КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социальное значение туризма
Туристское движение носит сезонный характер. Туристское производство в значительной степени зависимо от внешних факторов, таких как общее состояние и развитие экономики государства, политическая обстановка, вопросы безопасности и информационное обеспечение региональных потребителей. Любой из этих факторов способен оказать решающее влияние на финансовую устойчивость туристского предприятия, так как может сократить туристские потоки. Поэтому здесь важно предусмотреть финансовые гарантии устойчивости фирмы: диверсификацию предпринимательства, страхование профессиональной деятельности предприятия и др. Не нужно лишний раз говорить, что с развитием науки и техники, с ростом городов, производительности труда, потока информации современное общество встает перед целым рядом проблем. Безработица, низкий уровень жизни трудящихся, психологическое давление, стрессы и связанные с ними критические ситуации, повышение негативной активности молодежи в свободное время, нарушение экологического равновесия в природе - эти и другие проблемы современного общества имеют место и в нашей стране. Развитие туристской отрасли способно внести свой вклад в разрешение таких проблем. Социальное значение туризма для жизни общества заключается: · в восстановлении психофизиологических ресурсов общества, трудоспособности человека и социума в целом; · рациональном использовании свободного времени; · обеспечении занятости населения; · росте доходов трудящихся; · экологической невредности туризма и направленности его на поддержание и восстановление рекреации. Воспроизводящая функция туризма. Основной функцией туризма с социальной точки зрения можно признать воспроизводящую функцию, направленную на восстановление сил человека или общества, затраченных им при выполнении определенных производственных и бытовых задач.
При этом отдых не ограничивается инертной формой и восстановлением физических и психических сил, а включает развлечения, обеспечивающие изменение характера деятельности и окружающих условий, активное познание новых явлений природы, культуры и пр. Урбанизация, механизация производства, однообразие потребления, а также значительно увеличивающийся поток информации приводят к тому, что человек покидает работу более усталым, чем прежде. Усталость эта психологического характера и вызывает потребность в контрасте (снятии стресса). Подлинным контрастом производственной жизни, связанной с нервным напряжением и единообразием, является уход с места постоянного жительства и труда, и прежде всего перемещение, обеспечивающее смену обстановки и изменение обычного образа жизни. Все это может дать туризм. Темпы городской жизни, необходимость ускоренной реакции, бдительности на улицах, преодоление ежедневно больших расстояний - все это создает и усиливает нервное напряжение даже в свободное от работы время. Такого рода усталость, накапливаясь, создает дополнительные условия для различного рода производственных и бытовых травм, увеличения нетрудоспособности по причине болезней и даже конфликтных ситуаций на производстве и вне его, связанных с накапливающейся негативной энергией. Туристский отдых представляет собой прекрасную форму всестороннего обновления. Активный, подвижный, интересный, он восстанавливает физическую «кондицию» человека и общества. Только контрастные формы отдыха, которые может дать туризм (смена постоянной обстановки и ритма жизни), способствуют реальному оздоровлению нации и человека в современных условиях.
Выделяют три основных аспекта восстановительной функции туризма: 1) освобождение индивидуума от чувства усталости путем контрастной смены обстановки и вида деятельности; 2) развлекательная функция - предоставление отдыхающему возможности развлечься, знакомство с местностью, ее людьми, культурные мероприятия (концерты, театры), досуговые мероприятия (танцы, дискотеки, шоу, фестивали и т. п.), спортивные занятия, способствующие усилению первой функции; 3) интеллектуальная функция - предоставление возможностей для развития личности, расширения познавательного горизонта, творческой и организаторской деятельности, познание (экскурсии, посещение памятников и музеев), самовыражение (конкурсы, походы, экспедиции, спортивные занятия и пр.), что также психологически весьма полезно для восстановления сил человека. Рациональное использование свободного времени. Развитие производительных сил приводит к тому, что увеличивается свободное время трудящихся. В связи с этим возникает проблема рационального его использования. Задача социума состоит в привлечении сограждан к положительным видам деятельности в свободное от труда время, что отвлекает их от негативных, проявляющихся в пьянстве, увлечении наркотиками, создании неформальных объединений противоправного характера. Обеспечение занятости. В то же время наличие достаточно развитой туристской индустрии в определенной местности позволяет решить проблему занятости многих рабочих рук, так как туризм является одной из самых трудозатратных отраслей, не поддающихся в большинстве случаев механизации и автоматизации. Развитие туристской инфраструктуры притягивает трудовые ресурсы, вовлекая их в обслуживание туристов. Поэтому развитие туризма способствует смягчению такого явления, как безработица. Однако необходимо учитывать природу занятости в туризме, создающую порой проблемные моменты: неполный рабочий день, сезонность и др. Например, очень часто в туристских центрах при обслуживании гостей используется неполный рабочий день. Необходимо так подбирать сотрудников, чтобы сокращенный рабочий день их устраивал - это проблема менеджмента в туризме. Кроме того, занятость в туристских предприятиях часто носит сезонный характер, что тоже является неблагоприятным фактором. Для смягчения его в пиковые периоды применяется наем на работу жителей других населенных пунктов, студентов по договорам из учебных заведений других городов. Местным жителям работа предоставляется преимущественно постоянная. Возможность подработать в пиковые периоды для таких категорий жителей, как студенты, домохозяйки, - явление также положительное.
