Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рынок и его основные элементы. Типология рынков

 

В экономической теории под рынком понимается определенная форма организации общественного производства, которая обеспечивает взаимодействие производства и потребления посредством механизма цен. Рыночная экономика – это экономическая система, которая контролируется, регулируется и управляется только рыночными, то есть свободными ценами. Рынок в целом характеризуется сложной структурой.

Его классифицируют по различным критериям:

1) по экономическому назначению объектов рыночных отношений (рынок потребительских товаров и услуг, рынок товаров промышленного назначения, сырьевой рынок, рынок труда, рынок ценных бумаг и т. д.);

2) по географическому положению (местный, национальный, мировой);

3) по степени ограничения конкуренции (совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, монополия);

4) по отраслям (рынок компьютеров, нефти, зерна, автомобилей и т. д.);

5) по характеру продаж (оптовый, розничный);

6) по степени соблюдения законности (легальный, теневой).

Условиями возникновения рынка являются:

1) система общественного разделения труда, которая предполагает так называемую техническую обособленность участников хозяйственной деятельности (скотоводство, земледелие и т. д.);

2) специализация труда людей, которая выражается в сосредоточении определенного вида деятельности в руках того человека или хозяйственной организации, которые справляются с нею лучше других. Специализация основана на принципе «сравнительного преимущества», который означает способность хозяйствующего субъекта производить больше продукции при относительно меньших затратах экономических ресурсов;

3) экономическая обособленность хозяйствующих субъектов, которая может существовать лишь тогда, когда все они полностью независимы, автономны в принятии решений относительно того, что, как и для кого производить, сколько, кому и по какой цене продавать. По своей сути экономическая обособленность означает, что производитель полностью отвечает за результаты своего труда, а его благосостояние зависит от соотношения выгоды, полученной от реализации созданного товара, и затрат на его производство;

4) право частной собственности, то есть признаваемое обществом право отдельных граждан и их объединений владеть, пользоваться и распоряжаться определенным объемом любых видов экономических ресурсов. Право частной собственности дает возможность владельцам экономических ресурсов самостоятельно принимать решения о том, как их использовать, но при этом они несут всю полноту экономической ответственности за выбранные ими варианты их использования (от получения больших выгод до полной потери принадлежащей им собственности);

5) возникновение трансакционных издержек, под которыми понимаются издержки, сопутствующие взаимодействию экономических субъектов (затраты на поиск информации, необходимой для принятия экономических решений; на спецификацию и защиту прав собственности; на ведение переговоров об условиях обмена товарами или услугами; на заключение и оформление контрактов и т. д.). В реальной экономической жизни развиваются те формы экономических связей между субъектами, которые требуют наименьших трансакционных издержек;

6) наличие развитой инфраструктуры рынка – совокупности учреждений, государственных и коммерческих фирм, обеспечивающих успешное функционирование рыночных отношений.

Инфраструктура рынка включает в себя:

– инфраструктуру товарных рынков (товарные биржи, оптовая и розничная торговля, аукционы, ярмарки, посреднические фирмы);

– инфраструктуру финансового рынка (фондовые и валютные биржи, банки, страховые компании, инвестиционные фонды);

– инфраструктуру рынка труда (биржи труда, служба занятости, переподготовка кадров, миграция рабочей силы).

В любой форме организации хозяйства рыночные связи охватывают всю систему и всех субъектов экономических отношений.

Основных субъектов рыночного хозяйства принято подразделять на три группы: домохозяйства, фирмы, государство.

Домохозяйство (домашнее хозяйство) имеет следующие признаки:

1) это экономическая единица, объединяющая лиц, живущих под одной крышей и принимающих (или вынужденных принимать) общие финансовые решения;

2) это основная структурная единица, функционирующая в потребительской сфере экономики;

3) это собственники и поставщики экономических ресурсов (труд, земля, капитал), самостоятельно принимающие решения об их продаже;

4) полученные от продажи экономических ресурсов деньги расходуются на удовлетворение личных потребностей.

Целью домашнего хозяйства как потребителя является максимизация полезности от потребления приобретаемых товаров и услуг.

Фирма (предприятие) имеет следующие признаки:

1) это экономическая единица, покупающая экономические ресурсы для производства товаров и услуг;

2) это основная структурная единица, функционирующая в сфере производства товаров и услуг и обеспечивающая их поступление на рынки потребительских благ;

3) фирма является полновластным пользователем купленных экономических ресурсов (факторов производства);

4) при создании фирмы предполагается вложение собственного или заемного капитала, а доход от его использования расходуется на расширение производственной деятельности.

Целью фирмы является максимизация прибыли от продажи произведенных товаров и услуг на рынках потребительских благ.

Государство представлено главным образом различными бюджетными организациями, которые осуществляют функции государственного регулирования экономики, социальной политики и внешнеэкономической деятельности.

Целью государства является максимизация общественного благосостояния.

Домашние хозяйства, предлагая на рынке ресурсов имеющиеся у них в собственности экономические ресурсы, получают взамен факторные доходы – заработную плату, процент, ренту (арендную плату), прибыль. Полученные факторные доходы направляются на потребительские расходы (покупку товаров и услуг на рынках товаров).

Фирмы (предприятия) на рынках ресурсов осуществляют расходы на покупки необходимых для производства товаров экономических ресурсов, после этого производят товары и услуги и поставляют их на рынки товаров. Деньги, полученные от продажи товаров, становятся выручкой предприятий, то есть доходом.

Взаимосвязь государства с домохозяйствами и фирмами осуществляется через рынки ресурсов и рынки товаров. На рынках ресурсов государство берет главным образом рабочую силу, обеспечивая обратное движение в виде расходов на заработную плату. На рынках товаров государство приобретает в основном инвестиционные товары и вооружение, то есть осуществляет государственные расходы.

Государство в лице различных организаций взаимодействует с домохозяйствами через налоги, которые оно получает с индивидуальных доходов граждан, со своей стороны обеспечивая им социальную защиту в виде пенсий, пособий, стипендий и т. д. Фирмы уплачивают государству налоги, получая взамен дотации, инвестирование различных проектов и кредиты, выделяемые государственной финансовой системой.

Таким образом, субъекты экономики образуют экономическую систему, если они связаны между собой хозяйственными отношениями, экономически зависят друг от друга и взаимодействуют друг с другом.

Рыночный механизм включает в себя три основных элемента:
1) цены потребительских благ и экономических ресурсов; 2) спрос на товар и его предложение; 3) конкуренцию.

Установление цен на экономические ресурсы служит ориентиром для производителя товара при определении объемов производства и выбора технологии. Цены на произведенные товары и услуги предопределяют то, кем при данном уровне доходов будет потреблен произведенный продукт.

Спрос на товар – это представленная на рынке потребность в товарах, определяемая тем количеством товаров, которые потребители могут купить при сложившихся ценах и денежных доходах. Предложение товара – это количество товаров, имеющееся в продаже по данной цене. Изменение соотношения между спросом и предложением порождает колебания рыночных цен вокруг так называемой цены равновесия, при которой обеспечивается равновесие производства и потребления.

Конкуренция в рыночных отношениях существует как между производителями товара за наиболее выгодные условия производства и сбыта продуктов, так и между покупателями товара за возможность приобрести необходимый товар (особенно в условиях дефицита). Характер конкуренции может быть различным, это существенно влияет на способ достижения рыночного равновесия.

Рынок осуществляет следующие важнейшие функции:

1) ценообразующую. Постоянные колебания цен вокруг цены равновесия под воздействием изменений спроса и предложения указывают на рост или снижение спроса на товар, это побуждает производителя увеличивать или уменьшать объемы выпуска товаров;

2) регулирующую. С ее помощью происходит распределение экономических ресурсов по отраслям производства. В тех отраслях, где наблюдается повышение цен, происходит оживление производства, поскольку сюда стремятся владельцы факторов производства, затем, когда произойдет превышение предложения товара над спросом на них, начнется обратный процесс – начнут снижаться рыночные цены и произойдет отток экономических ресурсов;

3) стимулирующую. Если отдельный товаропроизводитель будет использовать достижения научно-технического прогресса, совершенствовать технологию, экономить ресурсы, то это позволит уменьшить затраты на производство товара и получить дополнительную прибыль;

4) дифференцирующую. Те фирмы, чьи издержки на производство товара ниже установившейся рыночной цены, получают доходы и становятся богаче, упрочивая тем самым свое положение в данном сегменте рынка. Те фирмы, которые терпят убытки, становятся банкротами и вынуждены уйти с рынка данного товара. Расслоение (дифференциация) доходов участников рыночных отношений является объективным результатом действия механизма цен;

5) санирующую. Рыночный механизм является жесткой системой и с помощью конкуренции очищает общественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйственных единиц, оставляя наиболее предприимчивых и эффективных. В связи с этим непрерывно повышается средний уровень устойчивости экономики страны;

6) посредническую. В рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика товара. В то же время продавцу товара предоставляется возможность выбрать наиболее подходящего покупателя;

7) информационную. Через постоянно меняющиеся цены и процентные ставки на кредит рынок дает участникам производства объективную информацию о количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Для плательщиков страховых взносов в 2012 - 2013 | Законы спроса и предложения: рыночное равновесие. Избыток и дефицит
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1680; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.