КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Административно-контрольные методы УООС. Виды экологического лицензирования. Экологический контроль. Основные формы государственного экологического контроля
Экологическое нормирование как метод УООС. Цель и принципы экологического нормирования. Основные нормативно-технические документы в РФ: строительные нормы и правила; ГОСТы; стандарты отдельных отраслей хозяйства, разрабатываемые в отраслевом планировании; санитарно-гигиенические нормативы, их краткая характеристика.
Нормирование качества окружающей природной среды - центральная идея Закона РФ об охране окружающей природной среды. Этому институту закон отводит самостоятельный раздел. (ст 19-29) Нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности. Все нормативы подразделяются на три группы: -нормативов качества окружающей среды, -нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, -иных нормативов в области охраны окружающей среды, а также -государственных стандартов и -иных нормативных документов в области охраны окружающей среды. Нормативы и нормативные документы в области охраны окружающей среды разрабатываются, утверждаются и вводятся в действие на основе современных достижений науки и техники с учетом международных правил и стандартов в области охраны окружающей среды. Нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Общие требования к нормам: -Экологическая безопасность населения. -Сохранение генетического фонда, -обеспечение рационального использования и -воспроизводства природных условий устойчивого развития хозяйственной деятельности. Требования к разработке нормативов в области охраны окружающей среды: -проведение научно-исследовательских работ по обоснованию нормативов в области охраны окружающей среды; -проведение экспертизы, утверждение и опубликование нормативов в области охраны окружающей среды в установленном порядке; -установление оснований разработки или пересмотра нормативов в области охраны окружающей среды; -осуществление контроля за применением и соблюдением нормативов в области охраны окружающей среды; -формирование и ведение единой информационной базы данных нормативов в области охраны окружающей среды; -оценку и прогнозирование экологических, социальных, экономических последствий применения нормативов в области охраны окружающей среды. нормативы качества окружающей среды - нормативы, которые установлены в соответствии с физическими, химическими, биологическими и иными показателями для оценки состояния окружающей среды и при соблюдении которых обеспечивается благоприятная окружающая среда; нормативы допустимого воздействия на окружающую среду - нормативы, которые установлены в соответствии с показателями воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и при которых соблюдаются нормативы качества окружающей среды; нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду - нормативы, которые установлены в соответствии с величиной допустимого совокупного воздействия всех источников на окружающую среду и (или) отдельные компоненты природной среды в пределах конкретных территорий и (или) акваторий и при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие; нормативы допустимых выбросов и сбросов химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов (далее также - нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов) - нормативы, которые установлены для субъектов хозяйственной и иной деятельности в соответствии с показателями массы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов, допустимых для поступления в окружающую среду от стационарных, передвижных и иных источников в установленном режиме и с учетом технологических нормативов, и при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества окружающей среды; технологический норматив - норматив допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, который устанавливается для стационарных, передвижных и иных источников, технологических процессов, оборудования и отражает допустимую массу выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов в окружающую среду в расчете на единицу выпускаемой продукции; нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов (далее также - нормативы предельно допустимых концентраций) - нормативы, которые установлены в соответствии с показателями предельно допустимого содержания химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающей среде и несоблюдение которых может привести к загрязнению окружающей среды, деградации естественных экологических систем; нормативы допустимых физических воздействий - нормативы, которые установлены в соответствии с уровнями допустимого воздействия физических факторов на окружающую среду и при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества окружающей среды; лимиты на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов (далее также - лимиты на выбросы и сбросы) - ограничения выбросов и сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в окружающую среду, установленные на период проведения мероприятий по охране окружающей среды, в том числе внедрения наилучших существующих технологий, в целях достижения нормативов в области охраны окружающей среды. К природоохранным нормативам относятся: 1. Нормативы качества окружающей природной среды: - нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в воде водоемов хозяйственно – питьевого назначения; - нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в воде водоемов рыбохозяйственного назначения; - нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в атмосферном воздухе населенных мест; - нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в почве; 2. Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду: - норматив предельно- допустимых выбросов вредных веществ в атмосферный воздух; - норматив предельно- допустимых сбросов вредных веществ в водоемы; - нормы образования отходов и лимит размещения; - нормы радиационной безопасности; - нормы вредных физических воздействий (шум, вибрация, радиоволны и т.д.). К государственным стандартам относятся: - ГОСТ - ОСТ К иными нормативными документами в области охраны окружающей среды относятся: - СНиП – строительные нормы и правила; - СанПиН – санитарные нормы и правила; - Правила; - МУ - Методические указания; - Инструкции. Нормативы качества окружающей среды устанавливаются для оценки состояния окружающей среды в целях сохранения естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных и других организмов. К нормативам качества окружающей среды относятся: нормативы, установленные в соответствии с химическими показателями состояния окружающей среды, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, включая радиоактивные вещества; нормативы, установленные в соответствии с физическими показателями состояния окружающей среды, в том числе с показателями уровней радиоактивности и тепла; нормативы, установленные в соответствии с биологическими показателями состояния окружающей среды, в том числе видов и групп растений, животных и других организмов, используемых как индикаторы качества окружающей среды, а также нормативы предельно допустимых концентраций микроорганизмов; иные нормативы качества окружающей среды. При установлении нормативов качества окружающей среды учитываются природные особенности территорий и акваторий, назначение природных объектов и природно-антропогенных объектов, особо охраняемых территорий, в том числе особо охраняемых природных территорий, а также природных ландшафтов, имеющих особое природоохранное значение. В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду: ВИДЫ: -нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов; -нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение; -нормативы допустимых физических воздействий (количество тепла, уровни шума, вибрации, ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий); -нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды; -нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду; -нормативы иного допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, устанавливаемые законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в целях охраны окружающей среды. Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий. За превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной и иной деятельности в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством. Нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов. Технологические нормативы устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов. При невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов могут устанавливаться лимиты на выбросы и сбросы на основе разрешений, действующих только в период проведения мероприятий по охране окружающей среды, внедрения наилучших существующих технологий и (или) реализации других природоохранных проектов с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов. Установление лимитов на выбросы и сбросы допускается только при наличии планов снижения выбросов и сбросов, согласованных с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. Выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. Нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством. Нормативы допустимых физических воздействий на окружающую среду устанавливаются для каждого источника такого воздействия исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды и с учетом влияния других источников физических воздействий. Нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду устанавливаются для субъектов хозяйственной и иной деятельности в целях оценки и регулирования воздействия всех стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду, расположенных в пределах конкретных территорий и (или) акваторий. Нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду устанавливаются по каждому виду воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и совокупному воздействию всех источников, находящихся на этих территориях и (или) акваториях. При установлении нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду учитываются природные особенности конкретных территорий и (или) акваторий. В целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, оценки качества окружающей среды в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться иные нормативы в области охраны окружающей среды. Государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды устанавливаются: требования, нормы и правила в области охраны окружающей среды к продукции, работам, услугам и соответствующим методам контроля; ограничения хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения ее негативного воздействия на окружающую среду; порядок организации деятельности в области охраны окружающей среды и управления такой деятельностью. Государственные стандарты и иные нормативные документы в области охраны окружающей среды разрабатываются с учетом научно-технических достижений и требований международных правил и стандартов. В государственных стандартах на новую технику, технологии, материалы, вещества и другую продукцию, технологические процессы, хранение, транспортировку, использование такой продукции, в том числе после перехода ее в категорию отходов производства и потребления, должны учитываться требования, нормы и правила в области охраны окружающей среды. Нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды - нормативы, установленные в соответствии с ограничениями объема их изъятия в целях сохранения природных и природно-антропогенных объектов, обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем и предотвращения их деградации. Нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды и порядок их установления определяются законодательством о недрах, земельным, водным, лесным законодательством, законодательством о животном мире и иным законодательством в области охраны окружающей среды, природопользования и в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, охраны и воспроизводства отдельных видов природных ресурсов, установленными настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области охраны окружающей среды.
