Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Выбор организационно-правовой формы предприятия

Туристское предприятие как хозяйствующий субъект

В развитии туризма важную роль играют туристские пред­приятия, при помощи которых совершается более 40 % турист­ских поездок.

Туристское предприятие (фирма) - это самостоятельный хо­зяйствующий субъект, организующий свою деятельность в сфе­ре туризма в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Оно имеет право заниматься любой хо­зяйственной деятельностью, не запрещенной законодательством, самостоятельно формировать ее программу, выбирать постав­щиков услуг и потребителей своей продукции, свободно распо­ряжаться прибылью, остающейся после уплаты налогов и внесения других обязательных платежей.

Туристское предприятие, как и всякое другое, представляет собой относительно независимую составную часть националь­ной экономики, что определяется следующими обстоятельст­вами:

1 оно является формой организации жизнедеятельности ка­ждого человека и общества в целом;

2 изготавливает продукцию, выполняет работы, оказывает услуги, составляющие материальную основу жизнедеятель­ности человека и общества;

3 выступает главным субъектом производственных отноше­ний, которые складываются в процессе производства и реа­лизации продукции;

4 связывает интересы общества, собственника, коллектива,
работника,

Туристское предприятие находится в сильно дифференциро­ванной среде. Внутренняя среда состоит из различных компо­нентов и представлена функциональными областями, общими для всех типов фирм (департаментом управления персоналом, бухгалтерией, отделом продаж, службой маркетинга и т.д.). Внешняя среда - это то, что окружает предприятие и воздейст­вует на него (потребители, конкуренты, партнеры и поставщи­ки, правительственные и иные государственные учреждения и организации, общественные и профессиональные объединения,

При выборе организационно-правовой формы деятельности предприятия нужно определить требуемый уровень и объем его возможных прав и обязательств, что зависит от профиля и содержа­ния будущей деятельности, возможного круга партнеров, сущест­вующего в стране законодательства. Принимая решение о выборе организационно-правовой деятельности, необходимо основываться на хозяйственном, предпринимательском и трудовом праве. Хо­зяйственное и предпринимательское право каждой страны содержит лишь определенные организационно-правовые формы деятельности.

В соответствии с национальным законодательством предпри­ятия могут быть основаны на частной, коллективной, государст­венной и смешанных формах собственности. В связи с этим в туристском бизнесе могут действовать частные, коллективные, государственные, совместные и иностранные предприятия.

Субъектами хозяйствования могут выступать физические и юри­дические лица

Под физическими лицами понимаются граждане страны, ино­странные граждане, лица без гражданства и с двойным граждан­ством. Однако участие в товарно-денежных отношениях нередко требует вложения весьма значительных капиталов, которыми не обладают отдельные физические лица. Только объединив капи­талы многих участников рыночных отношений, можно решать крупные инвестиционные проекты. Эта особенность рыночных отношений обусловила участие в них искусственных образова­ний, именуемых юридическими лицами. Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяй­ственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществ­лять имущественные и личные неимущественные права, испол­нять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридиче­ское лицо должно иметь самостоятельный баланс или смету и собственный расчетный счет. Оно также должно быть внесено в единый государственный регистр юридических лиц страны ре­гистрации.

Юридические лица делятся на виды по различным несовпа­дающим критериям в зависимости от цели, которая ставится при классификации. Таких критериев много. Наиболее значимыми из них являются: собственность, на основе которой юридическое лицо образовано; права учредителей (участников, членов) юриди­ческого лица на его имущество; цель деятельности; состав учреди­телей; способ образования; состав учредительных документов; характер участия учредителей в деятельности юридического лица; обязанности участников (членов) участвовать своим трудом в дея­тельности юридического лица и др.

Рыночная экономика предполагает деятельность субъектов хо­зяйствования различных организационно-правовых форм. Разли­чают некоммерческие организации (образующиеся для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей; обычно пре­следуют социальные, благотворительные, культурные, образова­тельные и иные общественно полезные цели) и коммерческие (образующиеся с целью получения прибыли).

К некоммерческим организациям относят потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации (объе­динения), фонды, учреждения, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).

К коммерческим организациям относят хозяйственные това­рищества (полные и коммандитные), хозяйственные общества, производственные кооперативы и унитарные предприятия.

Хозяйственные товарищества - это коммерческие организа­ции, обладающие на правах собственности обособленным иму­ществом, с разделенным на доли (вклады) уставным капиталом. Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного и коммандитного товарищества.

Полным называется товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенными между ними догово­рами занимаются предпринимательской деятельностью от име­ни товарищества и солидарно друг с другом несут субсидиарную ответственность своим имуществом по обязательствам товари­щества. Полное товарищество создается и действует на основа­нии учредительного договора, подписываемого всеми его участ­никами. Управление деятельностью осуществляется по общему согласию всех участников. Учредительным договором товарище­ства могут быть предусмотрены случаи, когда решение принима­ется большинством голосов участников. Участниками полных товариществ могут являться индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации.

Коммандитным называется товарищество, в котором присутст­вуют участники, осуществляющие от его имени предприниматель­скую деятельность и отвечающие по обязательствам товарищества всем своим имуществом (полные товарищи). Кроме участников, несущих полную ответственность, имеется один или несколько участников (вкладчиков, коммандитов), которые несут риск убыт­ков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности. Коммандитное товарищество создается и действует на основании учредительного договора, подписываемого всеми полными товарищами. Последни­ми могут являться индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации. Вкладчиками в коммандитных това­риществах могут быть граждане и юридические лица.

Хозяйственные общества могут создаваться в форме общества с ограниченной ответственностью (ООО), общества с дополнитель­ной ответственностью (ОДО) или акционерного общества (АО).

Участниками хозяйственных обществ могут быть граждане и юри­дические лица.

Обществом с ограниченной ответственностью признается учре­жденное двумя или более лицами общество, уставный фонд кото­рого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники ООО не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пре­делах сумм внесенных ими вкладов. Учредительными документами ООО являются учредительный договор, подписанный его учреди­телями, и утвержденный ими устав. Уставный фонд ООО форми­руется из стоимости вкладов его участников. Высшим органом является общее собрание участников. В ООО создается исполни­тельный орган (коллегиальный и/или единоличный), осуществ­ляющий текущее руководство его деятельностью и подотчетный общему собранию участников. Участник ООО вправе продать или иным образом уступить свою долю (или ее часть) в уставном фонде общества одному или нескольким участникам данного общества.

Обществом с дополнительной ответственностью является учре­жденное двумя или более лицами общество» уставный фонд кото­рого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники такого общества солидарно несут субсидиар­ную ответственность по его обязательствам своим имуществом в пределах, определяемых учредительными документами общества. При экономической несостоятельности (банкротстве) одного из участников его ответственность по обязательствам общества рас­пределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам, если иной порядок распределения ответственности не предусмотрен учредительными документами общества. К ОДО применяются правила об ООО, поскольку иное не предусмотрено законодательством.

Акционерные общества ~ это общества, уставный фонд кото­рых разделен на определенное число акций равной номиналь­ной стоимости и формируется за счет их продажи.

Акция - это ценная бумага, выпускаемая акционерным обще­ством, свидетельствующая о паевом взносе ее собственника в устав­ный фонд общества и дающая собственнику право на получение дивидендов. Акции имеют номинальную стоимость (нарицатель­ную стоимость, обозначенную на самой акции), эмиссионную цену (стоимость), по которой они продаются на первичном рынке (обычно самим акционерным обществом), реальную (рыночную) цену, по которой они оцениваются на вторичном рынке ценных бумаг, и балансовую цену, определяемую на основе документов фи­нансовой отчетности акционерного общества.

Совокупность акций, принадлежащих одному члену акцио­нерного общества, называется пакетом акций.

Дивиденд - это доход (часть общей прибыли акционерного общества), получаемый владельцем акций. Выражается в про­центах (например, дивиденд по акциям составил 14 %) или в аб­солютном значении (например, получил 180 дол. в виде диви­денда по акциям).

Ответственность участников (акционеров) ограничена стои­мостью принадлежащего им пакета акций. Учредители акцио­нерного общества заключают между собой договор, определяю­щий порядок осуществления ими совместной деятельности по созданию общества, размер уставного фонда общества, категории выпускаемых акций и порядок размещения, а также иные усло­вия, предусмотренные законодательством об акционерных об­ществах. Учредительным документом акционерного общества является его устав, утвержденный учредителями.

Различают открытые акционерные общества (ОАО) и закры­тые акционерные общества (ЗАО).

Акционерное общество, участник которого может отчуж­дать принадлежащие ему акции без согласия других акционеров неограниченному кругу лиц, признается открытым акционер­ным обществом. Такое акционерное общество вправе прово­дить открытую подписку на выпускаемые им акции и свободную продажу их на условиях, устанавливаемых законодательством, ОАО обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибыли и убытков.

Акционерное общество, участник которого может отчуждать принадлежащие ему акции с согласия других акционеров и (или) ограниченному кругу лиц, признается закрытым акционерным обществом. Такое общество не вправе проводить открытую под­писку на выпускаемые им акции либо иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц.