Мировая практика показывает, что туристская индустрия в том или ином регионе не только обеспечивает работой местное население, но и привлекает дополнительные трудовые ресурсы и к работе, и на жительство, тем самым увеличивая население данной местности. Известно, что приглашая работника из другой местности, мы притягиваем на жительство в среднем трех человек. Но излишнее привлечение сторонних трудовых ресурсов может привести к чрезмерному увеличению численности местного населения и, тем самым, - к увеличению давления на рекреацию. А на рекреации часто держится туристское предложение, поэтому этот процесс необходимо регулировать.
25. Понятие и виды деятельности туроператоров. Туристский оператор — активный субъект туристского рынка, непосредственно участвующий в планировании, разработке, продвижении и реализации туристского продукта с коммерческими целями. Функции туроператора на рынке практически совпадают с деятельностью предприятий оптовой торговли. Он закупает в значительных объемах услуги предприятий туристской индустрии (гостиниц, ресторанов и т. д.), комплектует из них собственные программы туров и осуществляет их реализацию через посредников (турагентов) или напрямую потребителям. Основные различия между туроператором и турагентом: А. По системе доходов: Туроператор приобретает отдельные услуги, из которых затем формирует комплексный туристский продукт со своим механизмом ценообразования. Его прибыль формируется из разницы между ценой покупки и ценой продажи.
Турагент же действует как розничный продавец, и его прибыль получается из комиссионных за продажу чужого туристского продукта. Б. По принадлежности туристского продукта: Туроператор всегда имеет запас туристского продукта для продажи, а турагент запрашивает определенный продукт (услугу) только тогда, когда клиент выражает покупательский интерес. Однако в повседневной практике иногда бывает трудно определить четкое различие между туроператором и турагентом, поскольку они могут решать сходные задачи. Туристская организация может быть одновременно и турагентом, и туроператором. Например, фирма как туроператор разрабатывает маршруты и продает их туристам и другим агентствам; в то же время это туристское предприятие как турагент приобретает туры у других фирм и продает их туристам. Поскольку туроперейтинг является весьма разнообразным и разнонаправленным видом труда, возникает необходимость классифицировать туроператоров по различным признакам Туроператоры подразделяются: По виду деятельности: 1. Операторы массового рынка. Они продают турпакеты с использованием чартерных авиарейсов в места массового туризма. 2. Специализированные операторы это туроператоры, специализирующиеся на определенном продукте или сегменте рынка (на определенной стране, на определенном виде туризма и т. д.). В свою очередь они могут быть: а) туроператорами специального интереса В зависимости от целей туров, оператор может специализироваться на продаже познавательных (экскурсионных), паломнических, обучающих, инсентив-экологиче-ских, оздоровительных, тематических туров, туров, ориентированных на отдых, клубный отдых, деревенский отдых; б)- туроператорами специального места назначения (например, поездки в Англию, Францию и т. д.); в) туроператорами определенной клиентуры (для молодежи, семейных пар, бизнесменов и т. д.); г) туроператорами специальных мест размещения (в домах отдыха, на турбазах и т. д.); д) туроператорами, использующими определенный вид транспорта В зависимости от типа применяемых транспортных средств в организуемых турах, оператор может специализироваться на продаже авиатуров, круизов, железнодорожных и автобусных туров е) Специализироваться туристические операторы могут также на продаже индивидуальных или групповых туров. По месту деятельности: 1) Местные (внутренние) туроператоры. Они составляют турпакеты с маршрутами в пределах страны проживания. — Вид туроперейтинга, планирующий, продвигающий и реализующий внутренний турпродукт - то есть туры по территории своей страны для своих сограждан. 2) Выездные туроператоры ориентируют турпакеты на зарубежные страны. Специализируется на разработке, продвижении и реализации выездных международных туров, то есть путешествий граждан своей страны за ее пределы. В зависимости от активности сотрудничества выездного туроператора и авиакомпаний (в связи с тем, что настоящее время авиакомпании становятся ведущими поставщиками туристских услуг на рынке) можно классифицировать международных туроператоров на флайтеров и нон-флайтеров. Флайтер — выездной туроператор, являющийся активным фрахтователем воздушных судов, принадлежащих местным авиакомпаниям.. В зависимости от форм сотрудничества флайтеров с авиакомпаниями можно также отдельно выделить: ¨ абсолютных флайтеров — туристских операторов, приобретающими по договору чартера воздушное судно полностью, то есть обязуется по согласованию с руководством авиакомпании и наземными службами аэропорта полностью оплатить и осуществить полет под полную собственную ответственность. ¨ относительные флайтеры — более мелкие туроператоры, объемы продаж и рыночные возможности которых не позволяют им гарантировать «подъем» чартерного авиарейса собственными силами. По этой причине относительные флайт-туроператоры консолидируют свои усилия в рамках пула (временно создаваемого объединения, существующего для достижения определенной общей цели его участников), разделяя между собой салон воздушного лайнера на блоки кресел. В дальнейшем туроператор-заказчик блока кресел на чартерный полет несет ответственность и рискует в пределах количества кресел в заявленном им блоке. Нон-флайтеры - это выездные туроператоры, форма работы которых не подразумевает фрахт воздушных судов ни на каких условиях. Также выездных туроператоров в зависимости от форм их сотрудничества с зарубежными курортами можно классифицировать на презентативных и репрезентативных. Репрезентативная форма сотрудничества туроператора с иностранным курортом заключается в доверении «наземного обслуживания» своих туристов иностранному партнеру, так называемой meet-компании (или встречающей стороне). Презентативная форма выездного туроперейтинга является высшей стадией развития туроперейтинга, характеризующаяся наличием у туроператора представительства на курорте (как частного лица, так и целого отделения, филиала). 3) Туроператоры на приеме. Они базируются в стране назначения и обслуживают прибывающих туристов. Их деятельность заключается в разработке, продвижении и организации туров на территории собственной страны для иностранных граждан. Кроме того, принято разделять туроператоров на инициативных и рецептивных. Инициативные туроператоры - это операторы, отправляющие туристов за рубеж или в другие регионы по договоренности с принимающими (рецептивными) операторами или напрямую с туристскими предприятиями. Рецептивные туроператоры - это туроператоры на приеме, которые комплектуют туры и программы обслуживания в месте приема и обслуживания туристов, используя прямые договора с поставщиками услуг (гостиницами, предприятиями питания, досугово-развлекательными учреждениями и т. д.). Функциями туроператора являются: 1. Изучение потребностей потенциальных туристов на туры и туристские программы. 2. Составление перспективных программ обслуживания, туров и апробация их на рынке с целью выявления соответствия потребностям туристов. 3.Взаимодействие с поставщиками услуг на туры на договорной основе. 4. Расчет стоимости тура, транстура и определение цены с учетом рыночной ситуации. Установление тарифов и цен на свои услуги по комплектации туров разного состава, классности и др. 5. Обеспечение туристов, путешествующих по маршрутам туров, всеми необходимыми материалами рекламно-сувенирного характера, специальным снаряжением и инвентарем. 6. Подготовка, подбор и назначение на маршруты кадров, выполняющих функции контакта с туристами, координации и контроля за выполнением программ обслуживания (гидов-экскурсоводов, инструкторов, аниматоров, методистов и т. д.). 7. Рекламно-информационная деятельность для продвижения своего туристского продукта к потребителям. Информативная функция современных туристических операторов проявляется в том, что в ходе разработки, продвижения, реализации туров оператор распространяет на рынке все возможные данные (например, отличительные черты туров, особенности туристического потенциала предлагаемых курортов и туристических центров, культура и традиции местного населения, памятные и достопримечательные места, процедура оформления въездных документов, возможные опасности и угрозы жизни, здоровью и имуществу туристов и т. д.), зачастую малоизвестные, либо вообще ранее не известные. 8. Продвижение и реализация туров потребителям через систему турагентств. 9. Контроль за надежностью и качеством обслуживания. 10.Постоянная оперативная связь с туристами во время обслуживания, решение возникающих вопросов. 11. Новаторская функция туроператоров выражает стремление любой коммерческой организации к выживанию в изменяющихся рыночных условиях, требующее своевременной модификации существующего или создание принципиально нового турпродукта, максимально отвечающего существующим потребностям туристов. 12. Являясь предприятиями с довольно крупным оборотом денежных средств, со значительным штатом работников, туристские операторы не могут не выполнять бюджетообразующей функции. Операторы, занимающие лидирующее положение на туристическом рынке региона, обеспечивают солидные денежные поступления в бюджеты этих регионов или государств за счет налоговых сборов, в том числе, операторы на приеме — валютных поступлений, формирующихся за счет сбережений граждан как родного, так и других государств. 13. Интегрирующая функция туроперейтинга состоит в его способности прямо или косвенно определять принципы внешней политики стран. Государства, связанные между собой туристическими обменами, хотя бы с целью не ухудшать свои экономические ситуации, будут вынуждены если не стремиться к укреплению межгосударственных связей, то хотя бы к сохранению сложившихся, что делает весьма маловероятным охлаждение или конфликты в отношениях между ними. 14. Из числа функций, приобретенных туроператорами совсем недавно, можно выделить операторское лобби. Туроператоры получили реальную возможность оказывать давление на прямо или косвенно зависящие от его функционирования предприятия других сфер экономики. Среди направлений туроператорского лобби, прежде всего, можно выделить предприятия-поставщиков туристических услуг. Возможно даже давление туроператоров на политику и решения властей курортов. Местности, во многом зависящие от въездного туризма, страшатся принимать непопулярные среди туристов, либо невыгодные для туроперейтинга решения.
26. Туристское предприятие. Планирование бизнеса в туристской фирме.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 2623; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |