КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Государственная экологическая экспертиза как метод УООС. Цели ГЭЭ. Принципы и объекты ГЭЭ. Правовое регулирование государственной экологической экспертизы. Порядок проведения ГЭЭ
В традиционном (узком) смысле, в соответствии с российским законодательством и юридической литературой, экологическая экспертиза (ЭЭ) определяется как установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта ЭЭ в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на ОС, а также связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы [20, 36]. Ее принято рассматривать как предварительную проверку соответствия хозяйственных проектов, предпроектной документации, программ, изделий, материалов, сырья, продукции, стандартов, нормативов, и иных (объектов - ред.) веществ, материалов, решений требованиям экологической безопасности и охраны окружающей природной среды [10]. На самом деле - это более широкое понятие, охватывающее область социально-экологической, информационно-управленческой практики, включающей в себя: • оценку (исследование и прогноз) комплексного воздействия на окружающую среду, а также последствий намерений, планируемой уже реализованной деятельности, • контрольную проверку обоснованности материалов и документов, ее характеризующих, на соответствие экологическим требованиям, с учетом результатов оценки экологической ситуации и мнения общественности. Тем самым, экологическая экспертиза (ЭЭ), являющаяся эффективной организационно-правовой формой предупредительного контроля и самостоятельным видом управленческой деятельности [20], фактически сегодня включает в себя три неравнозначных компонента: оценку воздействия на окружающую среду (ОВОС), общественную (ОЭЭ) и государственную экологическую экспертизу (ГЭЭ), которые вместе с экологическим обоснованием (ЭО) и экологическим аудитом (ЭА) представляют собой основные этапы процесса непрерывного учета экологического фактора устойчивого развития. Данный процесс предложено называть экологическим сопровождением хозяйственной деятельности (ЭСХД) [3], которое должно осуществляться на всех ее стадиях - от возникновения идеи через обоснование и реализацию замысла до реабилитации и достижения приемлемого качества окружающей среды (ОС) после завершения деятельности в рамках этого замысла. Если ГЭЭ обеспечивает учет экологических требований на стадии принятия управленческого решения, то ОВОС - на стадии его подготовки. При этом ОЭЭ может сочетать и то и другое, обеспечивая компромисс интересов всех участников экспертизы. В дальнейшем под термином "экологическая экспертиза" в данном пособии будет пониматься только государственная и общественная экспертиза, а оценка воздействия (ОВОС) и другие, законодательно пока не закрепленные термины виды ЭСХД (ЭО, ЭА и др.) будут рассматриваться отдельно. Нормативно-правовую и инструктивно-методическую основу экологической экспертизы составляют Законы РФ "Об экологической экспертизе" [36] и "Об охране окружающей природной среды" [20], законы и уставы субъектов РФ; указы и распоряжения Президента России; постановления и распоряжения Правительства РФ [52, 74, 78, 80, 81], зарегистрированные Минюстом руководящие документы министерств, госкомитетов и других ведомств (приказы, инструкции, указания и иные руководящие акты) [40, 57, 58, 60, 66, 85-88, 90,91,95,97], документы соответствующих территориальных администраций, решения референдумов и представительных органов местного самоуправления; ратифицированные международные договоры и признанные Россией нормы международного права. К числу основных подзаконных актов, регулирующих экологическую экспертизу и ОВОС, относятся прежде всего правительственное Положение "О порядке проведения государственной экологической экспертизы" [52], постановление Правительства РФ "О государственной экспертизе градостроительной и проектно-сметной документации и утверждении проектов строительств" [80] и [74, 78, 81]; ведомственные документы: положение Минприроды России "Об оценке воздействия на окружающую среду в РФ" [57], а также [58, 60]; приказы Госкомэкологии (Минприроды) РФ "О комплексной системе оценки и нормирования качества окружающей среды" [85], "Об утверждении единой формы заключения государственной экологической экспертизы" [87], "Об утверждении инструкции по экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности" [88], "Об утверждении руководства по проведению ОВОС при разработке обоснований инвестиций в строительство, технико-экономических обоснований (ТЭО) и/или проектов строительства, реконструкции,расширения, технического перевооружения, консервации или ликвидации хозяйственных и/или иных объектов и комплексов"[90], а также [40, 66, 91, 95, 97]. Помимо вышеуказанного, экологическая экспертиза опирается также на соответствующие нормативные (государственные и отраслевые стандарты, строительные и санитарные нормы и правила, нормы безопасности и т.д.) и методические (пособия и рекомендации инструкции, методики и др.) руководящие документы и материалы, разрабатываемые специализированными ведомствами и научными учреждениями. При проведении оценки воздействия (ОВОС) в свою очередь используются обобщенные данные экологического мониторинга, научных исследований и разработок, результатов ранее проведенных ОВОС и экологических экспертиз по аналогичным проектам и материалам, государственная и ведомственная статистика, кадастровая и другая информация. Теория экологической экспертизы и проведения ОВОС находится в стадии разработки, однако её основы в любом случае должны составлять: цели, задачи (основные функции), принципы, типизация объектов и субъектов, вносящая различия в процедуру - при организации и проведении ЭЭ. Главным является комплексность в подходах, применение на различных стадиях подготовки и принятия Управленческого решения соответствующей процедуры, в том числе государственной и общественной экспертиз (для намерений и проектных решений), ОВОС (для всех стадий деятельности), а также экоаудита (для действующих объектов), задачи которого во многом перекрываются с функциями сегодняшнего экологического контроля. Понимание этих вопросов особенно важно для формирования основы знаний эколога-эксперта. Цели экологической экспертизы и ОВОС в общем виде принципиально совпадают и заключаются в предупреждении возможных неблагоприятных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы ( 36) а также в обеспечении реализации конституционных прав граждан России на информацию, благоприятную природную среду и экологическую безопасность. Зарубежное и международное природоохранные законодательства рассматривают цель экологической экспертизы еще несколько шире. Например, в соответствии с Директивой ЕЭС № 337/85 ЭЭ считается "воплощением предупредительной экологической политики", подразумевающей оценку экологического воздействия проектов хозяйственного развития на окружающую среду, активное участие общественности на всех стадиях проведения экологической экспертизы и принятия решения об окончательной реализации этих проектов, широкое информирование о результатах ЭЭ, проведение консультаций между заинтересованными ведомствами и другими юридическими лицами, а также публикацию конечных результатов переговоров и консультаций [6]. При этом ОВОС (в отличии от ГЭЭ, проверяющей соответствие уже подготовленного решения экологическим требованиям) нацелена прежде всего на выявление недостатков проекта и принятие необходимых мер по его улучшению с т.з. экологических показателей. Цель ОЭЭ в явном виде не определена, но, по-видимому, именно она является прямым проявлением права граждан на достоверную экологическую информацию. Задачи экологической экспертизы и ОВОС в действующем российском законодательстве практически не раскрыты, но в общем виде их можно сформулировать следующим образом: а) организация и проведение (на стадии подготовки решения) всесторонних, объективных, научных исследований и анализа объектов экспертизы с позиций эффективности, полноты, обоснованности и достаточности предусмотренных в них мер, правильности определения заказчиком степени экологического риска и опасности намечаемой или осуществляемой деятельности, а также обеспечение экологического прогнозирования на основе информации о состоянии и возможных изменениях экологической обстановки вследствие размещения и развития производительных сил, не приводящих к негативному воздействию на ОС, т.е. определение вероятности экологически вредных воздействий и возможных их социальных, экономических и экологических последствий (задачи ОВОС); б) оценка соответствия экологическим стандартам экспертируемых объектов, намечаемых к реализации, на стадиях, предшествующих принятию решения об их реализации или соответствия названным стандартам уже осуществляемой деятельности, обеспечение государственного экологического контроля за качеством подготовки инициатором (заказчиком) проектов решений о развитии намечаемой имдеятельности, а также подготовка объективных, научно обоснованных выводов (заключений) и своевременная передача их государственным и иным органам, принимающим решение о реализации объекта экспертизы (задачи ГЭЭ); в) информирование заинтересованных лиц, в т.