Критерии определения нормативов:
В силу традиций наиболее хорошо развитыми и сравнительно давно используемыми инструментами управления охраной окружающей среды и природопользованием в России являются именно административные рычаги. Однако сегодня, в период перехода к рыночной экономике, они приобретают новое содержание как за счет развития законодательной базы экологии, так и в связи с включением в них элементов экономического механизма управления и рыночных инструментов. Типичным примером такого комплексного рычага регулирования и контроля, традиционно относимого к группе административных, является лицензирование соответствующей деятельности. Сегодня оно помимо обычной административной процедуры выдачи государством разрешений включает также информационные элементы (в части зкоэкспертизы и экоаудита), экономические (установление условий платежей) и рыночные (заключение договоров) механизмы управления. Данная мера, описанием которой открывается настоящий раздел, является сейчас в России одной из наиболее эффективных и, кроме того, стимулирующей развитие других регуляторов - как законодательно закрепленных, так и ещё только постепенно внедряемых. Одним из комплексных и наиболее эффективных, все шире используемых в России методов управления качеством окружающей среды (ОС) является лицензирование природопользования и природоохранной деятельности. Оно представляет собой систему экологического обоснования, административно-правового и одновременно экономического государственного регулирования, а также экологического контроля производства и сферы услуг, реализуемую через выдачу специальных разрешительных документов - лицензий, как правило, сопровождаемых заключением соответствующих договоров [38, 36]. Лицензии имеют важнейшее значение в управлении, необходимом и целесообразном ограничении (нормировании, лимитировании и т.д.), обеспечении соблюдения экологических требований и обязательных условий законодательства. Лицензия (от лат. licentia - свобода, право) определяется как разрешение компетентного государственного органа на осуществление определенной деятельности владельцам лицензии, которыми могут быть российские и иностранные юридические лица и граждане, международные организации. В виде исключения владельцами лицензий на право осуществления некоторых видов деятельности (в т.ч. добычи радиоактивного сырья) или пользования отдельными видами особо охраняемых ресурсов могут быть только российские государственные предприятия [36]. Выдача лицензий в области природоохраны и природопользования осуществляется за плату специально уполномоченными на то государственными органами управления в области охраны окружающей среды, использования природных ресурсов, а также природных объектов или иными специально уполномоченными государственными органами (в области науки и технологий, иностранных дел и т.д.). Размер сбора за выдачу лицензий определяется исходя из расходов на экспертизу заявок, организационных и других расходов, связанных с выдачей лицензий (административные платежи), и утверждается органами исполнительной власти или её субъектов. В случае если лицензии на осуществление деятельности выдаются исключительно государственным предприятиям или организациям (например, охрана и разведение исчезающих видов животных), то их выдача юридическим лицам иной формы собственности или гражданам запрещается. Действие лицензии по закону может быть прекращено Судом по представлению органа её выдавшим, в соответствии с действующим законодательством. Проведение специально уполномоченными органами лицензирования осуществляется на основании Закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" и положений о лицензировании отельных видов деятельности по конкретным направлениям, также Утверждаемых Правительством. В соответствии с Законом и указанными перечнями к экологической области относятся закрепленные за соответствующими ведомствами и подлежащие лицензированию представленные ниже виды деятельности. Их группируют по признакам природопользования и охраны окружающей среды. Рассмотрим те виды деятельности, которые оказывают наибольшее влияние на состояние окружающей среды и показатели здоровья населения, в силу чего их лицензирование также относят к сфере охраны ОС и рационального использования природных ресурсов. Так, по линии Министерства природных ресурсов РФ (включая бывшие Росгеолком и Росводхоз) осуществляется лицензирование геологического изучения и использования недр, водных и некоторых Других ресурсов [49], в т.ч.: - геолого-съемочных работ, составления и издания карт геологического содержания (в том числе цифровых и электронных карт); - геофизических (в том числе гравиметрических) работ по изучению земных недр; - бурения скважин на воду (кроме бурения скважин на термальные воды) и геологоразведочных скважин на твердые полезные ископаемые. Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) также осуществляет лицензирование деятельности по соответствующим направлениям [48]: - гидрометеорологическая экспертиза проектов на строительство и освоение территорий; проведение работ по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления; гидрометеорологические, океанографические, гелиогеофизиче-ские работы и работы & области мониторинга загрязнения окружающей природной среды. По линии Министерства здравоохранения (Минздрав России, в т.ч. вошедший в его состав бывший Госкомсанэпиднадзор).РФ проводится лицензирование оказывающих влияние на окружающую среду и здоровье человека производств, сертификации, хранения, оптовой реализации лекарств и изделий медицинского назначения, дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных средств, а также видов деятельности, связанных с источниками ионизирующего излучения, работ с возбудителями инфекционных заболеваний человека и т.д. [59]. Государственный Комитет РФ по земельным ресурсам и землеустройству (Госкомзем России) осуществляет лицензирование по различным видам деятельности, связанным с использованием земельных ресурсов [46, 72], в т.ч.: - проектно-изыскательские работы, связанные с выполнением мелиоративных мероприятий и другим использованием земель; строительство, реконструкция (восстановление) оросительных, осушительных, осушительно-обводнительных систем, отдельно расположенных гидротехнических сооружений и групповых (магистральных) водопроводов сельскохозяйственного назначения; - бурение скважин на воду (кроме бурения скважин на термальные воды); - эксплуатация и ремонт мелиоративных систем, отдельно расположенных гидротехнических сооружений и объектов сельскохозяйственного водоснабжения. Помимо вышеперечисленных видов природопользовательской и природоохранной деятельности в настоящее время уже лицензируемой министерствами и ведомствами в соответствии с утвержденными положениями, существует ещё довольно значительная группа направлений и видов работ, по которым пока отсутствуют необходимые положения о лицензировании. Тем не менее, в базовом правительственном постановлении о лицензировании отдельных видов деятельности [75] эти направления обозначены и закреплены за соответствующими государственными органами. К ним относятся следующие виды деятельности: - по линии Федерального горного и промышленного надзора (Госгортехнадзор) России - лицензирование деятельности в нефтяной и газовой промышленности [42,63], добычи других полезных ископаемых [64], а также опасных работ в промышленности [65]; - по линии Министерства сельского хозяйства и продовольствия (Минсельхозпрод России) РФ должна лицензироваться ветеринарная деятельность; - по линии Государственного Комитета РФ по рыболовству (Госкомрыболовство России) РФ - организация спортивного и любительского лова ценных видов рыб, животных и растений, а также экспорт живых водных биологических ресурсов (совместно с Госкомэкологии России) [89]; - по линии Федеральной службы лесного хозяйства России (Рослесхоз) - проведение авиалесоохранных работ (кроме баз авиационной охраны этой службы); - по линии Министерства культуры (Минкультуры России) РФ -обследование состояния, консервация, реставрация и ремонт памятников истории и культуры (в т.ч. природных) местного значения. Кроме того, органами исполнительной власти субъектов РФ, по согласованию с территориальными комитетами Госкомэкологии России предполагается и частично осуществляется лицензирование сбора и реализации сырья из дикорастущих лекарственных растений (кроме занесенных в Красную книгу России) и ряда других лицензируемых совместно с ведомствами направлений природозначимой деятельности. Все вышеуказанные виды "экологических" лицензий относятся к категории частных, т.е. касающихся отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды и здоровья населения, а также отдельных видов природопользования, с включением специальных разрешений на право размещения в природной среде выбросов, сбросов загрязняющих веществ, отходов. Существует и другой тип - комплексные лицензии. В соответствии с Законом об охране окружающей природной среды [32] лицензия на комплексное природопользование - это разрешение, выдаваемое природопользователю специально уполномоченными на то государственными органами РФ в области охраны окружающей природной среды, содержащее указания видов, объемов и лимитов хозяйственной деятельности по использованию природных ресурсов, а также экологические требования, при которых допускается их использование, и указания о последствиях несоблюдения этих требований. Лицензия на комплексное природопользование или воздействие на ОС выдается в качестве закрепления права на пользование одновременно несколькими видами природных объектов, осуществление одновременно выбросов, сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и размещение в ней отходов. Различают несколько типов комплексных лицензий: - разрешения на право пользования (добычи, изъятия, пользования без изъятия) одновременно несколькими природными ресурсами, - разрешения на право комплексного воздействия (выбросов, сбросов и размещения загрязняющих веществ и отходов) на окружающую среду, - лицензии на комплексное природопользование, включающие оба предыдущих типа комплексных лицензий. Под термином "лицензия" (в области охраны окружающей природной среды и природопользования), официально подразумевается "разрешение... на выемку, потребление, использование природного ресурса, выбросы, сбросы, размещение вредных веществ (в т.ч. отходов) с указанием способов контроля за охраной и рациональным использованием природных ресурсов" [23]. При этом процесс подготовки, экспертизы соответствующих материалов и процедура выдачи такого разрешения по сути и есть лицензирование. Как уже отмечалось, традиционно относимое к методам административно-правового регулирования, лицензирование является комплексным управленческим мероприятием, включающим административные, экономические и чисто рыночные (договорные) отношения. Оно сочетает в себе как элементы разрешительной системы, опирающейся на ограничивающие условия (экологические сертификаты, стандарты, нормативы и лимиты, требование осуществить оценку воздействия на окружающую среду и представить её результаты на государственную экологическую экспертизу), так и элементы экономического механизма управления, включающего платежи за использование природных ресурсов и загрязнение ОС, вносимые в экологические фонды, а также постепенно вводимые и постепенно развиваемые рыночные договорные отношения (в т.ч. пока добровольное в России экологическое страхование). При этом сами лицензии могут носить характер товара и продаваться потенциальным покупателям, например, на аукционах, как это делается во многих странах с развитой рыночной экономикой [6]. В России сейчас экологическое лицензирование составляет стержень комбинированной стратегии управления природопользованием и охраной окружающей среды. При этом для предприятия (фирмы) сначала устанавливаются нормативы воздействия на окружающую среду: предельно допустимые выбросы (ПДВ), сбросы (ПДС), нормы размещения отходов и нагрузки на окружающую среду (ПДН), предельные нормы изъятия природных ресурсов или стремящиеся к ним временные лимиты - согласованные на определенный срок нормативы воздействия или изъятия (ВСВ, ВСС, ВСН и т.д.). Затем на их основе предприятиям рассчитываются с учетом различных коэффициентов соответствующие ставки платежей за использование природного ресурса или воздействие (загрязнение) на ОС и устанавливаются конкретные величины платежей. Всё это (и нормативы, и лимиты, и ставки платежей) вносится в лицензию и в соответствующий договор на природопользование. После чего природопользователь попадает под действие экологического контроля. В настоящее время лицензии выполняют триединую задачу: служат формой учета пользователей природных ресурсов (в т.ч. ресурсов пространства - территории, акватории или условного объема атмосферы, используемых для выбросов, сбросов и т.д.), формой контроля за потреблением ресурсов и формой реализации функции распоряжения природными ресурсами. Лицензирование подразумевает выдачу разрешений (лицензий) на определенный вид деятельности, прежде всего на комплексное или специальное природопользование с указанием видов, объемов и лимитов хозяйственной деятельности по использованию природных ресурсов, а также экологических требований, при которых допускается природопользование и последствий несоблюдения этих требований. С точки зрения управления — это система мероприятий, направленных на регулирование природопользования посредством разработки экологических регламентации и ограничений. Сюда относят: территориальные и ресурсные кадастры, региональные и поресурсные лимиты, а также соответствующие целевые платежи. Сама же лицензия - документ, фиксирующий особенности взаимоотношений (юридически закрепляемых договором) между специально уполномоченным государственным органом в области природопользования и охраны ОС с одной стороны, и природопользовате-лем (юридическим или физическим лицом) с другой. Она устанавливает, исходя из эколого-экономической ситуации и государственной политики в этой области, соответствующие требования и ограничения на ведение хозяйственной деятельности. Формы экологических лицензий, применяемые в России - это разрешения на комплексное и специальное (частное - по видам ресурсов) природопользование, а также на выбросы (сбросы, размещение отходов) загрязняющих веществ в ОС. Существенная особенность любой "экологической" лицензии –это её оформление после проведения экологической экспертизы, а в случае лицензии на комплексное природопользование - только после получения природопользователем частных (специальных) разрешений в специализированных государственных органах управления природопользованием (по видам ресурсов или деятельности). Тем самым лицензия на комплексное природопользование объединяет разрозненные лимиты и другие требования (экологические, санитарно-гигиенические, противоаварийные и др.) в систему - по территории или объекту в целом, а также по совокупности видов лицензируемой деятельности. При этом она в отличие от специальной лицензии не дает права на конкретный вид природопользования, а лишь регламентирует условия последнего. Права же на использование природных ресурсов должны определяться в договорах (аренды, на комплексное природопользование и т.д.) или в специальных "отраслевых" лицензиях, выполняющих функцию таких договоров (например, лицензия на право пользования недрами). В соответствии с российским законодательством, на практике лицензия на комплексное природопользование обычно включает: - перечень используемых природных ресурсов, лимиты и нормативы их расхода и изъятия; - нормативы платы за охрану и воспроизводство природных ресурсов; - перечень, нормативы и лимиты выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в природную среду и на размещение отходов; - нормативы платы за выбросы (сбросы, размещение отходов); - другие экологические требования и ограничения, при которых допускается хозяйственная и иная деятельность; - сроки действия установленных экологических ограничений; - нормы экологической ответственности природопользователей за нарушение требований и условий, содержащихся в лицензии (в т.ч. штрафные санкции за нерациональное и сверхлимитное природопользование). Наличие лицензии служит условием для заключения договора на природопользование. Введение договорных отношений в этой области - явный шаг вперед в развитии системы рыночных регламентации экологически значимой деятельности, её упорядочивания, т.е. более эффективного управления. Договор на комплексное природопользование - это документ, закрепляющий право субъектов природопреобразующей хозяйственной деятельности заниматься ею в определенных границах и на определенных условиях, заключаемый между исполнительным органом власти и субъектом предпринимательской деятельности. Обычно в договоре на комплексное природопользование указывается: - перечень, границы, а также количественные и качественные характеристики предоставляемых в пользование природных ресурсов, в т.ч. территории (тоже своего рода ресурса - пространства); - условия природопользования (ограничения и экологические требования) к ведению хозяйственной деятельности на данной территории или конкретном объекте, в т.ч. лимиты и нормативы использования (изъятия) природных ресурсов и загрязнения окружающей среды, временные (сезонные) ограничения хозяйственной деятельности, требования по соблюдению установленных охранных режимов, по сохранению особо ценных природных комплексов и экосистем, отдельных видов растений и животных, особые требования к применяемым технологиям, мероприятия и нормативы затрат на охрану и воспроизводство природных ресурсов, размер и порядок внесения платы за пользование природными ресурсами и загрязнение окружающей среды, размеры и порядок выплат компенсационных платежей, связанных с выводом природных ресурсов из общего пользования и др.; - срок действия договора, ответственность сторон в случае нарушения требований, указанных в договоре, а также в случае нарушения природоохранного законодательства и иные условия. Среди наиболее важных моментов, отражаемых в договоре и требующих дополнительного пояснения, можно выделить следующие. Компетенция органов исполнительной власти в области регулирования отношений по природопользованию и охране окружающей среды: - предоставление во владение, постоянное пользование или аренду природных ресурсов в соответствии с законодательством РФ и соответствующими нормативно-правовыми актами её субъектов, прекращение или ограничение права владения, постоянного пользования, условия расторжения договора о пользовании (аренде); - организация взимания платы за право пользования природными ресурсами и за выбросы загрязняющих веществ в пределах установленных лимитов; - организация контроля за охраной ОС и использованием природных ресурсов. Права и обязанности природопользователей. Они имеют право участвовать в разработке и принятии решений, осуществление которых связано с экологически вредным воздействием на ОС, и в контроле за их выполнением. Кроме того, природопользователи имеют право на возмещение потерь и убытков, связанных с досрочным расторжением договора, ухудшением состояния окружающей среды и природных ресурсов не по вине самого природопользователя, а также другие права, согласованные обеими сторонами. Природопользователи обязаны: эффективно использовать окружающую среду и природные ресурсы в соответствии с целевым назначением и требованиями приоритетного природопользования, улучшать состояние окружающей среды и рационально использовать природные ресурсы, применять природоохранные технологии производства, не допускать ухудшения экологической обстановки в результате осуществления хозяйственной деятельности; - своевременно вносить плату за природопользование и загрязнение ОС; - своевременно предоставлять сведения в органы исполнительной власти территории и специально уполномоченные в области контроля окружающей среды и состояния природных ресурсов государственные органы; - возмещать потери и убытки, допущенные в результате истощения и загрязнения окружающей среды и природных ресурсов. Порядок заключения договоров. Природопользователь, заинтересованный в использовании природных ресурсов (объектов) территории, обращается в исполнительный орган власти соответствующего уровня с заявкой на природопользование и прилагаемым к нему проектом намечаемой хозяйственной деятельности. Исполнительный орган власти организует проведение экологической экспертизы, обеспечивает рассмотрение на конкурсной основе поданных заявок и выдачу природопользователю лицензий на использование каждого природного ресурса. Специальные лицензии на отдельные виды природопользования выдаются органами управления лесными и другими биологическими ресурсами, недрами и др. на основании федеральных и региональных лимитов использования природных ресурсов и выбросов (сбросов, размещения отходов) загрязняющих веществ в окружающую среду, утверждаемых специально уполномоченными на то государственными органами. После получения специальных лицензий выдается лицензия на комплексное природопользование. Действие договора может приостанавливаться или аннулироваться, что влечет за собой переподтверждение или прекращение действия соответствующей лицензии. За несоблюдение установленных законодательством, а также указанных в лицензии и договоре норм и правил пользования окружающей средой и природными ресурсами Природопользователи несут административную, уголовную, гражданско-правовую и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными актами территориальных образований. Привлечение к ответственности не освобождает от обязанности возмещения причиненного вреда.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1562; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |