хода исполнения местных бюджетов.

Контроль финансов кредитных органов состоит в проверке правильности и достоверности данных финансовой отчетности предприятий и организаций.

Ведомственный контроль осуществляется специальными подразделениями министерств и ведомств подотчетных им предприятий, организаций, учреждений. Объектом контроля является финансово-хозяйственная деятельность подведомственных предприятий и учреждений.

Внутрихозяйственный контроль проводится финансовыми и экономическими подразделениями предприятий и организаций. Объектом при этом виде контроля выступают производственная и хозяйственная деятельность самого предприятия, а также его структурных подразделений, цехов, филиалов.

Независимый (аудиторский) контроль проводится аудиторскими фирмами, аудиторами в соответствии с действующим законодательством и нормативными актами, регламентирующими осуществление аудиторских проверок. Основной задачей контроля является установление достоверности финансовой отчетности, а также разработка рекомендаций по устранению имеющихся недостатков финансово-хозяйственной деятельности.

Различают следующие методы осуществления финансового контроля;

1. Проверка производится по отдельным вопросам финансовой деятельности на основе отчетной документации и расходных документов. В случае выявления нарушения финансовой дисцип­лины намечаются меры по устранению их негативных последствий.

2. Обследование предполагает изучение отдельных аспектов функционирования предприятий, организаций с целью определения их финансового состояния и возможных направлений развития.

3. Надзор представляет собой контроль за осуществлением финансовых операций в целях их приведения в соответствие с нормами и требованиями, предъявляемыми действующим законодательством.

4. Наблюдение (мониторинг) – это постоянный контроль за использованием финансовых ресурсов субъекта контроля и его финансовым состоянием. Наблюдение может устанавливаться со стороны кредитора с согласия субъекта, а также может вводиться арбитражным судом при установлении признаков финансовой несостоятельности (невыполнения взятых на себя финансовых обязательств) предприятия.

5. Анализ финансового состояния предполагает оценку результатов финансовой деятельности хозяйствующего субъекта, эффективности использования его капитала.

6. Ревизия выступает в виде наиболее распространенного и всеобъемлющего метода финансового контроля. Ревизия всегда осуществляется вышестоящими организациями с целью выявления нарушений финансового законодательства.


Вопрос 7. Система органов государственного финансового контроля (ГФК) и их функции

 

Конспект ответа

 

В широком смысле ГФК — это установленная законодательством деятельность органов государственной власти и управления всех уровней по выявлению, предупреждению и пресечению:

1) ошибок и злоупотреблений в управлении государственными денежными и иными материальными ресурсами (капиталами), нематериальными объектами государственной собственности, влекущих прямой или косвенный финансовый и/или материальный ущерб государству;

2) несоблюдения финансово-хозяйственного, в том числе бюджетного, законодательства;

3) недостатков в организации систем управления (в том числе внутреннего контроля) финансово-хозяйственной деятельностью государственных органов, организаций с полным или частичным государственным участием или особо с ним связанных.

Основная цель ГФК — обеспечение соблюдения принципов законности, целесообразности и эффективности распорядительных и исполнительных действий по управлению — включая стадии планирования, формирования, распределения и использования — государственными финансовыми ресурсами, материальными ценностями и нематериальными объектами, их сохранности и приумножения для выполнения функций государства.

ГФК предназначен для реализации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабилизации.

Субъекты органов государственного финансового контроля:

1. Особое место в системе финансового контроля со стороны представительных органов принадлежит Счетной палате РФ.

Согласно закону Счетная палата Российской Федерации осуществляет (основные функции):

– контроль за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

– определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;

– оценку обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

– финансовую экспертизу проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы федерального бюджета или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов.

Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на все государственные органы и учреждения в Российской Федерации, на федеральные внебюджетные фонды, на органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые компании и другие финансово-кредитные учреждения, их союзы, ассоциации и иные объединения независимо от видов и форм собственности, если они:

– получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета;

– используют федеральную собственность либо управляют ею;

– имеют предоставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества.

Все органы государственной власти в Российской Федерации, органы местного самоуправления, Центральный банк Российской Федерации, предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности обязаны предоставлять по запросам Счетной палаты информацию, необходимую для обеспечения ее деятельности. Неправомерный отказ в предоставлении или уклонение от предоставления информации (документов, материалов), а также предоставление заведомо неполной либо ложной информации влечет за собой уголовную ответственность.

Основные формы контроля, проводимого Счетной палатой, - тематические проверки и ревизии.

2. Важнейшее место в системе финансового контроля со стороны исполнительных органов занимает Министерство финансов РФ ( Минфин России), которое не только разрабатывает финансовую политику страны, но и непосредственно контролирует ее осуществление.

Прежде всего, Минфин России осуществляет финансовый контроль в процессе разработки федерального бюджета, контролирует поступление и расходование бюджетных средств и средств федеральных внебюджетных фондов; участвует в проведении валютного контроля; контролирует направление и использование государственных инвестиций. Контрольные полномочия Минфина России распространяются на финансовые средства только федерального уровня. Бюджетное законодательство предусматривает финансовую самостоятельность субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Они сами несут ответственность за формирование и использование своих бюджетов и внебюджетных фондов.

3. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора РФ, находящаяся в ведении Минфина России.

Основные функции:

· проведение ревизий и проверок правомерности и эффективности использования средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов и материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности на территории РФ и за рубежом, а также осуществление таких ревизий и проверок по мотивированному обращению руководителей правоохранительных органов федерального уровня и субъектов РФ;

· проведение мероприятий по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений законодательства РФ в финансово-бюджетной сфере;

· осуществление надзора за исполнением законодательства РФ о финансово-бюджетном контроле и надзоре органами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления;

· осуществление в пределах своей компетенции контроля за соответствием проводимых в РФ резидентами и нерезидентами (кроме кредитных организаций и валютных бирж) валютных операций законодательству РФ, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля;

· организация с участием агентов валютного контроля, правоохранительных, контролирующих и иных органов исполнительной власти проверок полноты и правильности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов, осуществляемым в валюте РФ;

· организация, формирование и ведение единой информационной системы контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере.

4. Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) — федеральный орган исполнительной власти России, уполномоченный принимать меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма.

Основные функции:

- контроль и надзор за выполнением юридическими и физическими лицами требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, привлечение к ответственности лиц, допустивших нарушение этого законодательства;

- контроль за операциями (сделками) с денежными средствами или иным имуществом (в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма);

- разработка и проведение мероприятий по предупреждению нарушений законодательства Российской Федерации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

- участие в разработке и осуществлении программ международного сотрудничества, подготовке и заключении международных договоров Российской Федерации, в том числе межведомственного характера, по вопросам установленной сферы деятельности и др.

5. Центральный банк РФ (Банк России). Контролирует денежно-кредитные отношения в стране, осуществляется надзор за деятельностью коммерческих банков.

 


Вопрос 8. Бюджетная система Российской Федерации, ее структура и принципы построения

 

Конспект ответа

 

Бюджетная система Российской Федерации - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве совокупность всех бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, регулируемая нормами права Российской Федерации и ее субъектов.

Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней:

- первый уровень – федеральный бюджет РФ и государственные федеральные внебюджетные фонды;

- второй уровень - бюджеты субъектов РФ и государственные территориальные внебюджетные фонды;

- третий уровень - местные бюджеты.

Бюджетная система РФ децентрализована: входящие в ее состав бюджеты самостоятельны: вертикаль исполнительной власти, предусмотренная Конституцией РФ, не распространена на бюджетную систему.

В структуре бюджетной системы Российской Федерации в качестве самостоятельных звеньев выделяются: федеральный бюджет РФ; бюджеты субъектов Федерации; различные категории местных бюджетов (бюджеты районов, городов, бюджеты поселков и сельских населенных пунктов). Все уровни бюджетной системы тесно взаимосвязаны между собой, и функционируют на единых принципах.

Организация бюджетной системы России основывается на принципах:

- единства бюджетной системы Российской Федерации;

- разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;

- самостоятельности бюджетов;

- полноты отражения доходов и расходов бюджетов;

- сбалансированности;

- эффективности и экономности использования бюджетных средств;

- гласности;

- достоверности,

- единства кассы;

- равенства бюджетных прав;

- подведомственности расходов;

- адресности;

- целевого характера бюджетных средств.

 

Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов; бюджеты субъектов Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов Российской Федерации; местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований.

Федеральный бюджет и свод консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации (без учета межбюджетных трансфертов) образуют консолидированный бюджет Российской Федерации. Этот бюджет используется для анализа показателей бюджетной системы, в частности при установлении нормативов отчислений от федеральных налогов в бюджеты субъектов Федерации. Консолидированный бюджет не утверждается законодательными органами власти. Его данные используются для определения нормативов отчислений от федеральных, региональных и местных нало­гов в региональные и местные бюджеты, для расчета сумм межбюджет­ных трансфертов и других расчетных и аналитических целей. Показа­тели отчета об исполнении консолидированного бюджета используются для составления проекта консолидированного бюджета на следующий финансовый год и распределения на его основе совокупного объема бюджетных ресурсов по уровням бюджетной системы и видам бюджетов.

Каждый субъект Российской Федерации имеет собственный бюджет и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда. Бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда предназначены для исполнения расходных обязательств субъекта Российской Федерации. В региональных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств субъектов РФ, возникающих в связи с осуществлением региональными органами власти полномо­чий по предметам ведения субъектов РФ и полномочий по предметам совместного ведения, а также расходных обязательств субъектов РФ, осуществляемых за счет субвенций из федерального бюджета. Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта РФ (без учета межбюджетных трансфертов), образуют консолидированный бюджет субъекта РФ.

Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназ­начен для исполнения расходных обязательств муниципального обра­зования. В местных бюджетах в соответствии с бюджетной классифи­кацией раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, воз­никающих в связи с осуществлением органами местного самоуправле­ния полномочий по вопросам местного значения, и расходных обяза­тельств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов для осуществления отдельных государственных полномочий. Бюджет муниципального района и свод бюджетов город­ских и сельских поселений, входящих в состав муниципального райо­на (без учета межбюджетных трансфертов), образуют консолидирован­ный бюджет муниципального района.

Все бюджеты, входящие в бюджетную систему страны, взаимосвязаны в рамках межбюджетных отношений.

Межбюджетные отношения — это отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, связанные с формированием и исполнением соответствующих бюджетов.

 

Государственные внебюджетные фонды не консолидируются в бюд­жетах соответствующих уровней публично-правовых образований, т.е. функционируют как самостоятельное звено бюджетной системы РФ.

 

Доходы бюджета – это поступающие в бюджет денежные средства.

Расходы бюджета – это денежные средства, выплачиваемые из бюджета. В доходы и расходы не входят средства, являющиеся источниками финансирования дефицита бюджета.

Дефицит бюджета – это превышение расходов бюджета над его доходами; профицит бюджета – это превышение доходов бюджета над его расходами.

Документ, который составляется и ведется главным распорядителем бюджетных средств (главным администратором источников финансирования дефицита бюджета) в целях исполнения бюджета по расходам (источникам финансирования дефицита бюджета), называется бюджетной росписью.

Публичные обязательства – это расходные обязательства публично-правового образования перед физическим или юридическим лицом, иным публично-правовым образованием, подлежащие исполнению в установленном нормативным правовым актом размере или имеющие установленный порядок его определения (расчета, индексации).


Вопрос 9. Бюджетный процесс в Российской Федерации

 

Конспект ответа

 

Бюджетный процесс – это регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению проекта бюджетов, их рассмотрению и утверж­дению, исполнению, а также по контролю за их исполнением.

Бюджетный процесс охватывает 4 стадии (этапа):

1. составление проекта бюджета;

2. рассмотрение и утверждение проекта бюджета;

3. исполнение бюджета;

4. составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение.

Участниками бюджетного процесса являются:

- Президент Российской Федерации;

- высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, глава муниципального образования;

- законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления;

- исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований);

- Центральный банк Российской Федерации;

- органы государственного (муниципального) финансового контроля;

- органы управления государственными внебюджетными фондами;

- главные распорядители (распорядители) бюджетных средств;

- главные администраторы (администраторы) доходов бюджета;

- главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета;

- получатели бюджетных средств.

Этапы (стадии) бюджетного процесса (на примере федерального бюджета):

1 этап. Составление проекта федерального бюджета координирует Министерство финансов РФ. К базовым макроэкономическим показателям при формировании параметров бюджета на очередной финансовый год и среднесрочную перспективу относятся объем ВВП, темпы его роста, предполагаемый уровень инфляции и др.

При составлении бюджета Министерство финансов РФ руководствуется основными направлениями бюджетной и налоговой политики страны на среднесрочную перспективу и очередной финансовый год. Составлению проектов бюджетов предшествует разработка и уточнение прогнозов социально-экономического развития РФ в целом, субъектов РФ, муниципальных образований, отраслей экономики, а также подготовка и уточнение сводных финансовых балансов, перспективных финансовых планов и других документов, разработка которых регламентируется Бюджетным кодексом РФ при формировании проектов бюджетов.

После составления проекта бюджета Правительство РФ представляет его президенту, который направляет проект бюджета в виде Бюджетного послания на рассмотрение и утверждение в Парламент.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ Бюджетное послание должно быть представлено в законодательные органы власти не позднее 6 месяцев до начала бюджетного года.

2 этап. Рассмотрение и утверждение проекта бюджета осуществляется законодательными органами власти.

Правительство Российской Федерации вносит на рассмотрение и утверждение в Государственную Думу проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период не позднее 26 августа текущего года.

Государственная Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в трех чтениях.

В первом чтении обсуждается концепция федерального бюджета, прогноз социально-экономического развития Российской Федерации, в том числе указываемые в федеральном законе о федеральном бюджете прогнозируемый объем валового внутреннего продукта и уровень инфляции, положенные в основу формирования основных характеристик федерального бюджета, и основные направления бюджетной и налоговой политики.

Предметом рассмотрения в первом чтении являются основные характеристики федерального бюджета, к которым относятся:

- прогнозируемый в очередном финансовом году и плановом периоде общий объем доходов с выделением прогнозируемого объема нефтегазовых доходов федерального бюджета;

- приложение к федеральному закону о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, устанавливающее нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период в случае, если они не утверждены настоящим Кодексом;

- общий объем расходов в очередном финансовом году и плановом периоде;

- объем нефтегазового трансферта в очередном финансовом году и плановом периоде;

- верхний предел государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации на конец очередного финансового года и каждого года планового периода;

- нормативная величина Резервного фонда в очередном финансовом году и плановом периоде;

- дефицит (профицит) федерального бюджета.

Государственная Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период во втором чтении в течение 35 дней со дня его принятия в первом чтении.

Предметом рассмотрения во втором чтении являются:

- приложение к федеральному закону о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, устанавливающее перечень главных администраторов доходов федерального бюджета, главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета;

- бюджетные ассигнования по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов федерального бюджета в пределах общего объема расходов федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период;

- приложение к федеральному закону о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, устанавливающее распределение между субъектами Российской Федерации межбюджетных трансфертов на очередной финансовый год и плановый период;

- программа предоставления государственных финансовых и государственных экспортных кредитов;

- программа государственных внутренних и внешних заимствований Российской Федерации;

- программа государственных гарантий Российской Федерации;

- приложение к федеральному закону о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период по долгосрочным (федеральным) целевым программам с указанием бюджетных ассигнований, направленных на финансовое обеспечение указанных программ на очередной финансовый год и плановый период.

Государственная Дума рассматривает в третьем чтении проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в течение 15 дней со дня принятия указанного законопроекта во втором чтении.

При рассмотрении в третьем чтении утверждаются ведомственная структура расходов федерального бюджета.

Для рассмотрения в третьем чтении законопроект выносится на голосование в целом.

3 этап – исполнение бюджета.

Бюджет исполняется на основе единства кассы и подведомственности расходов.

Кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется Федеральным казначейством. Этот орган предусматривает единство кассы, т.е. зачисление всех доходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета на единый счет бюджета и осуществление предусмотренных расходов с единого счета бюджета.

Исполнение бюджетов по доходампредусматривает:

- зачисление на единый счет бюджета доходов от распределения налогов, сборов и иных поступлений в бюджетную систему Российской Федерации;

- распределение доходов в соответствии с существующим законодательством по уровням бюджетов;

- возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы;

- возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов;

- уточнение администратором доходов бюджета платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.

По расходамисполнение бюджетов предусматривает:

- принятие бюджетных обязательств;

- подтверждение денежных обязательств;

- санкционирование оплаты денежных обязательств;

- подтверждение исполнения денежных обязательств.

Главный документ, на основании которого осуществляется исполнение бюджета, – это поквартальная роспись доходов и расходов.

Бюджетная роспись – определение доходов и расходов бюджета по подразделениям бюджетной классификации.

4 этап. Отчеты об исполнении бюджетов составляются исполнительными органами власти всех уровней (Министерством финансов РФ, Министерствами финансов республик в составе России, финансовыми органами на местах, а также Федеральной службой по налогам и сборам РФ и ее налоговыми инспекциями)

Отчет об исполнении бюджета содержит данные об исполнении бюджета по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита бюджета в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации

Отчет о федеральном бюджете РФ докладывается Федеральному Собранию, которое его утверждает.

Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом.


Вопрос 10. Доходы и расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации

 

Конспект ответа

 

Под доходами бюджета понимаются денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления.

В рамках бюджетной классификации доходы группируются по источникам и способам их получения.

Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых

поступлений, а также безвозмездных перечислений. В доходы бюджета текущего года зачисляется остаток средств на конец предыдущего года.

К налоговым доходом относятся предусмотренные налоговым законодательством федеральные, региональные налоги и сборы субъектов РФ и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы. В доходах соответствующего бюджета полностью учитывается также размер предоставленных налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджет.

К неналоговым доходам относятся:

• доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

• доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

• доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления;

• средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, ее субъектам и муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;

• доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

• иные неналоговые доходы.

В системе неналоговых доходов прописаны также финансовая помощь, безвозмездные перечисления, штрафы и иные суммы принудительного изъятия.

Под финансовой помощью от бюджетов другого уровня бюджетной

системы понимаются поступления в форме дотаций, субвенций и субсидий либо иной безвозвратной и безвозмездной передачи средств.

Дотации предоставля­ются одним бюджетом другому на безвозмездной и безвозвратной ос­нове без установления направлений и (или) условий их использова­ния.

Субсидии предоставляются для софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов вла­сти нижестоящих публично-правовых образований по конкретным предметам (вопросам), находящимся в ведении последних, а также по предметам (вопросам) совместного ведения нижестоящих и вышесто­ящих публично-правовых образований.

Субвенции предоставляются бюджетам нижестоящих публично-правовых образований для финан­сового обеспечения расходных обязательств последних, возникающих при выполнении полномочий вышестоящего публично-правового образования, переданных нижестоящим органам государственной власти местного самоуправления.

Субсидии и субвенции носят целевой характер, а межбюджетные трансферты в целом выступают доходом для получающих их бюджетов и расходом — для бюджетов, их предоставляющих.

 

По порядку зачисления доходы бюджетов подразделяются на собственные и регулирующие.

Собственные доходы бюджетов - доходы, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами действующим законодательством. Финансовая помощь не относится к собственным доходам бюджета, получающего такую помощь.

Регулирующие доходы бюджетов - доходы, получаемые бюджетами в форме отчислений в соответствии с установленными на определенный срок нормативами отчислений. Нормативы отчислений определяются законом о бюджете того уровня бюджетной системы, который передает собственные доходы, либо законом о бюджете того уровня, который распределяет переданные ему собственные доходы бюджета другого уровня.

 

Расходы бюджета, согласно Бюджетному кодексу РФ,— это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

В зависимости от экономического содержания расходы бюджетов

делятся на капитальные и текущие.

Капитальные расходы бюджетов, предназначенные для обеспечения инновационной и инвестиционной деятельности, включают:

- расходы на инвестиции в действующие или вновь создаваемые

структуры в соответствии с утвержденной инвестиционной программой;

- средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам;

- расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством;

- расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований;

- другие расходы бюджета, вошедшие в капитальные расходы в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов РФ.

В составе капитальных расходов бюджетов может быть сформирован бюджет развития.

Текущие расходы бюджетов предназначены для обеспечения текущего функционирования органов государственной власти, органов местного самоуправления и бюджетных учреждений, атакже оказания государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций. В эту категорию входят и другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы.

В расходной части бюджетов всех уровней бюджетной системы

РФ предусматривается создание резервных фондов (а) органов исполнительной власти и (б) органов местного самоуправления. Средства резервных фондов расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, имевших место в текущем финансовом году, а порядок их расходования устанавливается нормативными правовыми актами Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ или органов местного самоуправления.

 

Основными формами расходов бюджетов являются:

- ассигнования на содержание бюджетных учреждений; средства на оплату товаров, работ, услуг, выполняемых физическим и юридическим лицами по государственным или муниципальным контрактам;

- трансферты населению;

- бюджетные кредиты физическим лицам, в т. ч. налоговые кредиты, отсрочки, рассрочки по уплате налогов, платежей и других обязательств;

- субвенции и субсидии физическим и юридическим лицам;

- инвестиции в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых предприятий;

- бюджетные ссуды, дотации, субвенции и субсидии бюджетам других уровней, государственным внебюджетным фондам; кредиты иностранным государствам; средства на обслуживание долговых обязательств, в т. ч. государственных или муниципальных гарантий.

 

Превышение расходов над доходами образуют бюджетный дефицит.

Причинами его образования могут выступать

1) рост государственных расходов в связи с необходимостью структурной перестройки экономики и увеличением инвестиций;

2) чрезвычайные обстоятельства (крупные стихийные бедствия, войны и т.п.), вызывающие такой рост непредвиденных расходов государства, что на их покрытие не хватает обычных резервов и приходится прибегать к источникам особого рода.

3) кризисные явления в экономике, ее развал, неэффективность финансовой системы, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. В этом случае государство должно принимать жесткие меры, направленные на устранение возникших явлений и сокращение дефицита, чтобы не произошло нарастание государственного долга со всеми вытекающими из этого отрицательными социально-экономич. последствиями.

Минимизация дефицита достигается разными методами; одни из них применяются при формировании бюджета; другие - при его исполнении.

1. К методам, широко используемым в практике бюджетного планирования, относятся:

· лимитирование бюджетных расходов;

· совершенствование механизма распределения доходов между бюджетами разных уровней;

· выявление и мобилизация резервов роста бюдж. доходов;

· построение эффективной системы бюджетного регулирования и оказания финансовой помощи в сфере межбюджетных отношений;

· жесткая экономия расходов путем исключения из их состава лишних затрат, не обусловленных крайней необходимостью;

· использование наиболее эффективных форм бюджетных заимствований, способных обеспечить реальные поступления денежных средств с финансовых рынков.

2. В ходе исполнения бюджета минимизация размера дефицита достигается с помощью:

введения процедуры санкционирования бюджетных расходов;

· строгого соблюдения установленных лимитов бюджетных обязательств, ориентированных на реально поступающие доходы;

· определения оптимальных сроков осуществления расходов;

· совершенствования системы бюджетного финансирования на основе постепенного прекращения дотирования предприятий и введения полной имущественной ответственности экономических субъектов за выполнение взятых обязательств перед государством и партнерами;

· мобилизации дополнит, резервов роста бюджетных доходов;

· последовательного проведения финансового контроля за целевым, экономным и эффективным расходованием бюджетных средств; оказания финансовой помощи в разных ее формах др. бюджетами; использования бюджетных средств и т.п.

При принятии бюджета на очередной финансовый год с дефицитом в законе (решении) о бюджете должны обязательно предусматриваться источники финансирования бюджетного дефицита.

 

Доходы бюджета в 2012 году должны составить 11,780 трлн рублей, расходы — 12,656 трлн рублей. В 2013 году доходы бюджета планируются на уровне 12,706 трлн рублей, расходы — 13,731 трлн рублей, в 2014 — 14,092 трлн рублей и 14,583 трлн рублей, соответственно. Дефицит бюджета в 2012 году планируется в сумме 876,6 млрд рублей, или на уровне 1,5% от ВВП, что практически в два раза меньше ранее прогнозируемого.

Параметры трехлетнего бюджета рассчитаны исходя из прогноза среднегодовой цены на нефть марки Urals в 2012 году в размере $100 за баррель, в 2013 году — $97, в 2014 году — $101 за баррель. Инфляция прогнозируется на уровне 5-6% в 2012 году, 4,5-5,5% — в 2013 году, 4-5% — в 2014 году.

В 2012-2014 годах предполагается перейти к восстановлению использованных в период кризиса средств Резервного фонда и его пополнению за счет дополнительных нефтегазовых доходов. Средства Фонда национального благосостояния в 2012-2014 годах предполагается использовать в объеме, равном софинансированию формирования пенсионных накоплений граждан. К концу 2012 году Резервный фонд прогнозируется в объеме 2 трлн 220 млрд руб., ФНБ — 2 трлн 659,9 млрд руб., на конец 2013г. — 2 трлн 810,1 млрд руб. и 2 трлн 668,7 млрд руб. соответственно, на конец 2014 года — 3 трлн 947,2 млрд руб. и 2 трлн 798,7 млрд руб.

По одной из норм, правительство РФ сможет перераспределять сумму в порядка 200 млрд рублей, в том числе на социальную поддержку населения, а также "антикризисную" помощь компаниям и банкам.

Основная новация бюджета - создание специального фонда в размере около 10 млрд руб. для стимулирования регионов, достигших наилучших социально-экономических результатов. "Речь идет о регионах, которые проводят активную социальную политику, в том числе с использованием инновационных технологий. Предполагается, что именно они смогут претендовать на получение "грантов" из этого фонда"

 


Вопрос 11. Межбюджетные отношения в Российской Федерации и пути их совершенствования

 

Конспект ответа

 

Межбюджетные отношения – это взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса.

Механизм бюджетного регулирования состоит из набора экономических методов, приемов, нормативов и правовых норм, действие которых нацелено на реализацию принципов бюджетного устройства страны и обеспечение их взаимосвязи и взаимодействия.

Существует два потока бюджетных ресурсов:

1. «первичный» поток денежных средств, формирующий доходы бюджетов бюджетной системы страны;

2. «вторичный» – обеспечивающий дополнительные поступления средств из вышестоящего бюджета в нижестоящие – бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты.

В настоящее время «первичные» потоки формируются на долгосрочной основе. Механизмы долгосрочного формирования «первичного» потока определяются государственной налоговой политикой и закрепляются налоговым и бюджетным законодательством.

 

Бюджетные соглашения - двухсторонние соглашения, заключаемые Правительством РФ и законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ в области разграничения полномочий в вопросах бюджетной и налоговой политики. При заключении бюджетных соглашений стороны обычно руководствуются Договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти и органами государственной власти соответствующих субъектов Федерации. Как правило, подобные соглашения имеют целью осуществление относительно более выгодного для субъекта Федерации нормативного режима формирования доходов территориального бюджета. При этом может иметь место обязательство со стороны субъекта Федерации осуществлять определенные категории расходов, принятых к финансированию за счет федерального бюджета, на территории субъекта Федерации (финансирование федеральных целевых программ на территории субъекта Федерации).

 

Бюджетным кодексом Российской Федерации предусмотрена система бюджетного выравнивания, которая допускает при выравнивании бюджетной обеспеченности муниципальных образований использование трех инструментов:

- дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности;

- нормативы отчислений от федеральных и региональных налогов;

- субсидии бюджету субъекта РФ из местных бюджетов – «отрицательные трансферты».

Основная цель межбюджетных отношений – создание необходимых исходных условий для сокращения чрезмерных различий в бюджетной обеспеченности территориальных образований, сбалансирования региональными и местными органами власти своих территориальных бюджетов с целью реализации полномочий, возложенных на них, предоставления равных возможностей населению на всей территории страны в получении бюджетных услуг в объеме и качестве не ниже предусмотренных государственными социальными стандартами.

К сопутствующим целям относятся:

- четкое и обоснованное разграничение расходных полномочий между уровнями власти;

- разграничение между уровнями бюджетной системы налогов и других платежей;

- справедливое (на объективной основе) распределение по вертикали бюджетной системы совместных налогов по временным (с указанием срока) нормативам, рассматриваемым в качестве регулирующих налогов,

- перераспределение средств в разных формах из бюджетов одного уровня бюджетной системы в другой и выбор оптимальных вариантов такого регулирования на соответствующих этапах;

- определение справедливого (на объективной основе) механизма перераспределения средств между бюджетами одного и того же уровня исходя из принципа солидарности для оказания финансовой поддержки беднейшим территориям.

 

Принципы межбюджетных отношений:

- наличие не менее трех основных уровней бюджет ной системы;

- единство общегосударственных интересов и интересов населения как основа сочетания интересов всех трех уровней власти по бюджетным вопросам;

- сочетание принципов централизма и децентрализма при разграничении налогово-бюджетных полномочий, расходов и доходов, распределении и перераспределении последних в бюджеты разных уровней на объективной основе;

- ведущая роль федерального бюджета как выражающего общие интересы всех субъектов федерации в сочетании с высокой степенью самостоятельности бюджетов и ответственности органов власти каждого уровня за сбалансированность бюджета, бюджетную обеспеченность, соответствующую налоговому потенциалу на данной территории, с предоставлением им необходимой для этого налоговой инициативы;

- активное участие субъектов федерации в формировании и реализации налогово-бюджетной политики государства, включая межбюджетные отношения.

Межбюджетные трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации

Дотации - межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования.

Субсидии - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов - статья 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации

Субвенции - межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке.

Совокупность субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета образует Федеральный фонд компенсаций.

 

Основными направлениями повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления общественными финансами:

- укрепление финансовой самостоятельности субъектов РФ,

- создание стимулов для увеличения поступлений доходов в региональные и местные бюджеты и другие.

- создание стимулов для увеличения собственной налоговой базы

- создание механизма предоставления средств из федерального бюджета, направляемых на развитие общественной инфраструктуры регионов

- содействие субъектам Российской Федерации в реализации реформы местного самоуправления.


Вопрос 12. Государственные внебюджетные фонды, их виды и место в финансовой системе страны

 

Конспект ответа

 

Государственный внебюджетный фонд – форма образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

 

В число государственных внебюджетных фондов входят:

- Пенсионный фонд РФ (ПФ РФ),

- Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС),

- Фонд социального страхования РФ (ФСС).

На региональном уровне образуются территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ТФОМС). Финансовые ресурсы внебюджетных фондов образуются за счет распределения в соответствующей пропорции единого социального налога (страховые взносы).

 

Внебюджетные фонды выполняют распределительную и контрольную функции. Распределительная функция выражается в перераспределении через внебюджетные фонды части национального дохода в пользу социальных слоев населения. Контрольная функция проявляется в сигнализации обществу о возникших отклонениях в производственном либо социальном процессе.

Внебюджетные фонды, как и бюджет, способствуют государственному регулированию социальных процессов, содействуют более справедливому распределению национального дохода между социальными слоями населения.

В зависимости от источников формирования, назначения и масштабов использования внебюджетные фонды подразделяются на централизованные и децентрализованные.

Централизованные (государственные) внебюджетные фонды имеют общегосударственное значение и используются для решения общегосударственных задач.

Децентрализованные внебюджетные фонды формируются для решения территориальных, отраслевых, межотраслевых и других задач. К ним относятся внебюджетные фонды, создаваемые:

- по решению региональных и муниципальных органов власти для решения региональных и местных задач;

- для решения отраслевых задач (фонды научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, Фонд конверсии и др.)

Источниками формирования внебюджетных фондов являются:

1. обязательные платежи, установленные законодательством РФ, субъектов РФ, решениями местных органов власти (специальные целевые налоги и страховые взносы);

2. добровольные взносы юридических и физических лиц;

3. доходы, полученные от размещения временно свободных средств;

4. другие доходы, предусмотренные соответствующими законодательными актами.

Наиболее весомый источник средств государственных социальных внебюджетных фондов – в настоящее время страховые взносы (до 2010 г. -единый социальный налог).

Проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов рассматриваются в органах законодательной власти вместе с пакетом документов, представляемых одновременно с проектом федерального бюджета на соответствующий год. В соответствии с Бюджетным кодексом, федеральные законы, утверждающие бюджеты внебюджетных фондов должны утверждаться Федеральным Собранием одновременно с принятием федерального закона о федеральном бюджете.

 

Источником формирования доходной части бюджета ПФ РФ являются бюджетные средства целевого назначения, часть обязательных страховых взносов, добровольные поступления граждан и юридических лиц и другие доходные источники. Средства Пенсионного фонда расходуются в целях выплаты государственных пенсий, выплаты государственных пособий по уходу за ребенком, в целях оказания органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам, а также в целях финансирования иных мероприятий, связанных с материально-техническим обеспечением деятельности аппарата управления Пенсионного фонда.

Источниками формирования доходной части бюджета ФСС РФ являются часть обязательных страховых взносов, страховые взносы организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих прием на работу граждан, а также доходы от инвестирования части временно свободных средств, добровольные поступления граждан и организаций и другие доходные источники. Средства Фонда социального страхования подлежат только целевому расходованию, а именно: в целях выплаты пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, пособий на погребение, в целях покрытия расходов на санаторно-курортное лечение и т.д. Кроме того, в соответствии с Законом об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при осуществлении данного вида страхования Фонд социального страхования участвует в качестве страховщика. Страхователем же являются сами работодатели.

Источниками формирования доходной части бюджета ФФОМС и ТФОМС являются часть обязательных страховых взносов, добровольные поступления от граждан и организаций, бюджетные ассигнования, доходы от размещения временно свободных бюджетных средств и т.д. Направлениями расходования денежных средств федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования граждан в РФ являются финансирование мероприятий по медицинскому страхованию граждан, а также оказание бесплатной медицинской помощи, в том числе закупка необходимых медицинских препаратов и оборудования.

Управление средствами внебюджетных фондов осуществляют органы государственной власти РФ.

 

С 1 января 2010 года — ЕСН отменен, вместо него установлены прямые страховые взносы работодателей (страхователей) в три внебюджетных фонда — ПФР, ФОМС и ФСС. В 2010 году совокупный объем страховых взносов сохранится на уровне ставки ЕСН — 26 %, из которых 20 % направляются в Пенсионный фонд РФ (на обязательное пенсионное страхование), в ФСС – 2,9%, в ФФОМС – 1,1% (федеральный) и в ТФОМС – 2% (территориальный).

В рамках реализации Бюджетного послания Президента РФ Федеральному Собранию о бюджетной политике в 2012–2014 годах в части, касающейся снижения размеров тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, принят Федеральный закон от 03.12.2011 N 379-ФЗ. Документ вносит изменения в целый ряд законов и, в первую очередь, в законы: «О страховых взносах во внебюджетные фонды», «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» и «Об индивидуальном (персонифицированном) учете». Изменения вступили в силу в 1 января 2012 года.


В течение 2012 -2013 годов максимальный тариф страховых взносов понижен с 34 до 30 процентов. Он будет применяться к выплатам, начисленным в пользу работника, которые не превышают 512 тыс. рублей в 2012 году и 573 тыс. рублей в 2013 году.

Также, предусмотрено, что в случае превышения предельной величины базы для начисления страховых взносов возникает обязанность дополнительных отчислений в Пенсионный фонд. Размер дополнительного тарифа в Пенсионный Фонд составит 10 % от суммы превышения фактически выплаченной заработной платы предельной величине базы для начисления страховых взносов.

Начиная с 2012 года упраздняется начисление страховых взносов в территориальный фонд обязательного медицинского страхования. Взносы начисляются только в ФОМС.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 975; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.