ч. общественности, о возможных неблагоприятных воздействиях на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствиях намечаемой деятельности в целях нахождения баланса интересов и компромиссного решения для снятия возникающих социально-психологических напряжений и предотвращения конфликтов на данной почве (задачи ОЭЭ). Принципы экологической экспертизы и ОВОС в действующем российском законодательстве довольно хорошо проработаны и закреплены в Законе "Об охране окружающей природной среды" (ст. 35) [32], выделяющем среди них принципы: обязательности, научной обоснованности, независимости (вневедомственности) в организации и проведении, широкой гласности и участия общественности, а также в законе "Об экологической экспертизе" [36], добавляющем принциы: презумпции потенциальной экологической опасности и приоритета экологической безопасности, комплексности оценки, достоверности и полноты информации, гласности, ответственности. Кроме того в неявном виде существует и действует принцип "платности" экологической экспертизы. Принцип обязательности, являющийся ведущим, гласит что "ГЭЭ является обязательной мерой охраны окружающей природной среды, предшествующей принятию хозяйственного решения (ст. 36), а финансирование и осуществление работ по всем проектам и программам производится только при наличии положительного заключения ГЭЭ..." (ст. 70) [32]. Закон "Об экологической экспертизе" [36] добавляет и конкретизирует обязательность ГЭЭ моментом ее проведения до принятия решения о реализации объекта ЭЭ и обязательностью учета требований экологической безопасности. Кроме того он закрепляет нормы, касающиеся обязательности заключения ГЭЭ и его исполнения (ст. 18): "... положительное заключение ГЭЭ является одним из обязательных условий финансирования и реализации объекта государственной ЭЭ...", а также то, что "... правовым последствием отрицательного заключения государственной ЭЭ является запрет реализации объекта ГЭЭ". Это касается и международно-правовой деятельности: -несоблюдение требования обязательного проведения ГЭЭ проекта международного договора является основанием признания его недействит ельным" Правда, на практике обязательность ЭЭ проявляется в основном по отношению к проектам и программам, осуществление которых может оказывать вредное воздействие на окружающую природную среду. Принцип научной обоснованности, объективности и законности заключений ГЭЭ рассматривается в законах [32, 36] в связке и означает, что ЭЭ и ОВОС представляют собой научно-исследовательский процесс и должны производиться на современном научно-техническом уровне, с использованием новейших форм и методов научных исследований квалифицированными учеными-экспертами. При этом в результате должна быть осуществлена не столько фиксация допущенных нарушений, сколько оценка их последствий, разработаны рекомендации органам или лицам, принимающим решения, а также выполнены необходимые прогнозы их реализации в действующих объектах. Принцип независимости и вневедомственности относится в основ ном к ГЭЭ и означает, что непременным условием ее эффективности является функциональная и финансовая независимость организующих ЭЭ органов и проводящих ее экспертов (преимущественно внештатный статус последних, их надлежащее финансовое, организационное, материально-техническое и другое обеспечение). Эти условия призваны создавать условия для свободного волеизъявления эколого-экспертной комиссии, которая должна руководствоваться только фактами, научными методами их обоснования и действующими законами. Общественная ЭЭ в теории предполагает еще большую ее независимость, однако на практике оказывается вдвойне зависимой: один раз - от государственной (пока та не признает ее результатов), а второй раз - от групповых общественных интересов (ведь ее организуют и проводят как правило уже экстремистски настроенные общественные группы с заранее сформировавшейся целью - доказать невозможность принятия решения о реализации объекта). ОВОС также нельзя рассматривать как полностью независимую, т.к. лица, ее проводящие, как правило, сами зависимы, причем финансово, от заказчика документации. Принцип широкой гласности и участия общественности предполагает доступность информации о ходе проведения экспертизы, принятых решениях и их учете органом управления при реализации объекта экспертизы, возможность общественных организаций и граждан получать такую информацию и доводить до сведения лиц, принимающих решения, свою позицию, обязательность для последних сообщать о принятых решениях и т.д. Этот принцип обеспечивается, в частности, ст. 84 и 86 закона [32], предусматривающими административную ответственность за отказ в предоставлении, или несвоевременное предоставление, или искажение экологической информации, а также возмещение причиненного таким правонарушением вреда. Гласность экологической информации тесно связана с привлечением общественности к участию в проведении государственной ЭЭ. Формы такого участия, подразумеваемые российским законодательством, многообразны: рассмотрение предложений граждан и общественных объединений о самом проведении экологической экспертизы, включение представителей общественности в состав экспертных комиссий, ознакомление населения с результатами государственной ЭЭ, проведение референдумов и т.