Под производственным кооперативом понимается коммерче­ская организация, участники которой обязаны внести имущест­венный паевой взнос, принимать личное трудовое участие в ее деятельности и нести субсидиарную ответственность по обязатель­ствам производственного кооператива в равных долях, в пределах, установленных уставом, но не меньше величины полученного годо­вого дохода в производственном кооперативе. Учредительным до­кументом производственного кооператива является устав, утвер­ждаемый общим собранием его членов. Имущество, находящееся в собственности производственного кооператива, делится на паи его членов в соответствии с уставом кооператива. Высшим орга­ном управления является общее собрание членов кооператива. Его исполнительными органами являются правление и (или) его председатель. Они осуществляют текущее руководство деятельно­стью кооператива и подотчетны наблюдательному совету и общему собранию членов кооператива.

Унитарным предприятием является коммерческая организа­ция, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного пред­приятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками пред­приятия. В форме унитарных предприятий могут быть созданы государственные (республиканские или коммунальные) или ча­стные унитарные предприятия. Имущество такого предприятия находится в государственной либо частной собственности физи­ческого или юридического лица. Руководящим органом унитар­ного предприятия является назначаемый собственником имуще­ства руководитель, который подотчетен этому собственнику. Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

Одной из хозяйственно-правовых форм туристских предпри­ятий является деятельность индивидуального предпринимателя (ИП). Обычно в законодательстве каждой страны определено, что любое частное лицо, гражданин данной страны, вправе за­ниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. ИП отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законода­тельством не может быть обращено взыскание. Перечень иму­щества граждан, на которое не может быть обращено взыскание, устанавливается гражданским процессуальным законодательством. ИП, который не в состоянии удовлетворить требования креди­торов, связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности, может быть признан экономически несостоятель­ным (банкротом) в судебном порядке. С момента вступления в силу решения суда утрачивает силу регистрация индивидуаль­ного предпринимателя в этом качестве.

Таким образом, мы назвали возможные организационно-пра­вовые формы деятельности предприятий. Но какая из этих форм наиболее пригодна для вновь образующегося туристского пред­приятия? Рассмотрим факторы, определяющие выбор организа­ционно-правовых форм деятельности туристского предприятия.

Принимая во внимание вышеизложенные факторы, необхо­димо отметить, что до 2000 г. туристские предприятия при выбо­ре формы юридического лица отдавали предпочтение обществам с ограниченной ответственностью (ООО), составлявшим около 75 % от общего числа зарегистрированных туристских предпри­ятий. В настоящее время наиболее популярными организацион­но-правовыми формами деятельности туристских предприятий являются общество с дополнительной ответственностью (ОДО), унитарное предприятие (УП), индивидуальный предпринима­тель (ИП).

 

При создании туристской фирмы, туристского предприятия необходимо предусмотреть, даже просчитать все возможные стороны деятельности: организационную, финансовую, содержательную, кадровую и многие другие. В этих целях, предваряя создание туристской фирмы, проводится тщательный анализ всех сторон её деятельности, позволяющий выявить генеральные пути развития фирмы, главные вопросы, проблемы и пути их решения.

Полный анализ потенциального предприятия даёт представление о предполагаемом бизнесе как с точки зрения его содержания, организации, так и с точки зрения финансов. После получения положительного результата можно приступить к созданию туристской фирмы в рабочем порядке.

Таким образом, прежде чем создать туристское агентство, необходимо обдумать следующие вопросы:

Наличие стартового капитала;

Определить “нишу”, которую будет занимать потенциальное туристское агентство на туристском рынке, в конкретном регионе;

Оценка конкурентов, т.е. исследование фирм на данном рынке (их предложения, цены, реклама, часы работы и т.д.);

Изучение рынка потребителей, а именно: численность населения, проценты городского и сельского населения, уровень дохода, количество школ, ВУЗов, образование населения, количество детей в семьях и т.д.;

Личностные характеристики будущего предпринимателя, его отношение к коммерческой деятельности и его образование.

К дальнейшим этапам туристской фирмы относятся:

Выбор организационно-правовой формы предприятия. Этот этап очень важен для потенциального предпринимателя, потому что для дальнейшей регистрации будущего предприятия необходимы определенные документы, содержащие организационно-правовую форму турагентства.

Оформление протокола намерений учредителя;

Выработка проекта учредительных документов;

Проведение учредительного собрания;

Подготовка учредительных документов для регистрации потенциального туристского агентства.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Социальное значение туризма | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 619; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.