Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Первый (древний) период




В развитии менеджмента этот период был самым длительным — начиная с IX—VII тысячелетия до н.э. и примерно до XVIII в. Преж­де чем управление выделилось в самостоятельную область зна­ний, человечество тысячелетиями по крупицам накапливало опыт в этой сфере.

Первые (самые простые, зачаточные) формы упорядочения и организации совместного труда существовали уже на стадии перво­бытнообщинного строя. В это время управление осуществлялось сообща, всеми членами рода, племени или общины. Старейшины и вожди родов и племен олицетворяли руководящее начало всех ви­дов деятельности того периода.

Примерно около IX—VII тысячелетия до н.э. в ряде мест Ближне­го Востока произошел переход от присваивающего хозяйства (охота, сбор плодов и т.п.) к принципиально новой форме получения про­дуктов — их производству (производящей экономике). Этот период и стал точкой отсчета в зарождении менеджмента, вехой в накопле­нии людьми определенных знаний в области управления.

Применительно к туризму самым древним путешествием следу­ет считать морскую экспедицию (1501—1484 гг. до н.э.) в знамени­тую страну благовоний — Пунт. Его организовала царица древнего Египта Хатшепсут1.

За 2000 лет до н.э. египтянин Синухит предпринял путеше­ствие в страну Эдем, т.е. на Восток, описав его на папирусе под названием «Приключения Синухита».

В VI в. до н.э. египетский фараон Нехао организовал знамени­тое трехлетнее путешествие вокруг Африки.

Древние греки путешествовали еще в VIII в. до н.э. Они при­нимали участие в античных олимпиадах в качестве зрителей или участников. Но даже в те времена данный мотив путешествий являлся не единственным. Географ и историк Геродот путеше­ствовал в V в. до н.э. Он изучал обычаи и нравы своих современ­ников.

В период расцвета греческих городов-государств, в ходе разви­тия политических, экономических и культурных связей начинали складываться определенные традиции, способствовавшие возник­новению некоего подобия центров туризма. Так, древние греки, съезжавшиеся в Олимпию со всей Эллады в качестве зрителей или участников олимпийских игр, пользовались неприкосновен­ностью во время путешествия по территории соседних государств.

Когда сформировались определенные религиозные течения, появилась еще одна многочисленная категория путешественни­ков — пилигримы. Постепенно складывался закон гостеприимства для путешественников при поездках в чужеземные страны. При перемещении богатых путешественников за определенную плату им предоставлялись проводники, те или иные средства передви­жения, охрана в пути, жилье и питание.

Индустриальный период развития менеджмента (1800—1917)

В этот период наибольшая заслуга в развитии представлений о государственном управлении принадлежит А. Смиту.

В конце XVIIIb. все больше стал проявляться феномен, кото­рый сейчас мы называем промышленной революцией. Этот про­цесс не только повлиял на экономику многих стран, но и лег в основу современного туризма.

Основной характеристикой этого периода стало увеличение численности населения Земли почти вдвое, что могло произойти только с индустриализацией экономики. Рост населения повлек за собой миграцию. Люди стали покидать свои места и уезжать в но­вые индустриальные города по очень простой причине: только в этих городах была возможность найти работу. Началось массо­вое строительство, и вместе с ним появился спрос на рабочих-строителей, а также на рабочую силу в совершенно новых облас­тях, на которые никогда не было спроса в сельской местности. Эффект от этих процессов прежде всего проявился в увеличении доли городского населения. Дети бывших мигрантов выросли в го­роде, и их уровень жизни стал более высоким, чем он мог бы быть в деревнях, откуда были родом их родители.

Итак, индустриализация создала два новых сектора в обществе: а) городское население, ставшее основой рынка железнодорожных пассажиров и вместе с этим рынка популярных экскурсий; б) но­вые классы фондодержателей и финансистов — богатых людей, сфор­мировавших рынок путешествий и туризма.

Эпоха монополистического капитализма создала первые шко­лы бизнеса и систему профессионального обучения руководите­лей. С появлением класса профессиональных менеджеров и отде­лением его от класса капиталистов стало возможным говорить о новом радикальном перевороте в обществе, который нужно счи­тать пятой революцией в управлении.

Одно из первых организованных туристских путешествий от­носят к 1841 г., когда английский предприниматель Томас Кук осуществил перевозку около 600 человек с целью прогулки по железной дороге. В 1845 г. им же было организовано путешествие в г. Ливерпуль с проведением там экскурсии. В 1847 г. Т. Кук организовал туристское общество, которое занималось тем, что продавало путевки для путешествий не только по Англии, но и за ее пределы. Считается, что Т. Кук был первым менеджером в об­ласти туризма.

Лишь немногим молодым представителям дворян­ского сословия XVII и XVIII столетий присваивается статус тури­стов, так как наряду с мотивом получения образования начинает, наконец, играть важную роль и такой элемент, как удовольствие (знакомство с иноземными культурами).

Молодые люди, получив образование, отправлялись в «вели­кий тур» (впервые документально зафиксирован в XVII в.), что­бы до вступления в профессиональную жизнь познакомиться с чужими культурами. «Великий тур» длился два-три года. Для англичан он начинался в Лондоне и заканчивался в Риме с обя­зательными остановками в городах Испании, Франции, Греции и Италии.

 

Существует единая точка зрения на время возникновения ме­неджмента в туризме России. В 1777 г. в Москве появился «План предприемлемого путешествия в чужие края» Вениамина Генша. Бо­лее ранних документальных подтверждений о специально органи­зованных коллективных поездках за границу или по России нет, поэтому год появления «Плана...» Генша принято считать точкой отсчета в истории российского туризма как организованного дви­жения. По этому плану каждый из участников путешествия должен был вручить В. Геншу, организатору (менеджеру) намеченно­го туристского мероприятия, гонорар, установленный по контрак­ту. Речь идет о том, что группа людей под началом опытного руководителя-менеджера должна была совершить коллективную поездку в страны Западной Европы.

Первыми представителями самодеятельного туризма в России были очень состоятельные и влиятельные люди, совершавшие путешествия по собственному почину по своей стране и за рубе­жом. Известно, что Петр I в Южной Германии в 1697 г. совершил восхождение на гору Броккен (1142 м над уровнем моря) с турист­скими целями.

Упоминания об экскурсиях, проводимых на территории Рос­сии, относятся к XVIII в. В 1770 г. описываются экскурсии, про­водимые в Тифлисе.

Развитие туристско-экскурсионного дела в России тесно связа­но с именами передовых педагогов-менеджеров (Н.И. Новикова, В.Ф. Зуева и др.), которые, по существу, занимались рекреацион­ным детским туризмом.

Путешествия и туризм в XIX в. совершались в основном по железной дороге и на пароходах. Но не только эта, чисто техноло­гическая, причина способствовала росту количества путешествий. Более важным условием этого стали крупные проекты экономи­ческого развития в торговле и индустрии новых услуг. Сами же эти проекты становились реально осуществимыми как раз в связи с развитием транспорта.

Поступательное развитие железнодорожного транспорта спо­собствовало дальнейшей урбанизации населения. Большие горо­да разрастались, превращаясь в индустриальные мегаполисы. В большинстве крупных городов сформировавшийся средний класс был занят в обслуживающих отраслях промышленности. Доходы этой многочисленной части населения все возрастали, и они уже могли себе позволить отдохнуть. Это было характерно для всего работающего населения. Возрастающие потребности и возмож­ности проведения досуга (спрос) рождали предложение — нача­лось формирование индустрии отдыха и развлечений.

Пока путешествия не стали очень распространенными и со­ставляющие их части еще не были объединены, туристских поез­док было мало и путешественники сами являлись организаторами своего отдыха (например, за переезд платили непосредственно в офис железнодорожной или мореплавательной компании). Но по­степенно оформилась потребность в некой организации, которая взяла бы на себя заботу о создании «туристского комплекса». Пона­чалу такие компании представлялись как агенты транспортных компаний. В то же время эволюция путешествий и развитие инду­стрии и коммерции подтолкнули туристских организаторов к осоз­нанию необходимости обеспечить размещение уже перевезенных путешественников в отелях.

Итак, именно все возрастающие человеческие потребности и воз­можности обусловили появление агентов-менеджеров по путеше­ствиям. Это же предопределило и возникновение туристских орга­низаторов. Большая часть населения, предъявляющая спрос на путешествия, теперь предпочитала доверить составление програм­мы своего путешествия туристскому организатору, т.е. менеджеру.

Эта новая практика позволяла расширять свою долю рынка и транспортным компаниям. Появились менеджеры транспортных компаний. С высоты сегодняшнего дня такой вид деятельности уже можно назвать туроперейтингом, а компании, занимающиеся этой деятельностью, — туроператорами. Так, туроператоры поку­пают большую часть услуг транспортных предприятий по низким ценам (оптом) и продают в розницу потребителям по ценам ниже тех, которые им могут предложить в каком-либо другом месте. Томас Кук начинал как туроператор и только позже стал рознич­ным турагентом. Значение опыта Т. Кука состоит в том, что его деятельность положила начало происхождению экскурсий как формы цивилизованного отдыха или даже праздника и оформлению это­го отдыха в первый «турпакет».

Период систематизации менеджмента туризма (1918—1990)

Отличительной чертой данного периода развития менеджмента является формирование новой организационной структуры уп­равления туризмом в СССР. Появилась организационно-админи­стративная структура туризма социалистического типа.

В первые послереволюционные годы интерес к туризму и экс­курсиям очень возрос. Изучением методов и принципов управле­ния туризмом занимались Московский институт методов внешколь­ной работы, кафедра экскурсионного дела МГУ, экскурсионные секции Главполитпросвета и др. В этот период уже вырисовались органы государственного управления туризмом — профсоюз, ВЛКСМ и Наркомпрос.

Необходимость развития иностранного туризма в СССР поста­вила задачу создания специального органа. Такой орган решением Совета Труда и Обороны был создан в 1929 г. — всесоюзное об­щество «Интурист».

Для решения вопросов международного молодежного обмена в июне 1958 г. было создано Бюро международного молодежного туризма «Спутник», которое занималось не только приемом групп зарубеж­ной молодежи и организацией советского туризма за рубеж, но и внутрисоюзными путешествиями юношей и девушек, организаци­ей их отдыха в молодежных лагерях.

В международном масштабе туристскую деятельность координи­рует ВТО (Всемирная туристская организация), созданная в 1968 г. Основными задачами ВТО являются оказание помощи междуна­родному туризму с целью развития туристской отрасли, укрепление дружеских и культурных связей, борьба против любых препят­ствий свободному международному передвижению людей, сбор и последующее распространение технической информации по всем видам туризма, научно-исследовательская работа в области туриз­ма, координация туристской деятельности в региональном и меж­региональном масштабе, сотрудничество с ООН и другими между­народными организациями, заинтересованными в развитии туризма.

Период распада централизованной системы управления туризмом (с 1990 г. по настоящее время)

Перестройка в СССР привела к распаду единой туристско-экскурсионной системы. На ее базе начали создаваться туристские организации различных форм собственности. В преобладающем большинстве это частные туристские фирмы, занимающиеся в основном выездным туризмом. По существу, речь идет об открытой системе туризма, которая постоянно взаимодействует с внешней средой.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 330; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.