д. Виды и типы экологической экспертизы в России находятся в стадии развития. В законодательстве [32, 36] определены два вида ЭЭ - государственная и общественная. Что касается типов ЭЭ, то в России они законодательно пока не закреплены, но могут быть классифицированы по типу объекта, субъекта и этапа проводимой экспертизы. Существуют и специфические типы ЭЭ и ОВОС (при приватизации, страховании, инвестиционной деятельности и т.д.). Не вдаваясь в подробности типов объектов экспертизы, можно выделить три основных "объектовых" групповых типа: ЭЭ и ОВОС предплановых, предпроектных и проектных материалов. Классификация по типу субъекта, уполномоченного проводить экспертизу или ОВОС, приводит к понятию ведомственной экспертизы. Учитывая, что по российскому законодательству таких ведомств, имеющих кроме Госкомэкологии России отношение к экспертизе и оценкам в данной области, насчитывается около десяти, следует отметить, что и типов ЭЭ в этом случае оказывается также довольно много. Однако только "ведомственный" подход, оправданный при анализе отдельных видов ресурсов или воздействий на ОС, неприемлем в случае комплексной экологической экспертизы и ОВОС. Именно поэтому для координирования организации и проведения ГЭЭ законодательством и административно Госкомэкология (Минприроды) РФ определена в качестве органа, осуществляющего межведомственные связи и координацию в сфере (в том числе -ред.) экологической экспертизы. Отнесение типа ЭЭ или ОВОС к этапам хозяйственной деятельности ещё более сложно, т.е. таких этапов может насчитываться не менее 4-х (планирование или проектирование, строительство или выпуск оборудования, штатное или аварийное осуществление деятельности и, наконец, её прекращение или ликвидация материальной структуры этой деятельности). Сложность типизации экспертиз увеличивается тем, что на каждом этапе деятельности одновременно или последовательно могут проводиться несколько мероприятий, несущих в себе экспертные функции: экомониторинг, экологическое обоснование, ОВОС, предварительный экоаудит и собствено ЭЭ (государственная и/или общественная). В итоге получается матрица "парных" типов ЭЭ, например, "ОВОС проекта" или "ГЭЭ программы ликвидации (пререпрофилирования и т.д.) предприятия", или "экоаудит предплановой документации" и т.д. Субъектами государственной экологачесжой_экспертизы закон [32] определяет "государственные органы и экспертные комиссии...", а в законе [36] уточняются их полномочия на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации и вводится понятие "специально уполномоченные государственные органы в области экологической экспертизы" (ст. 13). Таковыми являются: "федеральный специально уполномоченный на то государственный орган в области охраны окружающей природной среды Госкомэкологии (Минприроды) РФ и его территориальные органы, которые имеют исключительное право на проведение государственной экологической экспертизы, и осуществляют соответствующие функции через свои подразделения, специализированные в области организации и проведения ГЭЭ". Закон "Об экологической экспертизе" впервые определяет понятия "экспертная комиссия государственной экологической экспертизы" (ст. 15) и "эксперт государственной ЭЭ" (ст. 16), Кроме того, этот же закон [36] закрепляет конкретные полномочия в области ЭЭ Президента, Федерального Собрания, Правительства, а также органов судебной власти РФ (ст. 5), определяет вопросы ведения субъектов Российской Федерации (ст. 6), а также полномочия, права и обязанности федерального и территориальных специально уполномоченных государственных органов в области экологической экспертизы (ст. 7 и 8). В учебно-правовой [13,20] и другой литературе [8, 9, 12, 19] указывается, что субъектами ЭЭ и ОВОС должны выступать, как правило, не одна, а как минимум три стороны: заказчик, подрядчик (исполнитель) и потребитель. Заказчиком является властная государственная структура, наделенная соответствующим правом назначать подобную ЭЭ или проводить ОВОС. Подрядчиком (исполнителем) обычно является НИИ или подобное ему учреждение, которому будет поручено провести экспертизу (ОВОС), или самостоятельная комиссия, подобранная компетентным органом и утвержденная им. Потребителем в данной системе общественных отношений следует считать предприятие (организацию, учреждение), объекты или документы которых стали предметом экспертного анализа, а также население. В ходе дальнейшего развития экспертного процесса, например, при назначении дополнительной или повторной экспертизы, обжаловании заключения экспертной комиссии, т.е. расширении круга эколого-экспертных отношений, число субъектов и их виды могут меняться. В соответствии с этим, в самом широком смысле, в качестве субъектов ЭЭ и ОВОС можно рассматривать следующие: - широкую общественность, если и не проводящую ОЭЭ, то хотя бы участвующую в ГЭЭ или при проведении ОВОС в качестве наблюдателей; - представителей научно-исследовательских и проектных организаций, не входящих в состав экспертных комиссий, но создающих те самые материалы и документы, подлежащие экспертизе, т.е., фактически проводящих первичную стадию - экологическое обоснование и/или ОВОС; - работников государственных органов контроля и надзора, а также других организаций и учреждений, в т.ч. Единой государственной системы экологического мониторинга (ЕГСЭМ), выявляющих первичную информацию о нарушениях законов, норм, правил и стандартов в отношении уже действующих объектов экологической экспертизы или аудита (ЭА); - персонал, работающий на действующих объектах, подлежащих ЭЭ или ЭА. Объектами ЭЭ являются также Наиболее полно и подробно в действующем российском законодательстве объекты государственной ЭЭ определены в Законе "Об экологической экспертизе": проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов, утверждаемых органами государственной власти РФ и ее субъектов, материалы комплексного экологического обследования участков территорий, для последующего придания им правового статуса особо охраняемых природных территорий, материалы экологических обоснований лицензий и объекты государственной ЭЭ, ранее уже получившие положительное заключение, в случае: необходимости доработки объекта (по замечаниям ГЭЭ), изменения условий природопользования, реализации объекта экспертизы с отступлениями от документов, получивших ранее положительное заключение ГЭЭ или внесения изменений в эти документы, истечения срока действия положительного заключения ГЭЭ, внесения в проектную документацию изменений после получения положительного заключения государственной ЭЭ. Все вышеуказанные типы объектов ГЭЭ конкретизируются и дополняются принимаемыми подзаконными актами в данной области. Разработан конкретный Перечень видов (объектов) хозяйственной и иной деятельности, при подготовке обосновывающей документации на строительство которых ОВОС проводится в обязательном порядке. Перечень закреплен в Положении "Об оценке воздействия на окружающую среду в РФ" [57]. Он содержит 33 основных типа объектов и видов деятельности, характеризуемых предельными значениями мощности, производительности, тепловой нагрузки (например, ТЭЦ), объемом отходов или хранящихся веществ, другими количественными характеристиками объектов, позволяющими судить об их экологической вредности или опасности. Основания и условия проведения экологической экспертизы в законодательстве четко не определены (в законе [32] отсутствуют, а в законе [36] определяются косвенно). Исходя из принципов презумпции потенциальной экологической опасности любой деятельности и обязательности ЭЭ, она очевидно должна проводиться во всех случа ях по указанным в законе объектам на основании представления материалов в экспертизу. Но отсюда не следует прямое основание для ее назначения, а только лишь косвенное, определяемое через права и обязанности специально уполномоченных государственных органов в области ЭЭ - это решение соответствующего уровня органа управления. Единственное прямое, законодательно закрепленное основание проведения ГЭЭ относится только к повторной экспертизе, которая осуществляется на основании решения суда или арбитражного суда (ст. 14). Не менее важным для эколого-правовой практики является определение условий проведения ЭЭ. Ранее отсутствовавшие в законодательных актах, они закреплены теперь в Законе "Об экологической экспертизе"[36] (ст. 14). Не углубляясь в подробности, к таким условиям по закону можно отнести: соответствие формы и содержания представляемых материалов установленным требованиям и порядку проведения ГЭЭ; наличие в составе представляемой документации материалов ОВОС, необходимых положительных заключений и (или) документов согласований соответствующих органов (ведомств); материалов обсуждений объекта ЭЭ с общественностью; предварительная оплата ЭЭ заказчиком документации и др. В подзаконных нормативно-методических документах эти условия, а также порядок учета природных, социально-экономических и других факторов при проведении ЭЭ регламентируются более подробно. Так, в соответствии с одним из них - "Руководством по экологической экспертизе предпроектной и проектной документации" [91] рекомендуется представлять на ГЭЭ материалы, содержащие следующее (условия по документации): - информацию о природной среде (природные условия) и о хозяйственном использовании территории, о природоохранных объектах, о количественных показателях состояния компонентов экосистем (воздух, воды, почвы и т.д.); г оценку существующего экологического состояния (ситуации) территории; - сведения об экономическом потенциале, социальной среде и здоровье населения; - данные о характере планируемой деятельности и видах воздействия на ОС; ограничения по пользованию природной средой или природ-ресурсами; прогноз изменений природной среды при реализации проект-. решений; - оценку последствий воздействия объекта на природную среду и население; - характеристику и оценку эффективности природоохранных мероприятий и других мер по предупрежденшо и снижению негативного воздействия объекта или деятельности. В числе других действующих ведомственных подзаконных нормативных и инструктивно-методических документов, регулирующих условия разработки и представления материалов на ГЭЭ, необходимо иметь в виду ранее указанные и обсуждаемые ниже [40, 52, 57, 88, 90,91,97,39]. Эколого-экспертный процесс (процедура или официально установленный порядок организации и проведения) экологической экспертизы включает в себя пять основных стадий: а) назначение экспертизы и её организацию; б) сбор, обобщение, анализ и оценку поступившей информации; в) формирование предварительного заключения и ознакомление с ним общественности; г) представление окончательного заключения экспертной комиссии и утверждение его (в качестве заключения ГЭЭ) руководителем компетентного органа; д) разрешение споров и (при необходимости) проведение повторной (дополнительной) экспертизы. В Российской Федерации процедура ЭЭ и ОВОС закреплена в Законе "Об экологической экспертизе" [36] (ст. 14), а также регламентируется решениями и документами Правительства России [52, 74, 81] и ведомств [40, 58, 60, 66, 39], прежде всего Госкомэкологии (Минприроды) РФ [57,90,91,97]. По закону государственная экологическая экспертиза проводится экспертной комиссией, образованной специально уполномоченным государственным органом в области ЭЭ. Положение "О порядке проведения государственной экологической экспертизы" [52], содержит основные элементы описания процедуры ГЭЭ: субъект, её проводящий (экспертные комиссии, образуемые Госкомэкологии РФ и его территориальными органами); обязательное условие принятия материалов на ГЭЭ (наличие в них данных по ОВОС - оценке воздействия на окружающую природную среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности, а также по экологическому обоснованию допустимости её реализации); порядок представления, регистрации, первичной проверки экспертируемых материалов; нормативы сроков и собственно процедура организации и проведения ЭЭ; функции экспертной комиссии и её руководства; содержательные требования к заключениям (положительному и отрицательному) комиссии; дальнейшим действиям специально уполномоченного государственного органа в области ЭЭ по завершению государственной экологической экспертизы представленных материалов (утверждение заключения, его рассылка заинтересованным лицам и уведомление общественности о результатах ГЭЭ) и ряд других моментов. Принципиально то, что специально уполномоченные органы призваны заниматься организацией экспертизы, а её проведение в основном ложится на специалистов, обладающих научными и (или) практическими познаниями по рассматриваемому вопросу - внештатных экспертов, (хотя соответствующий орган вправе и сам проводить ГЭЭ в простых случаях, а также включать в состав экспертных комиссий своих штатных сотрудников). Основная задача экспертной комиссии или эксперта, проводящего ЭЭ, состоит в сборе, обобщении, анализе и оценке информации. По ряду объектов экспертизы [57] представление подобного рода экологической информации вменяется в обязанность потребителя экспертизы. Что касается особо экологически опасных видов хозяйственной деятельности, на экспертизу в этом случае обязательно должны быть представлены материалы, которые называются "Заявление об экологических последствиях", а в остальных случаях рекомендуется представлять "Декларацию (ходатайство) о намерениях" или результаты проведения ОВОС. Заключение, подготовленное экспертной комиссией после общественных слушаний или обсуждения в средствах массовой информации, утверждается руководителем (зам. руководителя) специально уполномоченного государственного органа в области ЭЭ, после чего приобретает статус заключения ГЭЭ и становится обязательным для всех её участников. Положительное заключение ГЭЭ является одним из обязательных условий финансирования и реализации объекта экспертизы. Оно имеет юридическую силу в течение срока, определенного специально уполномоченным органом ГЭЭ и теряет ее в случае: доработки объекта по замечаниям ранее проведенной ГЭЭ; изменения условий природопользования; реализации объекта с отступлениями от документации, получившей положительное заключение ГЭЭ ранее и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию; истечения срока действия положительного заключения ГЭЭ; внесения изменений в проектную и иную документацию после получения положительного заключения ГЭЭ. Правовым последствием отрицательного заключения ГЭЭ является запрет реализации объекта государственной экологической экспертизы. Положительное или отрицательное заключение ГЭЭ направляется заказчику, а в целях контроля информация о заключении -нижестоящему специально уполномоченному государственному органу ГЭЭ, органам исполнительной власти и местного самоуправления соответствующего уровня. В отдельных случаях, определяемых специально уполномоченным государственным органом ГЭЭ, информация также может направляться банковским организациям, которые осуществляют финансирование реализации объекта ГЭЭ. Лица и организации, не согласные с заключением ГЭЭ, вправе оспаривать его в судебном порядке, а также представить материалы на повторную ГЭЭ при условии их переработки с учетом замечаний, изложенных в отрицательном заключении. Другие процедурные моменты ЭЭ и ОВОС регулируются комплектом документов по их организации и проведению (всего более 50 нормативных, инструктивно-методических материалов и типовых форм документов), создаваемых ВНИИ охраны природы при Госкомэкологии РФ и Правительстве Москвы (в соответствии с приказом Минприроды РФ от 22.12.95 г. № 524). Большинство из них и целый ряд других документов, определяющих процедуру ЭЭ и ОВОС, представлены в электронной версии пособия. Ответственность в области экологической экспертизы и ОВОС возникает в связи с нарушениями законодательства РФ в этой области. Закон "Об экологической экспертизе" [36] (ст. 30) определяет виды таких нарушений, группируя их как: а) нарушения заказчиком документации, б) нарушения руководителями специально уполномоченных государственных органов и экспертных комиссии, в) нарушения экспертами, г) нарушения должностными лицами государственных органов исполнительной власти и местного самоуправления, а также органов государственного надзора и контроля, д) нарушения банковскими организациями, их должностными лицами и иными юридическими лицами, а также е) нарушения гражданами. В соответствии с указанными нарушениями закон "Об экологической экспертизе" [36] устанавливает и виды ответственности: уголовную (ст. 31), административную (ст. 32), материальную (ст. 33) и гражданскую (ст. 34), включая компенсацию причиненного гражданину морального вреда. Финансирование государственной экологической экспертизы, в том числе ее повторное проведение, осуществляется в соответствии с законом [36] за счет средств заказчика документации, подлежащей экспертизе, в соответствии со сметой расходов и порядком, устанавливаемым специально уполномоченным органом в области ГЭЭ, которые перечисляются заказчиком на отдельный субсчет этого органа. Перечисленные финансовые средства расходуются исключительно на проведение ГЭЭ в порядке, утвержденном Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ, на основании предложений специально уполномоченных государственных органов в области ГЭЭ. Финансирование ОВОС и других "необязательных" видов ЭЭ осуществляется заказчиком на основе гражданско-правовых отношений. Международные аспекты экологической экспертизы. В соответствии с законодательством РФ об экологической экспертизе [32, 36] применяется общепринятая норма - "если международным договором РФ установлены иные правила в области экологической экспертизы, чем те, которые предусмотрены российским законодательством, применяются правила международного договора". При этом технико-экономические обоснования и проекты.... в том числе с участием иностранных граждан или иностранных юридических лиц подлежат обязательной экологической экспертизе наравне с российскими. Что касается ОВОС, то её процедура в России всё более и более начинает походить на международные, в частности, применяемые в Европейском сообществе или Всемирным Банком [6]. Итак, экологическая экспертиза как самостоятельный инструмент управления природопользованием вместе с лицензированием (куда ЭЭ входит составным элементом) сегодня являются в России главными, эффективно применяемыми контрольно-управленческими (административными) профилактическими мерами. Их дополняют постепенно вводимые другие административные или "смешанные" рычаги, обсуждаемые далее.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1722; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |